Элементы сочинения
Старайтесь сделать так, чтобы сочинение было адекватным. Лучше соглашаться с автором. Так вам будет проще писать.
Если вам надо придумать свою концовку, то стоит придумывать ее исходя из текста, чтобы она логически вытекала, а не была отдельным куском.
Писать надо развернуто. Если вы напишите, “Я считаю, что все будет нормально”, то явно не прокатит. Необходимо делать так, чтобы ваше сочинение было связано с тексом и понятно стороннему наблюдателю.
Написание на черновик
Помните, что в черновике можно писать все, что угодно. Поэтому мне стоит себя сдерживать. Напишите как можно подробнее то, что вы запомнили. Вставьте развернутые элементы сочинения.
Если что-то не так, то не стесняйтесь зачеркивать. Иначе, проблемы могут попасть и в чистовик.
Старайтесь писать быстрее, чтобы не забыть сам текст и о чем в нем говорится. Помните, что это просто набросок
Здесь важно передать общие черты повествования
Если вы успели составить план или оставить какие-либо пометки, то можно ими руководствоваться. Так будет проще. Воспользуйтесь теми ключевыми моментами, которые вы запомнили при прочтении.
Пишем начисто
Перед написанием изложения с элементами сочинения в тетрадь, вам стоит:
Убрать все лишнее
Оставьте только то, что будет важно;
Отредактировать элементы сочинения, чтобы не было бреда;
Тщательно поверить на ошибки;
Еще раз просмотреть план и вспомнить текст;
Дописать что-то, если вы забыли.. Лучше проверять текст несколько раз, чтобы в тетрадь попало все самое лучшее
Переписывать необходимо вдумчиво и медленно. вам стоит внимательно следить за тем, чтобы не было ничего ненужного
Лучше проверять текст несколько раз, чтобы в тетрадь попало все самое лучшее. Переписывать необходимо вдумчиво и медленно. вам стоит внимательно следить за тем, чтобы не было ничего ненужного.
Если вы нашли не стыковку в черновике, то остановитесь. Подумайте. Не стоит думать, что если вы все проверили, то проблем быть не может.
Такая работа считается довольно легкой. Для ее выполнения необходимо просто уметь читать и пересказывать небольшие тексты. Поэтому при должном подходе вы легко с ней справитесь.
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Методика обучения творческому изложению
При обучении подобному изложению перед учителем стоят задачи:
- Обучить детей передавать содержание текста-основы, оформляя его по законам правильной речи.
- Развивать умения создавать собственное речевое произведение на основе определенного коммуникативного задания.
Работа над творческим изложением отличается длительным подготовительным этапом. Так, ученики заранее получают задания по сбору необходимого материала, отработке правописных навыков
В процессе чтения текста и его разбора учитель уделяет внимание анализу, обсуждению проблематики, авторского языка и стиля. Целесообразно зачитать ученикам образцы творческих изложений или предложить такой образец для разбора (рецензирования) в классе
Детям с разным уровнем языковых способностей и подготовки можно предложить дифференцированные задания разного уровня сложности. При проведении уроков обучения изложению можно организовать групповую или парную работу с последующим коллективным обсуждением работ и их редактированием
Приемы речевого развития в системе школьного обучения
Среди основных задач, связанных с преподаванием русского языка, выделяется речевое развитие учеников.
Замечание 1
Суть речевого развития – последовательное совершенствование всех видов речевой деятельности, направленное на овладение языком как средством коммуникации.
Речевое развитие – многоаспектный процесс, который затрагивает не только собственно речевую сторону, но и интеллектуальную, поскольку речь является опосредующим звеном в механизмах логического мышления.
Среди критериев речевого развития выделяются умения и навыки связной речи как основа продуцирующих видов речевой деятельности. Действительно, наряду с умениями понимать текст и извлекать из него необходимую информацию, важными являются такие навыки, как создание собственных речевых произведений разной тематики применительно к ситуации общения.
Традиционно в школьном курсе языкознания применяются разные виды упражнений, способствующие речевому развитию учеников. По степени самостоятельности в создании речевых произведений их можно разделить на три группы:
- Репродуктивные.
- Творческие.
- Смешанные.
Для первой группы характерны задания, ориентирующие детей на работу с готовыми текстами. Это пересказ (устный и письменный), анализ текстов по плану (образцу), репродуктивное языковое моделирование (создание предложений по предъявленному речевому шаблону).
Творческие упражнения ориентируют детей на самостоятельное создание речевых произведений. Это сочинения, эссе, рецензии, которые пишутся с опорой на имеющийся у ребенка словарный запас и в соответствии со сложившимися грамматическими навыками.
Смешанные задания позволяют сочетать творческий подход с обучением правильной письменной речи. Ребенок не просто продуцирует тексты, а опирается на образцы, являющиеся эталонными. Через знакомство с исходными текстами-образцами происходит пополнение словаря, расширение арсенала используемых синтаксических моделей. К смешанным упражнениям можно отнести моделирование, написание работы по заданному началу, изложения с элементами творческих заданий, восстановление текста, подвергшегося деформации (изменениям).
Изложение с элементами сочинения
Определение 1
Изложение – это письменное задание речевого типа, целью которого является воспроизведение (подробное или сжатое) микротем, языковых и стилистических особенностей текста-основы.
Изложение решает следующие учебные задачи:
- Приучает анализировать текст, его композицию, языковые особенности, выделять главное и второстепенное.
- Учит осуществлять выбор языковых средств, адекватных коммуникативному замыслу.
- Обогащает словарный запас новыми словами, синонимами.
- Способствует развитию навыка использовать разные синтаксические конструкции, избегать однообразия в оформлении своих мыслей.
- Стимулирует выражать свои размышления по теме с учетом формулировок текста-образца.
- Тренирует грамотность.
Изложение в зависимости от поставленной задачи классифицирует по-разному. Так, практикуются подробные и сжатые, выборочные и полные его виды, а также изложения, которые содержат грамматическое задание или элементы речевого творчества.
Изложение с элементами сочинения – творческое упражнение, нацеленное на развитие речевой активности ученика.
Цель задания – побудить ребенка создать собственное речевое произведение с опорой на чужой текст. Обычно используются следующие виды творческих заданий:
- Дописать продолжение текста.
- Изменить концовку текста-образца.
- Ответить на проблемный вопрос по содержанию исходного текста.
- Ввести в текст изложения дополнительную информацию (например, описание портрета, интерьера; рассуждения на какую-либо тему).
- Составить рассуждение по одной из проблем, затронутых в тексте.
- Написать рецензию (отзыв) на текст-образец.
Изложение с элементами сочинения по сравнению с традиционным изложением имеет ряд преимуществ:
- Стимулирует интерес к выполнению задания, повышает его личную значимость для ученика.
- Учит анализировать текст, извлекать из него информацию, значимую в коммуникативном плане.
- Является переходной формой между изложением и сочинением, подготавливая детей к созданию собственных текстов.
- Развивает творческий потенциал и навыки применения языковых знаний на практике.
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№138 учебника 2019-2022 (стр. 70):
Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска в нужных грамматических формах.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти, нарисовать.
№138 учебника 2022-2024 (стр. 73):
Прочитайте рассказ Ю. Коваля «Колышки». От чьего имени ведётся рассказ? Кто его главный герой? Определите главную мысль текста.Найдите в тексте глаголы и назовите их время.
Ночью в лесу у костра на меня напал страх.
Я глядел в огонь и боялся поднять голову: казалось, кто-то смотрит на меня из темноты.
Костёр медленно загасал. В лесу было тихо. Только вдруг в тишине слышался тоненький треск и короткий шёпот. Кто-то шептался обо мне, и казалось, я даже разбираю одно слово: «ко-лы-шки…»
«Какое дикое слово! — думал я. — К чему оно?»
Взяв топор, я обошёл вокруг костра. Тень двигалась по стволам деревьев, а за спиной кто-то шептался, шушукался.
— Эй! — закричал я. — Чего вы там шепчетесь! Идите к огню…
Испугавшись громкого голоса, надо мной в верхушках деревьев кто-то зашуршал, отпрянул, и не скоро я понял, что это шевелится там и шепчется листобой.
Для справки: листобой — сильный осенний северо-восточный ветер, срывающий с деревьев листву.
№138 учебника 2011-2018 (стр. 65):
Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.
Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.
№138 учебника 2022-2024 (стр. 73):
Обратитесь к теме «Времена глагола».
Ответ
№138 учебника 2019-2022 (стр. 70):
Костя тщательно стирал с доски написанное.
Учитель вызвал Катю к доске.
Она стояла у доски, понурив голову.
Катя подошла к доске.
Учитель повесил на доску карту мира.
Списывайте с доски внимательно!
Теперь мы разделим доску на две части.
Мы посмотрели на доску.
Отойди от доски и сядь на своё место.
Ребята нарисовали на доске красочное пожелание к дню учителя.
№138 учебника 2022-2024 (стр. 73):
Повествование ведётся от первого лица — от лица автора.
Главный герой — автор-повествователь.
Основная мысль текста: звуком, испугавшим автора, был шорох листьев, опадающих от ветра-листобоя.
Глаголы:
- напал — прош. вр.
- глядел — прош. вр.
- боялся — прош. вр.
- казалось — прош. вр.
- смотрит — наст. вр.
- загасал — — наст. вр.
- было — прош. вр.
- слышался — наст. вр.
- шептался — прош. вр.
- разбираю — наст. вр.
- думал — прош. вр.
- обошёл — прош. вр.
- двигалась — наст. вр.
- шептался — — прош. вр.
- шушукался — прош. вр.
№138 учебника 2011-2018 (стр. 65):
Тема: нападение коршуна на птичий двор.
Заголовок: Случай на птичьем дворе
Рассказ:
На птичьем дворе много обитателей
Белые куры важно разгуливают по двору. Неожиданно в воздухе показался страшный коршун с огромными когтями
Испуганные куры сгрудились в кучу. Добрая птичница взволнованно смотрела на происходящее. Она не растерлась и тут же взяла ружьё. Раздался громкий выстрел в воздух. Коршун испугался и улетел прочь.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Как писать изложение с элементами сочинения
Изложение позволяет оценить не только способность учащихся запоминать большие объемы информации, но и умения правильно и последовательно излагать текст, рассуждать и творчески мыслить.
Инструкция
Прослушайте текст, который предложено изложить
Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста
После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
<<Перелинковка>>
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
<<Форма семейного образования>>