Сочинение: «о какой уходящей россии заявил а.п. чехов в пьесе «вишневый сад», 10 класс

Вишнёвый сад

Вишневый сад — Чехов Антон Павлович

Loading…

Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом.

Гаев. Я молчу, молчу.

Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

Любовь Андреевна. Это что?

Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

Гаев. А может быть, птица какая-нибудь… вроде цапли.

Трофимов. Или филин…

Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то.

Пауза.

Фирс. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед волей.

Пауза.

Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слезы… Что ты, девочка? (Обнимает ее.)

Аня. Это так, мама. Ничего.

Трофимов. Кто-то идет.

Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.

Прохожий. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?

Гаев. Можете. Идите по этой дороге.

Прохожий. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная… (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат… выдь на Волгу, чей стон… (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать…

Варя испугалась, вскрикивает.

Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие!

Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите… вот вам… (Ищет в портмоне.) Серебра нет… Все равно, вот вам золотой…

Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)

Смех.

Варя (испуганная). Я уйду… я уйду… Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.

Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..

Лопахин. Слушаю.

Любовь Андреевна. Пойдемте, господа, пора. А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю.

Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.

Лопахин. Охмелия, иди в монастырь…

Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.

Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!

Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать.

Варя. Напугал он меня. Сердце так и стучит.

Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..

Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

Аня (смеясь). Спасибо прохожему, напугал Варю, теперь мы одни.

Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!

Пауза.

Сегодня здесь дивно!

Трофимов. Да, погода удивительная.

Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Пауза.

Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

Почему Чехова полюбили на Западе?

Смена столетий в первые годы ощущалась в России и Европе похожим образом, поэтому герои Чехова с их переживаниями оказались близки и понятны европейцам. Как говорил Бернард Шоу в 1919 году, «эти глубоко русские пьесы изображали то, что было во всех усадьбах Европы». Но и когда уже не было никаких усадеб, «Вишнёвый сад» остался символом переходного периода, неизбежного прощания с прошлым и необходимостью вступить в будущее, пугающее неизвестностью. Язык и мир чеховских пьес не были какими-то специфически русскими — драматург создал почти универсальный текст. Как показал двадцатый век, эпохи перемен — будь то нулевые, двадцатые, сороковые, шестидесятые или девяностые — заставляют людей испытывать похожие чувства.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК

Пример 2

«Вишнёвый сад» — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.

С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.

Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем. Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные. У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство. Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.

С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги. Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо. Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!

Символично, что выкупает сад купец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом поместье, а теперь их потомок поверить не может в такое счастье: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»

Мне кажется, что Чехов сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей. Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс. Старого и немощного слугу просто забыли в имении.

Экранизации в СССР

В 1976 году режиссёр Леонид Хейфец снял телевизионный художественный фильм по пьесе. В главных ролях сыграли: Руфина Нифонтова — Раневская, Елена Коренева — Аня; Тамара Торчинская — Варя; Иннокентий Смоктуновский — Гаев; Юрий Каюров — Лопахин; Эдуард Марцевич — Трофимов; Наталья Вилькина — Шарлотта Ивановна; Евгений Буренков — Симеонов-Пищик; Наталья Гундарева — Дуняша; Валерий Носик — Епиходов; Николай Сергеев — Фирс; Виталий Соломин — Яша.

В 1983 году режиссёры Игорь Ильинский и Борис Конухов одноимённый телеспектакль, причём Ильинский сыграл в нём роль слуги Фирса. В постановке участвовали актёры Государственного академического Малого театра СССР: Татьяна Еремеева —Раневская; Елена Цыплакова — Аня; Людмила Пирогова — Варя; Николай Анненков — Гаев; Виктор Коршунов — Лопахин; Валери Бабятинский — Пётр Трофимов; Николай Рыжов — Симеонов-Пищик; Генриетта Егорова — Шарлота Ивановна

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Сочинение на тему: Вся Россия наш сад

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 02.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Антон Павлович Чехов — проницательный писатель, один из гениев русской литературы, подаривший своей стране много значимых произведений. Одна из них — «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, стала своеобразным обобщением наставлений XIX века потомкам. Пьеса не столько показывает историю женщины, которая не может отпустить прошлое, сколько проводит параллель между садом и всей Россией, которая в то время была в смятении.

Раневскую, главную героиню, можно сравнить с государством: Она не может справиться с садом, но борется за то, чтобы удержать его и жить с воспоминаниями, как царь, неспособный изменить Российскую империю к лучшему, отказывается покинуть трон. Лопахин, с другой стороны, не даст ей проснуться и отрезает сад, приводя в движение механизм, который невозможно расстегнуть. Лопахин, который приобрел усадьбу, не только старается ее улучшить, но и хвастается ею перед всеми. Возможно, кому-то он покажется грубым и не очень образованным, но это не главное в данной ситуации, и даже Чехов говорит о нем как о положительном персонаже.

Раневская в произведении также представляет собой картину дворянства, которое в мгновение ока потеряло все. Чтобы как-то выжить, дворяне должны были продавать землю крестьянам, которые хотели встать с колен. Крестьянам была дана относительная свобода, которая создала в них желание что-то изменить, добиться чего-то. Они были невероятно мотивированы, но, к сожалению, поскольку они не были просвещены в области предпринимательства, они мало что могли сделать.

Если Раневская, Фирс и Гаев — представители «прошлого мира», то дух остался в нем, то Лопахин, Трофимов и Аня — прогрессивные люди, описание которых Антон Павлович считает, что будущее будет не только ужасным, но и даже лучше прошлого. Сад, который срубил Лопахин, не символизирует смерть России, по крайней мере, не всей страны. «Убив» сад, Лопахин расчистил его от реакционного прошлого, наконец-то разорвал кандалы, которые веками удерживали людей вместе. Антон Павлович считает, что на руинах Российской империи потомки могут построить новый, лучший мир. В этой пьесе потомки — Трофимов и Аня. Они — люди современности; узнав, что Лопахин срубил сад, они прощаются со старой жизнью и приветствуют новую.

Неизвестно, утешился ли Чехов мыслью о светлом будущем, или это та же интуиция, которая присуща многим творческим людям. Оставляя концовку открытой, Антон Павлович показывает двусмысленность всего происходящего, невозможность предсказать, что именно ждет страну после падения коммунизма. К сожалению, писатель так и не дожил до распада Российской империи, так как прожил лишь короткое время после выхода пьесы в свет, но он, безусловно, внес свой вклад в формирование той идеи, которая привела к этому распаду. Это включало в себя написание этой пьесы.

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия?

Споры о жанровой интерпретации пьесы «Вишнёвый сад»

Одной из особенностей драматургии Чехова стала проблематика определения жанровой принадлежности его пьес. Очень часто точка зрения автора в этом вопросе не совпадала с мнением критиков. «Подводные течения», характерные для чеховских пьес придают совершенно оригинальные и глубокие звучания его произведениям. Особенно жаркие споры велись вокруг его последней пьесы, которая была поставлена в 1904 году, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Вишнёвый сад»- драма, комедия или трагедия?

Чехов еще только приступая к работе над своей последней пьесой, определил ее жанр как комедию, о чем и сообщил в письме своей жене О. Книппер, ставшей первой исполнительницей роли Раневской

Для Чехова было очень важно, чтоб на сцене МХТа, для которого и был написан «Вишнёвый сад», актеры передали комизм всего происходящего. По этому, автор в переписке каждому актеру давал дополнительные характеристики персонажей, чтоб каждый смог полностью воплотиться в своего героя, к сожалению, в большинстве случаев, он просто не был услышан

Однако уже после первого прочтения новой пьесы Станиславским, между постановщиком и драматургом возникли споры – «Вишнёвый сад» драма или комедия? Постановка пьесы шла под контролем Чехова, в ходе репетиций он менял пьесу, подстраиваясь под актеров театра, и это очень расстраивало автора. И даже несмотря на успех пьесы, Чехов считал, что она полностью провалена, так как постановщики полностью перевернули и изуродовали замысел всего действа, просто потому, что не поняли ее смысла, не разгадали героев.

Одной из главных ошибок первой постановки, стало то, что главными героями стали Раневская и Гаев, хотя Чехов неоднократно говорил, что центральный герой – Лопахин. А на поверхность, все же, были выведены их переживания по поводу потери поместья. Но сам автор, постоянно старался объяснить, что на самом деле их переживания это следствие слабых характеров и безвольности, следовательно, они не заслуживают сочувствия и жалости. Антон Павлович указывал, что в пьесе присутствует слезливость, но настоящих слез на лицах быть не должно.

А некоторые критики, вообще задались вопросом «Вишнёвый сад»- комедия или трагедия? Конечно, в пьесе присутствуют сугубо комические герои, изображенные крайне нелепыми и, даже кажется, что не так уж они и нужны в сюжете. Например, Епиходов настолько неуклюж, что получил прозвище «двадцать два несчастья». Слуги Яша и Дуняша – простые необразованные крестьяне, считающие себя чуть ли не ровней своим господам. Шарлотта Ивановна- гувернантка, да только воспитывать то ей и некого, ведь в пьесе нет ни одного ребенка. Да и чему может научить бывшая циркачка, развлекающая гостей в третьем действие разными фокусами?

Проблема жанровой идентификации пьесы

Так с чем же связана проблема определения жанра пьесы «Вишнёвый сад»? С самого начала своей творческой деятельности Чехову было свойственно изображать окружающую действительность через призму юмора. Не случайно его самые первые рассказы публиковались в юмористических журналах. Используя сатиру и юмор, Антон Павлович старался показать нелепость многих человеческих действий. А «Вишневый сад» стал итоговым произведением всего его творчества, вобрав в себя все раздумья о жизни и еще раз показав всем, что именно Чехов внес огромный вклад в развитие театра. Пожалуй, до сих пор нет единого мнения, к какому жанру относится «Вишневый сад». Например, А.И. Ревякин отнес эту пьесу к трагикомедии, да и то весьма условно, потому, что для нее не хватает трагикомических ситуаций и персонажей. М. Горький назвал последнюю пьесу Чехова «лирической комедией».

Для зрителей «Вишневый сад» всегда представлен в режиссерском прочтении. За более чем вековую историю эта пьеса была представлена на суд зрителя и трагедией, и комедией, и драмой. Эту пьесу с успехом ставят в разных театрах не только России, но и за рубежом. И что весьма примечательно, тема, затронутая в ней, до сих пор актуальна.

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Литература

  • Сборник товарищества «Знание» за 1903 г., кн. 2-я. — СПБ, 1904.
  • Первое отдельное изд. — Типография А. Ф. Маркса. — СПБ. .
  • Эфрос Н. Е. «Вишнёвый сад». Пьеса А. П. Чехова в постановке Московского художественного театра. — Пг.: Вторая гос. тип., 1919. — 93 с.
  • Юзовский Ю. Спектакли и пьесы. — М., 1935. — С. 298—309.
  • Ревякин А. И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишнёвый сад» А. П. Чехова // Творчество А. П. Чехова. — Москва: Учпедгиз, 1956.
  • Ревякин А.И. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. — М.: Учпедгиз, 1960. — 256 с.
  • Афанасьев Э. С. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова: ироническая комедия // Литература в школе. 2001. — № 2. — С. 13-19
  • Гусарова К. «Вишнёвый сад» — образы, символы, персонажи… // Литература. 2002. — № 12. — С. 4-5.
  • Полоцкая Э. А. «Вишнёвый сад»: жизнь во времени. — М.: Наука, 2004. — 381 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-033217-8.
  • Грачёва И. В. Человек и природа в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» // Литература в школе. — 2005. — № 10. — С. 18-21.
  • Головачёва А. Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»: Образ-символ в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» // Уроки литературы. 2007. — № 10. — С. 1-5.
  • Волчкевич М.А. «Вишнёвый сад» Очень русская комедия. — М.: Пробел-2002, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-98604-773-7.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Вариант 2

“Вишневый сад” — знаменитая пьеса А.П.Чехова, написанная в начале 20 века. Образ сада символичен, он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее России. В пьесе отражен итог размышлений писателя о судьбе родины.

Героев “Вишнёвого сада” можно разделить на три группы, характеризующие определенный исторический этап России.

К первой группе относятся Раневская и Гаев, их отношение к саду символизирует прошлое страны. До отмены крепостного права все общество делилось на дворян и крестьян. Аристократическое сословие жило за счет своих крепостных. Дворяне занимались саморазвитием, познавали мир, получая удовольствие от легкой, беззаботной жизни. Все изменилось с отменой крепостного права. Дворянство оказалось несамостоятельным, не способным принимать решения и брать ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу родины. Раневская и Гаев способны видеть красоту вишневого сада, но спасти его они не в силах из-за своей слабохарактерности и малодушия.

Брат и сестра искренне жалею вишневый сад, который для них является воспоминанием о прошлой счастливой жизни. Однако они предпринимают никаких видимых усилий, чтобы защитить его. Герои отвергают предложение Лопахина, которое позволило бы сохранить родовую усадьбу. Купец предлагает сдавать землю в аренду дачникам, что могло приносить брату и сестре хороший доход. Запущенность вишневого сада говорит безразличии к его судьбе тех, кому он был так дорог. В образе Раневской и Гаева Чехов показывает всю несостоятельность дворянства, аристократическому сословию не находится места в будущем страны. Вместе с вишневым садом погибают старые традиции и устои.

Символом новой эпохи становится Лопахин. Предприимчивый и деятельный купец в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать. Пожалуй, Лопахин единственный герой, которому не безразлична судьба вишневого сада. Для купца сад — это не только деревья, но и земля. Уничтожив вишневый сад — он дает ему новую жизнь. Петя Трофимов, олицетворяющий будущее страны, также видит невозможность сохранения вишневого сада, являющегося для героя символом крепостничества. Но в отличии от купца, Трофимов не жалеет о вырубке деревьев. “Мы насадим новые сады”, говорит герой. Будущее страны предстает перед Чехова неопределенным, туманным. Писатель чувствует социальные изменения. Однако он искренне верит в счастливое будущее России, что подтверждает оптимистичное высказывание Трофимова.

Что было дальше?

Чехов предвосхитил многие из драматургических новаций XX века: пьесы «открытой формы», пьесы для чтения, театр абсурда. Освобождение «Вишнёвого сада» от традиционной трактовки, заданной первой постановкой МХТ, повлекло за собой бесчисленное множество новых интерпретаций. Пьеса до сих пор входит в списки самых влиятельных театральных текстов и обязательного чтения для актёров в России, Европе и США.

В XIX веке нормой считалось ударение на первый слог, к началу XX века оба варианта существовали на равных правах, зато стали расходиться в значении. Поначалу Чехов собирался назвать свой сад ви́шневым, но позже выбрал второй вариант, который казался более образным, романтическим. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» вспоминал, как понял, почему Чехов так радуется придуманному названию: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов»

Виктор Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901 год. Государственная Третьяковская галерея

Новаторство драматургии Чехова

Новаторские приемы, который использовал драматург, позволили вывести его пьесы в ряд уникальных творческих достижений автора и ценного приращения для всего отечественного театра.

Новый тип названия

Само название пьесы — «Вишневый сад» — стало новым в традиции наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему.

Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система

В «Вишневом саду», как и в других пьесах Чехова, отсутствует деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.

Пожалуй, только Яков своей бездуховностью, черствостью вызывает отрицательные эмоции. Остальные же герои и главные, и второстепенные вызывают у зрителя разнообразные чувства: смех, улыбку, сочувствие. Гаев смешон своими бильярдными словечками, речью перед шкафом, детской беззаботностью и неумением жить, но он трогателен в своей любви к вишневому саду, сестре, племянницам, в нем есть та доброта, которая привлекает людей.

Образ Пети Трофимова, с одной стороны,  выполняет функцию декламатора идей (именно он говорит Ане, чем вызвана трагедия их жизни:

с другой стороны, это образ не прямого рупора авторского восприятия жизни: Петя Трофимов — такой же недотепа, как и все остальные персонажи пьесы, он не знает практической жизни, заявляя, что он знает, как построить новую жизнь, Петя не умеет практические жить сам.

Новый вид конфликта

Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта.

Основа конфликта — судьба вишневого сада — задана уже в первом действии, но этот конфликт не проявляется:

ни в столкновении героев. Например, ни Раневская, ни Гаев не чувствуют вражды к Лопахину, купившему вишневый сад, да и сам Лопахин просит у Раневской прощения:

Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесу все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни и ожидания перемен

В этом смысле пьесы Чехова представляют

В «Вишневом саде» отсутствуют трагические или собственно комические коллизии. В этой жизни страшны не драматические события, в пугающая своим течением повседневность.

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста

Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию

Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии

В его пьесах впервые в отечественной драматургии появился подтекст, который во многом определяет  особую интонацию его пьес.

В «Вишневом саде», например, неожиданный звук лопнувшей струны обнажает неустроенность жизни героев, показывает, что при внешней веселости они ощущают драматизм своего положения.
Огромную новаторскую роль в пьесах драматурга играют ремарки, которые являются как бы эмоциональными контрапунктами действия.

Так действие пьесы начинается весной, а заканчивается осенью, авторская ремарка «было холодно» иллюстрирует тему обреченности дворянского мира, духовной разобщенности героев.

Звук топоров в конце пьесы — символичен, это аккомпанемент крушения человеческих судеб, конца дворянской эпохи в судьбе страны. Топорам вторят звуки молотков, которыми заколачивают старый дом вместе с забытым Фирсом. Так авторская деталь позволяет трагическим аккордом закончить пьесу об утрате миром духовности.
Одной из существенных особенностей драматургии Чехова является множественность перекрещивающихся драматических линий. Каждый персонаж переживает свою драму и, общаясь с другими, ощущает себя одиноким. Общий же настрой пьес говорит о стремлении драматурга преодолеть разобщение, призвать людей к новой, лучшей жизни.

Наша презентация темы

Новаторская драматургия Чехова стала достоянием всего человечества, отражение эмоционального состояния человека в его повседневной жизни — тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.

О значении произведений писателя для становления МХАТа — здесь

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Вишнёвый сад»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Вишневый сад»

для самых компанейских —

Главные герои «Вишневый сад»

для самых занятых —

Читательский дневник «Вишнёвый сад»

для самых любопытных —

Анализ «Вишнёвый сад» Чехов

для самых крутых —

Читать «Вишневый сад» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

    Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:

    • Его дебютным произведением.
    • Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.
    • Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.
    • Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.

Самые популярные материалы апреля для 10 класса:

Болконский и дуб

Характеристика Андрея Болконского

Марья Болконская (Война и мир)

Характеристика Наташи Ростовой

Композиция романа «Война и мир»

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Главные герои романа «Война и мир»

Анализ сражений (Война и мир)

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Путь исканий Андрея Болконского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: