Рассказа Шукшина «Материнское сердце» краткое содержание
В рассказе Шукшина «Материнское сердце» читать можно о Витьке Борзенкове. Он собрался жениться и ему потребовались деньги. Поэтому он поехал в районный город и продал сала на 150 рублей. После этого он решил «смазать» это дело стаканом другим в винном ларьке. Неожиданно подошла девушка, которая попросила закурить. Как выяснилась она была с похмелья и не отказалась от стакана вина. Затем решили выпить еще, но уже дома у девушки. Затем пришла подружка и разлила вино по стаканам, потом Витька вроде целовал ее, а она отталкивалась и в то же время держала за голову. В общем очнулся он поздним вечером под забором, без денег и с больной головой. Пока шел к автобусной остановке в Витьке копилась злоба на городских. Тут он насобирал денег еще на бутылку вина, которую быстро допил и швырнул в скверик. Кто-то сделал замечание, что там могут быть люди. Витька снял ремень намотал на руку, оставив бляху, и со словами разве здесь люди кинулся в драку. Прибежала милиция, а Витка сдуру ударил милиционера бляхой. Да так что тот упал. В общем увезли Витьку в КПЗ.
Далее в рассказе Шукшина «Материнское сердце» кратком содержании вы узнаете, что мать Витьки узнала о случившемся аж на следующий день от участкового. Витька был пятым ребенком в семье. Мать его воспитывала сама так как муж не вернулся с войны. Ребенок он был хороший и добрый, но как выпьет становился дурак дураком. А теперь он мог получить пять лет. Поэтому мать долго не раздумывала и бросилась в район. В милиции она упала в колени, но ей сказали, что сделать нечего не могут и отправили к прокурору. Прокурор встретил ее ласково, но сказал, что если одному дать спуск, то все разойдутся. И как в романе Достоевского «Преступление и наказание» каждый должен ответить за совершенные проступки. Мать решила обращаться в район, на что прокурор сказал, что обращаться конечно можно, но суд никто не отменит. А вот разрешение на свиданку он даст.
И вот главная героиня из рассказа Шукшина «Материнское сердце» возвращается в милицию. На вопрос: «Ну что?» она слукавила, что посоветовали обращаться в краевые организации. А когда увидели разрешение на свиданку, то очень удивились, что немного остудило слезы матери и придало ей сил. Всего за ночь Витька сильно осунулся и все в нем говорило о безнадеге. Вот так, вся жизнь кувырком. Мать не смогла принять этого. Она осудила сына и попыталась дать ему надежду тем что уже была у прокурора, сейчас вернется домой возьмет характеристику и поедет в краевые организации. А сыну посоветовала помолиться, он ведь крещенный. Нечего нюни распускать, что все прахом. Встав с нар, она прошептала: «Спаси тебя Христос» и со слезами на глазах вышла. Она уже прикидывала что можно сделать куда обратиться, а поздним вечером уже села в поезд. Ведь добрые люди есть, и они помогут, она искренне верила, что помогут.
Читать краткое содержание Чехов Беглец
Мама привозит маленького сына в больницу, так как, видимо, народные средства не помогают в лечении нарыва. Пока они ждут в очереди, Пашка всему удивляется, ведет себя вполне непосредственно. Хотя мама и призывает его к порядку, но чувствуется, что она его очень любит.
Доктор немного ругает женщину, ведь раньше нужно было привозить больного. Теперь ребенка нужно оставлять на небольшую операцию. Конечно, Пашке страшно без мамы оставаться, он хочет попросить, чтоб ей разрешили переночевать в больнице. Но доктор тут же отвлек его обещаниями съездить на ярмарку, посмотреть живых птиц и даже лисицу. Врач думает убедить маленького пациента, чтоб сделать нужную ребенку операцию — тут все средства хороши. Тем более взрослый считает, что Пашка легкомысленно забудет о его словах.
Пашка позволяет медицинской сестре себя увести, но обещания врача помнит. Ребенок удивляется больнице, пациентам. Почему у одних оспины, а у других свистит в груди. Ему нравится палата, койка и особенно обед. Понятно, что дома он не доедает, он никогда и не видел жареного мяса, не может удержаться от куска хлеба. Кстати, кроме ожиданий ярмарки, воспоминаний о бабушке, он представляет, как прошелся бы по деревне в больничном халате. Так и не дождавшись доктора, больной засыпает. Просыпается посреди ночи от шума в соседней палате. Там как раз умер пациент.
Пашка не совсем понимает, почему выносят тело, но ему становится страшно. В ужасе он бежит к маме, до которой слишком далеко. По факту — он мечется по больнице, выбегает на двор, на кладбище, еще больше пугается, но тут видит, буквально, свет в окошке. Там доктор читает книгу. Пашка так радуется, бросается к нему, что от всех за день пережитых чувств, что падает в обморок. Доктор приводит его в чувств словами, что наказывать бы его надо, но некому.
Оцените произведение:
- 4.07
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 547
Читать краткое содержание Беглец. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Чехов. Краткие содержания произведений
- Анна на шее
- Аптекарша
- Беглец
- Беззащитное существо
- Белолобый
- В овраге
- Ванька Жуков
- Вверх по лестнице
- Вишневый сад
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов (пьеса)
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина «Экзамен»
Проблематика В рассказе основная проблема смысла жизни. Профессор знает жизнь по литературным источникам, а парень-студент изведал все её тяготы, и оба недовольны результатом.
Поднимается проблема понимания между людьми, проблема исторической памяти и отношения к истории и литературе своей страны. Сюжет и композиция Рассказ представляет собой диалог профессора и опоздавшего на экзамен студента.
Действие рассказа занимает примерно столько же времени, сколько читатель его читает. Рассказ написан в 1960 г. Экспозиция рассказа отсутствует. Только по контексту и по названию можно догадаться об обстоятельствах диалога. Сюжет рассказа прост. Когда профессор узнаёт, что юноша воевал и был в плену, он просит рассказать подробно о побеге из плена, но молодой человек немногословен. Затронув важную для себя тему, профессор суетится, потом смущается от этого.
Неожиданный конец рассказа сближает его с новеллой. Концовка у рассказа почти романная. Оба героя изменились внутренне в процессе общения, но каждый связан жизненными обстоятельствами и не изменит своей жизни. Заголовок — это и тема, и основная мысль рассказа.
Выдержали ли герои трудный жизненный экзамен, осталась ли чистой их совесть, не изменили ли они себе? Герои рассказа Профессор Григорьев — строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признаёт индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живёт.
Мир вокруг него торопится, а профессор всё больше думает и рассуждает. Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня.
Когда профессор узнаёт, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Профессор — сноб. Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится. Узнав, что студент — горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых…
Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Студенту предстоит ещё раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня. У студента-заочника нет имени. С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно.
Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо. Стилистические особенности Характеры героев раскрываются через реплики в диалоге. Речь студента отрывиста, профессор советует ему учиться говорить.
Профессор говорит правильно и красиво. Читателю открыты только мысли и чувства профессора. Внутренний мир студента закрыт и от читателя, и от экзаменатора. Шукшин мастерски передаёт смену чувств профессора, по мере того, как экзаменатор узнаёт новые обстоятельства жизни студента. Рассказ драматизирован, движения героев выдают их чувства.
Учёба Алёши в пансионе
Эта история начинается с описания пансионата для мужчин, расположенного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Одним из учеников был малыш Алеша, которого всегда любили учителя и одноклассники.
Мальчик был добр к своим родным и особенно любил курицу Нигеллу, которую часто кормил и наблюдал за ее игрой. Птица отвечала ребенку взаимностью, давая себя погладить и отгоняя от мальчика других агрессивных петухов.
На зимних каникулах кухарка решила сварить школьникам суп, чтобы поймать Чернушку. Чтобы спасти свою любимую курочку, Алеша дал кухарке золотую монету, которую дала ему бабушка. Мальчик спас Чернушку, а потом она весь день ходила за ним, как бы пытаясь ему что-то сказать.
Притча о материнском сердце.
Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви. Никакие преграды не смогут удержать это чувство, ничто, никогда его не изменит. Тот миг, когда рождается маленький ребенок, и мать берет его на руки, и становится смыслом для жизни любой женщины. И эта притча рассказывает именно о такой матери.
Мальчик Роми родился в очень хорошей семье, где родители не только любили друг друга, но и уважали. Малыша окружили нежностью, любовью, и ребенок рос умным, добрым и отзывчивым.
Когда пришло время, уже юношей, Роми встретил свою первую любовь. Виола, так звали девушку, действительно была прекрасна как чистое зимнее утро. Стройная, ладная фигурка, небесного цвета глаза, густые, золотистые волосы – редкая красота досталась девушке. Роми в момент понял, что это – его самое большое чувство. Нельзя сказать, что Виоле он был противен, нет, но эта девушка смотрела на него свысока, как бы играя.
Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. Но Роми был так влюблен, так безоблачно счастлив, что мать смирилась. Но наступил день, когда ее сын пришел домой мрачнее тучи. Мать замерла, почуяв неладное.
— Что с тобой, любимый? Почему ты так печален? Что случилось?
Юноша, привыкший ничего не скрывать от своей матери, рассказал ей причину своей грусти.
— Мама, ты для меня самый добрый, самый милый человек. И именно такой я представлял себе Виолу. Когда она смотрит на меня, мир приобретает новые краски – птицы поют, ветер дышит, родники журчат. Но моя девушка не верит в силу моего чувства. Ей нужны доказательства. Она требует, чтобы я его доказал. И знаешь как, мама? Она просит принести ей твое сердце, мама! Но разве так можно?
Тяжесть сковала сердце матери. Собрав волю в кулак, она улыбаясь, сказала своему страдающему сыну:
— Милый, так нельзя. Конечно, любовь – это путь, пройдя которым человек познает себя. Более того, весь мир существует только благодаря любви. Но это опасный путь, так как, доверяя себя, нужно научиться доверять и другому, и этот другой, в твоем случае, Виола, должны заслуживать как доверия, так и чувств. Подумай, может, ты ошибся в своем выборе? Она действительно прекрасна, но так ли она хороша как человек? Она должна понимать, когда женщина рождает ребенка, она передает ему часть своего сердца. И желать смерти матери неправильно. Подожди, может, это просто недоразумение.
Но время ничуть не изменило настроя девушки, наоборот. Оказалось, что, одарив Виолу внешне, создатель не задумался о том, чтобы она была так же прекрасна и внутри. Казалось, что натура ядовитой кобры скрывалась под чистым ликом девушки.
День за днем юноше становилось только хуже, из веселого, общительного сына он превратился в мрачного, замкнутого молодого человека. Мать невыносимо страдала, глядя на его изменившееся лицо. И боль страданий была велика, так как мать знала, что может вернуть улыбку на его лицо. Безысходность вставала каждое утро вместе с ней с постели, и она же ложилась с ней спать. В один день мать не выдержала:
— Не могу я больше видеть твою печаль. Моя жизнь, которая в тебе, потеряла смысл. Возьми мое сердце – отдай своей возлюбленной!
И мать, произнеся эти слова, вырвала свое сердце и из последних сил протянула его сыну. Юноша, держа его в своих дрожащих руках, даже не осознал, что произошло. Однако, сделав шаг, от нахлынувших на него чувств, Роми споткнулся и чуткое, еще теплое сердце его матери спросило:
— Милый, тебе не больно? Аккуратнее, родной!
И тут Роми понял свою ошибку. Боль сковала сердце юноши. Что же он наделал?! Как он мог позволить кому-то встать между ним и матерью? Как же можно было польститься на какую-то красотку, которая лишила его самого близкого человека?
Не совершайте такой ошибки, ведь на всем свете нет ничего чище, священнее любви матери.
О книге
Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает
Литература для детей дает самое важное: через дух приключений дети учатся тому, что такое добро и зло, что идет во благо, а что нет
Важное место в литературе жанра детская художественная литература занимает книга «Тёма и Жучка» Гарин-Михайловский Николай Георгиевич. Произведение наполнено атмосферой детства, теплой и чарующей, которая так важна в этом возрасте. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети
Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.
Чем закончится сериал «Сердце матери»
Сериал закончился в позитивном ключе, хотя его героиня Ася выдержала много испытаний и нашла свою любовь. Кирилл в финале арестован, ведь он хотел сбежать из города, звонил в пьяном состоянии Асе и сказала об этом. Его взяли при помощи Володи, ведь он хотел его убить.
Людмиле сделали операцию и она прошла успешно, Ася навещала ее в больнице и рассказала всю правду. И Людмила сказала, что Настя должна жить с родной мамой, такое решение она приняла. И просила у Аси тоже встречаться с девочкой. Ася познакомила Настю с бабушкой, теперь девочка живет с мамой, которая ждет рождения второго ребенка. Потому что вышла замуж за любимого мужчину Володю. Она вернула часть фабрики и дела идут хорошо.
По просьбе читательницы Тамары, статья обновлена актуальным материалом.
Читательский дневник по рассказу «Тёма и Жучка» Николая Гарина-Михайловского
Название произведения: «Тёма и Жучка»
Число страниц: 12
Жанр: рассказ
Главные герои: Тёма, Жучка.
Второстепенные герои: няня, Еремей.
Характеристика главных героев:
Тёма — Мальчик, 8 лет.
Добрый, решительный, очень смелый и сильный.
Жучка — Несчастная маленькая собачка, упавшая в колодец.
Характеристика второстепенных героев:
Няня — добрая, старая.
Еремей — конюх, работящий, простой мужик.
Краткое содержание рассказа «Тёма и Жучка»
Перед сном мальчик узнаёт, что Жучку некий ирод бросил в колодец.
Он думает, как помочь собаке, засыпает и видит сон, в котором срывается в колодец.
Рано утром Тёма отправляется спасать собаку.
Он пытается зацепить Жучку петлей, но собака срывается, и мальчик сам лезет в колодец.
Он обвязывает Жучку и начинает подниматься.
Но сил у мальчика маловато, и ему приходится отдыхать, борясь со страхом.
Наконец, Тёма вылазит сам и вытягивает собаку.
Его находят и относят в постель.
Основная мысль рассказа «Тёма и Жучка»
Главная мысль рассказа в том, что друзей надо выручать, не оставлять их в беде.
Основная идея рассказа заключается в том, что даже совсем маленький человек может стать героем, если борется за жизнь своих друзей.
Чему учит рассказ
Рассказ учит заботиться о животных, которых мы приручили, о домашних питомцах и любить их.
Учит смелости, ловкости, решительности.
Учит преодолевать собственные страхи, ради спасения друга.
Краткий отзыв по произведению «Тёма и Жучка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была восхищена мужеством совсем маленького мальчика, который очень боялся, но сумел преодолеть страх.
Ведь от его действий зависела жизнь собаки.
Тёма знал, что может сам свалиться в колодец, но всё-таки полез спасть друга. Он поступил как мужчина.
Это очень хороший и позитивный рассказ о любви к животным.
Автору удалось донести до каждого читателя мысль о том, что животных нужно любить и беречь, никогда не обижать и не делать им больно.
Ведь они доверяют нам, людям.
Мне очень понравился главный герой рассказа, юный спасатель, мужественный и верный друг.
Тёма показал себя героем и на его подвиг нужно равняться.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и задуматься о том, что животные заслуживают ласки и доброты, а вовсе не жестокости и бессердечности.
Пословицы к произведению:
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Другим не поможем, сами пропадём.
- Собака — друг человека.
- Пример героя зовёт на подвиг.
Словарь неизвестных слов:
- Ирод — душегубец, плохой человек.
- Стремглав — очень быстро.
- Каретник — гараж для карет.
- Вожжи — верёвки для управления лошадью.
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами
«Сорок лет назад в Петербурге на Васильевском острове, в первой линии» был пансионат для мужчин. Среди детей, обучавшихся в интернате, был мальчик Алеша. Его здесь все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие мальчики уходили домой.
Рядом с пансионом был большой двор. Алеша любил ходить туда и кормить кур, а особенно черного гребешка, «называемого Чернушкой», который даже позволял себя гладить.
Однажды во время зимних каникул повар собирался поймать и убить Чернушку, так как она не несла яиц. Чтобы спасти курицу, мальчик отдал кухарке «все свое имущество» — золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка целый день ходила за Алешей по хутору, как будто хотела ему что-то сказать.
Алеша не спал ночей. Внезапно Блэки появился в его комнате и позвал присоединиться к ней. Курица провела его по комнатам старых голландок, которые тоже жили в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она вдруг замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали.
Курица сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка провела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой желтой медной двери. Два витязя, стоявшие у стен, набросились на Чернушку, и курочка стала с ними драться. Алеша потерял сознание.
Мальчик проснулся утром в своей постели. За обедом Алеша услышал от учительницы, что черная курица куда-то пропала.
На следующую ночь Чернушка снова пришла к мальчику. Курица отвела мальчика обратно в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они подошли к большим желтым медным дверям. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Нигелла взмахнула крыльями, и они расправились — оказалось, это были пустые доспехи.
Они вошли в большой зал. Чернушка оставил Алешу одного. Вдруг из боковой двери «вошло много человечков <…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек величественной осанки, на голове в короне». Алеша догадался, что это король.
Король поблагодарил мальчика за то, что он спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», и указал на маленького человека, одетого во все черное с красным капюшоном. В мальчике узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может просить у него любую награду. Алеша спросил первое, что пришло в голову, — что он всегда знает урок, который ему дали. Царь дал мальчику семена конопли, но велел никому о них не рассказывать.
Министр сказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и расскажет другим, им придется сменить место жительства. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра Чернушку, но стал засыпать.
Утром Алеша нашел в кармане конопляное семя. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеша, со своей стороны, «стыдился того, что его ставят в пример товарищам, когда он вовсе этого не заслужил». Чернушка все это время не появлялся.
Однако Алеша вскоре стал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «стал гордым и непослушным», «страшно непослушным мальчиком». Чтобы проучить мальчика, учитель попросил его выучить 20 страниц. Алеша был на этот раз еще злее. Но на следующий день мальчик не нашел зерна в кармане и ничего не мог сказать на уроке. В наказание учительница заперла Алешу, пока он всему не научился.
Ночью Чернушка пришла к Алеше. Курица сказала, что не узнала в нем доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дал ему зернышко.
Утром Алеша не задумываясь продекламировал все 20 страниц, солгав, что выучил их утром. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книги. Учитель, полагая, что мальчик все выучил заранее и вчера специально дрейфовал, решил его наказать — приказал принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курице и подземных обитателях.
Ночью к мальчику пришел Чернушка-министр. На руках у него были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь все маленькое население должно уйти подальше от этих мест, попрощался и исчез.
После этого у Алеши поднялась высокая температура, он болел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о случившемся, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша стал примером для товарищей, хотя уже не мог выучить наизусть 20 страниц.
Смерть отца
Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.
Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.
Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.
Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:
- способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
- спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
- поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
- предательство героя и дружба с одноклассниками;
- провал экзаменов и исправление оценок;
- последний месяц жизни отца и его смерть.
В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.
Неприятное пробуждение
Когда на следующий день Витька очнулся где-то далеко от дома Риты (так звали новую знакомую), у него жутко гудела голова. Денег не было. Но в потайном кармане он все же нашел червонец. То, что произошло далее, и послужило раскрытию простого женского характера, которому посвятил Шукшин «Материнское сердце». Анализ произведения следует продолжить характеристикой матери Витьки.
После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек. Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина.
Краткий пересказ содержания произведения Материнское сердце
Витька Борзёнков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: «Разреши прикурить». «С похмелья?» — прямо спросил Витька. «Ну», — тоже просто ответила девушка. «И похмелиться не на что, да?» — «А у тебя есть?» Витька купил еще. Выпили. Обоим стало хорошо. «Может, еще?» — спросил Витька. «Только не здесь. Можно ко мне пойти». В груди у Витьки нечто такое — сладостно-скользкое — вильнуло хвостом. Домик девушки оказался чистеньким — занавесочки, скатерочки на столах. Подружка появилась. Разлили вино. Витька прямо за столом целовал девушку, а та вроде отталкивала, а сама льнула, обнимала за шею. Что было потом, Витька не помнит — как отрезало. Очнулся поздно вечером под каким-то забором. Голова гудела, во рту пересохло. Обшарил карманы — денег не было. И пока дошел он до автобусной станции, столько злобы накопил на городских прохиндеев, так их возненавидел, что даже боль в голове поунялась. На автобусной станции Витька купил еще бутылку, выпил её всю прямо из горлышка и отшвырнул в скверик. «Там же люди могут сидеть», — сказали ему. Витька достал свой флотский ремень, намотал на руку, оставив свободной тяжелую бляху. «Разве в этом вшивом городишке есть люди?» И началась драка. Прибежала милиция, Витька сдуру ударил бляхой одного по голове. Милиционер упал… И его отвезли в КПЗ.
Мать Витькина узнала о несчастье на другой день от участкового. Витька был её пятым сыном, выходила его из последних сил, получив с войны похоронку на мужа, и он крепкий вырос, ладный собой, добрый. Одна беда: как выпьет — дурак дураком становится. «Что же ему теперь за это?» — «Тюрьма. Лет пять могут дать». Мать кинулась в район. Переступив порог милиции, упала мать на колени, запричитала: «Ангелы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Простите его, окаянного!» «Ты встань, встань, здесь не церква, — сказали ей. — Ты погляди на ремень твоего сына — таким ведь и убить можно. Сын твой троих человек в больницу отправил. Не имеем мы права таких отпускать». — «А к кому же мне теперь идти?» — «Иди к прокурору». Прокурор разговор начал с нею ласково: «Много вас, детей, в семье у отца росло?» «Шестнадцать, батюшка». — «Вот! И слушались отца. А почему? Никому не спускал, и все видели, что шкодить нельзя. Так и в обществе — одному спустим с рук, другие начнут». Мать поняла только, что и этот невзлюбил её сына. «Батюшка, а выше тебя есть кто?» — «Есть. И много. Только обращаться к ним бесполезно. Никто суд не отменит». — «Разреши хоть свиданку с сыном». — «Это можно».
С бумагой, выписанной прокурором, мать снова отправилась в милицию. В глазах её все туманилось и плыло, она молча плакала, вытирая слезы концами платка, но шла привычно скоро. «Ну что прокурор?» — спросили её в милиции. «Велел в краевые организации ехать, — слукавила мать. — А вот — на свиданку». Она подала бумагу. Начальник милиции немного удивился, и мать, заметив это, подумала: «А-а». Ей стало полегче. За ночь Витька осунулся, оброс — больно смотреть. И мать вдруг перестала понимать, что есть на свете милиция, суд, прокурор, тюрьма… Рядом сидел её ребенок, виноватый, беспомощный. Мудрым сердцем своим поняла она, какое отчаяние гнетет душу сына. «Все прахом! Вся жизнь пошла кувырком!» — «Тебя как вроде уже осудили! — сказала мать с укором. — Сразу уж — жизнь кувырком. Какие-то слабые вы… Ты хоть сперва спросил бы: где я была, чего достигла?» — «Где была?» — «У прокурора… Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй времени, а садись и езжай в краевые организации… Счас я, значит, доеду до дому, характеристику на тебя возьму. А ты возьми да в уме помолись. Ничего, ты — крещеный. Со всех сторон будем заходить. Ты, главное, не задумывайся, что все теперь кувырком».
Мать встала с нар, мелко перекрестила сына и одними губами прошептала: «Спаси тебя Христос», Шла она по коридору и опять ничего не видела от слез. Жутко становилось. Но мать — действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, что ей нужно сделать до отъезда, какие бумаги взять. Знала она, что останавливаться, впадать в отчаяние — это гибель. Поздним вечером она села в поезд и поехала. «Ничего, добрые люди помогут». Она верила, что помогут.