Понятие «лишнего человека»
Русская классическая литература богата многими художественными открытиями, ряд понятий и терминов присущи только ей и неизвестны литературе мировой. Как и в любой другой науке, в литературоведении существуют разные классификации. Есть классификации, относящиеся к литературным персонажам. Например, в русской литературе выделяют следующие типы:
- «благородный разбойник»
- «лишний человек»
- «маленький человек»
- «тургеневская девушка»
- «нигилист»
- «униженный и оскорбленный» и т. д.
Тип «лишнего человека» является самым известным и интересным, вызывающим наибольшее количество споров. Термин «лишние люди» чаще всего применяется к литературным героям 19 века.
Определение 2
«Лишний человек» — это умный, хорошо образованный, чрезвычайно одаренный, талантливый герой, в силу разных причин, как внутренних, так и внешних, не сумевший себя реализовать и найти применение своим талантам.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Онегин и Печорин как лишние люди 400 руб.
- Реферат Онегин и Печорин как лишние люди 250 руб.
- Контрольная работа Онегин и Печорин как лишние люди 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Он ищет цели, смысла жизни, однако не находит ее и потому растрачивает себя на развлечения, страсти, на разного рода жизненные мелочи, однако не испытывает от этого никакого удовлетворения. Часто жизнь такого человека имеет трагический конец – он умирает или погибает в расцвете лет. «Лишний человек», одинокий, отвергнутый обществом или же сам отвергший его не является плодом воображения писателей, он был ими замечен как одно из болезненных явлений духовной жизни русского общества, которое было вызвано кризисом общественной системы. В судьбах «лишних людей» нашла отражение драма передового дворянства. К известным «лишним людям» в отечественной литературе относятся:
- Евгений Онегин («Евгений Онегин», А. С. Пушкин);
- Григорий Печорин («Герой нашего времени, М. Ю. Лермонтов);
- Федор Лаврецкий («Дворянское гнездо, И. С. Тургенев);
- Алексей Чацкий («Горе от ума», А. С. Грибоедов) и т.д.
Новый человек в русской литературе
Что такое новый человек в русской литературе? Прежде всего, нам следует разобраться для какой эпохи он «новый». Если брать эпоху начала девятнадцатого века, конца девятнадцатого, начала двадцатого и конца двадцатого, то представления о «новизне», а, следовательно, и о новом человеке в русской литературе будут различаться.
Рассмотрим первую из вышеуказанных литературных эпох. В начале девятнадцатого века в русской литературе преобладал сентиментализм, романтизм и реализм. В большинстве произведений тех времен раскрывается тема «потерянного человека», не сумевшего найти себя в жизни и реализоваться. Так, можно предположить, что именно этот типаж является «новым» человеком для той эпохи. Так, рассматривая произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» соответственно), можно увидеть следующие особенности, характеризующие «нового» человека того периода:
Статья: Новый человек в русской литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
- Блестящий ум, образованность, умение танцевать, знание языков и воспитанность. То есть, мы видим перед собой ухоженного интеллигентного человека.
- Красота. Мы видим человека, который пользуется популярностью в светском обществе, хотя и не находит себе среди него места.
- Равнодушие и эгоизм. Также мы видим перед собой человека, не видящего никого, кроме себя, готового даже на преступление ради своих, порой безумных, желаний.
- Богатство и деньги. И, пожалуй, это одна из причин всех бед этого героя.
Итак, вот он – представитель нового человека начала девятнадцатого века. Чем же он отличается от представителя конца девятнадцатого века? Найдем эти различия, анализируя произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
- Герой умен, красив собою, однако лишен прекрасных манер, богатства и дворянского происхождения.
- Герой является нигилистом, он ярый приверженец этой идеологии и науки, верит только тому, что доказано неоднократно.
- Герой очень принципиален, холоден, жесток. Именно жесткость, но в хорошем смысле, как и огромная сила воли держит его внутренний стержень, позволяя ему быть таким, какой он есть.
Итак, герой конца девятнадцатого века – это нигилист, умный, образованный человек, умеющий сочувствовать и переживать, однако, остающийся холодным и равнодушным. Нося эту маску жесткости, он забывает об одном – о том, что когда-нибудь его принципы не пройдут проверку и всем виден будет он – он настоящий.
Характерные черты «нового» человека первой половины двадцатого века ничем сильно не отличаются от новизны в конце двадцатого века. Черты эти следующие:
- Этот человек может быть лишен дворянского происхождения, беден, но честен, часто – благороден. Так, через образ «нового» человека передается символично политическая обстановка в России того времени.
- Этот человек обязательно рабочий. Так, через литературу в массы шла политика «честного туда», которая преподносила человеческий труд как неоспоримую основу счастливой и успешной жизни.
Так, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в разные эпохи и времена в русской литературе был различен и образ «нового» человека, и человека-образца и примера для подражания. И, как мы видим, это образ не всегда был наделен высоконравственными качествами. Даже наоборот, людей во все времена шокировал образ аморального, эгоистичного человека, потому что так жить, по мнению людей, было просто нельзя.
Черты характера
В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:
- Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
- Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
- Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
- Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.
На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.
Рассуждение для 9 класса
Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.
Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.
Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!
Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.
Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.
9 класс
Вариант 2
Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.
Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?
Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.
Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.
Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.
Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.
Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.
Сочинение
1.Введение
Быть лишним человеком – значит быть отвергнутым обществом, непонятным окружающими людьми. Человек, который так же не смог найти себя в жизни и определить в настоящей действительности.
Такие люди часто оказываются, отвергнуты обществом. Одиноки по своей натуре, они не находят утешение ни в чем и никак не могут успокоить свою душу. Чувство собственной никчемности заставляет человека ощущать злость, разочарование, а после полное принятие.
2. Причина индивидуальности
Печорин никогда не был похож на других. Отличаясь особенно эгоистичной натурой, он чувствовал внутреннюю пустоту. Чтобы хоть немного уменьшить боль, молодой человек пытался находить утешение в собственных наблюдениях за другими людьми.
Так как юноша критично относился ко всем собственным поступкам, он еще больше закапывался в собственных чувствах угнетения. Устав от пустых людей, которые пытались развратить его ленью и достатком, как и себя, Печорин закрылся в чувствах и мыслях.
С детства мальчик хоть искренней заботы и любовь. Но непонимание этого мира навсегда отрезало его светлые чувства, заставив ненавидеть как мужчин, так и женщин.
Общество давит на Печорина. Он не может найти настоящего друга в кругу дворянин и военных. Поэтому постепенно начинает ощущать себя «лишним человеком». Находясь отдаленно и проводя эксперименты, зависящие от человеческих отношений, он становится настоящим циником, уверенным в последствиях собственных действий.
3. Разносторонние интересы
Печорин достаточно умен и проницателен. Он мог бы дать обществу много полезных знаний. Но, нежелание общества принимать нечто такое, заставило молодого человека отказаться от подобной идеи.
Он быстро начинает что-то и так же быстро бросает начатое дело, потеряв к нему весь интерес. Заинтересовавшись литературой, парень тот час же теряет интерес. Отправившись на светские мероприятия, Григорий быстро устает от молодежных забав и утех. Пытаясь найти применение уму и знаниям, молодой мужчина отправляется в путешествие по стране. Но, где бы он не появится, он приносит лишь боль и разочарование.
Печорин находит в себе «силы необъяснимые», но не знает, как их применить. Он лишний человек для общества. Почему же это происходит? Все потому, что разумные, творческие люди вовсе не нужны обществу. Печорин именно их тех людей, которые отвернулись от общества.
4. Вывод о жизни «лишних людей»
Григорий Печорин бессмысленно проживает собственную жизнь. Он не имеет цели и не знает к чему ему стремиться. Дни сплетаются воедино, и каждое новое утро молодой человек встречает с безразличием. Отсутствие всевозможных ощущений приводят к полному остеклянению его сердца и поражают его душу, делая в нее большие черные дыры.
Чтобы быть счастливым, нужно иметь цель в жизни, старательно двигаясь к ней. Однако Печорин принял скучающий образ, предпочитая не сопротивляться, а лишь спокойно принимать развитие событий. Он несчастен, при этом не стремиться сделать что-то, чтобы поменять собственную жизнь.
Григорий бы смог стать активным лидером молодежного движения и принести в жизни других людей счастье. Но, поглощенный лишь в собственных чувствах он просто не замечает, как стремительно пролетает его жизнь, не оставляя ему шанса что-то изменить.
Жизнь постепенно останавливается для Печорина. Он превращается в обычного пассивного наблюдателя, который не способен к активным действиям, а может лишь саморазрушаться, чтобы в конечном итоге умереть.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1