Особенности характера Печорина
Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.
Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.
Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:
- «Зачем я жил?».
- «Для какой цели я родился?».
В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.
И природа, как бы сострадая его чувствам, становится все тревожнее и мрачнее. Читая о его приключениях, можно сделать вывод, что Печорин совсем не ценит свою жизнь. Для него даже смерть — игра, которая вносит чувство новизны в его однообразную повседневность. Печорин все время рискует жизнью, не боясь опасностей. Сколько добрых дел мог совершить такой смелый и волевой человек, но, к сожалению, пока он способен лишь на «острые ощущения» и игру с судьбой.
Офицер и капитан
Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.
Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:
- Григорий был нездоров;
- исхудал;
- нуждался в помощи и поддержке.
Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.
Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.
Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.
Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.
Особенности образа
Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.
Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.
Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.
Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.
Сочинение
В русской литературе роман М.Ю
Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем
Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.
Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.
2 стр., 736 слов
» Человек отвечает за жизнь на земле…»
… к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От будущего … не может быть другой, пока угроза не коснётся человека, и каждый не почувствует своей ответственности за судьбу мира. А когда это произойдёт, пусть сильнее страха …
Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.
Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.
Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.
Понимание темы судьбы Печориным
В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы»
То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.
Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.
Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.
Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.
При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:
Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед. Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).
Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.
Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы
Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.
По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.
Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.
Рассуждение по произведению
Если жизнь это последовательность противоречий между сердцем и разумом, то кто же тогда управляет человеком злой рок или он сам? Такой вопрос должен задавать себе главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Весь роман представляет собой группу историй, посвященных главному герою. Хотя это не полная его биография и многих данных о герое нет. Например, неизвестно, как он попал на Кавказ. Тем не менее у читателя есть много литературного материала, позволяющего оценить сложность и противоречивость его судьбы.
Сложные ситуации не делают Печорина сильным, не закаляют его характер. Не приводят к осознанию ценности жизни. Тем не менее его самоуверенность, вера в собственные силы, и даже пренебрежительное отношение к року, позволяют ему избегать гибели.
Отличным примером данного факта является его поведение перед дуэлью с Грушницким. Он думает: “Может быть, я завтра умру!”. Но эта мысль не тревожит его долго. Сам себе Печорин признаётся, что думать так смешно и крайне обидно. Такая самоуверенность в конечном счёте и спасает ему жизнь, в то же время приводит к гибели его противника.
Другим вызовом рока для нашего героя становится встреча с Вуличем, который тоже может избегать хитрых ловушек судьбы и кажется, что в нём заложена сила, влияющая на судьбу. Но вот как только, он расслабляется, то погибает он руки обычного, да ещё и пьяного казака. И выходит, что рок его всё же настигает. А окружавшие его люди говорят: “Так у него на роду написано”
Повлияло ли это на понимание предопределённости жизни Печориным? Думаю да. Сам он называет себя “топором в руках судьбы”. В романе он рассказывает, что все его неприятные черты характера являются результатом внешней среды. Он говорит: “Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых там не было; но их предполагали — и они родились”.
Таким образом, роль и место Печорина в обществе была запланирована средой ещё с далёкого детства. Долгие годы он, будучи ребёнком и подростком, шёл и развивался в этом направлении. Тем не менее будучи офицером, в тот момент когда мы с ним знакомимся, у него возникает желание выйти из того замкнутого круга в который он был помещён с детства. Поскольку достойных примеров перед ним не было, он действовал так как считал нужным в данный, конкретный момент времени.
Поэтому, все поступки нашего героя романа словно направлены на проверку теории может ли человек противится своей участи. Однако, такие рискованые испытания судьбой рано или поздно заканчиваются плохо, что и случилось с Печориным.
Другие сочинения:
Роль Предисловия
Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Судьбы героев романа
Как правило, в «Герое нашего времени» у всех персонажей трагическая судьба. Они искренне стремятся к счастью, но понимают, что не смогут достичь желаемого. Тема любви в романе, которую мы подробно разбирали тут, очень остро поднимается Лермонтовым. Однако у него своеобразный взгляд на это сильное чувство.
По сути, в романе вообще нет счастливых людей. Например, несчастная дикарка-черкешенка Бэла, которую похитил Печорин и ее родной брат. Княжна Мери влюбляется в главного героя, унижается перед ним, а тот играет на ее чувствах и гордости .
Фото: svetsatunkina.blogspot.com
Наконец, светская замужняя дама Вера, которая стала тайной возлюбленной Печорина. Она глубоко страдает от свое внутренней похоти и безысходности. Грушницкий, безнадежно влюбленный в Мери, погибает на дуэли от рук Печорина.
Даже Максимы Максимыч глубоко несчастный человек. Он уже преклонного возраста, у него никогда не было женщины, нет семьи и детей. Даже Бэла, которую он постепенно начал воспринимать, как родную дочь, не признала его, и относилась с холодностью.
Печорин о себе
Сам Печорин видит свой цинизм и эгоизм. Периодически в словах героя проскакивает мысль, что и сам он страдает о этого. Но в его поведении это страдание никак не выражается. Он всегда холоден, чужие чувства не тревожат его, ровно также как и свои. Любые проявления эмоций для него приобретают лишь характер выученной вежливости, а любое чувство быстро сменяется другим. Печорин имеет успех у женщин, но сам он любить не в состоянии. Он заявляет, что презирает всех женщин, чтобы не любить их, потому что не хочет превратить свою жизнь в мелодраму.
Получается, что на вопрос о том, способен ли Печорин любить, можно дать лишь отрицательный ответ. Он и сам не раз упоминает это в своих записках. Но он принимает себя таким, какой он есть, до самой смерти он остается циничным и бесчувственным. Страдает ли он от этого на самом деле?
Вероятно, он понимает, что это нехорошо, но, как и остальные чувства, ощущение вин быстро исчезают в недрах его души.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Способен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу», раскрыть вопрос о цинизме и бесчувственности персонажа, которого Лермонтов назвал героем эпохи.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
2 вариант
Далеко не каждый человек способен любить по-настоящему. Многие принимают за настоящую любовь мимолётное влечение, влюблённость. Настоящая любовь – это когда человек ставит интересы другого выше своих, переживает за него больше, чем за себя самого. Такое светлое чувство не может просто закончится, оно вечно. Так может ли Печорин любить по-настоящему?
Возьмём его отношения с Беллой. Белла – юная дочь князя, главный герой влюбляется в неё с первого взгляда. Он решает похитить её, в чём ему помогает брат Беллы – Азамат в обмен на то, что Печорин поможет ему выкрасть коня у Казбича. Выкрав девушку, он начинает одаривать её подарками в надежде завоевать её любовь. Вскоре Белла влюбляется в него, однако главный герой начинает к ней охладевать. Он все чаще уезжает на охоту и таким образом заставляет Беллу сильно переживать и тосковать по нему. В один день, Казбич решает отомстить Печорину за коня и крадёт Беллу из крепости, пока главный герой был на охоте. Печорин спешит девушке на помощь. Казбича догоняют и для того чтобы сбежать он ранит Беллу кинжалом в спину. Девушка умирает в мучениях. Главный герой расстроен, но эти переживания вызваны скорей чувством вины. Печорин прекрасно понимал, что Белле плохо и она переживает, но не сделал ничего, чтобы это исправить. К сожалению, его чувства к Белле были вызваны лишь желанием польстить себе.
Теперь вспомним отношения Печорина и Мери. Главный герой прекрасно знал, что его давний приятель – Грушницкий искренне влюблён в Мери, но вместо того, чтобы помочь ему завоевать расположение девушки, он решает сам влюбить в себя Мери. Этот любовный треугольник привёл к ужасным последствиям, Грушницкий погибает на дуэли с Печориным, а Мери остаётся с разбитым сердцем. Девушка изначально была для главного героя лишь игрушкой и, разумеется, ни о какой настоящей любви здесь речь не идёт.
Также у главного героя были отношения с замужней девушкой Верой. Девушка и Печорин познакомились еще до момента повествования. В их отношениях действительно была страсть, а при встрече она разгорелась с новой силой. Однако девушка признаётся, что отношения с Григорием принесли ей не мало страданий, а это значит, что Печорин испытывал к Вере страсть, но никак не любовь. Когда любишь человека, то не допустишь того, чтобы он из-за тебя страдал.
Итак, проанализировав отношение главного героя к девушкам, становится понятно, что он не способен любить по-настоящему. К сожалению, для него всегда будет важнее его самолюбие, а эгоистичные люди, как правило, не способны на любовь.
Герой нашего времени – роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах. Молодой Лермонтов был настоящим поклонником творчества Александра Сергеевича Пушкина. Так, вдохновившись романом ,,Евгений Онегин”, он решает написать произведение, в котором отразит всю суть жизни своего современника. Главным героем романа становится Григорий Александрович Печорин.
Зрелые годы творчества
Переломным моментом, разделившим творчество М.Ю. Лермонтова на «до» и «после» стала гибель на дуэли А.С. Пушкина, бывшего для юного поэта настоящим кумиром.
В своём произведении «Смерть поэта» Лермонтов оплакивает Пушкина и рассуждает о роли поэта в обществе. В смерти Пушкина Лермонтов обвинил существовавший в России царский режим, впервые открыто и смело высказав недовольство властью.
После публикации этого стихотворения Лермонтов был арестован и подвергся судебному разбирательству. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, в том числе близкий к императорский семье поэт В.А. Жуковский, и после суда поэт отправился в изгнание.
Замечание 3
Именно после «Смерти поэта» Лермонтов осознал предназначение поэта и поэзии и стал, как писал Пушкин, «глаголом жечь сердца людей».
Творчество поэта приобрело ярко выраженный общественно-политический характер. Лермонтов правдиво и честно показывал читателям, в каком положении находились в то время страна и люди.
В это время Лермонтов уезжает на Кавказ, чтобы оказаться подальше от императора Николая I. На Кавказе поэт создаёт «Бородино», «Пророка», «Песнь про купца Калашникова» и многие другие самые известные свои произведения, в которых он высказывался относительно государства и власти. Кавказ же вдохновил Лермонтова на создание «Мцыри».
В 1839 — 1840 годах Лермонтов создаёт лирико-психологический роман «Герой нашего времени», в котором критике подвергается уже не царский режим, а среднестатистический представитель молодого поколения, оторванный от общества. Названный героем времени Печорин вызывал негативные отклики в обществе, не желавшим быть ассоциированным со столь неприятным и неоднозначным персонажем.
В 1841 году М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли, оставив после себя огромное литературное наследие и сделав колоссальный вклад в развитие русской литературы.