Имя существительное как часть речи

Содержание обновленного издания 2023 года

Второклассникам предстоит пройти пусть и облегченную, но все равно сложную школьную программу, чтобы хорошо овладеть русским языком. ГДЗМонстр поможет детям освоить все темы из двух частей учебника, включая:

  1. Наша речь и наш язык
  2. Диалог и монолог
  3. Части текста
  4. Части предложения
  5. Слово и его значения
  6. Синонимы и антонимы
  7. Состав слова, однокоренные слова
  8. Корень, слог, ударение и перенос слова
  9. Звуки и буквы
  10. Русский алфавит (азбука)
  11. Гласные и согласные буквы
  12. Мягкий знак
  13. Существительное, глагол, прилагательное
  14. Предлоги и местоимения
  15. Правописание с шипящими звуками
  16. Звонкие и шипящие согласные
  17. Правила правописания

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:

  • конкретные
  • абстрактные
  • вещественные
  • собирательные
Существительные Обозначают Примеры Признаки
Конкретные Обозначают единичные предметы, поддающиеся счёту: людей, животных, растения, вещи. Малыш
котенок
василёк
шуба
Обычно употребляются в форме ед. и мн. числа, сочетаются с количественными именами числительными.
Вещественные Обозначают однородные по составу вещества, не представленные единичными предметами: пищевые продукты, с/х культуры, материалы, виды тканей, ископаемые, стройматериалы, хим. элементы, лекарства и др. Хлеб
овёс
песок
парча
уголь
водород
аспирин
Употребляются в форме только одного числа, чаще единственного; поддаются делению, измерению, но не поддаются счету.
Собирательные Обозначают совокупности однородных лиц или предметов как цельное единство, как нечленимое понятие. Мебель
листва
студенчество
молодёжь
Употребляются в форме только одного числа, чаще единственного; не поддаются счёту.
Абстрактные
(отвлечённые)
Обозначают отвлечённые понятия, неисчеслимые предметы, мысли, признаки, свойства, качества состояния, действия, отношения, явления, события, научные понятия. Усталость
дружба
война
кашель
Не изменяются по числам; чаще употребляются в форме ед. числа, но могут быть и во множественном. Если такое существительное получило форму мн. числа — оно теряет свой абстрактный смысл (ужас — ужасы).

Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.

Примеры

дом, гараж, лестница, черепаха

Они сочетаются с количественными числительными:

  • два дома
  • три гаража.

Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.

Примеры
обмен, дружба, совесть, стремление, хлопоты, доброта

Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.

Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.

Примеры
сахар, дрожжи, гранит, бром, овёс

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.

Примеры
крестьянство, мошкара, листва, тряпьё, клиентура

Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС  предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.  

Пример морфологического разбора имени существительного

Маша выпила какао и пошла в школу.

Маша
  • Маша – сущ. (кто?), предмет.
  • Н. ф. – Маша;
  • пост. признаки: одуш., собств., ж. р., 1 скл.;
  • непост.: И. п., ед. ч.;
  • подлеж.: выпила, пошла (кто?) Маша.
Какао
  • Какао – сущ. (что?), предмет.
  • Н. ф. – какао;
  • пост. пр.: неодуш., нариц., ср. р., нескл. сущ.;
  • непост.: В. п., ед.ч.;
  • дополн.: выпила (что?) какао.
В школу
  • Школа – сущ. (что?), предмет.
  • Н. ф. – школа;
  • пост. пр.: неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.;
  • непост.: В. п., ед. ч.;
  • обст.: пошла (куда?) в школу.

Смотри также:

  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Глагол 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие
  • Местоимение

Проверь себя

Упражнение 1

Расскажите, что вы узнали об имени существительном. Для чего в нашей речи мы используем имена существительные?

Ответ:

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными. Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

Именами существительными мы называем любой предмет, который существует в окружающем нас мире (предметы и вещи, явления природы, людей, животных, события, чувства, качества людей и другое).

Упражнение 2

Прочитайте. Скажите, какие слова не являются именами существительными. Объясните свой ответ.

Ответ:

Слова, которые не являются именами существительными:

морозный, зелёный (прилагательные, обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?).

рисовать, играть (глаголы, обозначают действия предметов, отвечают на вопрос что делать?).

Упражнение 3.

Прочитайте. Объясните, как узнать среди данных слов имена существительные.

Ответ:

Имена существительные можно узнать по вопросам, на которые они отвечают: кто? что?

(что?) Следы, чаща

Составьте и запишите предложение из этих слов. Над именами существительными укажите их число (ед. ч. или мн. ч.).

Ответ:


Упражнение 4

Прочитайте. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Объясните свой ответ.

Ответ:

1 вариант. Существительные можно объединить в две группы: имена собственные и имена нарицательные.

  • Собственные: Москва, Катя, Россия, Волга.
  • Нарицательные: девочка, радуга, москвичка, учитель, река, медведь, январь, медведица, москвич.

2 вариант. Существительные можно объединить в две группы: слова, обозначающие одушевлённые предметы, и слова, обозначающие неодушевлённые предметы.

  • Одушевлённые (кто?): девочка, Катя, москвичка, учитель, медведь, медведица, москвич.
  • Неодушевлённые (что?): Москва, радуга, река, Россия, январь, Волга.

Упражнение 5

Прочитайте. Подготовьте рассказ о том, где вы живёте. В этом вам помогут вопросы.

В какой области вы живёте?
● В каком районе?
● В каком городе (деревне, посёлке)?
● На какой улице?
● Есть ли в вашей местности река (озеро, море) и горы? Как они называются?
● За что вы любите свою малую родину?

Ответ:

Пример рассказа:

Я живу в Сибири, в самом сердце России. Мой дом — Новосибирская область. Наш посёлок, Кольцово, маленький, но уютный. Особенно мне нравится улица Колотушкина, где находится мой дом. У нас очень красивый дворик с клумбами, а из окна открывается вид на реку Забобуриху. Я люблю свою малую родину за чистый воздух и живописную природу.

Проверь себя

Номер 1.

Скажите, что вы узнали об имени существительном. Для чего в нашей речи мы используем имена существительные?

Ответ:

Имена существительные являются важными частями в нашей речи. Без них невозможно было бы назвать вещи, предметы, животных, людей, эмоции, явления природы и др.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?Имена существительные бывают одушевленными или неодушевленные, собственными или нарицательными. Могут менять форму числа.

Номер 2.

Прочитайте. Скажите, какие слова не являются именами существительными. Объясните свой ответ.

Мороз, морозный, рисовать, рисунок, играть, игра, шофёр, фамилия, имя, зелёный, зелень, художник.

Ответ:

Слова морозный, рисовать, играть, зелёный не являются именами существительными, так как не обозначают предмет и не отвечают на вопросы кто? или что?

Номер 3.

Прочитайте. Объясните, как узнать среди данных слов имена существительные?

Лисьи, ведут, в, чащу, следы, лесную.

Составьте и запишите предложение из этих слов. Над именами существительными укажите их число (ед. ч. или мн. ч.).

Ответ:

Следы, чащу – имена существительные, потому что обозначают предмет и отвечают на вопросы что?

             мн.ч.                                  ед.ч.Лисьи следы ведут в лесную чащу.

Номер 4.

Прочитайте. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Объясните свой ответ.

Москва, девочка, радуга, Катя, москвичка, учитель, река, медведь, Россия, январь, Волга, медведица, москвич.

Ответ:

Первый вариант:Имена собственные: Москва, Катя, Россия, Волга.Имена нарицательные: девочка, радуга, москвичка, учитель, река, медведь, январь, медведица, москвич.Второй вариант:Одушевленные имена существительные: девочка, Катя, москвичка, учитель, медведь, медведица, москвич.Неодушевленные имена существительные: радуга, Москва, река, Россия, январь, Волга.

Номер 5.

Прочитайте. Подготовьте устно текст о том, где вы живёте. В этом вам помогут вопросы.

• В какой области вы живёте?• В каком районе?• В каком городе (деревне, посёлке)?• На какой улице?• Есть ли в вашей местности река (озеро, море) и горы? Как они называются?• За что вы любите свою малую родину?

Ответ:

Пример рассказа, но нужно составить собственный про свою малую родину.Я живу в Новосибирской области, в городе Новосибирске, на улице Коммунистическая. Наш город стоит на реке Обь. В нашей области много озёр. Это Чаны, Карачи, Сартлан и другие. Я люблю свою родину, ведь я здесь родился.

Собирательные существительные

Среди имён существительных особое место занимают слова, которые «собирают» множество предметов (одушевлённых и неодушевлённых) в единое неделимое целое.

Тематика собирательных существительных охватывает совокупности:

  • людей (молодёжь, профессура, детвора, родня); 
  • животных (комарьё, воронье, мошкара, зверьё); 
  • растений (березняк, сосняк, листва, осинник); 
  • вещей (ветошь, белье, лом, тряпьё). 

Смысловое значение включает множественное число, поэтому у этих слов определяется только форма ед. ч. Они не употребляются с количественными числительными. Неграмотно и неправильно применять сочетания: три сосняка, две молодёжи, пять ветоши.

Но можно сочетать со словами: часть, много, мало, уйма. Например: Часть молодёжи решила принять участие в марафоне. Налетело много комарья с болота. Уйму вещей можно приобрести на Авито.

Совокупность, даже если означает живые объекты, характеризуется как неодушевлённый предмет.

Особенности онлайн-сборника «ГДЗ по русскому 2 класс Канакина»

Вам предоставляются полные и актуальные решения упражнений из учебника по русскому языку в свободном доступе. К каждому ответу прилагаются подробные пояснения. Для нахождения необходимого номера задания вы можете воспользоваться списком или поисковой строкой.

Мы предоставляем уникальные авторские решения для каждого задания. Это облегчает проверку ваших знаний и подготовку к урокам. Наши материалы помогут вам эффективно выполнять домашнюю работу и готовиться к контрольным/проверочным/диктантам.

Готовые ответы включают учебные упражнения и задачи, а также дополнительные материалы, разработанные опытными педагогами. Пользуйтесь нашим ресурсом, чтобы успешно справляться с домашними заданиями и подготавливаться к урокам.

С нашей поддержкой вы сможете легко освоить учебный материал по русскому языку и достичь высоких результатов в обучении. Не упускайте возможность, воспользуйтесь нашими ГДЗ и совершенствуйте свои навыки в школе!

Составить рассказ с планом об имени существительном?

Составить рассказ с планом об имени существительном.

Дожидаясьхозяина, самодовольно фыркая, распутавхвост, вытянув шею.

Вербы р. П число ед. Ч 1 склонение.

Родительные падеж у вербы.

Ципочки из скольки слов.

1. Одинаковое количество звуков и букв в каждом слове ряда : Г) карьера, поэма, парашют 2. Все слова нужно писать слитно в ряду : Б) попусту, некем, никто, несколько 3. Правильно употреблён предлог в словосочетании : В) согласно договору(Д. П. ) 4..

Начальная форма : НЕБЕСНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, женский род, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, родительный падеж Формы : небесный, небесного, небесному, небесным, небесном, небесная, не..

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

Склонение имён существительных

Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.  

1-е склонение

  • Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
  • Например: Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

  • Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
  • Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

  • Существительные ж.р. с нулевым окончанием
  • Например: Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

  • Существительные иноязычного происхождения без окончания
  • Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

  • Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
  • Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

  • Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
  • Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Постоянные признаки существительных

Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.

Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.

Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.

У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.

Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.

Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.

Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.

То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Сочинение на тему «Имя существительное»

Наш язык состоит из огромного количества слов, которые позволяют передать любую мысль. Так как язык – это, своего рода, система, он стремится к порядку. Поэтому все слова в нем разделяются на группы или части речи, у каждой из которых есть название.

Одна из основных частей речи – это имя существительное

Оно имеет большую важность, ведь обозначает практически все названия предметов, веществ, явлений, действия и процессы, свойства, имена. К примеру, гроза, дорога, кошка, Елена, холод – все это имена существительные

Примеры можно приводить бесконечно, потому что человек склонен всему давать названия.

Также эта часть речи изменяется в зависимости от рода, падежа или числа. Как мы видим, она очень разнообразна и имеет центральное значение в любом предложении. Не зря изучение русского языка начинают именно с существительных. Все вопросы, которые задаются предложению, так или иначе отталкиваются от объекта. Вокруг него формируется смысл повествования, а все остальные слова находятся в прямой зависимости от имени существительного. Иногда целое предложение можно составить только из существительного, смысл его все равно будет понятен.

Даже людям, не очень глубоко изучающим язык, понятно, что существительное – это важнейшая часть речи. Без него невозможно полноценно построить предложение, выразить свою мысль. Речь без существительных будет невнятной и бессвязной

Поэтому очень важно все время пополнять и расширять свой словарный запас

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Изменяемые морфологические признаки

Мы разобрали статичные признаки. Переходим к меняющимся характеристикам.

Каково назначение падежа? Сделать высказывания людей связными, понятными, грамотными. Отразить взаимозависимость всех слов в речевом отрезке.

В предыдущем пункте упоминались существительные несклоняемые. Категория падежа у них выявляется посредством определяемых слов.Рассмотрим примеры: свернуть за первое депо (В.п.), встретиться на Третьей авеню (П.п.).Несклоняемые существительные: депо, авеню. Определяемыми словами будут глаголы:

  • свернуть (за что? депо) – В.п.;
  • встреться (на чём? на авеню) – П.п.

Количество предметов может быть единственного числа или множественного: цветок – цветки, самолёт – самолёты, официант – официанты.

Имеются существительные, всегда находящиеся в одной числовой форме, сколько бы объектов не обозначали:

  • ед.ч.: очки, именины, каникулы, деньги;
  • мн.ч.: детвора, молоко, жемчуг, добр.

Обратите внимание: когда существительные меняют числовые значения, у них:

  • появляется другое окончание: телевизор – телевизоры, колено – колени;
  • наращивается или сокращается основа: гусёнок – гусята, сельчанин – сельчане;
  • перемещается ударение: ведро – вёдра, весло – вёсла.

Эти изменения являются способами выражения чисел.

Что из себя представляет новый решебник

Переход во 2 класс всегда является важным моментом для учеников. Первый класс позади, перед ними стоят новые ожидания и задачи. Появляются новые предметы, и русский язык также становится более углубленным и сложным. Для того чтобы ученики не утратили уверенность в своих способностях, им нужна поддержка.

Онлайн-сборник представляет собой набор готовых ответов с подробным объяснением каждого упражнения по русскому языку — как проверять ту или иную орфограмму, почему нужно знать словарные слова, как выполнять проверку гласных и согласных и многое другое. Решебник разработан специально к обновленному изданию Канакиной и Горецкого. Объяснения написаны простым языком, чтобы дети могли легко усваивать новую информацию. Нужный ответ легко найти, опираясь на номер страницы из учебника (для 1 и 2 части соответственно).

Часть 2. Страницы

4-1 Вспомним4-2 Вспомним7 Обсудим и подумаем7-1 Проверим себя7-2. Проверим себя8-1 Вспомним8-2 Вспомним11 Обсудим11 Обсудим и подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Обсудим и подумаем23 Проверим себя27 Рассказ 127 Рассказ 227 Обсудим и подумаем27 Проверим себя31-1 Обсудим31-2 Обсудим31 Обсудим и подумаем31 Проверим себя33 Рассказ 133 Рассказ 235 Обсудим и подумаем35-1 Проверим себя35-2 Проверим себя39-1 Обсудим39-2 Обсудим39-3 Обсудим39 Подумаем39 Проверим себя43 Обсудим и подумаем43 Проверим себя47 Обсудим47 Подумаем47-1 Проверим себя47-2 Проверим себя47-3 Проверим себя47-4 Проверим себя51 Обсудим51-1 Подумаем51-2 Подумаем51-3 Проверим себя51-4 Проверим себя55 Обсудим55 Подумаем и проверим себя55 Проверим себя59 Обсудим и подумаем59-1 Проверим себя59-2 Проверим себя61-1 Обсудим61-2 Обсудим64-1 Вспомним64-2 Вспомним65-1 Обсудим65-2 Обсудим65-3 Обсудим67 Обсудим67 Подумаем67 Проверим себя68-1 Вспомним68-2 Вспомним71 Обсудим71 Обсудим и подумаем71 Подумаем71 Проверим себя75 Обсудим75 Подумаем и проверим себя75 Проверим себя76-1 Вспомним76-2 Вспомним81-1 Обсудим81-2 Обсудим81 Обсудим и подумаем81 Проверим себя82-1 Вспомним82-2 Вспомним85-1 Обсудим85-2 Обсудим85 Подумаем91 Обсудим91 Подумаем91 Проверим себя95 Обсудим95 Подумаем95 Проверим себя99 Рассказ 199 Рассказ 299 Обсудим99 Подумаем99-1 Проверим себя99-2 Проверим себя102-1 Вспомним102-2 Вспомним105 Обсудим и подумаем105-1 Проверим себя105-2 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя113 Обсудим113 Подумаем113 Проверим себя115 Рассказ 1115 Рассказ 2117 Обсудим и подумаем117 Проверим себя118-1 Вспомним118-2 Вспомним121 Обсудим и подумаем

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.

Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?

Примеры
ученица, хозяин, прохожий

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?

Примеры
камень, дерево, родня, профессура, армия

Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.

В языке к одушевленным существительным относятся:

  • названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
  • названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
  • названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).

Собственные и нарицательные имена существительные

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.

К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская битва
  • «Война и мир» и пр.

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.

Примеры
город, страна, ребенок, преподаватель

Основные признаки имён существительных

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Постоянные нарицательные / собственное  книга / Волга

одушевленное / неодушевленное

можно определить по вопросу В.п.

муравей / дерево

вижу муравьев — как в Р.п.

вижу деревья — как в В.п.

склонение:

  • 1-е ж. и м. и общ.р. на -а (-я)
  • 2-е м.р. б/оконч. и ср.р.   -о (-е)
  • 3-е ж.р. б/оконч. (ь) и путь
  • папа, школа, армия
  • край, окно, поле,
  • тень, ночь, степь

число (кроме конкретных существительных)

  • единственное
  • множественное 
  • воздух, грязь, теплота
  • чернила, опилки, хлопоты
Непостоянные число (у  конкретных существительных) дом — дома, день — дни

падеж:

  • И.п. — кто? что?
  • Р.п. — кого? чего?
  • Д.п. — кому? чему?
  • В.п. — кого? что?
  • Т.п. — кем? чем?
  • П.п. — (о) ком? (о) чем?
  • свет, друг
  • света, друга
  • свету, другу
  • свет, друга
  • светом, другом
  • (о) свете, (о) друге 

Склонение существительных

Склонение — постоянный признак существительных.

Определение

Склонение — это изменение имён существительных по падежам и числам.

непостоянный признак существительных.

В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.

К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.

Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются .

Отдельные типы склонения имеют:

  • существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
  • существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).

Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.

Примеры
бра, кафе, колибри, торнадо, фейхоа

Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.

Части речи

Морфология — это раздел языкознания, который изучает слово как часть речи.

Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.

Части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.

Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: