Великая Пирамида в Гизе (1871)
Как ни парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержаться, чтобы их не нарисовать. Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.
Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.
Айвазовский
Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.
С детства Иван Константинович проявлял интерес к искусству, учился он в Академии Художеств в Симферополе, которую закончил на два года положенного, отличаясь своими превосходными работами и являясь одарённым студентом. Дальше он уже работал сам, путешествуя по другим странам и перенимая навыки у других художников, вдохновляясь культурой. В 1847 году он стал профессором Академии Художеств города Санкт-Петербурга.
Айвазовский был художником-маринистом, то есть рисовал морские виды и корабли. Двумя самыми известными его картинами являются «Девятый вал» и «Чёрное море». Несомненно, они достойны того, чтобы ими восхищались.
Моя любимая картина Айвазовского – «Ночь». На ней так точно переданы все прелести ночи, что, когда смотришь на неё, кажется, будто и за окном у тебя ночь, хотя это не так. Ночь – символ страха и смерти, конца всего, но луна, освещающая море и берег, вселяет надежду на светлое, на рождение после смерти. Это очень гармоничная и глубокая картина.
Помимо мирных изображений волн, у художника есть и батальные картины, например, «Чесменский бой». Страшная и пропитанная смертями работа, как и все картины, изображающие военные действия.
Немногие знают, что Айвазовский писал не только морские виды, но и портреты. У него есть несколько картин с изображением А.С.Пушкина, которого впечатлили работы художника и похвалившего тогда ещё начинающего творца. Также у Ивана Константиновича есть замечательные автопортреты.
Айвазовский — поистине гениальный и одарённый человек, за свою жизнь он написал более 6000 чудесных и неповторимых картин. Смотря на них, я вдохновляюсь и наполняюсь свободой, ведь море – это неизведанное пространство, наполненное тайнами, и от этого кажущееся бескрайним. Такой дар реалистичного изображения морских волн, пены, кораблей и неба дан не каждому. Чтобы полностью проникнуться работами художника, нужно хотя бы раз в жизни посетить выставку его картин.
Вариант 2:
Мой любимый художник – Иван Айвазовский. Он родился в 1817 году в Феодосии, на юге Крыма. С детства он проявлял интерес к живописи и учился у местных мастеров. В 1833 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где получил высшее образование.
Айвазовский был известен своими морскими пейзажами, которые он рисовал с невероятной точностью и реализмом. Он умел передать на холсте все нюансы морской поверхности, от бурных волн до спокойного зеркального отражения. Его картины были настолько реалистичны, что зритель мог почувствовать себя на борту корабля.
Одной из самых известных работ Айвазовского является картина «Девятый вал», на которой изображен шторм на море. Эта картина стала символом мощи и красоты природы. Еще одна знаменитая работа – «Бригантина», на которой изображен корабль, плывущий по тихому морю. Эта картина передает атмосферу спокойствия и гармонии.
Айвазовский был не только талантливым художником, но и патриотом своей страны. Он участвовал в создании многих исторических картины, которые отражали величие России. Он также был активным участником общественной жизни и занимался благотворительностью.
Одной из самых знаменитых работ Айвазовского является картина «Невский проспект в Санкт-Петербурге», на которой изображен зимний город. Эта картина передает атмосферу романтики и таинственности. Еще одна знаменитая работа – «Крымский пейзаж», на которой изображены горы и море. Эта картина передает атмосферу красоты и величия природы.
Айвазовский был известен не только своими морскими пейзажами, но и портретами. Он умел передать на холсте все нюансы человеческого лица, от выразительных глаз до мимики. Его портреты были настолько реалистичны, что зритель мог почувствовать себя рядом с изображенным человеком.
Мне нравится творчество Айвазовского за его неповторимую красоту и реализм. Я люблю смотреть на его картины и погружаться в мир морских пейзажей. Он был настоящим мастером своего дела и оставил нам наследие, которое будет жить вечно.
Айвазовский был не только художником, но и ученым. Он был членом многих научных обществ и занимался исследованием морской флоры и фауны. Он также был известен своими изобретениями, в том числе устройством для подводной фотографии.
Айвазовский был человеком широких интересов и талантов. Он оставил нам наследие, которое вдохновляет и восхищает людей по всему миру. Его картины – это настоящее сокровище, которое нужно беречь и передавать из поколения в поколение.
В заключение, могу сказать, что Иван Айвазовский – это не только художник, но и личность, которая оставила свой след в истории. Его творчество – это настоящее наследие, которое нужно беречь и уважать. Я горжусь тем, что он был родом из моей родной страны и считаю его одним из величайших художников всех времен.
2 вариант
К мысли о необходимости искусства в жизни любого из нас, его благотворном влиянии на человеческую душу деятели мировой культуры пришли ещё задолго до современного времени. Даже весьма далёкий от творческой деятельности человек имеет любимый вид искусства. Кто- то предпочитает походы в театр, другой отлично разбирается в живописи. Мои же симпатии на стороне кинематографа.
Литература оперирует словом, танец – движением, музыка – совокупностью звуков. Кино же объединяет все эти элементы. В этом плане оно подобно театру, однако второе подразумевает непосредственный контакт с живым зрителем. Также кино обладает большим арсеналом средств воздействия на публику, чем театр, особенно в современную эпоху цифровых технологий. Кроме того, повторный просмотр продукта кинопроизводства – это всегда новое прочтение старой истории. В театре, по моему мнению, мы каждый раз имеем дело с новым материалом, даже посещая одну и ту же пьесу несколько раз.
Возвращаясь к кинематографу, стоит сказать о том, что фильм – это детище коллективного труда. По-настоящему интересное кино можно создать, лишь удачно соединив все его составляющие: сценарий, постановку кадра, музыку, игру актёров и многое другое. Конечно, важнейшей фигурой в этом виде искусства является режиссёр, выполняющий функции организатора. Вся съёмочная группа выступает реализатором творческой задумки этого человека. Для её воплощения потребуется и неординарная идея, и хорошая техника, и слаженная качественная работа всех участников процесса.
При нынешнем уровне развития технологий можно добиться необычайной реалистичности съёмок, даже если речь идёт о фантастических картинах. В фильмах нас поражает порой не только качество снятого материала, но и интересные сюжетные повороты, поразительная концовка
Только гениальный руководитель знает, какими приёмами воспользоваться, чтобы завладеть вниманием зрителя, эмоционально воздействовать на него
Чтобы стать истинным творцом в сфере кино, потребуется богатый жизненный опыт, широкий кругозор и умение работать в команде. Меня же поражает не столько зрелищность данного вида искусства, сколько объём вложенного труда. Нужно иметь невероятное терпение и очень любить своё дело, что сделать достойный фильм. Именно поэтому я восхищаюсь деятелями киноиндустрии и надеюсь когда-нибудь вживую понаблюдает за рождением нового киношедевра.
Сочинение 2
В своем произведении «Портрет» Николай Васильевич Гоголь затрагивает тему искусства. В роли главного творца выступает молодой художник Андрей Петрович Чартков.
Чартков представлен как обедневший дворянин, живущий в полной нищете на Васильевском острове. Молодой человек живет в полной нищете, снимая ветхую комнату, за которую имеет большие долги. Из-за материального стеснения он вынуждает себя забыть о своем внешнем виде. Чартков выглядит весьма неопрятно: носит потертую шинель и заношенный халат.
Андрей Петрович подаёт большие надежды как художник. Искусство представляет для него большой самоотверженный интерес и является всем смыслом жизни. Он, бесспорно, обладает талантом, но, к сожалению, имеет мало терпения и его творения не приносят желаемого дохода. Главная вожделенная цель художника ─ как можно скорее разбогатеть. Эта одержимость мешает ему совершенствоваться в его деле.
Мечты Чарткова перевоплотились в реальность, когда он обнаружил сверток с тысячей червонных, в купленном, на последние деньги, портрете ростовщика.
Мысли о богатстве вскружили голову молодого художника, и он, не раздумывая начал разбрасываться своими деньгами в разные стороны. Первое, что он сделал, это снял самую дорогую квартиру на Невском проспекте, потом обзавелся дорогими одеждами и самыми изысканными духами. После этого Чартков дал о себе объявление в одну из модных газет, на которое тот час откликнулись богатые клиенты. Светской элите, ничего не смыслившей в чистом искусстве, нужны были однотипные портреты, не имевшие ничего индивидуального.
Погнавшись за деньгами и славой, Чартков окончательно утратил свой талант, его кисть ослабла, а работы потеряли былую неповторимость. В них больше не было ярко выраженной идеи; они перестали считаться предметом искусства.
Попросту говоря, Чартков променял талант на благополучие и всеобщее признание. Глядя на других выдающихся художников, он осознал, что натворил. Он пытался начать все заново, вернуться в прежней жизни, но кисть в его руке уже не слушалась. Молодой человек возымел огромную зависть и эгоизм; стал скупать лучшие картины и беспощадно рвать их в своей мастерской.
В конце концов, Андрей Петрович Чартков умер, окончательно потеряв рассудок.
В своем произведении Н.В.Гоголь показал, как в погоне за беззаботной жизнью человек теряет свою личность. Искусство должно быть искренним и содержать в себе частицу души созидателя.
`
Академия художеств
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Айвазовский
Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.
С детства Иван Константинович проявлял интерес к искусству, учился он в Академии Художеств в Симферополе, которую закончил на два года положенного, отличаясь своими превосходными работами и являясь одарённым студентом. Дальше он уже работал сам, путешествуя по другим странам и перенимая навыки у других художников, вдохновляясь культурой. В 1847 году он стал профессором Академии Художеств города Санкт-Петербурга.
Айвазовский был художником-маринистом, то есть рисовал морские виды и корабли. Двумя самыми известными его картинами являются «Девятый вал» и «Чёрное море». Несомненно, они достойны того, чтобы ими восхищались.
Моя любимая картина Айвазовского – «Ночь». На ней так точно переданы все прелести ночи, что, когда смотришь на неё, кажется, будто и за окном у тебя ночь, хотя это не так. Ночь – символ страха и смерти, конца всего, но луна, освещающая море и берег, вселяет надежду на светлое, на рождение после смерти. Это очень гармоничная и глубокая картина.
Помимо мирных изображений волн, у художника есть и батальные картины, например, «Чесменский бой». Страшная и пропитанная смертями работа, как и все картины, изображающие военные действия.
Немногие знают, что Айвазовский писал не только морские виды, но и портреты. У него есть несколько картин с изображением А.С.Пушкина, которого впечатлили работы художника и похвалившего тогда ещё начинающего творца. Также у Ивана Константиновича есть замечательные автопортреты.
Айвазовский — поистине гениальный и одарённый человек, за свою жизнь он написал более 6000 чудесных и неповторимых картин. Смотря на них, я вдохновляюсь и наполняюсь свободой, ведь море – это неизведанное пространство, наполненное тайнами, и от этого кажущееся бескрайним. Такой дар реалистичного изображения морских волн, пены, кораблей и неба дан не каждому. Чтобы полностью проникнуться работами художника, нужно хотя бы раз в жизни посетить выставку его картин.
Выставки работ И.К. Айвазовского
- 1835 — Петербург
- 1836 — Петербург
- 1837 — Петербург
- 1841 — Рим
- 1842 — Неаполь, Венеция
- 1843 — Париж, Лондон
- 1844 — Амстердам
- 1845 — Петербург
- 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
- 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
- 1848 — Москва
- 1850 — Петербург, Одесса
- 1851 — Москва, Одесса
- 1853 — Петербург
- 1854 — Петербург
- 1857 — Париж
- 1858 — Петербург
- 1860 — Петербург
- 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
- 1862 — Петербург
- 1864 — Одесса
- 1865 — Петербург, Одесса
- 1866 — Петербург, Берлин
- 1867 — Петербург, Одесса
- 1868 — Тифлис, Петербург
- 1870 — Петербург
- 1872 — Москва
- 1873 — Петербург, Москва, Ницца
- 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
- 1875 — Петербург
- 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
- 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
- 1879 — Париж, Мюнхен
- 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
- 1881 — Петербург, Москва, Лондон
- 1882 — Петербург
- 1883 — Петербург
- 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
- 1885 — Берлин, Варшава
- 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
- 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
- 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
- 1890 — Париж
- 1891 — Петербург
- 1892 — Берлин, Одесса
- 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
- 1894 — Петербург, Лондон
Крупнейшие собрания работ
Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:
- Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
- Государственный Русский музей
- Государственная Третьяковская галерея
- Национальная картинная галерея Армении
- Петергоф (музей-заповедник)
- Центральный военно-морской музей
Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.
Хищения картин
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:
- В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
- В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
- В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
- В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
- В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
- В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
- В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
- 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.
Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
***
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Факт № 4. 8о курганов
Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в Министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник: «Эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов. Золотые серьги, найденные Айвазовским во время раскопок в 1853 году, датируются 330–300 годами до н. э. и выполнены в так называемой микротехнике: на каждой помещена многофигурная композиция. Известные ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но тщетно. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу.
В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). С именем Айвазовского связана и судьба музея в ХХ веке. В 1925-м его перевели в бывший дом художника (где музей размещался до 1988 года), соединив с картинной галереей в одно учреждение. Здание на холме Митридат было разрушено во время Великой Отечественной войны — предположительно, от попадания корабельного снаряда.
Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей. Источник фото: humus.livejournal.com
Айвазовский
Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.
С детства Иван Константинович проявлял интерес к искусству, учился он в Академии Художеств в Симферополе, которую закончил на два года положенного, отличаясь своими превосходными работами и являясь одарённым студентом. Дальше он уже работал сам, путешествуя по другим странам и перенимая навыки у других художников, вдохновляясь культурой. В 1847 году он стал профессором Академии Художеств города Санкт-Петербурга.
Айвазовский был художником-маринистом, то есть рисовал морские виды и корабли. Двумя самыми известными его картинами являются «Девятый вал» и «Чёрное море». Несомненно, они достойны того, чтобы ими восхищались.
Моя любимая картина Айвазовского – «Ночь». На ней так точно переданы все прелести ночи, что, когда смотришь на неё, кажется, будто и за окном у тебя ночь, хотя это не так. Ночь – символ страха и смерти, конца всего, но луна, освещающая море и берег, вселяет надежду на светлое, на рождение после смерти. Это очень гармоничная и глубокая картина.
Помимо мирных изображений волн, у художника есть и батальные картины, например, «Чесменский бой». Страшная и пропитанная смертями работа, как и все картины, изображающие военные действия.
Немногие знают, что Айвазовский писал не только морские виды, но и портреты. У него есть несколько картин с изображением А.С.Пушкина, которого впечатлили работы художника и похвалившего тогда ещё начинающего творца. Также у Ивана Константиновича есть замечательные автопортреты.
Айвазовский — поистине гениальный и одарённый человек, за свою жизнь он написал более 6000 чудесных и неповторимых картин. Смотря на них, я вдохновляюсь и наполняюсь свободой, ведь море – это неизведанное пространство, наполненное тайнами, и от этого кажущееся бескрайним. Такой дар реалистичного изображения морских волн, пены, кораблей и неба дан не каждому. Чтобы полностью проникнуться работами художника, нужно хотя бы раз в жизни посетить выставку его картин.
Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»
Повесть «Старосветские помещики» входит в сборник «Миргород», который вышел вслед за «Вечерами на хуторе близ Диканьки», и сильно отличается от сказочно-фантастичной книги. В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю.
Главная мысль
Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.
По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.
Главные герои
- Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
Тема любви
Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.
А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.
Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.
Особенности произведения
Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.
Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.
День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.
Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.