Отношение чацкого к крепостному праву в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Отношение чацкого к крепостному праву и народу

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Идеалы Чацкого и фамусовского общества

Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.

Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.

Софья крупным планом

Но это все остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если

задумается, но ситуация все же подается намеками, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. А что же там?

Чацкий внезапно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он возбужден, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось тем же самым. А вот она уже любит другого. Первая, еще детская, любовь забыта. Она увлечена Молчалиным. Увы, избранник весьма нехорош. Объективно – он беден, низшего сословия, это очевидный мезальянс. И субъективно он — слабохарактерный подхалим, льстец и ничтожество. Хотя, надо заметить, перспективы у него достаточно неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи пойдет далеко

При этом сам юноша вовсе не влюблен, просто он боится в этом признаться. Да и перспектива выгодной женитьбы тоже, наверняка, весьма ему симпатична. Часто именно этот неудачный выбор ставят в вину девушке, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променяла орла на общипанного воробья, глупая.

А кто такая Софья? Девушка, которая росла без матери, взаперти, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения – отец, который понятия не имеет о воспитании детей вообще и дочерей в частности и горничная. Что может знать Софья о мужчинах? Откуда ей взять хоть какой-то опыт? Единственный источник информации – книги. Дамские французские романы, которые разрешает ей читать папенька. Как такая девушка могла разглядеть неискренность человека, вошедшего в доверие к намного более взрослым и опытным людям? Это же просто нереально.

Софья очень молода, она наивна, романтична и неопытна. Молчалин – единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.

Вариант 2

Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий

Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву

Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.

Произведение Грибоедова является очень успешным, оно разлетелось на множество цитат. «Горе от ума» на сегодня является одной из самых цитируемых комедий. Множество высказываний из нее превратились в устоявшиеся выражения, кои являются неотъемлемой частью речи в современности

Немаловажно сказать, что сперва произведение Грибоедова запрещалось цензурой, ибо в нём содержалась критика по отношению к крепостному праву

Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.

Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.

Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу цитаты

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву. Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.


Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг:
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!

Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому. И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.

Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей. Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века. А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!

В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей. Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.

Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

«Горе от ума»: отношение к крепостному праву

Изображение жестокости системы крепостного права

  • В пьесе показаны сцены унижения и насилия над крепостными.
  • Крепостные выступают в роли жестоких хозяев и бесчеловечных управленцев.
  • Описывается тяжелый труд искупляемых людей и отсутствие у них прав на свободу и собственность.

Комическое отображение нелепости системы

  • Пьеса использовала комический прием для обнародования проблемы крепостного права.
  • Через юмор и иронию описываются нелепые ситуации и абсурдные законы, которые сопровождали крепостное право.
  • Герои пьесы смешными способами показывают абсурдность и нелогичность этой системы.

Высмеивание нравственного упадка общества

«В обществе есть одно жалкое преимущество перед пустыми сердцами – им никогда не грозит утешение, потому что, сколько ни напишешь, не сможешь выделить лучше всех»

Цитата Призыв к обществу пересмотреть свои ценности и отказаться от крепостного права.

Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву

Сразу нужно сказать, что в произведении нет чёткой позиции по этому вопросу. Ни разу в тексте не поднимается вопрос крепостного права, нет критики на этот счёт. Известно, что сам Грибоедов даже в жизни не высказывался по этой теме публично, не ратовал за отмену крепостного права или, наоборот, за его укрепление. Это не Некрасов, не Фонвизин, которые критиковали строй особенно за отношение верхушки общества к крестьянам. Грибоедов больше высмеивает именно социальные пороки.

Можно только по косвенным признакам понять отношение главного героя произведения к этому тогда животрепещущему вопросу. Чувствуется, что Чацкий уважает народ – трудящихся людей. Сто процентов к ним у героя больше уважения, чем к московской знати, которая «плетёт» лесть и лоб разбивает, кланяясь властям.

Андрей Чацкий говорит Фамусову, что их общество, буквально, смешит народ

Купцы и дельцы трусят на войне, но «отважно» бьют поклоны. Что остаётся делать простым людям при взгляде на такое поведение? Только смеяться, но между собой, конечно, так как в руках тех глупцов власть и деньги

В этом же разговоре Андрей Андреевич с возмущением приводит в пример крепостника-театрала. Тот согнал на обозах со всех концов своих владений самых красивых детей, чтобы нарядить их в «Амуров и Зефоров». При этом он оторвал несчастных от их семей, подверг стрессу… Но все восхитились результату его задумки – красивое представление. Вся столица развлекалась! Но вот только никто театралу так и не помог с долгами… И пришлось распродавать тех Амуров по одному. Или ещё пример, когда крепостник выменял своих верных лакеев, которые его поддерживали и в беде, и в радости, на борзых собак! Чувствуется, что Чацкому это всё отвратительно.  

Главный герой характеризует наш народ добрым и даже бодрым. Чацкий сетует, что из-за обилия иностранных слов в речи знати простые люди не только не понимают «хозяев», но и считают их почти немцами. Богатые стараются отделиться от народа, относятся к нему как к вещи.

У Чацкого гуманный подход к этому вопросу. Возможно, ни он, ни автор не знал, как решить эту социальную проблему, но, вероятно,  весь ужас именно в презрительном отношении одних людей к другим.

Другие сочинения:

Казенный человек

Сам Фамусов тоже человек не бедный и имеет достаточно высокий чин «управляющего в казенном месте». От него во многом зависит успех и продвижение по службе многих людей. Он распределяет награды и чины, составляет протекции молодым чиновникам и пенсии отставникам. Вполне понятно, что такие люди, как Фамусов, будут до последнего сражаться за сохранение своего статуса и привилегий. Этот герой восхваляет московские традиции и нравы. Он считает, что во всем нужно опираться на опыт «отцов» и учиться у старшего поколения.

Цитаты Фамусова содержат смысл того, «что по отцу и сыну честь», пусть он будет плохенький, но если имеет пару тысяч крепостных, то и женихом будет считаться достойным.

Проблематика произведения «Горе от ума»

Важнейшие проблемы, которые автор освятил в этом произведении включают в себя:

  • борьбу с крепостнической реакцией
  • взаимоотношения народа и дворянской интеллигенцией
  • деятельности тайных политических сообществ
  • воспитания дворянской молодежи
  • национальной русской культуры
  • разума в социальной жизни
  • долга, достоинства, чести человека

Грибоедов рассказывает о столкновении двух жизненных эпох: феодальной и передовой дворянской направленности.

Те проблемы, которые А. С. Грибоедов осветил в своем произведении, продолжали вызывать волнение в обществе и литературе и много лет спустя после появления пьесы. В своей комедии Грибоедов задумывается о судьбе России, о новаторских путях ее развития, переустройстве общественной жизни русских людей.

Столкновение, которое показано в произведении, феодально- крепостного общества с передовыми идеями молодежи было характерно не только для России, подробное столкновение имело место быть и в странах Европы. Те же противоположности, которые столкнулись в комедии Грибоедова, были явлением всемирным, но в разное время и в разных странах это столкновение имело разные формы.

Замечание 1

Комедия Грибоедова отличается от других социальных произведений того времени тем, что обычно авторы осуждающе высмеивали только один порок социума, он же разоблачил очень широкий круг явлений феодально-крепостнического общества.

Грибоедов пошел по следам Радищева, который обличал крепостное право и вносил революционные мысли в литературу 18 века. «Горе от ума» это произведение социально-политического характера.

Исторический контекст и значимость темы

Тема отношения Чацкого к крепостному праву и народу важна и интересна с точки зрения исторического развития Российской империи.

Во времена Чацкого, крепостное право было одной из основных социально-экономических институций в России. Оно закрепляло неравенство и принуждение крестьян по отношению к помещикам. Каждая крестьянская семья была прикована к земле и полностью зависела от воли своего владельца.

Чацкий выступал против этой системы и открыто выражал свое несогласие с крепостным правом. В своем письме к подруге Наталии Ростовой он говорит: «Осуждаю гнет крепостной, когда верность принужденою угодице нянчится». Он отвергал идею принуждения и неравенства и стремился к освобождению крестьян.

Чацкий был прогрессивным мыслителем своего времени и его отношение к народу и крепостному праву было важным шагом к социальным изменениям. Его письмо с цитатами проникновенно рассказывает о несправедливости и жестокости крепостного права и выступает за права и свободы народа.

  1. Он говорит: «Как мне супротив повоевать! и ежели да, то за чашкой чаю от долгогнеющих людей и от всех бедняков.»
  2. И продолжает: «Его жизни жалко, его годин ока видимо чреваты страданием.»
  3. Чацкий предполагает возможность реформы, через запрет на куплю и продажу людей, говоря: «Сохранить играючи бесчисленные костьки ёжей восприятельные, но бы таких младенцев уберегли от всякай продажи, все барство на тобою пометены не были бы наши газеты, где щедро и вдовлениями, убийствами, битвами, пожарами заставлены.»

Цитаты Чацкого показывают его сочувствие к страданиям и несправедливости, а также его стремление изменить существующую систему. Это демонстрирует значимость темы отношения Чацкого к крепостному праву и народу, как показательного примера исторического движения к освобождению и социальной справедливости.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в её целостной завершённости. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом всё это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – всё это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?

Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.

Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».

Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей
жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.

Независимая личность

Есть и другое его высказывание, которое следовало за предыдущим, и оно звучало так: «Или вон тот, еще, который для затей, на крепостной балет согнал на многих фурах…». Отсюда видно, что зачастую крепостных использовали ради забавы, на потеху или удивление гостей и друзей. Чацкий напоминает о каком-то знатном дворянине (собирательном образе), создавшем балет, в котором участвовал крепостной народ. Для Чацкого это был жуткий пример эксплуатации живых людей как неодушевленных марионеток. Но вся беда заключалась в том, что когда хозяину пришла нужда, он отдал крепостных за долги как какую-то вещь.

Первое высказывание Чацкого — обличающее и суровое, а второе содержит чувство жалости по отношению к бедным людям.

Интересно и то, что отношение Чацкого к крепостному праву не предполагает прямых выпадов в сторону Фамусова. Но и это не создает сомнений по поводу взглядов героя, потому что он — истинный патриот независимых вольнолюбивых воззрений. Чацкий искренне желает процветания своей Родине, презирает карьеризм и чинопочитание, осуждает всякие подражания заграничному и считает, что человека должны уважать и ценить не за количество крепостных, а за его

1)Чацкий 2)Фамусовсое общество
ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ,ЧИНАМ,КАРЬЕРЕ:
1)»Чины людьми даются,а люди могут обнануться.»
Сперва насмешливо,а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов,которые требуют рабской покорности,лицемерия и приспособленчества.
2)Фамусов:»При мне служащие чужие очень редки;Все больше сестрины,свояченицы,детки…Будь плохенький,да если наберетсядушь тысячки две родовых,-Том и жених.»
Молчалин:»ведь надобно ж зависеть от других. …В чинах мы небольших»
ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ:
1)»Служить бы рад,прислуживаться тошно…»
«Когда в делах- я от веселий прячусь,
Когда дурачиться-дурачусь,
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников,я не из их числа»
2)Фамусов:»…Обычай мой такой:Подписано,так с плеч долой.»Молчалин:»Ну,право,что бы вам в Москве у насслужить?
И награжденья брать и весело пожить?»
ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ:
1)Фамусов о Чацком(с ужасом)
«Опасный человек!Он вольность хочет проповедать!Да он властей не признает!»
Называет крепостников-помещиков «знатными негодяями»,одни из которых «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей,отцов отторженных детей»,которые затем были все «распроданы по одиночке».Мечтает избавить русский народ от рабства.
2)Хлестакова:»От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку,-Вели их накормить,ужо,дружочек мой….От ужина сошли подачку»В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали»,на трех борзых собак.
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ:
1)Хорошо образован.
фамусов о Чацком
«…он малый с головой,и славно пишет,переводи»2)Хлестакова:»И впрямь с ума сойдешь от этих,от однихОт пансионов,школ,лицеев…»Скалозуб:»…Ученостью меня не обморочишь…»Фамусов:»…Ученье- вот чума,ученость- вот причина,Что нынче пуще,чем когда,Безумных развелось людей,и дел,и мнений»
КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ:
1)»Есть люди важные,слыли за дураков…
… но призваны всем светом,
Особенно в последние года,
Что стали умны,хоть куда…»
(Предполагают,что эти строки посящены Александру 1)
Ум в понимание Чацкого- это просвещение,передовые взгляды,стремление искать блага не для себя,а для Отчизны.Для Фамусова- это ум бунтовщика,»карбонария».Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие(в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль,всякое искреннее чувство).
2)Софья(о Чацком)
«Ум эдакий ли ум семейство осчастливит…»
ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру,добиться чина,жить богато,жениться выгодно-«дойти до степеней известных».Это практический,житейский,изворотливый ум.

Знаменитая нравственно-социальная пьеса в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова стала оригинальным высокохудожественным и общественно значимым произведением первой четверти XIX века. Автор работал над главным произведением своей жизни несколько лет и изобразил в нем образы и реальные типажи людей той эпохи.

Заключение

Общество негодяев, примеры ужасов, в виде обмена крестьян на борзых собак – дает право читателю судить о том, что Чацкий, как персонаж к крепостничеству относится негативно. Но как таковой линии отрицания в произведении не прослеживается.

Нынешний образ жизни, уклад общества, отношение к чинам, богатству, положению в обществе – не устраивает главного героя. Но, увы, он не может «вразумить» дочь Фамусова, Лизу, своими речами, по этой причине и уезжает.

Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является.

Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.

  • Ранение андрея болконского в бородинском сражении цитаты

      

  • Поезд на дарджилинг цитаты

      

  • Цитаты из корпорации зла

      

  • Цитаты парня в спортивном костюме

      

  • Цитаты из книги антихрупкость

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Отношение Чацкого к крепостному праву весьма двойственно – с одной стороны, он довольно часто говорит о злоупотреблении этим режимом, но в то же время, в его репликах не прослеживается полного отказа либо протеста. Поскольку сам мотив крепостного права не является основополагающим в произведении, позиция нашего героя выражена сжато, однако даже на отношении этого можно составить его представление относительно данного вопроса.

При упоминании о крепостных, Чацкий, как правило, негодует. Ему искренне претит существующая действительность, однако, вполне вероятно, что это происходит потому, что в те времена, многих молодых дворян коробили грубые формы крепостничества. Больше всего героя возмущает то, что знать использует крепостных «как заблагорассудится», не считают их за людей, а порой и хуже скота, мнение крестьян абсолютно ни во что не ставится, они лишены всяческих прав, даже элементарно человеческих.

Существует всего лишь две цитаты Чацкого по отношению к крепостному праву и простому люду, среди которых одна преисполнена справедливым возмущением, а вторая жалостью. Невозможно не согласиться с героем, ведь достаточно больно и обидно видеть, что живых людей лишают самого основного, на что может претендовать человек – права на голос и собственное мнение.

Стоит отметить, что во времена, описываемые писателем, крестьяне и вправду были абсолютно безвольными, словно марионетки в руках помещиков и знати. Мало того, Чацкого возмущает что в цене животные и люди тождественны, что, в принципе не является правильным, их можно обменивать, продавать, покупать не спрашивая согласия.

Герой никак не может принять тот факт, что людей можно обменять на собак, собак на людей, людей на лошадей, лошадей снова на собак – в общем, что разум человеческий и возможности людские не оцениваются по достоинству и человек (пусть даже самый простой и необразованный) автоматически причисляется к домашнему скоту, хотя все мы знаем, что каждый есть индивид, личность, обладающая уникальностью и высшим интеллектом.

Чацкому больно смотреть на страдания крепостных, и не важно что движет им –человеческое сострадание либо просто чопорная интеллигентность, так или иначе, невооруженным глазом видно, что подобное ему искренне чуждо. Однако есть одно «Но»… Если героя действительно раздражает существующая несправедливость, почему он не прибегает к какой-либо деятельности относительно протеста крепостному праву, и высказывает лишь недовольство, но не открытое желание изменить действительность?. Сложно сказать… Но тот факт, что отношение Чацкого к крепостному праву является негативным, неоспорим

Другое дело, что в его случае оно безвольно негативное и ограничивается лишь сетованием, но никак не действиями и борьбой. Возможно, потому, что нашему герою просто лень? Кто знает…

Сложно сказать… Но тот факт, что отношение Чацкого к крепостному праву является негативным, неоспорим. Другое дело, что в его случае оно безвольно негативное и ограничивается лишь сетованием, но никак не действиями и борьбой. Возможно, потому, что нашему герою просто лень? Кто знает…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: