Решебник по русскому языку 5 класс м.т. баранов, т.а. ладыженская фгос

§ 24. служебные части речи

Содержание решебника

Часть 1

Язык и общение

Условные обозначения

§ 1. Язык и человек

§ 2. Общение устное и письменное

§ 3. Читаем учебник

§ 4. Слушаем на уроке

§ 5. Стили речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем

§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание

§ 7. Орфограмма

§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова

§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

§ 11. Буквы и, у, а после шипящих

§ 12. Разделительные ъ и ь

§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами

§ 14. Что мы знаем о тексте

§ 15. Части речи

§ 16. Глагол

§ 17. -Тся и -ться в глаголах

§18. Тема текста

§ 19. Личные окончания глаголов

§ 20. Имя существительное

§ 21. Имя прилагательное

§ 22. Местоимение

§ 23. Основная мысль текста

Контрольные вопросы и задания

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 24. Синтаксис

§ 25. Пунктуация

§ 26. Словосочетание

§ 27. Разбор словосочетания

§ 28. Предложение

§ 29. Виды предложений по цели высказывания

§ 30. Восклицательные предложения

§ 31. Члены предложения

§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее

§ 33. Сказуемое

§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым

§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения

§ 36. Второстепенные члены предложения

§ 37. Дополнение

§ 38. Определение

§ 39. Обстоятельство

§ 40. Предложения с однородными членами

§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

§ 42. Предложения с обращениями

§ 43. Письмо

§ 44. Синтаксический разбор простого предложения

§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения

§ 46. Простые и сложные предложения

§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения

§ 48. Прямая речь

§ 49. Диало́г

Повторение

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

§ 50. Фонетика

§ 51. Гласные звуки

§ 52. Согласные звуки

§ 53. Изменение звуков в потоке речи

§ 54. Согласные твёрдые и мягкие

§ 55. Повествование

§ 56. Согласные звонкие и глухие

§ 57. Графика

§ 58. Алфави́т

§ 59. Описание предмета

§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я

§ 62. Орфоэпия

§ 63. Фонетический разбор слова

Повторение

Лексика. Культура речи

§ 64. Слово и его лексическое значение

§ 65. Однозначные и многозначные слова

§ 66. Прямое и переносное значение слов

§ 67. Омонимы

§ 68. Синонимы

§ 69. Антонимы

Повторение

Чать 2

Морфемика. Орфография. Культура речи

§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова

§ 71. Изменение и образование слов

§ 72. Окончание

§ 73. Основа слова

§ 74. Корень слова

§ 75. Рассуждение

§ 76. Суффикс

§ 77. Приставка

§ 78. Чередование звуков

§ 79. Беглые гласные

§ 80. Варианты морфем

§ 81. Морфемный разбор слова

§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках

§ 83. Буквы з и с на конце приставок

§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-

§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-

§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне

§ 87. Буквы и — ы после ц

Повторение

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

§ 88. Имя существительное как часть речи

§ 89. Доказательства в рассуждении

§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные

§ 92. Poд имён сущкствительных

§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

§ 95. Три склонения имён существительных

§ 96. Падеж имён существительных

§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

§ 98. Множественное число имён существительных

§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Повторение

§ 100. Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

§ 101. Имя прилагательное как часть речи

§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных

§ 103. Оnисание животного

§ 104. Прилагательные nолные и краткие

§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного

Повторение

Глагол

§ 106. Глагол как часть речи

§ 107. Не с глаголами

§ 108. Рассказ

§ 109. Неопределённая форма глагола

§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах

§ 111. Виды глагола

§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием

§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)

§ 114. Время глагола

§ 115. Прошедшее время

§ 116. Настоящее время

§ 117. Будущее время

§ 118. Сопряжение глаголов

§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

§ 120. Морофологический разбор глагола

§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

§ 122. Употребление времён

Повторение и систематизация изученного

§ 123. Разделы науки о языке

§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов

§ 125. Орфограммы в окончаниях слов

§ 126. Употребление букв ъ и ь

§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

Предлог

Вспомните!

Как пишутся предлоги с другими словами?

148 Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи помогала вам в этом?

Вернулся из (деревня), был на (прогулка), работает на (ферма), живёт в (город), сражаться в (воздух), бежит по (опушка), шёл по (улица), домик на (взморье), наклонился к (он), бросился к (я), прибавить к (пять), отнять от (шесть).

Возьмите на заметку!

Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами.

В своей речи мы часто пользуемся предлогами, без них не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять.

149 1. Прочитайте шутливое стихотворение Ильи Сельвйнского. Запишите текст, вставляя вместо пропусков окончания имён существительных. Какова начальная форма слова (на) завалинк..? Что означает это слово?

              ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в печк..,
Валенки на завалинк..?
Валенки в печк..,
На завалинк.. гречка?

Гречка в валенк..,
Печка на завалинк..?
Валенки в гречк..,
Завалинка в печк..?

2. Подсчитайте, сколько слов используется в данном тексте. Как же удалось автору создать целое стихотворение с таким небольшим количеством слов?

150 Умеете ли вы отличать предлоги от приставок? Проверьте себя. Для этого запишите тексты, раскрывая скобки.

1) Сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) берёзою,
сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) осиною.
И (под) каждой берёзой — гриб
                    (под)берёзовик,
и (под) каждой осиной — гриб
                    (под)осиновик!

                    (Н. Рубцов)

2) Солнце спряталось (за) бор,
Чьи глаза сверкают?
Кот (за) брался
                    на (за) бор —
(Перед) сном гуляет.

3) Тили-бом, тили-бом!
(За) горелся кошкин дом.
(По) какому (по́) воду
Кот (по) мчался (по́) воду?

                   (Я. Козловский)

стих Ольги Высоцкой просыпается-школа

Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!

После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!

А потом У теплой печи Повторяем Части речи!

Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!

После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!

А потом У теплой печи Повторяем Части речи!

Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять!

После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах!

А потом У теплой печи Повторяем Части речи!

Существительное – школа,Просыпается – глагол.С прилагательным веселыйНовый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,Бьет числительное семь.За ученье, без сомненья,Приниматься надо всем.

Мы наречием отличноНа уроках дорожим.Соблюдаем мы привычноДисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,Их нам надо повторятьИ при этом не ленитьсяИ ни часу не терять!

После школы, как известно,Мы катаемся в санях.Здесь особенно уместныМеждометья ох и ах!

А потомУ теплой печиПовторяемЧасти речи!

КАКИЕ ЧАСТЫ РЕЧЫ НАЗВАНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ?

КАКИЕ ЕЩЁ ЧАСТИ РЕЧИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?

Существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное

Ответы к заданию Контрольные вопросы и задания на странице 60

Другие решебники 5 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • История

1. Что вы знаете о тексте?Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Текст может быть разделён на абзацы. По тексту можно составить план.
Тексты бывают разных типов: описание, повествование, рассуждение.

2. Какие значимые части могут быть в слове?
1. Корень слова. В нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
3. Приставка стоит перед корнем и служит для образования слов.
4. Суффикс стоит после корня и служит для образования слов.

3. Чем отличаются приставки от предлогов?Приставка — это часть слова, она пишется слитно (побежал).Предлог — самостоятельная часть речи, с другими словами он пишется раздельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово (по дороге).

4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные (объявление, инъекция).
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (ружьё, воробьи).

5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять, изменив форму слова или подобрать однокоренное где проверяемая гласная была бы под ударением (вода — во́ды, грозы — гро́зы).
2. Парные звонкие/глухие согласные в корне нужно проверять, изменив слово или подбирая однокоренное, где после сомнительного согласного стоит гласный или согласный л, м, н, р (столб — столбы, мороз — морозный).
3. Непроизносимый согласный в корне слова нужно проверять, подобрав такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (местность — место, сердце — сердечный).

6. В каких словах после ж, ш пишется ю?Брошюра, жюри, парашют.

7. Какие части речи вы знаете?
1. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
2. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)

9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Мы знаем личные местоимения:
1-го лица: я, мы.
2-го лица: ты, вы.
3-го лица: он, она, оно, они.
Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).Бегаешь, мечтает, играем, работаете, ползут (слушают).Говоришь, кормит, готовим, посмотрите, стучат (блестят).

12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?
Мы познакомились с книжной речью.
К художественным относятся тексты, где автор красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д.
Мы пользуемся разговорной речью, когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке.

  • ← предыдущее
  • следующее →

О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах?

О языке создано много стихов, причём даже о разных его сторонах.

Проверь себя и попробуй быть соавтором О.

Высотской : вставь на месте точек названия частей речи.

Весёлый Новый школьный день пришёл.

За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем.

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемФилипп Чернявский

Похожие презентации

1 Урок русского языка

3 Тема урока. Самостоятельные и служебные части речи.

4 Цель урока: знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи; уметь распознавать части речи.

5 Самостоятельные части речи Особая часть речи Междометие Служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол Причастие Деепричастие Наречие Местоимение Ох! Ах! Ух! Предлог Союз Частица

6 Самостоятельные части речи Особая часть Междометие Служебные части речи Имя существительное: человек, птица. Имя прилагательное: любимый, добрый смелый. Имя числительное: пять, семеро, три. Глагол: улыбаться, бежать, думать. Местоимение: ты, я, его, они, мне. Наречие: дружно, весело, сегодня, вчера. Ой! Эх! У! Предлог: от, к, до. Союз: а, но, и, да. Частица: не, ни. Проверьте себя!

7 Составьте и запишите предложения из данных слов. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

8 Прочитайте получившийся текст. Надпишите названия частей речи над словами. Из каких частей речи состоят данные предложения?

9 В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Попробуйте составить предложения из данных слов

10 1. Можно задать вопрос. 1. Нельзя задать вопрос. 2. Являются членами предложения. 2. Не являются членами предложения. 3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения. Самостоятельные части речи Служебные части речи

11 Разбейте слова на группы красным – слова, обозначающие предмет; зелёным – слова, обозначающие действия предмета; синим – слова, обозначающие признак предмета; жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

12 Проверьте себя! светулисица бежатьзаучить рыжийна медведь жаритвкусныесинее пишет отнежный красивый додомик огородсмотрит

13 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Тест

15 Нарисовать карту государства «Части речи»; сочинить сказку(3-7 предложений) о самостоятельных и служебных частях речи. Домашнее задание

Упражнение:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: