Читать «гуттаперчевый мальчик»

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».


Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.


Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте

Герои повести и ее краткое содержание

  • Петя – гуттаперчевый мальчик. Ему 8 лет. Сирота – мать умерла, когда ему было 5 лет, отец погиб на войне. Бабушка оставила его у себя, подруга матери Варвара, забрав его на пару дней, продала ребенка в цирк. Его купил акробат Беккер;
  • Анна – мать Пети, взбалмошная и добрая кухарка, позже прачка. Неуклюжа, часто била посуду, переходила из дома в дом из-за этого и из-за постоянных романтических увлечений. Вышла замуж за швейцара, с которым жила в каморке под лестницей. От мужа родила Петю. Из-за криков ребенка мужчину лишили места швейцара, после призвали в армию, где он погиб. Второй раз вышла замуж за портного, но и этот брак не удался – он пил, невзлюбил Петю, после совсем пропал. Анна, не вынеся невзгод, постепенно угасла;
  • Варвара – прачка, продавшая Петю Беккеру;
  • Карл Беккер – цирковой акробат, выкупивший мальчика. С ребенком строг, может его ударить. Плохо знает русский язык и говорит на нем, коверкая слова;
  • Эдвардс – клоун в цирке, куда продали Петю. Хорошо относится к мальчику, дарит ему щенка, которого позже убивает Беккер;
  • Листомировы – дворяне. Отец семейства – граф. В семье трое детей – Вера, Зина и Павел. У детей есть гувернантка миссис Брикс. Вера Листомирова отправляется в цирк на представление с гуттаперчевым мальчиком, видит его падение с высоты.

После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.

Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.

Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.

Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.

Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.

«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник

«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сиротки, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника

ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич

Название: Гуттаперчевый мальчик

Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1883 год

Главные герои

Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.

Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.

Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.

Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла, и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и все тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания – ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад теплому комочку, но все испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка еще долго не могла успокоиться – ей было до слез жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь, между тем, продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

План пересказа

  1. Петя остается сиротой и его берет на воспитание акробат Беккер.
  2. Тяжелые будни Пети.
  3. Эдвард – единственный друг.
  4. Случай с щенком.
  5. В ожидании похода в цирк.
  6. Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
  7. Жизнь продолжается.

Чему учит

Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.

Отзыв

Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.

Пословицы

  • Без матери и солнце не греет.
  • У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Трудно тому, когда беда придет к кому.
  • Кто сильнее, тот и правее.

Проверочная работа по рассказу Д.В.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик”

Проверочная работа по рассказу Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

1. Назовите настоящее имя мальчика.

2. Когда мальчик осиротел?

3. Как выглядела мать мальчика?

4. Как относилась мать к сыну?

5. Кто принял участие в судьбе мальчика после смерти матери?

6. Кто это: «Он сидел на стуле, покуривая из фарфоровой трубки с выгнутым чубуком, увешанным кисточками; на голове его красовалась плоская, шитая бисером шапочка, сдвинутая набок»?

7. Какое сравнение использует автор, рассказывая о том, как прачка пыталась раздеть мальчика?

8. Какие чувства испытывала прачка в сцене просмотра мальчика?

9. На какую хитрость пришлось пойти прачке, чтобы ребёнок согласился остаться у акробата?

10. Как поступал акробат с мальчиком во время занятий?

11. Что пытался доказать акробату клоун Эдварс?

12. Что, с точки зрения Эдварса, является первым врагом гимнаста?

13. Как мальчик относился к своему учителю?

14. Что подарил Эдварс мальчику?

15. Как поступил акробат с подарком?

16. Продолжите фразу: «Несмотря на лёгкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько…»

17. Где происходит действие во 2 главе рассказа?

18. Какие игрушки обозначали владения девочек и мальчиков?

19. Что пообещали детям за хорошее поведение?

20. Как звали детей графа?

21. А как все звали сына графа?

22. Кто больше всего заинтересовал детей графа при чтении афишки?

23. Что произошло во время выступления гимнастов?

24. Что бросилось в глаза публике, несмотря на всеобщую суету, после несчастного случая?

Ключи

1. Петя

2. На пятом году жизни.

3. Тощая женщина со светлыми, всегда растрёпанными волосами.

4. Она то ласкала его, наполняя ему рот всем, что попадалось под руку, то вдруг начинала кричать и шлепать его чем ни попало и куда ни попало.

5. Прачка Варвара.

6. Акробат Беккер.

7. Кричал и бился, как цыплёнок под ножом повара.

8. Прачке было жаль мальчика, она бросилась отнимать мальчика, старалась всячески обласкать ребёнка.

9. Купила новые ситцевые рубашки, мятные пряники.

10. Очень жестоко: бил после каждой неудачи.

11. Страхом и побоями ничего не возьмёшь не только с детьми, но даже при обучении собак.

12. Робость – первый враг гимнаста, потому что отнимает у него уверенность и удаль.

13. Петя продолжал бояться своего наставника, как в первый день.

14. Щенка.

15. Вырвал щенка из рук мальчика и носком башмака бросил в сторону.

16. Несчастным мальчиком.

17. В доме графа Листомирова.

18. Владения девочек: тетрадки, книжки, кроватки с куклами, кухни, сервизы, овечки, собачки. Владения мальчиков: оловянные солдатики, тройка коней, большой белый козёл, казак верхом, барабан и медная труба.

19. В пятницу их возьмут в цирк.

20. Вера, Зина и Павел.

21. Пафом.

22. Гуттаперчевый мальчик.

23. Мальчик сорвался с шеста и разбился.

24. Девочка, обвивая руками шею дамы и рыдая, не переставала кричать во весь голос: «Ай, мальчик! Мальчик!»

Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

Издательство “Махаон”
Год издания 2016
Художник В. Плевин

Я начал читать 6 августа

Я завершил чтение 7 августа

Укажи жанр произведения.

 ∨ повесть

Отметь основную тему произведения.

 ∨ о людях и их отношениях

В каком городе происходит действие?

 ∨ в Санкт-Петербурге

Как ты думаешь, когда было написано это произведение?

 ∨ в XIX веке

Кто является главным героем произведения? Запиши.

Петя

Как ты думаешь, что значит слово “гуттаперчивый”?

 ∨ резиновый

Кого ты считаешь другом гуттаперчивого мальчика? Запиши.

Клоун Эдвардс

К кому из детей, о которых шла речь в произведении, относятся эти слова: послушание, впечатлительность, доброта, кротость, нежная заботливость? Закрась соответствующее имя.

Кто отдал в цирк Петю?

  ∨ Варвара

Какие чувства ты испытывал(а), когда читал(а) о детстве Пети? Выбери и раскрась соответствующий рисунок.

С кем бы ты сравнил акробата Карла Богдановича Беккера?

Как звали мальчика, о котором идёт речь?

“Мальчик был пухлый, коротенький, с рыхлым белым телом, как сметана, крайне флегматического, невозмутимого нрава, с шарообразною головою и круглым лицом, на котором единственною заметною чертою были маленькие киргизские глазки, раскрывавшиеся вполне, когда подавалось кушанье или говорилось о еде”.

Паф (настоящее имя Павел). 

Укажи, что такое афиша?

∨ объявление о спектакле, концерте, лекции, вывешиваемое на видном месте.

Закончи предложения.

Клоун Эдвардс подарил Пете щенка.   

Тётя Соня согласилась подарить Зизи куклу  , Верочке рабочий ящик   , а Пафу собачку   .

Какой известный поэт был гостем в доме графа Листомирова? Найди его фамилию и закрась синим карандашом.

П У Ш К Л К В
Н В Ф И Е А О
Е О Т Н Р Т Т
К С Ю Д М О Н
Р А Т Ч Е В О

Какая иллюстрация не имеет отношения к данному произведению?

 Читательский дневник. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

II

Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишках; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем, было бы назвать его несчастным мальчиком.

История его очень коротка; да и где ж ей быть длинной и сложной, когда ему минул всего восьмой год!

Лишившись матери на пятом году возраста, он хорошо, однако ж, ее помнил. Как теперь видел он перед собою тощую женщину со светлыми, жиденькими и всегда растрепанными волосами, которая то ласкала его, наполняя ему рот всем, что подвертывалось под руку: луком, куском пирога, селедкой, хлебом, — то вдруг, ни с того ни с сего, накидывалась, начинала кричать и в то же время принималась шлепать его чем ни попало и куда ни попало. Петя тем не менее часто вспоминал мать.

Он, конечно, не знал подробностей домашней обстановки. Не знал он, что мама его была ни больше ни меньше, как крайне взбалмошная, хотя и добрая чухонка, переходившая из дома в дом в качестве кухарки и отовсюду гонимая, отчасти за излишнюю слабость сердца и постоянные романтические приключения, — отчасти за неряшливое обращение с посудой, бившейся у нее в руках как бы по собственному капризу.

V

Наступила, наконец, так нетерпеливо ожидаемая пятница.

За четверть часа до завтрака тетя Соня вошла в «маленькую» столовую, так называемую для отличия ее от большой, где давались иногда званые обеды. Ей сказали, что граф и графиня уже прошли туда из своих уборных.

Графиня сидела в больших креслах, придвинутых к столу, заставленному на одном конце серебряным чайным сервизом с шипевшим самоваром. Старый буфетчик, важный, как разжиревший банкир, но с кошачьими приемами утонченного дипломата, тихо похаживал вокруг стола, поглядывая, все ли на нем в порядке. Два другие лакея, похожие на членов английского парламента, вносили блюда, прикрытые серебряными крышками.

I

Метель! Метель!! И как это вдруг! Как неожиданно!! А до того времени стояла прекрасная погода. В полдень слегка морозило; солнце, ослепительно сверкая по снегу и заставляя всех щуриться, прибавляло к веселости и пестроте уличного петербургского населения, праздновавшего пятый день масленицы. Так продолжалось почти до трех часов, до начала сумерек, и вдруг налетела туча, поднялся ветер и снег повалил с такою густотою, что в первые минуты ничего нельзя было разобрать на улице.

Суета и давка особенно чувствовались на площади против цирка. Публика, выходившая после утреннего представления, едва могла пробираться в толпе, валившей с Царицына Луга, где были балаганы. Люди, лошади, сани, кареты — все смешалось. Посреди шума раздавались со всех концов нетерпеливые возгласы, слышались недовольные, ворчливые замечания лиц, застигнутых врасплох метелью. Нашлись даже такие, которые тут же не на шутку рассердились и хорошенько ее выбранили.

К числу последних следует прежде всего причислить распорядителей цирка. И в самом деле, если принять в расчет предстоящее вечернее представление и ожидаемую на него публику, — метель легко могла повредить делу. Масленица бесспорно владеет таинственной силой пробуждать в душе человека чувство долга к употреблению блинов, услаждению себя увеселениями и зрелищами всякого рода; но, с другой стороны, известно также из опыта, что чувство долга может иногда пасовать и слабнуть от причин, несравненно менее достойных, чем перемена погоды. Как бы там ни было, метель колебала успех вечернего представления; рождались даже некоторые опасения, что если погода к восьми часам не улучшится, — касса цирка существенно пострадает.

Так или почти так рассуждал режиссер цирка, провожая глазами публику, теснившуюся у выхода. Когда двери на площадь были заперты, он направился через залу к конюшням.

В зале цирка успели уже потушить газ. Проходя между барьером и первым рядом кресел, режиссер мог различить сквозь мрак только арену цирка, обозначавшуюся круглым мутно-желтоватым пятном; остальное все: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи — уходили в темноту, местами неопределенно чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни, амьяка, сырого песку и опилок. Под куполом воздух так уже сгущался, что трудно было различать очертание верхних окон; затемненные снаружи пасмурным небом, залепленные наполовину снегом, они проглядывали вовнутрь как сквозь кисель, сообщая настолько свету, чтобы нижней части цирка придать еще больше сумрака. Во всем этом обширном темном пространстве свет резко проходил только золотистой продольной полоской между половинками драпировки, ниспадавшей под оркестром; он лучом врезывался в тучный воздух, пропадал и снова появлялся на противоположном конце у выхода, играя на позолоте и малиновом бархате средней ложи.

За драпировкой, пропускавшей свет, раздавались голоса, слышался лошадиный топот; к ним время от времени присоединялся нетерпеливый лай ученых собак, которых запирали, как только оканчивалось представление. Там теперь сосредоточивалась жизнь шумного персонала, одушевлявшего полчаса тому назад арену цирка во время утреннего представления. Там только горел теперь газ, освещая кирпичные стены, наскоро забеленные известью. У основания их, вдоль закругленных коридоров, громоздились сложенные декорации, расписные барьеры и табуреты, лестницы, носилки с тюфяками и коврами, свертки цветных флагов; при свете газа четко обрисовывались висевшие на стенах обручи, перевитые яркими бумажными цветами или заклеенные тонкой китайской бумагой; подле сверкал длинный золоченый шест и выделялась голубая, шитая блестками, занавеска, украшавшая подпорку во время танцевания на канате. Словом, тут находились все те предметы и приспособления, которые мгновенно переносят воображение к людям, перелетающим в пространстве, женщинам, усиленно прыгающим в обруч, с тем чтобы снова попасть ногами на спину скачущей лошади, детям, кувыркающимся в воздухе или висящим на одних носках под куполом.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

О чем книга Гуттаперчевый мальчик

Действие рассказа разворачивается буквально за один день. В городе празднуют Масленицу, везде гуляют. В Санкт-Петербург приезжает довольно известный бродячий цирк. Уже отыграли утренний концерт, зрители собираются на вечерний.

С праздничной улицы нас переносят в гримерки цирка, пахнущие затхлой одеждой, пивом и животными. Сперва нам на глаза попадается клоун Эдвардс – любимец публики, страдающий депрессиями и запоями. Директор цирка побаивается, что клоун сорвет представление. Одновременно он ругает юную наездницу Амалию за ошибки во время утреннего выступления. Мы узнаем, что клоун часто берет под свое шефство детей из цирка, а иногда и животных. Сейчас он пришел в гримерку наведать маленького Петю – гуттаперчевого мальчика, обладающего большим талантом. Мальчика воспитывает жестокий и брутальный силач Беккер. Они выступают в паре, тренер изводит ребенка своей немецкой педантичностью. Однажды Эдвардс дарит мальчику щенка, Беккер его убивает.

Мы узнаем, что судьба у Пети очень тяжелая. Он родился в полуподвальном помещении, где мог просто не выжить. Его мать обладала не самой крепкой психикой, а отца забрали на войну, где он и погиб. Мама вышла замуж второй раз, но новый муж невзлюбил Петю, запил, стал поколачивать маму. К сожалению, она сошла с ума и умерла. Мальчик живет у подруги матери, потом у бабушки, потом меняет еще несколько семей. Но сирота никому не нужен. Когда ему исполнилось пять лет, Варвара, подруга его матери, продает ребенка в цирк.

Петя попадает на воспитание к безжалостному тренеру Беккеру, который не обращает внимания на слабое здоровье ребенка. Он делает из мальчика звезду. В 8 лет Петя становится довольно популярным цирковым гимнастом…

Теперь автор переносит нас в дом графа Листомирова и знакомит с его тремя детьми: Верочкой, Зизи и Пафом. У каждого из них есть своя комната, няньки, есть любящая тетя и вечно занятый отец, дорогие игрушки. Но дети из-за этого не стали избалованными: они слишком воспитанные и правильные. Любимицей семьи стала добрая и чувствительная Вера, которая способна к каждому найти подход. Тетя пообещала детям сводить их в цирк, если они будут себя хорошо вести. Здесь мы понимаем, что Веру, Пафа и Зизи родители куда-то выводят редко. На улице метель, Вера боится, что родители не сдержат свое обещание. Девочка читает программу представления, она спрашивает у родителей, что такое гуттаперчевый мальчик. Родители тоже теряются в догадках…

В первом акте дети увидели клоуна Эдвардса, жонглера, девушку на лошади, ученых собак, танцоров на проволоке.

Второй акт начался с выступления Беккера и Пети. Они исполнили несколько трюков, но во время последнего Петя падает с шеста. Его уносят с арены с переломами ребер и грудной клетки. Представление заканчивается. У Веры начинается истерика. Дети возвращаются домой, а девочка все еще не может прийти в себя из-за того, что мальчик упал. Маленького Петю наведывает Эдвардс.

На следующий день работа цирка возобновляется, но гуттаперчевого мальчика в программе нет: он умер после полученных травм…

Смысл книги Гуттаперчевый мальчик

Советские критики воспринимали рассказ как историю о бездушном капиталистическом обществе и месте ребенка в нем. Но это штамп. На самом деле, это история о том, что все дети имеют право на счастливое детство. И не имеет значения, где и в каких условиях они растут. Нельзя сказать, что были счастливы в полной мере дети Листомировых, ведь они были не очень интересны своему отцу, да и мама в повести почти не упоминается.

Также это история о том, как важно оставаться добросердечным и вставать на защиту тех, кто слабее. Дети нуждаются в защите больше всего, ведь постоять они за себя не могут, потому их жизнь целиком зависит от старших, а среди взрослых не так уж много человечных людей. Когда маленького Петю отдавали в цирк, он ничего не мог сделать, ведь он ребенок

Большинство взрослых в повести оказались равнодушными к детскому горю, а больше всех переживает маленькая девочка из богатой семьи, которая оказалась добрым человеком

Когда маленького Петю отдавали в цирк, он ничего не мог сделать, ведь он ребенок. Большинство взрослых в повести оказались равнодушными к детскому горю, а больше всех переживает маленькая девочка из богатой семьи, которая оказалась добрым человеком.

Методическая разработка по чтению на тему: Викторина по книге “Гуттаперчивый мальчик”

ВИКТОРИНА – ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ                                     Д.М.Григоровича «Гуттаперчивый  мальчик»

1.Как зовут клоуна?

   1.Эдвардс    2.Михайло    3.Кристиан

2.Чьим подручным был гуттаперчивый мальчик?

1.Акробата     2.Фокусника      3.Клоуна

3.Когда мальчик лишился матери?

1.На третьем году жизни     2.На пятом году жизни    3.При рождении

4. Кем работала его мать?

1.Кухаркой     2.Актрисой     3.Помещицей

5.Как зовут мальчика?

1.Петя     2.Антон        3.Игорь

6.Кто отдал его акробату?

1.Прачка     2.Кухарка     3.Клоун  

7.Что подарил клоун мальчику?

1.Крысу    2.Котёнка    3.Щенка  4.Кролика   5. Шкатулку

8.Куда ведут детей ?

1.В зоопарк     2.В цирк      3.В парк

9.Что случилось с мальчиком?

1.Он отравился    2.Он упал с шеста    3.Он упал с лошади

10.Кого беспокоит судьба мальчика?

1.Акробата    2.Клоуна    3.Кухарку

11.На какой улице жила прачка Варвара?

1.  Низинная         2.Моховая     3.Лесная

12.Какая фамилия у детей:  Веры, Зины и Паши?

1. Листопадные  2.Листомировы   3.Листьевы

13.Какие прозвища были у Паши?

1.Бёби   2.Пузырь   3.Пуф   4.Паф     5.Бутуз    6.Толстяк

14.Как звали акробата, учителя «гуттаперчивого мальчика»?

1.Рихард Зутер         2.Карл Беккер       3.Кристоф  Копп      4.Тилль  Лангехой

15.Как звали шестилетнюю девочку, сестру Верочки и Павла, дочь графа ?

1.Анна   2.Зина   3.Жанна   4.Зоя

16.Кем по национальности была Миссис Бликс?

1.Немкой     2.Англичанкой    3.Итальянкой     4.Францужинкой

17.Какой праздник описывается в тексте «Гуттаперчивый мальчик»?

1.Новый год    2.Масленица   3.День рождения    4.Пасха

18. О каком герое  эти строки?                                                                                   «Был отличным наездником, эквилибристом, гимнастом, жонглером, мастером дрессировать — ученых лошадей, собак, обезьян, голубей …»

1.Беккер          2.Эдвардс             3. Ризлей

19. Кто этот герой, у которого « физическая сила сказывалась в каждом его мускуле, толстой перевязке костей, коротенькой шее с надутыми венами, маленькой круглой голове, завитой вкрутую и густо напомаженной» ?

1. Ризлей    2.Эдвардс     3.Беккер     4.»Гуттаперчивый мальчик»

http://diafilmy.su/1497-guttaperchevyy-malchik.html  диафильмы

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ФИ

место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Сюжет произведения

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Другие герои

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: