Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»
Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.
Значение образа Фамусова
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Предыдущая
СочиненияЧацкий и фамусовское общество своеобразие конфликта для сочинения по теме
Следующая
Сочинения«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений
Вариант 2
Бессмертная комедия великого писателя Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” раскрывает множество остросоциальных конфликтов того времени. Одной из главных тем, на фоне которой разворачивается весь конфликт, является столкновение нынешнего и минувшего веков. Если нынешний век представлен прогрессивным новатором Чацким, который прославляет идеалы свободы и всеобщего равенства, то в качестве века минувшего выступает так называемое Фамусовское общество, состоящее из нескольких людей дворянских кровей. Какие идеалы оно прославляет и существует ли сейчас?
Фамусовское общество можно назвать ярыми консерваторами, защищающими идеалы настоящих эксплуататоров и рабовладельцев, имеющих при себе тысячи крепостных крестьян. Их взгляды на многие вопросы в точности передают дух того времени, когда права человека ничего не стоили. Основу жизни участников общества Фамусова составляют праздники, азартные игры и огромное количество иных развлечений. Они не признают работу и постоянно ищут поводы для отлынивания от собственных обязанностей. Достаточно лишь вспомнить распорядок рабочей недели самого Фамусова. Он работает 2-3 часа, затем отправляется на обеды в лучших ресторанах, а потом идёт на похороны по приглашению.
Отдельно стоит отметить отношение этих консерваторов к образованию
Им важно лишь его наличие, а не качество. Они готовы увеличить количество учителей, которые не обладают навыками преподавания
Последствия такого обучения можно увидеть на примере Скалозуба, который может поддерживать беседы только на военную тематику. Данная личность представляет собой классическую персону, получившую высокую должность не за собственные заслуги.
Безразличие Фамусовского общества к обычному человеку замечается сразу же после прочтения первого действия. Фамусов не проявляет никакого уважения к своему слуге Петрушке. Но беспредел достигает своего пика на балу. Госпожа Хлестова привела с собой Арапку, которую держала на поводке. Она приравнивает людей из низкого сословия к животным, не видя никакой разницы.
Безусловно, Фамусовское общество существует в современном мире, но уже не в таких масштабах. Его представители продолжают продвигать неправильные приоритеты в жизни. Но либеральное и продвинутое общество должно противодействовать таким людям, чтобы достичь всеобщего равенства во всём мире.
Вариант 3
Фамусовское общество, описываемое в комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, представляет собой образец аристократического дворянства начала XIX века. В ходе чтения произведения можно отметить ряд черт общества того времени, их ценности, а также особенности взаимоотношений между ними.
Одной из основных ценностей в фамусовском обществе является социальный статус и богатство
Фамусов считает, что бедный человек не может быть хорошим женихом для его дочери, подчеркивая важность социального положения и наличия денег. Он представляет собой типичного представителя аристократического дворянства, для которого чины и богатство имеют первостепенное значение
Еще одной характеристикой фамусовского общества является формальное отношение к службе. Фамусов подписывает документы без должного изучения их содержания, демонстрируя небрежное отношение к своим обязанностям. Это свидетельствует о формализме и равнодушии, которые присущи обществу дворян в то время.
Примером образа Фамусова можно указать его богатство и влиятельность. Этот персонаж обладает заметным социальным статусом, богатством и знатностью. Однако его отношение к чинам и деньгам носит циничный характер. Фамусов не видит в них ничего иного, кроме средств для достижения личных целей.
Верхний чин также играет важную роль в фамусовском обществе. Образ Скалозуба показывает, что у него есть высокий чин и связи, что делает его достойным партнером для Фамусовой дочери. В этом показано, что в обществе того времени привходит не имеют места и важнее всего – чин.
Образ Молчалина также характеризует фамусовское общество, так как он зависит от высшего чина и подчиняется формальным правилам, пока не имеет нужного статуса. В зависимости от высшего чина заключается вся значимость и возможности в обществе.
Вне сцены можно наблюдать персонажей, которые также выражают положительное отношение к знатности и богатству. Аристократическое общество относится с презрением к незнатным и бедным, ожидая от них услужливости и подчинения. Это свидетельствует о преобладающем в фамусовском обществе презрении к низкому статусу и неприятии независимости и независимости.
Московское консервативное дворянство, описываемое Грибоедовым, представляет собой устаревший образец, стремящийся сохранить привилегированный образ жизни. Фамусов и его общество предпочитают праздничные банкеты и веселья, в то время как заботы о службе сводятся к минимуму. Они противодействуют любым изменениям в общественных взглядах, так как это угрожает их привычному образу жизни.
Таким образом, фамусовское общество в комедии «Горе от ума» является образцом аристократического дворянства начала XIX века. Ценности этого общества заключаются в социальном статусе и богатстве, а также в формальном отношении к службе. Общество дворян Московской губернии того времени отличается цинизмом, формализмом и презрением к низкому статусу. Фамусов и его общество представляют противостояние новым идеям и стремление сохранить привилегированный образ жизни. Они являются образцом устаревших и аристократических нравов, которые начинают проявляться конфликты между старыми и новыми ценностями.
Мне нравится203Не нравится90
Внесценические персонажи комедии
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.
Ответы:
В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом, День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного — Молчалина. Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича — его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы.
Чацкий же — новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества… Противопоставление их позиций и взглядов — это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали — все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы — от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.
5 стр., 2217 слов
Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
… барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и … нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?» Третье действие комедии открывается …
Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы? А эти шесть княжон и графиня-внучка — весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич — без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок — и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!
Характеристика Фамусова
В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».
Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.
Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.
Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.
Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.
Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.
`
Отношение Фамусова к людям
Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества жизни человека, общества, бытии»>человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Несколько исторических фактов
В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.
Что касается использования традиций классицизма в «Горе от ума», то это наследие осталось еще со времен правления Екатерины II, однако Грибоедов использовал только их основу, решившись выйти за пределы присущих им ограничений, без чего передать реальность описываемых в комедии событий становилось невозможно.
В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:
Идея создания пьесы созревала в сознании талантливого русского писателя в период с 1816 по 1820 год, однако приступить к работе он смог только после возвращения из своего персидского путешествия.
На момент написания Грибоедов находился в Тифлисе (современном Тбилиси), вдохновляясь рассказами своей близкой приятельницы Евгении Греховой. В итоге уже к 1822 году литератором было написано полных два акта.
Первый вариант пьесы в стихах был закончен в Москве в 1823 году, так как писателю необходимо было внести последние штрихи к портретам своих ключевых персонажей, наблюдая воочию за их реальными прототипами. Благодаря этому герои получились живыми и очень реалистичными, подробно отображая нравы московской аристократии того времени. Это еще одно подтверждение того, что комедия была написана в духе классического реализма.
Не последнюю роль в создании произведения сыграла театральная пьеса Мольера «Мизантроп», созданная в жанре классицизма. Мало того, именно это произведение Грибоедов использовал в качестве основного образца, ассоциируя мольеровского Альцеста с Чацким и представляя последнего воплощением злого гения, нетерпимого к цинизму и двуличию окружающего его общества.
Еще до того момента, когда комедия отправилась в печать, Грибоедов согласился зачитать ее своим друзьям в доме известного петербургского драматурга Николая Ивановича Хмельницкого
Присутствовавший в компании писатель Василий Михайлович Федоров имел неосторожность сравнить «Горе от ума» со своим произведением еще до момента прочтения. В итоге получился грандиозный скандал, и Грибоедов потребовал Федорова удалиться, за что был высмеян позже
«Комик чуть не разыграл драму из-за своей комедии», — такая фраза была приведена в воспоминаниях современников о писателе.
Публикация первого и третьего актов с большими сокращениями была выполнена только в 1825 году, вызвав огромный восторг у читателей. Особенно полюбилось «Горе от ума» в декабристской среде, в которой прекрасно понимали всю суть светского общества тех времен, высмеянного отважным писателем. Тем не менее полная публикация пьесы состоялась намного позже — в 1862 году, когда Грибоедова уже давно не было в живых.
Проблематика комедии
«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.
Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.
Конфликты в комедии Горе от ума, сочинение
Комедия Горе от ума была написана Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, во время подъема духовности и патриотизма. Произведение классика сразу же было признано новаторским, а движущей силой комедии стали конфликты. В отличие от других работ современников, автор отказывается от единства действий, и вместо одного конфликта раскрывает их сразу несколько.
Конфликты в Горе от ума
Как мы уже сказали, в комедии Горе от ума за основу взят сюжет, где главный герой Чацкий оказывается в центре сразу нескольких конфликтов, и именно они несут основную смысловую нагрузку.
Так какие же конфликты отображены автором в пьесе Горе от ума? Прежде всего мы видим конфликт личности и общества, где главный герой выступает против фамусовского общества. Видим мы и внутренний конфликт героя, который раздираем внутренними противоречиями. Он постоянно пытается что-то найти, его вечно куда-то тянет. Конечно же, здесь не обошлось без конфликта поколений, социального и общественного конфликтов. Имеется в произведении Горе от ума и любовный треугольник, давший развитию любовного конфликта. Давайте остановимся подробнее на основных конфликтах Горе от ума в нашем сочинении, их завязке и особенностях.
Любовный конфликт в комедии Горе от ума
Одним из основных конфликтов комедии Горе от ума является любовный конфликт. Он раскрывается, когда Чацкий возвращается в родные края после длительного отсутствия, и спешит к Софье. Именно эту девушку он любит и хочет узнать об ее ответных чувствах. Однако Софья проявляет равнодушие, а остроумие героя вызывает у девушки противоположную реакцию. Причина была в том, что Чацкий стал осмеивать Молчалина — человека, к которому у Софьи только начали проявляться чувства любви. Возникает любовный треугольник. Конечно же, Чацкий не мог поверить в любовь умной девушки к глупцу. Однако Софья действительно предпочла Чацкому Молчалина. В то же время Молчалину нравится девушка Лиза, однако и здесь не все гладко. Здесь присутствует еще один любовный треугольник: Молчалин — Лиза — Петрушка. И в этом также проявляется любовный конфликт Горе от ума.
Горе от ума: конфликт поколений
Еще один конфликт, который поднимает писатель в комедии Горе от ума — это конфликт отцов и детей. Здесь мы видим столкновение отца и дочери. Предпочтения дочери, влюбленной в Молчалина, не совпадают с предпочтениями отца, который хочет отдать дочь за Скалозуба, из-за чего и происходит конфликт поколений. Все это происходит потому, что Фамусов ценит в людях прежде всего богатство и чин
Поэтому тех кто беден, он не рассматривает ни в качестве претендентов на руку дочери, ни в качестве людей на которых стоит обращать внимание. Вот и в полковнике Скалозубе он увидел лучшую партию
Ведь это он сейчас полковник, но очень скоро будет генералом, и не важно, что Скалозуб не блещет интеллектом. Но Софья влюблена в безродного Молчалина, который служит ее отцу
Здесь как раз и прослеживается конфликт детей и отцов.
Общественно-социальный конфликт Горе от ума
В основу общественно-социального конфликта произведения легло противостояние двух поколений. Конфликт века нынешнего и века прошлого, где прогрессивное дворянство в лице Чацкого сталкивается с консерваторами в лице фамусовского общества. Чацкий считал что нужно служить делу, а не определенным лицам. Он был против крепостничества, низкопоклонства, против негативного отношения к просвещению и засилья всего иностранного. И на самом деле, он был не одинок в этих взглядах, просто среди фамусовского общества Чацкий оказался в одиночестве, поэтому и был признан сумасшедшим. Лучшее для него — был уход. И наверное это было правильно, ведь вряд ли по силам Чацкому было переубедить Фамусова и ему подобных. Уверенных в том, что норма жизни — это прислуживать, прогибаться и подстраиваться во всем ради сиюминутной выгоды.
Особенности конфликтов пьесы
Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал Гончаров, данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.