«золотая пора детства» в произведениях толстого, бунина и куприна

Золотая пора детства в произведении «детство» толстого

Ощущение детства

Николенька стремится поскорее вырасти. Из-за этого он теряет ощущение ценности такой поры, как детский возраст. Стремясь показаться взрослее, чем он есть, Николенька может врать, скрывать свои настоящие эмоции, обижаться, обжигаться. Но при всем этом Николенька остается добрым и открытым мальчиком, который имеет правильные ориентиры на жизнь, ценит положительные качества и соответствует своему положению: дворянина и ребенка. Противоречивые чувства, реакция на шутки, стремление скорее вырасти делают из Николеньки настоящего ребенка, но именно в этом вся прелесть детства. Стремясь стать поскорее взрослыми, мы начинаем понимать многие вещи, ощущать, что жизнь не так легка, и что взрослый мир – не такой радужный, как детский.

Главные герои

Николенька Иртеньев

Главный герой, мальчик 10 лет

Очень тонкая натура, добрый, наивный. В повести показывается его становление, начало знакомства со взрослым миром. Он привязан к женской половине дома, так как самый младший в семье. Очень любит мать, она его ангел-хранитель. После отъезда в город к бабушке он узнаёт своего отца с другой стороны. Знакомится с детьми из других дворянских семей, влюбляется в Сонечку. Ранимому мальчику не хватает маминой поддержки. Коля понимает, что отец считает его некрасивым ребёнком, и очень страдает от этого. Смерть матери заставляет героя повзрослеть.
Подробная характеристика Николеньки.

Отец Николая

Дворянин, отец, отстранившийся от семьи

Петр Александрович — умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, большой ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет нравиться людям, найти подход, завязать нужные знакомства. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность чрезвычайно привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте.
Подробная характеристика отца Николеньки.

Мать Николая

Добрая, мягкая женщина

Трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, и он очень близок с ней. Умна, образованна. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, вскоре она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает.
Подробная характеристика матери Николеньки.

Брат Володя и сестра Люба

Старшие дети в семье

Относятся к младшему Николеньке без особой нежности, снисходительно. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает Николеньку за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, герой тянется к старшему брату, делится с ним секретами, но тот его не понимает: Володя не так восприимчив, как Николенька.

Наталья Савишна

Экономка в доме Иртеньевых, около 80 лет

Искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, общается с детьми терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе.
Подробная характеристика Натальи Савишны.

Карл Иванович

Учитель немецкого языка, истории

Ухаживает за детьми, воспитывает их, обучает наукам. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста его обязанности меняются.
Подробная характеристика Карла Ивановича.

Сонечка

Девочка, которая нравится Николеньке

У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой — Валахиной Соней. Дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне.

Золотая пора

Детство – это возможность верить в мечты, быть любимым просто потому что ты есть, получать от родителей тепло и ласку. В детстве человек еще не осознает себя, но уже тогда закладываются основные черты характера, проявляется индивидуальность. То, что происходит с маленьким человеком в это время рано или поздно отзовется во взрослой жизни. То, как воспринимает мир ребенок – это вклад в будущую личность. Это показывает то, каким человеком он вырастет. Каждый из нас – личность. И это проявляется уже в детстве. Только в этом возрасте мы этого не осознаем и стремимся скорее вырасти. А взрослые потом с любовью вспоминают детский возраст, эту беззаботность, эти мечты, но пути назад уже нет. Значит нужно ценить момент. Родители должны объяснять детям многие истины. Именно благодаря родителям человеком вырастает таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами.

Данная статья поможет написать сочинение на тему Золотая пора детства в произведении Л. Н. Толстого «Детство», 7 класс.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

Потеря близкого человека
. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.

Дурное влияние
. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться

К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.

Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании

Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.

Проблема выбора жизненного пути
. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Второстепенные персонажи

Юродивый Гриша

Пожилой человек со «странностями»

Его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся и подслушивают искренние и простые молитвы Гриши. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Детство»

для самых компанейских —

Главные герои Толстой «Детство»

для самых занятых —

Читательский дневник «Детство»

для самых крутых —

Читать «Детство» полностью

Тест по произведению

  1. /14

    Вопрос 1 из 14

Самые популярные материалы апреля для 7 класса:

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Характеристика Алёши

Характеристика Акулины Ивановны

Сочинение на тему «Природа и человек»

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

«Юшка» главные герои

Доброта и жестокость (Юшка)

Краткое содержание «Мещёрская сторона»

Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого

Краткое содержание «Беда»

Вариант 1

Золотая пора детства – это тема, которая затрагивается в произведении «Детство» Льва Толстого. В этом романе автор описывает свои воспоминания о детстве, которые связаны с природой, семьей и друзьями. В первой главе романа Толстой описывает свои воспоминания о лете, когда он был восемь лет. Он рассказывает о своих прогулках по лесу, о своих играх с друзьями и о своих размышлениях о жизни.

Во второй главе романа Толстой описывает свои воспоминания о зиме, когда он был девять лет. Он рассказывает о своих занятиях в школе, о своих играх на снегу и о своих размышлениях о Боге. Толстой описывает свои чувства и эмоции, которые он испытывал в детстве, и показывает, как они влияли на его жизнь в будущем.

В третьей главе романа Толстой описывает свои воспоминания о весне, когда он был десять лет. Он рассказывает о своих прогулках по полям, о своих играх с друзьями и о своих размышлениях о любви. Толстой показывает, как в детстве он начал понимать, что такое любовь и как она влияет на жизнь человека.

В четвертой главе романа Толстой описывает свои воспоминания о лете, когда он был одиннадцать лет. Он рассказывает о своих прогулках по реке, о своих играх с друзьями и о своих размышлениях о смерти. Толстой показывает, как в детстве он начал понимать, что такое смерть и как она влияет на жизнь человека.

В пятой главе романа Толстой описывает свои воспоминания о зиме, когда он был двенадцать лет. Он рассказывает о своих занятиях в школе, о своих играх на снегу и о своих размышлениях о жизни. Толстой показывает, как в детстве он начал понимать, что такое жизнь и как она влияет на жизнь человека.

Золотая пора детства в произведении Детство Толстого

Детство — это особый период жизни человека. Интересным фактом является то, что именно у человека как у биологического вида период детства очень долгий по сравнению с другими животными. Это позволяет родителям передать больше знаний и навыков своему потомству. Однако детство — это золотая пора в жизни каждого, так как в это время человек особенно сильно чувствителен к окружающему миру. Он получает впечатления, которые сохраняются на всю жизнь. Немудрено, что русские писатели часто обращались к этой теме в своих произведениях. Например, первая часть знаменитой трилогии Льва Толстого «Детство» повествует о ранних годах Николеньки Иртеньева.

Повесть во многом автобиографична. Николенька Иртеньев живет в богатой дворянской семье

Он окружен заботой и вниманием со стороны родителей, учителей и слуг. Мальчик предается невинным забавам и очень много гуляет

Ему, как и всякому ребенку, хочется казаться взрослым, поэтому малыш скрывает свои эмоции и подражает старшим. От этого он иногда выглядит неловко, но все это является важным звеном взросления и становления его личности.

От нехватки опыта его часто посещают противоречивые мысли. Один из его преподавателей пошутил над мальчиком, но Николенька не на шутку обиделся. Для него гувернер стал воплощением самого плохого, что есть в этом мире. Но затем учитель проявил ласку. Мальчик стал жалеть о своих прошлых чувствах. Он не мог понять, как только у него возникли такие дурные мысли о таком добром и светлом человеке.

Взаимоотношения с ровесниками накладывают отпечаток на его личность, влияют на его развитие. Он, как и каждый ребенок, пытался копировать повадки своего старшего брата. Потом он завязал дружбу с Сергеем Ивиным. Ему настолько понравился его характер, что Николенька хотел иметь такой же. А потом его душа стала подвластна более прекрасному и благородному чувству — любви к девочке Соне.

Каждое из этих событий меняло мальчика. После каждого переживания он был уже совсем другим, не тем, кем был раньше

Таким образом, Лев Толстой раскрывает проблему детства, поднимает его важность. Детские годы формируют личность человека

Они становятся прочным фундаментом его взрослой жизни.

Детство — это золотая пора, ведь оно никогда не повторяется. Взрослый человек не смотрит на мир так, как это делает ребенок. Он лишен той наивности, того любопытства, того упорства, которые есть у каждого ребенка.

Детство в творчестве Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, М. Горького

Для каждого человека детство – это самая радостная, самая светла пора в жизни. во всяком случае, именно таким оно должно быть, так как в детстве закладывается отношение человека к себе, к миру, формируется его характер.

Поэтому главными героями во многих произведениях русских писателей являются дети, их отношения с окружающими, их психология. В своей автобиографической повести «Детство» Л. Н. Толстой описывает жизнь Николеньки Иртеньева. На страницах произведения мальчик растет, взрослеет, получает первые жизненные уроки, любит и ненавидит. Он окружен заботой и любовью своих близких – маменьки, няни, гувернера. Под влиянием и чутки отношением близких главный герой повести растет добрым мальчиком, которому присуще чувство сострадания.

Жизнь Николеньки состоит из уроков в классе, игр с друзьями, общения с горячо любимой маменькой. Но мальчик растет, его жизнь меняется. Николенька уезжает в Москву, где заводит новых друзей. Мальчик разлучается с мамой, а позже ее теряет.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Куприна 450 руб.
  • Реферат «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Куприна 250 руб.
  • Контрольная работа «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Куприна 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В повести Толстого герой совершает ошибки, осознает их и пытается исправить, делает выводы. Например, он несправедлив к Карлу Ивановичу, добрейшему гувернеру, обижается на свою няню, Наталью Савишну, придумывает ужасный сон, где маменька умерла. Вместе со своими приятелями он издевается над слабым Иленькой Грапом, хоть это ему и очень не нравится

Важно то, что Николенька из каждого такого «недостойного» эпизода выносит свой урок, он понимает, где и когда он поступил неправильно и как следовало бы поступить

И. Бунин в своем рассказе «Цифры» тоже изображает свое детство как самый невинный, самый чистый период жизни. Герой рассказа маленький Женечка – это воплощение наивности, непосредственности, проказливости и шаловливости. Он безгранично любит своих родных, глубоко уважает приехавшего из Москвы дядю. Бунин подчеркивает, что ребенок зависит от взрослых и его очень легко унизить или обидеть. Однако самое страшное преступление заключается в том, что хоть маленький человек и незлобив, но причиненную ему боль он ожжет помнить всю свою жизнь.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Не забывает свое трудное детство, детские обиды и главный герой повести М. Горького. Алеша Пешков после смерти своего отцы многое перенес в доме деда. Он терпел несправедливость и побои, наблюдал за враждой своих дядьев, был вынужден голодать и побираться. И только любимая и любящая бабушка отогревала мальчика, дарила ему защиту, тепло и любовь.

Акулина Ивановна научила мальчика быть справедливым и добрым, любить людей. Именно она открыла Алешеньке Бога – не злого и сурового, как его представляли Каширины, а любящего, доброго, снисходительного. Бабушка открывала ему жизнь, объясняла все, что происходит вокруг – дома и за его пределами. Так было до самой ее смерти. После смерти бабушки, детство Алешеньки закончилось, и он пошел «в люди».

Таким образом, в произведениях Толстого, Бунина и Горького детство изображается как самая важная пора в жизни каждого человека. По мнению этих писателей именно в детстве происходит формирование характера и мировоззрения личности. Кроме этого, несмотря ни на что, детство является «золотой порой жизни», которая наполнена светом и радостью ежедневных открытий кристально чистой детской души.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Ключевые детали анализа повести «Детство»

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу — добрейшему человеку — возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть «диалектику души», которую в повести «Детство» стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд. Эти внутренние порывы и есть «диалектика души», и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести «Детство» такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым — надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.

Повесть «Детство» была написана Л. Н. Толстым на основе его собственных воспоминаний о детстве, с той лишь разницей, что мать автора умерла, когда ему не было и двух лет, а в повести, Николенька Иртеньев столкнулся с этой ужасной потерей, будучи уже десятилетним мальчиком. На мой взгляд, создавая такое произведение, автор всячески стремился продлить свое детство, остаться в нем подольше и окружить себя самыми близкими и любимыми людьми. Это одна из лучших и наиболее интересных повестей Толстого, где доброта и любовь занимают первостепенное место.

Главный герой произведения мальчик Коля, которому едва исполнилось десять. Он передает свои ощущения от общения со всеми окружающими людьми и природой. Детство в деревне ему кажется радужным и беззаботным. Спокойно и счастливо проходят его дни в окружении любящих родителей, старшего брата Володи, учителя Карла Иваныча и заботливой горничной Натальи Савишны . С первых глав автор посвящает читателя в тонкости дворянского быта. В семье Иртеньевых, кроме них проживают гувернеры и дворовые люди, помогающие им по хозяйству. Большую часть времени мальчики проводят с учителем Карлом Иванычем, доброта которого была безгранична.

В произведении описаны несколько событий, отчетливо повлиявших на становление характера главного героя. Автор показывает, как Николенька один раз обиделся на Карла Иваныча, а потом испытывал чувства неловкости и стыда за злость на этого добрейшей души человека. Второй раз такая же ситуация повторилась с нежной и любящей их старушкой-гувернанткой, которой довелось воспитать не одно поколение в этой семье. Наталья Савишна была нанята господами еще в молодости на должность няни для мамы мальчика – Натальи Николаевны . Поэтому ссора с ней для него особенно мучительна.

Там же в деревне главный герой познает свое первое разочарование в дружбе, первую влюбленность в соседскую девочку. Ради того, чтобы понравиться русоволосой Сонечке Валахиной, он хочет казаться старше, что выглядит довольно забавно со стороны. Несомненный герой Николеньки, Сережа Ивин, падает в его глазах, после того как прилюдно унижает мальчика из бедной семьи. Таким образом, все воспоминания, связанные с детством, так или иначе, повлияли на характер главного героя и становление его личности. С наступлением десятилетнего возраста, все барские дети по традиции, уезжали в столицу учиться в лицеях, пансионах или других учебных заведениях.

Не миновала эта участь и Николеньку. Отец увез их со старшим братом в Москву, надолго разлучив с матушкой и той душевной атмосферой, в которой они провели свое детство. Отныне они жили с бабушкой, их учили новые учителя, в гости приходили новые люди. Все в Москве было по-другому. Примерно через полгода мать Николеньки жестоко простудилась и умерла, а через год после ее смерти, ушла из жизни и Наталья Савишна. На такой грустной ноте заканчивается первая из повестей Л. Н. Толстого, вошедших в трилогию «Детство. Отрочество. Юность».

Золотая пора детства в произведении Л.Н Толстого Детство

Детство, безусловно, является золотой порой, поскольку это время всегда беззаботное и по-настоящему волшебное. Дети верят в чудеса, знают, что нужно делать добро и только тогда можно будет получить взамен подарок. Собственно о такой золотой поре и можно прочесть в произведении Толстого, которое называется «Детство».

Многие писатели очень часто пишут о детях. И не удивительно, ведь в это время у человека начинает формироваться его характер, а также то, как он в дальнейшем будет относиться к окружающим людям и природе. Таким образом, эта пора определяет саму судьбу человека. «Детство» считается автобиографической повестью. Здесь мы может прочесть о некоем Николеньке. Мы видим то, как он растет, чувства, которые он испытывает в период взросления. Здесь присутствует не только любовь, но и ненависть. Благодаря таким ощущениям он учится на своих ошибках.

На примере этого героя автор показывает читателю, настолько детство является милым, дорогим. Л.Н.Толстой это передает эти чувства с помощью поэтических страниц, которые можно встретить в интересном произведении. Но в то же время нужно понимать, что детство пролетает просто незаметно. И это очень печально. Ведь только в тот период, когда взрослеешь, начинаешь понимать, что не нужно стараться как можно быстрее повзрослеть. Необходимо наоборот, как можно дольше оставаться ребенком. Поскольку только в этот беззаботный период тебе не нужно решать проблемы, тебе прощают все и никогда на тебя не обижаются. В это время не нужно нести ответственность, а значит, что тебя абсолютно ничего не будет отягощать. Поэтому не следует спешить прощаться с детством.

Читая данное произведение, мы можем проследить то, какими могут складываться взаимоотношения между детьми и взрослыми. Так, главный герой повести – очень добрый мальчик, а это все благодаря тому, что его повсюду окружает любовь его мамы, няни и гувернера. Благодаря этим женщинам мальчик научился сострадать, если он видит, что птичка упала из гнездышка, то начинает плакать, поскольку ему его очень жаль. Детство Николеньки протекает так, как у многих ребят его возраста и в то же время он делает много ошибок, поэтому часто без видимой на то причины обижается на невинного гувернера, обижается и на свою няню. Хотя на это особой причины нет, он просто выдумывает страшный сон, будто его мама умерла и ее несут хоронить и собственно из-за этого у них и возникает конфликт. Поэтому у него не только дружеские отношения складываются со взрослыми, но бывают и обиды и недопонимания, а также разногласия.

Очень многое в формирование характера свое сына заложила его мать, которая очень его любила, однако когда Николенька повзрослел, то он отправился в Москву у него появились новые знакомые, которые также имели на него влияние. Кроме того, особенную роль в жизни мальчика сыграла и Наталья Савишна, которая была простой женщиной, но именно она ему рассказала об истинной доброте. Однако не только положительные качества были в его характере. Так, будучи уже взрослым он часто корит себя за фальшь и обман. Следует заметить, что все люди, с которыми общался главный герой, оставили отпечаток в формировании характера героя. Сюда следует отнести не только родных и близких, но и друзей, учителей, дворовых.

А вот общение с таким героем как Илька Грап, показали отрицательную сторону этого мира. Данный герой был из бедной семьи. Поэтому с него часто смеялись и даже издевались. Это касалось тех мальчиков, которые общались с Николенькой. Собственно главный герой произведения тоже участвовал в этом. Однако он чувствовал стыд за такие свои поступки.

Таким образом, следует заметить, что детство – это по истине светлая пора и воспоминания о нем необходимо беречь всегда

К тому же важно понимать, что в это период у ребенка формируется черты характера, по этой причине очень важны те люди, с которыми он общается. Если в самого начала в ребенка заложить добро, то он после будет его дарить другим

Детские годы

Николеньке исполнилось десять лет. Он был родом из богатой семьи, а детство своё провёл в деревенской усадьбе. С младенчества главный герой понимал, что он барский сын и достоин почитания и уважения. Мальчику были присущи надменность и высокомерие. Он ощущал чувство превосходства над своим педагогом, гувернёрами и нищими ровесниками.

Но жизнь в тепличных условиях не позволила Николеньке очерстветь. Мальчику было не чуждо чувство сострадания, душа его чувствительна и ранима. Он очень любил свою мать и был бесконечно привязан к ней. Отца главный герой не понимал и побаивался, да и тот мало интересовался жизнью сына.

Мальчик всегда откликался на беды, которые происходили в жизни близких ему людей. Он очень переживал, когда отец хотел уволить его учителя Карла Иваныча. Характеристика Николеньки Иртеньева позволяет составить описание основных черт его характера:

  • застенчивость;
  • совестливость;
  • мнительность;
  • высокомерие;
  • самоанализ.

Главный герой был мнительным человеком, его беспокоило, что о нём подумают люди. Он считал себя некрасивым и сильно переживал по этому поводу. Порой Николенька даже впадал в отчаяние и просил, чтобы Бог наделил его красотой:

Противоречивость личности героя можно увидеть в его поступках. Настроение Николеньки менялось со скоростью света. Обучение герой повести получал на дому, его наставником был немец. Мальчик испытывал к нему чувство жалости, но бывали моменты, когда он срывался и злился на педагога. После этого он быстро отходил, испытывал угрызения совести и раскаяние.

История создания

У Толстого был дневник, где он делился мечтами, размышлениями, нравственными поступками, которые приходилось совершать на протяжении жизни. Читатели помнят необычный образ Льва Николаевича, но таким он был далеко не всегда.

Пройдя длинный творческий путь, он предстал перед окружающими почтенным старцем, проповедующим безграничную любовь к Богу, жизнь в мире и согласии.

Представлен Николенька автобиографично, именно через него автор пытается ответить на вопросы, интересующие его на протяжении многих лет. Парнишка 10 лет является выходцем из аристократического рода. Будучи графом, он получил хорошее воспитание и в полной мере соответствует стандартам, предъявляемым светским обществом того времени.

Подрастающий мальчик описан в поиске жизненного смысла и душевного равновесия, одновременно с этим происходит его становление как личности. В характеристике Николеньки Иртеньева хорошо описан его богатый внутренний мир, который со временем кардинально изменился. Повествование в «Детстве» ведется от первого лица

Таким способом писатель демонстрирует важность обсуждаемых событий, которые происходили в его жизни.

Образ Николеньки Иртеньева

Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.

Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.

Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.

Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.

В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.

Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.

В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки — самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он — барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: