Литературное наследие лермонтова кратко

Лермонтов в русской литературе

Михаил Лермонтов: жизнь и cмepть

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова не ограничивается годами учебы и перечислением написанных произведений. В его жизни были влюбленности и трагедии. Особенно бурным был период жизни поэта между 16-ю и 18-ю годами.

Бунин: биография, интересные факты о писателе

В 1830 году он познакомился с Екатериной Сушковой. Романтический юноша, выросший в одиночестве и не имевший достаточного социального опыта общения с противоположным полом, стал объектом насмешек со стороны дeвyшки. Спустя четыре года Лермонтов отомстил ей, расстроив бpaк со статским советником Александром Лопухиным.

К 1830 году относится сообщение о Лермонтове, влюбленном в Наталью Федоровну Иванову. Ей он посвятил более 30 произведений. К лету 1831 году в них прослеживаются мотивы ревности и измены. Очевидно, Наталья отдала предпочтение другому кавалеру.

В конце 1831 года поэт знакомится с Варварой Лопухиной, которой он был одержим долгие годы. Варваре он посвятил поэму «Демон» и ряд других произведений.

Тургенев: биография, личная жизнь и творчество

В 1837 году поэт сочинил скандальное стихотворение «Cмepть поэта». За ним последовало судебное разбирательство. Император Николай I лично распорядился осмотреть все бумаги поэта и убедиться, что он не cyмacшедший.

Поэт не был помещен под арест благодаря бабушке, поэту Василию Жуковскому и ряду других друзей Пушкина. Его перевели из корнетов в прапорщики и отправили на Кавказ. В регионе он пробыл несколько месяцев, успел посетить Грузию и Азербайджан. Стараниями бабушки Лермонтов был переведен на службу в Новгородскую губернию, а затем вернулся в столицу. Его произведения регулярно появлялись в издании «Отечественные записки».

В феврале 1840 года состоялась дуэль с де Бapaнтом — сыном иностранного посла. Поэта привлекли к суду, и в апреле он был отправлен на Кавказ с приказом царя задействовать в военных операциях.

Максим Горький: биография, фото, личная жизнь

В июле 1841 года поэт был убит Петром Мартыновым в Пятигорске на дуэли. Когда информация о гибели Лермонтова дошла до Николая I, он сказал: «Собаке собачья cмepть», чем вызвал негодование императорской семьи.

Тело поэта похоронили в городе Пятигорск, но весной 1842 года Елизавета Арсеньева получила разрешение перевезти тело в семейный склеп в имении Тарханы, где он был перезахоронен.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Лермонтов оставил после себя множество трудов и вошел в историю как вольнодумный поэт. Его стихи до сих пор вызывают восхищение.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Впечатления

“Лермонтовскими” местами в России считаются Москва, Подмосковье, Пензенская область и город Пятигорск (Ставропольский край).

Дом-Музей Лермонтова в Москве (ул. Малая Молчановка, д. 2) входит в состав Государственного литературного музея и открыт в 1981 году по инициативе писателя Ираклия Андронникова. Здесь можно увидеть антикварную мебель, прижизненные издания и фотографии поэта. На Лермонтовской площади напротив Красных ворот можно посмотреть памятник поэту, созданный в 1965 году Исааком Бродским.

Усадьба Середниково (Мцыри-Спасское, XVII-XVIII в.) в Солнечногорском районе — центр “лермонтовской жизни” в Подмосковье. Здесь — в одном из родовых имений — Михаил проводил с бабушкой летние каникулы. Здесь же бывал и другой великий россиянин — Петр Аркадьевич Столыпин, родственник поэта, отец которого владел усадьбой позже. После запустения, царившего здесь в советские времена, усадьба была восстановлена силами общественных организаций, созданных родственниками поэта, в частности, его полным тезкой М.Ю.Лермонтовым (входившим в состав Общественной палаты РФ). Сегодня он включает не только главный усадебный дом, парадный, конный, скотный дворы и каскад прудов, но и инфраструктуру для многих “новомодных” впечатлений. Здесь снимается множество фильмов и можно одеть исторический кинокостюм, проводятся квесты и корпоративные мероприятия. Сюда можно съездить на свидание и на тимбилдинг. Ну а главными событиями года здесь становятся грандиозное фантасмагорическое театральное действо Midsummer Night Dream и костюмированный бал “Лермонтовские каникулы”.

Напротив, музей-заповедник “Тарханы” в Пензенской области бережно хранит дух именно той, лермонтовской, эпохи. Попадая сюда, чувствуешь живую атмосферу детства поэта. Прекрасно сохранившийся барский дом, где кропотливо восстановлен быт семьи Лермонтова, сохранены его вещи, книги, фотографии, церковь Марии Египетской, церковь Михаила Архангела могила Михаила Юрьевича, уютный парк и живописные пруды — все они насыщены памятью о поэте и олицетворяют место, где его душа “прекрасного искала”. Сельская дворянская усадьба XVIII — XIX веков — прекрасное место для созерцания в любое время года. Ежегодно здесь проводится Всероссийский лермонтовский фестиваль, а регулярные выставки, конференции и чтения носят “классический” характер.

На месте гибели М.Ю. Лермонтова в Пятигорске установлен памятник. К столетию со дня рождения поэта скульптор Б. М. Микешин изготовил стелу из кисловодского доломита. На стеле изображён портрет поэта, его имя и годы жизни. Также в Пятигорске располагается дом-музей Лермонтова. Домик Лермонтова — так его называют — сохранил свой первозданный вид. В нём Михаил Лермонтов провёл последними часы своё жизни. В Государственном музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, включающем, помимо домика поэта, целый квартал старого Пятигорска, представлены личные вещи поэта, а также воссоздан быт и атмосфера XIX века. Квартал расположен в курортной зоне, в окружении санаториев и минеральных вод, отчасти поэтому стал самым посещаемым музеем Лермонтова в мире. Рядом — места, связанные с творчеством поэта — озеро “Провал”, грот Дианы, парк “Цветник”. В центре Пятигорска также стоит памятник поэту, созданный Александром Опекушиным в 1989 году на собранные по подписке народные деньги.

В 2019 году в рамках проекта “Великие имена России” имя Михаила Юрьевича Лермонтова было присвоено аэропорту города Минеральные воды — транспортному хабу курортной зоны, многие точки которой связаны с творчеством поэта.

краткая биография

Ранние годы творчества

Лермонтов рано пристрастился к чтению. Он занимался самообразованием под руководством учителей, знал английский, немецкий и французский достаточно хорошо, чтобы читать книги в оригинале, и прекрасно разбирался в европейской литературе.

Впервые к стихосложению М.Ю. Лермонтов обратился в возрасте четырнадцати лет. В это время в его семье разворачивался крупный конфликт между отцом поэта и его бабушкой, камнем преткновения для которых стал талант ребёнка. Отец хотел, чтобы Лермонтов развивал свои способности, всячески в этом поддерживая сына. Бабушка же этого энтузиазма не разделяла.

Первые стихотворения Лермонтова уже несут на себе характерный для всего творчества поэта отпечаток отчаяния и одиночества. Юношеский максимализм и мотив героической борьбы переплетались друг с другом в первых поэтических опытах Лермонтова, создавая базу для дальнейшего творчества.

Замечание 2

Наброски «Демона» и «Думы», опубликованных много позже, были созданы на раннем этапе творчества Лермонтова.

Угнетённое состояние русского общества, ставшего свидетелем поражения движения декабристов, сильно влияло на настроения поэта и на его стихи.

Первый период творчества Лермонтова называют «лирическим». В это время поэт увлёкся произведениями известного английского писателя-романтика Байрона, который был источником вдохновения в том числе для А.С. Пушкина. Под влиянием произведений Байрона в творчестве Лермонтова появляются романтические мотивы и романтические герои, мечущиеся в поисках лучшего мира, независимые, свободные и вечно борющиеся с самими собой.

Определение 1

Романтический герой — исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

На протяжении всего своего творчества Лермонтов придерживался романтизма, смешанного с реализмом на более поздних стадиях.

Определение 2

Романтизм — литературное направление, для которого было характерно противопоставление реальности некоему идеальному миру и изображение героя, оторванного от общества и борющегося с ним и с самим собой.

Ярко в творчестве поэта проявлялся мотив борьбы, связанный с романтическими идеями и образами. Этот мотив можно встретить в стихотворениях «Узник» и «Парус».

Лермонтов – личность

Михаил Юрьевич  Лермонтов родился третьего октября 1814 года,  когда лицеист Пушкин делал первые и вполне уверенные шаги на литературном поприще. Всего два года прошло с момента героического Бородинского сражения,   в котором участвовали его близкие родственники, и  должно было пройти 11 лет до декабрьского восстания. Интересная эпоха в истории России. Поэта окружали интересные, неоднозначные люди.
Михаил Юрьевич был потомком  старинных дворянских родов. Предположительно, род Лермонтовых  происходил от шотландского барда-пророка Томаса Лермонта. Сторонники этой версии всячески стремились разглядеть в поэте способность к предвидению. Когда-то род Лермонтовых был состоятельным и уважаемым при дворе, но к началу XIX века он обеднел.

Его мать,  Мария  Михайловна, принадлежала к роду Арсеньевых. Она имела слабое здоровье, но может быть, дожила бы до совершеннолетия сына, если бы не   издевательства мужа Юрия Петровича Лермонтова  и не его измены.  Маленький Мишель не мог не слышать того, о чем говорят взрослые, не мог не переживать за своих родителей. Тем более что после смерти матери между бабушкой и  отцом началась настоящая война за право воспитания Миши.  Бабушка отвоевала внука, и мальчик был разлучен с отцом.

Миша  одинаково любил  и бабушку и отца, но Елизавета Алексеевна, у которой никого больше не осталось, кроме внука, вынуждала его выбирать   между нею  и отцом, и это наложило на его характер свой отпечаток. Он был не по годам умудренным ребенком.

В его распоряжении была богатая бабушкина библиотека, что также способствовало его развитию.   Поэт слишком рано научился читать души людей.  Он чувствовал себя  комфортно среди  тех, кто был близок ему по духу. Однако лицемерное светское общество действовало на него угнетающе. У Лермонтова был сложный характер. Он не терпел лжи, предательства, не умел скрывать своих чувств в отношении к тем, кого презирал.

После гибели Пушкина стал предвзято относиться ко всем французам, и это отчасти стало причиной его ссоры  с  сыном  французского посланника де Барантом и поводом для его второй высылки на Кавказ.

Сохранились воспоминания о встрече Лермонтова с Наталией Николаевной, женой Пушкина. Вначале Михаил Юрьевич смотрел на нее, как на виновницу гибели мужа.  Лермонтов всю жизнь преклонялся перед талантом Пушкина,  спорил с ним в своих произведениях,  учился у него  поэзии.  Он не раз встречался  с Натальей Николаевной на вечерах у Карамзиных, но избегал общения с нею.  И только накануне своего последнего отъезда на Кавказ он подсел к Наталье Николаевне и признался, что был несправедлив  к ней.

Лермонтов – поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов известен в русской литературе,  прежде всего как лирический поэт. Его стихотворения «Выхожу один я на дорогу»,  «Белеет парус одинокий», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», «По небу полуночи ангел летел» и другие положены на музыку и стали романсами.  Его поэмы «Мцыри», «Демон», «Боярин Орша» и другие до сих пор вызывают неподдельный  интерес у читателя.

Лермонтова поэта  чрезвычайно интересовала культура народов Кавказа и Закавказья.  Тема Кавказа  нашла отражение в поэмах  «Мцыри»,  в «Демоне», в «Ауле Бастунджи», в стихотворениях «Кавказу», «Кинжал», «Листок» и др.

В творчестве Лермонтова   Кавказ олицетворял романтическое направление. Однако поэта в неменьшей степени интересовала реальность.  Он интересовался историческим прошлым России, в его творения отразилось и настоящее. О прошлом – «Песня о купце Калашникове», о нынешнем – «Тамбовская казначейша», поэма написанная легким, живым языком.  Недавнему героическому событию  России поэт посвятил стихотворение «Бородино».  Любовь к Родине и природе выразилась стихотворениями «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прекрасны вы, поля земли родной…»,  «Два великана» и др.

Слайд 18 Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни.

Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.

      Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.

Лермонтов – гражданин

Лермонтову было 11 лет, когда произошло декабрьское восстание. Его взросление  и формирование гражданской позиции происходило в период жестокой реакции и безвременья. Царское правительство было напугано событиями, происходившими в Европе, и прекрасно понимало, что камень революций, брошенный в монархическую воду,  образует круги   нового мышления, которые непременно заденут Россию. Власть, как могла, закручивала гайки.  Лермонтов чувствовал, что мог быть более полезным. Его стихотворения «Предсказание», «Смерть поэта» – это крик души.   Он попытался вскрывать язвы дворянского общества через литературу, но  цензура не давала рта раскрыть.

Лермонтов уважал свободолюбивых  горцев, среди которых у него было немало хороших знакомых.  Он понимал дикость и несправедливость  кавказской войны, но как офицер, вынужден был исполнять приказы.  Жители Кавказа тоже с почтением относились к русскому поэту и бесстрашному офицеру.  В Грузии, несмотря на сложные отношения с Россией, до сих пор и в Тбилиси, и в других городах, есть улицы Лермонтова.

Раннее творчество

Если говорить кратко, Маяковского считают одним из основателей футуристического направления в русской литературе. Он активно участвовал в работе по подготовке революции, за что был отправлен в Бутырскую тюрьму. За время заключения он написал целую тетрадь стихов. Исходя из воспоминаний Маяковского, это были произведения в стиле пролетарской поэзии, которые имели небольшой оттенок символизма.

Футуризм Маяковского привлекает своим бунтарским анархистским задором, а также стремлением к ускорению жизненного темпа и формальному новаторству. С 1912 года стихотворения Маяковского начали печатать в футуристических сборниках. Он был ярким представителем этого течения.

Футурист Маяковский и другие литераторы сильно критиковали символистов. Но все же их произведения были частично похожи. Отличительной чертой работ символистов стал ярко выраженный урбанизм. Эти поэты в своём творчестве опирались на традиции литературы, изображая современное устройство государства как «страшный мир».

Такое веяние повлияло и на футуристов. В их интерпретации капиталистические города ещё ужаснее. Произведения Владимира Владимировича в ранний период творчества описывают город-гиперболу. Стих «Утро» это отчётливо передаёт.

2 вариант

В первой половине двадцатого века появилось современное направление, при котором прогрессисты отрицали предшествующие ценности, становились идеологами нового мира, а именно считали, что будущее страны именно должно зависеть от молодого поколения. Запоминающейся и влиятельной личностью являлся Владимир Маяковский, который присоединился к идеям футуризма в 1912 году и отличался от единомышленников стремлением искоренить изжившие уклады жизни прямо сейчас, а не просто иметь надежду.

Творческим работам поэта В.Маяковского свойственна гиперболизация слов, внедрение собственных оригинальных неологизмов и использование умело экстравагантных метафор, цепляющих чрезмерностью, наличием большого количества сравнений удивляют читателей грубостью и прямотой футуриста. Писатель смог внести в литературную историю свой неординарный вклад, выделяясь от других поэтов широкой богатой душой, погасшей, как вспышка, быстро от сложной судьбы.

Михаил Лермонтов. Личная жизнь

Противоречивая и чувствительная натура Михаила Лермонтова, конечно же, не давала ему покоя и в личной жизни. По признанию поэта впервые он влюбился в 11 лет, когда ездил с бабушкой на Кавказ. Там он встретил 10-летнюю девочку, которую уже и не помнил, как зовут и как она выглядит, но образ хранил в сердце долго.

Екатерина Сушкова

Юношеской влюбленностью поэта стала Екатерина Сушкова, с которой он познакомился летом 1930 года, когда проводил каникулы у родственников

Девушка тогда совсем не обратила внимание на нескладного застенчивого юношу и откровенно издевалась над ним, чем больно ранила. Позднее поэт жестоко отомстил девушке

Уже став известным в светских кругах, он узнал, что Е. Сушкова помолвлена с его приятелем Алексеем Лопухиным. Лермонтов приложил все свое обаяние, чтобы внушить Сушковой, что он безумно в нее влюблен, и она должна ответить ему взаимностью и отменить свадьбу.

Сушкова Е.А. Миниатюра неизвестного художника

Девушка долго колебалась, но в итоге уступила мольбам «влюбленного» (видимо, слава и богатство Лермонтова сыграли свое дело). Когда же она расторгла помолвку, Михаил глядя ей в глаза, объявил, что все это был розыгрыш с его стороны. Однако в письме близкому другу поэт признался, что все равно не считает себя до конца отомщенным, потому что «она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки». Судя по всему, мадемуазель Сушкова, действительно, была довольно хладнокровной и расчетливой дамой. Во всяком случае, она уже через пару лет вполне удачно вышла замуж, а позднее оставила записки, которые дали ценные сведения о Лермонтове.

Наталья Иванова

Еще одной сердечной привязанностью Лермонтова стала Наталья Федоровна Иванова, которой он посвятил ряд стихотворений, позднее названный критиками «ивановским циклом».

Наталья Федоровна Иванова. Акварель М. А. Кашенцева, 1834 год

Долгосрочных отношений между поэтом и девушкой не сложилось, так как она через некоторое время стала с ним холодна и неприветлива. Михаил сильно переживал этот разрыв, доходил в мыслях даже до самоубийства. Эти сильные эмоции и переживания стали источником и большого вдохновения, отразившегося в творчестве.

Варенька Лопухина

Наконец, самые сильные и глубокие чувства Лермонтов испытывал к Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди познакомились в Москве, им было по 18 лет, и их чувство было взаимным. Вполне возможно, дело дошло бы до свадьбы, но против этого союза категорически возражали родители Вареньки.

Варенька Лопухина (возлюбленная Лермонтова) — Изображение Шереметевский дворец — музей музыки, Санкт-Петербург

Через некоторое время девушку выдали замуж за «подходящего человека». Лермонтов тяжело переживал это известие и до конца своих дней помнил возлюбленную, посвящал ей стихи и произведения, не признавая ее новую фамилию «Бахметьева», всегда подписывал «Варваре Лопухиной». Девушка, судя по всему, в браке счастлива не была. Варвара Александровна тяжело пережила известие о смерти Лермонтова: буквально чахла на глазах и через 10 лет после ужасной вести умерла.

Литературная деятельность

Первая Кавказская ссылка М. Ю. Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на создание литературных произведений.

В этот период поэт работает над «Мцыри» и «Демоном».

В 1838 году Лермонтов снова возвращается в Петербург, где его радушно принимают в литературную элиту, и он становится одним из самых популярных писателей столицы.

Однако через два года, после очередного участия в дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, Лермонтова отправляют на Кавказ, где он принимает активное участие во многих серьезных сражениях.

На Кавказе поэт продолжает работать над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печаталось отрывками в журнале «Отечественные записки».

В начале февраля 1841 года Лермонтову предоставили короткий отпуск в Петербург. На тот момент уже были написаны такие стихотворения, как «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу».

По пути на Кавказ в Пятигорске произошла ссора поэта с Николаем Мартыновым, который вызвал Лермонтова на дуэль.

Молодые люди стрелялись 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. Во время дуэли Лермонтов демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Последняя дуэль

Михаил Лермонтов: детство и юность

Михаил Юрьевич Лермонтов, биография которого стала основой для возникновения такого направления научных исследований, как лермонтоведение, прожил недолгую, но яркую жизнь.

Даже краткая биография Лермонтова не обходится без упоминаний о его родстве с шотландским поэтом Томасом Лермонтом. Его же считал своим предком кумир молодежи первой половины XIX века, поэт Джордж Байрон.

Биография Маршака: жизнь и творчество писателя

В начале 2000-х биография Лермонтова пополнилась важными фактами. Британская компания Oxford Ancestors провела анализ ДНК потомков британской семьи Лермонт и потомков Лермонтова. Известно, что еще предки поэта гордились связью с Лермонтами и сходством фамильных гербов. Результаты исследования показали, что у Лермонтовых есть шотландские корни, но они не родственники Лермонтов.

Биография Лермонтова кратко упоминает и о родственниках со стороны матери. Троюродным братом поэта был Петр Столыпин — известный политический деятель, реформатор.

Михаил Лермонтов, краткая биография которого содержит сведения о всех периодах жизни, родился в октябре 1814 года. Родителями стали 27-летний Юрий Петрович Лермонтов и 19-летняя Мария Михайловна Арсеньева.

Через восемь дней после появления на свет, 11 октября, Михаил был крещен. Крестной стала Елизавета Арсеньева — мать Марии.

Биография Пришвина: факты из жизни, творчество писателя

Спустя два года после рождения сына Мария умерла. Елизавета Арсеньева настояла, чтобы внук до 16 лет жил с ней, и обещала сделать его наследником своего состояния.

Детство Лермонтова прошло в деревне — в Пензенской губернии в имении его бабушки. В 11 лет он приступил к домашнему обучению. В имении Тарханы была обширная библиотека, и Михаил пристрастился к чтению.

Спустя некоторое время бабушка перевезла его в Москву, чтобы он мог поступить в Благородный пансион — элитное заведение для дворянских детей при Московском университете. В заведении Лермонтов отучился два года и в 1830 году покинул его стены, не окончив и шестого класса.

Паустовский: биография и творчество писателя

С сентября 1830 года Михаил — студент Московского университета. В заведении, где учился Лермонтов, было множество студенческих кружков, но он не заводил близких знакомств с другими студентами.

Летом 1832 года поэт покинул университет. По совету родственников он вступил в Школу гвардейских прапорщиков.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Современное значение творчества Михаила Лермонтова

Основным современным значением творчества Лермонтова является его яркий взгляд на русскую действительность и предчувствие мрачного будущего страны. В своих произведениях поэт предрекал трагические события, которые омрачили историю России, такие как казнь Декабристов и Крымская война. Темы патриотизма, свободы и нравственного спада народа остаются актуальными для современной России.

Одним из главных достоинств Лермонтовского творчества является его универсальность. Стихи и проза поэта говорят о вечных человеческих проблемах, таких как любовь, одиночество, противоречия внутреннего мира человека. Он вписывается в контекст мировой литературы и звучит современно, будоража души читателей разных эпох.

Работы Михаила Лермонтова также актуальны в сфере исследования человеческой психологии. В своих произведениях поэт глубоко анализирует душевные процессы и внутренние конфликты героев. Он исследует страсти, желания, страдания человека и позволяет читателю лучше понять сложность человеческой природы.

Слайд 8По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты

лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть

жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.

Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837.

Неведомый избранник

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 «К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей…».

По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830—1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр «отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского).

О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831 , событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830—1831) и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах , так и в поздних произведениях: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона»; образ ее проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая — к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей»,1832; «Аул Бастуиджя». 1833—1834; «Хаджи-Абрек», 1833).

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Стихи Лермонтова

«Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.» 1840 г.

«С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» 1841 г.

«Белеет парус одинокой В тумане моря гoлyбом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!» 1832 г.

«— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! (. )» 1837 г.

«Ночевала тучка золотая На гpyди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне». 1841 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: