Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького
О, я как брат
Обняться с
бурей был бы рад!
М. Ю. Лермонтов
Большой мастер
слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого
начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности.
Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко
контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.
Герои рассказов
«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл
в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них:
моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик — старый
цыган Макар Чудра — достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти
афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты
ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся,
ляг и умирай — вот и все!»
В рассказанной
им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция
Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет
смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую
мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству
недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской
волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все
тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».
Макар советует
своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее.
Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью,
созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар,
довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной
ширью, окружающей их.
Автор рисует
могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький
ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски
продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу
Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко.
Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон
любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.
Но народ не
может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя.
Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар.
Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает
этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно
взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в
человеческой жизни и помыслах людей.
Автор восхищен
великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда
людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные
Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и
неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,—
кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и —
умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали,
что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один
осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой… И вот оно рассыпавшись в искры, угасло… — Вот откуда они, голубые
искры степи, что являются перед грозой!»
Картины природы
в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и
являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы
позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование,
дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В
степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море
шумело глухо и печально».