Краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Чиать краткое содержание Гуттаперчевый мальчик
Данная история начинается с цирка. Где за кулисами волнуются задорные и смешливые мастера манежа, здесь же находится постаревший мужчина с лысой головой, чье лицо сильно раскрашено в белый и красный цвет, шут – вот основная изюминка циркового представления, приманка, но состояние артиста непрочно, в любой момент может сорваться и начать выпивать.
Постановщик умоляет клоуна продержаться еще несколько деньков, до завершения масленицы, после чего шоу перестанет работать во время поста.
Шут отмахивается, украдкой поглядывая в комнату акробата, сильного могучего гиганта.
Занимает не сам артист, а его прирученный воспитанник. Клоун просит соизволения пройтись с мальчиком, убеждая великана, что после отдыха, «гуттаперчивый мальчик», будет только лучше работать. Всегда чем-то озадаченный боксер и слышать об этом не желает, а молчаливому спокойному мальчику угрожает хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» обычная и грустная. В пять лет, он лишился мамы, суетливой и любострастной поварихи. Ему и при живой матушке доводилось испытывать чувства голода и холода, но он никогда не ощущал себя брошенным ребенком.
Когда умерла мама, ее знакомая Варвара, определила судьбы сироты, отдав его обучаться к великану богатырю. В день их знакомства, Карл Богданович жестко и больно осмотрел голого Петю, оледеневшего от страха и боли. Как он ни хныкал, как ни старался удержаться за платье Варвары, она отдала его на полное попечение акробату.
Петя на всю жизнь запомнит свои первые впечатления о ярком и шумном цирке. Эти впечатления оказались настолько сильны, что первая ночь прошла у него без сна.
Навыки акробатических трюков поддавалось достаточно не просто ребенку. Петя падал, расшибал руки и ноги, и ни разу строгий гигант не подбодрил малыша, не пожалел его, а ведь ему было всего семь лет. Только шут, объяснял ему, как делать те или иные трюки, и мальчишка тянулся к нему всем самый маленьким существом.
Как – то раз, Эдвард принес ребенку щеночка, однако радость малыша оказалось коротким. Великан выхватил собачку и бросил ее об стену, та тут же и скончалась, да и Петя схлопотал по щеке.
А в доме графа Листомерова, правит противоположная обстановка. В его комнатах все устроено для комфорта и счастья малышей, за которым бдительно смотрит служанка.
К завершению масленицы, малыши графа были очень веселы. И это не удивительно. Тетя Соня, собиралась свозить их в цирк. И все трое деток, примерно пытались заслужить ту самую поездку, но все мысли у них сводиться к предстоящему веселью. Верочка, которой исполнилось восемь лет, она же самый старший ребенок, читает сестренке и братику цирковую рекламу, где их особенно интригует маленький мальчик.
С наступлением долгожданного дня, все смятения и опасения остаются где-то далеко. Ребята рассаживаются по своим местам ожидая начало шоу. Они очень довольны. Малыши с жаром глядят на всадницу, шута, жонглера, ожидая выхода знаменитого ребенка.
Во втором действии как раз появляются Беккер и «гуттаперчивый мальчик». Артист крепит к поясу тяжелый золотой шест с маленькой дощечкой наверху. Кончик шеста стремится в самый верх, под купол цирка. Шест шевелится, зрители понимают, как не просто сейчас огромному человеку держать его.
«Гуттаперчивый мальчик» стремится вверх по шесту, и вот он фактически скрылся из виду. Зрители в восторге, но в тоже время просят его не лезть слишком высоко, а он все вверх и вверх, пока не зацепился за перекладину и не повис вниз головой.
Но в этот момент его отвлек неожиданный яркий свет, и он летит вниз. Работники цирка быстро выносят мальчика из вида, оркестр играет веселую музыку, а зрители очень расстроены данным происшествием, и все идут на выход.
Верочка из деток расстроилась больше всего, и ночью ей спалось не спокойно. А в мрачном нелюдимом цирке на матрасе лежит маленький малыш перевязанный тряпками, у него сильно разбита грудь со множеством переломов.
Изредка, появляется шут и смотрит на бедное маленькое существо, заметно, что он уже снова запил. Кругом только темнота и безлюдная тишина. На следующий день в рекламе не афишировалось выступление «гуттаперчевого мальчика» — поскольку смерть пришла за ним тяжелой этой ночью.
Оцените произведение:
3.62
Голосов: 269 Читать краткое содержание Гуттаперчевый мальчик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Смысл названия книги «Чужая кровь»
Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.
Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.
Сюжет
Главный герой повести доктор Крупов, который является автором дневника, перед публикацией своего основного труда публикует вступление к нему, где раскрывает причины, по которым он решился написать свой трактат. Заодно Крупов достаточно подробно рассказывает свою биографию. Первое побуждение написать подобный труд возникло у Крупова ещё в ранней юности, когда он наблюдал за другом своего детства Лёвкой. Лёвка жил в полном единении с природой, был искренен, любил друзей и не любил врагов, хоть одним из его врагов был отец. Он был мало приспособлен к жизни в человеческом обществе, у него не было талантов ни к письму, ни к чтению. И за это односельчане смеялись над ним, считая его дурачком. Крупов делает вывод, что деревенские были сумасшедшими, не меньше, чем Лёвка. Только Лёвка был безумцем на свой лад, за то и был не любим. Крупов поступив в Московскую медико-хирургическую академию, продолжал наблюдения уже на профессиональной основе. Объектами его наблюдений становятся пациенты дома для умалишённых. И здесь он утверждается в тех выводах, к которым пришёл, наблюдая за Лёвкой. Крупов рассмотрев сумасшедших, признанных таковыми обществом, переключается на простых обывателей в обыденной жизни. В них так же он находит несомненные признаки безумия. Поведение своей кухарки Матрёны, доктор не может объяснить ничем кроме поражения головного мозга: она спаивает своего мужа, после чего сама же получает от него взбучку, но при этом возмущается, когда ей предлагают не покупать ему вина и с другой стороны возмущается, когда ей советуют терпеть побои; она любит свою дочь, но нещадно лупит её и отказывает ей в каком-либо лечении. Только тяжелая болезнь мозга, по мнению Крупова причина такого поведения Матрёны. Целый рассадник умалишённых Крупов обнаруживает в канцелярии врачебной управы. Крупов приводит ещё два примера психических заболеваний. Богатых супругов, которые ненавидят и изводят друг друга, ходят на сторону и нет ни единого препятствия для развода, но они упорно остаются вместе. И второй пример — богатый помещик, испытывая большие унижения, зазывает всякого проезжающего крупного чиновника на обильный обед или ужин без всякой для себя пользы. Углубившись в изучения истории и географии доктор приходит к выводу, что всеобщее умопомешательство не знает ни временных, ни географических границ.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем, в рассказе присутствуют два ряда персонажей – главные и второстепенные.
В числе главных действующих лиц повествования следует назвать:
- Емельян Мерцалов отец семейства, который работал управляющим в доме богача. Судя по речи героя, он был образованным человеком, и семья Мерцаловых, хоть и жила небогато, особой нужды не испытывала. Но всё изменилось, когда Емельян заболел брюшным тифом и скопленные с трудом деньги ушли на лечение. Он выжил, но лишился работы, т.к. ему быстро нашли замену. В результате многодетная семья осталась без средств к существованию. Все попытки найти новую работу безуспешны, Мерцалов, его жена и дети голодают. Одна из двух дочерей умирает, другая тяжело заболевает. Отец впадает в отчаяние, пытается даже просить милостыню, но ему никто не подает.
- Елизавета Ивановна, жена Мерцалова. У нее на руках, кроме двух сыновей, больная дочь и грудной ребенок. От голода мать настолько ослабла, что у нее пропало молоко, и младенец голодает так же, как и остальные члены семьи. Она, как и муж, ищет работу – ходит на другой конец города, чтобы за мизерную плату стирать белье, но этих денег не хватает даже на дрова. Пытаясь помочь семье выжить, Мерцалова пишет письма, обращаясь за помощью к бывшему хозяину мужа, однако никакого ответа не получает.
- Володя и Гриша – сыновья супругов Мерцаловых, 8 и 10 лет. Разносят по городу письма матери, попутно наблюдая, как жители готовятся к встрече Рождества. Мальчики голодными глазами смотрят на роскошные витрины магазинов, полные дорогой еды, в то время как дома их ждут пустые щи, да к тому же холодные – нет дров, чтобы разогреть еду.
- Машутка, их младшая сестренка. Девочка серьезно больна, она кашляет, дышит с трудом, мечется в жару, бредит. Ей нужна срочная медицинская помощь, но у родителей нет денег на врача и лекарства.
Активное участие в описываемых событиях принимают все Мерцаловы, за исключением Машутки, хотя именно вокруг ее болезни закручена сюжетная линия рассказа.
Еще одно главное действующее лицо – профессор медицины Николай Иванович Пирогов, тот самый чудесный доктор, в честь которого рассказ получил свое название.
Это не только прекрасный врач, но и очень добрый и отзывчивый человек, всегда готовый искренне посочувствовать даже незнакомцу. Свое сочувствие он выражает не только словами, но и делом.
Смысл жизни
Молодой немец все же умирает, и Мария остается совершенно одна. Она осознает долг перед угнанными в Германию односельчанами и собирает с полей урожай. Не только для себя, но и для тех, кто может вернуться домой. Чувство долга и надежда поддерживали ее одиночество. К ее жилищу приходят чудом уцелевшие лошади и овцы.
В один из зимних дней Мария находит в стогу сена полузамерзших детей. Их детский дом эвакуировали, но поезд разбомбили фашисты. Семь чудом уцелевших малышей прятались от немецких солдат и шли куда глаза глядят. Пересказ краткого содержания «Матери человеческой» продолжим тем, что молодая женщина уводит детей к себе. Мария несчастных детей отмыла, накормила, одела. Они стали для нее смыслом жизни.
Сейчас читают
- Шукшин
В своём творчестве Шукшин воссоздавал персонажей, которых видел вокруг себя в детстве, деревенских жителей – простых, но с хитринкой. Изначально Вася Шукшин попробовал свои силы и колхозником
- Краткое содержание Пришвин Выскочка
У нас прижилась собака (породы лайка) – уроженка Алтая, проживающая на берегах реки Бии. Вначале звали Бией, затем Бьюшкой и наконец, её имя трансформировалась в Вьюшку.
- Краткое содержание Стругацкие Пикник на обочине
В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.
- Краткое содержание Бёлль Глазами клоуна
Ганс – это человек, который еще достаточно молодой, так как ему всего лишь двадцать семь лет. Но он уже устал от жизни этой, такой тяжелой. Потому что он работает на сцене, клоуном
Герцен А. И. – Доктор Крупов (1845-1846) Яркое сатирическое произведение. Старый врач-материалист Крупов из многолетнего опыта своей лечебной практики, из общих наблюдений над жизнью людей делает заключение, что человечество больно безумием и его история? “автобиография сумасшедшего”. По мысли Герцена, истоки “повального безумия” лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. “Поврежденным” выглядит весь строй жизни, при котором люди, работающие “денно и нощно”, “не вырабатывали ничего, а те, которые ничего не делали, беспрерывно вырабатывали ничего, а те, которые ничего не делали, беспрерывно вырабатывали, и очень много”. Б этом мире социальной несправедливости и лицемерия, убеждается Крупов, так называемые “сумасшедшие” ? “в сущности не глупее и не поврежденнее всех остальных, но только самобытнее, сосредоточеннее, независимее, оригинальнее, даже можно сказать, что гениальнее тех”. Все, например, считают полоумным Левку, сына пономаря, но Крупов показывает, сколько обаяния и непосредственности чувства в этом больном деревенском мальчике, каким преданным и самоотверженным выступает он в дружбе, как трогательно он относится к природе. Признание “безумия” Крупов последовательно показывает в жизни разных слоев чиновников. В сущности, утверждает Крупов, жизнь в городе ничем не отличалась от порядков в доме умалишенных.
Главная » Части речи » Герцен доктор крупов краткое содержание. Александр герцен доктор крупов повесть
Характеристика Елизаветы Ивановны
Елизавета Ивановна Мерцалова — супруга Емельяна. У нее есть двое детей от нынешнего брака. Первенец — 10-летний мальчишка Володя. Второй ребенок — Гриша. Младшая дочка — больная девочка Маша. В отличие от своего мужа, женщина не отчаивается и пытается найти выход из ситуации:
- занимается стиркой чужого белья за копеечную оплату;
- пишет письма представителям власти;
- стучится в чужие двери, дабы попросить минимальную помощь.
Она вынуждена это делать, ведь на ее хрупких плечах забота о трех детях. Женщина не может смотреть на то, как постепенно умирает дочка. Елизавета только и может, что плакать. Собирать всю волю в кулак, теряя при этом последние капельки надежды.
Часть первая
Легенда о Страшиле Рэдли
Семья Финчейприезжает в Америку, в небольшой городок Мейкомб в штате Алабама (вымышленныйгород, не имеющий соответствия в реальной жизни, в художественном планеобобщающий обстановку многих похожих городов тридцатых годов).
Почтенноговозраста адвокат Аттикус Финч проживает вместе с двумя детьми: старшим мальчикомДжимом и младшей девочкой Джин-Луизой.
Текст написан отпервого лица: рассказ ведется устами маленькой девочки восьми лет, дочериАттикуса. Её брат Джим, старше на четыре года, был смышленым активныммальчиком, часто играл вместе с ней.
Каждое лето наканикулы к тете приезжал их друг Дилл – невысокий чудной парнишка, любящийкниги и киноленты. Из трех ребят сложилась крепкая и неустрашимая компания,которая часто попадала в различные приключения. Вместе они старались не раздражатьмисс Кэлпурнию – чернокожую няню семьи Финчей, добродушную в хорошем настроении,но строгую.
Основное вниманиедетей приковано к дому соседей – таинственной семьи Рэдли. Взрослые не решаютсярассказывать о происходящем. Редко кто-то из обитателей дома появляется налюдях
Редко кто-то из обитателей дома появляется налюдях.
Детей привлекаетСтрашила Рэдли – затворник, который не выходит из дома вовсе. Дети занятыразыгрыванием сценок из предполагаемой жизни Страшилы и мечтают выманить его издома. Аттикус неоднократно ругает их, но дети продолжают любимую игру.
Вскоре Джинначинает ходить в школу, и ее путь пролегает как раз мимо почти необитаемогодома семьи Рэдли. Рядом с домом растут дубы, в одном из которых неизвестныйчеловек оставляет подарки – упаковку жевательной резинки, монетки и другиесувениры. Дети с восторгом и одновременно с ужасом гадают, кто этот анонимныйдаритель.
Дело Тома Робинсона
Пока дети занятысвоими играми в «легенду о Страшиле Рэдли», их отец Аттикус берется за проигрышноетяжелое дело по защите Тома Робинсона, чернокожего жителя их города.
На молодогочеловека пало тяжкое обвинение в изнасиловании. Дело усугубляется и отягощаетсятем, что жертва была белой женщиной. Общество города Мейкомба восстает противраба. Чернокожее население еще больше подвергается унижением со стороны господ.
Тень падает и насемью Финчей. Большинство граждан не поддерживает решение Аттикуса защищатьнегра. Нападкам со стороны сверстников подвергаются и дети адвоката. В школе ина улице их сопровождают насмешки и побои.
В семье Финчейтакже не все разделяют точку зрения Аттикуса. Сестра адвоката, мисс Александра,критикует брата: он облек всю семью на позор. Младший брат Аттикуса, дядя Джек,поддерживает его. Джин-Луиза подслушивает их разговор: отец рассказывает, чтодело плохо, и вскоре его детям придется проглотить еще больше гадостей, станетеще тяжелее. Аттикус дает понять, что знает о присутствии лишнего слушателя.Джин-Луиза понимает: отец говорил именно для нее. Он хотел, чтобы она слышалакаждое слово.
Популярные сегодня пересказы
Июньским днём было очень жарко. Птицы приумолкли и насекомые куда-то попрятались. И лишь на полянке воодушевлённо беседовали гнедой конь, гусеница, кузнечик, жук-навозник, ящерица, улитка и две мухи
Главный герой – доктор Крупов. Повесть начинается с описания его детства. В детстве Крупов имел интерес к лечению людей, но его отец – дьякон. Он категорически был против его интереса и хотел, чтобы сын продолжил его дело
Краткое содержание произведения, написанного русским сказочником-писателем Маминым-Сибиряком, представлено в данной статье.
В этом стихотворении повествуется о враче-ветеринаре по имени Айболит. Показана его любовь к своим пациентам, внимательное отношение к их самочувствию и готовность прийти на помощь в любой беде, даже очень сложной.
Источник
Подробный пересказ
В Петербурге праздновали Масленицу. На улице, несмотря на мороз, было много народа. К вечеру поднялся сильный ветер, начался снегопад. Люди, выходящие из цирка, заторопились домой. Некоторые вслух ругали непогоду. Режиссёр цирка тоже был недоволен метелью. Он боялся, что если снегопад не прекратится, зрителей в зале будет мало.
Часть персонала цирка уехала домой. Вторая половина занималась животными или отдыхала. Среди оставшихся циркачей был любимец публики клоун Эдвардс. Он уже много лет служил в цирке, и к нему относились с уважением. Но был у него большой недостаток – он периодически страдал от запоев. Клоун часто заходил в раздевалку акробата Беккера, который выступал с гуттаперчевым мальчиком. Звали его Петей. Маленький гимнаст очень боялся своего тренера. Эдвардс жалел его, так как его воспитатель был грубым и жестоким человеком.
Пете пошёл девятый год. Три года назад у него умерла мать, но он хорошо помнил её. До его рождения мать, звали её Анной, готовила еду в богатом доме, а отец работал швейцаром. Родился мальчик очень слабым и, наверное, не прожил бы долго, если бы не подруга матери Варвара. Она старалась во всём помогать Анне.
Через месяц отца Пети забрали в армию. Не прошло и года, как Анне сообщили о смерти мужа. И, как обычно, на помощь пришла Варвара. Она нашла для Анны место прачки. Несколько лет работала она у хозяина фабрики и была довольна своей жизнью.
Потом Анна вышла замуж за помощника портного. Это был маленький и вредный человек. Целый день муж работал в мастерской, а вечером любил выпить с компанией друзей. Попойка длилась до утра. Отчим невзлюбил мальчика с первого дня совместной жизни, хотя Петя был тихим и спокойным ребёнком. Анна уже пожалела, что вышла замуж.
Через три месяца муж Анны пропал, хотя некоторые знакомые утверждали, что видели его в соседнем городе. А вскоре мать Пети умерла, оставив сына на произвол судьбы. Подруга матери Варвара снимала комнату в подвальном этаже. В том же доме жили циркачи. Варвара решила пристроить в цирк Петю. Взял его акробат Беккер, который начал готовить из него гимнаста на шесте. Методы обучения часто были настолько жёсткими, что на крик мальчика сбегались соседи и забирали его у акробата.
У графа Листомирова было четверо детей. За ними присматривал целый штат прислуги. Вместе с графом и его женой в доме жила сестра графини, которую дети называли тётей Соней. Девушка очень любила своих племянников и большую часть времени проводила с ними. Детям пообещали, что если они будут всю неделю вести себя прилично, то их поведут в цирк. Восьмилетняя Вера постоянно следила за поведением сестры Зины и брата Павла. Если между ними возникали ссоры, она спешила уладить их.
В пятницу детей повезли на представление. Все с нетерпением ждали выступления гуттаперчевого мальчика. О нём тётя Соня прочитала детям в афише. Мальчик вышел вместе с акробатом Беккером, и номер начался. Маленький гимнаст выполнял сложные и опасные трюки на перекладине, закреплённой на длинном позолоченном шесте. Его держал с помощью пояса акробат Беккер. В конце выступления мальчик не удержался и сорвался вниз. Цирковая прислуга унесла его с арены. Снова зазвучала музыка. Но зрители уже не хотели смотреть представление, все стали расходиться. Всю дорогу Вера не могла успокоиться. Так она и заснула с мокрым от слёз лицом. Граф был очень недоволен, что детей так расстроили.
В цирке было тихо и пусто. Только в коридоре на гимнастическом тюфяке лежал забинтованный мальчик. Иногда к нему подходил клоун Эдвардс и долго прислушивался к его дыханию. Потом он возвращался в свою раздевалку. Утром в афише уже не было номера с гуттаперчевым мальчиком.
Повесть учит умению сопереживать, понимать горе другого человека, доброте и состраданию.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Глава 6
В цирке все начинали рассаживаться, готовясь смотреть представление. Народ торопился купить билеты и занять места, чтобы не пропустить представление. Вскоре практически все места были заняты, а в первых рядах сидели дети. Даже здесь, среди огромного количества детей, Верочка все равно выделялась своей красотой. Дети были очень нарядно одеты, и все время перешептывались. Они все не могли дождаться, когда же все начнется.
Наконец-то представление началось! Появился всеми любимый Эдвардс, которому люди начали кричать фразы приветствия. Но клоун был в странном расположении духа, поэтому выполнив пару трюков – быстро удалился за кулисы.
За клоуном на сцену выбежала пятнадцатилетняя наследница, которую ругали утром. Но вечернее выступление ей удалось.
Один за другим сменяли артисты друг друга. Но маленькая Верочка все ждала гуттаперчевого мальчика.
Наконец-то на сцене появился акробат Беккер, который вел за руку гуттаперчевого мальчика.
Они начали выполнять очень опасные трюки, которые приводили в шок публику. Народ с замиранием сердца следил за каждым движением мальчика, которому необходимо было выполнять трюки под куполом цирка на шесте, который держал Беккер.
И вот внезапно что-то сорвалось, послышался удар, после чего прибежали люди, началась суматоха. Народ начал кричать и нервничать, артисты же быстро унесли что-то за кулисы.
На сцену выбежали клоуны, но народ не хотел на них смотреть. Люди быстро пробивались к выходу. Лишь маленькая Верочка истерически плакала. Тетя Соня надеялась, что когда они выйдут на улицу и сядут в карету – дети успокоятся. Но нет.
Когда они приехали домой, то граф с графиней узнали о случившемся. Граф как всегда начал возмущаться и говорить, что он так и знал, что случиться что-то неладное. Уже поздно вечером, когда тетя Соня прошла к детям в комнату – она увидела, что Верочка спала очень беспокойно, а на её щеках еще не высохли слезы.
О произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Александр Иванович Куприн – автор романов и повестей, вошедших в золотой фонд русской литературной классики, которые изучаются в средней школе.
Вопросы, посвященные тематике его произведений, в 2019 году внесены в экзаменационные тесты по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) за курс девятилетки, поэтому с ним должны быть знакомы все выпускники 9 класса.
Александр Иванович Куприн (1870 — 1938) — русский писатель, переводчик.
Куприн был также мастером короткого повествования. Среди прочих своих произведений он написал рассказ «Чудесный доктор», увидевший свет в 1897 г. Произведение было опубликовано в газете «Киевское слово» 25 декабря того же года и сразу же получило положительные рецензии критиков и восторженные отзывы читателей.
В первых его строках писатель делится с читателем историей создания своего произведения, предупреждая, что сюжет рассказа – не сказка, а описание реальных событий, произошедших в Киеве за три десятилетия до того, то есть в конце 60-х годов XIX века.
Седьмая часть
Эта часть произведения посвящена русской эмиграции. В частности, представлены отдельные очерки о В. Печерине и М. Бакунине, об истории «Колокола» и вольной русской типографии. Автор начинает с описания того, как ему неожиданно нанес визит какой-то полковник. Судя по всему, это был невежественный человек и вовсе не либеральный. Однако он считал своей обязанностью прийти к Герцену как к начальству. В первой главе, «Апогей и перигей», рассказывается об огромном влиянии и популярности «Колокола» в России, которые приходят после московских пожаров. Говорится и о том, что автор решился печатно поддержать поляков в 1862 году, во время их восстания.
Второстепенные персонажи
Немаловажную роль играют в рассказе Куприна «Чудесный доктор» главные герои, наряду с которыми появляются второстепенные персонажи, без которых не было бы столь счастливого финала у этой истории. С ними стоит познакомиться поближе:
- Профессор Пирогов — добрый ангел, появившийся в жизни Мерцалова. Он добросердечный человек, покупающий за собственные средства подарки знакомым детям. Доктор проникся историей Емельяна и решился помочь несчастному семьянину. Умный мужчина преклонных лет маленького роста, обладающий приятным голосом, носящий старомодный сюртук, не испугался скромного жилища нищей семьи. Приход врача озаряет светом дом, в котором сразу становится уютно, сытно.
- Швейцар барина — жестокий человек, прогоняющий детей. Он обзывает мальчишек вдогонку и дает Володе затрещину, чтобы те больше не приходили к богатому вельможе со своими просьбами. Не принимает материнские письма с прошениями.
- Человек в енотовом пальто — человек, не желающий вникать в чужие проблемы. Эгоист, который без сожалений отчаявшемуся Мерцалову говорит, что необходимо работать, а не попрошайничать.
Второстепенные и главные герои произведения обладают сложной биографией. Простые люди, оказавшиеся в отчаянии в силу обстоятельств, хватаются за каждую спасательную соломинку. Автор неспроста решил звать своих персонажей так.
При прочтении рассказа в голове рисуется нетипичная картинка. Она контрастная, ведь из бедных людей персонажи превращаются в семью, живущую в достатке. Волшебное перевоплощение стало возможным благодаря появлению в их жизни доброго сочувствующего человека. Он сделал все возможное, чтобы огонек семейства снова мерцал на жизненном небосводе.
Пятая часть
В ней описываются годы с 1847-го по 1852-й. Автор говорит о первых годах, которые он провел в Европе. Герцен рассказывает о первом дне во французской столице, о впечатлениях от Парижа. Он рассуждает о «Молодой Италии», о римском национально-освободительном движении, о революции во Франции в феврале 1848 года и др.
Описывая краткое содержание рассказа «Былое и думы», отметим, что последовательное изложение событий уже в этой части прерывается статьями и очерками Герцена. Автор говорит в интермедии под названием «Западные арабески» о гибели западной цивилизации, столь дорогой для русского либерала или социалиста. Губит Европу мещанство, завладевшее всем, с культом материального благополучия. Эту тему можно назвать лейтмотивом всего произведения. Герцен видит единственный выход в построении социального государства.
Автор в главах, посвященных Прудону, рассказывает о впечатлениях знакомства с ним, отмечает неожиданную мягкость этого человека в общении. Он говорит и о книге Прудона «О справедливости в церкви и в революции». С автором этого сочинения не может согласиться Герцен, ведь он приносит в жертву справедливому государству человеческую личность. С подобными моделями государства Герцен постоянно спорит, сближая с Аракчеевым таких революционеров (например, в шестой части, в главе «Роберт Оуэн»).
Не нравится Герцену и отношение к женщине Прудона — собственническое. Он считает, что автор книги судит о таких мучительных и сложных вещах, как ревность и измена, слишком примитивно.
Заключение к краткому пересказу
- любовь людей и любовь к людям;
- социальное неравенство;
- права мужчин и женщин;
- роль труда в жизни человека;
- пути достижения лучшего будущего для человечества.
Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:
«Горе от ума» — краткое содержание и пересказ по действиям комедии А. С. Грибоедова
«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского
«Царевна-лягушка» — краткое содержание и пересказ русской народной сказки
«Серебряное копытце» — краткое содержание и пересказ сказа П. П. Бажова