Краткое содержание история крепостного мальчика 5 6 предложений

Толстой алексей повесть «детство никиты»

Краткое содержание

Глава 2. Даша

По соседству с усадьбой Мавры Ермолаевны располагалось поместье графа Гущина. Владелец усадьбы появлялся там только на Новый год, с гостями, и устраивал шумные забавы. В этот раз граф написал своему управляющему, немцу Францу Ивановичу Нейману, чтобы тот собрал перед его приездом хор и оркестр из местных крепостных.

Дождавшись, пока все уснут, Митя запер дверь дома управляющего и поджег его. Крепостные хотели спасти немца, но Федор никого не подпускал. Франц сгорел, и той же ночью Митя сбежал из усадьбы.

Глава 4. Добрый барин

Митя развлекал генерала: играл с ним в карты, представлял императрицу Екатерину Великую, участвовал в военной муштре. Он терпел все странности князя, которые с каждым днем только усиливались.

Подробное краткое содержание рассказа «Крыжовник»

Начало произведения повествует о трех персонажах: Иване Ивановиче, Буркине и Алехине. Двое друзей были удивлены сильным дождем. Иван и Буркин переходят поле в поисках укрытия от ливня и замечают имущество Алехиной, решают остаться с ним. Сам Алехин на помещика не похож, он был неряшливым и неряшливым. Помещик очень радушно и дружелюбно встречает товарищей, приглашает их искупаться, переодеться. В доме, где за чашкой чая царит непринужденная обстановка, Иван Иванович решает рассказать историю о своем брате.

Детство братьев было беззаботным и легким. Их отец дослужился до офицерского звания и передал дворянский титул своим сыновьям. После смерти отца имущество было отобрано у Николая и Ивана из-за большого количества долгов. Старший брат работал в казенном магазине, и у Николая была мечта — купить недвижимость, он считал это смыслом жизни. А еще на территории усадьбы должен быть крыжовник.

Николай долгое время копил деньги на мечту всей своей жизни, но в какой-то момент он устал и решил пойти самым коротким путем, женившись на богатой вдове.

Николай никогда не испытывал искренних и настоящих чувств к жене. Он также взял все свои деньги и положил их на свое имя в банк. Не в силах противостоять этому беззаконию, женщина умерла спустя три года.

На накопленные деньги Николай Иванович купил имение и посадил некоторое количество кустов крыжовника.

Однажды, в один прекрасный день, Иван Иванович решил навестить брата. Увидев, кто стал его братом, он испугался. Николай все время бездельничал и ел. Единственное, что он сделал, это дрался с соседями. Николай угостил брата крыжовником. Было видно, что он доволен своей жизнью, можно сказать, что он счастлив.

Всю эту дождливую ночь Иван Иванович возмущался счастливой жизнью брата. Похоже, он находится под гипнозом. Он не понимал, как Николай мог быть таким счастливым, зная, что в мире есть большое количество обездоленных и несчастных людей

Вам нужно обращать внимание не только на себя, но и на окружающих. Если с вами случится боль, никто не протянет вам руку помощи

В конце концов, Антон Павлович Чехов пишет, что смысл жизни не в личном счастье, а в том добре, которое вы делаете

Но друзья Ивана Ивановича, Алехин и Буркин, не понимают смысла сказанного. Алехин не понимает мыслей подруги, так как это сильно отличается от ее обычной повседневной жизни. Но хозяин усадьбы счастлив, что гостям есть о чем поговорить.

Популярные сегодня пересказы

  • Страшная ночь — краткое содержание рассказа Чехова В рассказе А.Чехова «Страшная ночь» мелкий чиновник Панихидин вспоминает об истории из прошлого, вызвавшей у него душевное расстройство.
  • Мещане — краткое содержание пьесы Горького Маленький провинциальный город. Бывший студент Петр и школьная учительница Татьяна Бессеменовы – дети зажиточного мещанина. Получив образование, они вернулись в родной дом, но жизнь
  • Навеки девятнадцатилетние — краткое содержание Бакланова Главный герой произведения – Виктор Третьяков, молодой человек, который живет обычной жизнью. Он живет с матерью, которая вышла второй раз замуж, а сын считал это предательством по отношению к его отцу.
  • Про слона — краткое содержание повести Житкова Находясь на небольшом расстоянии от Индии, рассказчик с нетерпением ожидал прибытия туда. Представляя, как выглядит эта страна, где есть место и бананам, и слонам, ему не терпелось оказаться на суше.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский — дворянин, выбравший профессию ветеринарного врача. Этот персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, так как в произведении он играет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку Чехов вкладывает свои мысли в рот. Например, рассуждения Ивана Ивановича о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас — не что иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайец — младший брат Ивана Ивановича, дворянин, мелкий чиновник, а через некоторое время помещик. В молодости он был добрым и дружелюбным человеком, который хотел вести тихую и уединенную деревенскую жизнь в своем имении. Во сне он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток в пруду, загорать, лакомиться сочным крыжовником. Николай Иванович посвятил всю свою жизнь осуществлению этой мечты: он спасся, отказал себе во всем и даже женился по расчету. Только в зрелом возрасте, прожив скучную и безрадостную жизнь, он купил имение и стал помещиком: он стал толстым, дряблым, стал говорить о своем дворянском происхождении и потребовал называть крестьян «Ваша честь».

Глава 1 Новая барыня

История о крепостном мальчике, которому исполнилось всего 10 лет. Он родился в крепостной семье. Они переходили от одних хозяев к другим.

Обедневшая барыня решила продать всю семью Мышкиных на базаре. Маленький мальчик Митя не хотел покидать старую хозяйку и родное село Закопанка. Волновался, что его могут разлучить с его семьей.

И вот Митя со своей семьёй оказался в поместье барыни Мавры Ермолаевны.

Помещица оказалась жестокой. Муж ее давно умер. Он был отставной генерал. Детей Мавра не родила. За каждую провинность она наказывала крепостных. Её поручениям и наказаниям не было конца. Митя Мышкин постоянно пытался сбежать из ее имения.

Однажды он заступился за крепостных Архипа и Варвару. Он спрятал хозяйские розги в кладовой. За что отправился в курятник, где испугавшись гуся сломал ему шею. Жестоко наказала барыня Митю, однако после пожалела и взяла в дом прислугой.

Тяжело пришлось Мите Мышкину в доме барыни. Каждый каприз и поручение должны были быть исполнены незамедлительно. Вставать приходилось рано или вовсе не спать всю ночь, если у Мавры Ермолаевны бессонница. Убирать покои и приносить барыне воду приходилось по 30 раз за день.

Однажды после очередного наказания, Митя стал расспрашивать барыню, что находится по-соседству с ее поместьем. Притворился, что хочет в лес сходить и в реке соседней искупаться. Однако барыня все поняла и снова наказала мальчишку за дерзость. Тяжело приходилось Мите Мышкину с его стремлением к свободе и равенству. Он постоянно мечтал о побеге и искал лучшую жизнь.

Действующие персонажи

Повествование ведётся от первого лица — главного героя. Персонажи рассказа — городские мещане и мелкие служащие. Автор показывает работников государственных организаций, которые нарочно растягивают решение элементарных вопросов, что свидетельствует о бесполезности их труда и безразличие чиновников к жизни простых людей.

Главные герои чаще всего ведут разговоры на пёстром и ломаном языке, присутствуют красивые слова, но они чаще всего лишены смысла:

  1. Рассказчик — простой, наивный, советский мужчина средних лет, представитель рабочего класса.
  2. Работник в депо — ответственный, принципиальный, законопослушный гражданин.
  3. Председатель домоуправления — скрупулёзный, недоверчивый мужчина.

Глава вторая. Даша

Усадьба Мавры Ермолаевны граничила с обширными владениями графа Гущина. Управлял графским имением немец Франц Иванович Нейман. Сам граф приезжал в имение только на новый год, с кучей гостей, и затевал разные забавы. Вот и сейчас написал граф управляющему, что посылает в Барабиху артистов из Питера, и велел собрать хор и оркестр из местных мужиков и баб.

Митьку тем временем приставили гусей пасти. Архип выстрогал ему дудочку, и мальчик наловчился на ней играть. Пас как-то Митька гусей на границе с графским имением. Франц проезжал мимо, услышал, как мальчик на дудочке ловко играет, и выкупил его у Мавры Ермолаевны за два мешка овса и старую графскую перину. Поселили Мышкина вместе с доброй тёткой Агафьей и злющей дворовой девкой Палашкой, которая доносила немцу обо всём, что творится в Барабихе.

Имение было огромное, с хозяйственными постройками и псарней, которой командовал Федька, немой и страшный мужик с рваными ноздрями. Собрал немец музыкантов со всех графских деревень, а осенью и артисты приехали. К удивлению Митьки, труппа тоже оказалась крепостной. Об этом мальчику рассказала одна из артисток, девочка Даша, родителей которой тоже продали.

Между тем наступила зима. Францу не нравилась дружба детей — она отвлекала Дашу от подготовки к новогоднему представлению. Даша была вынуждена попросить Митю не приходить к ней. В день генеральной репетиции Митька не выдержал и тихонько пробрался в зал — уж очень ему захотелось взглянуть на Дашу. Порхая по сцене в лёгком наряде бабочки, девочка оступилась и упала. Франц занёс над ней палку. Тут выскочил Митька и заслонил собой подружку. Даша схватила его за руку и выбежала на мороз.

Мышкин принёс её назад, но поздно — Даша застудила лёгкие. В новогоднюю ночь девочка умерла. Подождав, пока имение уснёт, Митька подпёр колом дверь дома управляющего, набросал под окна соломы и поджёг. Сбежавшиеся дворовые хотели спасти немца, но Фёдор не позволил: стал с дубиной у двери. Франц сгорел, а Митька в ту же ночь ушёл

Основные произведения[ | ]

  1. Ржи цветут. Книга рассказов. Винница, 1924.
  2. Зной. Книга рассказов. Харьков. Укргосиздат, 1926.
  3. Исчезнувшее село. Повесть для детей. Харьков: Пролетарий, 1926.
  4. Зарево над полями. Повесть. Харьков-Москва-Киев, 1926—1930 (семь изданий, в том числе на украинском, польском, немецком и болгарском яз.).
  5. Клад. Повесть для детей, Москва: Молодая гвардия, 1927.
  6. Вокруг света в 50 дней. (совм. сЯ. Кальницким ). Харьков: Пролетарий, 1928. 128 с. Вып. 4000 шт.
  7. Яблони. Книга рассказов. Харьков: Пролетарий, 1928.
  8. Алмазная свита. Роман о каменноугольном Донбассе. Харьков: Пролетарий, 1930.
  9. Исчезнувшее село. Роман. Москва, ЗИФ, 1930. Также переиздания: М.: Гослитиздат,` 1939г. 264 с.; М.: Советский писатель, 1956 г., 288 с.; там же, 1958г. 287 с.; там же, 1969г., 280 с.
  10. Река в горах. Книга рассказов. Киев: Гослитиздат, 1937.
  11. Покорение реки. (История Днепростроя). М.: Советский писатель, 1946г. 356 с. – 20 тыс. шт.
  12. Человек побеждает. Гравюры на дереве Ю.Ростовцева. М.: Профиздат, 1948г., 140 с. – 15 тыс. шт.
  13. У города вечной славы. Очерк о строительстве Сталинградского гидроузла. Обложка художника Вс. Бродского. М.: Молодая гвардия, 1951г. 48 с. мягкий переплёт, увеличенный формат.
  14. Огни на Днепре. Рис. П. Осовского М.: Детгиз, 1955г. 447 с., — 30 тыс. шт.

Дальнейшая деятельность

С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис – людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

Российский писатель С. Алексеев

Сергей Петрович Алексеев большую часть жизни посвятил написанию детских и исторических книг. И не удивительно, ведь он родился в интеллигентной докторской семье (1922 г.).

Благодаря тому, что его отец имел практику в деревне Плисков Киевской губернии (сегодня это территория Украины) будущий писатель с детства привык общаться с крестьянами и не понаслышке знал об их тяготах.

Когда Алексееву исполнилось 10, его родители переехали в Москву, где он и закончил школу. Целеустремленный юноша мечтал стать летчиком, для чего поступил в авиационное училище города Постава (сегодня территория Белоруссии) в 1940 г.

С началом Великой Отечественной Сергей Алексеев вместе с другими курсантами был переведен в Оренбургское летное училище. Проживая в Оренбурге, Алексеев заинтересовался историей и параллельно с училищем стал заниматься на вечерних курсах истфака местного пединститута.

После окончания училища юноша стал преподавать в нем. Однако из-за травмы, полученной во время учебного полета, вскоре вынужден был оставить летное дело и занялся литературой.

Поначалу будущий писатель редактировал чужие произведения, а с 1955 г. начал публиковать собственные. Его произведения были удостоены многих наград (Государственная премия СССР, Премия Ленинского комсомола, Международный диплом Г. Х. Андерсена) и переведены на 50 языков мира.

Основной тематикой творчества Сергея Алексеева являлась военная история Российской империи, начиная с середины XVI в.

Наиболее известные книги этого автора – «Сто рассказов из русской истории», «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика» (краткое содержание по главам в VI – IX пунктах), «Рассказы о Суворове и русских солдатах» и другие.

Умер Сергей Петрович в мае 2008 г. в возрасте 86 лет. Его могила находится на Переделкинском кладбище, куда и сегодня ценители творчества могут возложить цветы.

https://youtube.com/watch?v=aALmFdtNFic

Действующие лица

Цель рассказа — привлечь внимание читателей к правильному формированию их желаний, не забывая при этом об окружающих. Чтобы точнее передать свои мысли, Чехов использовал следующие изображения:

  1. Чимша-гималайский Иван Иванович — сказочник, рассказавший гостям историю своего брата.
  2. Чимша-гималайский Николай Иванович — помещик, когда-то был добрым государственным служащим, который со временем превратился в средний класс.
  3. Алехин — помещик, занимается только своим делом. Гостеприимный и приятный мужчина.
  4. Буркин — учитель. Для него это в первую очередь женщины и изящные люди, от которых он может что-то получить.
  5. Пелагея — горничная Алехина. Красивая девушка, служащая за столом.

Григорович — Антон-Горемыка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Хирургия
    Земский доктор отсутствует, он отлучился, чтобы жениться. Вместо него на приеме больных остался фельдшер Курятин. Автор описывает его как человека полного и довольного своим положением. В приемную входит дьячок местного прихода по фамилии Вонмигласов
  • Краткое содержание сказки Василиса Прекрасная
    Купец прожил со своей женой двенадцать лет, и была у них дочь Василиса. Умирая, мать Василисы позвала дочь к себе и передала ей куклу вместе со своим благословением
  • Краткое содержание Воробей Тургенева
    Человек, возвращаясь с охоты, шёл по аллее сада. Его собака бежала перед ним. Вдруг собака что-то почуяв начала красться.
  • Фонвизин
    Денис Иванович Фонвизин – знаменитый русский драматург, переводчик и публицист. Он родился в семье со средним достатком в середине апреля 1745 года в Москве.
  • Краткое содержание Фаулз Волхв
    Николас родился в 1927 году, его отец был бригадным генералом. После армии Николас поступил в Оксфорд. Приблизительно через год его родители попадают в авиакатастрофу и погибают.

Читать онлайн «Антон-Горемыка. Деревня. Бобыль»

Дмитрий Григорович

Бобыль

Суд наедет, отвечай-ка, С ним я век не разберусь!

А. Пушкин

Темная осенняя ночь давным-давно окутала сельцо Комково. Погода стояла бурная, ненастная; мелкий дождь падал пополам с снегом; холодный ветер гудел протяжно в отдаленных полях и равнинах… Но буря, слякоть и темнота нимало не вредили приходскому празднику в сельце Комкове, и гулянка, которой год целый ждали обыватели, была в полном своем разгаре. На улице толпилась тьма народу. Со всех сторон слышались нестройные песни, восклицания, говор, хохот; правда, время от времени их заглушал суровый голос бури, которая с ревом и свистом пробегала по обвалившимся плетням и лачугам, но тем не менее песни и крики раздавались громче и громче, когда ветер проносился мимо и буря на минуту стихала. Почти в каждой избушке светились огоньки, и длинная нить их, отражавшаяся багровыми полосами в лужах, давала знать, что и внутри домов точно так же продолжалась пирушка. Словом, жители Комкова веселились и гуляли на славу.

Но тогда как веселье так единодушно обнаруживалось с одного конца деревни до другого, в доме самой помещицы было что-то особенно спокойно и тихо. Распутица ли помешала соседям съехаться по обыкновению к Марье Петровне, ненастье ли или другое что, а только она сидела этот раз почти без гостей. Общество составляли всего-навсего – бедная вдова, поручица Степанида Артемьевна, проживавшая в доме третий год в качестве «приживалки», и еще ближайшая соседка Марьи Петровны, Софья Ивановна, или просто «Иваниха», как называли ее крестьяне. Все три дамы расположились в небольшой уютной комнатке, выходившей на улицу.

В углу, подле незавешенного окна, сидела особнячком Степанида Артемьевна и вязала чулок; против нее на столике стояло все нужное для чаю. Огромный неуклюжий самовар из красной меди, занимавший чуть ли не половину стола, пыхтел и отдувался, как толстяк, обремененный тяжкою ношей, в знойное время; из него валили, клубясь и журча, густые струи серого пара, то направляясь на соседнее окно и обдавая его крупными каплями, то вдруг обращаясь косою полосой на сальный огарок,, находившийся тут же, между чайником и чашками.

При таком неожиданном нападении со стороны соседа огарок бросал еще более сомнительный свет на пору-чицу, женщину с наружностью жесткой и деревянной, одетую, как вообще все вдовствующие поручицы-приживалки, в глубокий траур. Другие две дамы сидели поодаль от окна, у лежанки. Красное пламя жарко топившейся печки не только позволяло различать их лица, но даже обозначало на стене длинные, угловатые профили собеседниц. Одна из них, хозяйка дома, была подслеповатая маленькая старушонка, с лицом кротким и добродушным, напоминавшим скорее, однако ж, безответную простоту, чем первые два качества. На ней был черный поношенный платок, черный ситцевый капот с белыми крапинами и жиденький чепец с темными лентами, находившимися постоянно в каком-то лихорадочном состоянии, вопреки неподвижности самой владелицы; это происходило оттого, что головка старухи, и без того уже слабая, приняла дурную привычку трястись с тех пор, как раз ночью испугали Марью Петровну, объявив ей, что в Комкове загорелась баня. Наружность Софьи Ивановны представляла самую резкую противоположность с наружностью ее соседки. Ясно, что эти крутые багровые щеки, готовые лопнуть каждую минуту вместе с серыми глазами навыкате, этот узенький лоб, сплюснутый нос и темные волосы без проседи, несмотря на пятидесятый год, могли только принадлежать бойкой и энергичной женщине. Все три дамы хранили глубокое молчание. Тишина в комнате прерывалась лишь треском и щельканьем печки, метавшей на пол искры, и пискливым напевом самовара, которому вторило иногда недовольное ворчанье собачонки, лежавшей на диване, за спиной помещицы. Извне слышался отдаленный гул толпы, бродившей по улице; время от времени гул этот как будто приближался и, смешавшись внезапно с свирепым завыванием ветра и шумом дождя, посылаемого в окна, производил такой грохот, что даже канарейка, сидевшая нахохлившись в клетке над головою поручи-цы, вздрагивала, высовывала из-под крылышка голову и начинала отряхиваться.

Жизнь у офицера Вяземского

Митька добрался до большой дороги, но к тому времени у него не осталось сил, и он лёг прямо на снег. Мимо проезжал офицер. Ямщик заприметил что-то у дороги и остановил тройку. Замёрзшего мальчика подобрали, положили на дно сеней, укрыли дохой и решили сдать на станции. Когда сани подъехали к Чудову, Митька выскочил и спрятался. Скоро подали новую тройку, и малец тайком пробрался в неё.

Офицер спал, а когда проснулся, ему так понравилась смелость мальчика, что он согласился взять беглеца в Питер. Митька пообещал, что будет играть на дудке и выполнять все поручения. До этого офицер Вяземский выпил водки, поэтому настроение у него было приподнятым. Если бы не это, пришлось бы Митьке замёрзнуть на дороге.

Так началась жизнь в Питере, которая продлилась недолго. Мальчик охотно делал всё, что поручал Вяземский:

  • передавал любовные записочки даме сердца офицера;
  • чистил сапоги Александра Васильевича;
  • варил кофе;
  • покупал табак.

В обязанности Митьки входило всё, чем обычно занимается денщик. Вскоре Вяземский убил на дуэли Дубасова, за что был разжалован и отправлен на войну. Там мальчик показал себя как настоящий солдат. Суворов наградил его, затем разрешил Вяземскому и его денщику вернуться в Питер. Однажды офицер проиграл своего верного помощника в карты, и Митьке опять пришлось бежать. Впопыхах он даже оставил дудку.

История создания

Роман «Бедные люди» был задуман задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и друзья Достоевского, тогда еще неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Федор Михайлович видел много нуждающихся, бедных и голодающих.

Его отец был врачом, и семья сняла дом в том же здании, что и больница.

В детстве Достоевский помнил множество историй о тех людях, которые бедствовали. В юности писатель активно интересовался жизнью опустившихся на дно людей, живших в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира внешней мучительной бедности породило желание написать серьезное произведение, раскрывающее характеры и проблемы людей, живущих на грани нищеты. В 1844 году Достоевский оставил работу (рисовальщик) и попробовал себя в писательстве.

Новый путь дается молодому дарованию с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берется за перевод «Евгении Гранде» Бальзака”.

Творчество Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берется за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над «Бедными людьми». Это первое серьезное произведение Достоевского, которое было воспринято критиками и читателями более чем положительно. Стоит отметить, что автор корректировал свой роман 3-4 года с учетом замечаний критиков.

В 1846 году роман был напечатан в Петербургском сборнике. В своих творческих заметках во время работы над произведением Достоевский указывал на роль образа автора в произведении: не показывая «авторских лиц», дать слово героям. Ему действительно удалось изобразить действительность глазами самих персонажей.

Характеристика героев

Если внимательно читать произведение Зощенко «Галоша», то уже с первых строк можно заметить, что повествование идёт от первого лица. Главный герой — рассказчик, который прост и обычен. Но он сталкивается с бюрократическим аппаратом, который всегда действует по одной схеме и с которым невозможно справиться или даже ему противостоять. Как известно, сам автор столкнулся с этой бюрократической системой, когда умер его отец. На тот момент мальчику было всего лишь двенадцать лет. А мама, оставшись одна с восемью детьми, старалась найти помощь.

Пытаясь найти галошу, рассказчик смиряется, а через неделю получает свою продажу и очень благодарен. Итак, основными персонажами рассказа являются:

  • рассказчик;
  • работник бюро находок;
  • председатель домоуправления.

Главный герой у читателя вызывает только положительные эмоции, прежде всего симпатию. Он открытый человек, который видит даже в бюрократах не равнодушную систему, а людей. Отсюда и его несчастья, так как он никак не может отказаться от сочувствия и не вписывается в бюрократическую систему.

Запоминается читателям и сотрудник в бюро находок, который оказывается не только законопослушным гражданином, но ещё и ответственным. Он-то как раз без справки и не соглашается отдать вторую калошу. Зато ее выдаёт председатель домоуправления, который во всём любит порядок. Зощенские герои смешны, но при этом они ещё вызывают жалость.

“Антон-Горемыка” Григоровича в кратком содержании

Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму.

Возвратившись в свою избенку, Антон застает там гостью, нищую старуху Архаровну, которая не столько побирается, сколько высматривает добро у обитателей села.

Ужинать Антону приходится одной тюрей из кваса и хлеба, однако же он не ропщет и еще ухитряется из своей доли половину отдать детям.

Растабарывая с бабкой, Антон вспоминает о своем брате и сыне Архаровны, которых взяли в солдаты, – давно уж от них никаких вестей нет.

Речи мужика обращены не столько к гостье, сколько к самому себе: в какой уже раз обдумывает он свое горькое житье… Заедает его век злодей-управляющий, пришло время подушное платить, а денег ни полушки; грозится Никита Федорыч сдать Антона в солдаты, а кто тогда жену и малолеток прокормит?

Не успел Антон из-за стола выйти, как его зовут к управляющему. Никита Федорыч, человек плотный и приземистый, похожий на бульдога, грозно встречает недоимщика и, не слушая его жалобных оправданий, требует продать последнюю лошаденку, чтобы расплатиться с барином.

Как ни плачет, как ни убивается жена, приходится Антону ехать на ярмарку в город и продавать кормилицу.

В довершение напастей в дороге встречает Антон мельника, которого он давно избегает. Мельник, понятно, тоже требует свое.

Новые “друзья” Антона ведут его ночевать на постоялый двор, где и подпаивают разомлевшего от усталости и голода мужика… Утром же бедолага обнаруживает пропажу лошади.

Хозяин постоялого двора, бывший в сговоре с грабителями, требует, чтобы Антон расплатился за ужин и водку. Приходится ему последний полушубок с себя отдать.

“Знающие люди” советуют Антону идти на поиски лошади в одну из близлежащих деревень, хотя и смекают, что без выкупа он только ноги зря собьет.

Удобно расположившиеся на лавке советчики долго еще обсуждают несчастье, приключившееся с Антоном. Их слушают вновь прибывшие постояльцы, один из которых знаком с горемыкой. Он объясняет главную причину бедствий Антона.

Его невзлюбил управляющий, уверенный, что жалоба господину на своеволие Никиты Фе-дорыча исходит от Антона.

В то время как Антон бредет неведомо куда по непролазной грязи, Никита Федорыч балует себя чаем, закармливает и без того толстого неповоротливого сыночка и перебранивается с женой, От этих приятных занятий его отрывает мельник, вместе с которым управляющий обделывает темные делишки. Мельник жалуется все на того же Антона – не хочет расплачиваться за помол.

С мельником Никита Федорыч поладил и собрался было возобновить чаепитие, но тут на него с новой силой напускается супруга, не без оснований подозревающая, что ее благоверный утаивает деньги, полученные от мельника.

Трое суток скитается Антон в поисках украденной клячонки по промозглым осенним проселкам. В горе не замечает он ни студеного дождя, ни усталости, ни голода и холода.

Как полоумный бежит несчастный мужик домой и наталкивается на Архаровну. Ему вспоминаются ходившие по деревне слухи о ее потаенном богатстве, и Антон решает, что она может выручить его. “Помоги, коли хочешь спасти душу христианскую от греха, – дай денег!” – кричит он в полном отчаянии.

Испугавшаяся старуха ведет его за собой в овраг, в котором, по ее словам, у нее в кубышке спрятана малая толика рублевиков.

Однако в овраге Антона хватают два дюжих молодца. В одном из них он узнает своего брата Ермолая. Другой оказывается сыном старухи – и оба они беглые солдаты, теперь промышляющие воровством и разбоем.

Развитие событий

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: