Сочинение по роману история одного города

Роман м.е. салтыкова-щедрина «история одного города»: иносказание истории на почве двоемыслия

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

В «Истории одного города» Салтыков-Центрин резко обличает пороки российского общества и критикует как народ, так и систему управления. Однако он подчеркнул, что на властях лежит большая ответственность, поскольку именно они должны создавать условия для того, чтобы люди жили лучше.

Краткий и полный анализ романа поможет студентам вникнуть в замысел автора и его художественные приемы.

Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Автор несколько раз возвращался к написанию романа о жизни людей в тисках абсолютизма. Жанр хроники позволил замаскировать критику власть имущих того времени с помощью исторического контекста. Жанр — сатирический/вымышленный роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея: чтобы изменить существующую социально-экономическую систему, необходимо трезво взглянуть на проблемы России — от авторитарных правителей до «глупого» народа. Тема — Критика авторитарной системы и эксплуатации народа властями. Структура — Роман состоит из 15 глав; первая и последняя написаны человеком, нашедшим «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивистами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема 1: Отношения между властью и населением.

Тема: Произвол самодержавия возможен потому, что люди не знают своих прав, потому что их держат в состоянии безграмотности и невежества.

Тема 2: Функции и задачи истории.

Тема: Часто история не отображает реальные события и явления, а пишется так, чтобы избежать неприятных сторон жизни российского общества.

Тема: Терпение и покорность русского народа.

Тема: Терпение и беспрекословное повиновение русского народа властям связывало руки правителям городов и царям. Автор подчеркивает, что восхищаться этими качествами неразумно, так как они мешают людям освободиться от крепостного права, даже если крепостного права больше не существует.

Проблема 4: Кадровые проблемы в правительстве, отсутствие достойных лидеров.

Проблема: на руководящие должности назначались не лучшие люди, которые хотели и могли служить стране, а почти случайные люди, которых интересовало только личное обогащение.

п.2. Идея и пафос

В своем романе Салтыков-Щедрин называет город «Глуповым», а жителей — «глуповцами». Вместо того чтобы высмеивать русских, он указывает на то, что народ сам себя унизил, поставив себя в подчиненную, подвластную роль. Автор видел, что неразумно отдавать всю ответственность властям, в то время как власть сосредоточена в народе. Людям, управлявшим городом, порой не хватало лидерских качеств, морали и понимания экономических и социальных процессов. Так или иначе, критика автора затронула обе стороны — и народ, и толерантные власти.

Не все мэры из этого списка сохранились в хронике. Здесь представлены самые важные герои истории города. Когда два одинаковых мэра предстали перед всеми людьми, они поняли, что это самозванцы. Семен Константинович Двойкуров, при котором были вымощены две улицы и введены масло, горчица и лавровые листья. Академия не была построена вовремя. Петр Фердыщенко был бригадным генералом, большим любителем женского пола. Засуха, неурожаи, голод и пожары обрушились на город из-за его любовных похождений. Василиск Семенович Бородавкин — человек, который вел множество кампаний за Просвещение, а затем против него. Он боролся против собственного народа за посадку горчицы, персидской ромашки, фундаментов и создание Академии. Ксавери Микаладзе был правителем города, который поражал всех своей вежливостью и прекрасными манерами. Под его руководством люди жили лучше, чем раньше. Теофилакт Иринархович Беневоленский ночью разбросал по городу бумаги с законами, так как ему было запрещено их передавать. Его уличили в связи с Наполеоном и наказали за это. Иван Пантелеич Прыщ — начальник с набитой головой. При нем жителям Глопово жилось лучше всего, потому что он не вмешивался и никого не наказывал. Эраст Андреевич Грустилов — аллюзия на героя повести Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментальный, чувствительный негодяй, при котором горожане перестали работать, забыли о духовности и стали поклоняться материализму. Позже он раскаялся и впал в сектантство. Гюм-Бурчеев — прототип тоталитарного социалистического лидера. Он пытался перевести жителей города на режим военной тюрьмы, разрушил город и попытался отвести реку.

Анализ произведения

21 предложение/ 360 слов

Сатирический роман «История одного города» стал одним из наиболее значимых и масштабных произведений Михаила Салтыкова-Щедрина. Начиная с 1869 года, он публиковался писателем по главам в журнале «Отечественные записки», а уже в 1870 году вышел отдельным изданием. Окончательная же версия романа со всеми исправлениями и авторскими доработками увидела свет в 1879 году.

Первое, что обращает на себя внимание при прочтении романа, — это его необычная форма. Произведение представляет собой созданный сатириком летописный свод, повествующий об истории вымышленного города Глупова в период с 1731 по 1826 год

Этот «Глуповский Летописец» «находит» и издаёт автор, сопровождая его собственными комментариями.

Всего летопись состоит из шестнадцати, якобы написанных разными людьми, глав: первая и последняя — издателем, остальные — городскими архивариусами. Главы произведения рассказывают не только о событиях, произошедших непосредственно в период существования Глупова, но также повествуют об истории народа, его населяющего — глуповцах, и о двадцати двух градоначальниках им управлявших.

Оригинальная форма и построение романа призваны в полной мере раскрыть масштабный замысел Салтыкова-Щедрина. Целью сатирика было высмеять такое положение вещей в русском обществе, при котором становится возможным угнетение властью народа, смиренно принимающее своё рабское положение и не пытающего бороться за свободу.

Поэтому главными героями романа стали не только жестокие, алчные, лживые и крайне ограниченные градоначальники, управляющие городом, но и сам народ. Глуповцы в романе предстают безвольными, легковерными, инфантильными людьми, жизнь которых без присутствия твёрдой руки неизменно превращается в хаос.

Злободневность романа явилась поводом для многочисленной критики произведения. Салтыкова-Щедрина обвиняли в искажении фактов русской истории и глумлении над русским народом. Тем не менее сам автор утверждал, что его произведение не стоит понимать столь буквально.

Да, в описании градоначальников Глупова действительно подчас прослеживаются черты конкретных политических деятелей. И сюжет книги также перекликается с русской историей. Тем не менее писатель всё же настаивал на том, что осмеянию в его романе подвергались не конкретные люди и события, а лишь определённые черты русского общества и русской политической системы, причиняющие простым людям «жизненные неудобства».

Таким образом, в своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось создать своеобразную альтернативную реальность. Описать историю вымышленного государства, очень похожую на отечественную, но с использованием гротеска и фантастических элементов, помогающих вскрыть существующие в реальном обществе пороки. Это сближает роман «История одного города» с антиутопией и лишний раз подчёркивает его уникальность.

см. также:Сочинения по произведению История одного города, Салтыков-Щедрин

О чем произведение?

Автор дал аллегорическое изложение русской истории, которую он критически оценил. Жителей Российской империи он называл «глуповцами». Это жители одноименного города, жизнь которых описана в «Глуповцовской летописи». Эта этническая группа происходит от древнего народа, называемого «головотяпы». Из-за своего невежества они были переименованы соответствующим образом.

У них были конфликты с соседними племенами и между собой. Устав от своих ссор и конфликтов, они решили искать правителя, который уладит ситуацию. Через три года они нашли подходящего принца, который согласился править ими. Вместе с приобретенной силой народ основал город Глупов. Таким образом, автор описывает возникновение Древней Руси и назначение Рюрика на престол.

Сначала их правитель прислал наместника, но тот прогневался, а затем прибыл лично и обеспечил строгий порядок. Именно так Салтыков-Шедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой Руси.

Затем автор прерывает повествование, чтобы привести биографии знаменитых правителей города, каждый из которых — отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, у которого в голове был орган, игравший только две композиции: «Не потерплю!» и «Уничтожу!». Затем его голова разбилась, и наступила безахольность — беспорядки после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. За ними последовали самозванцы-близнецы, но вскоре были удалены — появился Псевдо-Дмитрий и его последователи.

Анархия царила в течение недели, в течение которой шесть губернаторов города сменяли друг друга. Это время переворотов во дворцах, когда Российской империей правили только женщины и интриги.

Семен Константинович Двойкуров, основавший пивоваренный завод и пивоваренную промышленность, вероятно, является прототипом Петра I, хотя эта гипотеза противоречит исторической хронологии. Но реформаторская деятельность правителя и его «железная рука» очень похожи на деятельность императора.

Власть имущие сменялись, и их гордость росла пропорционально степени абсурдности работы. Абсурдные реформы или безнадежный застой разрушали страну, народ погружался в нищету и невежество, а элита пировала, воевала и эксплуатировала женский пол. Череда непрекращающихся ошибок и поражений привела к ужасным последствиям, которые сатирически описывает автор. В конце концов последний правитель, Уржум-Бурцеев, умирает, и повествование прерывается после его смерти, с проблеском надежды на перемены к лучшему благодаря открытому финалу.

Нестор также описывает происхождение Руси в «Повести временных лет». Автор намеренно проводит эту параллель, чтобы предположить, кого он имеет в виду под дураками и кто все эти городские владыки: плод его воображения или реальные русские владыки? Автор дает понять, что описывает не все человечество, а Россию и ее злодеяния, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция хронологическая, произведение имеет классическое линейное повествование, но каждая глава — это законченная история со своими персонажами, событиями и развязкой.

Сочинение по рассказу История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал свое произведение на протяжении нескольких лет, в период с 1869 по 1870 гг. Изначально роман носил название «Глуповский Летописец». Позже он был переименован в «Историю одного города и выпущен частями в журнале «Отечественные записки» и вызвало бурные эмоции у читателей.

Большинство читателей сравнивают написанную книгу с небольшим рассказом, на самом деле это не так. Жанр «Истории одного города» — «Сатирический роман», в котором описана жизнь выдуманного города Глупова, но хронологические события, происходящие в нем, имеют место быть из летописей, найденных писателем.

Действие романа разворачивается в городе Глупове, название которого говорит само за себя. В романе описана жизнь градоначальников, их «великие дела»: взяточничество, наложение дани, взыскание различных податей и многое другое. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднял главную проблему – сущность истории Российского государства. Он оценивал прошлое и настоящее России довольно критически, так как считал большинство жителей страны «глуповцами». Что в переводе с языка древнего народа означает «головопяты». За свое невежество и неразумение он их переименовал.

Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов. Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.

Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.

Безумство и ни кому не нужные реформы создавали в стране хаос и беспорядок, люди становились нищими, наступала разруха. А монархи пребывали в постоянном состоянии то пьянства, то войны и до обычного народа им не было никакого дела. Постепенная череда ошибок со стороны власти привела к тяжелым последствиям, о которых с сарказмом и сатирой повествует автор. В конечном итоге, смерть, настигшая последнего правителя Угрюм-Бурчеева, из-за которой обрывается повествование, дает надежду русскому народу на изменение жизни к лучшему.

В романе «История одного города» писатель затронул множество важных для истории России тематик, таких как война, власть, невежество, религия, раболепство и фанатизм. Каждая тема по-своему важна и несет огромный смысл в жизненный устой простого народа.

Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.

Суть романа «История одного города» заключается в том, что общество не желает принимать ответственные решения самостоятельно, взвалив все на плечи одного человека, которому не под силу изменить историю страны. Автор хочет показать, что без воли народа, его осознания и стремления к лучшей жизни ничего не изменится. Писатель не призывает к открытому бунту или революции, но он пытается убедить народ в том, что нельзя обладать слепой покорностью, только люди и их воля может повлиять на перемены к лучшему, нельзя бояться власти, а наоборот, обращаться к ней со своими проблемами.

Темы

Тематика этой антиутопии очень разнообразна: она затрагивает социально-политические и моральные вопросы.

  • Тема народа в полной мере раскрыта автором со многих ракурсов. Сатирик убежден, что глуповцы, несмотря на все испытания, умели выстоять и даже бунтовать, когда их вынуждали делать это. Но жители тех мест своей порочностью ничуть не уступали градоначальникам, напротив, иногда даже предвосхищали их желания (вспомним Грустилова, который наткнулся на процессию из полуголых дев). Сами граждане захотели стать подданными, ведь не смогли организовать свою жизнь самостоятельно. Очевидно, что народ, отказавшийся от свободы по глупости, достоин правителя-деспота. И вот разрушительная деятельность тиранов сделала из города пустыню, а из людей – животных. Салтыков- Щедрин негативно оценивает бездействие народа в произведении, ведь автор — сторонник концепции: «Народ не должен боятся власти, власть должна бояться народа». Однако комическое и сильно преувеличенное поклонение градоначальникам, которое демонстрируют жители, идет вразрез с мнением сатирика. Несмотря на очевидную слабость и несправедливость власти, люди так и остаются бессловесными марионетками в руках вышестоящих. В образе народа автор высмеял покорность сограждан, которые не только терпят рабское ярмо, но и активно льстят начальникам, угождая малейшей прихоти господина.
  • Тема нравственности. Герои «Истории одного города» с течением времени меняют свое отношение к морали, все больше развращаясь от влияния градоначальников (хотя сами они в древности отличались ужасными порядками). Если история с Фердыщенко и Аленкой сначала потрясла их, и люди были недовольны похождениями правителя с замужней женщиной, то при Дю Шарио они погрязли в сладострастии и вели себя в высшей степени непристойно. Так, автор проводит параллель между моральным обликом чиновника и народа, делая вывод, который можно уместить в поговорке: «Рыба гниет с головы». Если правитель демонстрирует легкомыслие, то и придворные будут повторять за ним.
  • Тема ответственности. Правители ответственны перед народом и историей за то, что случилось при их правлении. Но, увы, эта простая истина чужда царизму, ведь суть монарха заключается в абсолютной и непогрешимой власти, которую нельзя критиковать, отчуждать и подвергать сомнению. В этом писатель видит недостаток царского режима правления, демонстрируя его во всей красе в «Истории одного города». Так, Негодяевы и Бородавкины бессовестно разоряют город своими необдуманными действиями, Брудастый и Прыщ и вовсе не способны отвечать за свои деяния, так как в прямом смысле не имеют мозгов, а Микаладзе и Грустилов просто развращают народ и используют его в целях удовлетворения собственных желаний.
  • Тема исторической памяти. Летописец фиксировал события, происходящие в Глупове, но в его описании видна субъективная оценка. Он стремится оправдать многих исторических деятелей, тем самым перевирая историю и окрашивая ее в нужные ему оттенки. То есть до современников доходит не то, что было, а то, что видел и считал сам летописец.
  • Тема природы. Только стихии противостоят мертвенной государственности, уничтожающей все живое. Например, голову Органчика задержали и испортили в пути силы природы, которые боролись против искусственного подавления людей. Естественные рефлексы побудили предводителя дворянства съесть голову Прыща. В финале конфликт достиг апогея, когда Угрюм-Бурчеев объявил войну реке и проиграл.

Анализ книги «История одного города» показывает, что это сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживается этого и в других своих произведениях. Любимый художественный прием автора:

Особенность произведения в том, что все персонажи считаются вымышленными, хотя выбранная форма — хроника — документальный фильм, составленный из реальных событий. Все описанное в романе кажется плодом больного воображения или кошмаром. Но если вдуматься, это и есть российская действительность, только под увеличительным стеклом.

Автор облекает реальность в вымышленную оболочку, и все же каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным поступком мэра и кто скрывается за масками вымышленных персонажей. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать на основании того, что окружающая обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.

Уездный город и его обитатели

31 предложение/ 432 слова

Комедия «Ревизор» относится к тем произведениям, которые застают читателя врасплох. Сам Н. В. Гоголь говорил о своем произведении, что хотел собрать в него все самое худшее, что только знал и за один раз посмеяться над этим. Сюжет комедии считается злободневным, так как остается актуальным и по сей день. Он развивается вокруг небольшого провинциального городка и проезжающего мимо рядового чиновника. В одном уездном городе автору удалось собрать все общественные пороки.

Во главе города стоял городничий, которого не заботила жизнь горожан, а только его собственные нужды. Для этого он жадно обирал купцов и тратил казенные деньги. Будучи сам мошенником, во всех остальных начальниках он также видел мошенников, ждущих взятку

По этой причине, приняв Хлестакова за важного чиновника, пытался всячески угодить ему. Он даже не заметил явных противоречий в рассказе гостя

А когда Хлестаков пожаловался на отсутствие денег, он принял это за намек на взятку.

Такими же заядлыми мошенниками являются и другие чиновники в городе. Среди них судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, и другие. Известие о приезде ревизора сильно напугало этих чиновников, и они решили навести порядок в своих подчинениях

Ради «важного» гостя было решено выгнать лишних больных из больницы, прикрыть заборами недостроенные здания, уволить плохих работников, убрать мусор с дорог и т.д. По мере развития действий, выясняется, что у судьи работает вечно пьяный заседатель, в училище преподает неуравновешенный учитель, то есть раскрывается истинное лицо народа, населяющего город

Пороки самих чиновников можно перечислять бесконечно. Земляника считал, что если простой народ вымирает в больнице, значит такова их судьба. При этом он не считал нужным закупать какие-либо лекарства или хотя бы сменять белье в палатах. Ляпкин-Тяпкин брал взятки борзыми щенками, все свое время проводил в охоте и не особо интересовался делами в суде. В итоге на работе у него царил полный хаос, да и он сам после пятнадцати лет работы судьей не умел отличить правого от неправого. Шпекин вскрывал все проходящие через его почту письма, как он сам говорил любопытства и удовольствия ради.

Не в лучшем виде предстает перед читателем и женская половина города, представленная в первую очередь женой и дочерью городничего. Единственное, что их интересует это наряды, из-за которых они часто ссорятся между собой. Помимо этого обе донельзя кокетливы

При виде «важного» гостя пытаются наперебой ему понравиться. Среди прочих женских персонажей в городе выделяются дочери Земляники, унтер-офицерша и слесарша Пошлепкина

Таким образом, описывая жителей уездного города, автор пытался создать собирательный образ российского общества своего времени. Он четко показал, что деятельность чиновников была направлена не на народ, а против него. Более того «государственные» люди совершали множество преступлений, оставаясь безнаказанными, а население безропотно терпело и своим поведением только поддерживало такое положение вещей.

см. также:Другие сочинения по произведению Ревизор, Гоголь

Описание города

О том, что Глупов находится в далекой провинции, мы узнаем по мере того, как в дороге у Брудастого ухудшается голова. Это небольшое поселение, префектура, потому что два злодея — из провинции, а значит, город — лишь малая ее часть. Здесь даже нет академии, но благодаря усилиям Двокурова пивоварни и пивбары процветают. Пушкарская слобода, за ней следуют Болотная и Негодницкая слободы. Там было хорошо развито сельское хозяйство, потому что засуха, вызванная грехами другого правителя, затронула интересы жителей деревни, и они даже были готовы восстать. Прыщ увеличил урожай, что очень обрадовало жителей Глупово: «История города полна драматических событий, вызванных аграрным кризисом.

Угрюм-Бурчеев борется с рекой, из чего мы делаем вывод, что префектура расположена на берегу, в холмистой местности, так как губернатор города уводит людей в поисках ровной земли. Изюминкой этого района является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.

Роман характеризуется своеобразным переплетением фантастического и реального, смесью вымышленной гротескности и журналистской остроты острых и реальных проблем. Необычные и невероятные события и происшествия подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие средства, как гротеск и преувеличение. Все в жизни Глуповичей невероятно, преувеличено, нелепо. Например, ошибки командиров города приобрели колоссальные масштабы; они намеренно удалены от реальности. Автор преувеличивает краски, чтобы устранить реальные проблемы путем высмеивания и общественного презрения. Ирония также является одним из средств выражения точки зрения и отношения автора к происходящему в стране. Люди любят смеяться, и серьезные вопросы лучше всего излагать в юмористическом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Сказка Салтыкова-Щедрина «История одного города» прежде всего смешная, и именно поэтому она была и остается популярной. В то же время она неумолимо правдива, сильно бьет по актуальным проблемам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.

Глупцы, олицетворяющие народ, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам абсолютизма, абсурдным приказам и авторитарным правилам правителя. В то же время они испытывают страх и благоговение перед своим покровителем. Власти в лице городских старост в полной мере используют инструмент угнетения и перевешивают мнения и интересы горожан. По этой причине, отмечает Салтыков-Шедин, простой народ и его лидер достойны друг друга, ведь пока общество не «вырастет» и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: На примитивное требование он ответит жестоким и несправедливым предложением.

Символический конец истории города, в котором умирает деспотичный правитель Угрюм — Бурчеев, призван оставить послание о том, что у российского самодержавия нет будущего. Но также нет уверенности, нет постоянства в плане власти. Остается только запах тирании, за которым может последовать что-то новое.

Автор.

Сочинение 2

Николай Гоголь в своем произведении «Мертвые души», как и в «Ревизоре» использует интересный прием, который связан с типизацией. Действия в данной поэме происходят в городе под названием NN, который представляет образ собирательный. Как утверждает писатель, это место не уступает другим городам из губернии абсолютно ничем. Это дает понять читателю то, как жило большинство людей в таких же, как этот, городах.

Главным героем произведения Чичиковым была отмечена однотипность домов в один или два этажа, которые иногда содержали в себе вывески, если являлись заведениями. Вначале кажется, что город как будто спит, и вся атмосфера веселья прошла мимо него стороной. Однако в нем часто происходят различные мероприятия – такие, как балы и празднества,  обеды, которые наводят суету и хлопоты на тех людей, которые организовывают данные мероприятия. Однако, если рассмотреть участников этих суетливых затей, то становится понятно, что все эти посиделки устраиваются без конкретной задумки, а люди на них являются поверхностными и ведут бесцельную жизнь. Дополненный образ города представляется читателю в тот момент, когда Чичиков видит человека, который одет абсолютно не по моде того времени, чем вводит главного персонажа в недоумение.

В этом городе большинство решений зависело от чиновников, которые были описаны автором кратко. Например, про губернатора нам известно лишь то, что он был ни толстым, ни тонким человеком, у которого на шее была Анна. Про прокурора писатель сообщает лишь то, что у того были весьма густые брови, и левый глаз непроизвольно моргал. Однако про некоторых он добавлял небольшие уточнения. Например, почтмейстера он называет человеком слегка образованным, который острит и любит философские высказывания. Чиновники в произведении имеют скудное образование, или его у них и вовсе нету.

Чиновники, которые представляли силу и власть в городе вершили судьбы людей, которые к ним обращались. Однако ни одно дело не обходилось без дачи взятки, рассматривались в первую очередь дела «с особым интересом» для представителей власти. Кульминационным моментом в описании жизни чиновников становится момент смерти прокурора. Никто не был осведомлен о том, как он умер, ровно также как никто не знал, для чего он жил. Ведь все эти люди не знают предназначения собственной жизни. Величайшей заслугой писателя можно назвать то, что он показал суровую реальность, которая была в тридцатые и сороковые годы прошлого столетия.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы.
Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

/ / / Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Роман известного мастера сатиры Салтыкова-Щедрина «История одного города» состоит из множества глав. Ключевое значение имеет глава с названием «О корени происхождения глуповцев». В сущности именно она является завязкой сюжета.

Данная часть произведения является пародией на давнюю рукопись «Слово о полку Игореве». Такая аллюзия объясняется задумкой автора выдать свой роман за найденную им подлинную рукопись о городе Глупове. В архаичном стиле высказано желание «ущекотать» глуповцев, описав их добрые дела и тот корень, который дал им начало.

В главе о происхождении жителей Глупова, как и любой другой главе романа, писатель подвергает сатире самодержавный уклад жизни в царской России, показывая все нелицеприятные стороны абсолютизма, монархии. Идея автора – убедить всех в антинародности такого режима.

В этой части произведения Салтыков-Щедрин пародирует споры о происхождении Руси. Сатирик использует данную дискуссию для разоблачения природы самодержавия. Используя эзопов язык, автор заменяет многие понятия, например, вместо слова царь применяется — князь. Головотяпские послы ведут переговоры с варяжскими князьями, которые ставят антинародные условия. В результате послы теряют волю и, поникшие духом, идут восвояси.

Пародируя современные споры исторической тематики, автор смог довольно точно охарактеризовать царскую власть с момента ее зарождения.

« » — это роман, главная проблематика которого заключается во взаимоотношении власти и народа. В главе о корени происхождения глуповцев рассказывается, как головотяпы, добровольно потеряв волю, стали глуповцами. Они сами искали для себя кабалу, того, кто будет ими править, потому что иначе жить не привыкли. Таким сатирическим приемом автор показывает, что во многом народ сам виновен в своем унизительном положении. Неумение распоряжаться собственной жизнью, надежда на царя-батюшку – вот что позволяет существовать глуповскому порядку.

Не сумели выбрать главного в своей среде, поэтому они пошли на его поиски. Важным критерием отбора стало условие: предводитель должен быть самым глупым. Эта задача оказалась не такой уж и простой: либо искателям отказывали, либо князь был не достаточно глупым. Но со временем им повезло – они нашли то, что хотели. И отныне глуповцы жили по законам предводителя: отдавали большую часть прибыли и терпели всяческое насилие. Но назад дороги уже не было.

Вернувшись на свою территорию, головотяпы построили город на болотине и нарекли его Глуповым, а себя соответственно – глуповцами. С этого момента стала «процветать» эта ветвь.

Глава о происхождении жителей Глупова – начало многострадальной истории города. Далее будет идти речь о градоначальниках, которые правили лишь себе в угоду, не считаясь с мнением жителей. Эта глава символично намекает на начало самодержавия в царской России. А значит, глава имеет первостепенное значение для последовательного раскрытия сюжета.

Читатель может понять, какими людьми управляли градоначальники. Зная историю происхождения глуповцев, мы уже не способны их просто жалеть. Ведь они сами обрекли себя на кабалу. И хотя главный объект сатиры — городские начальники, образ серой терпеливой массы тоже смешон. Автор не хотел жалеть народ, а хотел подстегнуть его, заставить искать справедливость. Он верил, что когда-то народ станет подобен природной стихии, которая разрушит глуповской порядок в обществе.

Глава «О корени происхождения глуповцев» носит символичный характер и является ключевой для всех событий в романе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: