Коловерть (рассказ)

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

История публикации[править | править код]


Обложка первого издания рассказов

Впервые сборник «Донские рассказы» был опубликован в конце 1925 года в издательстве «Новая Москва», в серии «Библиотека рабоче-крестьянской молодёжи», количество — 5000 экземпляров, имеет две даты выхода: 1925 — на обложке, 1926 — на титуле.

В сборник вошло 8 рассказов:

  1. Родинка
  2. Шибалково семя (в оглавлении ошибочно напечатано «Шибалково семейство»)
  3. Председатель Реввоенсовета республики
  4. Бахчевник
  5. Алёшкино сердце
  6. Двухмужняя
  7. Пастух
  8. Коловерть

Сборник предваряло предисловие А. С. Серафимовича:

В 1929 году в 16-м выпуске «Романа-газеты» под заголовком «Донские рассказы» были опубликованы следующие рассказы Шолохова:

  1. Жеребёнок
  2. Семейный человек
  3. Шибалково семя
  4. Председатель Реввоенсовета республики
  5. Червоточина
  6. Коловерть
  7. Лазоревая степь
  8. Смертный враг
  9. Чужая кровь
  10. Нахалёнок

«Донские рассказы» предваряло предисловие А. П. Селивановского, редактора и литературного критика, активного деятеля РАППа. Он выступал в печати с резкой критикой Б. Л. Пастернака, называл Н. С. Гумилёва «русским фашистом», но особенно отметился в травле М. А. Шолохова:

В 1930 годы в издательстве «Земля и фабрика» вышло издание «Донских рассказов» тиражом 50 000 экземпляров.

В 1931 году вышел сборник «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923―1925», в котором были опубликованы 7 из 8 рассказов (кроме «Родинки»).

Сочинения

Тихий Дон под авторством Шолохова это произведение исторического характера, раскрывающее тему гражданской войны и отношение к ней простых людей. Автор изобразил казаков, как отважных солдат и защитников Родины. Жили они своим привычным укладом, трудились, уважали отцов, почитали родственные связи, преданно служили царю и вели семейное хозяйство. Да только перемены, которые ворвались в страну, перевернули их жизнь.

Трагедия гражданской войны на примере одной семьи

Роман Шолохова «Тихий Дон» поразил многих правдивостью, многоплановостью и своими масштабами. Он изобразил жизнь людей во время Первой мировой войны, охватил период двух революций и гражданскую войну. И пусть события в романе происходят на примере одной семьи, но мы понимаем, что трагедия героев была подобно зеркалу, которое отражало историю целого народа.

В доме семьи Мелеховых царила атмосфера уважения, любви, понимания и терпения. Но война все разрушила. Она уничтожила родственные связи и погасила братские чувства, разделив родных на белых и красных, и заставив брата идти против брата.

На примере одной семьи автор показал разные взгляды на события гражданской войны. Петр Мелехов искал выгоду и рассчитывал на будущие перспективы. Такие, как Григорий Мелехов, не могли принять войну, стараясь избегать несправедливости. Но невозможно было остаться в стороне от происходящих событий. Война заставляла убивать и тех, кто по натуре был совсем не жесток.

В жестокое время гражданской войны ожесточались даже женские сердца. И они воевали по-своему. Дарья мстит за своего мужа, и убивает Котлярова. Героиня романа Даша снабжает патронами казаков и выходит замуж за своего возлюбленного, несмотря на то, что тот жестокий убийца.

Отличие гражданской войны и отношение народа

Рассказывая читателю о жизни семьи Мелеховых и поднимая тему революции и гражданской войны, Шолохов показал все противоречия, что рождались среди общества того времени и перемены, что происходили среди людей. Не обошел стороной автор и бессмысленность гражданской войны, которая беспощадно затрагивала каждую семью. Разгоревшийся конфликт ставил людей перед выбором противоборствующей стороны.

Гражданская война поделила людей на друзей и врагов, заставляя воевать сына против отца, и брата против брата. Стали не важны родственные связи

Теперь важно кто ты: красный или белый. Гражданская война порождала врагов в одной семье, и от этого становится страшно. Повсюду мародерство, насилие, пьянство и полная бессмысленность и бесполезность этой войны, которую сразу заметила мать Мелеховых Ильинична

Ведь для нее и белые, и красные были чьими-то детьми

Повсюду мародерство, насилие, пьянство и полная бессмысленность и бесполезность этой войны, которую сразу заметила мать Мелеховых Ильинична. Ведь для нее и белые, и красные были чьими-то детьми.

Каково было отношение народа к гражданской войне также хорошо видно в романе. Народу тяжело, и особенно сложно казакам, ведь какую сторону ни выбери, везде знакомые лица обращенные друг против друга с желанием убивать. Везде ложь, кровь и стремление к власти.

Благодаря роману Тихий Дон, читатель увидел трагедию всех, кому было непонятно пришествие революции, которая бесповоротно изменила судьбы людей. Увидели всю трагедию гражданской войны и мы.

Значение «Донских рассказов» Шолохова

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец — сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»

Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану, для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, — чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый — это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

История написания

В середине двадцатых годов прошлого века молодой Михаил Шолохов задумывает написать масштабное художественное произведение, которое в полной мере раскрыло бы его талант как писателя и явило на суд читателя историю о трагичной судьбе донского казачества, попавшего под жернова Первой мировой войны, революции 1917 года, нескольких лет гражданского кровопролития. После написания серии рассказов о казаках, Шолохов решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и в 1925 году приступает к выполнению задуманного. Поначалу масштабы задуманного романа не предполагали больших размеров, Шолохов планировал показать жизнь казачества в революционные годы и его участие в подавлении революционных идей, однако затем он изменил свое мнение, расширив действие романа с 1912 по 1922 год. Первые два тома романа были опубликованы в 1928 году в журнале «Октябрь», начинающий писатель отличался энергичностью и целеустремленностью, читал много книг и различных исторических материалов о событиях описываемого им периода, много общался с казаками, расспрашивая их о «германской» и гражданской войне, имел отличное представление о нравах и быте станичной жизни на Дону, ведь он сам там родился (хутор Кружилин, Вешенская станица), а его мать происходила из казачьего рода. Печать третьей книги, была задержана по причине того, что советская цензура была не очень довольна сочувственным отношением автора к изображенным в романе участникам антибольшевистского Верхнедонского восстания в 1918 году. Только прибегнув к помощи известного советского писателя Максима Горького, которому удалось уговорить Сталина, в 1932 году Шолохову наконец удалось издать книгу, опять же в журнале «Октябрь». В 1934 году заканчивается основная работа над четвертым томом, который вследствие постоянного политического давления со стороны советской власти еще несколько раз переписывается и издается в окончательном варианте в 1940 году в журнале «Новый мир».

После выхода в свет всех частей романа, некоторыми скептиками (одним из них был известный писатель Александр Солженицин) выдвигается версия о том, что такой молодой и неопытный писатель как Шолохов, просто не может быть автором такого глубокого по смыслу и масштабного по объему произведения, причем в такие кроткие сроки. По распоряжению Сталина была создана специальная комиссия, занимавшаяся расследованием этого вопроса, которая подтвердила авторства Шолохова. В 1958 году с полного одобрения партийного руководства роман-эпопея «Тихий Дон» выдвигается на Нобелевскую премию и Михаил Шолохов становится её лауреатом, которую он потом отдает на строительство школы в станице Каргинской, где он когда то жил.

Родинка

В рассказе «Родинка» изображается молодой восемнадцатилетний командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде голубиного яйца, расположенную на ноге. Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в учебное заведение.

Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Во время жестокого боя Николай погибает от острой шашки казачьего атамана, который решается получить в качестве трофея обувь с убитого красноармейца. Сняв сапог с ноги юноши, атаман видит приметную родинку в виде голубиного яйца, которая приводит его к мучительным слезам, поскольку в убитом бойце атаман узнает собственного родного сына. Не выдержав потери от своих рук собственного ребенка, мужчина решает покончить с жизнью, выстрелив себе в голову.

Сейчас читают

Произведение «Бывшие люди», написанное в одно тысячу восемьсот девяносто седьмом году представляет собой очерк, так как автор описывает личные впечатления и переживания, испивавшие в момент проживание

В интересном рассказе от известного английского писателя – Редьярга Киплинга «Слонёнок» нам предстоит встретиться с любопытным слонёнком, уж очень любящем задавать всем различные вопросы.

Книга «Прерия», написанная американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является заключительным пятым романом о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

Дед возвращается с рыбалки. Он доволен своим уловом, у него целый обоз рыбы, он видит, что на дороге лежит мертвая лиса, он уверен, что жизнь улыбнулась ему еще больше, поэтому решает забрать лису себе на обоз и отправляется дальше.

В этом рассказе мастерски показал Чехов жизнь с точки зрения крохотного человека – практически двухлетнего ребенка. Это и есть Гриша.

Источник

Алешкино сердце

Цикл рассказов открывается новеллой под названием «Алешкино сердце», повествующей о подростке Алешке, юность которого приходится на острый голодный период войны. В это время мальчик теряет свою семью, мать, сестер, погибших от голодной смерти, а его самого спасает от верной гибели красный командир Синицын, за что его избивают зажиточные односельчане во главе с хозяином подростка Иваном Алексеевым.

Алешка узнает о связи Алексеева с бандитами и уведомляет об этом Синицына, который совместно с единомышленниками обезвреживает банду. Однако во время боя Алешка накрываем своим телом неразорвавшуюся гранату ради спасения мирных жителей, матери с дочерью. За героический подвиг раненый подросток принимается по рекомендации политрука Синицына в ряды коммунистической партии.

Основные этапы гражданской войны и интервенции

Историки до сих пор спорят о датах начала и окончания Гражданской войны. Одни исследователи называют точкой отсчёта Февральскую буржуазную революцию, другие — выступление чехословацкого корпуса. Одни полагают, что окончанием войны можно считать 1920 год, когда основные силы белойармии были разбиты. Другие называют 1922 год, когда были подавлены последние восстания на отдаленных территориях страны.

На законодательном уровне датой начала установлен февраль 1918 года (формирование Красной армии), окончания — октябрь 1922 года.

Однако большинство российских историков сходятся во мнении, что началом Гражданской войны стало Октябрьское вооруженное восстание. Концом принято считать — взятие Владивостока в октябре 1922 года.

Главные даты и периоды

В Гражданской войне прослеживаются 3 стадии, которые существенно отличаются друг от друга прежде всего интенсивностью военных действий:

  1. Октябрь 1917 — ноябрь 1918 гг. (первый, первоначальный этап).
  2. Ноябрь 1918 — начало апреля 1920 гг. (второй, активный этап).
  3. Март 1920 — октябрь 1922 гг. (третий, завершающий этап).

Для первого этапа характерно:

  1. Формирование армий противоборствующих сторон. Придя к власти большевики начали создание РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии). Противники партии большевиков — эсеры, меньшевики, представители дворянства и духовенства, офицеры и казаки — начали формировать свою Добровольческую армию.
  2. Интервенция Германии. Когда на территории бывшей Российской империи началась Гражданская война, страна все еще принимала участие в Первой мировой. На её территории находились войска вражеской Германии и силы союзников — Англии и Америки. Ни те, ни другие не спешили покидать территорию России. Германия преследовала захватнические цели, намереваясь отнять у разрозненной империи часть территорий.

Интервенция — это насильственное вмешательство одних стран во внутренние дела других. Понятие интервенции не всегда подразумевает под собой военные действия, это может быть и экономическое вмешательство.

Основные даты и события первого этапа:

  • 25 октября 1917 г. — вооруженное восстание в Петрограде;
  • 25 декабря 1917 г. – начало формирования Добровольческой белой армии в Новочеркасске;
  • 23 февраля 1918 г. — официальное формирование Красной армии;
  • конец мая 1918 г. — мятеж чехословацкого корпуса.

Для второго этапа свойственны:

  1. Основные сражения между красными и белыми, которые определили исход Гражданской войны. Вначале этого периода удача была на стороне противников большевистской власти. Но красным удалось переломить ситуацию и взять под контроль основную часть территорий бывшей империи.
  2. Участие иностранных войск (стран Антанты) в политической борьбе между красными и белыми. Бывшие союзники были обеспокоены вспышкой социалистических идей в стране, активно помогали белому движению. После разгрома антисоветской армии, вывод основных сил иностранных войск с территории России.

Главные даты и события 2 этапа:

  • ноябрь 1918 г. — начало интервенции стран бывших союзников Российской империи;
  • ноябрь 1918 – май 1919 гг. — наступления белойармии силами генерала А. В. Колчака на востоке, А. И. Деникина на юге и Н. Н. Юденича на западе;
  • май – июнь 1918 гг. — свержение советской власти в доль территории Транссибирской магистрали усилиями чехословацкого корпуса;
  • октябрь 1919 г. — разгром армии Н. Н. Юденича;
  • декабрь 1919 – начало 1920 гг. — поражение А. И. Деникина;
  • май 1920 – март 1921 гг. — Польская война;
  • ноябрь 1920 г. — поражение Врангеля в Крыму, завершение войны на основной территории России.

Третья стадия гражданского противостояния характеризуется борьбой сторонников и противников Советской власти на окраинах страны:

  1. Взятие поляками Украины и Белоруссии, их разгром Красной армией.
  2. Подавление восстаний на Кавказе и в Средней Азии.
  3. Победа над японскими интервентами на Дальнем Востоке, окончательный разгром белогодвижения.

Власти большевиков в этот период уже ничего не угрожало.

Основные даты и события 3 этапа:

  • 1920 г. — образование советских республик в Средней Азии (Бухарская и Хорезмская народные советские республики);
  • апрель 1920 г. – февраль 1921 г. — советская власть установлена на Кавказе (Азербайджан, Армения, Грузия);
  • ноябрь 1922 г. — в состав Страны Советов входит Дальневосточная Республика. Конец гражданской войны.

Некоторые историки выделяют 4 этапа Гражданской войны, вынося интервенцию Антанты (ноябрь 1918 г. – весна 1919 г.) в отдельный период.

Анализ рассказа Коловерть

Рассказ М.А.Шолохова «Коловерть» был написан в 1925 году и вошел в сборник «Донские рассказы». В нем описаны события русской истории периода Гражданской войны. Именно в этом рассказе автор поднимает ту глубочайшую проблему раскола общества на «красных» и «белых». Но самое страшное, по мнению М.А.Шолохова, не противоборство двух идеологий, «старого» и «нового» мира, а братоубийственная война.

В произведении «Коловерть», как и в романе «Тихий Дон», автор ужасается устроенному кровопролитию, поэтому практически с мольбой говорит:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата…

Сам рассказ состоит из двенадцати небольших по объему глав

Основное внимание автор обращает на семью Крамскова Петра Пахомыча. Ведь именно его семья демонстрирует раскол общества. Сын Мишка «выбился в люди», построил военную карьеру

Он во всем готов был подчиняться белым офицерам, в том числе картавившему полковнику Черноярову. А ведь этот офицер плетью избил его отца… В противовес «белому» Мишке выступают два его брата: Гришка и Игнат, да и сам Пахомыч. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее

Сын Мишка «выбился в люди», построил военную карьеру. Он во всем готов был подчиняться белым офицерам, в том числе картавившему полковнику Черноярову. А ведь этот офицер плетью избил его отца… В противовес «белому» Мишке выступают два его брата: Гришка и Игнат, да и сам Пахомыч. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Для них, простых казаков-хлеборобов, земля превыше всего. И большевики этой землей «делились». Но Мишка не терпел «красного духа»: «Брось пахать, отец, иначе я прикажу атаману арестовать тебя». И ведь не слукавил. Когда отец и братья ушли к большевикам, он первым открыл их уход. И за это получил чин подъесаула.

Развязка истории происходит в момент пленения Пахомыча и Игната (Гришку к тому времени уже убили). И здесь же происходит кульминация: момент нерешительности Мишки насчет того, какую же судьбу избрать его родным. Но никакой человеческой жалости не проявил герой; лишь идеологическая «коловерть», точно мясорубка, бесчувственно, механически выполняющая распоряжения «хозяина». С «разрешения» Михаила идеологические враги Белой Гвардии были расстреляны. И в концовке автор намеренно использует аллегорию. Мать в образе волчицы: «ночью щенилась волчица: стонала как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, … и услышала два сиповатых выстрела и человеческий крик. Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла волчица хрипло и надрывно», точно зарыдала мать, потерявшая своих детей.

Наибольшая приближенность к реальным событиям достигается М.А.Шолоховым благодаря использованию просторечной лексики, присущей казакам: «равноправенство», «нашевскую», «ихняя», «тыща». К тому же, реальность описываемому пространству придают разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения( «на ночь мостится солнце», «вода кряхтит натужисто»), метафоры(«промеж крыльев красношапого ветряка»), сравнения («небо — как вянущий вишневый цвет»).

Повествование ведется от лица автора. Поэтому несложно заметить, как волнует его все то, о чем говорится в произведении. Тема Гражданской войны, раскрытая М.А.Шолоховым, стала центральной в его творчестве. А вопрос:»Прав ли брат, поднявший руку на брата во имя идеологии», — будет задаваться и в произведениях уже поздних лет.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ рассказа «Жеребёнок»
  2. Как соотносятся судьбы героев рассказа Шолохова «Судьба человека» и историческая судьба России?
  3. Анализ и проблематика
  4. Рецензия и анализ
  5. Критика и анализ

2 вариант

М.А.Шолохов написал рассказ «Коловерть» в 1925 году. Это произведение вошло в сборник «Донские рассказы». События, описанные в нем, охватывают непростой период Гражданской войны в России, когда страна поделилась на «красных» и «белых». И очень часто родные и близкие люди, братья и сестры или родители оказывались по разные стороны фронта. Писатель нередко называет эту войну братоубийственной.

Рассказ многим читателям может напомнить роман «Тихий дон», так как основные герои это члены одной казацкой семьи, попавшие в мясорубку Гражданской войны и вынужденные делать выбор между семейными ценностями и убеждениями.

По структуре рассказ состоит из маленьких двенадцати глав, каждая из которых описывает небольшой эпизод жизни семьи Петра Пахомыча Крамскова — простого казака. Главными героями является сам Пахомыч и его сыновья.

Мишка решил делать военную карьеру и уже добился первых успехов в белой армии. Ради повышения по службе он готов на многое, в том числе и предать своих близких. Показательно, что его начальником является полковник Чернояров, который однажды избил его отца плетью. Два других брата Игнат и Гришка не проявляют рвения в военной службе, им ближе работа на земле и за нее они готовы драться на стороне «красных». Ради очередного воинского чина Мишка готов пожертвовать жизнью отца и брата, попавших в плен. Жестокости Мишки удивляется даже его командование.

Автор не зря использует в название слово «коловерть», что на донском наречии означает сильное кружение воды, затягивающее все на глубину, от которого нет спасения. В бесчувственной стихии погибают люди. Машина смерти работала механически, не разбирая где свои, а где чужие.

В конце рассказа Шолохов добавляет образ щенящейся волчицы. Это образ матери, потерявшей своих сыновей. Как мать рыдает после гибели сыновей, так и волчица «завыла хрипло и надрывно», услышав два выстрела, оборвавших жизнь отца и брата.

В описании деталей М.А.Шолохов постоянно использует просторечную казачью лексику, хорошо ему лично знакомую.

«Нашенские», «ихняя», «равноправенство» — все эти незамысловатые словечки переносят читателя на берега Дона. Ему легче становится понять жизнь простого казака. Речь героев проста и понятна. Метафоры, которые использует автор, тоже не лишены станичного колорита. «Вода кряхтит натужисто», «на ночь мостится солнце» — городской житель никогда так не сможет сказать.

Рассказ написан от лица автора и это в очередной раз доказывает, насколько тема казачества близка и понятна Шолохову. Все, что произошло в рассказе, он пропустил через себя, испытал всю боль и страдания главных героев.

Тема правоты или неправоты братьев, поднявших руку друг на друга во имя революции, еще не раз найдет свое отражение в творчестве писателя. Он вернется к ней в главном произведении своей жизни — романе «Тихий Дон».

Рассказ учит читателя, что во имя каких бы высоких идеалов не велась борьба, какие бы революции не происходили, в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Анализ 2

Данное произведение было написано в первой половине 20 века. А в основу сюжета легли события, происходящие в период Гражданской войны. В рассказе затронут главная проблема того времени — разделение гражданского общества на “белых” и “красных”.

Автор произведения критически относится к таким расколам, ему чуждо это кровопролитие. Эту войну он считает братоубийственной.

В центре сюжета семья Крамскова Петра Пахомыча. Именно она активно агитирует разделения общества на лагеря. Сын Петра Пахомыча — военный. Он до мозга костей хотел подчиняться “белой”  армии. В том числе и полковнику, который избил его отца.

Полной противоположностью Михаилу являлись его братья Гришка и Игнат. Эти люди были очень простыми и чтили прежде всего землю и труд. Михаил терпеть не мог мировоззрение “красных” и даже угрожал отцу арестом. И в этом он не соврал.

Развязка этой трагично истории оборачивается пленом Пахомыча и брата Игната. Безжалостный Мишка долг не мог определиться с дальнейшей судьбой своей семьи. Однако слепая последовательность идеологии не пробудила в нем ни капли отчаяния. С его разрешения близкие были застрелены.

Стоить заметить, что рассказ ведётся от имени автора, поэтому в произведении можно наблюдать, что ему не безразличны происходящие события. Тема идеологии и Гражданской войны стала главной в произведении. Автор показал какими жестокими могут быть люди, которые подчиняются различным взглядам на жизнь, боятся “хозяина” и могут бессердечно убить своих родных.

Мне показалась, что автор произведения очень переживал насчёт негативно настроенных соотечественников. Ведь Гражданская война — это трагической событие, где люди одной нации убивают друг друга ради установления новых идеологий и устоев. Шолохова показал войну в самых трагических красках. Потому что любая война подразумевает множество смертей и разрушенных судеб.

В произведении также поднята тема отцов и детей. На тот период в семьях обычно молодые люди придерживались “белой” идеологии, а старое поколение имело более консервативные взгляды и хотело оставить все как есть. На примере показывается, как близкие люди могут стать жестокими врагами друг для друга из-за разных политических предпочтений.

Мне кажется, что разные взгляды на жизнь не должны становиться причиной борьбы между близкими людьми. Всегда нужно уметь договариваться и искать компромиссы, а не проливать кровь из-за чьей-то идеологии и установок.

Жеребенок

Второй новеллой сборника является рассказ «Жеребенок», раскрывающий взаимоотношения человека и животного в непростых внешних обстоятельствах в разгар военных сражений. Период тяжелых боев времен Гражданской войны сопровождается для главного героя рассказа Трофима неожиданностью в виде рожденного его боевой кобылой жеребенка. Несмотря на свалившуюся на него тяжелую обузу, Трофим не решается убить маленького коня, а оставляет его в живых. На пути передвижения войск жеребенок является огромной помехой для бойцов, однако люди заботливо оберегают малыша кобылы.

В момент переправы через бурную реку под вражеским обстрелом Трофим видит, как силы жеребенка покидают животное и человек бросается ему на помощь, осознавая смертельную опасность. Противник прекращает обстрел, наблюдая за сценой спасения лошадей, но как только Трофим вытаскивает спасенного жеребенка не речной берег, его настигает вражеский выстрел в спину, но принимает свою смерть Трофим с лучезарной улыбкой, чувствуя радость за спасенного малыша.

в произведении

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов — проблематика рассказа связана с этим напрямую — усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Сравнить образ Пугачёва в фольклорах и произведениях от различных авторов (Пушкина, Есенина и т.д)

Жанры произведений о Пугачеве Пушкина и Есенина

Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Пушкин использовал образ Пугачева в произведении «Капитанская дочка». Оно является историческим романом, т.е. в книге описывается конкретная историческая эпоха. Автор со стороны наблюдает за развитием действий. Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им. Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров произведений, хотя оба изучали практически одни исторические свидетельства.

Пугачев в произведении Пушкина

Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина предстает больше похожим на главаря шайки разбойников, нежели на руководителя восстания. Он хочет быть похожим на Гришку Отрепьева, жестокого авантюриста. Готов убивать невинных людей, которые встают на его пути. Он вполне осознает, что восстание обречено на поражение, и от этого ведет себя как загнанный зверь. Тем не менее даже Пушкин не может отрицать, что в Пугачеве есть великодушие и доброта. Так, например, он не смог причинить вреда Гриневу, который однажды помог лидеру восстания. Это зрелый, бывалый человек, которого люди готовы слушать и за которым готовы идти. Именно многогранность образа придает жизнь герою. Таким увидел Пушкин Пугачева, изучая исторические документы.

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям. Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением. Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся. Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному. Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней. У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: