Эраст злодей или коварный соблазнитель?

Вариант 2

В рамках направления сентиментализм в русской литературе написано немного произведений. Самым ярким из них является «Бедная Лиза» Карамзина. На его примере можно рассмотреть все признаки сентиментализма.

Первый из них — это сословная принадлежность героев. Очень часто в сентиментальных повестях и романах главными героинями являются простые девушки, крестьянки. Это связано с тем, что они живут на природе в истинном единстве с ней, плотном контакте. Как правило, их жизнь полна трудностей и невзгод, но однажды они встречают свою любовь. Так было и с Лизой. Она сама содержала не только себя, но и мать, много трудилась, собирала ягоды и цветы, которые продавала. Однажды девушка встретила Эраста, которого полюбила взаимно.

Второй признак — особенность содержания. В сентиментальных произведениях главная роль отведена чувствам, в особенности любви. В повести Карамзина основа сюжета — это любовь, которая вспыхнула в сердцах героев. Автор с трепетом описывает взаимоотношения и свидания влюблённых. Чувствительность присуща и главной героине, Лизе, которая тонко ощущает любое событие, чувство или явление. Она наивна и доверчива, но при этом страстна и пылка. Лиза не стесняется своих чувств и эмоций, она рада проявлять свои переживания. Сентиментальный герой принимает всё близко к сердцу.

Немалую роль играет и природный ландшафт. Сентиментальные произведения всегда подчёркивают связь человека с природой. Пейзаж в них нередко отражает чувства героев и их переживания. В произведении «Бедная Лиза» автор красочно описывает пейзажи, которые окружают героев.

Для сентиментальных произведений характерна и особая концовка. Они описывают любовь, но, как правило, она не заканчивается хорошо. Лиза была обманута Эрастом и не смогла пережить это. Для сентиментализма характерна печальная или даже трагическая любовь. Лиза встретилась с мерзавцем, недостойным человеком, который ранил её сердце. Из-за такой особенности сюжета и содержания сентиментальные произведения часто описывают отрицательные чувства и явления. Важная особенность сентиментализма — самоубийства героев. Чувствительная и тонкая натура Лизы не смогла жить по-прежнему после обмана Эраста, поэтому девушка совершила самоубийство. Такой приём часто встречается и в других произведениях этого направления. Например, « Страдания юного Вертера» Гёте заканчиваются тем же, что и «Бедная Лиза» — смертью главного героя.

Для русской литературы «Бедная Лиза» — это эталон произведения, написанного в рамках сентиментализма.

Школьные требования

Во время изучения повести ученики пишут сочинение-размышление, отвечают на тематические вопросы и пишут рефераты. Это позволяет углубиться в суть рассказа и более точно понять посыл, который передаёт читателям Карамзин. Повесть поможет подросткам быть менее наивными, больше доверять родителям и быть серьёзнее.

Совмещённые негативные и положительные поступки толкают на размышления о человеческих слабостях, о способах пресечения порочных наклонностей.

А также заставляют задуматься о вине мужчины: один ли он виноват в произошедшем, или, может, Лиза тоже должна была проявить осторожность, а её мать быть более внимательной, а не замкнутой на своём горе во вред родной дочери. Или, возможно, обстоятельства сложились самым неудачным образом, что девушка и мужчина оказались вместе тогда в Москве на рынке

При работе с написанием изложений или рассуждений требуется план. Например:

  1. Знакомство центральных персонажей.
  2. Развитие отношений.
  3. Трагическая развязка.
  4. Размышление о том, жертва ли Эраст или преднамеренный злодей.

Работа может быть небольшого объёма, но должна, по сути, отвечать на поставленную тему. Образ Эраста должен быть раскрыт полностью, и необходимо обоснованно доказать свою мысль, почему персонаж пострадавший или причиняющий зло.

Сентиментализм в повести Карамзина

Сентиментализм — художественная направленность в литературе и творческой деятельности в XVIII — XIX веках. Сантименты означают чувства и переживания. Для этого течения душевные порывы и эмоции являются основными критериями в эстетике.

Чувственные образы в произведении

Существует негласный запрет на прямолинейный анализ образов, сложился особый интерес к обычному человеку. В сентиментализме главный акцент переносится на внутренний мир индивида, а внешние проявления не так важны.

Действие протекает в Москве. Главные персонажи — Лизавета, ее мама, Эраст. Повесть «Бедная Лиза» берет свое начало с описания красоты православного монастыря. Также автор описывает природу, прекрасные виды Москвы.

Пейзажи приносят с собой грустные настроения, угадывающие грядущие драматические события. «Бедная Лиза» основывается на типичном сюжете о мезальянсе. Персонажи любовной истории принадлежат к разным сословиям: дворянство и крестьянство. Такая пара не может обрести счастье по моральным причинам, а также крестьянский общественный уклад жизни противоречит и находится в конфликте с помещичьим.

Образ бедной Лизы:

  • имя значит «уважающая Бога»;
  • красива своим телом и сердцем;
  • работала не покладая рук;
  • вежливая;
  • принадлежит к крестьянам.

Слезная история любви

Лизавета чувствует себя бедной в собственных эмоциях и переживаниях, также можно охарактеризовать материальное положение девушки. Дополнительно этим определением автор выражает, как он лично относится к молодой даме.

Образ Эраста:

  • имя значит «любимый»;
  • много денежных средств;
  • добрая душа;
  • острый ум;
  • слабый характер;
  • вел праздный образ жизни;
  • относится к дворянскому сословию.

Елизавете присущи скромность, нравственность, в ней не было ни капли жадности. Ее матушка была чувственной, честной, в преклонных летах — пошел шестой десяток. Хорошо воспитала свою дочь.

При знакомстве с Лизой скучающий и пресыщенный дворянскими развлечениями Эраст испытывает новое чувство — чистый восторг. Девушка влюбляется в юношу с первого взгляда. В их возникших чувствах нет порока, они светлые и прекрасные. Их любовная история завершилась тем, что Эраст женится по расчету на другой.

Характеристика главного героя

Прочитав повесть, школьники выполняют анализ персонажей, пишут сочинения, оценивают поступки действующих лиц, обсуждают, в чём состоит порок героя. Отдельно от рассказа «Бедная Лиза» идёт изучение образа Эраста. Это глубокая личность, ведь его сущность состоит из негативных и позитивных качеств. Мужчина становится виновником трагической судьбы нескольких людей.

Пообещав жениться доверчивой бедной крестьянке и совратив её, он прекрасно понимал, чем это могло обернуться для девушки. В то время незамужней крестьянке иметь внебрачные связи было позором для всей её семьи.

Но ещё худшим поступком было проиграть состояние. Только человек, не умеющий контролировать свои действия, импульсивный и недальновидный, мог такое совершить. А решив связать судьбу с другой, не попытаться объясниться с Лизой и откупиться от неё деньгами — самый низкий из всех его поступков. Поэтому, размышляя о том, Эраст — злодей или жертва своих страстей, можно с точностью ответить, что второй вариант более вероятен.

Мужчина любил жизнь вольную, без обязательств, где ничего его не отягощает и не требует ответственности. Когда Эраст увидел Лизу впервые, им завладел интерес к девушке. Мужчина влюбил её в себя, соблазнил и оставил. Это не проявление умышленного зла. Он привык так поступать во всём:

  • не задумываясь о последствиях;
  • не заботясь о чувствах других людей.

Для Эраста главное — удовлетворить себя любыми средствами. Он привык брать то, что хочет, персонаж не понимает — его поступки кого-то ранят. Мотивы его действий — импульсивность и скука, желание новизны, при этом сам персонаж меняться не собирался. Из этого также можно сделать вывод, что собственные страсти порабощают мужчину, делают его бесчувственным.

Несмотря на наличие отрицательных качеств, Эраст имеет и позитивные стороны характера. Он щедр, общителен, весел и добр.

Представители и примеры произведений

Сентиментализм имел много последователей в России, однако среди них можно выделить немногих, которые внесли значительный вклад в развитие этого течения.

Главную роль прежде всего отводят Карамзину. Он является автором таких произведений: «Бедная Лиза» (1792 г.), «Наталья, боярская дочь» (1792 г.), «Чувствительный и холодный» (1803 г.), «Рыцарь нашего времени» (1803 г.) и другие. Кроме этого Карамзин, как и его друг В. Подшивалов, был теортиком сентиментализма

Подшивалов же в 1796 году опубликовал статью  «Чувствительность и причудливость», где основное внимание атора заоострено на проведении различий межу истинной «чувствительностью» и искаженной «манерностью», «причудливостью»

Крупными представителем сентиментализма можно также считать деятеля русского Просвещения, академика Муравьева, который в своем творчестве отстаивал идею, что добродетель является «верховным счастьем». Существует мнение, что Муравьев был предшественником Карамзина в литературе, однако как историк был подражателем последнего («Учение истории»).

Также ярко отличился в рамках развития сентиментализма поэт, публицист и критик Дмитриев. Почет и известность среди других авторов поэту принесли его песни и басни, а также мастерство в поэзии, талант в сатире.

Немалое влияние на распространение и закреплении достижений основателей сентиментализма осуществила группа учеников Карамзина: В. В. Измайлов, А. Е. Измайлов, П. Ю. Львов, князь Шаликов. В.В. Измайлов писал, в большинстве подражая своему учителю («Путешествие в Полуденную Россию» 1800-1802 гг.). А.Е. Измайлов стал автором романа «Евгений, или пагубные следствия духовного воспитания и сообщества», которое за своим литературной направленности ближе к реализму, а также другого творения-подражания — «Бедная Лиза» (1801 г.). Льовова рассматривают как значимого писателя-романиста (повести «Роза и Любим», «Александр и Юлия», «Российская Памела»).

Князь П.И. Шаликов в своем творчестве воссоздал наиболее образцовый пример сентиментализма. Писатель не только идеализировал существующую жизнь простого народа, но и говорил о благости и счастье жизни крестьян, что существующий социальный порядок дарован Господом Богом, а все проблемы крепостных из-за злоупотребления помещиков. Особенно ярко данные настроения проявились в его произведении «Путешествие в Малороссию», где крестьяне радуются и веселятся, не страдая от лишений жизни.

Группа карамзинистов (учеников и соратников Карамзина) образовала отдельное течение в рамках сентиментализма. Позже они оформились в известное на то время литературное сообщество «Арзамас», в которое входил и А.С. Пушкин

Карамзисты заостряли свое внимание на формировании нового русского литературного языка. Особый вклад в поэтическию речь внес поэт-карамзинист К.Н

Батюшков.

Если Карамзин и его единомышленники (в т.ч. подражатели) образовали дворянское (либеральное) крыло сентиментализма, то наиболее ярким представителем революционного направления стал Радищев. Позиция последнего была крайне радикальной и отстаивала запрет крепостного права, критиковала религиозных деятелей, посягала на величие института самодержавия и в целом отличалась диссидентством. Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 год) сразу после своего издания принесла славу автору. Однако за критические и резкие комментарии в сторону власть имущих, а также за описание жестокости обращения последних с представителями низших сословий (к примеру, как продают крепостных на аукционе), Радищева арестовали и сослали в Сибирь.

Как одного из представителей сентиментализма рассматривают ранеего Жуковского, на поэзию которого существенно повлияло творчество Дмитриева и Карамзина. Повесть «Марьина роща» (1809 г.) является наиболее показательным результатом влияния Карамзина на поэта. Достижения в поэзии Жуковского и Батюшкова заложили основы для подальшего становления слога Пушкина и его литературного языка.

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм — это литературное течение, которое проникает в русскую культуру в конце 70-х годов XVIII века. В широком понимании, сентиментализм рассматривают как художественное явление Западной Европы (20-80-ые годы XVIII) и Российской империи. Свое происхождение термин берет от французского глагола «sentir» («чувствовать», «ощущать», «обонять»), а также его производного существительного «sentiment», который означает «чувство» или «эмоция».

Период возникновения, основоположники

Предвестниками первых сентименталистских творений в русской литературе можно считать творчество Ф. Эмина, пьесы В.И. Лукина, а также поздние сочинения Д.И. Фонвизина (создатель русской бытовой комедии). К примеру, роман «Письма Ернеста и Доравры» (1766 г.) авторства Эмина характерно наследует произведению Руссо «Новая Элоиза».

Причины развития русского сентиментализма исходят из заинтересованности в творениях западных авторов. Стоит выделить, что русские авторы интересовались текстами Ж.-Ж. Руссо, С. Гесснера, Г. Э. Лессинга, Л.-С. Мерсье, Д. Дидро, С. Ричардсона. Особую роль сыграл перевод творения И.В. Гете «Страдания юного Вертера» (первая попытка перевода на русский была осуществлена в 1781 году Ф. Галченковым), который повлиял на последующее формирование особенностей русского сентиментализма. Косвенное воздействие на становление течения осуществили прозаические переводы творений Э. Юнга, Ф.Г. Клопштока усилиями русского мистика А.М. Кутузова в 80-х годах XVIII века. Именно сентиментализм привносит культ чтения в культуру русской интеллигенции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сентиментализм начинает проявлять себя как литературное течение в русской литературе с 80-х годов XVIII века. К концу 10-х годов XIX века (иногда говорят о конце второго десятилетия) сентиментализм исчерпывает себя, постепенно уступая место романтизму.

Первым литературным примером русского сентиментализма считают «Письма русского путешественника» прозаика, историка и поэта Н.М. Карамзина, написание которого датируется 1791-1792 годами. Произведение Карамзина имеет схожий стиль с другим творением, известным в рамках западноевропейской культуры, — «Сентиментальным путешествием» английского писателя Л. Стерна.

Родоначальниками русского сентиментализма считают Карамзина, О.М. Радищева, М.Н. Муравьева, И.И. Дмитриева.  

Пример текста сочинения

В произведении Карамзина главный герой — это молодой, красивый дворянин. Автор характеризует его как доброго сердцем, но ветреного душой человека. Он влюбился в простую деревенскую девушку, которая была ниже его по происхождению. Он наносит ей визиты, помогает материально. Мать Лизы души в нём не чаяла.

Всё это, а также внешние данные, подкупает девушку, и она влюбляется. Эраст расточает комплименты, сыпет обещаниями, исполнение которых так и не наступило. Когда у мужчины получается толкнуть девушку на порочную с ним связь, его интерес быстро угасает, любовь заканчивается после первой же проведённой вместе ночи.

Эраст уходит на войну, там проигрывает много денег и решает поправить своё материальное положение с помощью женитьбы на богатой женщине. От Лизы, которая искренне и впервые полюбила, он хочет откупиться и даёт девушке сто рублей.

Крестьянка не смогла пережить предательства и учинила собственную смерть, утопившись. Это погубило её мать, умершую от горя из-за кончины дочери. Да и для коварного искусителя поступок Лизы стал запретом на счастье до конца его дней, ведь мужчина ни на секунду не забывал, что он виновник нескольких утраченных жизней.

При анализе образа главного персонажа однозначно трудно ответить, можно ли считать Эраста злодеем. Без сомнения, его ветреность и обман заслуживают наказания. Но учитывая положительные качества, возникают сомнения о преднамеренной лжи.

Были ли причины у Эраста, чтобы специально погубить девушку, если он искренне ею восторгался? Может, Лизина красота души и честность затронули какие-то струны в душе мужчины, и он не смог бороться с искушением. Ведь Эраст и сам несколько смягчился вначале, с интересом слушал рассказы матери крестьянки, с удовольствием проводил вместе с девушкой время.

Возможно, эта новизна толкнула Эраста на соблазн, и он импульсивно склонил девушку к утрате чести. Но неумение отвечать за свои поступки и безответственность — отрицательные черты, именно они наталкивают читателя на мысль о преднамеренном коварстве.

Вряд ли умышленное зло руководило действиями мужчины. Он, скорее всего, был жертвой собственной бездумности. Ведь он был носителем и хороших качеств, иначе почему Лиза, чистая душой и сердцем, полюбила бы парня.

Образ главного героя

Эраст — герой, которого нельзя оценивать однозначно. Жестокое предательство их любви заставляет считать его злодеем и коварным искусителем. Даже сам Карамзин в повести пишет: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его».

Однако не стоит забывать, кем являлся Эраст — молодым дворянином «с изрядным умом и добрым сердцем», но слабым и ветреным. Из повествования видно, что герой изначально не таил злого умысла — его мотивы были чисты и благородны, он действительно всей душой любил Лизу, восхищался ею и мечтал о совместном с ней будущем. Так часто бывает с влюбленными людьми, ослепленными своей страстью. В порыве чувств они готовы обещать больше, чем могут сделать, и принимают желаемое за действительное.

Нет, Эраст не злодей. Он просто оказался слабым человеком. Если любовь Лизы с каждым днем разгорается все сильнее, она верна своему сердцу, то героя прежде всего прельщает новизна, ведь раньше его отношения с женщинами были полны лишь сладострастия, а не возвышенных чувств. Когда же непорочность исчезает, с нею пропадает и интерес Эраста. Можно заключить, что его не интересовала душа девушки. Он создал в своих мыслях образ и влюбился в него.

Другой причиной разразившейся беды была разница в социальном положении. Избалованный дворянин, который никогда в жизни не зарабатывал себе на хлеб, проигрался в армии в пух и прах. Единственным выходом для него стало жениться на богатой даме. Реальность отрезвила Эраста, и он отказался от своей любви к Лизе.

То, что Эраст не злодей, а жертва обстоятельств, видно и в финальных строках повести Карамзина. Узнав о самоубийстве Лизы, герой до конца жизни не испытывал счастья и считал себя убийцей. Это доказывает, что у него было хоть и слабое, но доброе сердце.

Думаю, Эраста нельзя считать злодеем. Он просто малодушный и безответственный человек — такой, какими являлись многие молодые дворяне. Привыкнув жить за чужой счет, он не был приспособлен к реальной жизни и в трудный момент выбрал не любовь, а холодный расчет. В результате своего поступка он не получил счастья, поэтому в этой повести обоих героев можно считать жертвами сложившихся обстоятельств.

Сочинение Эраст жертва или злодей?

Повесть Н. М. «Бедная Лиза» — первое произведение русского сентиментализма. Отличительной чертой сентиментализма является уделение внимания внутреннему миру героев, их чувствам и эмоциям. Действие повести разворачивается вокруг обычной крестьянки Лизы, которая помогает матери зарабатывать деньги, продавая цветы. Но вот её жизнь меняется, когда она встречает Эраста.

Эраст — молодой зажиточный дворянин. Автор говорит о его красоте, образованности, великодушии, но у Эраста есть и отрицательные черты — он несколько ветренен и рассеян, имеет страсть к советским развлечениям. Герой пытается найти смысл жизни, испытать новые чувства и удовольствия, но ищет их в советском обществе, которое поглощает его. Всё меняется после встречи с Лизой. Он сразу влюбляется в обычную бедную крестьянку, покупает у нее цветы, чтобы помочь заработать деньги. Он нашёл в бедной девушке все, о чем мечтал, казалось, что с ней он будет по-настоящему счастлив. Эраст действительно испытывал чувства к Лизе, и они были взаимны. Молодые возлюбленные часто встречались, разговаривали о любви, мечтали, наслаждались друг другом, они оба были счастливы. Однако, когда Эрасту удалось соблазнить Лизу, он несколько охладел к девушке, она наскучила ему. Тогда герой принимает решение уйти на войну. Лиза не хочет отпускать возлюбленного, но он обещает ей вернуться.

На войне Эраст не служит, а развлекается — играет в карты и проигрывает огромную сумму денег. Возвратившись с войны, герой не торопится навестить Лизу, он женится на богатой вдове. Девушка искренне ждала возвращение любимого. Когда герои случайно встречаются, Лиза узнает, что Эраст женат. Ей было больно и неприятно узнать об этом. Эраст лишь предложил ей деньги. Лиза убежала. Девушка не смогла вынести душевной боли и обиды, поэтому совершила самоубийство.

Так кто же Эраст: злодей или жертва? Я считаю, что назвать Эраста злодеем точно нельзя. Молодой человек действительно испытывал чувства к Лизе, а после смерти девушки винил себя в своём поступке. Это значит, что никаких злых намерений у него точно не было.

Эраст — жертва, жертва собственных страстей. Хотя он и разочаровался в советском обществе, он не мог жить иначе, он был зависим от него. После проигрыша всего состояния ему оставалось лишь жениться на богатой вдове, иначе герой бы потерял свое положение в обществе. Да и мог ли он жениться на Лизе? Конечно, нет! Герои были разного социального положения, поэтому их счастью изначально не суждено было сбыться. В то время дворянам было не положено брать в жены обычных крестьянок.

Таким образом, Эраст — жертва своих страстей.

Как вы считаете , Эраст злодей или жертва своих страстей?

(Рассказ » Бедная Лиза «)

В повести » Бедная Лиза » — главный герой Эраст конечно же является прежде всего жертвой и именно » своих страстей » . Он не смог совладать со своими страстными желаниями и тем самым погубил человека ту самую бедную Лизу , от чего в последствии и страдал и мучился , считая себя убийцей .

Двойственный персонаж Эраст, с одной стороны он конечно злодей, так как из-за него погибает Лиза.

Но Эраст и сам несчастлив, приобретя финансовую выгоду он стал счастливым — и в этом плане он жертва.

Я больше склоняюсь, что он злодей.

Особого внимания в повести Карамзина «Бедная Лиза» заслуживает старушка-мать Лизы. Это была заботливая и добрая женщина. Все ее мысли и поступки сводились к одному – счастью Лизы. Чтобы обеспечить дочери финансовую стабильность, она даже хотела выдать Лизу замуж за сына богатого крестьянина.

Старушка назвала свою дочь Лизу – любезная Лиза, друг мой, кормилицей, Божеской милостью, отрадою старости своей.

Надо понимать, что главный герой повести Карамзина- Бедная лиза, молодой дворянин по имени Эраст, был человеком богатым, но ветреным и в какой -то мере несерьёзным. Он вёл праздную размеренную жизнь, занимаясь, в основном собственнми удовольствиями.

Встретив Лизу на какое-то время Эраст просто увлёкся ею, а, возможно, и полюбил её, правда по своему.

Затем Эраст препятствует замужеству Лизы, овладевает ею и уезжает в армию, где проигрывается в карты. Из-за долгов Эраст вынужден женться на своей богатой поклоннице. Узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в пруду.

Таким образом, в своих каких-то утопических мечтах Эраст видел себя рядом с Лизой и наслаждался платонической любовью, затем любовь стала телесной, а затем и вовсе Эраст перестаёт мечтать о Лизе, предпочитая её деньгам знатной дамы.

Таким образом, мечты Эраста превратились в жестокую реальность, в которой погиб человек и сам Эраст был обречён на моральные страдания.

История разрыва Лизы и Эраста в повести Карамзина стара как мир.

Обычная ситуация — бедная и добрая девушка из бедной семьи, крестьянка и богатый дворянин Эраст, чье сердце тронула красота девушки и ее непорочность.

Эраст избалован жизнью, он обычный человек со своими слабостями и недостатками, человек, который пережил несколько романов и довольно ветренен в личной жизни. Доступность женщин его круга уже претит ему и в Лизе он встречает того, ангела, который казалось способен тронут его очерствевшее сердце.

Но один вечер все меняет. Побывав в объятиях Эраста Лиза лишилась для него той ценности, которую представляла. Она в чем-то сравнялась с теми женщинами, которые были у Эраста до нее и тот перестал относится к ней как к ангелу. Влюбленность прошла и Эраст захотел разрыва отношений, которые стали его тяготить.

Это истоки разрыва, но причина — неумение Эраста любить всем сердцем, его равнодушие.

Давайте подумаем, что людям обычно интересно.

Как правило, нас интересует то, что нам близко, понятно, то, с чем мы сталкиваемся сами, или с чем имеют дело наши близкие и знакомые.

Проблема взаимоотношений между людьми, особенно отношений между представителями противоположных полов, интересовала, интересует и будет интересовать людей всегда.

Ведь это то, с чем мы имеем дело каждый день, это неотъемлемая часть жизни любого человека.

Эта повесть Карамзина актуальна и в наши дни, так как люди по-прежнему влюбляются, расстаются, разочаровываются, обжигаются на собственном опыте, предают и оказываются преданными.

Молодые люди по-прежнему считают, что они уже все знают, а их родители просто отстали от жизни и не могут дать правильный совет, в том числе и касающийся романтических отношений.

«Бедная Лиза» — предостережение для юных особ, идеализирующих своих возлюбленных, считающих, что любовь — это главное, а все остальное мелочи, считающих, что несчастная любовь и другие трудности могут оправдать лишение себя жизни и причинение горя своим близким.

Лиза — бедная крестьянская девушка. После смерти отца, она и ее мать обеднели, девушке приходилось браться за любую работы, чтобы хоть что-нибудь заработать.

Характер Лизы раскрывается после встречи с Эрастом,когда она продавала цветы. Лиза — застенчивая, скромная девушка, не привыкшая к мужскому вниманию, от того и чересчур наивна и доверчива. После этой встречи она всем сердцем полюбила Эраста. Любовь оказалась взаимна.

После ночи вместе Лиза не могла простить себя за такой поступок, а чувства молодого барина начали угасать. Не справившись с предательством любимого человека, Лиза бросается в пруд и утопает.

Образ Лизы — чистый, светлый, образ человека,который из-за потери смысла жизни готов умереть.

Источник

Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления

Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют»

Лиза — идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем», но при этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием»

Карамзин заставляет Лизу скрывать свои страдания от старушки-матери, но при этом глубоко убежден, что очень важно дать возможность человеку открыто проявить свое горе, вволю, дабы облегчить душу. Социальный по сути конфликт повести автор рассматривает сквозь философско-этическую призму

Эраст искренне хотел бы преодолеть сословные преграды на пути их с Лизой идиллической любви. Однако героиня куда более трезво смотрит на положение вещей, понимая, что Эрасту «нельзя быть ее мужем». Рассказчик уже вполне искренне переживает за своих героев, переживает в том смысле, что как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. Очень уж «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени.

Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке», символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: