Упражнение 183 — гдз русский язык 5 класс. ладыженская, баранов. учебник часть 1

Русский язык 5 класс — авторы баранов м.т., ладыженская т.а., тростенцова л.а.

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

ГДЗ Русский язык — 5 класс — Т. А. Ладыженская 2016

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи178

  Расскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?

  2. В чём особенность восклицательных предложений?

  3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

  4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?

Ответ 1

1. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Я вымыл пол. Ты вымыл пол? Вымой пол, пожалуйста.

2. Восклицательные предложения выражают сильные чувства и произносятся с усиленной интонацией. В конце таких предложений ставится восклицательный знак. Как хорошо!

3. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенными и нераспространенными. Настала осень. Настала прохладная осень.

4. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, в зависимости от интонации. Пойдем сегодня в лес? Прекрасен осенний лес! Мы гуляли в лесу.

Ответ 2

  Ответы на вопросы я буду строить в научном стиле.

  1) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Я делаю уроки. Ты сделал уроки? Сделай уроки, пожалуйста.

Примеры:

Сестра испекла вкусный хлеб на завтрак для всей семьи, (повествовательное)

Почему мы пришли именно в это кафе? (вопросительное)

Давай уже решим эту проблему с протечкой воды из крана! (побудительное)

2) Восклицательные предложения выражают сильные чувства и произносятся с усиленной интонацией. В конце таких предложений ставится восклицательный знак.

Примеры:

Как прекрасно!

Какой милый щеночек!

Кок хорошо летом на речке!

  Какой вкусный суп!

  3) По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенными и нераспространенными. Начался урок. Начался урок русскою языка.

  Примеры:

  Медведь проснулся. Рассвело. (нераспространённое)

Мама купила в магазине вкусный торт. Всем раздали шарики, (распространённое)

  4) В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, в зависимости от интонации. Ты будешь делать уроки? Делай уроки! Я сделал уроки.

Примеры:

  Прошло время….

  Как далеко добираться до вокзала?

Поехали кататься!

Ответ 3

1. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Я вымыл пол. Ты вымыл пол? Вымой пол, пожалуйста.

2. Восклицательные предложения выражают сильные чувства и произносятся с усиленной интонацией. В конце таких предложений ставится восклицательный знак. Как хорошо!

3. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенными и нераспространенными. Настала осень. Настала прохладная осень.

4. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, в зависимости от интонации. Пойдем сегодня в лес? Прекрасен осенний лес! Мы гуляли в лесу.

ПредыдущаяСледующая

Мои летние радости (сочинение)

Лето – это самая прекрасная пора на планете. Земля согрета солнцем. Цветут сады и цветы. Деревья все покрыты зелеными листиками. На улице поют птички, трудятся насекомые. Летом совсем не хочется сидеть дома. Погода манит тебя на улицу, где можно провести весело целый день.

Я люблю гулять на улице со своими друзьями. Мы играем в прядки, в казаки – разбойники и футбол. Любим бадминтон и настольный теннис. Солнышко согревает нас своими лучами, поэтому мы все загорелые.

Я люблю лето за летние радости. Можно есть много фруктов и овощей. Я очень люблю клубнику, малину, яблоки и абрикосы. Мне нравится аромат алычи и сочность дыни, а арбуз – это не просто ягода, а очень вкусное лекарство.

Еще мне нравятся такие летние радости, как купание в речке и в море. Море всегда соленое и бескрайнее. На речке поют птички, и приятно шелестит листва растущих рядом деревьев. Нам нравится с друзьями ходить загорать на пляж. Там мы всегда активно проводим время. Мы берем с собой мяч и играем в волейбол.

Летом приятно почитать книжку на улице, находясь в прохладе. Школьная программа одолевается быстрее и охотнее. Еще мне всегда в радость ходить на рыбалку. Сидишь ранним утром с удочкой, и ждешь, пока рыбка поймается тебе на крючок. Бабушка всегда вкусно готовит пойманную рыбу. Она может сварить из нее уху или очень вкусно пожарить.

Летом можно трудиться на огороде прорывая сорняки, или собирая урожай. Мне нравиться наблюдать за тем, как растут овощи и фрукты. Еще я люблю поливать огород.

Мне всегда хочется, чтобы лето не кончалось. Ведь лето это много радости и счастья. Лето – это веселая пора. Каждым летом я учусь чему – нибудь новому. С каждым летом я становлюсь все взрослее. Теперь я понимаю, что летних радостей становиться все больше, поэтому я стараюсь наслаждаться каждым солнечным летним днем.

Другие сочинения о лете

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 198 с. 90

198. Расскажите о главных и второстепенных членах по плану.

1. Какие члены предложения являются главными? 2. На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член? 3. Как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Приведите примеры. 4. Как вы думаете, почему дополнение получило такое название? Свою мысль докажите примерами.

1. Какие члены предложения являются главными?

Подлежащее — главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое — главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков(какой) предмет? что такое предмет? кто такой?

2. На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем?

3. Как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Приведите примеры.

Обстоятельства говорит о месте, времени, способе действия, то есть о том, когда, где, при каких обстоятельствах действие совершилось.

Уж месяц на небе потух.

4. Как вы думаете, почему дополнение получило такое название? Свою мысль докажите примерами.

Дополнение дополняет (добавляет, поясняет, уточняет) другие члены предложения.

Серёжа читает (кого? что?) книгу. Серёжа читает (кого? что?) книгу (о чём?) о животных. Серёжа читает (кого? что?) книгу (о чём?) о животных (кому?) сестре.

Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях действие, выраженное сказуемым, невозможно соотнести с определённым субъектом.

Глагол «аукают» имеет форму 3 лица множественного числа настоящего времени. По этой форме сказуемого невозможно указать действующее лицо, как например в определённо-личных предложениях.

Определение

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен формами глаголов 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени или формой множественного числа прошедшего времени,  а также условного наклонения.

В этих односоставных предложениях деятель есть, но он не назван и не определён, так как это неважно. Логический акцент делается на само действие, а не на его производителя

Действие производится неопределёнными или необозначенными лицами, которые можно условно обозначить словами «они», «какие-то люди».

Определённо-личные предложения

Рассмотрим грамматические особенности определённо-личных предложений. В определённо-личных предложениях сказуемое выражает действие, которое можно соотнести с определённым, но не названным лицом:

Глагол «выхожу» имеет грамматическую форму 1 лица настоящего времени изъявительного наклонения, на что указывает личное окончание -у. Эта форма сказуемого прозрачно намекает на субъект действия, который можно обозначить личным местоимением:

Понаблюдаем, какими формами глаголов выражается сказуемое в определённо-личных предложениях:

Определение

Определённо-личные предложения — это односоставные предложения, главный член которых выражен глаголами 1 или 2 лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения.

Назывные предложения

В назывных предложениях сообщается о существовании предмета, явления, состояния в настоящем бытии или вне времени.

Такие предложения служат для констатации факта существования объективной реальности здесь и сейчас.

Определение

Назывное предложение — это односоставное предложение, главный член которого выражен именем существительным в форме именительного падежа или количественно-именным сочетанием с числительным.

В назывном предложении главный член могут определять имена прилагательные, местоимения, причастия и пр. В этой роли используются согласованные, несогласованные и обособленные определения. Назывное предложение становится распространенным.

Кроме определений, в односоставном назывном предложении могут быть различные частицы (указательные, усилительные, ограничительные).

Важно!
В назывном предложении не может быть второстепенных членов предложения, принадлежащих к группе сказуемого, — дополнения или обстоятельства.

Если такой второстепенный член имеется в составе предложения, то это уже не назывное, а неполное двусоставное предложение.

Сравним:

Обстоятельство «в небе» указывает на подразумеваемое сказуемое в двусоставном предложении:

Отличаем назывное предложение от именительного темы (именительного представления).

Именительный темы — это самостоятельное существительное в форме именительного падежа, которое представляет, обозначает тему разговора, размышления или описания.

Часть 1. Упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

Таблица

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица наст. или будущего времени, повелит. наклонения (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, у которых лицо не определяется). Смотрю с грустью на голые деревья.Позвони мне! Я смотрю с грустью на голые деревья.Ты позвони мне!
1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени; в форме множественного числа прошедшего времени или условного наклонения.

Играют на гармошке.
Нас запомнят надолго.Назвали моё имя.

Кто-то играет на гармошке.
Они нас запомнят надолго.Кто-то назвал моё имя.
1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По структуре совпадают с определённо-личными или неопределённо-личными пр. Имеют два основных значения:

а) действие может быть отнесено к любому лицу (глагол в форме 2 лица ед. ч. или 3 лица мн. числа);

б) действие говорящего является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть о 1-м лице).

На деньги ума не купишь (по форме определённо-личное).Лежачего не бьют (по форме  неопределённо-личное).

Из песни слов не выкинешь.

Расскажешь всё как есть, и на душе станет легче.

Любой (всякий) на деньги ума не купит.Все лежащего не бьют.Любой (всякий) лежачего не бьёт.
Из песни каждый слов не выкинет.
Я расскажу всё как есть, и на душе станет легче.
1.4. Безличное предложение
1) безличный глагол-сказуемое  или личный глагол в безличной форме (совпадает с формой 3 лица единственного числа настоящего или прошедшего времени среднего рода). а) Смеркается.  Рассвело. Мне не везет.
б) Колет в боку.
в) Ему (дат. падеж) не спится.
г) Штормом (твор. падеж) залило набережную.

а) нет соотносительных конструкций;
б) Что-то колет в боку.
в) Он не спит.
г) Шторм залил волной набережную.

2) Составное именное сказуемое с именной частью – словом категории состояния (предикативным наречием).

а) На улице свежо после дождя.
б) Детям жарко.
в) Ей тоскливо здесь.

а), б) нет соотносительных конструкций;
в) Она тоскует здесь.

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого модальный глагол или наречие.

а) Мне не хочется прощаться с вами.
б) Мне надо уехать отсюда.

а) Я не хочу прощаться с вами.
б) Я должен уехать отсюда.
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа среднего рода. Заперто.Хорошо написано, Алексей.
В доме натоплено.
Дверь заперта.
Алексей хорошо написал.
В доме кто-то натопил печь.
5) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). Нет никаких воспоминаний.Не было счастья.Не хватило средств.
6) Сказуемое «нет» или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). В лесу нет ни гриба.
На море нет ни волны.На лицах нет ни радости, ни улыбок. 
У меня нет ни гроша за душой.
В лесу не выросли грибы.Море не волнуется.Мы не радуемся и не улыбаемся.Я ничего не имею.
1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое – независимый инфинитив. Всем сидеть!Быть счастью!Пойти бы в отпуск!Чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть. Все сидите.Будем счастливы!Я пошёл бы в отпуск.Чтобы ты мог узнать человека, ты должен пуд соли с ним съесть.
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть группы сказуемого — обстоятельства или дополнения). Яркое солнце.Летняя ночь. Звёзды. Обычно нет соотносительных конструкций.

Безличные предложения

В безличных односоставных предложениях деятеля нет и не может быть. Действие происходит в полной изоляции от действующего лица, существование которого даже не предполагается. Сказуемое в безличном предложении не может сочетаться с существительным в форме именительного падежа.

Эти предложения выражают физическое и психическое состояние человека, явления природы, процесс, действие неведомой стихии, модальные отношения (возможность, желательность, необходимость и пр.), отсутствие чего-либо независимо от воли людей и пр.

Определение

Безличное предложение — это односоставное предложение, в котором сказуемое называет действие или состояние, совершающееся само по себе.

В безличном предложении сказуемое выражается:

1. безличными глаголами

2. личным глаголом в безличном употреблении

3. кратким страдательные причастием прошедшего времени в форме единственного числа среднего рода

4. инфинитивом и сочетанием его со вспомогательными компонентами

5. словом категории состояния либо сочетанием его с инфинитивом

6. отрицательным словом или отрицательной конструкцией с сочетании с формой родительного падежа существительного (местоимения)

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 183 с. 89

183. Р асскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?

1. Какие бывают предложения по цели высказывания?

2. В чём особенность восклицательных предложений?

3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?

1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых:

2. Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.

В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

3. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

4. Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

Что такое односоставные предложения?

В русском языке в соответствии с наличием главных членов, входящих в грамматическую основу, различают двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения получили такое название, так как имеют два состава:

  • состав подлежащего (подлежащее и определения);
  • состав сказуемого (сказуемое и дополнение, обстоятельство)

Двусоставное предложение характеризуется наличием грамматической основы в виде подлежащего и сказуемого, которые поясняются указанными второстепенными членами предложения.

В некоторых предложениях грамматическая основа выражается только одним главным членом предложения: либо сказуемым, либо подлежащим. Такие предложения называют односоставными.

Определение
Односоставное предложение — это предложение, грамматическая основа которого содержит один главный член (сказуемое или подлежащее).

Эти односоставные предложения являются полными по своему составу. Для понимания смысла сказанного они не нуждаются во втором главном члене предложения. В их грамматической основе словесно представлен только один главный член, выступающий в абсолютно независимой позиции в качестве предикативного центра предложения.

В русской грамматике существует несколько типов односоставных предложений. В зависимости от того, словом какой части речи выражен главный член грамматической основы, различают типы односоставных предложений:

1. глагольные

  • определённо-личные предложения;
  • неопределённо-личные предложения;
  • обобщённо-личные предложения;
  • безличные предложения;

2. именные

назывные предложения (номинативные).

Чтобы различать типы односоставных предложений, необходимо знать, какой грамматической формой слова выражается главный член предложения.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения не сообщают о конкретных действиях, а представляют собой общие суждения, которые можно применить к любому лицу. Эти односоставные предложения выражают назидания, нравоучения, прописные истины в виде поговорок и пословиц или являются афоризмами.

Главный член предложения обозначен

  • глаголом 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения;
  • глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.

В таких предложениях деятель есть, но он имеет обобщённый характер.  Его можно соотнести со словами «каждый», «любой», «все люди».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: