Содержание решебника
Часть 1
Язык и общение
Условные обозначения
§ 1. Язык и человек
§ 2. Общение устное и письменное
§ 3. Читаем учебник
§ 4. Слушаем на уроке
§ 5. Стили речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
§ 7. Орфограмма
§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
§ 11. Буквы и, у, а после шипящих
§ 12. Разделительные ъ и ь
§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
§ 14. Что мы знаем о тексте
§ 15. Части речи
§ 16. Глагол
§ 17. -Тся и -ться в глаголах
§18. Тема текста
§ 19. Личные окончания глаголов
§ 20. Имя существительное
§ 21. Имя прилагательное
§ 22. Местоимение
§ 23. Основная мысль текста
Контрольные вопросы и задания
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 24. Синтаксис
§ 25. Пунктуация
§ 26. Словосочетание
§ 27. Разбор словосочетания
§ 28. Предложение
§ 29. Виды предложений по цели высказывания
§ 30. Восклицательные предложения
§ 31. Члены предложения
§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее
§ 33. Сказуемое
§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения
§ 36. Второстепенные члены предложения
§ 37. Дополнение
§ 38. Определение
§ 39. Обстоятельство
§ 40. Предложения с однородными членами
§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 42. Предложения с обращениями
§ 43. Письмо
§ 44. Синтаксический разбор простого предложения
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения
§ 46. Простые и сложные предложения
§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения
§ 48. Прямая речь
§ 49. Диало́г
Повторение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
§ 50. Фонетика
§ 51. Гласные звуки
§ 52. Согласные звуки
§ 53. Изменение звуков в потоке речи
§ 54. Согласные твёрдые и мягкие
§ 55. Повествование
§ 56. Согласные звонкие и глухие
§ 57. Графика
§ 58. Алфави́т
§ 59. Описание предмета
§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я
§ 62. Орфоэпия
§ 63. Фонетический разбор слова
Повторение
Лексика. Культура речи
§ 64. Слово и его лексическое значение
§ 65. Однозначные и многозначные слова
§ 66. Прямое и переносное значение слов
§ 67. Омонимы
§ 68. Синонимы
§ 69. Антонимы
Повторение
Чать 2
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова
§ 71. Изменение и образование слов
§ 72. Окончание
§ 73. Основа слова
§ 74. Корень слова
§ 75. Рассуждение
§ 76. Суффикс
§ 77. Приставка
§ 78. Чередование звуков
§ 79. Беглые гласные
§ 80. Варианты морфем
§ 81. Морфемный разбор слова
§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках
§ 83. Буквы з и с на конце приставок
§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-
§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-
§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне
§ 87. Буквы и — ы после ц
Повторение
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
§ 88. Имя существительное как часть речи
§ 89. Доказательства в рассуждении
§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные
§ 92. Poд имён сущкствительных
§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
§ 95. Три склонения имён существительных
§ 96. Падеж имён существительных
§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
§ 98. Множественное число имён существительных
§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Повторение
§ 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи
§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
§ 103. Оnисание животного
§ 104. Прилагательные nолные и краткие
§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного
Повторение
Глагол
§ 106. Глагол как часть речи
§ 107. Не с глаголами
§ 108. Рассказ
§ 109. Неопределённая форма глагола
§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
§ 111. Виды глагола
§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
§ 114. Время глагола
§ 115. Прошедшее время
§ 116. Настоящее время
§ 117. Будущее время
§ 118. Сопряжение глаголов
§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
§ 120. Морофологический разбор глагола
§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
§ 122. Употребление времён
Повторение и систематизация изученного
§ 123. Разделы науки о языке
§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов
§ 125. Орфограммы в окончаниях слов
§ 126. Употребление букв ъ и ь
§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения с окончанием -а/-я немного:
- папа
- дедушка
- прадедушка
- старшина
- мужчина
- юнга
- юноша
- судья
- дядя
- владыка
- воевода
- слуга
- Савва
- Илья
- Фома
- Кузьма
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
- мама
- жена
- бабушка
- тётя
- тёща
- внучка
- девушка
- женщина
- корова
- дорога
- красота
- река
- книга
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
Примеры
сирота, подлиза, плакса, невежда, неряха, чистюля, бродяга, непоседа и пр.
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Особенности склонения существительных на -ия
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
- копия
- стратегия
- плантация
- студия
- дикция
- геометрия
- операция
- эмоция
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
- и. п. (что?) серия, трава
- р. п. нет (чего?) серии, травы
- д. п. добавим (к чему?) к се́рии, траве́
- в. п. посмотрю (что?) серию, траву
- т. п. интересуюсь (чем?) серией, травой
- п. п. сообщу (о чём?) о се́рии, о траве́
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Как получать только положительные отметки с зеленым решебником по русскому языку за пятый класс Ладыженская
Представленный онлайн-решебник составлен специально опытными и профессиональными методистами для учеников, у которых на занятиях или дома возникают какие-либо проблемы. И не спешите думать, что он будет просто списывать с этой книги все решения, хотя и машинальное списывание приносит результат благодаря тому, что часть информации все же усваивается. Но данный ресурс предусмотрен для того, чтобы обучающийся выполнял упражнение, а потом сверял свои ответы с представленными на сайте. Главная особенность портала в том, что он содержит самые подробные и исчерпывающие выполнения, благодаря которым станет понятен любой раздел и задания перестанут быть проблемными для учащегося. Список плюсов решебника к учебнику русский язык 5 класс Ладыженская гдз 1 и 2 часть:
Имя существительное как часть речи
2 склонение существительных
К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного , с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- замок, крот, мороз, балкон, подъезд, пароль;
- шило, крыло, горе, имение, ружьё.
Некоторые существительные мужского рода второго склонения имеют мягкую основу, которая оканчивается буквосочетаниями -ий, -ей, -ой, -ай:
- жребий, гербарий, калий, дельфинарий;
- воробей, хоккей, суховей, лицей;
- рой, строй, конвой, слой, отбой;
- май, край, попугай, каравай, обычай.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие
Особенности склонения существительных на -ие, -ий
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
- сомнение
- украшение
- умение
- заявление
- телевидение
- созвездие
- поколение
и пр.
В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание -и, а не -е.
Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:
- и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
- д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
- в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- т. п. горжусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
- п. п. сообщаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыльце́
Это написание запомним, обратив внимание, что если в основе слова на -ия, -ий, -ие предшествует буква «и», то в окончании дательного или предложного падежа пишется тоже «и»:
- Мария — к Марии, о Марии;
- гербарий — в гербарии;
- сияние — о сиянии.
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
- гавань, фасоль, запись, болезнь, площадь, пригарь;
- гуашь, пустошь, горечь, помощь, упряжь, молодежь.
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юношадядя |
женский | птицаземля | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерносчастье | |
Третье | женский | нулевое | дочьрожь |
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Как устроен сборник по русскому для 5 класса от Ладыженской
Задачи сгруппированы по разделам и соответствуют пройденной информации школьных учебников для второклассников. Вопросы рассчитаны на самостоятельное выполнение ребенком, однако в процессе могут возникнуть проблемы, освоения курса и последующие ошибки. Именно для решения таких сложностей и представлен данный портал. Он позволит подготовиться к тестовым вопросам по дисциплине, которые проводятся в форме проверочных, промежуточных и итоговых тестов. Он особенно полезен для детей, которые отстают от программы в связи с болезнью, длительной поездкой или другой причиной отсутствия в общеобразовательном учреждении. При помощи понятных развернутых итогов можно нагнать рабочее расписание самолично или с родителями, которые будут проверять написанное. Мы рекомендуем подходить к учёбе серьезно и использовать онлайн-решебник для контроля за учебным процессом вашего чада. Кратко о достоинствах:
- Круглосуточная доступность.
- Одобрен федеральным государственным образовательным стандартом.
- Работает без перебоев на любой удобной платформе (пк, смартфон, ноутбук, планшет).
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№96 учебника 2019-2022 (стр. 50):
Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?
Именительный (кто? что?)Родительный (кого? чего?)Дательный (кому? чему?)Винительный (кого? что?)Творительный (кем? чем?)Предложный (о ком? о чём?)
• Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
№96 учебника 2022-2024 (стр. 48):
Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Следите за тем, чтобы не было повторов слов.
Пятиклассник встретил свою учительницу начальных классов. Она поинтересовалась, откуда он идёт. Выяснилось, что мальчик был на тренировке. Учительница поинтересовалась спортивными достижениями и осталась довольна ответом. Собеседники обменялись пожеланиями успехов.
№96 учебника 2011-2018 (стр. 46):
Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Приведите примеры.
Склонение | Род | В им. п., ед. ч. оканчивается |
1-е | женский мужской |
на -а, -я |
2-е | мужской средний |
на согласный; на -о, -е |
3-е | женский | на согласный с ь на конце |
Подсказка
№96 учебника 2022-2024 (стр. 48):
Записывая диалог ставь тире перед каждой новой репликой.
№96 учебника 2011-2018 (стр. 46):
Обратитесь к теме «Склонение имён существительных».
Ответ
№96 учебника 2019-2022 (стр. 50):
Вопрос кто? задаётся к одушевлённым именам существительным (сестра, щенок, Анна), а вопрос что? — к неодушевлённым существительным (стол, записка, Россия).
№96 учебника 2022-2024 (стр. 48):
— Здравствуйте, Лидия Александровна! — поприветствовал Костя свою учительницу начальных классов.
— Здравствуй, Костя! Откуда ты идёшь? Разве уроки не должны были закончиться пару часов назад? — удивилась учительница.
— Я был на тренировке по теннису, — ответил ученик.
— Как твои спортивные успехи? — поинтересовалась учительница.
— В прошлом месяце я занял второе место на кубке области среди теннисистов до 10 лет, — с гордостью проговорил мальчик.
— Какой ты молодец, Костя! Поздравляю! — воскликнула учительница.
— Спасибо большое, Лидия Александровна, мне пора домой обедать, — сказал Костя.
— Конечно, беги. Успехов тебе! — пожелала учительница.
— Спасибо, и Вам! До свидания! — попрощался мальчик.
№96 учебника 2011-2018 (стр. 46):
К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа: страна, дядя, яблоня. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода на согласный и среднего рода с окончаниями -о, -е: слон, вой, правило, солнце.
К 3-му склонению относятся существительные женского рода на согласный с мягким знаком на конце: пристань, рожь, соль.
- ← Предыдущее
- Следующее →
§1. Общая характеристика имени существительного
Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение – «предмет». К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Кто? , Что?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
- изменяемые – число, падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.
Ребята любят каникулы.
В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:
– Cергей! — зовёт меня мама со двора.
(Сергей – обращение)
К сожалению, пора идти делать уроки.
(К сожалению – вводное слово)
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
§5. Род
Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.
В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются. У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец – мать , брат – сестра, муж — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом. У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан , море, река, озеро, пруд – разного рода, и род не определяется значением слов.
Морфологическим показателем рода являются окончания.Если у слова окончания:
а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода
а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода
о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.
Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?
Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная. По-русски можно сказать:Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.
К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: врач, водитель, инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.
Как определить род у неизменяемых слов?
В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:
Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу.
Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.
Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.
Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.
Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.
Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:
Миссисипи широка и полноводна.
Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.