Стихи про осень для детей 7 лет

Стихи про осень. листопад. октябрь. золотая осень. осенние стихи   | материнство - беременность, роды, питание, воспитание

Несжатая полоса

Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

***

Стихи про другие времена года:

  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Стихи про зиму
  • Стихи про 12 месяцев

***

Детские стихи про осень для детей 6-7 лет для заучивания

И подборка для самых больших дошкольников. Уж они то уже не первый год учат строчки про времена года. Вот новинки! Сохраняйте себе и заучивайте вместе с ребятами.

За красу мы осень
И за щедрость любим:
Ведь она приносит
Урожай всем людям!
Осень так богата,
Пахнет вся медами,
Славит край наш добрый
Хлебом и плодами!

******************************

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор — любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

******************************

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

******************************

Здравствуй, осень золотая!
Сколько красок – посмотри.
Нарисую я картину,
Чтобы деду подарить.
Здесь березку, там рябину,
Елочку зеленую.
Сверху небо голубое,
Солнышко веселое.

******************************

Вот и осень наступила,
Дождик капает с утра.
Но погоды не боится
Озорная детвора.
Мы по зонтику возьмем
И во двор гулять пойдем.
А в резиновых сапожках
Не промокнут наши ножки.

******************************

В сентябре пришла к нам осень.
Сколько выросло грибов!
Поменялся цвет одежды
У деревьев и кустов.
Клен надел кафтанчик красный,
Тополя все желтые.
Только елочки не сняли
Платьица зеленые.

******************************

Посмотри, какое чудо
Вдруг случилось на дворе:
Приоделись, нарядились
Все деревья в сентябре.
На рябинках появились
Алые сережки,
А осинки в красных платьях
Кружатся с березкой.

******************************

Поглядите: за окном
Листья сыплются дождем!
На прогулку мы пойдем
Их в букеты соберем.
Желтые и красные
Все такие разные!

******************************

Осень пришла не с пустыми руками,
Фруктов корзину она принесла.
Персики, груши и спелые сливы
Мама помыла и нам раздала.
Гроздь винограда сладка и душиста,
Просятся сочные ягоды в рот.
Главное – вовремя остановиться,
Чтобы потом не болел живот.

******************************

Снова дождик зарядил,
Лужи на дворе.
Не пойдем с тобой гулять,
Сядем в уголке.
Папу позовем с собой
Книжку почитать.
Будет очень интересно
В сказке побывать.

******************************

Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Ярко-синяя река,
Словно в зеркале холодном,
Отражает облака.

******************************

Осень наступила, облетел наш сад…
Но зато рябинки радуют ребят –
Рдеют гроздья алые ярко на ветру.
Астры с хризантемами пышные цветут.

******************************

Садик свой украсим листьями кленовыми,
Гроздьями рябины, шишками еловыми.
Здравствуй, наша осень!
К встрече мы готовы:
Разучили песенку, знаем танец новый.

******************************

Белкам некогда резвиться,
Осень их не будет ждать.
Нужно думать о запасах,
Чтоб зимой не голодать.
Соберут орешки, шишки
И запрячут в тайники.
Не страшны теперь морозы,
Подготовились зверьки.

******************************

На лесной прогулке мы нашли грибочки,
Прямо под березой, на зеленой кочке.
Осень подарила бархатные шляпки
Маленьким двойняшкам за еловой лапой.
Набекрень надеты, сверху желтый листик.
Подрастайте, братцы!
Мы еще отыщем.

******************************

Без листвы стоят леса,
Стихли птичьи голоса.
Дождик каплет на дворе,
Мало солнца в октябре.

******************************

Грустно в ноябре зверюшкам,
Нет ни ягод, ни грибов.
Хорошо тому, кто сделал
Свой запас до холодов.

******************************
Посмотрите-ка, ребята,
Сколько золота кругом!
Это осень постаралась,
Чтоб нарядным стал наш двор.
Золотой ковер под ноги
Щедро бросила она.
Всем деревьям и листочкам
Желтой краски раздала.

Вот и подошла к концу моя сегодняшняя статья. Как обычно, надеюсь, что я была полезной и информативной. Всем желаю почаще отрываться от своих повседневных дел и работы, и побольше внимания уделять свои детям.

Стихи про осень А. С. Пушкина

Отдельным пунктом я бы хотела выделить стихотворения А. С. Пушкина. И пусть для маленьких ребятишек осенних строчек на так уж и много, но зато какие они прекрасные.

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

******************************

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

******************************

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

******************************

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

******************************

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Красивые стихи об осени для детей 4-5 лет для заучивания наизусть

Теперь предлагаю вам строчки для ребятишек чуть постарше. Поверьте, ребята с удовольствием будут их учить, а затем рассказывать бабушкам и дедушкам.

Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.

******************************

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!

******************************

Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

******************************

Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.

******************************

Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.

******************************

Туча-кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча-лошадь, туча-жук…
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!»

******************************

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

******************************

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.

******************************

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

******************************

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

******************************

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Красный, разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ветрено,
Ветрено, ветрено!

Анализ стихотворения Плещеева «Осень наступила…»

Считается, что стихотворение написано уже известным человеком, зрелым поэтом примерно в середине 1860-х годов. Оно в очередной раз подтверждает тот факт, что пламенный демократ не был чужд лирическим настроениям.

Большинство хрестоматийных стихотворений поэта просты и изысканны одновременно. Милое незатейливое произведение, предназначенное, скорее всего, для детского чтения, рисует пасторальную картинку осеннего увядания. Простые предложения, составляющие ткань стихотворения, образуют причудливую повествовательную вязь, они словно отражают чувства покинутого кем-то человека.

Символический подтекст стихотворения – творческий упадок, который становится заметнее на фоне осенних перемен. Произведение относится к жанру пейзажной лирики классического строя. Главный герой стихотворения – сама природа: автор выступает лишь сторонним наблюдателем, который описывает собственные предметные ассоциации.

Средства художественной выразительности, использованные А. Н. Плещеевым, таковы:

  • инверсия – «высохли цветы, глядят кусты», «вянет, желтеет травка», «зеленеет озимь», «зашумели воды» – она помогает создать акцент на растениях с приметами осени, и ручье, звук которого особенно выделился в наступившей тишине;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «травка», «дождик», «птички» – подчеркивают преходящий характер летней благодати;
  • контекстуальные антонимы – «вянет и желтеет – зеленеет» – позволяют задать антитезу, подчеркнуть, что круг земной жизни продолжает свое вращение: выпавший снег укроет ростки озими;
  • олицетворения – «кусты глядят», «ветер воет» – помогают создать меланхолическую атмосферу, картины уныния: природа словно скорбит, жалуется читателю, предчувствуя свою скорую погибель;
  • умолчание – «дождик моросит…», где многоточие является знаком того, что автор многого недоговаривает, и приглашает его поразмыслить – чего именно;
  • эпитеты – «теплые края», «голые кусты», «быстрый ручей» исчерпывают практически все прилагательные, введенные поэтом.

Монотонность, лаконичность изложения не делают произведение скучным – оно заставляет задуматься, а глагольные рифмы вносят иллюзию движения. Выразительные средства создают уникальную содержательность внешне простого стихотворения, создают у читателя особое эмоциональное восприятие и настроение.

Золотая осень

Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

А. Плещеев. Осень наступила…

Ответы к стр. 31 — 33

Восстанови стихотворение:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.

Высохли, голые, цветы, вянет, желтеет, не блестит, моросит, ветер воет, в тёплые края, зашумели, зеленеет озимь.

Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Осень» из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).Третья строка — это описание действия в рамках темы тремя словами.Четвёртая строка — это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Осень.Янтарная, жёлтаяВосхищает, очаровывает, радует.Расстелила пёстрый ковёр.Красота!

      • ОсеньХмурая, дождливаяНаступила, грустит, сожалеет.Небо стало свинцовым!Нет настроения!
      • ОсеньВесёлая, праздничнаяБодрит, радует, смешит.Под ногами разноцветный ковёр!Праздник!

Какое настроение отражают эти произведения? Докажи своё мнение.

Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как «весёлая, праздничная», «бодрит, радует, смешит», «праздник».

Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении «Сегодня так светло кругом…» Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт. Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.

Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.

Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.

Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о дожде. об осени, листочках, птицах.

Осень к нам пришла

В воздухе кружится листьев хоровод, Паутинку тонкую ветер злобно рвёт. Туча землю дождиком хмуро полила, Выгляни в окошко — осень к нам пришла.

Найди слова, которые необходимы тебе для описания выбранного предмета. 

Листьев хоровод, ветер, туча, осень к нам пришла.                                        

Определи своё настроение, чувства с помощью одного слова.

Грусть.                                                                                                         

Ход совместной образовательной деятельности

(дети находятся в холле)

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: Когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее.

2. Листья пожелтели.

3. Птицы улетели в теплые края.

4. Солнце уже греет не так.

5. Деревья готовятся к зиме.

6. Моросит холодный дождик.

7. Стало холоднее.

8. Люди одеваются теплее.

9. Темнеет быстрее.

10. Дует холодный ветер.

— Молодцы. Какое это время года? (осень)

— Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)

— Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели (дети забегают в группу под музыкальное сопровождение- Бетховен «К Элизе»)

-Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).

-Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.

Развивающая игра «Собери картинку»

Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)

-Что получилось? (осень).

-Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

-Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).

-Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).

-Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)

-Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Ветер обещал птичке помочь, если она выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).

—Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)

Послушайте, я его прочитаю.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

-О чем это стихотворение? (об осени)

-А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала? (грустно, печально).

— Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)

-Ребята, птичка не понимает, что означает «И глядят уныло голые кусты».Помогите ей. (деревья печальные, потому что опали листья).

-А что такое озимь? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей).

-А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

-Молодцы!

-Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?

-Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будите рассказывать.

(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).

-Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь,птичка, ребята справились самостоятельно.

(воспитатель наклоняется к птичке)

— Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.

(птичка улетает)

-Как оно называется?

-Кто его написал?

-Давайте еще раз повторим стихотворение.

(дети читают стихотворение)

-Спасибо, ребята, огромное всем

За то, что упорно всем миром трудились,

Работали дружно, совсем не ленились.

Осенняя песенка

Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло.

Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.

Осень

Я узнаю тебя, время унылое: Эти короткие, бледные дни, Долгие ночи, дождливые, темные, И разрушенье куда ни взгляни. Сыплются с дерева листья поблекшие, В поле, желтея, поникли кусты; По небу тучи плывут бесконечные… Осень докучная!.. Да, это ты! Я узнаю тебя, время унылое, Время тяжелых и горьких забот: Сердце, когда-то так страстно любившее, Давит мертвящий сомнения гнет; Гаснут в нем тихо одна за другою Юности гордой святые мечты, И в волосах седина пробивается… Старость докучная!.. Да, это ты!

1863г.

Короткие стихи об осени для детей 3-4 лет

Начнем мы с подборки строчек для самых маленьких. Сначала просто читайте их с малышами, потом разговаривайте про то, что написано в стихах и наблюдайте за природой. Ну а позже пробуйте их запоминать.

Царица Осень прилетела,
На колеснице золотой.
Дождем нас помочить успела,
Загнала со двора домой.
И листьев хоровод вскружила,
Окрасив их во все цвета,
Ковром на землю уложила.
Смотри! Какая красота!

******************************

Осень! Осень!
В гости просим!
Вновь твоя пришла пора.
С лужами
Мы тоже дружим
Из листочков ждем ковра!
Будем с ветром
Километры
По дорожкам пробегать.
И за чаем,
Не скучая
Будем лето вспоминать!

******************************

Здравствуй, осень! Как дела?
Ты надолго к нам пришла?
Приготовила уж краски,
Чтоб одеть деревьям маски?
Землю полила дождем?
Много мы грибов найдем?
Будет летом урожай?
Нам скорее отвечай!

******************************

Осень я люблю за то,
Что пора носить пальто,
И сапожки одевать,
Чтобы по лужам погонять!
А еще люблю за то,
Что весь город золотой
А восьмого ноября –
День рожденье у меня!

******************************

Осень с красками пришла:
Красной, желто-золотой
У нее теперь дела —
Все отправить на покой.
Пусть природа отдохнет,
Силы новой наберется
И весною через год
С новой зеленью вернется!

******************************

Дождь прошел и зонтик-гриб
Дернули за ножку,
И сложили скрип да скрип
Яркий зонт в гармошку.

******************************

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

******************************

Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».

******************************

Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!

******************************

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

******************************

Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.

Урок листопада

Валентин Берестов
«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!
«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Стихотворение «Осень» Алексе́й Никола́евич Плеще́ев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения Плещеева «Осень»

Темой данного стихотворения является наступление осени, а идеей — увядание природы по окончанию лета. Лирический герой наблюдает за тем, как вянут цветы, желтеет трава на лугах, за тем, как тучи заволакивают небо и перелетные птицы покидают родные края.

Основные образы, направленные на то, чтобы передать тоскливое, безрадостное настроение — это образ голых кустов, с которых опали последние листья, образ солнца, ушедшего за тучи и образ улетающих птиц.

Однако, не смотря на пронизывающее ощущение осенней тоски, стихотворение это не лишено динамики. Традиционно, произведения, относящиеся к пейзажной лирике, по большей части состоят из прилагательных. В этой же, несомненно пейзажной зарисовке, немалую роль играет глагол. Для сравнения, в стихотворении 12 глаголов и всего 4 прилагательных. Почему же стихотворение кажется таким описательным, будто нарисованным красками по холсту?

Внимательный читатель обратит внимание, что два из трех глаголов в этом четверостишии призваны не столько обозначить действие, сколько обратить внимание на цвет, внешний вид явления. Травка «желтеет», озимь, то есть озимые культуры, едва «зеленеют» на недавно снова перепаханных, явно бурых полях

Так, не используя ни одного эпитета, автор передает всю цветовую палитру поздней осени. Такой прием и называется цветописью.

Эпитеты в стихотворении Плещеева тоже есть, причем один из них является постоянным — это «дальние края». Постоянный эпитет — это эпитет, который используется с определяемым словом вместе так часто, что совместное их написание становится традиционным. Также эпитетами являются словосочетания «быстрого ручья» и «голые кусты».

Следует обратить внимание и на другие средства художественной выразительности. В этом стихотворении большую роль играет олицетворение

В таком небольшом тексте автор использует его 3 раза! «Осень наступила», «туча небо кроет», «ветер в поле воет». Это несколько «очеловечивает» хмурый осенний пейзаж, представляет его живым и деятельным.

Состоит стихотворение из четырех четверостиший, рифмовка перекрестная

Написано оно трехстопным хореем, что имеет важное значение. Трехстопным хореем написаны многие детские стихотворения, благодаря чему они быстро запоминаются, ведь этот размер очень незамысловат, а также он хорошо ложиться на музыку романса, благодаря своей певучести

Именно такое, смешанное, но приятное впечатление оставляет после себя стихотворение Плещеева «Осень». В нем сочетается тоска по уходящему лету (возможно и «лету жизни») поэта-романтика непростой судьбы и легкая певучесть детского стихотворения или наивной песенки.

В данной статье представлен текст и анализ стихотворения про «Осень» А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы и глядят уныло» приятного чтения!

Елена Павлова

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему
:

«Заучивание стихотворения А
. Плещеева
«Осень
»
» .

Программные задачи
: Помочь детям запомнить стихотворение А
. Плещеева
«Осень
»
с помощью разнообразных методов заучивания
; закрепить характерные приметы осени
при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворении
; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать желание оказывать помощь.

Оборудование и материалы
:

Птичка-игрушка, разрезные картинки об осени
(2шт., мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения
, фонограмма
: Бетховен «К Элизе»
, П. Чуковский «Октябрь»
из цикла «Времена года»
, трель птицы.

Предварительная работа
:

Экскурсии в парк, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.

Кто в действительности написал стихотворение

Стихотворение приписывается Алексею Плещееву. С достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать, что автором текста является А. Г. Баранов. Впервые это стихотворение под заглавием «Осень» было напечатано в книге: «Наше родное. Русский и церковно-славянский букварь и сборник статей для упражнения в русском и церковно-славянском чтении, с образцами для письма, материалом для самостоятельных письменных упражнений и рисунками в тексте. » (СПб., 1885. С. 44). Автором-составителем учебника был инспектор Московского учебного округа Алексей Григорьевич Баранов (1844 – 1911).

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Короткие осенние стихотворения современных поэтов для дошкольников

Помимо классики нужно не забывать знакомить детей и с современным творчеством, а может даже и попробовать сочинить с детьми постарше собственные стишки. Это очень увлекательное и развивающее занятие.

Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.

******************************

Наступила осень, листья пожелтели,
Взрослые и дети курточки надели.
Дождик вновь закапал, брызги на окошке,
А в подъезде тихо притаились кошки.
Мокрые деревья, мокрые дорожки,
Мокрые скамейки промочили ножки…
Пасмурно и сыро, небо в сером цвете,
И грустим мы снова о прошедшем лете.

******************************

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

******************************

Солнышко усталое скупо греешь ты!
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пёстрые лежат.
Перышками, льдинками светится лужок.
Вечером пушинками выпадет снежок.

******************************

Протрубил тревожно лось:
Лето было – кон-чи-лось.
И сигнал лесной тревоги
Раскатился вдоль дороги.
К облакам взлетел он с ветром,
Пробежал по тропкам лисьим.
И с деревьев жёлтым эхом
Уронила осень листья.

******************************

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке утонуло лето.
Я ему бросаю круг – свой венок последний.
Только лето не спасти, если день – осенний.

******************************

Посмотри! Покраснели осины,
В шалях жёлтых берёзки стоят…
У лесной примадонны рябины
Бусы алым рубином горят.
Нарядилась, как будто царевна,
На роскошном осеннем пиру.
Ей лесная русалка, наверно,
Заплетала косу поутру.

******************************

На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то,
Только где он, этот доктор?
Лес вздохнул
И листья сбросил…
– Догадался! Это Осень!

******************************

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.

******************************

Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать на зыбкую речную гладь.
Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин.

******************************

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: