Вариант 3
Чацкий обречен на одиночество, потому что он не боится говорить правду всем, включая своих друзей. У него есть инстинктивное желание узнать правду о мире и людях, что практически невозможно в обществе.
Всю свою жизнь он был суровым правдорубом, что не одобрялось обществом. Он верит в дружбу как в самую драгоценную жемчужину в мире, а главное — во взаимную честность, порядочность и преданность. Поэтому он без колебаний разоблачает недостатки и ошибки своих друзей, потому что хочет, чтобы они росли и становились лучше, более совершенными версиями самих себя.
Это, к сожалению, делает его изолированным и одиноким, потому что люди не выносят правды. Они не хотят подвергаться критике или принимать реальность. В его мире дружба ценнее всего остального, но это состояние изолирует его от других. Невозможно иметь настоящего друга в мире, где процветают ложь, зависть и обманчивые слова.
Мне нравится4.7 k.Не нравится2.7 k.
Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение
В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.
Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей — богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.
В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.
Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».
Конфликт поколений в «Горе от ума»
Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова написана на фоне кризиса ценностей и конфликта поколений в России XIX века. Главными героями пьесы являются высшее дворянство, которое уже не может сохранять свою власть и привилегии просто из-за своего социального происхождения, и молодое поколение, увлеченное новыми идеями и стремящееся к переменам в обществе. Этот столкновение и формирует центральный конфликт пьесы.
Главным противостоянием в пьесе стал конфликт между героями двух поколений: Молчалиным, представляющим старое поколение, и Чацким, являющимся представителем молодежи. Молчалин представляет консервативное мировоззрение старшего поколения, которое придерживается оставшихся от предшествующих эпох ценностей и формальностей. Чацкий же — это изображение молодого, энергичного и находящегося в несогласии с устоявшимся порядком молодого поколения.
Конфликт между Молчалиным и Чацким показывает общую борьбу старого мира с новыми идеями, свободой мысли и молодежными увлечениями. В целом, пьеса «Горе от ума» является символом противостояния молодости и старости, новых и старых ценностей, прошлого и настоящего, власти и свободы.
Проблемами, затронутыми в пьесе, являются:Конфликт поколений и противостояние старости и молодости
Готовность общества к переменам
Проблема социального происхождения
Кризис ценностей и тоталитарные устои общества
Коллизия между идеалами и реальной жизнью
Выводы, сделанные по итогам анализа: Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова является универсальным произведением, в котором описываются проблемы, актуальные и в современном обществе. Конфликт поколений, запрос на перемену, социальный кризис и проблемы ценностей по-прежнему остаются на повестке дня в России и мировом сообществе
Пьеса напоминает о важности сохранения традиций и одновременно открытости к новым идеям и нововведениям, о необходимости борьбы за свои убеждения и идеалы в любых обстоятельствах.
Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели». Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
Конфликт поколений в произведении «Горе от ума»
Один из главных мотивов пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» – конфликт поколений. Автор показывает столкновение двух поколений: старшего, представленного главным героем Молчалиным, и молодого, в лице Чацкого и его товарищей. Одни убеждены, что знание – это высший принцип жизни, а другие отдают предпочтение чувственным наслаждениям и эмоциям.
Взгляды Молчалина и Чацкого на жизнь полностью противоположны: первый считает, что знание всего и вся – это путь к истине, а второй убежден, что жизнь нужно проживать на полную, наслаждаясь ей, а не тратить время на ученость и науку. Именно эти различия и приводят к конфликту между героями.
Грибоедов является сильным критиком общества своего времени и своей страны, критикующим проявления разного рода грехов и пороков. В «Горе от ума» он выставляет на суд пятнистые черты российского просвещенства периода раннего 19-го века, которое проявляло склонность к пресыщению знанием, академическому доскональному и академическому напыщенному знанию. Он показывает, что взаимоотношения между людьми не основаны на истинной привязанности, а на внешних качествах и круге знакомых.
В заключении, можно сказать, что темой пьесы «Горе от ума» является главным образом конфликт поколений, который работает на углубление идей о межличностных отношениях и внутреннем мире главных героев.
Влияние идеологии эпохи на конфликт поколений в «Горе от ума»
Политические и социальные идеалы
Русская общественность начала XIX века была исключительно консервативной и традиционалистской. Она была убеждена в необходимости сохранения старых устоев и религиозных ценностей. Конфликт поколений в «Горе от ума» связан с этим: молодежь хотела демонстрировать свой прогрессивный уклон в мышлении и желание уйти от канонов прошлой эпохи, но старшее поколение воспринимало их действия как нечто неправильное и развращающее.
Нравственные ценности
Идеалы семейной жизни и образованности были очень важными для русской идеологии начала XIX века. Конфликт между главными героями пьесы в «Горе от ума» вызван не только разногласиями между поколениями, но и между разными средами общества, которые сформировали разные ценности. Молодежь предпочитала свободу в мышлении и поведении, в то время как пожилые люди придерживались более традиционных ценностей.
Экономические требования
В эпоху, описанную в «Горе от ума», на трех классах людей лежало бремя сохранения экономической стабильности: крестьяне, помещики и купцы. Это было время больших социальных различий, где бедность и богатство соседствовали друг с другом. Конфликт между поколениями в пьесе также отражает противоречия между бедными и богатыми с точки зрения нравственности и экономики.
Популярные сочинения
Сочинение на тему Моя любимая вещь У каждого ребёнка дома есть множество игрушек, но только нескоторые из них являются любимыми. У меня всего одна любимая игрушка — это оловянный солдатик. Им ещё играл мой отец
Сочинение Конфликты в пьесе Горе от ума В соответствии с литературными традициями комедия относится к первой русской реалистической пьесе, поскольку главным отступлением от классицизма является авторский отказ от единства
Сочинение Какую мечту называют благородной Все мы ждёт чего-то от этой жизни, о чём-то мечтаем. И эти мечты бывают очень разнообразными, маленькими и большими, такими же разными, какими бывают все люди.
Сочинение на тему Дом моей мечты (8 класс) Каждый человек мечтает о своем доме. Такие мечты не обошли и меня. Я также мечтаю о своем доме. Мой дом самый современный, уютный и комфортный. В нем я чувствую себя расслаблено и как в своей тарелке.
Сочинение на тему Счастлива ли Вера Алмазова? 8 класс Одной из героев произведения Александра Игоревича Куприна Куст сирени является молодая дама, Вера Алмазова. Она замужем за офицером, Николаем Евграфовичем Алмазовым
Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова Григорий Мелехов – один из главных и характерных героев произведения «Тихий Дон». Судьба его отражает всю драматичность в жизни донского казачества. Множество испытаний пришлось вынести Григорию в поисках своего жизненного пути
Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5
6 класс) Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа
В доброй беседе всяк ума копит — сочинение рассуждение Для каждого важно получить полезный совет, но не всегда бывает легко разобраться в том, кому можно довериться, а кого лучше не слушать. Наше окружение имеет огромное влияние на нас
Чацкий — передовой человек своего времени сочинение Произведение Грибоедова «Горе от ума» основано на борьбе человека с современными передовыми идеями со старым миром
Чацкий не скрываясь выражает свое неодобрение старыми
Сочинение Почему погибла Катерина в пьесе Гроза Катерина Кабанова была довольно интересным персонажем в пьесе Гроза, поэтому она всегда привлекала к себе внимание зрителей и читателей.
Ирония и сатира в произведении Грибоедова
«Горе от ума» — это не только комедия наивных и забавных персонажей, но и остроумная сатира на общество и пороки его членов. Александр Сергеевич Грибоедов использовал иронию и сарказм, чтобы выразить свое отношение к тогдашней действительности.
В произведении многие персонажи не осознают свою глупость и наивность, что вызывает у читателя насмешку. Например, Молчалин, считая себя умным и начитанным, не может построить грамотное предложение. Такая ирония направлена на критику образования и интеллектуальной обстановки того времени.
Также в произведении присутствуют различные отсылки и пародии на классические произведения, например, на пьесы Шекспира, что позволяет автору еще более остроумно и сатирически выразить свое мнение.
Грибоедов использует сатиру и иронию, чтобы высмеять проблемы общества, такие как чрезмерная власть и коррупция. Автор смело критикует систему и власть, используя юмор и остроумие вместо прямой критики. Это позволяет ему высказаться четко и ясно, не оскорбляя правителей и членов общества прямо.
В итоге, ирония и сатира в произведении Грибоедова играют важную роль для выражения авторского мнения по поводу того времени и для критики недостатков общества. Они помогают автору передать свои мысли читателю еще точнее и более ярко.
Сочинение: Конфликт поколений в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(612 слов) На первый взгляд, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выделяются два явных конфликта – любовный и конфликт героя с обществом
Но если подробнее углубляться в суть второго, то можно заметить еще одно важное противоречие – столкновение взглядов различных поколений. Подобная тема не раз поднималась в произведениях, ведь она никогда не теряет своей актуальности
Конфликт «отцов и детей» всегда заключается в разнице взглядов поколений на одну и ту же вещь, происшествие или явление. Время не стоит на месте, меняются взгляды, и молодое поколение стремится ко всему новому, непохожему, прогрессивному, а более взрослые люди зачастую противятся переменам и ищут правду в более привычных для них вещах. Они консервативны, ведь привязаны к тому, что нажили, и ограничены узкими рамками личного опыта. Именно такое разделение героев мы видим в пьесе «Горе от ума». Чацкий выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, блат и кумовство в распределении должностей, жизнь ради чинов и роскоши, подражание иностранной моде. Александр выступает за кардинальные перемены. А вот его главными оппонентами являются люди, годящиеся ему в отцы. Павел Фамусов — умудренный опытом вельможа, которому уже поздно менять свои взгляды. Он не может уронить свой авторитет, прислушиваясь к «мальчишке» и «якобинцу». Он, как и законодатели московского дворянства вроде Хлестовой, не хочет ничего менять, потому что его все устраивает: богатство и почет есть, а какой ценой — это уже детали, на которые можно и не глядеть из своего роскошно отделанного окна. Фамусов и его гости не замечают, что Россия не развивается, а народ страдает. Они отгородились от мира в башне из слоновой кости, откуда едва слышен крик Чацкого и ему подобных. Александра легко признали сумасшедшим и выставили посмешищем. Интересно, что судьба Чацкого всего спустя несколько лет после выхода пьесы постигла П.Я. Чаадаева, автора скандального произведения «Философические письма». Это подтверждает остроту и жизненность поставленного Грибоедовым конфликта.
Интересно заметить, что конфликт различных взглядов поколений в комедии «Горе от ума» выходит за рамки привычной темы отцов и детей. Так, например, герой Молчалин по возрасту относится к молодому поколению, но придерживается взглядов минувшего века, что проявляется в его поступках и в зависимости от мнения окружающих, чинопочитании и чрезмерном внимании к своему статусу. Даже в любви он предпочитает Софью (ради продвижения по службе), хотя сам увлечен служанкой Лизой. Молчалин – молодой герой, живущий по правилам минувшего поколения, и, как отмечал сам автор, такие люди «блаженствуют на свете». Это говорит о «перевесе» на стороне поколения отцов, ведь Молчалины всегда примыкают к сильной стороне. Посколько в России вся власть принадлежит ретроградам и консерваторам, конформистам и лицемерам, молодому поколению сложно пробиться и что-то изменить.
Нельзя оставить без внимания и семейные конфликты в комедии. Все мы знаем, что многие принципы и установки родителей не всегда находят отклик в сердцах детей, которые стремятся познать новое и стать лучшей версией себя. И влияние родителей не всегда идет во благо. Говоря о Фамусове и его дочери Софье, можно на примере героев увидеть, что отношение к жизни родителя не соответствует взглядам ребенка. Фамусов говорит: «Кто беден — тот тебе не пара!». А дочь в ответ рассказывает сон, с помощью которого иносказательно намекает отцу о своем выборе. Она полюбила Молчалина, несмотря на его бедность. Это означает, что даже сквозь влияние и давление «отцов» пробивается чистый и новый росток — мнение детей, не обремененное предрассудками. Понятие «Фамусовское общество» приобретает нарицательный характер и обозначает людей, готовых на все ради богатств и власти. В то же время герой Чацкий олицетворяет собой «нынешний век», он начитан и образован, имеет богатый внутренний мир. Такие взгляды чужды «фамусовскому обществу», поэтому они только и делают, что осмеивают непонятные им принципы и самого героя. Симпатии автора явно на стороне молодого поколения.
Таким образом, конфликт поколений раскрыт с разных сторон. Его причина – это непонимание между детьми и родителями, консерваторами и сторонниками прогресса, противоборство между старыми и новыми взглядами в обществе.
Характеристика героев и их решения конфликтов
В пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова противостояние поколений выразилось в конфликте между старшими героями и молодым человеком Чацким.
- Старшие герои: Чацкий встречает непонимание со стороны старших героев – Глинки, Софьи и Молчалина. Эти герои представляют старое мышление, опирающееся на устаревшие обычаи и традиции. Их решения и поступки не соответствуют изменяющимся обстоятельствам и приводят к неверным выводам.
- Молодой человек Чацкий: Он является главным героем пьесы и представляет новое мышление, дух прогресса и инноваций. Его решение конфликта – уезд из России, поскольку он понимает, что со старыми героями он не сможет договориться. Чацкий выражает недовольство многим лживым явлениям русской жизни и считает их вершителями дураков и пустозвонов.
Конфликт между старшими и молодым Чацким характеризуется противопоставлением лжи и правды, старой и новой жизни. Каждый герой представляет определенное мировоззрение и демонстрирует свой взгляд на окружающую действительность. Конфликт решается путем ухода Чацкого, а старшие герои остаются при своем мнении, не желая менять свой взгляд на жизнь.
Рассуждение 2
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» читателю представлен персонаж Александр Андреевич Чацкий. Его образ в произведении противопоставляется образам остальных героев, символизирующих общество, и между Чацким и Фамусовыми неизбежно происходит конфликт. Почему же так вышло?
Чацкий предпочитает выражать свою точку зрения честно и открыто, не стесняясь в выражениях, не стремясь подобрать слова, чтобы угодить кому-то, как это делает Молчалин, не утаивает своих мыслей, а высказывает их прямо. Эта прямота порой граничит с наглостью, что делает Александра Андреевича непонятным обществу, в котором каждый стремится угодить вышестоящим лицам, лишь бы позаботится о собственном благе. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет Чацкий, что отлично характеризует его взгляды. Получать награды и повышения он готов только честным трудом, но в армии, как и на мирной земле, привилегии получают люди, сумевшие «прислужиться», лучше втесаться в доверие и показать свою лояльность по отношению к более влиятельным лицам.
Александр Андреевич Чацкий является представителем «века нынешнего», в отличие от общества, которым он окружен, которое олицетворяет собой «век минувший». Глобальное различие взглядов не позволило бы главному герою стать близким другом кого-либо из остальных персонажей, а его прямота и бескомпромиссность отметают шансы даже на приятельские отношения. Ни один человек, даже из семьи Фамусовых, не станет общаться с личностью, открыто выражающей свое презрение к его взглядам и ценностям. Исключение могло бы быть для личности, имеющей более высокое положение в обществе, но Чацкий не намерен «прислуживаться», а значит, лишен такой перспективы. Да и сам Александр Андреевич не выражает желания иметь что-либо общее с семьей Фамусовых и даже разочаровывается в Софье, чувствами к которой жил все три года в разлуке. Герой уезжает без сожалений, отправляясь искать «уголок» своему «оскорбленному чувству» за пределами Москвы. В поисках лучшего места Чацкий добровольно обрекает себя на одиночество, потому как не готов идти на уступки ради вежливости и терпеть рядом неприятных людей.
Конец произведения – «Карету мне, карету» – остается открытым, вселяя в читателя надежду, что после долгих поисков персонаж сможет найти родную душу, но случится ли это? Если да, то, скорее всего, не скоро. Чацкий опередил свой век и теперь вынужден нести на своих плечах пресловутое «горе от ума», постоянно сталкиваясь с осуждением общества. Однако в его случае оставаться одиноким намного комфортнее, чем окружать себя более глупыми людьми. Именно поэтому Чацкий обречен на одиночество. Но так ли это плохо?
Подготовительная работа
Первый шаг в написании образцового сочинения, заслуживающего высоких оценок, — составление плана работы. Необходимо продумать, какие аспекты будут освещены, какие эпизоды проанализированы, какие цитаты использованы для подтверждения своих мыслей.
Примерный план работы для сочинения «Почему Чацкий одинок «может выглядеть следующим образом:
- Вводная часть (достаточно 2−3 предложений).
- Характеристика главного героя. Не стоит сосредотачиваться на описании внешности, образования, все это можно описать кратко. Гораздо важнее рассказать о внутреннем мире героя, его идеях.
- Взаимоотношения с другими героями.
- Выводы о том, почему персонаж выглядит «белой вороной» на фоне общества своего времени.
- Краткое завершение.
Придерживаясь этого плана, можно без проблем разобраться в том, почему Чацкий сумасшедший, а точнее, почему его считают таковым.
Конфликт поколений в пьесе «Горе от ума»: анализ причин и выводы А.С. Грибоедова
Жизненный опыт и идеалы
В пьесе «Горе от ума» одной из главных причин конфликта поколений является различие в жизненном опыте и идеалах молодёжи и старшего поколения. Князь Мышкин и его друзья, представляющие более старшее поколение, придерживаются консервативных взглядов и скептически относятся к новым идеям, а молодёжь, в частности главный герой Чацкий, стремится к переменам и более прогрессивным взглядам на жизнь.
Идеалы молодёжи не соответствуют ожиданиям старшего поколения, что вызывает конфликт между ними. Чацкий хочет жить по своим правилам и стремится к свободе, в то время как князь Мышкин и его друзья традиционно считают, что молодые люди должны следовать примеру старших.
Несмотря на противостояние, Грибоедов не ставит один идеал выше другого. С одной стороны, он изображает старшее поколение, которое держится за традиции и боится перемен. С другой стороны, он показывает молодёжь как людей, которые готовы на перемену и стремятся к свободе. Таким образом, Грибоедов демонстрирует, что идеалы молодёжи не всегда должны сближаться с идеалами старшего поколения и наоборот, и что конфликт поколений важен для развития общества и происходит на всех этапах жизни.