Нравственно-философская тема в произведении виктора астафьева «царь-рыба»

Человека и природа в рассказе царь-рыба астафьева сочинение

Вариант 1

Рассказ “Царь-рыба” Астафьева – это история о человеке и природе, о том, как они взаимодействуют друг с другом. Главный герой рассказа – рыбак, который живет на берегу реки. Он любит природу и уважает ее, но в то же время он нуждается в ее ресурсах для своего выживания.

В рассказе описывается, как рыбак ловит рыбу, и как он находит в ней не только пищу, но и красоту и величие. Он уважает рыбу и понимает, что она является частью природы, которую нужно беречь и сохранять. Однако, когда рыбак поймал царь-рыбу, он не смог устоять перед искушением и решил продать ее за большие деньги.

Это решение привело к тому, что природа начала мстить за свои ресурсы. Река пересохла, рыба исчезла, а жизнь на берегу стала трудной и невыносимой. Рыбак понял свою ошибку и попытался исправить ее, но уже было поздно. Он понял, что человек не может жить без природы, и что нужно беречь ее и уважать.

Таким образом, рассказ “Царь-рыба” Астафьева показывает, что человек и природа должны жить в гармонии и уважать друг друга. Человек должен понимать, что природа является его источником жизни, и что он не может жить без нее. Поэтому, нужно беречь и сохранять природу, чтобы она могла дарить нам свои ресурсы и красоту.

Темы

  1. Жизненный путь. Астафьев в небольшом рассказе показывает нам практически всю жизнь одного человека с помощью обобщающих отступлений: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулосьвсторонудажедетство,дадетства-то, считай, и небыло. В школе с трудом и мукой отсидел четыре зимы. На уроках, запартой,диктантпишет, бывало, илистишок слушает, асам на реке пребывает, сердце дергается, ноги дрыгаются, кость в теле воет — она, рыба, поймалась, идет! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой…».
  2. Быт и нравы деревни. Писатель рисует образ деревенского быта, описывая рыбацкие будни, используя особые термины, которыми пользовались браконьеры и рыбаки. Нравы деревенских жителей мы видим в описании отношений Игнатьича с односельчанами и его воспоминаниях о невесте. Она ему изменила, и он не смог этого простить, но вместо того чтобы сохранить в себе достоинство, он по-молодости поступил с ней жестоко, о чем жалел всю жизнь. Но самое интересное, что его поступок никто не порицал. Напротив, мужики сами подговорили его наказать Глашу. Так, мы видим довольно жестокие порядки, которые далеки от городских понятий о неприкосновенности женщины. В деревне слабость была личной проблемой каждого, и с нею никто не считался.
  3. Природа и человек — это основная тема рассказа «Царь-рыба». Зиновий был наказан за то, что пересек ту грань, за которой начиналось вредительство природе, не мотивированное выживанием. Он рыбачил так много из жадности, она же заставила его оказаться один на один с Царь-рыбой. Если бы он позвал на помощь, ничего бы не случилось. Но алчность отдалила героя от близких и друзей, от природы и родной стихии. Он перестал чувствовать меру, и природа его покарала. Между человеком и ею царит гармония, но стоит ей нарушиться, и стихийные силы ставят рыбаков на место.

Вариант 2

Название произведения – это самый важный ключевой момент во всем рассказе. Суть рассказа раскрывается постепенно. Главный персонаж сталкивается с такой ситуацией, в которой он стал жертвой собственного увлечения. Игнатьич расхищал матушку – природу, не хотел просить Бога об еще одном шансе, когда чуть не стал едой для речных рыб. Царь – рыба наказывал подобных грешников. В Древней Руси царем всех рыб считался осетр. Писатель изобразил осетра в качестве символа главного достоинства и разума матери – природы. Автор много работал над созданием рассказа. После окончания творческой работы рассказ был опубликован в 1976 году.

В своем произведений Астафьев затрагивает тему взаимоотношений человека к обществу и природе. В 20 столетий природа была источником пропитания. Природа дает человеку все, но ничего не получает взамен. Герой произведения Зиновий Игнатьич всегда помогает всем жителям поселка, является умелым хозяином и механиком. Кроме того Игнатьич занимался рыбалкой.

У героя был самый большой дом в округе со всеми условиями для комфортной жизни. Он никогда не бедствовал, при этом забирал у природы все. Идея произведения состоит в том, что человек обязан проживать в созвучии с природой. История, произошедшая в жизни Игнатьича, олицетворяет будущее всего человечества. Рассказ имеет классическую композицию из 3 частей с отсутствием эпилога. Произведение имеет неожиданную развязку. После того, как рыба уплыла, герой понимает, что получил возможность жить. Игнатьич поклоняется перед силой природы, которая предоставила ему шанс исправиться.

По сюжету и объему повествование Астафьева подходил под жанр романа. Произведение автора «Царь-рыба» созвучен и в то же время драматичен. Вся книга оснащена энтузиазмом, несущим отличительный характер. Вред природе автор описает как браконьерство внутри общества и в природе. Тяга к моральным идеалам обхватывает весь рассказ.

Астафьев обращается к прошлому. В момент встречи с царем — рыбой главный герой обдумывает свою жизнь, прошлое и начинает ценить каждую прожитую минуту. Становление характера героя тесно связано с экономическим и общественным фактором. Несмотря на свое добродушие и храбрость Игнатьич поддается влиянию социального общества.

Храбрый и сильный человек как Игнатьич потерпел поражение при столкновении с царем — рыбой. За попытку покорить и подчинить себе рыбу главный персонаж испытал настоящие эмоциональные и физические страдания. В творении автор советует читателям беречь матушку — природу. Отношение к природе в повествовании считается проверкой духовного развития человека.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия

Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству

Анализ произведения

В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.

В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.

Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.

Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:

  1. Год издания — 1976.
  2. История написания. Кропотливая работа над тем, чтобы передать идею автора об ответственности перед природой и варварскими действиями по отношению к ней.
  3. Жанр «Царь-рыбы». Драма. Автор назвал одноименный сборник «повествованием в рассказах». Однако из-за яркого сюжета многие литературоведы причисляют их к новеллам. Общая цель глав — обличение браконьерства и варварского отношения к окружающему миру, грозящих человечеству неизбежной экологической катастрофой.
  4. Направление. Реализм.
  5. Композиция. Трехчастная с экспозицией, но без эпилога. Она закольцована — в начале произведения персонаж попадает в воду, из нее же возрождается в конце. Развязка неожиданная: шанс выжить у Игнатьича появляется с освобождением добычи из сетей.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Человека и природа в рассказе Царь-рыба Астафьева сочинение

Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах Виктора Петровича Астафьева тема отношений природы и человека — главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям. Герои этих рассказов — простые деревенские жители, у каждого из них за спиной особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич — главный герой рассказа, предстаёт перед нами в образе хорошего и честного человека, ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл — это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешённые конфликты. Зиновий Игнатьич — опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает чёрная зависть.

Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах «Царь-рыба». Главные герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава «Царь-рыба», имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу». Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере — сфере человеческого разума, где необходимо «мыслить и действовать. не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте». Понятие «человечество» возникло несколько веков назад, однако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством — нераздельной общностью. Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к «райскому саду», то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора. В повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа. Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. «Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

17594
человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение по рассказу Царь-рыба

В рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба» мы можем наблюдать такую проблематику, как противоборство отдельного человека с целым обществом.  Центральным героем произведения является Игнатьич. Игнатьич это мастер на все руки, умелый рыбак, хороший механик, готовый в любую секунду бросить все свои дела и помочь нуждающемуся человеку. Вместе с положительными качествами, в нем также присутствуют некое превосходство и снисходительность по отношению к остальным жителям поселка. Именно из-за этого между ними находится огромная пропасть, ведь мы видим, что Игнатьич будто бы выше всех остальных своих земляков, чем те очень недовольны и раздражены.

Мы сразу понимает, что перед нами очень противоречивый герой. Это его качество можно объяснить его самостоятельностью.  С самого детства ему приходилось надеяться только на самого себя. Все, что он имеет, было добыто непосильным трудом.  В процессе становления, Игнатьич будто бы отдалился от общества и остался сам по себе.

В душе у героя образовался свой маленький мирок со своими правилами и законами. С одной стороны, мы видим, что он бескорыстно помогает односельчанами, но в то же время, этой помощью  он выработал в них особое к себе отношение.  В обмен на свою помощь он не просит ничего, кроме как спокойствия. Больше всего он не хочет того, чтобы к нему кто-то лез и учил жизни. Молчаливость также отталкивала от него людей.

Вскоре Игнатьич твердо встает на ноги и невольно становится над обществом. Благодаря своей безвозмездной помощи, каждый в селе оказался чем-то ему обязан, каждому он чем-то помог и выручил. Он ходит в чистой одежде, в его доме порядок, он мастер на все руки, и это вызывает в жителях села некое психологическое отторжение. Игнатьич, сам того не понимая, становится объектом раздражения для всего села.

Показав читателю настоящего Игнатьича, Астафьев приступает к подготовкам по наказанию своего персонажа. Вскоре перед героем образуется царь-рыба,  про которую он знал о своего деда.  Эта встреча почти убила Игнатьича. Но, вместе с тем, благодаря царь-рыбе наш герой многое осознает и искренне просит прощения у всех людей. После этого он чует, что его душа, наконец, освободилась от тяжести. И у Игнатьича началась совершенно другая жизнь, настоящая.

Это произведение, как мне кажется, учит нас умению просить прощение и каяться в своих грехах.  Каждый из нас на протяжении жизни совершает плохие поступки, но нужно уметь найти в себе мужество для того, чтобы в нужный момент извиниться перед тем, кто был незаслуженно обижен. Расплата придет в любом случае. В рассказе мы видим сплетение реальности и фантастики, отчего произведение выглядит с одной стороны как реальная жизнь человека, а с другой стороны как сказка. Астафьев мастерски сумел тесно связать два мира, и донести до читателя свои мысли честности и правде.

Анализ 3

Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа. Человек напрямую зависит от природы. Здесь все располагается по порядку, и сюжет развивается медленно.

Главным героем является молодой человек, которому больше всего на свете нравится ходить на рыбалку. Вот только он даже и представить не мог, что с ним произойдет такое. Оказывается, он вдруг стал сам кормом для рыб. И они бы его скушали, но парень вспомнил про Бога и решил попросить у него помощи. Конечно, дед ему постоянно рассказывал про одну большую рыбу, от которой он чуть не погиб. И теперь предупреждает внука, чтобы с ним ничего не случилось. Вот только парень думал, что дедушка шутит и ничего с ним не случится. А вот для того чтобы этого не случилось нужно идти на рыбалку с чистыми мыслями. Именно данное происшествие и меняет все взгляды на жизнь нашего главного героя.

Больше всего на свете Астафьеву нравится бывать возле реки Енисей. Там он разжигает небольшой костер, а потом садится лицом к реке и размышляет на разные темы. Если он проведет здесь еще и ночь, то эти он считает самыми счастливыми на свете.

Много лет назад рыбаки называли Царь – рыбой осетра, а вот орел был царем птиц. А поскольку об этом мало кому известно, то автор решил тем, кто давно знал, но забыл напомнить об этом, а вот кто об этом не знал, просто рассказать. Оказывается, царь – рыба это намного сильнее и могущественнее человека рыба, которая может справиться хоть с кем. Она никого и ничего не боится.

Собирать все это было процедурой не из легких, и поэтому автор делал это очень долгое время. Он собирал различный материал в литературе. Существовало огромное количество разных моментов, которые ни в коем случае нельзя было упустить и не поведать своему читателю.

Данная проблема остается актуальной и сегодня. Человек старается взять у природы очень много, а вот взамен ей ничего не дает. И если все это будет продолжаться и дальше, то может случиться настоящая беда, которую никто не сможет предотвратить.

В деревне каждый житель старается добыть для себя и своей семьи еду любыми способами. И порой приходится идти рыбачить и добывать рыбу. И это они делают наперегонки друг с другом.

Вроде бы Игнатьич может жить спокойно и не переживать о том, что завтра ему будет нечего кушать. Ведь он уже давно насобирал для себя необходимую сумму денег, которыми пока не хочет пользоваться. В любой момент он может пойти и снять нужную сумму и потратить на себя. Вот только больше всего на свете ему так и нравится рыбачить и добывать себе еду.

Автор в легкой форме рассказывает все, что происходит с каждым из героев, а потом переходит к рассуждениям, а потом обратно к героям.

Помимо этого здесь присутствуют и другие герои. Это бабушка, которая много лет назад сплавлялась по этой самой реке и эти воспоминания остались у нее в голове до сих пор.

Николай старался во всем походить на отца. Но однажды его посадили, и теперь парню ничего не оставалось, как заменить семье отца. Он стал стараться сделать все для того чтобы заработать деньги и принести их домой.

Краткое тематическое сочинение

С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.

Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.

Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.

Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.

Основная идея

Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».

Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.

Другие сочинения по этому произведению

«Царь-рыба» АстафьеваАнализ рассказа «Царь-рыба»Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».)РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА»Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев «Царь-рыба»)Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин)Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева «Царь рыба»Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)Природа (по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»)Образ Игнатьича в новелле «Царь-рыба»Трагедия человека и природы в произведении Астафьева «Царь-рыба»Характеристика рассказа «Царь-рыба»Экологические и нравственные проблемыРЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» — вариант 2Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба»История написания произведения Астафьева «Царь-рыба»Человек и природа, их единствоНравственность и экология по произведению Виктора Астафьева «Царь рыба»Реальное и фантастическое в произведении Астафьева Царь рыбаСочинение по новеллистическому циклу Астафьева «Царь-рыба»Раздумья о роли человека на земле о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь рыба»Мастерство изображения природы в од-ном из произведений русской литературы XX векаРецензия на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба» (3)В. П. АстафьевСовмещение реального и фантастического в рассказе Астафьева «Царь-рыба»Литературный отзыв на “Царь-рыбу” АстафьеваАвтор-повествователь в произведении «Царь-рыба»Литературный отзыв на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (1 вариант)Литературный отзыв на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (2 вариант)Значение символических образов в повести В. Астафьева «Царь-рыба»Роль фантастики в рассказе В. Астафьева «Царь рыба»Человек и биосфераОбличение браконьеров и браконьерства (по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)Литературный отзыв на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (3 вариант)Какие особенности авторского повествования вы заметилиУтверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В. П. Астафьева «Царь рыба»Человек и биосфера (По произведению Астафьева «Царь рыба»)Краткая биография АстафьевУтверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В. П.Астафьева «Царь рыба»«Царь рыба» В.П.Астафьева

История создания, тема, жанр

Книга Астафьева впервые была напечатана в «Нашем современнике» в 1976 году, но с отдельными главами читатели журнала познакомились еще раньше. Основной философский смысл заключает в себе глава «Царь-рыба», которая и дала название произведению.

А смысл этого рассказа в том, что человек не имеет права бездумно относиться к природе, и она когда-нибудь отомстит за варварское отношение к ней, но исправить все уже будет поздно.

Сочинение Астафьева относится к той части «деревенской прозы», где жизнь деревни уходит на второй план.

К произведениям, где раскрываются взаимоотношения человека и природы, можно отнести:

  • «Комиссию» Залыгина;
  • «Прощание с Матерой» и «Пожар» Распутина;
  • «Белый пароход» и «Плаха» Ч. Айтматова и другие.

Многих литераторов беспокоила экологическая проблема, и появились поэты и писатели, отторгающие слепое преклонение перед машинным раем: Есенин, Куприн, Платонов, Булгаков и другие.

В рассказе «Капля» астафьевского сборника герой из погубленного таким «раем» места оказывается в девственном лесу. Увидя падающую с дерева каплю, символ нежности и хрупкости природы, он думает: «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали…». Жанр «Царь-рыбы» определяется непросто: критики ее называют и повестью, и рассказом, и сборником новелл.

Но некоторые исследователи, например, Яновский и Вахитова, согласны с автором, который назвал свою книгу «повествованием в рассказах».

Второстепенные персонажи:

Жена главного героя – Игнатьича. Работает на должности бухгалтера. Автор описывает ее как довольно симпатичную женщину, немного полноватую. Изначально она не жила в этой деревне. Когда-то после службы муж привез ее сюда.

Глаша Куклина. Та самая женщина, которую в молодости безосновательно приревновал и унизил возлюбленный. Этим человеком был Зиновий Игнатьич. Со временем обиженная девушка вышла замуж. Но искренних чувств она не испытывала, так как после случившегося не была способна на это. Когда Глаша разговаривала с Зиновием, то рассказала, что ей было настолько больно и горько, что у нее опустело сердце и даже кости.

Автор повести пытается донести читателю, что не стоит считать себя выше и лучше других. Ведь никогда не знаешь, наверняка, как сложится жизнь завтра. Возможно, придется пожалеть и раскаяться за свои высокомерные мысли и недостойные поступки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: