Дуэль печорина и грушницкого — описание и анализ эпизода

Образ и характеристика грушницкого в романе «герой нашего времени» лермонтова

Второстепенные герои и их характеристика

  • Доктор Вернер – врач на водах, «пользует» местных жителей и приезжающую знать, невысокий, некрасивый, хромой худенький мужчина. С Печориным сошелся по-приятельски, когда оба выяснили, что обладают сходными вкусами, острым умом с некоторым цинизмом. Он из тех людей, которые вначале «поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии» (об этом пишет Печорин).
  • Княгиня Лиговская – мать Мери, пухлая, добродушная женщина лет 45, без памяти любящая единственную дочь и готовая ради ее счастья на все.
  • Драгунский капитан – близкий приятель Грушницкого, человек постарше его, всегда готовый выпить, «не отягощенный» совестью, с которой легко идет на сделки.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким

Роман «Герой нашего времени» выдающегося писателя девятнадцатого века Михаила Юрьевича Лермонтова открывает для читателя тип человека нового времени, у которого чувства и эмоции занимают в жизни одно из последних мест.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин достаточно умный молодой человек, но уже не стремящийся ни к чему в этой жизни. Грушницкий в романе – это приятель Печорина. Знакомство двух молодых людей происходит на Кавказе во время их службы. Вторая встреча Печорина с Грушницким происходит на водах в Пятигорске. Это глава «Княжна Мэри» в романе. Грушницкий в это время лечится, так как ранен. Несмотря на то что они приятели, дружбы между ними нет. Оба не выносят друг друга, но тем не менее продолжают общаться. Печорина раздражает всё в Грушницком: его хвастливость, трусость, глупость, напыщенность, притворство. Печорин видит, что его так называемый приятель фальшивый насквозь.

Дуэль между молодыми людьми – это одно из главных и центральных событий в романе. Происходит она по причине того, что Грушницкий ведет себя очень недостойно по отношению к княжне Мэри. Он распускает про нее сплетни о том, что Печорин якобы похаживает к ней по ночам. В то время для молодой незамужней девушки было просто неприемлемо и могло бы испортить ее репутацию. Грушницкий просто-напросто влюблен в княжну Мэри. Она не отвечает ему взаимностью. Поэтому Грушницкий решает отомстить ей таким низким образом.

Печорин, как и подобает порядочному молодому человеку, возмущен таким поведением Грушницкого. Он вызывает его на дуэль. Но даже здесь Грушницкий хочет совершить плохой поступок: подсунуть Печорину незаряженный пистолет. Но Григорий Александрович раскрывает этот обман. Печорин и в этой ситуации ведет себя благородно: он предлагает Грушницкому отменить дуэль и признать свой проступок. Но тот отказывается. В итоге Печорин убивает Грушницкого на дуэли.

Эпизод очень хорошо раскрывает характер главного героя. В отличие от других персонажей Печорин благородный, уважает мнение других, умеет слушать, честный. Но несмотря на ряд положительных качеств, он живет без цели и не верит в искренность чувств.

Перед предстоящей дуэлью Печорин анализирует прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прошла впустую, без какого-либо смысла.

После дуэли Григорий Александрович чувствует себя весьма подавленным. Но и этот момент с гибелью Грушницкого не меняет героя: Печорин остается все таким же безучастным ко всему происходящему вокруг.

Лермонтов изобразил в своем произведении героя его времени: апатичного, без эмоционального, не стремящегося к какому-либо идеалу в жизни.

Дуэль Печорина и Грушницкого
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Летние каникулы 2, 3, 4, 5, 6 класс

    По моему мнению, все дети без исключения просто обожают каникулы, в особенности, летние. В это время школьники действительно могут отдохнуть от учебы, домашнего задания и, конечно же, оценок.

  • Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс

    Этот известный русский художник, является непревзойденным мастером портретного жанра, так как большинство его работ выполнено в этом стиле. Данная работа показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво.

  • Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя сочинение

    В своем произведении Николай Васильевич Гоголь рассказывает о событиях, происходящих в 17 веке во времена борьбы Украины за свою независимость. В этой повести описывается героизм и преданность своему государству и долгом перед народом,

  • Сочинение на тему Летняя ночь 4 класс

    Лето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать теплую одежду, и хочется очень много времени проводить на улице. В последнее время лето очень жаркое.

  • Сочинение Пенза — мой город

    На свете есть много замечательных городов, но один из них особенно дорог моему сердцу – Пенза. Пенза-это областной город, а также культурный центр целой Пензенской области.

  • Сочинения на тему Праздники

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности. Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N. Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера. Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию. Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Участники дуэли

В романе Капитан Драгунский занимает из главных мест в развитии сюжета. Этот человек недостоин называться дворянином, так как него отсутствуют душевные качества и совершает подлые поступки.  Печорин слышал разговор Грушницкого и  пьяной компании, где товарищи решили испытать Печорина на храбрость,  и придрались Григорию. Герой уверенный в том, что этот вызов как  провокация. Лермонтов лишил капитана Драгунского имени, этим поступком автор подчеркивает собственное отношение к герою как к  неодушевленному человеку. Дуэли запрещались, но Печорин размышлял о том чтобы секунданты не понесли наказания, если вдруг произойдет гибель дуэлянтов.

Сцена дуэли

Печорин выбрал место для дуэли. Это место было треугольной скалой размером из шести шагов. Участники дуэли стояли на краю площадки, при малейшем ранении дуэлянт падает в пропасть. Но Печорин оказался сообразительным и нащупал ногой на площадке точку опоры, Григорий о камень под наклонном вперед. Печорин заметил, что Грушницкий целится прямиком в него, дала слово что если Грушницкий останется в живых, Григорий не пощадит соперника. Григорий Александрович стреляет метко и стоял уверенно.

Первым выстрелил Грушницкий, в этот момент Печорин резко отреагировал и сделал пару шагов вперед со стороны обрыва. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Грушницкий заявил, что презирает себя, а Печорина ненавидит и если тот не убьет Грушницкого, тогда ночью внезапно зарежет. После таких сказанных слов Григорий выстрелил в упор соперника. 

Дуэльная сцена четко ощущается благодаря природе, скалам, и то как описано чувствительно душевное состояние главных героев.  Вернер когда угодно в момент готов остановить эту непоколебимую дуэль, доктор близко принял к сердцу происходящую ситуацию, тяжело переживал.

4.7

5
(
300

голосов
)

Дуэль

Важно понять, каково было поведение Грушницкого и Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен

Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской шайки», которые были похожи на настоящее убийство.

Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».

Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.

Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».

Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного».

Печорин вновь спросил у Грушницкого, не готов ли он отказаться от своей клеветы, а затем попросил доктора перезарядить пистолет, раскрыв их злой замысел. Печорин вновь предложил Грушницкому раскаяться, напомнив ему, что они когда-то были друзьями. После слов Грушницкого о том, что им нет на земле места вдвоем, Печорин выстрелил. «Грушницкого на площадке не было».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дуэль Печорина и Грушницкого», подробно проанализирует эпизод дуэли, раскроет ее причины и повод.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых компанейских —

Главные герои «Герой нашего времени»

для самых занятых —

Читательский дневник «Герой нашего времени»

для самых любопытных —

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

для самых крутых —

Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы апреля для 9 класса:

Краткое содержание «Свои люди сочтемся»

Краткое содержание «Вешние воды»

Краткое содержание «Бедные люди»

Смысл названия «Собачье сердце»

Сочинение-рассуждение «Значение слова дружба»

«Матренин двор» очень краткое содержание

Чичиков у Собакевича

Характеристика Коробочки

Образ города в поэме «Мертвые души»

Что такое «шариковщина»?

Характеристика

Княжна Мери представляет собой члена высшего общества, обладающего молодостью и избалованностью, однако ее личность нельзя назвать злобной. Из-за своего возраста и своей природы ее душа стремится к романтическим и трагическим характерам, что приводит к ее легкому увлечению сначала Грушницким, а затем и Печориным. История ее любви завершается трагически, и девушка получает жестокий жизненный урок. В романе не раскрывается ее дальнейшая судьба и изменения в ее характере.

Персонаж Мери представляет собой типичную молодую даму, существующую во все времена. Она наивна и романтична, мечтая о том, чтобы стать героиней сказок и историй, которые можно будет рассказывать. Ей еще слишком рано осознавать тот факт, что реальная жизнь часто оказывается более прозаичной. В этом аспекте Мери схожа с Печориным: оба они не готовы принять истинное положение вещей. Однако у княжны есть возможность преодолеть свое текущее положение и обрести счастье в условиях того «нашего времени», которое описано в романе (1830-е годы).

Так же, как и с Грушницким, читатели вначале видят последствия истории с княжной Мери, а затем уже сталкиваются с самой героиней. Романтические отношения и дуэль, вызванная этой любовной историей, становятся причиной ссылки Печорина в крепость N к Максиму Максимычу, где Григорий сразу находит себе новый романтический интерес. Таким образом, можно заключить, что княжна Мери играла не такую уж важную роль в жизни Печорина: их взаимоотношения прошли мимо него, не задев его чувства и просто послужив новым источником впечатлений.

В дальнейшем роль Мери заключается в том, что она помогает раскрыть характер Печорина. Из их любовной истории читатель узнает, что Григорий способен завоевать девушку намеренно, а затем относиться к ней с неуважением. Также становится ясно, что Печорин готов защищать честь девушки, но при этом не испытывает к ней особых чувств. Фактически он убивает Грушницкого только для собственного развлечения и самоудовлетворения, что свидетельствует о его невероятном эгоизме.

Мери, настоящее имя которой Мария Лиговская (однако ее окружение предпочитает использовать модное английское обращение), представляет собой богатую и образованную княжну. Ей суждено привилегированное положение в обществе, и она общается с высшим светом. Хотя в ее личности часто не выявляются какие-то выдающиеся черты: она просто представляет собой женщину своего времени, обладающую качественным образованием и стремящуюся обрести свое личное счастье.

Интересно отметить, что Мери увлекается обсуждением жизней окружающих и часто относится к другим с презрением. После уничижительного поведения Печорина она сама становится объектом насмешек и косых взглядов: ее возлюбленный не имеет намерения вступать в брак, и сама Мери получает сильный удар по своему самолюбию.

Мария Лиговская приезжает вместе со своей матерью на курортные минеральные воды с целью улучшения своего здоровья

Ее присутствие привлекает внимание молодых людей и светского общества: она идеально вписывается в эту среду, обладая достаточным образованием и привлекательной внешностью. Перед тем как появится Печорин, девушка привлекала внимание юнкера Грушницкого, и она отвечала на его проявленные симпатии, видя в нем трагическую и романтическую личность

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем — Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: «Мне жаль тебя, Печорин». Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя — Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Краткая характеристика Печорина и Грушницкого

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова. Образ Печорина – это образ человека, уставшего от жизни, человека без цели и места в мире.

В Печорине много положительных, светлых качеств, но он их в силу привычки подавляет, гасит разными способами. Показательно то, что писатель специально делает героя военным. Он всегда ходит по самому краю, всегда рискует. Он всегда на передовой. Но даже в те моменты, когда смерть буквально его настигнет, он не печалится, даже создается впечатление, будто ему все равно. Однако это не означает, что Печорину не нравится жить. Просто для него жизнь – это что-то мимолетное, и если вдруг она закончится, ему все равно. Печорин – неоднозначная личность. Его нельзя назвать положительным персонажем, но при этом он не является отрицательным.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Лермонтов называет Печорина героем своего времени не потому, что с него следует брать пример. Писатель показал портрет типичного представителя того времени – «лишнего человека». Печорин – яркий пример того, что может сделать с человеком уродующее личность общественное устройство.

Отличительными качества Печорина являются:

  • Знание людей;
  • Умение анализировать;
  • Независимость от мнения других;
  • Храбрость;
  • Самолюбие;
  • Эгоизм.

Печорин – натура активная, действующая, однако порыв чувств типичного романтического героя ему не свойственен. О себе он говорит так: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Печорин рассудительно, даже порой слишком, относится к себе и к миру, не терпит порывов страсти. И с ясным разумом он совершает страшные вещи: использует княжну Мери и Бэлу, затевает бессмысленную игру с Грушницким, итогом которой становится трагическая дуэль. Однако героем движет не сознательное желание зла, а просто скука. И Печорин переживает за совершенные им низости. Он и не совершить их он не мог – это было для него своеобразным «спасением».

С Грушницким впервые читатель знакомится в главе «Княжна Мери». Он является второстепенным персонажем романа, позволяющим оттенить неоднозначный характер Печорина. В романе Грушницкий предстает низким, подлым человеком. Он обладает пылкой душой, но слабым, трусливым характером. Способен на красивую речь, чтобы произвести впечатление на дам. Слабость Грушницкого заключается в том, что он не умеет признавать свои ошибки. А свою слабину пытается прикрыть обольщением и фарсом.

Основные черты характера Грушницкого:

  • Романтик;
  • Любит женщин;
  • Подлость;
  • Самовлюбленность;
  • Позерство.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился «в большой свет» для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: «благородный лоб», «бледный», «маленькая» рука. Этот персонаж — выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение. и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм.

То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать — влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях своей души, ясно понял, что совершенно не будет счастлив в браке и скоро разочаруется. Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, человека не стесняет.

Общаясь с Вернером, Печорин получал удовольствие от взаимопонимания, которое между ними установилось. Но это было очень холодное и механическое взаимопонимание, по крайней мере со стороны Печорина. Даже с относительно близким по духу человеком Печорин не мог душевно расслабиться, он продолжал насмешливо интеллекту ал изировать, пользуясь понятливым слушателем и забавляясь теми ребусами, разгадывать которые предлагал ему доктор.

Княжна Мери и Вера пробуждали в нём холодную расчётливую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, ценил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней.

Разорванность чувств и логики — вот что постоянно демонстрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался. Базовое свойство его личности — раздвоенность человека, открывшего мир постоянной рефлексии, но не сумевшего наладить обратное воссоединение разнимаемой на части картинки. Стремление к глубокому самонаблюдению, само по себе похвальное, затянуло Печорина в воронку нарциссического самолюбования. Так как это качество противоречит человеческой природе, то он потерял возможность плодотворного применения творческих сил, стал холоден и вял даже по отношению к самому себе. Законченное выражение этого типа человека предстаёт в фигуре Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

«Герой нашего времени» как произведение отличается тем, что характеры всех действующих персонажей преимущественно статичны. Характеры Веры и Мери тому не исключение. Другое дело, что изменяется отношение к ним Печорина, причём отношение ситуативное, а они соответственно этому проявляют те или иные реакции. Однако для того, чтобы всерьёз говорить об изменениях характера, слишком мало материала — охватывается сравнительно небольшой промежуток времени и совсем не уделяется внимания прошлому того или иного персонажа. Цель авторского повествования — исключительно сам Печорин.

Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но её, как девушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печорина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохранить достоинство.

Что касается Веры, то мы не знаем предысторию её отношений с Печориным. Наверное, она смогла понять сущность Печорина, потому что, подобно пушкинской Татьяне, сумела, забыв себя, погрузиться в душевный мир любимого человека. Только, в отличие от Татьяны, она не дистанцировалась, поняв его реальные стремления, а наоборот, привязалась ешё сильнее. Судя по всему, у неё в характере было заложено сильное стремление к пассивному терпению, она получала эмоциональное удовлетворение от искусственных романтических отношений, даже зная всю подоплёку печоринского характера. Внешне это было стремление сохранить остатки самостоятельности, внутренне — желание быть несчастной, но непременно красиво.

Причины дуэли

Оскорбленные должны были решать, сколько чести было оскорблено и стоило ли оскорбление убить, но общество определило первопричины конфликта, который мог привести к дуэли.

  • Расхождение политических взглядов — наименее частая причина конфликтов в России, однако периодически происходили политические столкновения с иностранцами, однако государство следило за «международными» дуэлями иногда более строго, поэтому они происходили не так часто.
  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более серьезный характер, поскольку в России служили почти все дворяне. Для многих служение стало самоцелью, поэтому унижение результатов службы или сомнение в ней означало оскорбление чести. Однако такие дуэли не получили особого распространения.
  • Отдельным поводом для дуэли можно считать защиту чести полка — для офицеров это значило слишком много, поэтому малейшее издевательство требовало ответа. Также было честью защищать честь полка.
  • Защита семейной чести: любое оскорбление лица, принадлежащего к определенной семье, расценивалось членами клана как личное оскорбление. Особенно остро воспринимались оскорбления умерших родственников, женщин и стариков, то есть тех, кто не может постоять за себя.
  • На отдельном этапе стояла защита женской чести. И если незамужние девушки пытались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятном на их репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, порой сознательно провоцируя своих мужей и любовников на драки. Конкретные действия не обязательно были необходимы, чтобы оскорбить честь женщины: достаточно было предположения, особенно если оно касалось неприемлемых отношений замужней женщины, которые, естественно, бросали тень на ее мужа. Это было невозможно игнорировать.
  • Соперничество мужчин за женщину — тоже отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, у которой, однако, уже были кандидаты в жениха. Если у обоих мужчин были планы на одну и ту же женщину, конфронтация между ними была неизбежна.
  • Защита слабых. Особенно ярко выраженное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянство в целом. Если один дворянин позволил себе обидеть «слабака» (например, человека, находящегося на более низком уровне социальной иерархии), другой мог выступить в роли благородного защитника и наказать обидчика за недостойное поведение.
  • Однако домашние ссоры оставались наиболее распространенными. Поскольку в дворянской среде умение вести себя должным образом считалось одной из основополагающих характеристик дворянского образования, дворянин, осмелившийся вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства в целом и каждого дворянина в отдельности. Охота, театр, бег, азартные игры и другие занятия, требующие соревновательного духа, были особыми сферами жизни, предрасполагающими к дуэлям.

Отношение друг к другу

Хотя отношения Печорина и Грушницы внешне выглядят как искренняя дружба, на самом деле это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на тесную дружбу ни с кем, для него существуют только дружеские отношения. Однако Грушницкий даже не сдружился с Печориным, так как не вызывал в нем уважения.

Героя забавляет фальшивая храбрость Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенная сентиментальность и настроения. Отметим, что все длинные эмоциональные монологи кадета — не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его низкий ранг.

Даже сам Грушницкий со временем начинает ненавидеть Пекорина. Сначала прислушайтесь к ее мыслям об обществе и даже поинтересуйтесь советом о женщинах. Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и надменность Печорина. Он понимает, что новый друг видит его насквозь и высмеивает его слабости. Гордость кадета уязвлена, и теперь он сам начинает избегать встречи с Печориным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: