Сюжет трилогии
«Детство»
Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные, так и грустные события. Автор с некоторой нежностью описывает жизнь маленького мальчика. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.
История рассказывается с точки зрения Николеньки. В этой части автор описывает жизнь дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.
Мать мальчика умирает, поэтому ему приходится ехать в другой город, чтобы продолжить образование. В этом новом городе начинается новая жизнь главного героя.
«Отрочество»
Вторая часть трилогии, повесть «Отрочество», начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти матери. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и утрата, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общаться с Карлом Ивановичем.
У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и еще одним Дмитрием. В этом разделе его система ценностей начинает меняться. Впервые в жизни Николенька сталкивается с предательством.
«Молодость»
В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое случается с ним впервые: посещение ресторана, выпускной бал, студенческие посиделки.
Николенька хочет казаться взрослым и всем нравится, он не может быть самим собой, иногда надевает какую-то маску и ведет себя неестественно. Главный герой подружился с Дмитриевым Нехлюдовым.
Внутри себя Николенька часто говорит о жизни. В молодости главный герой достаточно влюбился, он испытывал чувства к Вареньке (сестра Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и другим барышням.
Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает свою мачеху.
Главный герой небрежно относился к учебе в университете, поэтому проваливает выпускные экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать серьезнее и не терять время зря.
Глава 1. Учитель Карл Иванович
Главной героине Николеньке всего 10 лет. Он растет в дворянской семье, с ним еще двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро у мальчиков будет учитель немецкого языка. Он учит их дома, очень к ним привязан, но выданные знания просит на полном серьезе.
Глава 2. Maman
Николенька спустился к завтраку, где его ждала мать. Она добрая и любящая. Мать спрашивает о его делах, а потом целует его. Дети также идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать его.
Глава 3. Папа
Отец сообщает сыновьям, что они должны как можно скорее переехать в Москву, чтобы продолжить учебу. Николенька жалеет старого учителя и понимает, что его уволят.
Глава 4. Классы
Между тем занятия с Карлом Ивановичем продолжаются. Старик расстроен тем, что после 12 лет добросовестной работы его увольняют. Николенька о том же грустит, учитель ему как второй отец.
Глава 5. Юродивый
Мать стремится помогать бродягам и бродягам. В этот день юродивый Гришка обедает со своей семьей, но за отдельным столом. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босиком.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Глава представляет собой описание характера отца Николеньки. Он был общительным человеком со связями. Он любил женщин и карточные игры.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Дети рисуют, мама играет на пианино. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от своей зарплаты лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николенька решает взять с собой Карла Ивановича в Москву.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава посвящена пожилой служанке дома — домработнице Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за ее доброту и заботу о его семье.
Глава 9: Что-то вроде первой любви
Во время игры Катенька сорвала листья и на одном из них был огромный червяк. Девушка испугалась и бросила его на землю. Выйдя из игры, дети стали с интересом на него смотреть. Николеньку больше привлекала Катенька.
Он отметил, что все девушки одинаково пожимают плечами, чтобы упавшее платье вернулось на прежнее место. Глядя на нее, он вдруг крепко поцеловал ее руку. Володю бесила такая нежность, а Николенька был тронут до глубины души. Он понял, что всегда любил ее.
Вернувшись к родителям, они узнали, что поездка в Москву откладывается на завтра. На обратном пути Николенька хотел произвести впечатление на Катеньку (проносясь мимо на своей лошади в расслабленной позе), но лошадь подвела его и резко остановилась.
«Детство» – первая часть трилогии
В романе «Детство» Лев Толстой мастерски передает эмоциональное состояние главного героя, позволяя читателю вжиться в его внутренний мир и переживать каждую детскую радость и горе вместе с ним. Автор сравнивает детство с садом, который маленький Николай видит впервые и где познает все предметы и явления окружающего мира. Через глаза ребенка автор показывает нам прелести и проблемы русской деревни, старается понять ее особенности, ее душу и нравы.
Трилогия «Детство, Отрочество, Юность» стала выдающимся литературным достижением Льва Толстого и продемонстрировала его талант и глубокое понимание человеческой природы уже на ранней стадии его писательской карьеры.
Вариант 1
“Отрочество” – это рассказ Льва Толстого, который описывает жизнь мальчика в деревне. Главный герой, Никита, живет с матерью и бабушкой, отец умер. Он проводит свои дни на улице, играя с друзьями и помогая матери на дому. Никита очень любит природу и часто бывает в лесу, где находит много интересных вещей.
В рассказе Толстой описывает не только жизнь мальчика, но и проблемы, с которыми сталкиваются жители деревни. Например, бедность и низкий уровень образования. Никита мечтает о том, чтобы учиться, но ему не хватает денег на учебники. Он также видит, как его друзья уходят из деревни в город, чтобы заработать больше денег.
В конце рассказа происходит неожиданное событие – Никита находит золотую монету в лесу. Он решает отдать ее матери, чтобы она могла купить ему учебники. Это показывает, что Никита не только мечтает о лучшей жизни, но и готов действовать, чтобы ее достичь.
“Отрочество” – это прекрасный рассказ, который показывает, как важно иметь мечту и стремиться к ее достижению. Толстой описывает жизнь мальчика с такой тонкостью и чувством, что читатель не может не восхищаться его талантом
Юность
«Юность» — это третья и финальная повесть знаменитой автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого.
В этой части происходит конечное определение и расставление приоритетов в жизни Николая. Все то, что простым, почти, незримым карандашом зарисовывалось в детстве, крепчало в отрочестве, укоренилось в юности, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о стремлении к саморазвитию и совершенствованию разума, развитию духовных качеств. Общество не сломало этот стержень в маленьком Николеньке.
Будучи сознательным юношей, главный герой развивается, анализирует свои поступки, бескорыстно помогает другим. Он становится уверенным в себе человеком, у которого есть самоуважение, не задирающее других.
У Николая есть совесть. Это доказывают его действия и поведение. Не признавшись о своем грехе священнику в первый раз, он возвращается к нему во второй и исправляет ошибку. Он доволен собой и хочет, чтобы другие думали о нем также хорошо.
Бег за хорошим мнением чужих о себе доказывает, что главный герой на верном пути, пути самосовершенствования, но стоит он на нем еще неуверенно. В некоторой степени, часть Николеньки принадлежит тому аристократическому обществу самовлюбленных дворян, среди которых он вырос. Провал на экзамене, ссора с друзьями со студенческих кружков вернули Николая на землю и очистили нравственно. Это помогло ему уверенней идти по выбранному пути.
Безусловно, трилогия автобиографическая, а, значит, можно сравнивать главного героя со Львом Николаевичем Толстым, который прошел много испытаний, чтобы стать таким, каким он есть.
Образ Николая Иртеньева
«Диалектика души» главного героя повести, его духовное развитие. Нарративные особенности (преобладание описаний и рассуждений над действиями, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева проявляется своеобразная и сложная натура, которая выделяется среди остальных персонажей повести осознанностью жизни и редким качеством стремления быть честным в собственных поступках. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, обдумывает и пытается их понять.
У него особый вид эгоизма – редкий интерес к сложному внутреннему «Я». Его повышенная самоуверенность проявляется в чрезмерной подозрительности, застенчивости. Его мучает зависть к другим людям, которые живут без самоанализа, понимая, что их жизнь легче для себя и для окружающих. Его постоянно беспокоит, что думают другие. Ему кажется, что все осуждают его за ошибки.
Юноша стремится к одобряющему мнению, склонен к фальши, позерству и притворству, часто лжет без причины, и бессознательно понимает, что его друзья поступают так же. В душе Николая душевный разлад: его «ум и сердце в ссоре». Эта двойственность заставляет его задуматься о том, чтобы обрести покой и гармонию в своей беспокойной душе.
В детстве он научился различать добро и зло в своей и чужой жизни, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы на жизнь, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающего преодолеть раздвоенность души. Он стремится создать себя как личность.
С образом Иртенева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать устоявшиеся установки, не замирать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственные силы противостоять окружающей среде.
В последней части трилогии Толстого, как и в первых двух рассказах, действие схематично, повествование строится как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, проникнутая психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс разговора с самим собой, созревание мыслей, образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорит Николай. В общении с окружающими придерживается установленных манер. Когда он разговаривает сам с собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сложился художественный мир Льва Толстого. Картина Николая Иртенева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к глубокому самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, где всегда много поворотных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев.
Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе идею «диалектики души» человека, о присущих ему противоречиях, их преодолении и преобразовании личности.
Ведение
Многие авторы в созданных
произведениях рассказывают о той жизни, которую
они сами прожили. Их повести, рассказы,
романы могут многое сказать нам о своих
создателях. Одним из таких писателей
и был Максим Горький, также известный
как Алексей Максимович Горький (при рождении
— Алексей Максимович Пешков).
Автор многих известных
произведений родился 16 марта 1868 года
в Нижнем Новгороде в Российской
империи, а умер 18 июня 1936 года в Горках Московская область уже в СССР.
Он был русским писателем, прозаиком, драматургом,
одним из самых популярных авторов рубежа
XIX и XX веков, прославившимся изображением
романтизированного деклассированного
персонажа («босяка»), автором произведений
с революционной тенденцией, лично близким
социал-демократам, находившимся в оппозиции
царскому режиму. Горький быстро получил
мировую известность.
Первое время Горький
скептически относился к большевистской
революции. После нескольких лет
культурной работы в Советской России,
г. Петрограде и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён
официальным признанием как «буревестник
революции» и «великий пролетарский писатель»,
основатель социалистического реализма.
Главные герои
Николай Иртеньев (Николенька) – добрый, отзывчивый четырнадцатилетний подросток, остро переживающий своё взросление.
Владимир – старший брат Николеньки, который был для него примером для подражания.
Катя, Люба – сёстры Николеньки.
Бабушка – добрая, любящая женщина, которая так и не оправилась после смерти дочери.
Старший Иртеньев – отец Николеньки, добрый, строгий, но справедливый человек.
Карл Иваныч – старый гувернёр Николеньки и Володи, который искренне привязался к мальчикам.
Дмитрий Нехлюдов – молодой князь, студент, ставший лучшим другом Николеньки.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Отрочество»
для самых крутых —
Читать «Отрочество» полностью
Второстепенные персонажи
Петр Александровия Иртеньев
Глава семейства Иртеньевых,вдовец, для которого потеря любимой супруги была тяжелой ношей. Петр не занимается воспитанием детей, передав все полномочия их бабушке. Нежно относится к ним, особенно выделяет Любочку, так как дочка напоминает ему любимую супругу. Николенька уважает и любит отца, слушает его замечания и советы. Сын был неприятно поражен ,когда замечает интерес со стороны Петра к горничной в доме графини.
Сен-Жером
Гувернер Николая и Волдоди. Знает свое дело, относится серьезно и ответственно к выполнению своих обязанностей. Но допускает в воспитании жестокость и применяет телесные наказания. Часто пытается высмеять и унизить своих подопечных, что приводит к конфликтной ситуации с Николенькой.
Маша
Визиты
Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.
Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.
Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.
Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.
Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех рассказов трилогии, растет в дворянской семье, умен не по годам, тонко чувствует мир.
- Иртенева Наталья Николаевна – мать Николеньки, образ этой героини автор прямо не показывает, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович — отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный человек.
- Наталья Савишна – домработница, самоотверженно служащая семье, на которую она работает.
- Карл Иванович — учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- Сен-Жером — француз по происхождению, учитель в доме Иртеневых, сначала у него с Николенькой очень плохие отношения, постепенно они идут к лучшему, главный герой признается, что хорошо выполнял свои обязанности, но был самовлюбленным и тщеславный.
- Бабушка — графиня, величавая, уважаемая, добрая и веселая с внуками, особенно близка им после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеневых госпожи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девушку.
- Семенов, студент-разночинец, учился у Николеньки, часто прогуливал занятия, пользовался уважением среди студентов, залезал в долги, продавался рекрутам.
- Дубков — адъютант, друг Володи Иртеньева, ограниченный, но в то же время искренний и честный, любящий шампанское и женщин, игру в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеневых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но дома неряшлива, с Николенькой у нее неприятные отношения, отношения с отцом Николеньки дошли до состояния молчаливой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она изо всех сил старалась завоевать своего возлюбленного.
- Зухин — друг Николеньки по университету. Огненный, деятельный, не любил науки, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство милосердия, но позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и ровесник Иртеневых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит взаимных чувств.
- Иртеньев Володя — старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это, у братьев хорошие отношения.
- Иртенева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью поведением и голосом.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеневой, первой любви Николеньки.
- Князь Иван Иванович — тип аристократа прошлого века, уважаемый, с высокими нравственными принципами, добрый, образованный, но несколько высокомерный.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой натянутые.
- Мими (Мария Ивановна) — гувернантка Иртеневых, мать Катеньки, по словам Николеньки, тупая женщина, отец Николеньки когда-то был в нее влюблен.
- Михайлов Яков — приказчик, слуга Иртеневых, вел себя спокойно и с достоинством, был предан своим господам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, друг Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Жизнь Льва Николаевича Толстого
Лев Николаевич Толстой был выдающимся русским писателем и мыслителем, автором знаменитой трилогии «Детство, отрочество, юность». Эти произведения представляют собой автобиографический роман, в котором Толстой воспевает свои ранние годы и отражает судьбу и развитие своего героя.
В первом романе трилогии, «Детство», Толстой описывает свои воспоминания о юности, отношения с родителями, первые уроки жизни и афоризмы отца, которые оказали огромное влияние на его мировоззрение. Во втором романе, «Отрочество», автор рассказывает о своей юности, первых любовных переживаниях и внутренних поисках. Это размышления о потерянной невинности и путешествиях по стране, которые стали важным этапом в жизни Толстого.
В заключительном романе трилогии, «Юность», Толстой изображает свои опыты в написании исследований, знакомство с интеллектуальной элитой и романтические увлечения. Здесь автор воплощает свое стремление к истине и любви, сравнивая их с мятежной энергией молодости и характеризуя их взаимоотношения.
Роман | Описание |
---|---|
Детство | Воспоминания о детстве и отношения с родителями |
Отрочество | Полное описание молодости и первые любовные переживания |
Юность | Исследования, знакомство с интеллектуальной элитой и романтические увлечения |
Итак, трилогия «Детство, отрочество, юность» представляет собой произведения, в которых Лев Толстой описывает свою собственную жизнь и размышления о ней, рассказывает о важных этапах своего развития и формирования личности.
Образ Карла Ивановича
Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович — учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.
Анализ «Отрочества»
Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя
Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «…не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас… существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами…» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я»
Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом»
Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».
Анализ трилогии произведений
Главный герой
В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева — дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.
Детство
В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.
Отрочество
Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.
Юность
Финал трилогии — «Юность» — посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.
Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.
По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст — не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.
История создания трилогии
«Девство. Отрочество. Юность» представляет собой трилогию Льва Николаевича Толстого в основу которой легли события из жизни писателя. Эта трилогия является одним из самых известных произведений Л.Н. Толстого. Над ним писатель начал работу в 1851 году на Кавказе. Он планировал, что цикл будет состоять из четырех частей: детство, отрочество, юность и молодость. Рабочее название было «Четыре эпохи развития», однако автор написал лишь три, в последствии этот цикл стал называться трилогией. Книга представляет собой автобиографическую повесть, написанную в направлении реализма.
Первым в свет вышло произведение «Детство». Опубликовано оно было в 1852 году в журнале «Современник». Вторая часть — «Отрочество» была напечатана в том же журнале в 1854 году. Третья, заключительная часть, «Юность» вышла в 1857 году в том же журнале.
Глава 3: Папа
Отец Николеньки был у себя в кабинете и что-то горячо обсуждал с приказчиком Яковом Михайловым. Речь шла о распределении денег на расходы. Николенька увидел на столе конверт с надписью «Карлу Ивановичу Мауэру”.
Отец положил руку ему на плечо и оттолкнул от стола. Когда разговор с приказчиком кончился, Николенька и его брат нашли, что они уже достаточно взрослые, и пора им ехать учиться в Москву. Мальчику стало грустно из-за матери и несчастного Карла Ивановича, которого, скорее всего, выпустят из хутора.
В то же время он не мог не радоваться мысли о том, что станет взрослым. Сложные переживания и огорчали, и радовали мальчика.
Характеристика героев повести Толстого «Детство» подробно
В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические. Так или иначе, каждый из них имеет некоторый вес в повествовании и помогает понять чувства главного героя. С некоторыми персонажами полезно познакомиться поближе, чтобы лучше разобраться в сюжете повести и задумке, которую стремился донести до своего читателя автор.
Краткая характеристика Николеньки Иртеньева из повести «Детство»
Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый. Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.
Краткая характеристика Карла Ивановича из повести «Детство»
Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику. Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.
Краткая характеристика мамы Николеньки из повести «Детство»
Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина. Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.
Краткая характеристика отца Николеньки из повести «Детство»
Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать. У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.
Краткая характеристика Натальи Савишны из повести «Детство»
Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной. Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась. Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ. Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.
Основная тема и идея произведения
Основанная тема трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» это становление характера человека в определенные периоды жизни. Тема становления характера личности раскрывается в том, что все поступки человека могут быть объяснены моментами из детства, отрочества или юности. Коленька растет в доброй и заботливой семье. Он видит, как ведут себя взрослые окружающие его люди, это не даёт ему поступать плохо. Попав в университет, он старается понравятся всем остальным, часто ведет себя не естественно, противореча своей настоящей природе. Все это происходит под влиянием социума.
В книге Толстой демонстрирует нам как меняются у человека ценности в разные периоды жизни.
Взрослея, главный герой продолжает рассуждать над смыслом жизни, задается вопросами цели человеческого существования. Николенька старается понять самого себя, со всеми своими положительными и отрицательными чертами.
В трилогии в разных частях на передний план выходят разные важные составляющие человеческой жизни: семья, дружба, любовь.
Духовный рост личности совершается сложным противоречивым путём, в результате порой драматической борьбы нравственного сознания с дурными страстями, возникающие под влиянием окружающей среды.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04.09.2021
Анализ произведения
Глава 7: Охота
Выйдя за ворота, все пошли по дороге, а отец Николеньки повернул в сторону ржаного поля, где вовсю шла жатва хлеба. Он, строгий и прилежный хозяин, ездил туда проверять работу фермеров.
Когда все подъехали к лесу, Николенька заметил телегу, в которой было много деликатесов. Это означало, что после охоты в лесу пили чай и ели мороженое. Охотники с собаками идут за дичью, и отец говорит сыну, чтобы он не возвращался без зайца.
Николенька взял с собой собаку Жирана и побежал на полянку, где нашел ровное место в тени, под высоким дубом. Он лежал и воображал, что уже ищет третьего зайца. Его отвлекало все, что только можно. Муравей, бабочка с желтыми крыльями.
Вдруг Жиран, заметив зайца, резко побежал вперед. Николенька так растерялся, что забыл все правила охоты. Кровь бросилась ему в голову, он резко побежал и что-то закричал в панике. Не успел Николенька опомниться, как заяц уже исчез. Ему стало грустно и стыдно, что охотники и турок увидели его ошибку.
Темы
Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
Еще одна немаловажная тема – воспитание
Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно
Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
Роль учителя
Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним
Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.