Основная идея
Алексей Гаврилович писал пейзаж «На пашне. Весна» с особенным обожанием. В истории русской живописи картина стала символизировать первый пейзаж природы, ведь раньше русские земли не считали достойными любви и демонстрации, а художники изображали только заграничные виды. Но Венецианов сумел показать всю красоту и очарование русских земель. Большинство художников того времени выражали недовольство излишней простотой и жизненностью картины, ведь пашня не была предметом восхищения. Другие же, наоборот, ругали мастера за идеализацию пейзажа, ведь девушка в поле изображена в праздничном одеянии.
2 сочинение
На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка.
А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.
Возле старого пня растут молоденькие деревья. Их светлозеленая листва говорит о возрождении всего сущего. Этим художник еще раз подчеркивает , что на смену старому приходит новое. Весна приносит и зарождает новую жизнь. Эти деревца легко обдувает ветерок. Жизнь продолжается!
Вот уже на пашню вышли люди в надежде вспахать землю и взрастить новый урожай. Они виднеются вдалеке. Ну а сама весна изображена автором с любовью во всей красе, на переднем крае.
Смотришь на картину, и сразу понимаешь, что возле двух лошадей не простая крестьянка, ведь простые люди так не одевались. Женщина одета празднично, не для пахоты. Это и есть сама Весна – нарядная, радостная. Она так легко и смело ступает по земле и несет спокойствие и умиротворение. Ее красивое платье развевается на ветру, она босая, что подчеркивает легкость ее ходьбы по земле. Она так легко и непринужденно ведет лошадей.
А лошади изображены сильными и красивыми. Они легко тянут за собой борону. Что же этим художник хотел сказать? Думаю то, что весна самим своим приходом придаст людям силы и здоровья вспахать землю, на которой будет посажен новый урожай.
Центральный образ весны делает ее величественной и монументальной. Глядя на картину, мы сразу видим этот образ, а потом уже остальные.
На картине мы также видим ребенка, который спокойно играет на травке. Он очень легко одет, босой, видимо весна его обогревает своим теплом, да и земля уже прогрелась, иначе мать не оставила бы его играть почти раздетым.
Пашня изображена автором на картине в светло-коричневых тонах, что в сочетании с голубизной неба подчеркивает любовь к земле.
Трудности крестьянской работы на поле автор сопоставил с радостными моментами в их жизни. Крестьяне любят работать на земле, ибо она им дает пропитание. Как бы ни было тяжело работать, но они рады приходу весны, которая приносит радость и тепло на смену зимним суровым дням.
Художник использовал по-весеннему теплые тона красок, которые подчеркивают красоту природы и изображенных на пашне людей. Они гармонично дополняют друг друга и дают понять смотрящим на картину, что весна – это настоящая радость бытия!
Самые известные картины Алексея Венецианова
Многие, услышав о Венецианове, сразу вспоминают образ молодой крестьянки, идущей с лошадьми по полю. Это картина «На пашне. Весна», входящая в цикл о временах года. Несмотря на реалистичный контекст, она выглядит как вневременное изображение вечности, а крестьянский труд здесь приобретает сакральное значение. За эту работу Венецианова сравнивают с французским живописцем Жаном-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Известны еще две картины из этого цикла, а зимняя сцена считается утерянной.
Еще один шедевр Венецианова — картина «Гумно». Именно с нее начинается самобытный этап в творчестве мастера. Чтобы изобразить этот интерьер с искусно выстроенной перспективой и наполнить его светом, художник приказал выпилить переднюю стенку гумна. Изнурительная работа над шедевром стала причиной болезни, зато его приобрел сам император.
Картина «Жнецы» изображает мать и сына, которые любуются севшими на руку женщины бабочками. Венецианов подсмотрел эту сцену в жизни, после чего попросил работников позировать ему. Произведение воспевает красоту этого мира, которую чувствуют даже неграмотные крестьяне. Был написан и отдельный портрет мальчика — «Захарка».
Живопись старых мастеров дает нам возможность заглянуть в давно ушедшую эпоху и понять, чем ее представители были похожими на нас, а чем отличались. Если вы хотите приобрести старинную картину, выбирайте ее на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно купить произведения искусства отечественных и зарубежных художников.
Образ крестьянки
Что же необычного таит полотно «На пашне. Весна»? Взглянув на него, мы удивляемся простоте сюжета – Венецианов изображает крестьянку, вышедшую в поле с лошадьми. Однако поневоле начинаешь рассуждать, так ли всё просто, как кажется на первый взгляд. Критики и исследователи высказывали самые разные версии. На мой взгляд, интересным предположением является аллегоричность образа женщины на картине. Не исключено, что она отождествляется с русской землёй, с родиной и сущностью природы.
Есть также версия, что Венецианов изобразил не столько саму крестьянку, сколько Весну, пробуждающую землю и призывающую людей к работе. Некоторые ценители творчества художника даже усмотрели сходство главной героини с античной богиней Флорой. Правда, на мой взгляд, это чересчур преувеличенное сравнение. Женщина на полотне Венецианова не является копией какого-то божества или образа – это совершенно самостоятельное воплощение. Да, быть может, живописец действительно подразумевал Весну – но явно не греческую или римскую, а русскую.
Вы наверняка заметили, что наряд крестьянки мало походит на будничное платье, в котором женщины выходили в поле. Но не стоит забывать, что Венецианов показывает нам первый день пашни. В старину он считался праздником, а потому люди старались облачиться в лучшие свои одежды. Именно поэтому на женщине мы видим нарядный сарафан и кокошник. Как мне кажется, здесь скрыт и ещё один смысл. Столь праздничное убранство позволяет нам почувствовать, насколько значимой для крестьян была работа в поле. Даже столь тяжкий труд воспринимался с радостью, ведь он позволял людям выживать в самые сложные времена.
Возможно, что по замыслу живописца женщина на картине отождествляется с русской землёй, с родиной и сущностью природы
«На жатве. Лето» 1820
Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.
На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.
Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.
https://youtube.com/watch?v=WdV7nr5pu0E
Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!
Описание картины Михаила Клодта «На пашне»
Михаил Клодт написал «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.
На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии.
Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху. Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги
Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми
И бричка, и крестьяне, занимающиеся вспашкой, настолько хорошо вписаны в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.
Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины, а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.
Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню, и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.
Картину «На пашне» называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной Саврасова. Увидев ее на одной из передвижных выставок, Третьяков положительно отозвался о ней в письме Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, а копии этой картины всегда расходились огромными тиражами в самом разном виде. Сам Клодт трижды создавал репродукции своей картины для Российских музеев. Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всего русского бытия.
Вариант 6
На пашне. Весна — яркая картина А.Г. Венецианова, которая запечатлевает прекрасные моменты прихода весны. Чудесные облака, зеленеющая травка и молоденькие деревья с светло зеленой листвой создают атмосферу пробуждения природы и наполняют картину свежестью и радостью.
Описание облаков на картинах Венецианова вселяет в душу спокойствие и приятные ощущения. Они словно пушистые клубы, которые несут в себе энергию жизни и радость. Похоже, что небо на всех его картинах улыбается и желает людям только добра и счастья. Весна проступает и в зеленеющей травке, которая указывает на пробуждение природы после долгой и холодной зимы. Ее яркость и сочность придает нам свежесть и новую энергию, а также подчеркивает общую атмосферу картины.
Молоденькие деревья на картинах Венецианова символизируют возрождение и обновление. Их светло зеленая листва напоминает о мощи и жизненности природы. Казалось бы, они только что пробрались через зимний сон и готовы распуститься во всей вполне своего великолепия
Деревья являются ключевыми элементами на картинах Венецианова, они помогают передать визуальное повествование о приходе весны и привлекают внимание зрителя своей яркостью и живостью
На картине можно увидеть крестьянку, ведущую лошадей, и маленького ребенка, играющего на травке. Эти образы дополняют общую весеннюю атмосферу и активность персонажей. Крестьянка, ведущая лошадей, символизирует труд и умение работать с природой в гармонии. Ребенок же, играющий на травке, передает нам радость и наслаждение простыми вещами, а также непосредственность детства, которая особенно проявляется в весеннее время.
Цвета и оттенки на картинах Венецианова являются реалистичными и приятными для глаз. Теплые тона красок, использованные на картинах, создают атмосферу тепла и уюта, передают положительные эмоции. Они заставляют нас почувствовать себя уютно и комфортно, иллюстрируя нам естественное и гармоничное сочетание окружающей природы.
Сочиняя о картине Венецианова «На пашне. Весна», я вспомнила свои весенние впечатления на собственной даче. Там тоже есть облака, они вселяют в меня спокойствие и радость. Зеленеющая травка и распустившаяся всякая растительность дарят мне новую энергию и надежду на лучшее. Я люблю наблюдать за тем, как просыпается природа после зимнего сна, и как улыбается небо с ясными облаками прекрасной весенней погоды.
В заключение, картина «На пашне. Весна» А.Г. Венецианова является ярким отражением прекрасных моментов прихода весны. Чудесные облака, зеленеющая травка, молоденькие деревья, персонажи и цвета помогают передать атмосферу пробуждения природы и вызывают приятные эмоции у зрителя. Эта картина наполняет меня новой энергией и надеждой на светлое будущее.
Мне нравится642Не нравится347
Значение этнографии в картине
Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми. Почему же женщина, занимаясь «черным трудом», идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику. Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.
Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.
Примечания[ | ]
- ↑ 1234567 Каталог ГТГ, т. 3, 2005, с. 73.
- Венецианов Алексей Гаврилович — На пашне. Весна (неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 3 января 2021. Архивировано 16 июня 2021 года.
- ↑ 12 Д. Л. Подушков, 2013, с. 19—21.
- ↑ 12345 А. Н. Савинов, 1955, с. 145.
- ↑ 12 С. Королёва, 2010, с. 21.
- ↑ 12 М. В. Алпатов, 1967, с. 99.
- Г. К. Леонтьева, 1988, с. 121.
- Л. И. Иовлева, 2001, с. 64—65.
- ↑ 123 А. Н. Савинов, 1955, с. 146.
- З. И. Фомичёва, 1949, с. 65.
- А. Н. Савинов, 1955, с. 144.
- К. В. Пигарёв, 1966, с. 213—214.
- Г. К. Леонтьева, 1988, с. 120.
- ↑ 1234 Т. Кожевникова, 2001, с. 31.
- ↑ 12 Г. К. Леонтьева, 1988, с. 125.
- ↑ 123 М. Н. Шумова, 1978, с. 15.
- Г. К. Леонтьева, 1988, с. 123.
- ↑ 12 К. В. Пигарёв, 1966, с. 214.
- Г. К. Леонтьева, 1988, с. 122.
- Г. К. Леонтьева, 1988, с. 125—126.
- Наталья Горленко. Фотография — ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века(неопр.) (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.82—97. Дата обращения: 3 июля 2021.
- М. И. Ткач, 2002, с. 72.
- Е. Ф. Петинова, 2001, с. 129.
- А. Н. Бенуа, 1995, с. 73.
- Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М.: Центральное филателистическое агентство «Союзпечать» Министерства связи СССР, 1983. — Т. 1 (1918—1969). — С. 218. — 512 с.
- А. Н. Савинов, 1955, с. 169.
- А. Н. Савинов, 1955, с. 144—145.
- Д. В. Сарабьянов, 1998, с. 168.
«Жнецы»
Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.
Сын из-за спины приник к матери и не отводит взгляда от пестрых изящных красавиц. Мать не шевелится, чтобы их не спугнуть. Мальчик — живая копия «Захарки», может быть, это он и есть, слишком сильно портретное сходство. Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Они даны крупным планом. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко — все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.
Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»
Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера. У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению. Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.
Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц. Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь. Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.
На пашне. Весна
«На пашне. Весна» – самая знаменитая, но при этом самая загадочная из картин Алексея Венецианова. Вот несколько фактов, которые позволят по-новому взглянуть на хорошо знакомое полотно. Этнография – далеко не главное в картине. Даже несмотря на сарафан и кокошник Знатоки крестьянского быта ставили Венецианову в упрёк, что крестьянка у него боронит землю, т.е. занимается «черным» трудом, в праздничном наряде. Это-де принижает настоящую правду жизни. Упрёки лишены оснований по двум фундаментальным причинам. Первая пахота испокон веков была праздником (а в языческие времена она даже могла сопровождаться гуляниями, чтобы задобрить богов плодородия). А во-вторых, меньше всего в этой картине Венецианов собирался отдавать дань этнографии. Его целью было не зафиксировать с фотографической точностью повседневный крестьянский быт, но запечатлеть само бытие в его вечных, вневременных проявлениях.
Почему крестьянка за плугом выглядит крупнее лошадей? Первым в русском искусстве Венецианов увидел труд землепашца как таинство, как нечто сакральное. Его крестьянка написана с нарушением пропорциональных отношений и выглядит больше лошадей, поскольку это не реальная женщина, а аллегорическая Весна. Её мощь и стать сродни искусству высокой античности. Да и лошади, по одному из точных исследовательских замечаний, «больше похожи на крылатых Пегасов, чем на заморенных крестьянских кляч».
В картине есть «зеркальный спецэффект» Художник заложил в картину несколько интересных визуальных эффектов. Первый заключается в том, что он намеренно занизил линию горизонта. Такой приём используется в иконописи, но в светской живописи России его до Венецианова не применял никто. Низкий горизонт нужен, чтобы придать главной героине монументальность и торжественность. Другая хитрость – в изображении второй, «зеркальной» крестьянки. На заднем плане мы видим маленькую, удаляющуюся по параболе женскую фигуру с лошадью. Вероятно, это просто еще одна женщина, обрабатывающая свой кусок борозды. Но нам уже трудно отделаться от ощущения, что это все та же наша крестьянка-весна с первого плана, совершившая свой круг и теперь уходящая от нас в неопределенное будущее. Возможно, такой приём удвоения нужен был Венецианову, чтобы подчеркнуть цикличность всего, что происходит в природе.
«На пашне. Весна» гораздо меньше по размерам, чем кажется Те, кто раньше знал это полотно Венецианова лишь по репродукциям и описаниям наподобие нашего, оказываются поражены её малыми размерами, когда впервые видят оригинал в Третьяковской галерее. И действительно, посыл картины столь мощен и масштабен, что в первый момент реальной встречи с ней сложно поверить, что её габариты – всего-то 51 на 65 сантиметров.
Возможно, «На пашне. Весна» — часть гипотетических венециановских «Времен года» На самом деле, цикла с подобным авторским названием у Венецианова не было. Однако интерпретаторы, видя явное тематическое сходство картин «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», допустили, что в середине 1820-х художник замыслил цикл из 4-х полотен, каждое из которых соответствовало бы времени года. На роль «осенней» картины выдвигался «Сенокос» (долгое время скрытый от широкой публики в частной коллекции, потом выставленный на продажу и в 2001-м году с боем уведённый Третьяковкой у Национальной галереи в Лондоне). Что касается «зимней» четверти цикла, то предполагается, что ею была бесследно исчезнувшая картина под названием «Пейзаж. Зима». Возможно, рано или поздно она так же выплывет из небытия и мы сможем увидеть ее воочию.
«Спящий пастушок»
Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.
Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича
Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.
На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.
На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!
Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.
Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».
Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.