Жанр
Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.
Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.
Краткий анализ
Сказка «Либерал» — самая резкая изо всех литературных произведений, критикующих либерализм. Автор пренебрежительно насмехается над либеральной интеллигенцией, ее позорным малодушием.
Благородный общественный деятель, мыслящий об идеалах:
- Просит у правительства реформ «по возможности».
- Довольствуется «хоть чем-нибудь».
- Соглашается на действия «применительно к подлости».
Так прослеживается эволюция либеральной общественной прослойки. Автор сумел достоверно изобразить портрет российского либерала тех лет. По мнению многих, не только прославленного сатирика, более трусливых и ничтожных политиков, чем русские либералы, не существует. Салтыков-Щедрин показывает, как либеральные устои заставляют пресмыкаться перед властью, подобно гиене.
Жанр
Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас. Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.Год написания – 1874-1878 годы.
История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема – Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).
Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление – Реализм.
Тема денег в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
…Теперь торжество буржуазии… в полном смысле наступает золотой век.
А
Островский
Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль
Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского актуальна и интересна для современного читателя.
Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги — главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три человека». Среди них — молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, беседуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она — тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие — небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удовольствие платить надо» — это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.
Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачивать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него — это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.
Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.
Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.
О трудностях выбора напишут Л. Толстой и Ф. Достоевский. А героиня Островского уходит со сцены, уходит из жизни. Теперь не ее время. «Золотой век» — он ведь не для всех.
Беру это сочинение!
История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
Бесприданница
— Что вы, ребята, стоите? Давайте подтягивайтесь. Гена, наливайте. — Перестань. — Ты что устроил? — Дорогой, Сергей Сергеевич, мы собрались нашим маленьким, но очень дружным коллективом, чтобы наконец вас поздравить. — Что ты делаешь? — Ты же денег нам все равно не платишь. А кто-нибудь знает, как они познакомились? Я не знаю. Расскажи, как вы познакомились. — Заканчивай. Заканчивай, Робинзон. — Давай расскажи, Серега. — Расскажи. — Ира, ты знаешь? — Не знаю. — Мы познакомились благодаря нашей классной руководительнице. — О как! — То есть моей маме. — Да. Она каждый день рождения собирает весь наш класс. И вот… Два года назад? — Три. — Три года назад я осмелился подойти к Ларисе и понял, что это женщина, которую я искал всю свою жизнь. — Ребята, давайте на воздух. Душно здесь, пойдемте на балкон. — Берите бутылки, и все на балкон. Лариса, я позвоню, одну секунду. Ира, ты дозвонилась адвокату? — У него телефон недоступен. — Найди мне его, из под земли вырой. Как мне счета выставлять, так он первый. Найди. — Да, это Сережа из Италии привез. — А свадьба когда? — Мы пока… — Паратов? — Все зависит от Сережиного графика. — Сергей Сергеевич, вас можно поздравить? — Карина, ты по поводу контракта? Пойдем поговорим. — Сережа, это кто? — Это? Очередная подруга Робинзона. — А Ира? — Что случилось, Карина? — Почему он так делает? — Карина. — Руку убери. — Ты что? — Ирочка, а можно мне холодной воды? — Да. Конечно. — Что случилось? — Я не понимаю, мы оплатили все счета. В чем проблема? Ты дозвонилась адвокату? — Да, что? А, позвонить. — Прости, я буду у себя в кабинете. Алло. — Увидимся позже. — До свидания. — До свидания. — Когда ждете? — Надеюсь, недельки через две. Алло. Да, мама. Подожди, я тебя не слышу. Что? Здесь связь плохо берет. — Три секунды, я перезвоню. — Ты меня за дуру держишь? Сколько я еще должна это терпеть? — Тихо, тихо. Карина, успокойся. — Мне больно, понимаешь? — Уже месяц, как ты обещаешь ей все рассказать. — Приедем с Сережей на выходных. Да. — Успокойся. Потом поговорим. — Сережа. — Черт. — Да, алло. — Передай Сереже. — В смысле упал? На стройке? — Лариса. Где она? — Серега. — Серега, на стройке человек сорвался. — Где она? — Серега, надо ехать. Поговори с ним, Серега. Серега, надо ехать. Слышишь? — Как упал? — Дело серьезное. Поехали. — Скорую вызвали? Не насмерть же? — Алло. Папа вышли, пожалуйста, машину в офис Паратова. Сейчас. Холодная? — Как он с лесов упал, непонятно. Хорошо, что не насмерть, Сергеич. Так что приготовься к остановке стройки. Нарушение техники безопасности — дело серьезное. — Ты шутишь, что ли? Ни о какой остановке не может быть и речи. — Можно и так, но все упирается в цену вопроса. Ты понимаешь? — Это твоя проблема. Следи, чтобы они пасти свои
Помещичья инициатива
Подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».
Его опасения были не напрасными. За первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 — 1860 гг.) — 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы.
Помещики предоставили Александру более сотни проектов будущей реформы. Те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. Но эту землю должно было выкупить у них государство. Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли.
Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном Секретном комитете.
Анализ пьесы Островского Бесприданница
В 1870-х годах Олександр Островский работал судьей в Кинешемском уезде. Благодаря этой должности ему пришлось услышать много историй. В наше время более правдоподобной есть версия что писатель взял сюжет пьесы “Бесприданницы” из реальной истории того времени, а именно убийство Коноваловым Иваном своей жены. Мысль о написание данного произведения появилась у автора ещё осенью 1874 года. Работа шла долго, аккуратно и кропотливо. Между написанием этой пьесы Олександр выпустил ещё пару произведений. Поэтому пьеса была закончена только осенью 1878 года.
Название произведения само полностью выражает суть драмы. Мало обеспеченных девушек раньше называли бесприданницами, у которых денег не было, и в жёны их никто не хотел особо брать. Единственное что могло их спасти от одинокой до старости жизни это красота, внутренний мир и воспитание, что было редкостью среди девушек этого класса. Тем самым автор нарисовал популярную проблему общества, где человека воспринимают как вещь, которую можно продать или купить.
Главная героиня Лариса Огудалова очень талантливая девушка, которая поет и танцует. Но ее проблема заключена в том, что она бесприданница. И единственное ее спасение это выйти замуж за богатого мужчину. Ослепленная и наивная, она надеется на взаимность от Сергея Паратова. Сергей состоятельный и уважаемый дворянин в городе. Пользуется популярностью у женщин. Юлий Карандышев – мужчина, за которого должна выйти замуж Лариса. Чиновник, глупый и завистлив, ставит себя лучше нее.
Основная тема этой пьесы – трагедия души человека показана через гнилое общество. Автор прекрасно описал ее в роли Ларисы. Она не была богатой с самого рождения и ее мама ничего не смогла дать ей в материальном плане. Женихи Ларисы либо использовали ее, либо же выставляли предметом хвастовства. Так же здесь затронута тема разочарования миром, ведь конец для героини будет не сладок. Она старалась верить во взаимность и доброту, но ее окружающий мир помог ей доказать обратное, что и довело героиню до страшного конца.
Островский поднимает тему обесценивания людской души, возможность купить все за деньги, даже моральные ценности. Так же поднята такая проблема как поиска смысла в жизни, чего так и не смогла добиться Лариса.
Смысл пьесы заключается в повышении значимости денег в обществе. Когда человек не достаточно материально обеспечен, он превращается в игрушку в руках богатых людей. В произведение показывается вся жестокость сурового мира, но автор не теряет надежд на то что этой пьесой он откроет глаза многим людям.
Жанр произведения — драма, битва бедной девушки с обществом, битва которую она проиграла в данной пьесе. Этой девушкой была Лариса, которую общество просто раздавило всей своей продажностью, лицемерием и бездушностью. Все эти факторы, люди которые ее окружали, и в общем атмосфера вокруг нее и произвели к такому устрашающему финалу. Смерть главного героя в конце, что и свойственно для этого жанра.
Второстепенные персонажи
Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить. | |
Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия. | |
Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства. |
В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В списке дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Фотография, на которой меня нет» характеристика персонажей рассказа Астафьева
Следующая
СочиненияГлавные герои «Калевала» характеристика персонажей карело-финского эпоса
История написания
Признание общества к пьесе «Бесприданница» пришло лишь после смерти писателя. Вначале спектакли в столичных театрах были провальными, определение критиков было крайне негативное. Но произведение прошло цензуру и было опубликовано в издании «Отечественные записки» в 1878 г.
Создание пьесы было задумано писателем еще в 1874 г., однако работа над произведением происходила долго. За прошедшее время писатель успевает издать еще ряд рассказов, а «Бесприданницу» закончил только в 1879 г. Пьеса, непризнанная в свой век, сегодня является классикой и обрела бессмертие.
Развитие транспорта
Необходимой предпосылкой реформы производства была организация расширенной транспортной инфраструктуры:
- шоссейных и железных дорог;
- портов;
- систем связи.
В России была поставлена задача строительства сухопутных средств связи. Железнодорожное строительство стартовало уже при Николае I. 1 ноября 1851 года было открыто движение по железным путям от Петербурга до Москвы.
Статья: Экономическое развитие России после отмены крепостного права
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В 60-е годы железнодорожное строительство стало активнее. Использовался частный капитал, включая зарубежный. Перекрестком всех железнодорожных путей была Москва. Значительную роль сыграло строительство ж. д. от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 года из Нижнего в Москву вышел первый состав. Эти пути соединили два главных города и внешний рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой – главным транспортным направлением тех годов.
В 1869 году вошли в строй пути, связавшие Москву с южными хлебородными губерниями (Москва – Рязань – Козлов – Воронеж). В особенности перспективным стало рязанское направление. От Рязани линия была удлинена до Самары, а после того до Урала. Далее железная дорога потянулась в Сибирь. В 1891 году стартовало строительство Транссибирской железной дороги. К 1894 году общая длина железнодорожных путей России составляла 27,9 тысяч верст.
Русское машиностроение в первые десятилетия после реформы не имело возможности обеспечить потребности железных дорог в подвижном составе (поездах). Паровозы и вагоны в те годы приобретались за рубежом. Власти стимулировали рост отечественного машиностроения, со второй половины 70-х годов железные дороги начали обеспечиваться поездами преимущественно отечественного исполнения.
Характер Хариты
Общество и коллектив |
Общительность |
Чуткость |
Отзывчивость |
Уважение |
Доброта |
Доброжелательность |
Деятельность |
Трудолюбие |
Добросовестность |
Исполнительность |
Дисциплина |
Ответственность |
Целеустремленность |
Отношение к себе |
Скромность |
Гордость |
Самокритичность |
Честность |
Отношение к вещам |
Бережливость |
Аккуратность |
Щедрость |
Бескорыстие |
Харита обладает необычными чертами характера. Среди них выделяются как бескорыстие, чуткость и честность, так и доброжелательность и добросовестность. Эта комбинация черт характера достаточно редкая и весьма противоречива. Однако далеко не все проявляются постоянно и открыто для окружающих. Некоторые из них могут не проявляться долгое время, быть скрытыми и непроявленными.
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым
Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых
Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Анализ произведения
Детальный разбор сказки позволяет лучше понять не только сюжет, но и ее идею. Сложность восприятия работы Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он писал в иносказательной манере.
В анализе произведения поможет письменный план:
- тема и главная мысль сказки;
- особенности сюжета;
- сатирические приемы.
В своей сказке писатель показал трусость либералов, подчеркнул их тягу к подлостям. Особенно зол Салтыков-Щедрин стал после закрытия «Отечественных записок», и никто из либералов не выразил ему сочувствия. В сказке писатель наглядно показал, как новое политическое течение стремится к прислуживанию буржуазии и правительству.
Центральная тема сказки — настоящая сущность российского либерализма. В работе наглядно показано, как был совершен переход от идеала к подлости.
Описание персонажей
Образы персонажей пьесы ярко характеризуют купеческое сословие той эпохи — это личности, для которых искренние чувства людей, находящихся ниже по классу, ничего не стоят.
Характеристика главных героев:
- Харита Игнатьевна. Мать главной героини, обедневшая дворянка. Ее главная задача в жизни — удачно отдать замуж дочку без приданого. У нее нет денег, но она пытается держаться на уровне богачей. Организует званые вечера, пытаясь казаться обеспеченной. Для нее чувства человека не интересны, главное это богатство и положение в обществе.
- Лариса Огудалова. Юная девушка, отлично танцует и поет. Ее беда только в том, что у нее нет приданого. Ее душа мечтает о светлых и искренних чувствах. Она осознает унизительное положение нищей невесты. Безропотная и покладистая, она ищет на взаимность от Паратова. Для сохранения положения в обществе, она выходит замуж за чиновника, но девушка его не любит.
- Юлий Карандышев. Глупый и завистливый и чиновник. Он не очень богат, с высокомерием относится к главной героине, считая себя выше Ларисы. Пытается жениться на девушке по меркантильным причинам, таким образом хочет уравняться с богачами. Он самовлюбленный эгоист, из чувства униженной гордости в последнем эпизоде убивает героиню.
- Сергей Паратов. Уважаемый и богатый человек. Любимец девушек, всегда в центре внимания. Используя наивность главной героини, соблазняет ее. Со временем прокутил все свои деньги, теперь хочет жениться по расчету, для этого отыскал другую богатую невесту.
- Аркадий Счастливцев. Бывший артист, который прибился к Паратову, для последнего он лишь игрушка. Этот герой является алкоголиком, желание выпить выше чувства собственного достоинства.
- Мокий Кнуров. Честный, практичный и богатый человек, называет вещи своими именами. Уважаемый семьянин, предлагает главной героине стать его любовницей.
- Василий Вожеватов. Знаком с Ларисой с детства. Купец, который достиг высокого статуса и большого состояния своим трудом. Эгоистичный, лживый и безнравственный человек. Лариса для него лишь игрушка, которую можно разыграть в жребий. Но по жребию девушка досталась не ему, он обрадовался, что смог сэкономить.
Новые хозяева жизни
Время, когда Островский работал над «Бесприданницей», ознаменовалось мощным экономическим подъемом. Совершенствовались старые и создавались новые отрасли промышленности, складывалась банковская система, развивался транспорт. Одним из результатов этого процесса стало появление богатых и сверхбогатых людей, зачастую недворянского происхождения, которые начали играть ключевые роли в обществе, оттесняя аристократов.
Так, в вымышленном городе Бряхимове, где происходит действие «Бесприданницы», тон общественной жизни задает богач Мокий Парменыч Кнуров. Судя по имени, он далеко не голубых кровей, а его фамилию — от диалектного слова «кнур», что означает «боров», — не назовешь благозвучной. Тем не менее именно он определяет, кто достоин быть членом местной элиты, а кто так, «сброд всякий».
Более того, огромное состояние Кнурова позволяет ему подчинить себе общественное мнение. «Стыда не бойтесь, осуждений не будет, — говорит он в последнем акте драмы Ларисе, предлагая стать его любовницей. — Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать…».
Жанр
Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но вместе с тем драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.
Анализ пьесы Бесприданница Островского: суть, смысл, тема и идея произведения
А.Н. Островский – это гениальный писатель, из пера которого вышли множество произведений, повлиявших на миллионы людей по всему миру. Благодаря таким авторам как Островский, русская литература стала известна далеко за пределами нашей страны. Одним из самых известных произведений Островского является, безусловно, пьеса «Бесприданница».
Что же такое «бесприданница»? В старину этим название наделяли бедных девушек, у которых не было приданного. То есть шансов выйти замуж у такой девушки практически не имелось. Это происходило из-за того, что женщины в те времена не работали, и мужья брали их на иждивение. Иными словами, единственным капиталом, которым девушка могла поделиться со своим избранником, были деньги ее родителей. В случае если девушка была такой вот «бесприданницей», то единственным шансом на замужества была красота и некие другие достоинства.
В пьесе мы наблюдаем за одной из таких девушек, которая, не имея приданного, ищет свою истинную любовь. Но в итоге она понимает, что такого просто не существует. Никто не желает заглянуть в ее душу, узнать ее внутреннюю красоту и достоинства, поэтому девушке приходится стать обычной приживалкой богатого человека. Иного выхода она просто не видит. Есть у нее еще один вариант – стать женой Карандышева, эгоиста и самодура, работающего мелким клерком. Но Лариса отвергает эту идею, поскольку понимает, что этот человек возьмет ее в жены лишь для собственного самоутверждения.
Данная пьеса является глубоко трагичной, мы видим всю безнравственность общества и бездушность людей окружающих Ларису. Лишь один факт того, что она не получила приданное, превращает ее жизнь в страдания и горечь
Потенциальные женихи, бьющиеся за внимание девушки, не воспринимают ее всерьез, для них она лишь вещь или красивая игрушка, на чьи чувства и настоящие желание можно просто не обращать внимания и задвинуть в самый дальний угол
Также в пьесе мы видим тему разочарования. Разочарования в окружающих и в мире в целом. Финал произведения представляется нам очень и очень печальным. Главная героиня, полностью опустошенная и отчаянная, все же находит свою смерть. Она всю жизнь верила в добро, в наступление лучших дней, всего-то нужно было немного потерпеть. Но жизнь не повернулась к ней своей светлой стороной, все ее мечты рассыпались в прах. Лариса не смогла увидеть и малейшего намека на проблеск. В конце пьесы читатели осознают, в каком мира мы все находимся. Можно быть сколь угодно добрым, верящим в счастливое завтра, но успеха здесь добьется лишь тот, кто наплюет на мораль, и тот, у кого имеется туго набитый кошелек.
Что же хотел сказать этим произведением сам автор? Скорее всего, он желал донести до нас тот факт, что не стоит жить так, будто бы мы никогда не умрем. Так, будто бы именно мы хозяева всего и вся, и, имея деньги, можно купить себе все ценности мира. Да, за звонкую монету можно найти себе и друзей, и любовь, но стоит лишь оступиться, и все те, кого ты считал близкими людьми, от тебя отвернуться и уйдут к новому богатому хозяину.
Вариант 2
Пьеса Островского «Бесприданница» была впервые напечатана в 1879 году, но даже сегодня некоторые проблемы из этой пьесы остаются актуальными, а смысл пьесы трогает многие сердца. Если говорить в общем и немного поверхностно, то можно с уверенностью сказать, что эта пьеса призвана исполнять роль антиутопии для нашего будущего, ведь те каноны и нравственные правила жизни, которые описаны в пьесе, уже почти изжили себя, но наша задача, которую на нас возложил Островский, — не допустить повторения такого общества, которое описано в пьесе.
Для начала стоит сказать, что название пьесы означает девушку, у которой нет приданного. Во времена Островского женщина не должна была работать, но при замужестве её родители давали жениху приданное, деньги, которые как бы и покрывали ущерб в том, что девушка не зарабатывает денег. Однако не все родители могли себе позволить оставить своей дочери приданное.
Главная же героиня пьесы, Лариса Огудалова, является как раз такой девушкой без приданного, а потом и зовётся бесприданницей. Девушки без приданного в том обществе, о котором идёт речь в пьесе, добиваются мужчин своей красотой или родословной. Но главным критерием выбора в то время служили как раз деньги, приданное, поэтому и отношение к бесприданницам было чуть ли не презрительное со стороны мужчин. Саму Ларису, например, воспринимают, скорее, как атрибут для хвастовства, ведь она была красива собой, умела танцевать и была музыкально одарена.
На протяжении всей пьесы девушка страдает, ведь она живёт в мире, где правят деньги, которых у неё нет. Она тайно любит богатого дворянина, но из-за своего статуса она понимает, что вряд ли сможет его заинтересовать.
Основная идея пьесы — это борьба. Борьба молодой, красивой, но очень бедной девушки за то, чтобы быть признанной в том обществе, в котором она живёт. Читатель страдает вместе с ней, ведь пьеса действительно наполнена трагизмом.
Борьба девушки — это борьба романтизма и реализма, тема, которая поднималась и у Пушкина, и у других русских писателей. Островский же превозносит над всем миром ту силу воли и желание той жизни, которая была давно в мечтах у Ларисы, чтобы показать, что за своё счастье нужно бороться. Девушка готова умереть за свою победу, в её ультиматуме к матери и достигается момент наивысшего сопереживания читателя к героине.
Ещё одним важным аспектом стоит отметить то, что у человека, к которому почти никто не проявляет искренний интерес, а Лариса была именно таким человеком, начинает падает самооценка
И вот уже даже внимание самого жалкого, алчного и самовлюблённого мужчины становится для отчаянной девушки чем-то вроде спасательного круга. Но Лариса справляется с этим отчаянием, она чётко понимает, что лучше быть одной, чем с условным Карандышевым — это вызывает ещё больше уважения к этой девушки, которая виновата лишь в том, что её родители не позаботились о её будущем