Краткое содержание. Краткий пересказ
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.
Сестрица Аленушка. Сказочные герои
Сестрица Аленушка
Очень хорошая девочка. Много страдает. Иногда бывает из крестьянской семьи, иногда из царской. Обычно у нее есть непослушный младший брат Иванушка. Родители у нее в самой начале сказки сразу умирают, но царицей она почему-то не становится. Наверное, слишком маленькая, и детям приходится идти на все четыре стороны. По дороге происходит несчастье: Иванушка, не послушав Аленушки, пьет из лужи и превращается в козленочка. В таком положении их находит один неженатый Царь (смотри Царь). Он сразу же влюбляется и женится на Аленушке. И так бы они и жили счастливо все трое: муж, жена и козленочек, но тут откуда ни возьмись появляется Ведьма (смотри Ведьма). Скорее всего она сама хочет выйти замуж за Царя, поэтому наводит на Аленушку порчу. Та хиреет и чахнет на глазах.
А потом эта колдунья под видом знахарки (это такой врач, который лечит традиционными народными средствами) приходит к ней и обещает вылечить. Привела Ведьма Аленушку к морю, привязала ей камень на шею и бросила в воду. Вот и все лечение.
Сама же Ведьма обернулась Аленушкой и пошла в царские покои. Но все закончилось хорошо; Козленочек в конце концов привел Царя к морю, Аленушка всплыла, Царь снял с ее шеи камень и повел в царский дворец. А злую ведьму сожгли на костре. «После того Царь с Царицею и Козленочком стали жить да поживать, да добра наживать».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Следующая глава >
Кто такие хулиганы и откуда они взялись?
По поводу происхождения термина «хулиган» у исследователей нет консенсуса, но в русский язык оно совершенно точно пришло из английского. Дальше корни теряются: по одной из версий, явление получило имя в честь Патрика Хулигена, лондонского бандита ирландского происхождения, по другой — в честь ирландской уличной банды Hooley gang. (Забавно, что во французский язык это слово пришло в 1920-е годы уже из русского — и означало, согласно словарю Le Grand Robert, «молодого противника советской власти»). Как бы там ни было, уже в конце XIX века словечко появилось в российской печати и официальных документах. (Параллельно в том же значении пытались использовать французское слово «апаш», но оно не прижилось).
Само явление, которое оно обозначало, было гораздо, гораздо старше. «Озорство» и «проказы» были традиционным развлечением на Руси еще в XVI–XVIII веках, а то и раньше. Если верить воспоминаниям путешественников, едва ли не любое народное гуляние заканчивалось тем, что «…того-то убили, того-то бросили в воду». Кроме стихийных потасовок, веками существовали и организованные кулачные бои — еще одно традиционное развлечение и крестьян, и городских окраин. В допетровские времена власти пытались запретить кулачные бои, но Петр, сам любитель жестоких развлечений, относился к уличным беспорядкам довольно либерально. Не сумели (или не особенно старались) их искоренить и в последующие годы.
Но к началу XX века хулиганство в крупных городах — а особенно в Петербурге — достигло невиданных масштабов. Начиная с отмены крепостного права миллионы крестьян хлынули в большие города, но далеко не все из них смогли там по-настоящему обосноваться. Те, кому повезло меньше, пополнили ряды маргиналов — неквалифицированных рабочих, бедняков, бродяг. Прибавьте к этому огромное количество беспризорников, причем не только сирот, но и сыновей тех самых рабочих, которым — с рабочим днем по 10–12 часов — было не до присмотра за детьми. А еще ремесленных учеников и подмастерий, которые сбежали от жестокости хозяев и не стремились вернуться в родные деревни.
Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.
Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.
Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.
Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь и расколдовать младшего брата.
Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.
Популярные сегодня темы
- Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова
Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему
- Сочинение про Оренбург
Каждый человек с теплотой относится к своему родному городу, и я не исключение. Я родился и росту в индустриальном Оренбурге. Считаю, что наш город невероятно красив и с радушием относится ко всем приехавшим сюда туристам.
- Детство Обломова в романе Обломов Гончарова
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
- План рассказа Мальчики Чехова 4 класс
Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей
- Анализ повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева
В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка читать
В кульминации сказки о старшей сестре и младшем брате добро побеждает зло, придуманы также народом придумано колдовство, которое хранит интригу до конца. Девочка в истории взрослая помощница своим родителям. Присматривает за хозяйством и учит уму разуму младшего Иванушку. Однако, как любой малыш, мальчик непоседливый и пытался ослушаться Алёнушку. Чувство жажды пересилило. Он превратился в козлёнка. Хотя отношение любви между братом и сестрой остались
«Алёнушка и братец Иванушка»
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Советские хулиганы
В период гражданской войны и военного коммунизма число хулиганов резко снизилось. Как это историк Наталья Лебина в книге «Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920–1930 годы», люди, склонные по своему темпераменту к хулиганским проявлениям, в эти годы могли найти другое применение своей энергии, примкнув к любой из сторон; да и политика военного коммунизма предполагала серьезные последствия за любую хулиганскую выходку.
Зато в годы НЭПа масштабы хулиганства выросли как никогда. По данным НКВД, в 1925 году на каждые 10000 человек в РСФСР приходилось 3.2 случая зафиксированных хулиганских действий, в 1926 — 16.7, в 1927 — 25.2. Это было неудивительно: Гражданская война породила миллионы беспризорников, подростков и молодых людей, у которых было мало иных возможностей для социализации. Это статистикой: основную массу хулиганов составляли молодые люди до 25 лет.
Расплодились хулиганские группировки: если до революции они существовали в основном в столицах, то теперь возникали повсеместно. Как и раньше, они чаще всего были «привязаны» к конкретным районам, но теперь собственные хулиганские объединения возникали даже в школах. (Доходило до того, что некоторые школы приходилось на время закрывать из страха и перед «своими», и перед «чужими» хулиганами).
Дореволюционные хулиганские группировки
Итак, в начале XX века хулиганы начали объединяться в группировки. Вместо отдельных задир и пьяных компаний, которые от нечего делать пристают к прохожим и бьют стёкла, появлялись организации с четкой иерархией. У них были собственные «кодексы чести», правила поведения, кое-где — общая касса и даже «униформа». Заломленный картуз, из-под которой свисает тщательно уложенная челка, заправленные в высокие сапоги брюки, свисающая с губы папироска, кашне вокруг шеи — по этим признакам петербуржцы того времени легко узнавали хулиганов. Цвет шарфика символизировал принадлежность к той или иной группировке.
Их в предреволюционном Петербурге было несколько. Особенно много — на Петербургской стороне, которая в те годы стремительно превращалась из огромной промзоны в фешенебельный район (активное жилищное строительство здесь началось с возведением в 1903 году Троицкого моста, до этого Петербургская сторона считалась промышленной окраиной). Именно здесь, где новые роскошные дома соседствовали с промзонами и пустырями, одни из первых организованных хулиганских группировок: «рощинцы» и «гайдовцы», которые контролировали Большой проспект и окрестности. Отличить их можно было, как водится, по шарфикам: у «рощинцев» шарфик был красный, а картуз надвинут на левое ухо, у «гайдовцев» — синий, а картуз надвинут на правое.
Позже хулиганские группировки стали возникать и в других районах: «вознесенцы», «песковцы», «владимирцы» и другие. Самыми опасными районами Вознесенский проспект, Садовая за Сенным рынком, район Нарвских ворот, Пески, Лиговка, периферия Петроградской стороны и Васильевского острова. Причем представители более старых группировок , что у молодых нет ничего святого: вытаскивают оружие по поводу и без, не брезгуют криминалом, то ли дело мы…
Чем же, собственно, занимались все эти группировки? На это исчерпывающе отвечает «Журнал министерства юстиции» за 1913 год: «праздношатайство днем и ночью с пением нецензурных песен и сквернословием, бросанием камней в окна, причинение домашним животным напрасных мучений, оказание неуважения родительской власти, администрации, духовенству; приставание к женщинам, мазание ворот дегтем, избиение прохожих на улице, требование у них денег на водку с угрозами избить, вторжение в дома с требованием денег на водку, драки; истребление имущества, даже с поджогом, вырывание с корнем деревьев, цветов и овощей без использования их, мелкое воровство, растаскивание по бревнам срубов, приготовленных для постройки».
Как советская власть боролась с хулиганством
В первые годы советской власти на хулиганство смотрели сквозь пальцы, хотя, справедливости ради, уже тогда это понятие (и наказание за него) появилось в уголовном кодексе. Но наказания за хулиганство поначалу были мягкими и никого не останавливали. Более того, по мнению некоторых исследователей, в каком-то смысле хулиганство поначалу линии партии: тут и бунтарство, и презрение к «мещанским ценностям», и агрессия по отношению к интеллигенции и «буржуям»-нэпманам. А некоторые чиновники и прямо подчиненным «при привлечении к ответственности замеченных в хулиганстве проводить классовый подход…» (то есть проявлять снисхождение к представителям «правильных» классов).
Только с «чубаровского дела» власти взялись за хулиганов всерьез. Для «чубаровцев» устроили показательный процесс. Надо сказать, что обычно в те годы за изнасилования выносили очень мягкие приговоры: согласно статье 169 УК от 1922 года, за него предусматривалось от 3 лет лишения свободы (единственное отягчающее обстоятельство — самоубийство потерпевшей: тогда дадут пять), но в реальности многие отделывались даже условными сроками. Но «чубаровцев» обвинили по другой статье: 76-й (организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях), а за нее уже полагалась высшая мера. В результате семерых преступников приговорили к расстрелу (двоим, правда, заменили высшую меру на 10 лет заключения), остальных 19 отправили в Соловецкий лагерь особого назначения.
С этого момента отношение к хулиганам изменилось: никакого снисхождения к ним уже не было, хулиганы рассматривались как «классовые враги». В 1930-х хулиганские деяния в суде все чаще сквозь «политическую» призму, а за это уже грозили совсем другие сроки. Так, на процессе по делу братьев Шемогайловых обвинение настаивало, что хулиганы не просто спьяну терроризировали прохожих, а имели своей целью «запугать лучших ударников, подорвать дисциплину на нашем социалистическом предприятии, как можно больше навредить делу социалистического строительства». Во второй половине 1930-х едва ли не все деяния хулиганских группировок уже как «участие в контрреволюционной организации» и проходили по статье 58. Только тогда хулиганство пошло на убыль (но, конечно, не исчезло совсем).