Проблемно-тематический анализ романа «герой нашего времени»

Анализ романа «герой нашего времени» м. лермонтова по главам

Правильное расположение частей

Роман изучается в двух плоскостях — так, как главы расположил автор и так, как они должны следовать согласно верной хронологии. Нарушая последовательность событий, Лермонтов создает реалистичный облик своего непростого человека. Сначала Печорин кажется откровенным подлецом, для которого нет ничего святого. Однако постепенно его образ меняется в восприятии читателя, становясь сложным, неоднозначным.

Этот человек страдает, но ничего не может с собой поделать. Это человек своего времени, его жертва. Если расположить части текста в верной хронологии, получится обычный скучноватые приключенческий роман с налетом авантюризма и любовной тематикой. «Правильная» композиционная структура такова:

  1. «Тамань». Путешествие героя по Кавказу только начинается.
  2. Глава «Княжна Мэри». Именно здесь главный герой посмеялся над чувствами Мэри и сразился на дуэли с Грушницким, хотя вполне мог бы избежать кровопролития. За дуэль его отправляют в ссылку.
  3. «Фаталист». Печорин прибывает в казачью станицу, где происходит удивительная история с Вуличем.
  4. «Бэла». Похищение и горькая судьба восточной девушки оживают на страницах этой главы.
  5. «Максим Максимович».
  6. «Предисловие к журналу Печорина». Из этой небольшой части романа читатель узнает, что главный герой умер.

В чем своеобразие композиции романа «Тихий Дон»?

Эпический роман «Тихий Дон» можно считать вершиной творчества М.А. Шолохова. Он охватывает большой период времени, описывает события Первой мировой войны, двух революций и гражданской войны, поэтому для понимания этого произведения огромная роль должна быть отведена композиции.

В основе романа — история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из своих членов Шолохов передает настроения донских казаков в разные исторические периоды.

Этот прием помогает читателю остро ощутить трагедию тех событий, а также узнать, как обычные люди справлялись с неожиданно возникшими трудностями.

Особое место в романе занимают лирические отступления. М.А. Шолохов следует традициям жанра и во всех красках и деталях описывает окружающий героев пейзаж. В творчестве писателя мир природы неотделим от мира людей, казаки искренне любят свою Родину, живут в гармонии с ней и благодарит ее за щедрые дары, позволяющие им мирно существовать. Через природу чувства героев словно материализуются. Например, настроение Аксиньи после разрыва с Григорием уподобляется дикой, безлюдной степи, где когда-то пасся скот. Вы подаете заявку в 2021 году? Наша команда поможет вам сэкономить время и нервы: мы подберем направления и вузы (исходя из ваших предпочтений и рекомендаций специалистов); оформим вопросы (достаточно расписаться); подадим заявки в вузы России (онлайн, по электронной почте, курьером); следить за списками конкурсов (автоматизируем мониторинг и анализ ваших позиций); мы расскажем вам, когда и куда отправить оригинальные (мы оценим шансы и определим лучший вариант) процедуры профи — более подробно.

А сам Григорий после похорон возлюбленной увидел над собой «диск черного и ослепительного солнца». Этот прием помогает писателю лучше передать психологию персонажей, их эмоциональное состояние, которое сложно описать словами.

Важная особенность композиции «Тихий Дон» — это метод антитезиса. На этом построен весь роман: Шолохов постоянно противостоит войне и миру, жизни и смерти. И как следствие неуверенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного героя. Он бегает между белыми и красными, между Аксиней и Натальей, между чувствами и долгом. Постоянный поиск истины, своего места в жизни — главная причина «Тихого Дона».

Эта черта характера определяет не только одного человека, но и целую эпоху. Пространство романа постоянно сужается и расширяется. От событий, происходящих на Татарском хуторе, писатель переходит к масштабным событиям, охватывающим большие города и волнующим всю страну. Шолохов включает в повествование реальных исторических персонажей и документы, поэтому «Тихий Дон» становится своеобразной летописью, а Григорий Мелехов — социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом. И проблема работы расширяется: она становится национальной.

Яркий и непостоянный сюжет «Тихого Дона» заканчивается во дворе Мелехова, где он и начался. Григорий после долгого паломничества возвращается в родной Курень с сыном. Теперь у героя есть возможность начать все сначала: восстановить экономику, наладить жизнь, вырастить ребенка. Круглая композиция изображает круговорот добра и зла. И в этом мы видим еще одну важную причину работы: причину быстротечности времени. Спокойную жизнь нарушают смятения и разрушения, но затем она снова возвращается на круги своя. Это естественный исторический процесс. Земля постепенно залечивает свои раны. Человечество тоже лечит свои раны. Остается только память. И эту мысль Шолохов выражает в финале своего романа.

Полезный материал по теме:

  1. Смысл финала романа «Тихий Дон»
  2. Гражданская война на страницах эпического романа «Тихий Дон»
  3. «Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи из эпического романа« Тихий Дон
  4. Человек и природа в романе «Тихий Дон»
  5. Тема любви в опере «Тихий Дон».

Прототип Печорина

По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.

В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.

Композиция романа. Система персонажей

Повести в произведении Лермонтова располагаются не в хронологическом порядке. Это сделано для того, чтобы глубже раскрыт образ главного героя.

В «Бэле» повествование ведется от лица штабс-капитана Максима Максимыча, который дает свою оценку главному герою, описывает взаимоотношения с ним, рассказывает о событиях на Кавказе. В повести «Максим Максимыч» повествование ведет офицер, в разговоре с которым старый солдат вспоминал Бэлу. В этой повести описывается внешность Печорина. В главах «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» о себе рассказывает сам Печорин. Эти повести – путевые заметки главного героя. Здесь подробно описываются мысли, чувства, душевные порывы, желания главного героя. читатель видит, как и почему Печорин приходит к тем или иным поступкам.

Композиция романа кольцевая – произведение начинается с рассказа о событиях на Кавказе и там же заканчивается. Сначала Лермонтов демонстрирует оценку героя чужими глазами, затем раскрывает особенности разума и души героя, найденные в результате самоанализа. Главы романа выстроены в психологическом порядке.

Главными героями романа являются:

  • Григорий Печорин – дворянин, молодой офицер. Он эгоистичен, циничен, холоден, умен, богат;
  • Княжна Мэри – завидная невеста, красивая девушка. Безответно влюбляется в главного героя;
  • Бэла – дочь князя, черкешенка;
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина, единственный человек, который любит Григория таким, какой он есть;
  • Грушницкий – молодой юнкер. Он страстен, эмоционален, тщеславен, обидчив, глуп;
  • Максим Максимыч – штабс-капитан. Открытый, умный, добрый человек.

В романе автор представил двойников Печорина – Вулича, Вернера и Грушницкого.

Поведение Грушницкого – пародия на поведение Печорина. Вернер, как и Печорин, циничен. Мысли Вернера схожи с мыслями Печорина. Он так же, как и Печорин, играет судьбами людей, но в отличие от Григория, ставит на кон и собственную жизнь.

Вулич является двойником Печорина потому, что Григорий так же испытает свою судьбу, останется живым после выстрела, но умрет по дороге. Печорин словно прошел по следам Вулича, повторил его судьбу.

Часть вторая

Продолжение дневника Печорина, а точнее его конец, находится во второй части романа. Вторая часть начинается со второй главы, продолжая «Дневник Печорина», который носит название «Княгиня Мария».

Княжна Мери

Эта часть истории полна драматизма. Историю княгини Марии можно считать кульминацией романа. Главные герои этой повести — Печорин, Грусницкий, княжна Марья. Второстепенные персонажи: Вера, доктор Вернер, капитан. Герои третьего этажа — мать Марии, муж Веры, поклонники Марии, спутники капитана.

Выставка романа — это приезд Печорина в Пятигорск и утренняя прогулка по городу. Сюжет начинается со встречи с Грушницким, который знакомит Печорину с княгиней и княгиней Лиговскими.

События начинают разворачиваться с того момента, как Печорин защищает княжну Марью от пьяного капитана. Капитан сердится на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Поединок, болезнь Марии и признание Веры мужу — кульминация рассказа. Эпилог также полон драматизма. Вера уходит, и Печорин ведет лошадь, пытаясь ее догнать. Княгиня Лиговская предлагает Пекорину жениться на ее дочери, от чего тот отказывается и признается Марии, что никогда ее не любил.

История княгини Марии была записана в крепости, поэтому ее события произошли до встречи Пекорина с Белой.

Поднимаемые проблемы

Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.

Центральными вопросами романа стали:

  • представление о счастье, добре и зле;
  • поиск истинного себя и смысла жизни;
  • становление личности и свобода выбора.

Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.

Задаваясь вопросом о своём предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неопределённость и непонимание судьбы наводит героя на мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов бесцельно тратить свою жизнь, так как ощущает в себе невероятные силы и рвение.

Одним из центральных вопросов романа стало определение счастья и его поиск. Печорин тратит немало времени, чтобы разгадать загадку человеческого счастья. Журнал с записями героя — настоящая находка для читателя. Из него можно почерпнуть немало философских размышлений героя, которые помогут определить, каковы были его мотивы и что составляет его истинную натуру.

Для насыщения своей гордости у героя, на первый взгляд, есть всё: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и влюблённость Мэри, тёплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своём пути немало людей, Печорин старается из общения с каждым насытить свою гордость, однако, счастья всё нет, а в жизни царят лишь скука и усталость.

Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени»

Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы

Печорин оказался неспособным любить искренне. В его стремлении к истинному чувству он отрекался от эмоций других людей и их переживаний. Григорий был слишком эгоистичен и любил «для собственного удовольствия».

Подлинная дружба также оказалась чуждой для героя. Он думал, что один из друзей всегда подчиняется другому. Безропотно слушаться и быть рабом он не умеет, а властвовать утомляет и толкает на обман. Сблизившись с доктором Вернером, Григорий так и не смог полностью открыться ему и впустить его в свой внутренний мир.

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия

Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, сразу замечаешь: временная последовательность событий в романе отличается от того порядка рассказов, который определил Лермонтов. «В активный отряд хожу по служебным причинам», — пишет Печорин в «Тамани» в дневнике, и хронологически именно эта часть открывает историю главного героя. Далее следует рассказ о пребывании Григория на воде и о том, что на следующее утро после дуэли он получил «приказ вышестоящих властей отправиться в крепость N». Из «этой скучной крепости» Печорин довелось «уехать и« пожить две недели в казачьей станице », здесь он сам решает, предрешена ли судьба человека. Служа дальше в крепости, Григорий похищает Белу. Мы прослеживаем последние передвижения Печорина, наблюдая за его встречей с командиром штаба («Я иду в Персию — и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Дневнику Печорина» («Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

«Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение пушкинских традиций, и Белинский крестил главного героя романа Лермонтова «Онегин нашего времени».

Вот особенности произведения, которые выделяют литературоведы:

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова считают, что идея писателя родилась в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного изображенному Пушкиным. Неудивительно, что он выбрал имя персонажа от названия бурной реки Печора. Этим он хотел подчеркнуть как преемственность, так и отличие персонажа от «Онегина» Пушкина. Онега — тихая равнинная река, географически южнее Печоры. После смерти Пушкина Лермонтов отправился служить на Кавказ, где определился с образами и местами, описанными в произведении.

Писатель начал писать текст в 1838 году, публикуя отдельные рассказы. Первым свет увидел Бела (1839), за ним — Фаталист (1839). В хронологическом порядке их содержание лежит в основе повествования. «Тамань» — первая глава романа с точки зрения хронологии истории, вышла в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого рода литературных героев, сформировавшихся в 40-50-е годы XIX века. Это люди благородного происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, организацией дуэлей или бросая вызов нормам общественной морали.

Таким образом, Печорин бессовестно уничтожает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя бежал, а младшая дочь Белу была опозорена Печориным, а затем Казбич был убит.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая на тот момент является замужней женщиной, и нарушает установленные социальные нормы светского общества по отношению к Марии. При этом он не сожалеет о том, что сделал с Мэри или Белой, но сожалеет о том, что потревожил «честных контрабандистов».

«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр

Повествование романа построено таким образом, что читатель узнает героя как по рассказам людей, которые его знают, так и по материалам его заметок. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Таким образом, читатель сначала узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Белы, а затем о том, какими ирониями судьбы он оказался на Кавказе.

Критики называют роман лирическим и психологическим. В нем сочетается характерная для русской литературы тема лишнего человека с элементами западноевропейского романтизма.

Главный герой романа «Герой нашего времени»

После выхода романа критики разделились. Сторонники славянофильской ориентации заявляли, что герои нашего времени, такие как Печорин, не характерны для русского общества. Они всего лишь продукт разрушительного влияния Запада.

Другие считали, что Лермонтов высказал совершенно иную идею. «Герой нашего времени», по словам Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:

  • Молодые люди выросли в эпоху суровых ограничений.
  • Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали социальные нормы и вели себя вызывающе.

Печорин — человек неоднозначный. Он не любит социальных устоев и своим вызывающим поведением всячески это демонстрирует. Он не может построить нормальные отношения. Мне холодно с Максимом Максимычем, Марией и Белой, которые проявили к нему нежные чувства. Вызывает ревность Грушницкого, зная, что он влюблен в Марию.

интересно отметить, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он без колебаний участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Также герой легко нарушает социальные нормы на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, вынужденного скрываться из любви к коню, чувств отца, потерявшего сына и дочь, и Казбича, оставшегося без верного друга.


Кадр из фильма «Герой нашего времени

«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. Это стоит знать, чтобы больше узнать об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» по жанру не похож на традиционный роман. У него сложная композиционная структура, сохраняющая целостность текста.

В традиционном романе множество событий и персонажей сцеплены единством сюжетной линии. В романе «Герой нашего времени» нет единого сюжета, он состоит из разрозненных пяти произведений, которые объединяет только образ главного героя, Григория Александровича Печорина. Причем эти повести расположены, нарушая хронологию, в соответствии с авторским замыслом. Естественному хронологическому порядку соответствовала бы следующая последовательность: сначала «Тамань», где Печорин останавливается по пути на Кавказ, затем – «Княжна Мери», в которой описываются похождения Печорина в Пятигорске и дуэль, потом – «Бэла», где повествуется о службе в военной крепости, куда он сослан после поединка,в «Фаталисте» — пребывание героя в казачьей станице во время отлучки из крепости, в повести «Максим Максимыч» Печорин изображен спустя пять лет; оставив службу, он едет в Персию.

В композиции, выбранной Лермонтовым, теряется определенная интрига. Например, когда происходит дуэль с Грушницким, мы уже заранее знаем, что Печорин останется жив, ведь в предыдущем повествовании из предисловия к «Журналу Печорина»известно, что герой умрет по пути из Персии. Читательское напряжение ослаблено намеренно, увлекательность сюжета для Лермонтова не так важна.

Сначала мы в предисловии знакомимся с автором и персонажем, затем события непоследовательно переданы так: «Бэла», «Максим Максимыч», затем «Журнал Печорина», включающий в себя предисловие, «Тамань», «Княжну Мери», «Фаталиста».При таком порядке Лермонтов заставляет погружаться не вглубь развития событий, а вглубь души героя, к его постепенному пониманию.

Сначала мы видим героя глазами наивного Максим Максимыча, замечающего лишь внешнюю сторону поступков Печорина, причины которых нам не понятны, хотя рассказ штабс-капитана интригует читателя. Потом мы видим Печорина глазами рассказчика — попутчика, человека с другим опытом и образом мыслей, его суждения изложены в предисловии к «Журналу Печорина».Читая личный дневник Печорина, смотрим на мир его глазами. В этих записках предстает личность героя, его попытка самоанализа. Лермонтов сочетанием различных точек зрения создает объемное восприятие героя.

В повести «Бэла» действие происходит на Кавказе. Рассказчик, следующий по делам к месту службы, знакомится в пути с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему историю своего сослуживца и приятеля, прапорщика Печорина. Этот молодой офицер, увлекшись юной дочерью черкесского князя, похищает княжну при помощи ее брата Азамата. Печорин, страстно влюбленный в Бэлу, со временем к ней охладевает, а девушку убивает из мести Казбич, который мечтал к ней посвататься.

В повести «Максим Максимыч» повествователь становится свидетелем встречи штабс-капитана с Печориным, внимательно наблюдает за их беседой. Печорин ведет себя сдержанно и холодно, к общению не расположен. Он направляется в Персию, и оставляет бывшему сослуживцу свои записи, которые тот отдает рассказчику.

Из толстой тетради, названной «Журналом Печорина», рассказчик выбрал три истории и опубликовал их,давим названия, написав предисловие и сохранив повествование от лица героя.

В «Тамани» Печорин рассказывает о том, как, остановившись на ночлег в убогой лачужке приморского городка, нехотя разоблачил шайку контрабандистов, и чуть не погиб от рук красавицы-дикарки, заманившей его на свидание и пытавшейся утопить из страха, что он может донести на них властям.

Тамань 

В «Княжне Мери» описана история, случившаяся с Печориным в Пятигорске, модном курорте с минеральными водами, излюбленном месте аристократического общества. Он встречает Веру, свою бывшую возлюбленную, знакомого юнкера Грушницкого и сближается с доктором Вернером. Соперничая с раздражающим его Грушницким, влюбляет в себя привлекательную, пользующуюся успехом в обществе княжну Мери. Соперничество заканчивается дуэлью, на которой Печорин убивает Грушницкого.

В последней части «Фаталист» рассказывается о роковом случае. Офицеры затеяли спор о предначертании судьбы. Поручик Вулич, поспорив, выстрелил себе в лоб. Но пистолет дал осечку, и он остался жив. Печорин интуитивно почувствовал, что этому человеку суждено умереть. Вулич спустя полчаса случайно погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая собственную судьбу, помогает схватить убийцу.На этом завершается повествование романа.

Основные действующие лица

Для понимания произведения необходимы характеристики основных действующих лиц.

Григорий Печорин

Личность неординарная, полная противоречий в отношении любви, дружбы, постоянно в поисках смысла жизни. Многие его поступки непонятны и неприятны читателю. Он разрушает жизни людей, заставляя их страдать. Но многие сострадают ему, понимая как тяжело герою, чувствующему полное отсутствие целей и смысла жизни.

Максим Максимыч

Открытый, добрый, достойный уважения персонаж. Он считает Печорина своим другом. Но у персонажей совершенно разные характеры, взгляды на жизнь. Они принадлежат к разным эпохам и социальным слоям. Образ Максим Максимыча заставляет размышлять о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Юнкер Грушницкий

Обычный молодой человек, которому нравится быть в центре внимания, любит производить эффект на общество. Он выступает антиподом главного героя. Бравада и следование модным тенденциям приводят к тому, что он становится способен на подлость, подчиняясь влиянию чужого мнения.

Доктор Вернер

В чем-то похож на Печорина. Он циничный скептик, имеющий невысокое мнение о людях. Но, в отличие от главного героя, за маской насмешки и иронии он скрывает способность к состраданию.

Бэла

Черкешенка, воспитана на кавказских обычаях. Ее страстность привлекает Печорина. Любовь горянки и главного героя длится недолго и заканчивается трагически. Сила характера, желание свободы, внутреннее достоинство не покидают Бэлу даже перед смертью.

Княжна Мэри

Представительница высшего общества словно живет в придуманном мире. Это неглупая, тонко чувствующая девушка

Поначалу она обращает внимание на Грушницкого, затем поддаётся игре Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок

Вера

Единственная женщина, которая поняла и приняла героя таким, какой он есть. Ее искренняя любовь, возможно, смогла бы изменить Печорина. Но индивидуализм и эгоизм главного героя не позволили этому произойти.

Основные действующие лица «Героя нашего времени» описывают главные свойства времени, создавшего Григория Печорина.

Специфика построения текста

Согласно теории литературы, в структуре любого произведения лежат несколько компонентов. Это завязка, экспозиция и развязка. Сначала читатель знакомится с персонажами, местом действия. Затем с ними происходят какие-то события. Наконец, в развязке становится понятно, к каким итогам пришли действующие лица.

Каковы же основные черты такого построения произведения:

  1. Сюжетная канва не совпадает с фабулой текста.
  2. За счет нестандартного построения читатель сосредоточен не на восприятии жизненных событий героя, а на анализе его внутреннего мира, переживания.
  3. Своеобразие изложения дала возможность Лермонтову показать Печорина в моменты, наиболее важные для его личностного становления, отказавшись от нудного перечисления большого числа событий.

Не зря такая композиция носит название «напряженной». Показаны только ключевые эпизоды, поэтому читатель постоянно в напряжении, нет ни единого незначительного момента. Суть кольцевой композиции в том, что рассказ о судьбе Печорина завершается там же, где он был начат — в крепости. Именно здесь читатель впервые видит его глазами Максима Максимовича. Именно отсюда он и уезжает в Персию.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история создания

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над своим единственным законченным романом с 1838 по 1840 год. Поначалу поэт задумывал произведение как путевые заметки, во время путешествия по Кавказу. Но после успеха двух первых повестей: «Тамань» и «Фаталист», опубликованных в 1839 году в журнале «Отечественные записки», писатель соединил эпизоды в единое художественное произведение.

Замысел романа схож с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина. Даже фамилию Печорину Михаил Юрьевич выбрал от названия реки Печоры, как и Александр Сергеевич для Онегина — реку Онега. Главный герой — это новая версия Евгения Онегина, более циничная и глубокая, невостребованная временем личность, которую Михаил Юрьевич раскрыл со всех сторон.

Кроме того, в сюжете романа ситуации и прототипы были реальными:

  • поэт испытал то, что пережил Печорин в главе «Тамань»;

  • прототипом персонажа доктора Вернера стал Н. В. Майер, который дружил с сосланными на Кавказ декабристами;

  • Николай Мартынов стал прототипом юнкера Грушницкого.

Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее — это простое стечение обстоятельств?

Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.

Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.

Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.

В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.

Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.

Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.

Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной — Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем. Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака. Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.

В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро. Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, — его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени
Сейчас читают:

  • Женские образы Тихого Дона сочинение

    Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего

  • Образование Штольца в романе Обломов сочинение

    Один из героев знаменитого произведения одного из самых популярных и известных писателей России, Штольц, является человеком, который с самого раннего детства очень крепко дружит с главным героем произведения Обломовым. По жизни эти два героя

  • Сочинение на тему Какой я представляю землю глядя на глобус 4 класс

    Наша земля необъятная. Ее населяют разные нации, везде различный климат и отношение к жизни. Смотря на глобус, представляешь, сколько всего интересного находится на земле.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс

    Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Зимнее утро»Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря «Зимнее утро». Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником,

  • Нет величия там, где нет простоты, добра и правды сочинение

    Эту фразу в своём романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова. Наполеон эгоистичен и безразличен к собственной армии, в то время как Кутузов – это прообраз патриотизма, народного духа,

  • Сочинение Мужество (что такое мужество) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Очень часто мы сталкиваемся с таким понятием, как мужество. Но до конца не понимаем – что же это такое. Кто-то связывает мужество с проявлением характера во время войны, кто-то – с работой пожарных, спасателей. И это не удивительно:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: