Упражнение 147 — гдз русский язык 5 класс. ладыженская, баранов. учебник часть 1

Побудительные, повествовательные, вопросительные предложения

Часть 1. Упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

Группы предложений по цели высказывания

В соответствии с целью высказывания предложения делятся на три группы:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные.

Примеры: У пруда растут берёзы (повеств.). Где растут берёзы? (вопрос.). Посадите берёзку у пруда (побудит.).

Повествовательные предложения

Эта группа — самый распространённый вид предложений. Ведь большей частью мы высказываемся для того, чтобы о чём-то рассказать, поделиться какими-то сведениями, что-то отрицать или утверждать. В нашем классе 25 человек. Вчера мы не ходили в музей. Завтра в школе будет концерт.

Кроме точки, в конце повествовательной конструкции может стоять многоточие. Оно свидетельствует о незаконченности мысли, о неуверенности, говорящего. Я много думал об этом… Не знаю, как Вам сказать…

Вопросительные предложения

Нужны для того, чтобы задать вопрос. Они произносятся с особой вопросительной интонацией. В русском языке цель высказывания не влияет на порядок слов, как в других языках. В английском и немецком, например, в вопросительных предложениях сказуемое выносится на первое место. Дедушка приехал (повествоват.). Дедушка приехал? (вопрос.).

Вопросительные конструкции часто включают в себя вопросительные местоимения и наречия, а также вопросительные частицы: что, какой, сколько, почему, как, где, разве, ли, неужели и др. Примеры: Что случилось? Когда это произошло? Согласны ли вы? Неужели вы спорили? Сколько учеников в 5 классе?

Побудительные предложения

Произносятся с целью побудить к какому-то действию или запретить что-то: Встаньте. Позвони бабушке. Не приходите к нам больше. Не плачь, пожалуйста.

Побудительные предложения часто бывают односоставными, определённо-личными, поскольку в качестве сказуемого в них всегда присутствует глагол повелительного наклонения. Кроме того, побудительные конструкции часто создаются с помощью частиц пусть, пускай, давай, давайте. Примеры: Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№147 учебника 2019-2022 (стр. 74):

     Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), затем — из одного.

     Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела3 роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат2.

№147 учебника 2022-2024 (стр. 80):

     Прочитайте сочинение ученика. Какие слова неоправданно повторяются? Уместно ли употреблять в этом описании глаголы в форме прошедшего времени? Спишите, внося необходимую правку.

МОЯ ЛАМПА

     Когда я учился в первом классе, мне подарили настольную лампу. Лампа и сейчас стоит на моём столе.
     Лампа была зеленоватого цвета, удобная, современная. Её можно было двигать в разные стороны. Зимними тёмными вечерами я включал лампу, и мне было легче делать уроки. Мне казалось, что лампа помогала мне выполнять домашние задания. Иногда мне хотелось положить её в портфель и взять с собой в школу.

№147 учебника 2011-2018 (стр. 71):

     Составьте (устно) предложения, которые побуждают кого-либо: 1) написать о своих занятиях в школе кому-либо из знакомых; 2) рассказать о походе; 3) помочь родным по хозяйству.

Подсказка

№147 учебника 2019-2022 (стр. 74):

Не забудь провести разборы:

  • морфологический глагола заблестела3;
  • морфемный шуршат2.

Ответ

№147 учебника 2019-2022 (стр. 74):

     Предложения с подлежащим и сказуемым:     На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Прибрежные камыши изредка шуршат.

     Предложения с одним главным членом:
     Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.

I. Заблестела — глаг.   Роса (что сделала?) заблестела.
II. Н. ф. — заблестеть; 
    I спр., в прош. вр., ед. ч., в ж. р.,
III. Роса (что сделала?) заблестела — сказуемое.

     Шуршат

№147 учебника 2022-2024 (стр. 80):

     Неоправданно повторяются слова: лампа, мне. Глаголы в прошедшем времени в этом тексте употреблять неуместно, поскольку ученик сам сказал, что лампа и сейчас у него, значит, говорить о ней надо в настоящем времени.

МОЯ ЛАМПА

   Когда я учился в первом классе, мне подарили настольную лампу. Она и сейчас стоит на моём столе.
     Лампа зеленоватого цвета, удобная, современная. Её можно двигать в разные стороны. Зимними тёмными вечерами я включаю лампу, и мне легче делать уроки. Кажется, что она помогает выполнять домашние задания. Иногда мне хочется положить её в портфель и взять с собой в школу.

№147 учебника 2011-2018 (стр. 71):

     1) В письме напиши бабушке о своих любимых предметах в школе.
2) Давай пойдём в поход этим летом!
3) Витя, помоги маме полить грядки.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Интонация побудительных предложений

В зависимости от формы высказанного побуждения к действию меняется интонация побудительных предложений. Если оно сказано в мягкой форме (просьба, мольба, пожелание, напутствие, совет), то интонация побудительного предложения близка к интонации повествовательного предложения. Побудительное предложение произносится спокойно и ровно. В конце такого предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.

Если же побудительное предложение высказывается в форме приказа, протеста, запрета, то тон высказывания становится повышенным. И тут появляется повод поговорить о восклицательных и невосклицательных побудительных предложениях.

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Структура побудительных предложений

По структуре побудительные предложения в зависимости от наличия главных членов и от формы сказуемого бывают односоставными и двусоставными.

Если в предложении нет подлежащего, а глагол передает волеизъявление говорящего в форме 1 лица изъявительного наклонения или в форме 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, то такое предложение является определенно-личным односоставным.

В побудительном предложении сказуемое в форме инфинитива  — центр безличного односоставного предложения.

По наличию членов предложения побудительное предложение может быть полным и неполным.

Упражнение:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Средства выражения побудительности

Кроме интонации, в рассматриваемом виде предложений используются грамматические средства выражения побудительности. Самыми распространенными, пожалуй, являются  как простые, так и с формообразующими частицами и формы изъявительного наклонения 1 лица множественного числа в значении повелительного:

Евгений Беляев. Перед дальней дорогой.

И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным подспорьем в создании побудительности являются модальные и формообразующие частицы. В выражении побуждения к действию могут употребляться формы глагола 3 лица с частицами «да», «дай», «пусть», «пускай», «давай», «как» и пр.

Сказуемое побудительных предложений может быть выражено инфинитивом, глаголом в форме условного наклонения и другими словоформами.

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Интонация побудительного, повествовательного и вопросительного предложения

Как определить на слух, является предложение вопросом, просьбой или сообщением? Виды предложений различаются интонацией. Так, в вопросительном предложении логическое ударение всегда падает на то слово, в котором заключён смысл вопроса.

Павлик опоздал на математику? (Именно Павлик, а не Вася или Петя опоздал?)

Павлик опоздал на математику? (Он действительно опоздал?)

Павлик опоздал на математику? (Павлик опоздал именно на математику, а не на литературу.)

Побудительное предложение

Всегда произносится с некоторым напряжением (повышением) голоса. Интонация часто бывает единственным средством оформления побудительного предложения. В атаку! Быстрей, опоздаем!

Восклицательная интонация

Независимо от цели высказывания, предложение может быть восклицательным, то есть произноситься с повышенной эмоциональностью. На письме показателем избытка чувств становится восклицательный знак в конце предложения. Солнце взошло! Приходите немедленно!

В конце вопросительного предложения, если оно произносится эмоционально, стоят два знака — вопросительный и восклицательный. Как вы могли?!

Что мы узнали?

По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными. Они произносятся с разной интонацией. Предложение любой группы может быть восклицательным.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какая пословица является побудительным предложением?

    • Лучше с убытком торговать, чем с прибылью воровать
    • Не надейся, попадья, на попа, держи своего батрака.
    • Не тот живёт больше, кто живёт дольше.
    • Высоко летаешь, да где-то сядешь?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: