Краткое содержание поэмы «Реквием»
Краткое содержание поэмы «Реквием»
Эпиграфом к «Реквиему» Ахматова выбрала отрывок из своего более позднего стихотворения, написанного уже в 1961 году и опубликованного только в 1987-м. «Так не зря мы вместе бедовали». Смысл эпиграфа поэмы Реквием в том, что судьба автора, его личная трагедия, находится в тесном переплетении с общенародным горем.
История разворачивается в 30-х годах XX века. Ленинградские тюрьмы не справляются с бесконечным потоком арестованных и переполнены узниками. Возле каждой из них стояла молчаливая толпа, ожидающих новостей о своих близких.
Именно там Ахматову «опознала» одна из женщин. Будто выйдя из оцепенения, она попросила поэтессу написать обо всем, что здесь происходит. В обещании, данном поэтессой сделать это обязательно – смысл предисловия к Реквиему.
Далее перед читателем предстает история матери, вспоминающей, как арестовали ее сына. Весь сюжет пронизан тоской и отчаянием одинокой женщины, похоронившей мужа, а вот теперь и потерявшей сына. Эмоции героини очень сильны. Ей не верится даже, что она способна испытывать такие душевные страдания. Некогда веселая и беззаботная, теперь она вынуждена стоять в очереди из таких же отчаявшихся оцепеневших женщин с передачами для близких.
17 месяцев ее терзало чувство неизвестности:
- Что с сыном?
- О чем он думает?
- Как переносит все эти испытания?
В день оглашения приговора героиня молится о том, чтобы ее душа окаменела, а память очистилась. Она призывает смерть, так как только она может избавить ее от этих страданий, делающих ее почти безумной.
В эпилоге автор опасается, что ее мозг, опасаясь за здоровье всего организма, вычеркнет из памяти все испытания. Место, где были проведены страшные 17 месяцев, она считает единственно правильным местом, где должен стоять памятник ей.
Короткий пересказ «Реквием» Ахматовой
Смысл названия поэмы Ахматовой
Слово «реквием» происходит от латинского requies, что означает «упокоение». Этот религиозный католический термин значит богослужение, заупокойная месса по умершему. Традиционно, она открывалась словами: «Requiem aeternam dona eis, Domine». С латинского переводится, как «Покой им вечный дай, Господи».
Смысл названия поэму Реквием состоит в точно использованном автором значения этого слова. Те, кому посвящено произведение – умирающие, вот-вот уйдущие от своих близких, люди. Темная толпа отчаявшихся женщин будто проводит заупокойную службу по каждому обреченному любимому. Их близкие словно смертельно больны, и сейчас должен поставиться диагноз и раздаться приговор.
Этим смертельным недугом было инакомыслие. Его власти пытались жесточайшим образом безжалостно искоренить во все времена. Однако результатом террора было обычно искоренение умных и думающих людей, цвета нации. Что неизменно замедляло прогресс и общее развитие общества.
Ахматова создала свой «Реквием», смысл которого в напоминании потомкам о поломанных судьбах многих людей, основываясь на личных трагически событиях. Однако, у нее получилось не просто описать свою историю, но связать едиными неразрывными узами трагедию одного человека и горе целого народа.
Тема
Тема народного страдания
раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.
В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.
В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви
, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.
Основная мысль произведения
— память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений — преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии — то, чему учит Ахматова в своей поэме.
Проблемы
Жанр, направление и размер
«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.
Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.
Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.
Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.
Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.
Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.
Главные герои и их характеристика
Лирическая героиня
Мне нравитсяНе нравится
Лирическая героиня поэмы “Реквием” Анны Ахматовой – это женщина с пронзительным достоинством и невероятной силой воли. Ее прототипом является сама поэтесса, и в этом образе отчетливо проявляются черты ее характера и души.
Эта женщина, несмотря на все тяжести своей участи, способна “кидаться в ноги палачу”, так как она безмерно и бесконечно любит своего сына. Ее душа обескровлена горем и болью, и она уже потеряла мужа из-за зверской государственной машины. Она – эмоциональная и открытая перед читателем, не стесняясь выразить свой ужас и отчаяние. В то же время, ее существо полностью погружено в страдания за своего сына.
Героиня отстраненно заявляет: “Эта женщина больна, эта женщина одна.” Этот акцент на одиночестве и большой личной трагедии делает ее образ еще более глубоким и потрясающим.
Кажется, что она отстранена от самой себя, когда говорит, что не могла бы так сильно переживать, и что кто-то другой делает это за нее. Этот контраст между ее прошлой легкомысленной жизнью как “насмешницы и любимицы всех друзей” и нынешним состоянием как воплощения муки и призывающей смерти женщины ошеломляюще эффектен.
Однако на свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему. Но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь ее сын все еще жив, и это дарит ей надежду, которая становится стимулом жить и бороться. Ее переживания и эмоции заставляют читателя глубоко взглянуть на стойкость и силу человеческого духа в условиях несправедливости и тяжких испытаний.
Сын
Мне нравитсяНе нравится
Сын, как персонаж поэмы “Реквием” Анны Ахматовой, представлен в произведении не так подробно, как его мать, но его характер и сущность зрительно раскрываются через сравнение с Христом. Это сравнение дает нам понимание о его невинности и святости в своей смиренной муке, а также о его способности принимать свою судьбу с выдающимся достоинством.
Сын старается утешить свою мать на их единственном свидании, несмотря на свою страшную участь. Он откровенно и без лишних слов пытается поддержать и успокоить ее, не укрываясь от ее страшного взгляда. Его способность сохранять достоинство и мужество даже в такой тяжелой ситуации делает его образ вдохновляющим и поражающим. Он остается невинным и чистосердечным, как и Христос, вопреки бесчеловечным обстоятельствам.
Герой, хоть и молчит, оставляет впечатление человека с выдающейся внутренней силой и способностью поддерживать самообладание своих близких даже в крайне тяжелых моментах. Его характер дополняет образ матери и глубоко вкладывает в поэму тему невинности и жертвенности в условиях несправедливости и репрессий.
Женские образы
Мне нравитсяНе нравится
Женские образы, представленные в поэме “Реквием” Анны Ахматовой, обладают уникальной силой, терпением и самоотверженностью, которые проявляются в их способности переносить несравненную муку и тревогу за судьбу своих близких. Эти женщины сталкиваются с несправедливостью и репрессиями, которые иссушают их души и лица, подобно осенней листве, увядая под воздействием неизвестности и ожидания.
Однако, несмотря на страшные испытания, эти героини полны решимости и силы. Они готовы стоять и выжидать в любых условиях, будь то холод или зной, лишь бы иметь возможность увидеть и поддержать своих родных. Их сильные и изможденные горем лица становятся символом их бесконечной решимости и верности.
Автор поэмы называет этих женщин подругами и предсказывает им сибирские ссылки, так как они не сомневаются, что последуют за своими близкими в ссылку. Эти образы героинь сравниваются с ликом богоматери, что передает их немалую стойкость и молчаливое, но глубокое переживание мученической смерти своих близких, а также неизменную верность и любовь к ним.
История создания произведения. Смысл названия
Изначально Анна Ахматова собиралась написать лирический цикл стихов о периоде реакции, застигшем врасплох разгоряченную революционную Россию. После окончания гражданской войны новое правительство, как известно, устроило показательные расправы над представителями общества, чуждыми пролетариату. Это была самая настоящая травля инакомыслящих. Одними из первых жертв нового режима стали ближайшие родственники поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и сын, Лев Гумилев. Николая Гумилева расстреляли в 1921 году, обвинив в контрреволюционной деятельности. Льва Гумилева арестовали за то, что он носил фамилию отца. Именно с этой трагедии, гибели мужа, началась история создания поэмы «Реквием». Первые фрагменты произведения были написаны в 1934 году. В 1938-1940 гг. работа над поэмой была закончена. Поэма по понятным причинам не была опубликована.
Статья: Анна Ахматова. Произведение «Реквием»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В 1960-е годы А. Ахматова читала «Реквием» преданным друзьям, но всегда после прочтения сжигала рукопись. Но все же копии поэмы просочились в самиздат.
Замечание 1
Самиздат – это запрещенная литература, переписанная от руки и передававшаяся из рук в руки.
Копии попали за границу, где были опубликованы без ведома и согласия автора.
Замечание 2
Реквием – это религиозный термин, который обозначает траурную церковную службу по умершему человеку.
Известные композиторы это название использовали для обозначения жанра музыкальных произведений, служивших аккомпанементом католической заупокойной мессы. Например, широко известным является реквием Моцарта.
А. Ахматова использовала прямое значение этого смысла. Поэма «Реквием» посвящена узникам, осужденным на смерть. Поэма будто звучала из уст всех матерей, жен, дочерей, сопровождавших близких людей на смерть, будучи не в силах что-то изменить.
Вариант 2
Произведение Анны Ахматовой «Реквием» было начато в начале тридцатых годов двадцатого столетия как цикл лирических стихотворений, но вскоре переименовано в поэму. Закончена поэма была лишь через тридцать лет, в шестидесятых годах.
13 стр., 6393 слов
По литературе : «История страны и судьба народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
… на той или другой стороне в происходящем. Эта поэма говорит от имени народа». Поэма “Реквием” написана как автобиография поэтессы А. Ахматовой на период “двух осатанелых лет” ее жизни и … не допустить повторения этих страшных событий. Цель реферата – показать, как с помощью композиции и художественных средств поэт А. Ахматова в небольшом произведении сумела передать зловещее дыхание …
Уже само название поэмы предполагает, что это будет трагедия, плач безысходности и щемящей тоски. Произведение создано по событиям времен правления Ежова и Берии, которое называли «красный террор». В поэму вложены все силы души матери и человека.
В тридцатых годах сына Анны Ахматовой – Льва Гумилева арестовывали три раза. Два раза его отпускали через несколько дней без предъявления ему обвинения. В третий раз осудили на пять лет лагерей «за контрреволюционную агитацию». Все время, пока сын был арестован и находился в следственном изоляторе вместе с другими студентами, Ахматова стояла у ворот тюрьмы в ожидании хоть каких – то известий о сыне.
Вместе с ней стояли другие женщины – жены, сестры, матери – пытающиеся узнать дальнейшую судьбу своих мужчин. Стояли сутками, ждали. Одна женщина, обессиленная, с обескровленными синими губами от холода и переживаний, узнав, что Ахматова – поэтесса, попросила ее описать происходящее. И Анна Ахматова ей пообещала, а в ее лице – всему «стомильонному» народу страны.
В произведении она описывает ситуацию в государстве как горе, перед которым «гнутся горы». Время остановилось, пространство сжалось до очереди в Ленинградскую тюрьму. Образ очереди, перешептывания в ней, общий страх и неопределенность показывают состояние всего народа в стране.
Жизнь тысяч людей разделилась на этапы: «до ареста» и «после». Все те, кто «подымались как к обедне ранней, по столице одичалой шли» к воротам Крестов, ждут одного – что бы приговор был как можно мягче.
Их жизнь никогда уже не будет прежней, как до ареста, за ними всегда будет тянуться шлейф арестантов, политически ненадежных людей. Рухнут семьи, карьеры, здоровье, многие – многие не смогут этого пережить.
Поэт и сама не могла предполагать, что в ее судьбе произойдет такое суровое событие, как арест и мужа, и сына. «Показать бы тебе, насмешнице…», что случится с ней и ее любимыми, что будет она семнадцать месяцев под Крестами стоять с передачей для мужа и для сына.
Все когда – то заканчивается…Вынесен приговор, «упало каменное слово на мою еще живую грудь», но легче не стало. Ахматова прекрасно понимает, какие муки в тюремных застенках принял ее сын за эти долгие месяцы заключения.
И снова обезумевшей матери «…много дела, надо память до конца убить…».
Поэма «Реквием» — это стихотворный памятник несправедливо и жестоко осужденным людям, их семьям, их напрасно загубленным жизням.
«Реквием» Анны Ахматовой – поэма, собранная по частям
Впервые поэма Анны Ахматовой «Реквием» была опубликована в Мюнхене летом 1963 года. Сложное по структуре литературное произведение, состоящее из разрозненных стихов, которые объединены собой по смыслу, к тому времени существовало лишь в виде отдельных набросков. И до сих пор неизвестно, кто из почитателей творчества поэтессы сумел объединить их в поэму и переправить за границу для публикации. Все дело в том, что, написав очередную часть поэмы, Анна Ахматова зачитывала ее близким друзьям, после чего уничтожала черновики. Стихи заучивались на память людьми из окружения поэтессы, записывались в дневники, передавались в литературных кругах на разрозненных листочках, и в начале 60-х годов очень мало кто мог похвастаться тем, что читал это произведение целиком.
Причин для такой конспирации было великое множество. Ведь поэма «Реквием» посвящена одной из самых страшных страниц советской истории – 30-м годам 20 века, на которые пришлись многочисленные репрессии. Анна Ахматова была в опале, и об этом ей недвусмысленно напоминали чуть ли не ежедневно. И хоть ее творчество было признано вполне благонадежным, власти мстили ей за мужа, поэта Николая Гумилева, который в 1921 году был арестован по подозрению в организации заговора и расстрелян.
Кроме этого, в 1935 году впервые был арестован сын Анны Ахматовой Лев Гумилев, который на тот момент являлся студентом Ленинградского государственного университета. Ахматова лично написала письмо Сталину, благодаря чему ее сына, обвиняемого в создании террористической группы, освободили. Однако ненадолго, так как в 1938 году Лев Гумилев был повторно арестован и приговорен к 10 годам заключения с отбыванием наказания в сибирских лагерях. Именно в этот период и родился замысел поэмы «Реквием», работа над которой продолжалась почти четверть века. Первые наброски «Реквиема» были сделаны еще в 1934-1935 годах, и Анна Ахматова планировала, что стихи войдут в ее новый лирический цикл. Однако очередной арест сына словно бы вырвал поэтессу из некоего оцепенения, заставив переосмыслить свою роль в современном обществе. И донести до потомков в виде стихов весь тот ужас и боль, которые пришлось пережить людям, столкнувшимся с беспощадными жерновами сталинских репрессий.
Сама Анна Ахматова в предисловии к поэме написала, что на мысль о создании этого произведения ее натолкнула простая ленинградская женщина, с которой поэтесса столкнулась в очереди за хлебом. Кто-то узнал Ахматову, и по очереди, в которой стояли утомленные, голодные и постоянно ожидающие ареста люди, пробежал шепот. И тогда неизвестная женщина обратилась к поэтессе, спросив, может ли она написать о том, что происходит вокруг. Ахматова ответила утвердительно.
Поэма «Реквием», опубликованная в Германии без ведома автора, произвела среди зарубежных литераторов эффект разорвавшейся бомбы. Если до этого момента Анну Ахматову критики воспринимали как тонкого лирика с налетом романтизма, то в «Реквиеме» она открылась читателям с другой стороны, представ в виде обвинителя и судьи целой эпохи. Неудивительно, что после публикации «Реквиема» за Анной Ахматовой закрепилась слава народной российской поэтессы.
В СССР «Реквием» был опубликован лишь в конце 1980-х.
Окончательно работа на «Реквиемом» была завершена в середине 60-х годов прошлого века, однако опубликовать это произведение в СССР журналы «Нева» и «Октябрь» решились лишь в 1987 году, спустя 11 лет после смерти поэтессы. Позднее поэма была включена в ряд литературных сборников, которые издавались на территории СССР по случаю 100-летия со дня рождения Анны Ахматовой.
Композиция
При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.
- Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
- Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
- В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
- 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
- 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
- 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
- 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
- В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.
Немного о жанре, проблематике и основных образах
По жанру «Реквием» — это лиро-эпическая поэма, которая состоит из 10 стихотворений, Посвящения и Эпилога. Но «Реквием» — траурное произведение, последующее после погребения. Это можно считать символом погребения ее души. В поэме также можно услышать звуки музыки, но не в прямом смысле. Ощущение реальности добавляют: гудок паровоза, скрежет, стоны и плачи, громыханье воронков. Эти детали добавляют динамики и атмосферности, но еще больше нагнетает тишина, о которой упоминается лишь в «Распятие».
Проблематикой поэмы является изображение тягостей судьбы, своих личных переживаний, некое опустошение души. Эпоха ежовщины и свиданий «через окошко» также затронуты в поэме.
Если говорить о теме произведения, делая анализ «Реквием» Ахматовой, то, конечно же, основной темой является тема памяти. Ведь Ахматова описывает реальные события. Ее сын Лев был гоним по лагерям и, несмотря на их натянутые отношения, мать всегда приезжала к сыну. Она стояла огромные очереди вместе с другими несчастными матерями. У них было одна общая боль. В эпилоге поэтесса говорит о том, что главной наградой для нее будет воздвижение памятника возле этой стены, чтобы память об этом тяжелом времени дошла до нынешнего поколения. Чтобы и другие люди узнали, через что прошли эти женщины-героини. А кто является основными образами?
Образ лирической героини очень схож с самоощущением самой Ахматовой. Она показывает все свои переживания, которые пришлось прочувствовать за годы ожидания сына. Великая поэтесса показала не только свою боль, но и общенародную т. е. всех матерей.
История создания
Анна Андреевна Ахматова начала трудиться над своим произведением еще в 1934 году. Изначально у поэтессы был план написать цикл стихотворений, которые бы связывала одна тема, но так сложилось, что все написанные произведения были объединены в единую поэму «Реквием».
Самым плодотворным периодом был промежуток с 1938 по 1940 годы. Однако, завершить поэму поэтессе удалось лишь в 1960 годах. В печать произведение попало лишь в 1987 году. Так случилось из-за того, что идеология произведения совершенно не совпадала с идеологией власти.
В основу написания анализируемой поэмы легла личная история Анны Андреевны. Бывшего супруга Николая Гумилева расстреляли, а сына – Льва Гумилева – осудили. Так же арестуют и Николая Пунина, который стал супругом поэтессы в 1922 году. После всего этого в 1946 году Анна Андреевна вместе с писателем Зощенко попадает в опалу.
Анализируемая поэма была известна лишь узкому кругу людей, которым поэтесса сама читала её. После прочтения она непременно сжигала рукопись, чтобы не попасть в немилость к власти. Опубликована поэма была заграницей, но Анна Андреевна отрицала свое авторство, поскольку переживала за свою семью.
Лев Гумилев имел с матерью очень напряженные отношения, потому что распространение поэмы отражалось на его жизни.
ДРУГОЕ
В данной статье мы с вами постараемся разобрать насущные вопросы, которые раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем…
Поэма «Мцыри» не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма…
В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. «Облако в штанах» — произведение, замысел…
Лев Толстой написал произведение «После бала» в 1903 году, но впервые оно было напечатано в 1911 году, уже…
«Юнона и Авось» — самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля…
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — писатель, журналист, критик. Литературную работу сочетал с государственной службой:…
В 1839 году закончил писать поэму «Демон» Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ…
Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения…
Пушкинское вдохновениеВ один прекрасный день случилось вести беседу двум творцам. Один из них был уже известен на тот…
В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело».…
Вальтер Скотт — «Айвенго». Краткое содержаниеПрекрасный пример изысканного и поистине легендарного…
Достаточно абсурдное занятие пересказывать своими словами любое произведение Шекспира. Особенно такое, как «Гамлет».…
Критика
Мнение критиков о поэме «Реквием» складывалось не сразу, так как официально произведение было опубликовано в России только в 80-е годы 20 века, уже после смерти Ахматовой. В советском литературоведении было принято принижать достоинства автора за идеологическое несоответствие политической пропаганде, разворачивающейся на протяжении всех 70-ти лет существования СССР. Например, весьма показателен доклад Жданова, который уже цитировали выше. Чиновник явно обладает талантом пропагандиста, поэтому его выражения не отличаются аргументированностью, зато колоритны в стилистическом плане:
Жданов в своем докладе упорствует в том, что Ахматова плохо повлияет на молодежь, ведь «пропагандирует» уныние и тоску про буржуазному прошлому:
Поскольку поэма была опубликована за рубежом, о ней высказались советские эмигранты, которые имели возможность ознакомиться с текстом и высказаться о нем без цензуры. Например, подробный анализ «Реквиема» сделал поэт Иосиф Бродский, находясь в Америке после того, как его лишили советского гражданства. О произведении Ахматовой он отзывался восхищенно не только потому, что был солидарен с ее гражданской позицией, но еще и потому, что был лично знаком с ней:
Бродский заметил, что автор разрывается от внутренних противоречий, ведь поэт должен воспринимать и описывать объект отстраненно, а Ахматова переживала в тот момент личное горе, которое не поддавалось объективному описанию. В ней происходила битва между литератором и матерью, которые видели эти события по-разному. Отсюда и вымученные строки: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает». Рецензент описал этот внутренний конфликт так:
Критик Антолий Найман полемизировал со Ждановым и не согласился с тем, что поэтесса чужда советскому обществу и вредна ему. Он убедительно доказывает то, что Ахматова отличается от каноничных литераторов СССР лишь тем, что ее творчество глубоко лично и наполнено религиозными мотивами. Об остальном он высказался так:
Еще одна рецензия была написана историком-искусствоведом В.Я. Виленкиным. В ней он говорит, что произведение не стоит терзать научными исследованиями, оно и так понятно, и выспренние, тяжеловесные изыскания ничего не прибавят к этому.
Ещё один литературовед, Е.С. Добин, говорил о том, что с 30-х годов «лирический герой Ахматовой полностью сливается с автором» и обнаруживает «характер самого поэта», но также и о том, что «тягу к близкому, рядом лежащему», отличавшую раннее ахматовское творчество, теперь сменяет принцип «приближения дальнего. Но дальнего не внемирского, а людского».
Писатель и критик Ю. Карякин наиболее емко выразил главную мысль произведения, которое захватило его воображение своей масштабностью и эпичностью.
Известно, что Евгений Евтушенко, составитель вступительных статей и автор эпиграфов к сборникам Ахматовой, отзывался о ее творчестве с должным уважением и особенно ценил поэму «Реквием», как величайший подвиг, героическое восхождение на Голгофу, где распятие было неминуемо. Ей чудом удалось сохранить жизнь, но «измученный рот» ей заткнули.
Композиция
Особенность композиции связана, прежде всего, изначальным замыслом Ахматовой – создать цикл законченных, но при этом совершенно не зависимых друг от друга произведений. В результате получился необычный эффект: при прочтении кажется, что поэма написана хаотично, стихийно, как будто автор урывками дополнял ее, складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.
- Пролог произведения включает в себя две первые главы – «Посвящение» и «Вступление». С их помощью автор вводит читателя в курс описываемых событий, показывая, о каком историческом отрезке и о каких событиях пойдет речь.
- В последующих четырех стихах Ахматова проводит параллель между горькой участью матерей в разные исторические эпохи. Она делится и своей трагической историей, описывая арест сына, раздирающее душу одиночество, вспоминая дни беззаботной, легкомысленной юности, когда она еще не подозревала, какие тяжелы испытания приготовила ей судьба.
- В 5-й и 6-й главах мать предчувствует скорую кончину горячо любимого сына, ее мучает неизвестность.
- Приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
- Мать, пребывая в глубоком отчаянии, взывает к смерти, чтобы та пришла к ней.
- В 9-й главе описывается долгожданное свидание с сыном, которое состоялось в тюремных стенах. Эта встреча оставляет глубокий след в душе матери.
- Распятье. Всего в нескольких строках мать передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, который принял мученическую смерть, будучи ни в чем не виновным, как и ее сын. А свою тоску и безысходное отчаяние она сравнивает с подобным состоянием самой Богородицы, которая была свидетельницей жестокой казни любимого сына, и при этом ничего не могла изменить: ни отменить казнь, ни даже облегчить последние страдания несчастного Христа.
- Эпилог. В завершении поэмы Анна Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к тем страшным событиям, свидетельницей которых ей довелось стать. Опасаясь забвения, она просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы никогда более не допустить подобного беззакония.
Особенности жанра, направление, композиция произведения
Поэму А. Ахматовой «Реквием» можно отнести к лиро-эпическому жанру. В произведении сочетаются лирические и эпические элементы. Реквием, как известно, это траурное песнопение в католической церкви, сопровождающее погребение. Поэма Ахматовой передает переживания и чувства автора и в точности воссоздает хронологические события тех лет. В лирический сюжет произведения широко включены повествовательные элементы. Особенность жанра поэмы А. Ахматовой состоит в том, что несмотря на сильные переживания и страдания, являющиеся в тексте лирическими, автор дает точные эпические данные о том времени, ясно понимая характер репрессий и указывая на главные причины происходящего.
Поэма «Реквием» состоит из следующих частей:
- «Предисловие»,
- «Эпиграф»,
- «Вместо предисловия»,
- «Посвящение»,
- «Распятие»,
- «Эпилог».
Части «Эпиграф» и «Вместо предисловия» — это композиционные единицы, имеющие особое музыкальное и смысловое звучание. Так, эпиграф вводит лирическую тему в повествование о народной трагедии. Эти элементы позволяют читателю понять, о чем пойдет речь в произведении.
По сути, «Посвящение» продолжает заявленную тему, а описываемые события достигают колоссального размаха. Автор здесь характеризует время и пространство: это время «ежовщины» и тюремные очереди.
В канву сюжета поэмы вплетены музыкальные лейтмотивы. «Реквием» имеет свой звуковой мир. Здесь присутствуют и отдаленные удары, и громыхание черных «марусь», и плач детей. Это свидетельствует о совершенно особом музыкальном строении композиции произведения.
В части «Распятие» все звуки сменяются трагической тишиной. «Распятие» — это смысловой и эмоциональный центр поэмы. Здесь автор использует множество библейских мотивов и образов. А в сюжете о современном читатель видит аллюзии к библейским образам Марии-Магдалины и Христа.
«Эпилог» переносит читателя в настоящее время. Автор снова возвращает к тюремной очереди. А вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождающийся ударами погребального колокола. Читатель благодаря этому понимает, как важна и дорога жизнь каждого человека.
Поэма А. Ахматовой «Реквием» — это произведение, которое написано для мертвых и живых. Здесь лирическая тема завершается эпически. Поэтесса поднимает тему исторической памяти. Она говорит о том, что если бы ей решили воздвигнуть памятник, она бы хотела, чтоб его поставили там, где ей пришлось простоять 300 часов в тюремных очередях. Автор считает, что это смогло бы увековечить память обо всех тех, кто вместе с ней прошел все круги ада, о страдалицах-матерях, почувствовавших гнет сталинской машины.
Смысл названия
Мне нравитсяНе нравится
Название “Реквием”, выбранное Анной Ахматовой для своего произведения, несет глубокий символический смысл. В католической традиции “реквием” означает службу по усопшим, молитвы и поминки усопших, которые напоминают нам о смерти и вечности. Однако, в контексте произведения Ахматовой, это слово приобретает новый, более личный и эмоциональный смысл.
Ахматова, выбирая название “Реквием” для своей поэмы, не просто следовала религиозной символике. Она хотела подчеркнуть, что ее произведение — это не просто слова на бумаге, а искренние и глубокие душевные переживания. В этом названии заключены горечь утраты, личные чувства и тревоги перед исторической трагедией.
Через название “Реквием” поэтесса призывает читателя более внимательно и вдумчиво отнестись к содержанию произведения. Оно становится как бы молитвой, которая возвышается над событиями и усопшими жертвами репрессий. Таким образом, Ахматова не только описывает страшные события и утраты, но и вкладывает в название произведения глубокий смысл, призывая к вечному поминанию и размышлениям о прошлом.