Отношение к службе
Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.
При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.
Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.
Анализ пьесы «Горе от ума»
Пьеса «Горе от ума» написана А.С. Грибоедовым в начале XIX века и стала одним из ярких произведений русской драматургии. Она рассказывает о жизни общества того времени и проблемах, с которыми столкнулись ее герои.
Главным персонажем пьесы является Молчалин, который символизирует узколобые представления фамусовского общества. Его противостоит Чацкий, который является воплощением свободомыслия и новаторских идей. Конфликт между ними неизбежен, так как они представляют разные миры и не могут найти общий язык.
По мнению многих исследователей, пьеса «Горе от ума» является критикой не только общества того времени, но и некоторых устоев, которые существуют и по сей день. Автор пытается показать, что знания и интеллект не всегда могут принести человеку счастье, особенно если он сталкивается с недостатком терпения и понимания со стороны окружающих.
В целом, пьеса «Горе от ума» является актуальной и по сей день, так как она затрагивает многие вопросы, которые остаются важными для общества. Она напоминает, что человеческие ценности, такие как дружба, любовь и верность, должны быть главными приоритетами в жизни каждого человека, а не материальные богатства и социальный статус.
Чацкий и фамусовское общество. Сочинение
Фамусов — зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.
Чацкий же, напротив, — человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них — полковник Скалозуб — карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».
Следующий персонаж — это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.
Сочинение
Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к жанру комедии
Данный драматический жанр призван осмеивать порочные черты людей, заострять внимание читателей на том, как можно и нельзя себя вести, какие ценности должны быть превыше всего
В произведении в целом переплетены две сюжетные линии, которые являются основой нескольких конфликтов комедии. Основными конфликтами произведения являются социальный и любовный, но все же острее в произведении стоит первый из названных.
У конфликта в произведении существует несколько форм. В данном случае уместно говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев.
В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». Наиболее ярким примером нового, передового поколения является фигура Александра Андреевича Чацкого. Герой умен, честен, независим. Он — воплощение лучших черт прогрессивной молодежи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
К старшему поколению относятся Фамусов и его гости. Фамусов является полной противоположностью Чацкого. Он судит всех по их статусу и чину; необразован: «Уж коли зло пресечь: забыть все книги бы да сжечь», меркантилен и лжив.
В комедиях часто используется прием говорящих фамилий. Даже на этом уровне персонажи полностью противоположны. Фамилия Чацкого изначально должна была звучать иначе — Чадский (от слова «чад»). То есть, герой «находится в чаду борьбы. Фамилия Фамусова произошла от латинского слова famа — «молва». Это означает, что героя больше всего волнует мнение общества.
«Ядром» конфликта является несовпадение взглядов двух поколений. Чацкий выступает против крепостного права, чинопочитания, презирает подхалимство, лицемерие, борется за свободы и права человека, из-за чего пренебрежительно относится к порокам старшего поколения, обличая их устои и поведение. Фамусовское же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой.
Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. Кульминацией стоит счесть момент, когда Александра Андреевича признают сумасшедшим, ведь именно в этот момент непонимание и отрицание всего нового в доме достигает апогея. Развязкой является момент отъезда Чацкого в Москву, когда разочарованный и непринятый всеми герой принимает вынужденное решение об отступлении.
Именно социальный конфликт, который обличает страшные общественные пороки, делает пьесу «Горе от ума» актуальный до сих пор, заставляя читателя задуматься о такой важной вещи как человеческое достоинство и честь.
Вариант 2
Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим. Так определяется ключевая проблема произведения – возникает конфликт поколений. У каждого из них собственное восприятие мира, они по-особенному смотрят на происходящее вокруг, у каждого из них свои цели, которые они намерен достигать собственными методами и возможностями.
Такие люди не намерены лгать и приспосабливаться к окружающему миру, они не зависят от того, что о них говорят окружающие люди, отчасти завистливые. Поэтому их столкновение с общественным мнением становится неизбежным. Они постоянно сталкиваются. Именно эту проблему и поднимает Грибоедов в собственной комедии под названием «Горе от ума», она сохраняет актуальность и в наше время, ведь картина общества сохранилась и в наши дни.
При этом противодействие Чацкого, которого считают человеком достаточно мудрым и опытным, но при этом часто принимающим неправильные решения, которые ведут к разным последствиям. Ему приходится противостоять другому обществу, которое является стандартным, все привыкли жить по привычной схеме, которая становится частью фамусовской среды и общества.
Чацкий привык служить Родине в целом, он не разделает ее на отдельные лица, тогда как Фамусовское общество привыкло почитать отдельных чиновников. Да и сам Фамусов показывается автором с разных сторон, он говорит о том, что мужчина полностью против просвещения, он бы запросто сжег все книги, которые есть.
Таким образом, конфликт складывается не только на разнице поколений и мировоззрения, а еще и на том, что один из них стремиться к любой форме образования, а второй ее всеми силами отвергает. Поэтому они не могут согласиться друг с другом, они постоянно спорят, а Чацкого в целом возмущает общество, которое организовано Фамусовым из людей, которые не готовы повышать собственный уровень развития. Так возникает основной конфликт и противоречие из общества, в котором никто не может найти общий язык, ведь у них разные уровни развития и отношения к окружающему миру, а также знаниям, которые он предлагает.
«Портретность» героев комедии
Появление комедии «Горе от ума» вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича — П. А. Катенин — упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур «портретны», то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что «…карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы…» и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.
Фамусов: убежденный консерватор
Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него — верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что «монашеским известен поведеньем», однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова «порок» является «ученость». Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него — и вовсе признак сумасшествия.
Вопрос о службе — главный в системе Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него — человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб — деловые, разумные люди. Фамусовское общество — это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он — воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.
Гостеприимный хозяин
Собакевич не меняет своего распорядка, когда в доме появляется Павел Иванович. Все идет по плану, как в обычные дни. Не пишет автор и о скупости помещика. Появление четвертого человека за столом обыденно. Можно предположить, что в поместье бывают гости. Но отрицание в людях хороших качеств ставит такое предположение под сомнение.
Собакевич не жалеет еды для гостя, наоборот, подчеркивает, что вся его кухня настоящая, русская, продукты выращенны его крепостными. Блюда качественные, а не такие, как на балу у губернатора. Чувствуется гордость помещика: он знает цену еде. Собакевич хочет показать Чичикову себя настоящим хозяином, крепким и рачительным. Именно этим можно объяснить его поведение за обедом.
Отношение к образованию
Приверженцы старых порядков не принимают ничего нового. Преобразования для них – настоящая трагедия. Поэтому люди, которые имеют не похожие на их взгляды мнения, становятся настоящими врагами. С помощью рассуждения Фамусова по поводу образования А. С. Грибоедов показывает отношение «века минувшего» к книгам и обучению в целом: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь». Все образованные люди оцениваются фамусовским обществом негативно. Двоюродный брат Скалозуба, а также племянник княгини Тугоуховской Федор оказываются непонятыми обществом. Чацкого и вовсе принимают за сумасшедшего.
А. С. Грибоедов в «Горе от ума», показывая то, что фамусовское общество не ценило образование, а стремилось только к чинам и богатствам, подчеркивает нравственное падение представителей «века минувшего». За внешним блеском и красотой фамусовское общество скрывает ничтожность душ, их пустоту.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Фамусовское общество», даст краткое описание фамусовского общества, рассматривая отношение представителей «века минувшего» к положению в обществе, к службе и к образованию.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Тимур Ханбекян
15/15
-
Татьяна Паскар
15/15
-
Анастасия Якименко
11/15
-
Арыстан Мынбаев
13/15
-
Ирина Дубовская
13/15
-
Egor Glazunov
15/15
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
Сочинение 4
Грибоедов А. С. написал широко известную комедию «Горе от ума» почти двести лет назад (1824). Даже в наши дни эта комедия актуальна. Писатель нам приоткрыл завесу и показал какое на самом деле во время крепостничества были люди из светского общества.
Главный герой — чиновник Фамусов, он богат. Читатель следит за его поведением на работе, с наукой он буквально враждует; считает, что она помеха для умного общества. Наблюдая за действиями Фамусова, всплывает полная картина всего его окружения, с кем он общается. Барин живёт среди народа, которые лишь купаются в своём богатстве и их интересует свой внешний вид. Вот и все их занятия.
Чацкий Александр Андреевич — ещё один главный герой произведения. Он жутко недоволен всем фамусовским обществом, в котором заложены все негативные черты. Чацкий в своих высказываниях ёмко и резко обличает весь светский круг Москвы. Нравы общества никуда не годятся, им чужды знания, учиться чему-либо они не хотят. Чацкий, имея свою точку зрения, считается фамусовским обществом «лишним человеком». Он словно рождён не в своё время, ему тяжело глядеть на то, что творится вокруг него и на приёмах высокопоставленного света.
Например, читатель встречается с ситуацией, когда «толстый кошелёк» решает проблему женитьбы. Нет, не любовь, а богатый родитель и много-много денег двигают прогресс. И становится страшно за будущее, за новое поколение. Не дети решают свой выбор любви, а отцы, которые держатся нестандартному правилу: бедные не пара для богатых. Так происходит порой и в нынешнее время.
В фамусовском обществе жив принцип: угождать людям. Они слепо подражают людям иностранного происхождения. А Чацкий, имея чуткое сердце, любовь к Отчизне и наукам, горел желанием полностью отдаваться настоящим делам, а не людям, с которыми у него происходили постоянные разногласия. Так что он совершенно не подходил под людей такого ума и уехал от всего чуждого из Москвы.
Сам Фамусов и его окружение были настоящими фанатиками своего статуса и огромной кучи денег. Они считали, что люди, не имеющие чин — никто, что в них нет ничего человеческого. На самом же деле получается наоборот. Гуляя на балах, проводя время беспутно, читатель сталкивается с их сплетнями, жестокостью, глупостью. Даже их работа проходит впустую.
Всё эти проблемы крепостных талантливо раскрыл в своём произведении Грибоедов. Точно и с иронией. Читать произведение очень увлекательно. Тем более эти проблемы живы и до сих пор и некоторые ситуации можно встретить рядом.
«Портретность» героев комедии
Появление комедии «Горе от ума» вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича — П. А. Катенин — упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур «портретны», то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что «…карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы…» и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.
Молчалин: бессловесный карьерист
Если Фамусов в пьесе — представитель «века минувшего», то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается «в люди» с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри — «умеренность» и «аккуратность», а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые «страшнее пистолета» принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. «Молчалины господствуют на свете!» — с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.
Главный герой. Конфликт общественно-политический
Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: «…я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду…» Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в «преувеличения, в почти нетрезвость речи».
Рассуждение
Комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно по праву назвать прекрасной иллюстрацией дворянского общества XIX века. По этой причине пьесу ждала печальная судьба: она так и не была поставлена в театре из-за цензуры, а первая полная публикация вышла в свет спустя много лет после смерти автора.
Фамусов – один из центральных персонажей комедии. Он является типичным представителем московской аристократии. Вокруг его фигуры формируется светское общество, в котором нет места таким людям, как Чацкий. В идеологии Фамусова значительную роль играет чинопочитание, лицемерие и подхалимство. Если понимать и принимать эти законы, можно вполне комфортно существовать в таком обществе. Такую линию поведения выбирает Молчалин, который ухаживает за Софьей лишь потому, что она дочь его начальника. Чацкий же отвергает фамусовское мировоззрение, и поэтому оказывается отторгнутым этими людьми.
В ближайший круг Фамусова входят Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий и Репетилов. Все эти герои приезжают на бал, который сразу же превращается в ярмарку тщеславия и лицемерия. Этих людей интересуют последние сплетни, они рассыпаются в самых сладких комплиментах, хотя на самом деле испытывают неприязнь друг к другу. Они судят человека не по его поступкам, а по его знакомым, с которыми он проводит время. Например, идеалом хозяина бала является его покойный дядя Максим Петрович. В его высочайшую заслугу Фамусов ставит не военные подвиги, честность или служение родине, а то, что он смог рассмешить императрицу своей неловкостью, за что и был одарен всеобщей милостью. Дворянам старого порядка, к которым можно отнести гостей Фамусова, не интересны истинно положительные качества человека (доброта, отзывчивость, справедливость и др.), на первое место они ставят манеры, умение вести себя в обществе и заводить полезные знакомства.
Таким образом, фамусовское общество с его прогнившими идеалами в пьесе противопоставлено человеку нового времени – Чацкому. Ему нет места среди этих людей, поскольку их жизненные принципы устарели. С помощью иронии Грибоедов стремился показать своим современникам, что их представления о счастье и идеалы ложны. В такой среде нельзя нормально существовать и воспитывать детей. Автор выражает надежду, что в недалеком будущем передовое дворянство будет представлено людьми образованными, честными, трудолюбивыми.
Сочинение Что значит быть честным с самим собой?
Быть честным с самим собой – это значит быть верным своему слову не перед кем-то, а прежде всего перед самим собой
Почему это так важно? Такое отношение к жизни необходимо прежде всего самому человеку
Во-первых, честность перед собой позволяет нам относиться к тому, что происходит в жизни очень серьёзно. Человек понимает, что нельзя просто так говорить о важных вещах, и если уж пообещал что-то или высказал своё мнение, то слово необходимо держать. Возможно, что других людей ты сможешь ввести в заблуждение. Скорее всего, объяснишь, почему поступил так, а не иначе. Однако, перед собой, своей совестью оправдаться не сможешь. Примером подобного поведения служит отношения мальчика Фильки и раненого коня из сказки Андрея Платоновича Платонова «Тёплый хлеб». Этот герой совершил подлый поступок, он кинул хлеб в снег, зная, что конь ранений и поднять его не сможет. Сразу же после этого поднялся сильный ветер, и на деревню опустился невиданный мороз. Он грозил уничтожить всё живое, заморозить воду. Тогда встала бы мельница, люди не смогли намолоть зерно и погибли от голода. Филька долго не мог уснуть, он знал, что причиной такой беды был именно он. Тогда мальчик ночью пошёл к Панкрату, у которого и жил раненый конь. Там он всё рассказал мельнику, хотя ему было очень сложно признаться в содеянном. Несмотря на осуждение, Филька просил Панкрата помочь ему исправить ошибку и примирить с конём. Как видим, герой осознал, что поступил безнравственно, и у него хватило ума не оправдываться, а сразу приступить к решению проблемы.
Во-вторых, честность по отношению к себе требует от человека быть справедливым и к другим. Никто не сможет осудить кого-либо, пока не выясняться все обстоятельства произошедшего. Тогда человек будет уважаемым в обществе, к нему будут обращаться люди с просьбой посоветовать, как поступить в той или иной сложной ситуации, или разрешить сложный вопрос. Такие примеры есть в истории нашего государства. Хочется вспомнить Сергия Радонежского. Его праведность, честность и справедливость приводили к нему в монастырь разных людей. Он никогда и никому не отказывал в помощи, ни перед кем не гордился. Не зря его имя стоит рядом с одним из победителей в Куликовской битве – Дмитрием Донским. Этот князь, также обращался перед битвой к Сергию за советом и поддержкой, зная его необыкновенные качества.
Таким образом, честность по отношению к самому себе делает человека ответственным и серьёзным.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Пример 1
Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.
Центральным конфликтом является противостояние Александра Андреевича Чацкого и фамусовского общества. Действие пьесы происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, являющимся управляющим казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Соответственно и круг общения он выбирает, опираясь лишь на собственные интересы и выгоду. К обществу Фамусова мы можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Их можно с уверенностью отнести к людям века минувшего. Они являются сторонниками всего укоренившегося. Это общество совершенно недовольно веяниями всего нового. Им не нравится мода на иностранное, однако их недовольство выражается лишь в раздражении. Действовать они не готовы, для них важна лишь репутация, и главное, чтобы никто ничего дурного при них не сказал.
У Чацкого же совершенно противоположное мнение. Когда он возвращается на родину после трех лет странствий, то очень опечален тем, что город совершенно не изменился. Все осталось так, как было, лишь немного сменилась обстановка, но нравы у общества все те же. Юноша не против службы, но Чацкому не нравится прислуживать другим. Он считает это унизительным. О чем говорит его знаменитая фраза: » Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
Сам конфликт зарождается, когда Чацкий приезжает домой. Он видит, что Софья влюблена в кого-то, но пока не понимает в кого. В итоге любовные прения выливаются в социальный конфликт, в котором Чацкий противостоит в одиночку обществу Фамусова. Он не смог раскусить Молчалина. В итоге с легкой руки Софьи, разнесшей слухи, он еще становится и сумасшедшим. Общество приписывает ему диагноз. А Фамусов отказывает ему от дома.
А.С. Грибоедов в своем произведении показывает дворян, которые боятся каких-либо перемен. Общество и не принимает Чацкого, он видит их пороки и смело на них указывает. Чацкий любит свободу и дорожит ей. А вот эти люди засели в клетках, из которых бояться высунуть носы. Юноша считает, что перемены необходимы, а общество отвергает эти новаторские идеи. В этом и заключен конфликт поколений. В итоге Чацкий проигрывает обществу, поскольку он один и последователей у него нет. Но это пока. Все меняется, время идет.