Вольфганг амадей моцарт

Литература[]

Русскоязычная литература

Аберт Г. В. А. Моцарт / пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1990. — Т. 1—4. — ISBN 5-7140-0054-4. (см. ISBN )

Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество = Mozart. Sein Character. Sein Werk / научн. ред. перевода Е. С. Чёрная. — М.: Музыка, 1977. — 455 с. — 12 000 экз. (см. ISBN )

Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. — 624 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89817-261-9. (см. ISBN )

Чёрная Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1966. — 376 с. — 55 000 экз. (см. ISBN )

Чёрная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр / общая редакция Б. В. Левика. — М.: Музыка, 1963. — 436 с. — 4300 экз. (см. ISBN )

Вольфганг Амадей Моцарт. Письма = Wolfgang Amadeus Mozart. Briefe / составление, введение и редакция переводов — А. Розинкина. — М.: Аграф, 2000. — 448 с. — (Волшебная флейта. Исповедь звезды). — 2000 экз. — ISBN 5-7784-0120-5. (см. ISBN )

Акопян Л. О. Моцарт. Путеводитель. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. — 240 с. — (Легенды и бренды классической музыки). — 3000 экз. — ISBN 5-89817-154-1. (см. ISBN )

Брион М. Моцарт = Mozart. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 213 с. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03052-7. (см. ISBN )

Англоязычная литература

The Cambridge Mozart Encyclopedia / edited by C. Eisen and S. P. Keefe. — N. Y.: Cambridge University Press, 2006. — 662 p. — ISBN 978-0-521-85659-1. (см. ISBN )

The Cambridge Companion to Mozart / edited by Simon P. Keefe. — N. Y.: Cambridge University Press, 2003. — 292 p. — (The Cambridge Companion to). — ISBN 978-0-521-80734-0. (см. ISBN )

The letters of Mozart and his family / chronologically arranged, translated and edited with an introduction, notes and indices by Emily Anderson. — L.: Macmillan and co. Ltd, 1938. — Vol. 1, 3. (см. ISBN )

Stafford W. The Mozart Myths: A Critical Reassessment. — Stanford: Stanford University Press, 1991. — 300 p. — ISBN 978-0-8047-2222-3. (см. ISBN )

Nettl P. Mozart and masonry. — N. Y.: Philosohical library, 1957. — 150 p. (см. ISBN )

Rushton J. Mozart / edited by S. Sadie. — N. Y.: Oxford University Press, Inc., 2006. — 327 p. — (The master musicians). — ISBN 978-019-518264-4. (см. ISBN )

Leeson D. N. Opus Ultimum: the story of the Mozart Requiem. — 2nd edition. — N. Y.: Algora Publishing, 2004. — 175 p. — ISBN 0-87586-329-9. (см. ISBN )

Sadie S. Mozart: the early years (1756—1781) / foreword by N. Zaslaw. — 1st ed.. — N. Y.: W. W. Norton & Company, Inc., 2006. — 644 p. — ISBN 0-393-06112-4. (см. ISBN )

Solomon M. Mozart: A Life. — 1st ed. — HarperCollins Publishers, 1995. — P. 640. — ISBN 0-06-088344-8. (см. ISBN )

Angermüller R. Wolfgang Amadeus Mozart, Leben und Werk: Biographien, Briefe und Zeitdokumente auf 36.000 Seiten; mit aktuellem Köchelverzeichnis.. — Berlin: Directmedia Publishing, 2007. — ISBN 978-3-86640-708-4. (см. ISBN )

Braunbehrens V. Mozart in Vienna, 1781—1791 = Mozart in Wien. — N. Y.: Grove Weidenfeld, 1990. — ISBN 978-0802110091. (см. ISBN )

Статьи

    1. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 1 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 14.
    2. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 2 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 15.
    3. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 3 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 16.
    4. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 4 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 17.
    5. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 5 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 18.
    6. Кушнер Б. В защиту Антонио Сальери, часть 6 // Вестник : статья. — Балтимор: 1999. — № 19.
  • Чигарёва Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени : веб-публикация фрагментов диссертации. — М.: 2000.
  • Штейнпресс Б. С. Моцарт В. А. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: 1976. — Т. 3. — С. 699—712.
  • Штейнпресс Б. С. Последние страницы биографии Моцарта // Штейнпресс Б. С. Очерки и этюды. — М.: 1979. — С. 41—89.
  • Henze-Döhring S. Mozart, Wolfgang Amadeus // Neue Deutsche Biographie. — 1997. — Т. 18. — С. 240—246.
  • Meinardus L. // Allgemeine Deutsche Biographie. — 1885. — Т. 22. — С. 422—436.
  • Lorenz M. Mozart’s Apartment on the Alsergrund (англ.). Michael Lorenz: Musicological Trifles and Biographical Paralipomena (7 August 2009). Проверено 15 августа 2015. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2015.
  • Lorenz M. Mozart and the Myth of Reusable Coffins (англ.). Michael Lorenz: Musicological Trifles and Biographical Paralipomena (1 July 2013). Проверено 15 августа 2015. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2015.
  • Lorenz M. Joseph Lange’s Mozart Portrait (англ.). Michael Lorenz: Musicological Trifles and Biographical Paralipomena (12 September 2012). Проверено 15 августа 2015. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2015.

Хронологическая таблица жизни и творчества Моцарта

1756. 27 января родился Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времен, знаменитый венский классик и просто гений.

1760. Мальчик начал учиться игре на фортепиано под руководством отца.

1761-1762. Написаны первые произведения, после чего семья Моцартов отправилась в концертные туры – Мюнхен, Вена.

1763. Знаменательный год, в котором 9 июня начался большой тур Вольфганга, Марии Анны, и их отца по Европе (до 29 ноября 1766 г.), во время которого 1 января 1764 г. состоялось выступление в Версале.

1767. Звучат первые, но достаточно зрелые сценические произведения в Зальцбурге.

1769. Вольфганг и его отец едут в Италию. Здесь, в Милане впервые исполнена опера «Митридат, царь Понтийский».

1771. Во время второй поездки в Италию в Милане впервые прозвучала опера «Асканий в Альбе».

1772 г. Композитор возвращается в Зальцбург, где его назначают аккомпаниатором при дворе. В этот раз назначают жалованье. Впервые в этом городе звучит «Святой Сципион». 1773-75. Турне Вена-Мюнхен-Зальцбург. Первые постановки «Воображаемого садовника», «Короля пастухов».

1776. Звучит «Серенада Хафнер» в Зальцбурге.

1777. В августе этого года композитор увольняется со службы и едет с матерью за границу. Остановившись в Мангейме, он без памяти влюбился Алоизию Вебер, но она не ответила взаимностью, и браком эти отношения не закончились.

1778. 3 июля Моцарт потерял близкого человека – маму.

1779. Не найдя достойной работы в Париже, вернулся на службу к архиепископу в качестве органиста.

1781. Моцарт прибыл в Вену и здесь остался надолго. К сожалению, снова разорвал отношения с архиепископом и уволился. Впервые прозвучала опера «Идоменей, царь Критский».

1782. Знаменательный год для Вольфганга – он женился на сестре Алоизии Вебер (которая отказалась от его любви) – Констанции. Незадолго до женитьбы поставлена опера «Похищение из Сераля» в Вене. В первые годы композитор получил известность и популярность. Однако в последующие годы дела Вольфганга шли не лучшим образом.

1783. У пары родился первенец. Оставив ребенка на попечение няни, композитор приехал в гости к отцу в Зальцбург, где его с супругой приняли довольно прохладно, так как отец относился враждебно к Констанции. По возвращении супругов ждал удар – их младенец скончался.

1786. Лоренцо да Понте написал либретто к опере «Свадьба Фигаро», первая постановка которой состоялась в Вене. Многие думали, что это лучшая опера Моцарта. Но писалась она в ужасных условиях – болезнь жены и нищета композитора.

1787. Год, насыщенный событиями (значительными и грустными). Опубликована новая версия «Свадьбы Фигаро». Смерть отца выбила композитора из колеи, так именно отец развил талант Вольфганга. Состоялась знаменательная встреча Бетховена и Моцарта. А в Праге впервые прозвучала опера «Дон Жуан». Кроме того, Моцарт был назначен придворным камерным музыкантом.

1789. Путешествие в Германию.

1790. Положение Композитора стало просто невыносимым. Отправляя Констанцию на лечение, он старался как можно больше заработать, чтобы оплатить его. Но денег постоянно не хватало.

1791. Проходит благотворительный концерт в Вене. Исполнение одной из последних симфоний (соль минор?). В мае Моцарт был назначен заместителем дирижера собора (но без зарплаты). Зато должность дала ему привилегию стать дирижером после смерти, Леопольда Хоффмана (который был в тот момент тяжело болен). Однако Хоффман пережил Вольфгама.

В театре Вейднера впервые исполнили «Волшебную флейту». Последнее выступление Моцарта в масонской ложе. В этом году композитор пережил беспрецедентный творческий рост. Симфония № 40 вышла из-под пера, а незадолго до смерти – незаконченный Реквием. Моцарт очень ослабел, руки и ноги опухли, постоянные приступы рвоты обезвоживали организм, и довели несчастного композитора до изнеможения.

1791. Вольфганг умер 5 декабря 1791 года. Официальная причина смерти – ревматическая воспалительная лихорадка. Но до сих пор многие считают, что в его смерти виноват завистливый композитор Антонио Сальери. Однако доказательств этой версии нет.

Симфония № 40 В. А. Моцарта

Симфонии Моцарта создавались с 1764 по 1788 г. Три последние стали наивысшим достижением этого жанра. Всего Вольфганг написал более 50 симфоний. Но по нумерации отечественного музыковедения последней считается 41-я симфония («Юпитер»).

Лучшие симфонии Моцарта (№ 39-41) являются уникальными творениями, которые не поддаются установленной в то время типизации. В каждой из них содержится принципиально новая художественная идея.

Симфония № 40 является самым популярным произведением этого жанра. Первая часть начинается взволнованной мелодией скрипок вопросо-ответной структуры. Главная партия напоминает арию Керубино из оперы «Свадьба Фигаро». Побочная партия лирична и меланхолична, составляет контраст главной. Разработка начинается небольшой мелодией фаготов. Возникают мрачные и скорбные интонации. Начинается драматическое действие. Реприза усиливает напряжение.

Во второй части преобладает спокойно-созерцательное настроение. Здесь также используется сонатная форма. Главную тему исполняют альты, затем ее подхватывают скрипки. Вторая тема словно «порхает».

Третья — спокойная, нежная и певучая. Разработка возвращает нас к взволнованному настроению, появляется тревога. Реприза — это снова светлая задумчивость. Третья часть — менуэт с чертами марша, однако в размере три четверти. Главная тема — мужественная и решительная. Она проводится скрипками и флейтой. В трио возникают прозрачные пасторальные звучания.

Стремительный финал продолжает драматическое развитие, достигая наивысшей точки — кульминации. Тревога и волнение присущи всем разделам четвертой части. И только последние такты вносят небольшое утверждение.

В. А. Моцарт был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Его превосходные произведения заняли свое место в истории музыкального искусства.

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Достижения

Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, безусловно, оставил нам огромное наследие своих музыкальных произведений. Его достижения в музыке считаются величайшими в истории классической музыки.

Моцарт проявил свою музыкальную гениальность уже в юном возрасте. В пять лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения, а в десять лет он уже дал свой первый публичный концерт. Он был невероятно талантливым и продуктивным композитором – за свою короткую жизнь он написал свыше 600 произведений.

Его композиции охватывают различные жанры, включая симфонии, оперы, камерную музыку, концерты и песни. Моцарт выделялся своими виртуозными навыками исполнителя и создавал музыкальные произведения, полные эмоций, мелодичности и гармонии.

Одним из наиболее значимых достижений Моцарта является его знаменитая опера “Волшебная флейта”, которая была создана всего за несколько месяцев перед его смертью. Эта опера по праву считается одним из шедевров мировой оперной литературы и продолжает покорять сердца слушателей уже более двух столетий.

Другим важным достижением Моцарта является его пианистический талант. Он был виртуозным пианистом и написал множество произведений для этого инструмента, включая его известные концерты для фортепиано и оркестра.

Музыка Моцарта имела огромное влияние на развитие музыкального искусства и стала образцом классической музыки. Его достижения отразились на многих композиторах, которые пришли после него, и их творчество также было вдохновлено его музыкой.

Таким образом, достижения Моцарта в музыке остаются непревзойденными. Его гениальность и творческий вклад в историю музыки продолжают восхищать и вдохновлять поколения музыкантов и слушателей по всему миру.

Ранний период

Композитор, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт, появился на свет 27 января 1756 года на территории Австрии, в городе Зальцбург.

Музыкальность была в крови мальчика. Отца будущего виртуоза звали Леопольд. Он был умелым скрипачом, играл при капелле и пользовался большим уважением общества. Мать происходила из рода мелкого городского чиновника. Женщину звали Анна Мария.

Обстоятельства рождения Моцарта были непростыми. Мать мальчика едва не умерла после его появления на свет. Всего у четы родилось семеро детей. Но почти все скончались. Остался только Моцарт, который предпочитал, чтобы его звал третьим именем Вольфганг, а также его сестра Мария Анна.

Старшая сестра Вольфганга Амадея, Мария Анна

К слову, девушка тоже могла похвастаться недюжинным талантом. В 7 лет начала учиться играть на клавесине. Моцарту на тот момент было всего 3 года. Но это не помешало ему заинтересоваться музыкой. Мальчик самостоятельно подбирал прослушанные мелодии, мог без проблем их воспроизвести.

Не прошло и года как отец начал заниматься уже с ним. В 4 юноша научился играть на клавесине

А в 5 начал сочинять произведения, которые отец осторожно записывал

Маленький Моцарт с отцом за пианино

В 6 Моцарт самостоятельно освоил скрипку. Свидетели поражались его талантам и способностям. До нашего времени сохранилась тетрадь, куда отец мальчика заносил музыку, по которой учил сына.

Известно, что Моцарта больше всего интересовали Бах и Георг Телеман. Есть на страницах сохранившегося личного архива и самостоятельные произведения мальчика.

Портрет шестилетнего Вольфганга Моцарта работы Пьетро Антонио Лоренцони. 1763 год.

В школу дети Леопольда и Анны Марии Моцарт не ходили. Они получали всестороннее домашнее образование под контролем все того же отца. Мужчина был эрудированным и обладал широкими познаниями во многих областях, что и позволяло ему самостоятельно учить детей.

Известно, что основной страстью Моцарта была музыка. Но мальчик отличался большим трудолюбием. Если за что-то брался, занимался этим самоотверженно и ответственно. Так он относился к математике, и так же к родному языку и словесности.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

1756, 27 января. У Леопольда и Анны Марии (в девичестве Бертель) Моцартов родился сын Вольфганг.

1760. Когда Вольфгангу исполнилось четыре года, он получает первые уроки музыки. Первые сочинения: менуэты и аллегро для клавира. Концертная поездка в Вену.

1763,6 июня. Семья Моцартов с Вольфгангом отправляется в поездку в Париж, выступая по пути с концертами, и 16 ноября въезжает во французскую столицу. Вольфганг сочиняет первые сонаты для клавира и скрипки; дает концерты, в том числе в Версале.

1764, апрель. После шести месяцев пребывания в Париже Вольфганг с семьей отправляется в Лондон, выступает с концертами, его восторженными слушателями становятся король и королева. В Лондоне написаны первые симфонии.

1767. Зальцбург: 1-я часть оратории «Долг Первой Заповеди», опера «Аполлон и Гиацинт».

1768. Вена, первые оперы: «Мнимая пастушка», «Бастьен и Бастьенна». Леопольд ведет каталог сочинений двенадцатилетнего сына, их число достигает 139. Вольфганг дирижирует своей «Торжественной мессой».

1769.Назначение Вольфганга третьим концертмейстером зальцбургской придворной капеллы.

1769–1772. Поездки в Италию: первый струнный квартет; оперы: «Митридат, царь понтийский», «Асканий в Альбе», «Луций Сулла». Папа Климент XIV награждает Моцарта орденом Золотой шпоры; избрание Вольфганга членом Филармонических академий в Болонье и в Вероне.

1772. май. Постановка «Сна Сципиона» в честь вступления в должность Зальцбургского архиепископа Иеронима графа фон Коллоредо.

1773. Струнные квартеты, симфония g-moll, 1-й клавирный концерт.

1774. Мюнхен, опера «Мнимая садовница».

1775. Премьера музыкальной драмы «Король-пастух».

1776. Зальцбург: сочинение трех клавирных концертов, четырех месс, дивертисментов, серенад, «Хаффнер-серенады». Ухудшение отношений с Коллоредо.

1777. Прошение Моцарта об освобождении от службы у князя-архиепископа.

1777–1778. Мюнхен, Аугсбург, Маннгейм: клавирные сонаты, скрипичные сонаты, вокальные сочинения. Знакомство с семейством Вебер, любовь к Алоизии. Отъезд с матерью в Париж. Обосноваться в столице Франции не удалось.

1778.3 июля. Смерть матери Анны Марии Моцарт. Парижские симфонии, балет «Безделушки».

1779. Возвращение в Германию. Отказ Алоизии Вольфгангу, отъезд из Мюнхена, служба в Зальцбурге в качестве придворного органиста.

1780. Знакомство с Шиканедером, театральным деятелем.

Основные работы

  • Симфония № 40 в соль минор – это одна из самых известных и популярных симфоний Моцарта. Она написана в 1788 году и характеризуется своей глубиной и эмоциональностью.
  • Опера “Волшебная флейта” – это одно из самых известных оперных произведений Моцарта. Она была написана в 1791 году и считается одной из его последних работ. “Волшебная флейта” восхитила публику своей красочной музыкой и интересным сюжетом.
  • Реквием ре минор – это одно из самых известных произведений Моцарта. Оно осталось незаконченным, так как композитор умер во время его создания. Реквием имеет глубокий эмоциональный заряд и считается одним из шедевров мировой музыки.
  • Концерт для фортепиано № 21 – это одно из самых популярных концертов Моцарта для фортепиано. Он написан в 1785 году и славится своей красочной мелодикой и виртуозными партиями для солиста.

Это всего лишь небольшая часть работ Моцарта, которые подчеркивают его музыкальный гений и вклад в развитие классической музыки.

Моцарт

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.Д. Шостакович

Моцарт. Основные даты жизни и деятельности

1756. — 27 I. В Зальцбурге, в семье скрипача, педагога и композитора Иоганна Георга Леопольда Моцарта родился сын Вольфганг.

1760. — Начало занятий музыкой (уроки игры на клавире) под руководством отца.

— Первые сочинения Моцарта — менуэты для клавира.

1762. — Концертные поездки Вольфганга и его сестры Наннерль (Марии Анны, 1751 — 1829) с отцом в Мюнхен (январь), с родителями в Вену (сентябрь — декабрь).

1763. — 9 VI. Европейское концертное путешествие Вольфганга и Наннерль с отцом (до 29 XI 1766): Мюнхен, Аугсбург, Шветцинген, Майнц, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Брюссель, Париж, Версаль (выступление в королевском дворце — 1 I 1764), Лондон (22 IV 1764 — 24 VII 1765), Лилль, Гент, Антверпен, Гаага (11 IX 1765 — ок. 26 I 1766 и снова в марте), Амстердам, Утрехт, Париж, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Мюнхен.

1767. — Исполнение в Зальцбурге первых музыкально-сценических произведений Моцарта.

1769. — 12 XII. Первая поездка (с отцом) в Италию (до 28 III 1771): Верона, Мантуя, Милан, Лоди, Болонья, Флоренция, Рим (награждение орденом Золотой шпоры — 8 VII 1770), Неаполь, Рим, Болонья (избрание в члены Филармонической академии — 9 X 1770), Милан (первая постановка оперы «Митридат, царь понтийский» — 26 XII 1770), Венеция.

1771. — 13 VIII. Вторая поездка (с отцом) в Италию (до 16 XII). — 17 X. Первая постановка оперы «Асканий в Альбе» (Милан).

1772. — Начало мая. Первая постановка оперы «Сон Сципиона» в Зальцбурге. — 9 VIII. Назначение концертмейстером при зальцбургском дворе с жалованьем (с 1769 числился в этой должности без оклада). — 24 X. Третья поездка (с отцом) в Италию (до 13 III 1773). — 26 XII 1772. Первая постановка оперы «Луций Сулла» (Милан).

1773. — 18 VII. Поездка (с отцом) в Вену (до 26 IX 1774).

1774. — 6 XII. Поездка (с отцом) в Мюнхен (до 7 III 1775).

1775. — 18 I. Первая постановка «Мнимой садовницы» в Мюнхене. — 23 IV. Первая постановка оперы «Царь-пастух» в Зальцбурге.

1776. — 21 VII. Исполнение «Хафнер-серенады» в Зальцбурге.

1777. — 28 VIII. Увольнение Моцарта со службы. — 23 IX. Поездка (с матерью) за границу (до 15 I 1779): Мюнхен, Аугсбург, Мангейм (30 X 1777 — 14 III 1778), Париж (23 III — 26 IX (смерть матери 3 VII)), Страсбург, Мангейм, Мюнхен.

1778. — 11 VI. Первая постановка балета «Безделушки» в Париже.

1779. — 17 I. Назначение Моцарта придворным органистом в Зальцбурге, 1780. — 5 XI. Поездка в Мюнхен (до 12 III 1781).

1781. — 29 I. Первая постановка оперы «Идоменей, царь критский» (Мюнхен). — 16 III. Приезд в Вену, где Моцарт окончательно обосновался. — 9 V. Разрыв с архиепископом.

1782. — 16 VII. Первая постановка оперы «Похищение из сераля» в Вене. — 4 VIII. Женитьба на Констанце Вебер, сестре певицы Алозии Вебер, отвергнувшей его любовь.

1783. — Конец июля — 27 X. В гостях у отца в Зальцбурге. — 4 XI. Исполнение «Линцской» симфонии в Линце (по пути в Вену). — Ноябрь. Возвращение в Вену.

1784. — 21 IX. Рождение сына Карла Томаса (умер в 1858).

1785. — 13 III. Исполнение оратории «Кающийся Давид» в Вене. — 1 X. Посвящение Й. Гайдну 6 квартетов.

1786. — 7 II. Исполнение комедии «Директор театра» во дворце Шёнбрунн — 1 V. Первая постановка оперы «Свадьба Фигаро» в Вене.

1787. — 11 I. — 8 II. Пребывание в Праге. — 19 I. Исполнение «Пражской симфонии». — Весна. Встреча Л. ван Бетховена с Моцартом в Вене — 27 V. Смерть отца в Зальцбурге. — Начало октября — 13 XI. Пребывание в Праге. — 29 X. Первая постановка оперы «Дон Жуан» в Праге. — 7 XII. Назначение Моцарта придворным музыкантом в Вене.

1788. — 7 V. Постановка оперы «Дон Жуан» в Вене.

1789. — 8 IV. Поездка в Германию (до 4 VI): Дрезден, Лейпциг, Берлин.

1790. — 26 I. Первая постановка оперы «Так поступают все» в Вене. — 23 IX. Поездка в Германию (до 10 XI): Франкфурт-на-Майне, Майнц, Мангейм, Мюнхен.

1791. — 16 IV. Исполнение одной из последних симфоний (g-moll?) в благотворительном концерте в Вене (повторение 17 IV) — 26 VII. Рождение сына Франца Ксавера Вольфганга (умер в 1844). — Середина августа — середина сентября. Пребывание в Праге. — 6 IX. Первая постановка оперы «Милосердие Тита» в Праге. — 30 IX. Первая постановка оперы «Волшебная флейта» в «Виденертеатре» в предместье Вены. — 18 XI. Моцарт дирижирует исполнением своей «Маленькой масонской кантаты» в масонской ложе в Вене (последнее его выступление). — 20 XI. Моцарт слёг в постель. — 5 XII. Смерть композитора.

Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.

Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.

Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле барокко, чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого Александр Пушкин запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Путешествие по Европе

Иоганн Георг Леопольд Моцарт, отец композитора, был человеком амбициозным и желал сыну добиться больших высот в музыке. Он не хотел терять времени. Мужчина решил представить молодого человека светской публике. Так ему в голову пришла мысль отправиться в путешествие по Европе.

По инициативе отца, Моцарт-младший выступал перед высшим светом разных земель. Побывал он в Баварии, Линце. На протяжении всего пути с ними была и Мария Анна, дочь и сестра.

Иоанн Непомук делла Кроче. Семейство Моцарт. 1780 или 1781 год.
В центре — Вольфганг-Амадей, рядом — сестра Мария-Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и отец Леопольд Моцарт. На стене — портрет матери Анны-Марии, которая умерла в 1778 году.

После первого успеха отец мальчика решил отправиться в Вену. На тот момент она была центров искусства не только Австрии, но и всей цивилизованной Европы.

По пути Моцарт и его семья остановились в Ибсе. Тут мальчик впервые увидел орган и сел за инструмент. Разобрался он практически сразу. Даже умелые исполнители были поражены.

В октябре 1762 Моцарт с отцом и сестрой прибыли в Вену. Слава опередила молодого виртуоза: слышавшие его ранее дворяне рассказали о талантливом юноше всему высшему свету Вены. Информация о восходящей звезде дошла до самой императрицы, которая назначила аудиенцию.

До момента встречи с монаршей особой Моцарт играл перед дворянами. Высший свет был в восторге от таланта юноши. На тот момент ему было всего 6 лет. Вскоре семья выехала в Шенбрунн, в резиденцию императрицы.

Молодой человек выступил перед правительницей. В процессе он демонстрировал всевозможные трюки от игры одним пальцем до слепого исполнения. Мария Терезия, императрица оказалась приятно удивлена молодым виртуозом. Как и придворные музыканты.

В. А. Моцарт за пианино

Успех в Вене на этом не закончился. Со всех сторон начали поступать предложения о выступлении от венских дворян. Отец не отказывался, надеясь, что кто-нибудь из знатных господ станет сыну покровителем.

Но изнурительный темп и многочасовые концерты плохо сказались на здоровье. Мальчик почувствовал себя плохо и заболел скарлатиной. Приглашения сразу прекратились, никто не хотел подхватить инфекцию.

Тогда Леопольд принял предложение от дворян из Венгрии. Домой семейство вернулось только на заре 1763.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: