Содержание решебника
Часть 1
Язык и общение
Условные обозначения
§ 1. Язык и человек
§ 2. Общение устное и письменное
§ 3. Читаем учебник
§ 4. Слушаем на уроке
§ 5. Стили речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
§ 7. Орфограмма
§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
§ 11. Буквы и, у, а после шипящих
§ 12. Разделительные ъ и ь
§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
§ 14. Что мы знаем о тексте
§ 15. Части речи
§ 16. Глагол
§ 17. -Тся и -ться в глаголах
§18. Тема текста
§ 19. Личные окончания глаголов
§ 20. Имя существительное
§ 21. Имя прилагательное
§ 22. Местоимение
§ 23. Основная мысль текста
Контрольные вопросы и задания
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 24. Синтаксис
§ 25. Пунктуация
§ 26. Словосочетание
§ 27. Разбор словосочетания
§ 28. Предложение
§ 29. Виды предложений по цели высказывания
§ 30. Восклицательные предложения
§ 31. Члены предложения
§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее
§ 33. Сказуемое
§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения
§ 36. Второстепенные члены предложения
§ 37. Дополнение
§ 38. Определение
§ 39. Обстоятельство
§ 40. Предложения с однородными членами
§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 42. Предложения с обращениями
§ 43. Письмо
§ 44. Синтаксический разбор простого предложения
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения
§ 46. Простые и сложные предложения
§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения
§ 48. Прямая речь
§ 49. Диало́г
Повторение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
§ 50. Фонетика
§ 51. Гласные звуки
§ 52. Согласные звуки
§ 53. Изменение звуков в потоке речи
§ 54. Согласные твёрдые и мягкие
§ 55. Повествование
§ 56. Согласные звонкие и глухие
§ 57. Графика
§ 58. Алфави́т
§ 59. Описание предмета
§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я
§ 62. Орфоэпия
§ 63. Фонетический разбор слова
Повторение
Лексика. Культура речи
§ 64. Слово и его лексическое значение
§ 65. Однозначные и многозначные слова
§ 66. Прямое и переносное значение слов
§ 67. Омонимы
§ 68. Синонимы
§ 69. Антонимы
Повторение
Чать 2
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова
§ 71. Изменение и образование слов
§ 72. Окончание
§ 73. Основа слова
§ 74. Корень слова
§ 75. Рассуждение
§ 76. Суффикс
§ 77. Приставка
§ 78. Чередование звуков
§ 79. Беглые гласные
§ 80. Варианты морфем
§ 81. Морфемный разбор слова
§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках
§ 83. Буквы з и с на конце приставок
§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-
§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-
§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне
§ 87. Буквы и — ы после ц
Повторение
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
§ 88. Имя существительное как часть речи
§ 89. Доказательства в рассуждении
§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные
§ 92. Poд имён сущкствительных
§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
§ 95. Три склонения имён существительных
§ 96. Падеж имён существительных
§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
§ 98. Множественное число имён существительных
§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Повторение
§ 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи
§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
§ 103. Оnисание животного
§ 104. Прилагательные nолные и краткие
§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного
Повторение
Глагол
§ 106. Глагол как часть речи
§ 107. Не с глаголами
§ 108. Рассказ
§ 109. Неопределённая форма глагола
§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
§ 111. Виды глагола
§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
§ 114. Время глагола
§ 115. Прошедшее время
§ 116. Настоящее время
§ 117. Будущее время
§ 118. Сопряжение глаголов
§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
§ 120. Морофологический разбор глагола
§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
§ 122. Употребление времён
Повторение и систематизация изученного
§ 123. Разделы науки о языке
§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов
§ 125. Орфограммы в окончаниях слов
§ 126. Употребление букв ъ и ь
§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
Предлог
Вспомните!
Как пишутся предлоги с другими словами?
148 Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи помогала вам в этом?
Вернулся из (деревня), был на (прогулка), работает на (ферма), живёт в (город), сражаться в (воздух), бежит по (опушка), шёл по (улица), домик на (взморье), наклонился к (он), бросился к (я), прибавить к (пять), отнять от (шесть).
Возьмите на заметку! Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами. В своей речи мы часто пользуемся предлогами, без них не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять. |
149 1. Прочитайте шутливое стихотворение Ильи Сельвйнского. Запишите текст, вставляя вместо пропусков окончания имён существительных. Какова начальная форма слова (на) завалинк..? Что означает это слово?
ЧТО ПРАВИЛЬНО?
Гречка в печк.., |
Гречка в валенк.., |
2. Подсчитайте, сколько слов используется в данном тексте. Как же удалось автору создать целое стихотворение с таким небольшим количеством слов?
150 Умеете ли вы отличать предлоги от приставок? Проверьте себя. Для этого запишите тексты, раскрывая скобки.
1) Сапоги мои — скрип да скрип
(под) берёзою,
сапоги мои — скрип да скрип
(под) осиною.
И (под) каждой берёзой — гриб
(под)берёзовик,
и (под) каждой осиной — гриб
(под)осиновик!
(Н. Рубцов)
2) Солнце спряталось (за) бор,
Чьи глаза сверкают?
Кот (за) брался
на (за) бор —
(Перед) сном гуляет.
3) Тили-бом, тили-бом!
(За) горелся кошкин дом.
(По) какому (по́) воду
Кот (по) мчался (по́) воду?
(Я. Козловский)
стих Ольги Высоцкой просыпается-школа
Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!
После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!
А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!
После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!
А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!
После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!
А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
Существительное – школа,Просыпается – глагол.С прилагательным веселыйНовый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,Бьет числительное семь.За ученье, без сомненья,Приниматься надо всем.
Мы наречием отличноНа уроках дорожим.Соблюдаем мы привычноДисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,Их нам надо повторятьИ при этом не ленитьсяИ ни часу не терять!
После школы, как известно,Мы катаемся в санях.Здесь особенно уместныМеждометья ох и ах!
А потомУ теплой печиПовторяемЧасти речи!
КАКИЕ ЧАСТЫ РЕЧЫ НАЗВАНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ?
КАКИЕ ЕЩЁ ЧАСТИ РЕЧИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?
Существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное
Ответы к заданию Контрольные вопросы и задания на странице 60
Другие решебники 5 класс:
- Математика
- Русский язык
- История
1. Что вы знаете о тексте?Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Текст может быть разделён на абзацы. По тексту можно составить план.
Тексты бывают разных типов: описание, повествование, рассуждение.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
1. Корень слова. В нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
3. Приставка стоит перед корнем и служит для образования слов.
4. Суффикс стоит после корня и служит для образования слов.
3. Чем отличаются приставки от предлогов?Приставка — это часть слова, она пишется слитно (побежал).Предлог — самостоятельная часть речи, с другими словами он пишется раздельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово (по дороге).
4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные (объявление, инъекция).
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (ружьё, воробьи).
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять, изменив форму слова или подобрать однокоренное где проверяемая гласная была бы под ударением (вода — во́ды, грозы — гро́зы).
2. Парные звонкие/глухие согласные в корне нужно проверять, изменив слово или подбирая однокоренное, где после сомнительного согласного стоит гласный или согласный л, м, н, р (столб — столбы, мороз — морозный).
3. Непроизносимый согласный в корне слова нужно проверять, подобрав такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (местность — место, сердце — сердечный).
6. В каких словах после ж, ш пишется ю?Брошюра, жюри, парашют.
7. Какие части речи вы знаете?
1. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
2. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)
9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Мы знаем личные местоимения:
1-го лица: я, мы.
2-го лица: ты, вы.
3-го лица: он, она, оно, они.
Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).Бегаешь, мечтает, играем, работаете, ползут (слушают).Говоришь, кормит, готовим, посмотрите, стучат (блестят).
12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?
Мы познакомились с книжной речью.
К художественным относятся тексты, где автор красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д.
Мы пользуемся разговорной речью, когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке.
- ← предыдущее
- следующее →
О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах?
О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах.
Проверь себя и попробуй быть соавтором О.
Высотской : вставь на месте точек названия частей речи.
Весёлый Новый школьный день пришёл.
За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемФилипп Чернявский
Похожие презентации
1 Урок русского языка
3 Тема урока. Самостоятельные и служебные части речи.
4 Цель урока: знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи; уметь распознавать части речи.
5 Самостоятельные части речи Особая часть речи Междометие Служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол Причастие Деепричастие Наречие Местоимение Ох! Ах! Ух! Предлог Союз Частица
6 Самостоятельные части речи Особая часть Междометие Служебные части речи Имя существительное: человек, птица. Имя прилагательное: любимый, добрый смелый. Имя числительное: пять, семеро, три. Глагол: улыбаться, бежать, думать. Местоимение: ты, я, его, они, мне. Наречие: дружно, весело, сегодня, вчера. Ой! Эх! У! Предлог: от, к, до. Союз: а, но, и, да. Частица: не, ни. Проверьте себя!
7 Составьте и запишите предложения из данных слов. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.
8 Прочитайте получившийся текст. Надпишите названия частей речи над словами. Из каких частей речи состоят данные предложения?
9 В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Попробуйте составить предложения из данных слов
10 1. Можно задать вопрос. 1. Нельзя задать вопрос. 2. Являются членами предложения. 2. Не являются членами предложения. 3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения. Самостоятельные части речи Служебные части речи
11 Разбейте слова на группы красным – слова, обозначающие предмет; зелёным – слова, обозначающие действия предмета; синим – слова, обозначающие признак предмета; жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
12 Проверьте себя! светулисица бежатьзаучить рыжийна медведь жаритвкусныесинее пишет отнежный красивый додомик огородсмотрит
13 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Тест
15 Нарисовать карту государства «Части речи»; сочинить сказку(3-7 предложений) о самостоятельных и служебных частях речи. Домашнее задание
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732