Любовь, семейная жизнь
В браке князь Андрей не был счастлив, не была счастлива и его жена Лиза. Видимо, князь женился на ней, очарованный её красивым личиком и весёлым нравом. Но потом охладел к ней, наверно, потому, что ему надоело её легкомыслие и кокетство. Но он не мог ни в чём упрекнуть Лизу и понимал, что с ней можно быть спокойным за свою честь. Князь Андрей жалел, что женился, так как после женитьбы должен был всегда сопровождать жену на светские вечера, где видел только тщеславие и ничтожество людей. Лизе же светское общество было просто необходимо, так как она выросла в нём. После смерти Лизы князь Андрей винил себя в том, что относился к ней холодно. Через несколько лет он полюбил Наташу Ростову, сделал ей предложение, отложив свадьбу на год по настоянию отца. Наташа не выдержала испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и отказала жениху.
Пьер в браке тоже был несчастлив. Красавица Элен вскоре после свадьбы стала ему изменять. Пьер расстался с ней, хотя они всё же считались мужем и женой. После смерти князя Андрея и Элен, Пьер Безухов женился на Наташе Ростовой, которой всегда восхищался, их брак оказался счастливым.
Отношение к Элен
Элен Курагина и Пьер познакомились, когда Безухов приехал в Петербург и стал жить в доме князя Василия Курагина, отца Элен
Когда он после смерти своего отца стал богачом и графом, Элен обратила на него внимание. Молодой человек был восхищён её красотой (хотя понимал, что не любит эту девушку) и как-то незаметно для себя оказался её женихом
Этому способствовал князь Василий, показывающий своими речами и поведением, будто Элен несомненно будет женой Пьера.
Став мужем Элен, Безухов быстро в ней разочаровался, увидев, что эта женщина очень эгоистичная и развратная.
Сравнение персонажей
Сравнительная характеристика Болконского и Безухова показывает, что они оба были умными и отважными. Разочарование в кумире и войне стало для них роковыми в жизни. Они не доверяют окружающим, так как знакомы с предательством, не терпят лицемерия светского общества. Герои отличаются, но при этом оба искренни и открыты. Пьер и Андрей учат друг друга чему-то, ищут место в жизни, хотят счастья. Персонажи испытывают разочарование в любви и семейной жизни. Все это сближает их.
Есть в героях противоположные качества, благодаря которым у них возникли дружеские отношения, так как противоположности притягиваются и дополняют друг друга. Им интересно общаться, развиваться, помогать, делиться мыслями и идеями. Таблица с характеристикой Андрея Болконского и Пьера Безухова поможет лучше изучить этих персонажей романа Толстого.
Качества | Андрей Болконский | Пьер Безухов |
Происхождение и внешность | Ребенок знатных аристократов. Красивый и привлекательный молодой человек небольшого роста. Яркий и запоминающийся | Незаконнорожденный сын графа. Крепкий, высокий и упитанный мужчина, считается непривлекательным. Носит очки |
Поведение | Высокомерен, умеет себя вести в высшем обществе, но там ему скучно и неинтересно. Не выносит лжи и предательства | Не умеет себя вести в светском обществе, где к нему пренебрежительно относятся. Ему нравится быть в окружении людей, так как он не различает фальши и искренности. Это и привело его к кутежам и неверной жене |
Сражение на войне | Блестящий и доблестный воин. Отличается смелостью и решительностью. Он способен поднять боевой дух товарищам, быстро ориентируется в сложившейся ситуации | Не принимает войну, осуждает поведение офицеров, которые расстреливают пленных. Плен оказал сильное влияние на его жизнь и взгляды |
Смысл жизни | Ищет смысл существования. Находит его сначала на войне, от которой хочет получить славу, потом — в хозяйстве, политической деятельности, а в итоге — в любви и прощении | Ищет себя, но все время ошибается, как и Андрей. Масонство, женитьба и война привели его к обретению гармонии. Он понял, что смысл жизни в родном доме, семье и самой жизни |
Любовь | Супруга Лиза тяготит героя, но ее смерть привела его к душевным мукам. Наташа Ростова пробудила в нем жизнь, но высокие требования к людям не позволяют простить ей измену. Этот персонаж отдается любви горячо и преданно. Он не терпит компромиссов | Герой любит Наташу Ростову многие годы. Он не раскрывает своих чувств, держит их в тайне. Пьер не мешает своему другу строить отношения с той, кого они оба любят. Но в итоге он решается признаться девушке в любви, с ней и создает семью |
Отношение к хозяйству | Рациональное мышление, помощь крепостным. Герой делает то, о чем Безухов только мечтает: благодаря ему многие крестьяне получили вольную, улучшили свою жизнь | Наивность персонажа позволяет другим людям его обманывать. Он поручает провести ряд преобразований, но Курагин создает лишь их видимость. Опыта проверить изменения у Пьера нет |
Семья и дети | Андрей брал всю ответственность на себя, принимал решения, никого не посвящал в свои дела. Герой растил сына, но мало времени с ним проводил | В семье Безуховых все правление на себя брала жена. Она помыкала мужем, но при этом делала то, что он хочет. Этот персонаж полностью отдавал себя семье, безумно любил детей, играл с ними и баловал |
Андрей и Пьер меняются на протяжении произведения. Подвергаются изменениям их мировоззрение, отношение к людям и жизни. События влияют на становление их характеров. Герои преодолевают все невзгоды и находят то, что ищут.
Общие черты характера
Пьер и Андрей не доверяют окружающим. Они знают о предательстве, лживости человеческой натуры. Откровения позволяют себе Пьер и Андрей только между собой. Мыслят герои по-разному, но в разговоре оба искренни и открыты. Пьер остро чувствует происходящее вокруг себя, Андрей подчиняется рассудку, не позволяет руководить его поведением эмоциям. Болконский тверд, дисциплинирован, собран. Он учит Безухова, передает ему опыт салонного общения.
Мужчины ищут свое место в жизни и в событиях, происходящих в стране. Позиция их близка автору. Толстой известен своей клятвой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… спокойствие – душевная подлость». Два персонажа мечутся в поисках смысла. Оба ищут любви, но ошибаются в выборе спутниц. Пьер женится на развратной красавице Элен Курагиной. Любви нет, женщина сеет вокруг себя зло и сплетни. Кутежи и развлечения не дают успокоения, они, наоборот, вводят Пьера в тупик. Нет удовлетворения от мнимого интереса окружающих к собственной персоне.
Андрей убегает от очаровательной жены на войну. Внешняя красота и пустота внутреннего мира надоедают графу. Семейная жизнь не приносит счастья ни Пьеру, ни Андрею. Мужчины пытаются найти свое место в общественной деятельности. Болконский участвует в команде Сперанского, Безухов ищет смысл в масонстве. Духовного перерождения не происходит. Мужчины понимают, что за умными прогрессивными лозунгами нет дела, одни слова и обман. Деятельность масонов и комиссия Сперанского бесполезны для тех, ради кого они созданы. Сравнение не завершается гибелью одного из друзей.
Болконский перед смертью понимает, для чего пришел на этот свет, но было уже очень поздно.
Пьер становится продолжателем его дела. Он осознает себя частью великого русского народа, ценит жизнь и каждый день.
Ответ учителя по предмету Литература
Ответ:Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.
Оба персонажа с осторожностью относятся к окружающим, имеют представление о предательстве, корысти и лицемерии. Умеют быть откровенными друг с другом
Их мысли не всегда схожи, но они открыты и искренны в своих беседах. Им интересно вести разговоры на всевозможные темы, спорить, делиться мнениями. Безухов насущно чувствует все, что происходит вокруг него, Болконский не дает эмоциям брать верх над рассудком, он консервативен и тверд.
Жизненная позиция мужчин близка к позиции автора. Они в поисках своего места в жизни. Выбор спутниц жизни ни одному из них не приносит счастья, а лишь приводит в тупик.
Общественная деятельность тоже их разочаровывает, ведь там все держится на словах и лжи.
Герои имеют противоположные качества, благодаря которым возникла их дружба.
Родители Болконского знатные дворяне. Сам Андрей статный, красивый молодой человек небольшого роста с яркой, запоминающейся внешностью. Имеет отличные знания законов высшего общества. Он высокомерен, в светских разговорах предпочитает не участвовать, на балах ему тоскливо и тошно. Отличается трезвым умом и собранностью.
Как офицер, он храбрый и решительный. В бою хорошо ориентируется.
Пьер Безухов был незаконным сыном Екатерининского вельможи. Его внешность была непривлекательной. Хорошим манерам не был обучен. Он часто занят глубокими раздумьями. Окружающие относятся к нему с пренебрежением, его мнение мало кому интересно. Ему интересно находится в свете, он не замечает фальши и лицемерия, поэтому связывается с дурной компанией и плохой женщиной, что приводит его к разочарованию в жизни.
Его нельзя назвать отличным воином. Пьер войну не понимает. Безухову приходится переживать ожидание расстрела, плен, отступление. Но с помощью этих событий, он возрождается духовно.
Андрей отличается от Пьера, прежде всего, своей силой воли, умением доводить дело конца, четко идти к намеченной цели. Они оба хорошо образованные люди, независимы в своих поступках и суждениях.
Герои проходят разные жизненные пути, но остаются верными себе и своим принципам.
Андрей перед смертью осознает свою миссию в жизни, но уже ничего не изменить. Пьер считает нужным продолжить его дело. Он любит жизнь и ценит каждый прожитый день
Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым
В художественном мире Л. Н. Толстого есть герои, которые целеустремленно и настойчиво стремятся к гармони с окружающим миром, неустанно ищут смысл жизни. Им не интересны корыстные цели, бессмысленные, пустые разговоры, светские интриги. Они ярко выделяются на фоне самодовольных, надменных лиц. И к ним, безусловно, относятся герои романа «Война и мир»:
- Андрей Болконский
- Пьер Безухов
- Наташа Ростова.
Эти образы заметно отличаются от остальных героев отечественной литературы 19 века своим интеллектуальным богатством, своей незаурядностью. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, абсолютно разные по складу характера, имеют довольно много общего в идейных исканиях и стремлениях.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Фразой «Люди, как реки…» Л. Н. Толстой подчеркивает сложность и многогранность человеческой личности. А духовная красота любимых героев Толстого проявляется в их бесконечных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, несущей пользу для всего народа.
Замечание 1
Жизненный путь этих героев – это путь исканий, который ведет к добру и правде.
Андрей Болконский и Пьер Безухов внутренне близки друг к другу и совершенно чужды миру Шерер и Курагиных.
Внутренний мир героев Толстой раскрывает при помощи диалога. Споры Пьера и Андрея – это не поединок амбиций, не пустая болтовня, а стремление понять размышления собеседника и разобраться в собственных мыслях. Оба героя произведения Толстого живут напряженной духовной жизнью и находят в текущих впечатлениях общий смысл. Отношения Андрея и Пьера носят характер просторной дружбы. Они не нуждаются в общении повседневном, им не нужно узнавать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Каждый идет собственным путем. Но при этом они искренне другу друга уважают и чувствуют, что истина другого, так же, как и истина собственная, добыта страданиями, что эта истина выросла из жизни и за каждым аргументом спора всегда стоит жизнь.
При первом знакомстве с князем Андреем у читателя не возникает особой симпатии к нему. Самодовольный, гордый молодой человек, с уставшим скучающим взглядом, с сухими чертами лица – именно таким видят Болконского гости Анны Шерер. Однако позже читатель узнает, что скучающее выражение лица вызвано тем, что все присутствующие ему были не только знакомы, но и уже успели надоесть, к князю Андрею возникает интерес. Дальше автор сообщает читателю, что праздная, блестящая, пустая жизнь его не удовлетворяет он всеми своими силами старается разорвать этот порочный круг.
Чтобы выбраться из этой бессмысленной светской и семейной жизни, князь собирается на войну. Болконский мечтает о славе, подобной славе Наполеона, он стремится совершить подвиг. Однако после совершения героического поступка он почему-то не чувствует никакого душевного подъема, не испытывает восторга. Возможно, в тот момент, когда он упал, тяжело раненый, ему вдруг открылась совеем другая истина. Стремление к славе приводит князя к глубочайшему духовному кризису. Князь понимает, что естественная жизнь природы, человека имеет гораздо большее значение, чем слава Наполеона и война.
Дальнейшие события – смерть жены и рождение ребенка – заставили Болконского прийти к выводу, что жизнь заключается в ее простых проявлениях.
Пьер Безухов шел совершенно другими путями, однако волновали его все те же проблемы. Он постоянно искал ответа на вопрос: «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?». Не найдя смысла жизни, Безухов мечется, ошибается. Однако самой большой ошибкой героя является его женитьба на Элен Курагиной. После дуэли с Долоховым Пьер по-другому взглянул на мир. Наконец он понял, что невозможно жить так, как он жил до сих пор.
Безухов мечтает «переродить» человеческий род. Пьер приходит к масонам, учения которых его привлекают идеи братства, равенства и любви. Прежде всего, Безухов решает облегчить участь крепостных крестьян. По мнению этого героя, смысл жизни заключается в том, чтобы «жить для других».
Споры князя Андрея и Пьера Безухова о смысле жизни отражают не прекращавшуюся внутреннюю борьбу в душе самого Л. Н. Толстого. По мнению писателя, человек постоянно должен размышлять, искать, ошибаться и затем снова искать, так как «спокойствие – это душевная подлость». Именно таким был сам писатель, и такими же качествами он наделил своих любимых героев. На примере Безухова и Болконского Толстой показывает, что каким бы путем ни шел человек к поиску смысла жизни, он всегда приходит к одному итогу: смысл жизни заключается в единении с народом и в любви к родному народу.
Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского
Среди персонажей, с которыми связана судьба главной и любимой автором героини романа Наташи Ростовой, следует выделить два. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает раскрыть женский идеал Л.Толстого, объяснить смысл жизни человека.
Общие черты характера
Пьер и Андрей не доверяют окружающим. Они знают о предательстве, лживости человеческой натуры. Откровения позволяют себе Пьер и Андрей только между собой. Мыслят герои по-разному, но в разговоре оба искренни и открыты.
Пьер остро чувствует происходящее вокруг себя, Андрей подчиняется рассудку, не позволяет руководить его поведением эмоциям. Болконский тверд, дисциплинирован, собран. Он учит Безухова, передает ему опыт салонного общения.
Мужчины ищут свое место в жизни и в событиях, происходящих в стране. Позиция их близка автору. Толстой известен своей клятвой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… спокойствие – душевная подлость». Два персонажа мечутся в поисках смысла.
Оба ищут любви, но ошибаются в выборе спутниц. Пьер женится на развратной красавице Элен Курагиной. Любви нет, женщина сеет вокруг себя зло и сплетни. Кутежи и развлечения не дают успокоения, они, наоборот, вводят Пьера в тупик.
Нет удовлетворения от мнимого интереса окружающих к собственной персоне.
Андрей убегает от очаровательной жены на войну. Внешняя красота и пустота внутреннего мира надоедают графу. Семейная жизнь не приносит счастья ни Пьеру, ни Андрею. Мужчины пытаются найти свое место в общественной деятельности.
Болконский участвует в команде Сперанского, Безухов ищет смысл в масонстве. Духовного перерождения не происходит. Мужчины понимают, что за умными прогрессивными лозунгами нет дела, одни слова и обман.
Деятельность масонов и комиссия Сперанского бесполезны для тех, ради кого они созданы. Сравнение не завершается гибелью одного из друзей.
Пьер становится продолжателем его дела. Он осознает себя частью великого русского народа, ценит жизнь и каждый день.
Таблица основных противоположных характеристик персонажей
Есть в характерах героев противоположные качества. Они объясняют те дружеские отношения, которые возникли между мужчинами.
Народная примета – противоположности дополняют друг друга, притягиваются» здесь в сюжете доказана автором. Героям романа интересно общаться, делиться мыслями и обосновывать взгляды на жизнь.
Таблица «Андрей Болконский и Пьер Безухов» покажет основные отличия двух персонажей.
Качество | Андрей Болконский | Пьер Безухов |
Происхождение | Сын знатной дворянской семьи. | Незаконнорожденный сын Екатерининского вельможи. |
Внешность | Красивый молодой мужчина, статный и привлекательный внешне. Черты лица яркие и запоминающиеся. | Грузный, можно сказать толстый юноша. Глаза скрыты под стеклами очков. Его никто не называет симпатичным или привлекательным. |
Манера поведения | Андрей отлично знает законы высшего света. Он высокомерен. Разговоры светских представителей не занимают. На балах Андрею скучно и неинтересно. | Пьер не научен манерам светского общения. Он пытается высказать свое мнение, не замечает пренебрежения по отношению к себе. Пьеру нравится вращаться в свете. ОН не различает фальши и искренности, поэтому попадает в сети разгульной компании и развратной женщины. |
Война | Блестящий воин, смелый и решительный офицер. Он быстро ориентируется на поле битвы, видит своих подчиненных. Андрей начинает службу при штабе Кутузова, но стремление быть в центре событий толкают Андрея на передовую | Пьер не принимает войну. События кидают его из крайности в крайность. Сначала юноша хочет стать убийцей Наполеона. Потом спасает чужого ребенка. Пьер пережил ожидание расстрела, плен, отступление. Безухов открывается представителю настоящего русского народа – Платону Каратаеву. Мужик открывает прописные, но самые важные истины. Пьер возрождается духовно, пройдя через чистилище войны. |
Герои романа меняются, проходя через события сюжета. Жизнь накладывает свой отпечаток на судьбу мужчин. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского» станет легче, если взять за основу предложенные рассуждения. Будь в числе первых на доске почета
Андрей Болконский
Андрей Болконский и Пьер Безухов являются главными героями романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», объединяет их следующее:
- Оба персонажа проходят сложный путь развития;
- И Болконский, и Безухов обладают богатством идейно-психологического содержания;
- Они благородны;
- Оба ищут смысл жизни;
- У них похожие ценности.
Однако писатель вовсе не идеализирует своих персонажей. Облик каждого героя в какой-то степени омрачен пороками, которые им привиты воспитанием и средой. Например, Толстой раскрывает лень и слабоволие Безухова, стремление к личной славе и честолюбие Болконского. Однако главным является то, что и Безухов, и Болконский в первую очередь русские люди, и в них проявляются черты национального русского характера. Их роднит с народом такое основное качество, как патриотизм.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Болконский и Безухов — лучшие люди своего времени 430 руб.
- Реферат Болконский и Безухов — лучшие люди своего времени 230 руб.
- Контрольная работа Болконский и Безухов — лучшие люди своего времени 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
События 1812 года стали наиболее важной эпохой в жизни Андрея Болконского. Перед всенародными бедствиями на задний план отступило личное горе князя
Высочайшей целью жизни Болконского становится защита Родины. Князь уходит из штаба. Сблизившись с людьми своего полка, Болконский требует возмездия тем, кто виноват в развязывании кровопролитной войны. И это желание возмездия пробудилось в сердце каждого русского человека. Болконский уже не стремится попасть в те высшие сферы, где, как он раньше думал, решается судьба России. Новый идеал Болконского – это жить, сочувствуя и помогая людям, понимая их. Он стремится сблизить свою жизнь с жизнью своего народа.
Накануне Бородинского сражения Болконский разговаривает с Безуховым. И в этом разговоре двух друзей ощущается единство помыслов и стремлений князя Андрея и сражающегося народа. Здесь Болконский выступает не как представитель круга Ростовых и Болконских, а как представитель русской армии, один из тех, в ком в это тяжелое время формируется самосознание патриотизма и мужества. Мысль Болконского о том, что французы вошли в его дом, разорили его, оскорбили и оскорбляют каждого секунду совпадают с мыслями всего народа, всей армии. Французы в глазах князя и всего русского народа – преступники, враги, которым нужно дать отпор.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Под небом Аустерлица Андрей увидел истинное лицо своего кумира – Наполеона Бонапарта. Он оказался не таким благородным, смелы и великими, какие представлял себе его Болконский. Наполеон оказался мелочным, ничтожным со своим мелким тщеславием и радостью. Болконский полон мужества и решимости, он уверен, что выиграет, несмотря ни на что. Он убежден, что успех битвы зависит ни от вооружения, ни от позиции и даже ни от числа, а от того чувства, которое живет в сердце каждого солдата. И именно в этом он видит преодоление «наполеонизма». Именно Болконский осознает народный характер Отечественной войны 1812 года.
Андрея Болконского можно назвать истинным героем Бородинской битвы. Он погибает от ранения, находясь на воинском посту, показывая своим солдатам пример героизма и мужества. Поэтому Андрей Болконский – лучший человек своего времени.
Изменения, произошедшие в сознании героев в конце романа
Несмотря на то, что в романе героям уготована разная судьба, их объединяют понимание ценности человеческой жизни, свободы и семьи, любви к родине. Они считают войну бессмысленной, хотя поначалу Болконский не видел для себя другой карьеры, кроме военной, а Безухов восхищался Наполеоном как великим политиком и полководцем. Но со временем они оба приходят к мысли, что война ужасна, они видят смысла в пролитии крови во благо вышестоящих чинов, уверены в необходимости изменения внутренней политики страны с целью улучшения жизни народа.
И Болконскому, и Безухову война не приносит позитивных эмоций, однако играет главную роль в судьбах героев. В тяжелых обстоятельствах человек начинает ценить то, о чем не задумывался в мирное время. Именно во время Отечественной войны 1812 года Пьер приобрел такие качества, как уверенность в себе, умение отвечать за свои поступки.
В сознании Андрея Болконского в этот период происходит перелом. В поисках правды он борется с собой, понимает, что гордыня — не самый лучший советчик, а подвиги, о которых он мечтал, не делают его счастливым, реализованным. Таким образом, анализ образа князя Андрея Болконского подтверждает то, что жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.
Смысл жизни Наташи Ростовой
В образе Наташи Ростовой Л. Н. Толстой воплотил женский идеал. Читателю сразу же бросается в глаза переизбыток жизни в героине романа. Первая встреча с Наташей оставляет впечатление неукротимого движения и свежей молодости. Наташа мечтает стать танцовщицей. Она великолепно поет и чувствует красоту мира. Героиня Толстого несет в себе поразительную свежесть чувств, кристальную чистоту детского взгляда на вещи. Наташа непрерывно открывает для себя прелесть и очарование мира.
Сущность жизни Наташи Ростовой – любовь. Она любит всех – и отца, и мать, и Петю, и Николя, и Соню, и Бориса Друбецкого, которому Наташа клялась в вечной преданности. Наташа любит весь мир.
Однако переизбыток жизни и неопытность становятся источником ошибок Наташи Ростовой, ее необдуманных поступков и опрометчивых решений. Образ Наташи – ключ к пониманию философской стороны произведения. Здесь на первый план выходит проблема человеческой свободы. Как совместить свободу и законы морали, здравого смысла? Где граница этой свободы и вообще, свободен ли человек?
Любовь к семье, к матери, к мужу, к детям, создание теплого, уютного домашнего очага – вот смысл жизни любимой героини Толстого. Когда заканчивается любовь, заканчивается жизнь. Для Наташи жизнь без любви бессмысленна. Ей необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться и отдавать всю свою нежность, все свое тепло. Образ Наташи Ростовой – это олицетворение семейного очага, идеал настоящей русской женщины.
Кризис мировоззрения Безухова и Болконского
В армии Болконский оказывается к окружении людей, которые не вызывают у него уважения. Свой незаурядный ум князь направил на достижение славы. Первым шагом к этому становится разработка плана сражения, который, по мнению Болконского, приведет к победе. А затем со знаменем в руках князь совершает подвиг к которому стремился: «Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
— Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
— Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его».
Небо Аустерлица открывает герою всю мелочность и призрачность его стремлений к славе. Для князя Андрея наступает время мучительных раздумий о смысле жизни. Душевный кризис он пытается преодолеть обратившись к семье и хозяйству.
В кризис мировозрения в отличии от князя Болконского Пьер Безухов углубляется в философию, предпринимает попытки познать жизнь лучше. Он верит, что может исправить этот несовершенный мир: «…я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни». Однако его поиски смысла жизни трагичны и мучительны. Оторванность масонских идей от реальной жизни, понимание того, что в этой среде царят ложь и лицемерие, повергает душу Пьера вотчаяние. Примечательно, что своим духовным возрождением герои так или иначе обязаны Наташе Ростовой.
Самым значительным событием в рамках духовного развития как Пьера, так и Андрея Болконского можно смело назвать 1812 год. Охваченные патриотическим порывом, герои Л.Н. Толстого стремятся лично участвовать в защите отечества. Так, князь Андрей не остался в штабе: всем своим существом он стремился оказаться там, где русские солдаты решали судьбу отечества: «…ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции». Герой мужественно осознает свой долг. Так же как и князь Андрей он понимает свою связь с отечеством. Глубоко штатский человек, далекий от всего военного, он оказался в самой горячей точке Бородинского сражения. Скрытая теплота патриотизма позволила ему войти в «семейный круг солдат батареи Раевского». «Наш барин» так стали называть его здесь. Л.Н. Толстой подчеркивает: в тяжелые для России времена его герои ощущают наивысший душевный подъем.
Ранение в Бородинском сражении приносит Болконскому страдания душевные и физические. Андрей меняет взгляд на жизнь и мир в целом. После ранения он становиться добрее, терпимей и проще. В ожидании смерти он находит успокоение и гармонию со всем миром.
Через боль и страдания проходит и Пьер Безухов. Голод, холод и страх помогают его обрести простой и мудрый взгляд на жизнь. Также как и князь Андрей, он обретает чувство гармонии с миром людей. Однако, в отличии от Болконского, внутреннее состояние Пьера ближе к жизни, естественней. Он без каких либо усилий «сопрягает» в послевоенной жизни свое бытие и бытие других людей. Именно так естественен союз Пьера и Наташи Ростовой, это гармоничное единство чувства и разума.
В образах Пьера Безухова и Андрея Болконского столько общего, но несмотря на это персонажи абсолютно разные. Герои Л.Н. Толстого выражают его собственные взгляды на жизнь. Лев Николаевич показал, что каждый человек должен искать смысл жизни. Пускай суждения его ошибочны, но у него есть цель. Мы видим, что Л.Н. Толстой сочувствует своим героям. Автор прямо не осуждает их ошибки, но отчетливо показывает их последствия. Он доказывает. Что каждый человек должен следовать высшей цели, но при этом помнить, что есть семья и общество.