Конёк-горбунок. п. п. ершов

«конек-горбунок» краткое содержание сказки петра ершова – читать пересказ онлайн

Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова:

Старшие братья Ивана похожи своими характерами.

Они ленивые, трусливые, завистливые, способны на воровство и обман.

Иван совсем непохож на них.

Он очень простодушный, чем и привлекает.

В нём присутствуют наивность и искренность.

К тому же он не труслив, как его братья.

А его такая черта, как сожаление, просматривается в тот момент, когда он пожалел кобылицу и разрешил братьям продавать своих лошадей.

Ещё он щедрый, раз отдал всю плату за лошадей своим братьям и отцу.

А благодаря своей сообразительности, Иван смог выполнить задания царя.

Поэтому для описания характера Ивана подойдут все вышеуказанные слова: весёлый, отважный, честный, справедливый и добрый, кроме слова — ленивый.

Найди в сказке и выпиши: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы

Присказку

Скоро
сказка сказывается, а
не скоро дело делается. Козы
на море ушли; Горы
лесом поросли; Конь
с златой узды срывался, Прямо
к солнцу поднимался; Лес
стоячий под ногой, Сбоку
облак громовой; Ходит
облак и сверкает, Гром
по небу рассыпает. Это
присказка: пожди, Сказка
будет впереди.   Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка будет впереди.  
Та-ра-рали,
та-ра-ра! Вышли
кони со двора; Вот
крестьяне их поймали Да
покрепче привязали. Сидит
ворон на дубу, Он
играет во трубу; Как
во трубушку играет, Православных
потешает: «Эй,
послушай, люд честной! Жили-были
муж с женой; Муж-то
примется за шутки, А
жена за прибаутки, И
пойдет у них тут пир, Что
на весь крещеный мир!» Это
присказка ведется, Сказка
послее начнется.  

Зачин

За
горами, за лесами, За
широкими морями, Против
неба — на земле Жил
старик в одном селе.  
Зачинается
рассказ От
Ивановых проказ, И
от сивка, и от бурка, И
от вещего коурка.  

Сказочных героев

Младший сын Иван-дурак,
братья Данило и Гаврило и отец Петр, царь-девица, старый Царь, спальник,
кобылица, конек-Горбунок, Месяц, Чудо-юдо рыба-кит, ерш, осетры

Троекратные повторы

Три
сына, три ночи дозора, три зари выпускать на волю кобылицу, три раза спальник
наговаривал на Ивана царю, три поручения Ивану от царя (жар-птица, царь-Девица
и кольцо), три раза Конек горбунок успокаивал Ивана (Что Иванушка, невесел? Что
ты голову повесил?), трижды Иван окунался в чаны.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Ответы к страницам 24 и 25

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

П.П. Ершов. Конек — Горбунок

• Найди в библиотеке сказку и прочитай. Из текста сказки  выпиши:
присказку — «Начинается сказка сказываться»
зачин — «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – на земле жил старик в одном селе»
имена сказочных героев: Данило, Гаврило, Иван, Конек — горбунок, царь, жар-птица.
троекратные повторы: три брата, братья трижды ходят в караул, рождения трех лошадей, братья трижды спотыкнулись.

• Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.В словаре устаревших слов или толковом словаре.

• Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова.Старшие братья: ленивы, глупы, жадны, способны на обман.Иван: веселый, отважный, честный, справедливый и добрый.

• Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.
1. Три сына
2. Первых две ночи
3. Дозор младшего сына
4. Волшебная кобылица
5. Подарки от кобылицы
6. Продажа двух коней
7. Конек горбунок

Пересказ сказки от лица Ивана.Я со своими двумя братьями и отцом жили в селе. На жизнь мы зарабатывали путем выращивания пшеницы и ее продажи.Но вдруг случилась беда: мы заметили, что наши посевы кто-то вытаптывает.Братья со стариком решили, что надо каждую ночь ходить в караул. Так и сделали. Сначала пошел старший, потом средний, затем я.Данило с Гаврилом не заметили ничего подозрительного, а мне встретилась белоснежная кобылица.Я оседлал ее, но потом она попросила помочь ей и за это обещала родить мне троих лошадей.Также она сказала, что двоих можно будет продать, а один будет особенным и его продавать ни в коем случае нельзя.Я согласился с условиями кобылицы и поселил ее в балагане. Спустя три дня я стал обладателем трех маленьких лошадок.Спустя некоторое время, я прихожу в балаган и вижу, что там только конек — горбунок.А где же остальные? Конек — горбунок рассказал, что это мои братья их забрали и предложил их догнать.На мое удивление, конек оказался очень быстрым, и мы вмиг опередили Данила и Гаврила с моими лошадьми.Правда по дороге я еще подобрал перо жар-птицы, хотя конек — горбунок просил этого не делать.Но вернемся к братьям. Они направлялись на рынок в столицу. Братья начали жаловаться, что очень бедно живут, я сжалился и разрешил продать двух самых красавцев — коней, поехав с ними.Когда мы уже выставили лошадей на продажу, приехал царь и захотел их купить. Я за дорого продал «товар». Но вскоре кони сбежали от царя и вернулись ко мне.Царь так хотел стать хозяином столь красивых лошадей, что предложил мне жить у него во дворце. Я конечно же согласился.Но потом каким-то образом царь узнал, что у меня есть перо жар-птицы и потребовал, чтоб я принес ему целую жар-птицу.Я попросил помощи у конька — горбунка и, благодаря ему, исполнил желание царя. Обрадовавшись, он сделал меня своим стремянным.Потом царю вздумалось получить в жены Царь-девицу. И конечно же он послал меня за ней.Я исполнил его приказ с помощью конька — горбунка, но красавица не захотела царя в мужья и сказала мне сначала достать ее перстень и передать привет отцу Месяцу.Я так и сделал, но Месяц не благословил их брак, сказав, что слишком уж стар царь. Царь-девица тоже так считала и предложила царю средство для омоложения – нырнуть в три кипящих котла.Царь сказал мне сначала испробовать это средство и здесь мне опять же помог конек — горбунок. Я стал прям красавцем!Царь тоже так захотел и прыгнул в котел, но он уж и сварился там.А я с красавицей стали царем и царицей, сыграв пышную свадьбу.

• Прочитай фрагмент сказки «Конёк — горбунок», в котором рассказывается о рыбе — кит. Придумай свою сказку про рыбу — кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план.1. Чудо — юдо Рыба-кит!2. Причина ран рыбы — кит.3. Три десятка кораблей на свободе4. Перстень Царь — девицы.5. Обращение рыбы — кит к осетринному народу.6. Указ поймать Ерша.7. Ерш с осетрами подняли со дна сундучок с перстнем Царь — девицы.8. Чудо — кит расквитался с Иваном отдав перстень.

  • ← предыдущее
  • следующее →

Прочитай фрагмент сказки «Конек-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться, и составь план.

Сказка о рыбе-ките.

Далеко-далеко, за
высокими горами, за быстрыми реками, за бескрайними полями было море. В этом
море жил огромный рыба-кит, такой огромный, что, когда он выныривал, то
закрывал собой полнеба. И боялись кита все обитатели моря, ни с кем не дружил
кит, лишь гордился своей мощью. Однажды рыба-кит подплыл близко к берегу и сел
на мель. Как ни пытался кит, как ни бил своим огромным хвостом, он никак не мог
сдвинуться с места. Он просил солнце помочь ему, но солнце только пекло его
спину, он просил луну, но она лишь печально осветило его огромное тело. Кит
просил ветер, но ветер не мог сдвинуть кита с места. Долго ли коротко ли сидел
кит на мели, только увидел кита маленький краб и стало ему жаль кита. Захотелось
крабику помочь ребе-киту и собрал он всех крабов, рыб и других обитателей
морских, и вытянули они все вместе кита на глубину. С тех пор понял кит, что
дружба значит больше силы, что без друзей не проживешь, а жизнь дана на добрые
дела.

План:

  1. Рыба-кит попал в беду
  2. Рыба-кит просил помощи у солнца, луны, ветра
  3. Обитатели моря, объединившись вместе, спасли рыбу-кита

Ответы к стр. 24 — 25

присказку 

Начинает сказка сказываться

зачин

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

сказочных героев

Конёк-горбунок, кобылица, Рыба-кит, Жар-птица, рыба ёрш, Месяц Месяцович.

троекратные повторы 

У отца три сына, три раза ходили в дозор, (три задания царя, три котла). 

Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.

Определения устаревших слов можно найти в Толковом словаре.

Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова: справедливый, добрый, ленивый, честный, отважный, весёлый.

Братья лживые, коварные, завистливые, трусливые, жестокие, хитрые, жадные. Иван – добрый, честный, бескорыстный, открытый, умный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, с чувством собственного достоинства, верный в дружбе, добросовестный, настойчивый, упорный, терпеливый, скромный.

Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.

1. Моя семья.
2. Объявился вор на нашем поле.
3. Поочерёдный ночной дозор.
4. Кобылица.
5. Братья крадут златогривых коней.
6. Моя встреча с царём.
7. Моя служба у царя.

Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых хотел бы подробнее остановиться и составь план.

1. Конфуз.
2. Наказанье.
3. Совет друга.
4. Избавление.

Близко или далеко
Кит огромный глубоко
Быстро плавал и резвился,
Но конфуз с ним вдруг случился:
Незаметно для себя
Проглотил три корабля. 

Заболел его живот, —
Кит уж больше не плывёт, —
Он на отмели лежит,
Тихо стонет и грустит.

Лучик солнца золотой
Прошептал ему: «Постой!
Дай свободу кораблям,
Что сглотнул, не зная сам.»

Пасть быстрее кит раскрыл
И всех в море отпустил.
Не болит его живот,
Снова весело плывёт.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой

Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе — кит. Придумай свою сказку про рыбу — кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план.

План сказки о рыбе-кит для 4 класса

1) Чудо-юдо Рыба-кит!

2) Причина ран рыбы — кит.

3) Три десятка кораблей на свободе.

4) Перстень Царь-девицы.

5) Обращение рыбы — кит к осетринному народу.

6) Указ поймать Ерша.

7) Ёрш с осетрами подняли со дна сундучок с перстнем Царь-девицы.

8) Чудо-кит расквитался с Иваном, отдав перстень.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Конек — Горбунок»
  • Ответы к учебнику 4 класс 1 часть «Конек-Горбунок» стр. 59 — 61
  • Краткая биография Павла Ершова для презентации
  • Краткая биография Павла Бажова для презентации
  • Краткая биография Александра Пушкина для презентации
  • Краткая биография Михаила Лермонтова для презентации
  • Краткая биография Льва Толстого для презентации

________

Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.

  1. Просьба отца
    поймать вора пшеницы.
  2. Дозор. Я поймал
    кобылицу.
  3. Кобылица принесла
    мне двух коней и Конька-горбунка.
  4. Мои братья украли
    коней. Я нашел перо Жар-птицы.
  5. Коней купил царь и
    взял меня в конюхи.
  6. Царь узнал о пере
    Жар-птицы и приказал найти Жар-птицу.
  7. Конек помог мне
    раздобыть Жар-птицу.
  8. Царь поручает мне
    привезти Царь-девицу, а конек помог мне ее найти и привезти.
  9. Царь поручил мне
    привезти кольцо Царь-девицы.
  10. Я встретился с
    Месяцем Месяцовичем и Китом Китовичем. Рыбы приносят кольцо.
  11. Царь приказывает
    мне прыгать в чаны с кипятком, студеной водой и молоком.
  12. Царь погибает, а я
    женюсь на Царь-девице и становлюсь Царем.

Пересказ сказки «Конёк-горбунок» от лица Ивана.

Я со своими двумя братьями и отцом жили в селе.

На жизнь мы зарабатывали путём выращивания пшеницы и её продажи.

Но вдруг случилась беда: мы заметили, что наши посевы кто-то вытаптывает.

Братья со стариком решили, что надо каждую ночь ходить в караул.

Так и сделали. Сначала пошёл старший, потом средний, затем я.

Данило с Гаврилом не заметили ничего подозрительного, а мне встретилась белоснежная кобылица.

Я оседлал её, но после она попросила помочь ей.

Белоснежная кобылица обещала за помощь родить мне троих лошадей.

А также она сказала, что двоих можно будет продать, а один будет особенным и его продавать ни в коем случае нельзя.

Я согласился с условиями кобылицы и поселил её в балагане.

Спустя три дня я стал обладателем трёх маленьких лошадок.

Спустя некоторое время, я прихожу в балаган и вижу, что там только конёк-горбунок.

А где же остальные?

Конёк-горбунок рассказал, что это мои братья их забрали и предложил их догнать.

На моё удивление конёк оказался очень быстрым, и мы вмиг опередили Данила и Гаврила с моими лошадьми.

Правда по дороге я ещё подобрал перо жар-птицы, хотя конёк-горбунок просил этого не делать.

Но вернёмся к братьям. Они направлялись на рынок в столицу.

Братья начали жаловаться, что очень бедно живут, я сжалился и разрешил продать двух самых красавцев — коней, поехав с ними.

Когда мы уже выставили лошадей на продажу, приехал царь и захотел их купить.

Я задорого продал «товар». Но вскоре кони сбежали от царя и вернулись ко мне.

Царь так хотел стать хозяином столь красивых лошадей, что предложил мне жить у него во дворце.

Я конечно же согласился.

Но потом каким-то образом царь узнал, что у меня есть перо жар-птицы и потребовал, чтоб я принёс ему целую жар-птицу.

Я попросил помощи у конька-горбунка и, благодаря ему, исполнил желание царя.

Обрадовавшись, он сделал меня своим стремянным.

Потом царю вздумалось получить в жены Царь-девицу.

И конечно же он послал меня за ней.

Я исполнил его приказ с помощью конька-горбунка, но красавица не захотела царя в мужья и сказала мне сначала достать её перстень и передать привет отцу Месяцу.

Я так и сделал, но Месяц не благословил их брак, сказав, что слишком уж стар царь.

Царь-девица тоже так считала и предложила царю средство для омоложения – нырнуть в три кипящих котла.

Царь сказал мне сначала испробовать это средство и здесь мне опять же помог конёк-горбунок.

Я стал прям красавцем!

Царь тоже так захотел и прыгнул в котёл, но он уж и сварился там.

А я с красавицей стали царём и царицей, сыграв пышную свадьбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: