«слово о полку игореве» (предположительно

«слово о полку игореве». часть 2

Вариант 7

Величие прошлого ощущается не только в книгах и документах, но и в стихах, в музыке, в искусстве. И когда я впервые прочел «Слово о полку Игореве», это произведение стало для меня ключом к пониманию и уважению нашей истории и культуры.

Это не просто стихи, а мост, который переносит нас через века и позволяет заглянуть в эпоху XI века, когда Русь была в поиске своего пути и национальной идентичности. Это произведение вызвало во мне интерес к истории, потому что оно рассказывает о событиях и героях той эпохи с такой яркостью и эмоциональностью.

«Слово о полку Игореве» преподносит нам уроки бдительности и решимости, которые всегда актуальны

Рассказ о походе Игоря подчеркивает, что в сложных ситуациях важно сохранять бдительность и веру в свои силы. Несмотря на трудности, Игорь и его войска не сдавались, они верили в свою победу

Этот урок применим и в нашей жизни, где мы тоже сталкиваемся с испытаниями и вызовами. Мы должны быть готовыми смотреть вперед, несмотря на преграды на нашем пути.

Описания природы в произведении удивительно красочны и живописны. Эти стихи позволяют читателю увидеть красоту русской земли глазами Игоря и его воинов

Это напоминает нам о важности бережного отношения к природе и уважения к нашей земле. Красота природы вдохновляет и питает наши души, и «Слово о полку Игореве» напоминает нам об этом

Самым вдохновляющим аспектом произведения является образ храбрости и веры в свои силы. Князь Игорь и его воины, сталкиваясь с опасностью и сложными ситуациями, сражаются с мужеством и уверенностью. Этот образ вдохновляет нас быть смелыми, бороться за свои идеалы и верить в собственные силы, несмотря на любые препятствия.

«Слово о полку Игореве» — это не просто произведение, это ключ к пониманию нашей истории и культуры

Оно помогает нам понять мужество и национальное чувство наших предков, а также привлекает внимание к богатой и древней культуре Руси. Это произведение стоит в ряду наших драгоценных национальных сокровищ, и мы обязаны бережно его хранить и передавать следующим поколениям

Преодоление языковых трудностей при чтении «Слова о полку Игореве» также заслуживает внимания. Несмотря на использование старорусского языка, автор преодолел языковые барьеры и нашел интерес в этом произведении. Это учит нас ценить разнообразие языков и культур и быть открытыми к новому.

Эстетическая привлекательность стихов в «Слове о полку Игореве» придают произведению особую музыкальность и запоминающийся характер. Эти стихи словно поют, их ритм и звучание захватывают душу. Это произведение не только читается, оно переживается и запоминается на всю жизнь.

В заключение, я хочу настоятельно рекомендовать всем прочитать «Слово о полку Игореве». Это произведение помогает нам углубить свои знания о нашей истории, оно вдохновляет нас быть лучше и гордиться своей культурой. «Слово о полку Игореве» — это памятник, который должен пребывать в сердцах каждого, кто искренне уважает историю и духовное наследие своей страны.

Мне нравится573Не нравится300

Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы

ПЛАН

В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от “Слова…”? Почему не прекращается поток переводов “Слова…”?

“Слово” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения” .

Гениальнейшее произведение древнерусской литературы -“Слово о полку Игореве” – было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испытание временем, оно до сих пор бессмертно. “Слово о полку Игореве” близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.

“Слово о полку Игореве” представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельствовеликого развития культуры в Древней Руси.

В “Слове…” хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.

Обратите внимание

Идея “Слова о полку Игореве ” – единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.

До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты.

Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор “Слова” делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле.

Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было использовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:

А в них трепещут синие молнии.

В “Слове о полку Игореве” русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.

Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в “Слове” зависит от происходящих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произведению.

Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в “Слове о полку Игореве” что-то новое.

Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля.

Важно

Важно

Это одно из старейших произведений, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.

Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы

Значение эпической поэмы «Слово о полку Игореве»

В этом великом произведении гармонично переплетены доблесть и героизм русских воинов, любовь, мудрость, важность дружбы и братства, а также природа и её значение в жизни русских людей. Основной мотив поэмы – патриотизм

Чтобы защищать Родину, необходимы единство и взаимная поддержка. Нельзя ставить собственное честолюбие выше любви к родной земле. Только вместе, только сообща можно победить врага. Тема объединения во имя отечества в момент опасности никогда не потеряет своей актуальности. Именно к этому призывает неизвестный сказитель.

Автор искусно сочетает в поэме чувства героев с описанием образов природы, которая словно искренне сочувствует им и выражает своё отношение к произошедшим событиям. Он сравнивает своих персонажей с животными и птицами, чтобы ярче представить читателям каждое действие. Описание исторических событий в сочетании с мастерским использованием метафор и художественных сравнений придаёт произведению необычайно яркую эмоциональную окраску. Великий мастер слова внёс неоценимый вклад в русскую литературу.

Главные герои произведения

Князь Игорь

Главный герой произведения, молодой, честолюбивый, самоуверенный правитель Новгород-Северского княжества. Он горяч, смел, амбициозен и убеждён в собственной силе и непобедимости. Не пожелав прислушиваться к мудрым советам и предсказаниям стихии, пошёл в поход против половцев, чтобы славы добыть, потерпел поражение был ранен и пленён. Однако ему удалось бежать из плена. Вернувшись на родину, он искренне раскаялся, переосмыслил собственные взгляды и понял, что только в единстве сила русских людей и нет ничего дороже родной земли.

Князь Всеволод

Младший брат Игоря. Это смелый, бесстрашный воин, который без сомнений пошёл в поход вместе с ним. Он также горяч и очень силён, готов доблестно биться с половцами, но, как и брат, излишне амбициозен и самоуверен. Всеволод тоже был ранен во время сражения и попал в плен к половцам.

Князь Святослав

Киевский князь, полководец. Это старый, справедливый, умный, сердечный человек, истинный патриот. Он с болью взирает на то, как раздирают и ослабляют Русь междоусобицы, непримиримость и враждебность удельных князей. Всеволод искренне переживает за русских людей, стараясь убедить правителей княжеств прекратить враждовать и объединиться. Ведь это необходимо, чтобы защищать свою родную землю от нападений половцев и прочих врагов, стремящихся поживиться за счёт богатств Руси и поработить ее. Увидев во сне тревожное предупреждение, пытается убедить молодых князей отказаться от нападения на половцев, так как враги сильны, опытны и коварны. Святослав молвит мудрое («золотое») слово о том, какую ошибку совершили Игорь и Всеволод, необдуманно отправившись в поход.

Княгиня Ярославна

Молодая жена князя Игоря. Она очень любит мужа и глубоко страдает, не зная ничего о его судьбе. В её горестном монологе звучит мольба о том, чтобы силы природы сберегли князя Игоря и всех русских людей, помогли воинам вернуться на родину. Природа, словно пожалела несчастную женщину, услышав её рыдания, полные тревоги и боли, и помогла Игорю благополучно вернуться домой, бежав из половецкого плена. Сила искренней любви жены спасла его.

Поэт Боян

Песенник и провидец, он восхваляет русских князей, представляя их великими полководцами и мудрыми правителями, совершавшими героические подвиги. Именно это и было его основной целью в отличие от автора, который излагает события достоверно, без хвалебных восторгов князьям. Этот контраст хорошо представлен в произведении. Непосредственно в качестве персонажа не появляется, но упоминается в тексте часто.

Автор

Несомненно, автором «Слова…» был необычайно талантливый и образованный человек. Если верить предположению о том, что оно действительно было написано в ХХII веке, то можно уверенно говорить о том, что он сам был свидетелем и участником событий. Все они описаны детально, без прикрас. Это настоящий русский патриот и истинный мастер слова.

В своём великом произведении он чрезвычайно ярко сумел передать чувства всех его участников, их стремления и чаяния. Неизвестный сказитель замечательно знал военное дело, политику, что и показал в своём великом творении. Он хорошо понимал необходимость единства и прекращения вражды между князьями, которая была так выгодна врагам Руси. Перелом, произошедший в душе князя Игоря, его искреннее раскаяние, боль и страдания молодой княгини Ярославны, алчность и хитрость половецких ханов показаны очень ярко. Описания природы с множеством метафор просто восхитительны. Она как бы принимает участие во всех событиях, словно одушевлённое существо.

Другие персонажи

Кроме основных героев, в произведении немалую роль играют и второстепенные персонажи. Среди них следует упомянуть Овлура – половца, который помог князю Игорю бежать из плена и последовал вместе с ним. Мать его была русской женщиной. Автор не описывает его подробно, однако его участие сыграло ключевую роль в судьбе Игоря: без помощи этого человека князю не удалось бы осуществить побег из плена. Прибыв на землю русскую, половец как бы сам становится русским человеком.

Образы двух половецких ханов – Кончака и Гзака – тоже показаны с мастерством. Захватив в плен новгородского князя Игоря, Кончак, хитрый и расчётливый, задумался о том, чтобы женить его на знатной половецкой княжне. Такой брак был весьма выгоден. Хан Гзак представлен более жестоким и бессердечным. Пленённого вместе с отцом Владимира он предлагает «золотой стрелой подстрелить», но Кончак возражает ему, желая женить юного князя на половчанке.

Тема

Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.

В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм. Все усилия автора направлены на то, чтобы воспитать в читателе деятельную любовь к отечеству. Особенно выделяется «Золотое слово» Святослава, где герой призывает князей объединить земли и жить одним духом, дабы уберечься от врагов.

Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении. Она вторит действиям и чувствам героев, а также сама играет важную роль, помогая русскому войску или отворачиваясь от него. Также вам может показаться интересным сочинение: Значение природы в Слове о полку Игореве.

Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода. Женский образ – продолжение темы родины, ведь жена Игоря – это олицетворение его княжества, которое без него овдовеет и погибнет. Плачу княжны сопутствуют стенания отчизны, Родины-матери, что болеет душой за защитника.

Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения. Супруга преданно ждет своего любимого, молит природу вступиться за него, не жалея сил. Она искренне переживает за судьбу князя и не держит обиды за его уход, кротко и терпеливо снося нелегкую женскую долю.

Героизм и смелость воплотились в образе главного героя. Он храбро идет в атаку, как и вся его дружина

Их победили хитростью и коварством, но не в честном бою, где каждый дрался отважно, отстаивая честь родины. В поединке с половцами раскрывается также тема чести и бесчестья: одни идут напролом, по всем правилам поединка, другие вероломно нападают под покровом ночи, обрекая себя на позорную победу.

Опыт и ошибки

Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.

Вариант 1

Великие произведения искусства и литературы всегда оставляют глубокий след в душе человека. Они способны вдохновить, обогатить наши духовные сокровища и помочь нам понять себя и мир вокруг. Одним из таких произведений, которое оставляет неизгладимое впечатление и несет в себе множество важных уроков и исторических ценностей, является «Слово о полку Игореве». Это древнерусское эпическое произведение, написанное в XI веке, вызвало мой интерес не только своей исторической значимостью, но и множеством других аспектов, которые делают его великим и вдохновляющим.

«Слово о полку Игореве» – это не просто старинная повесть о военных подвигах, это настоящий урок о бдительности и решимости. В этом произведении рассказывается о походе князя Игоря и его воинов на половцев. Несмотря на сложности и трудности, с которыми они столкнулись, они не сдались и верили в свою победу. Этот пример настойчивости и уверенности в своих силах всегда вдохновляет меня быть смелым и решительным, даже в самых непростых ситуациях.

Особенно впечатляют красочные описания природы в «Слове о полку Игореве». Эти описания позволяют читателю увидеть красоту русской земли через глаза Игоря и его воинов. Как будто бы сам природа сочувствует им в их подвиге, отображая свою великолепную красоту

Это напоминает мне, как важно ценить и беречь природу, которая окружает нас

«Слово о полку Игореве» также рассказывает о храбрости князя Игоря и его воинов, вдохновляя читателей верить в собственные силы. Этот эпос показывает, что даже в самых сложных ситуациях человек может добиться своей цели, если он не теряет веры в себя

Это важное учение для всех нас, ведь жизнь часто бывает испытанием, и только вера в свои силы помогает преодолеть все трудности

Однако «Слово о полку Игореве» имеет не только личное, но и историческое значение. Это произведение позволяет нам понимать и уважать прошлое русского народа, его мужество и национальное чувство. Оно приглашает нас заглянуть в глубокие корни нашей культуры и истории, погрузиться в мир древней Руси.

Следует отметить, что, несмотря на использование старорусского языка, который на первый взгляд может показаться сложным, произведение преодолимо и увлекательно. Оно позволяет понять, что барьеры могут быть преодолены, история – это сокровище знаний, которые стоит открывать.

Наконец, стоит подчеркнуть эстетическую привлекательность стихов «Слова о полку Игореве». Красивые и мелодичные строки придают произведению особую музыкальность и запоминающийся характер.

Рекомендую всем школьникам прочитать «Слово о полку Игореве». Это произведение не только поможет им понять и уважать историю своей страны, но и даст множество уроков о бдительности, решимости, вере в собственные силы и уважении к природе. Этот эпос не перестает вдохновлять и обогащать душу человека, и его ценность невозможно переоценить.

Мне нравится3.7 k.Не нравится1.4 k.

Язычество и христианство

Одним из самых животрепещущих вопросов остается вопрос, является ли «Слово» произведением языческим или христианским. Помимо многочисленных языческих идолов и божеств, упоминаемых автором, в песне возвышается фигура Бояна – песнотворца, сказывавшего про языческие предания княжеского рода и имевшего прозвище «Вещий», т.е. внук Велеса.

Кроме того, Ярославна, льющая слезы по Игорю в «Путивле на забрале», обращается сначала к ветру, потом к воде (Днепру), потом к Солнцу – трем языческим символам.

Противники языческой версии упрекают её сторонников в невнимательном чтении. Во-первых, автор начинает словами «пусть начнется же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна». Новые были – это уже христианская история. Во-вторых, автор говорит о языческих богах только когда Игорь находится на языческих землях половцев. А в отношении плача Ярославны принято вспоминать так называемую «беседу трех святителей», весьма популярную в XII веке.

В ней на вопрос, что есть высота небесная, широта земная, глубина морская, Иоанн отвечает: «Отец, сын и святой дух». Таким образом, Ярославна обращается к Троице. Кроме того, как полагают, Ярославна следует библейской истине: «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен…». Эти строчки взяты из книги пророка Иеремии.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Главные герои и их характеристика

История создания

На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:

В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого. По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства. Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле. Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки. От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.
Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом. Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда. Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик

В пользу этой консперологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий

Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

О чем произведение?

Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.

Книга начинается с того, что автор представляет читателю Бояна – придворного поэта того времени. С помощью этого образа он поясняет свою позицию: он призван не славить князей, как делает Боян, а излагать реальные факты. В этом мы убеждаемся, перейдя из вступления в первую часть. Там говорится о походе дружины на половцев. Рассказчик не скрывает суетных и тщеславных планов Игоря, его недальновидности, как политика. Правитель не видит очевидного дурного предзнаменования, проявив неуважение к стихиям. Тем самым он не только перечит воле богов, но и подавляет боевой дух своей армии. Суть «Слова о полку Игореве» заключается в том, что даже правителю не уйти от злого рока, его земная власть не абсолютна. Игорь был слишком самоуверен, боги наказали его за это: после удачного сражения с половцами дружина пировала, и ночью никто не сумел дать достойный отпор врагу. Кочевники перебили отряд, а предводителя взяли в плен в надежде получить выкуп.

Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».

Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.

Значение “Слова о полку Игореве”

«Слово о полку Игореве» – произведение неизвестного автора. Значение описываемого исторического сюжета стала не просто вехой в истории нашего народа. Создатель памятника литературы сумел уловить самую главную истину: победить врага, можно только объединившись

Причем здесь не важно, против кого встают народы: половцы, фашисты или другие недруги. Раздробленность страны приводит к замедлению ее развития, ослаблению государства

Гениальность автора в понимании внутренней политики.

Золотое слово Святослава разъясняет князьям, что важнее: личная честь или честь русской земли. Киевский князь противопоставляет мирный труд войне, разрушение и гибель – созиданию. У автора «Слова…» своя позиция. Он верит, что благоразумие проснется в душах воинов, они вспомнят подвиги отцов, перестанут заниматься собой. Князья вернуться к сплоченности, и внутри страны наступит мир, которого испугаются враги.

Суть повести «Слово о полку Игореве» заложен в весь сюжет произведения, но особое значение имеет слово Святослава. Киевский князь просит услышать, как стонет русская земля, предупреждает о божьей каре и гневе. Святослав требует единства, прекращения междоусобиц. Из одного безрассудного похода честолюбивого воина автор выводит событие на новый уровень философских рассуждений. Он как истинный гражданин помогает понять, что такое настоящая любовь к Родине. Главным героем повести становится Русское государство, сильное и крепкое в прошлом, и разбитое на мелкие княжества в настоящем.

Тема Родины, патриотизма, единства и сплоченности перекликаются с рассказом о походе на половцев.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Слово о полку Игореве»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»

для самых компанейских —

Главные герои «Слово о полку Игореве»

для самых занятых —

Читательский дневник «Слово о полку Игореве»

для самых любопытных —

Анализ «Слово о полку Игореве»

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

    Какие исторические события описаны в «Слове о полку Игореве»?

    • Правление князя Святослава Ольговича, его наставления Игорю;
    • Поход русских князей против половцев 1185 года, разгром русского войска;
    • Разгром русского войска половцами в 1068 году в битве на реке Альте;
    • Поход русского войска против половцев в 1201 – 1202 годах.

Самые популярные материалы апреля для 9 класса:

Профессор Преображенский

Краткое содержание «Судьба человека»

Сочинение на тему «Что такое подвиг»

Сходство Чичикова с помещиками

Образы крестьян в «Мертвых душах»

Проблематика романа «Герой нашего времени»

«Белые ночи» очень краткое содержание

«Темные аллеи» очень краткое содержание

Анализ «Фауст» Гете

Россия в «Мертвых душах»

Вариант 2

Произведение под названием «Слово о полку Игореве» погружает читателя в далекий 1185 год. Человек, знающий историю, сразу же поймёт в какое время нас переносит книга. В те годы большинство проблем Руси были созданы самими князьями, а именно: их гордостью, самовлюбленностью и завистью. Князья и воины всё время что-то друг другу доказывали, не могли чего-то поделить, всеми силами старались продемонстрировать своё превосходство. Это сильно сказывалось на качестве ведения боевых действий

И привлекало внимание недругов. Своими ссорами князья делали себя особо уязвимыми

В 1184 году русичи смогли одолеть половцев под руководством князя Святослава. Однако, великий полководец Игорь не смог прибыть на место сражения. Русичи благополучно победили половцев и всё бы было хорошо, если бы не желания Игоря доказать свою верность драгоценной родине. Он не мог принять того факта, что пропустил великое сражение из-за гололёда. Он решает подготовить новый поход, чтобы исправить такую проблему.

Он поставил перед собой очень серьёзную цель: завоевать Тьмутаракань, которая некогда была утрачена русским народом. Казалось бы, что в этом мотиве нет ничего плохого, но не была продумана стратегия и этот поход закончился поражением. Печален тот факт, что подобного можно было избежать.

Игорь не рассчитал к чему приведут его неумелые действия. Он забыл, что сражаться эффективно, можно только в союзе с другими князьями. Игорь хотел показать своё превосходство и непревзойденность. В итоге, поражения потерпел не только полк воина, но и его гордость.

Войско Игоря столкнулось с такими проблемами, которых никогда не знал народ русский. Никогда ранее такого не было, чтобы полководцы попадали в плен. За свою самовлюбленность Игорь с Всеволодом оказались в пленении неприятеля. Тишина и покой для русского народа на этом закончились. Половцы, ощутив своё превосходство направились к русичами, теперь они разграбили всё имущество.

Князья русские только и делали, что выясняли отношения между собой. Они никогда не занимались делами государства. Особую досаду русский народ ощутил от того, что такое страшное поражение перечеркнуло победу союза князей. Все усилия, боль и кровь были напрасны.

Пример поражения полка Игоря показывает нам, что сила заключается в единстве. Человек, когда идёт на поводу своей гордости, желает прославить своё имя, обрушивает на окружающих беды, которых можно было миновать, если работать совместно и слаженно.

Конфликт в произведении

Основная тема «Слова» — это не сам факт похода и битвы, а пленение князя. Именно это событие является отправной точкой, от которой исходят сразу несколько сюжетных линий: переживания самого Игоря, тревога его жены Ярославны и ее обращение к природе, междоусобицы и нападки врагов на Руси, а также «золотое слово» Святослава Киевского и обращение к князьям (как героям поэмы, так и к давно умершим правителям) самого автора.

Концовка «Слова о полку Игореве» достаточно оптимистична. Игорь возвращается домой, все ему рады, на Руси скоро вновь будет порядок. Однако неизвестно, что случилось с теми, кого князь оставил в плену, и остается непонятным, действительно ли он осознал серьезность своего проступка. Правда, скорее всего, у автора просто не было возможности написать об этом: если «Слово» было создано в 1185-1187 гг., то князья Всеволод и Владимир еще не вернулись из плена, а Игорь еще не успел показать себя более мудрым правителем.

Версии происхождения

  1. Мусин-Пушкин сам написал поэму, чтобы возвысить отечественную литературу, которая на тот момент находилась в плачевном состоянии. Практически все написанное на тот период – переводы и подражания западным источникам. Этим объясняется пособничество историков Карамзина и Татищева, которые упорно «продвигали» находку в научных трудах. Также становится понятно, как история появления «Слова о полку Игореве» сразу же оказалась в зарубежной печати. Скрытые политические мотивы чиновника раскрывает мнение французского исследователя Мазона: он считал целью «Слова» обоснование законности территориальных притязаний Екатерины II на юге и западе России. Если там зародилась русская культура, то эти земли должны войти в состав империи.
  2. Другая версия гласит о том, что монах Иоиль — фальсификатор, который написал «Слово», исходя из патриотического побуждения представить Россию в наиболее выгодном свете, взяв какие-то отрывки из «Задонщины» и других древних произведений.
  3. Существует и такая история возникновения «Слова о полку Игореве»: его действительно написал безымянный монах в период смутного времени, когда к власти приходили многочисленные Лже Дмитрии во главе с поляками. По особенностям стилистики установлено, что рукопись «Слова» относилась к XVI веку (но никак не к 1185 году!), так как орфография отражает второе южнославянское влияние, и написана она была скорописью без разделения слов и т.д. Он не подписался и никак не обозначил свое авторство в силу менталитета средневековья. Тогда творец считался лишь медиумом Бога, его орудием и кистью. Он не имел индивидуальности и авторского права, поэтому считал грехом марать послание Божие своим ничтожным именем. Ему суждено кануть в лету, а Божий дар останется навсегда. Так поэма и лежала в монастыре, пока в 18 веке не произошло присвоения рукописи Мусиным-Пушкиным. Не желая вдаваться в подробности приобретения и руководствуясь чувством ответственности перед таким значимым явлением в русской литературе, он предпочел сохранить оригинал в своей «закрытой» коллекции.
  4. Также есть версия, что найденная рукопись была лишь искаженной поздней копией оригинала, относящегося к 1185 году. То есть автор описывал события недавнего времени и подвергал их анализу, делая завуалированное поучение князьям, погрязшим в междоусобицах.

Почему возник вопрос о подлинности поэмы?

Известно, что найденная поэма по историческому контексту схоже с «Задонщиной» — книге XIV-XVвв, повествующей о походе князя Дмитрия Донского против монголо-татарских войск. Казалось бы, что заявление одного из литературных критиков о том, что «Задонщина» была написана ранее, чем «Слово» — полнейший абсурд

Но, внимательно просмотрев стилистику языка, а так же художественное наполнение, читатель понимает, что автор «Слова» явно обладал большим запасом специальных приемов описания окружающей действительности — не это ли странно, если брать во внимание временной отрезок между созданием одного и другого произведения? Именно поэтому история появления «Слова о полку Игореве» вызывает столько вопросов. Слишком уж хорошо она написана, даже лучше того, что было сочинено позже на несколько столетий

Находка древней рукописи Мусиным-Пушкиным – как минимум, загадочна. Он всячески пытался доказать то, что купил сборник у бывшего архимандрита ярославского Спасо-Преображенского монастыря Иоиля (Быковского). Непонятно, однако, откуда у Иоиля появился «Хронограф», в котором содержалось «Слово». Украл? Подтверждением сомнительного, с нравственной точки зрения, поведения обер-прокурора Синода являются показания Карамзина, который сначала говорил о том, что Мусин-Пушкин то купил, то нашел первоисточники в монастыре. В 1900-х годах российская исследовательская группа доказала, что чиновник, пользуясь положением, присвоил очередную антикварную вещицу. Кроме него, ее толком никто не видел. И завершает ряд вереницу странностей его оплошность: он не взял ценнейшую историческую находку во время эвакуации из Москвы, подготовленной заблаговременно. Он оставил ее там, зная, что враги не пощадят памятников. Так и произошло. Легкомыслие его явно не сходится с тем положением, которое он занимал. Коллекционер антиквариата никогда бы не забыл ценность такого масштаба.

Вывод

В «Слове о полку Игореве» описаны исторические события и персонажи, о существовании которых легко можно узнать из других источников. И настоящей загадкой до сих пор остаётся лишь личность автора, написавшего гениальное произведение.

Роль автора весьма важна, поскольку он не просто отстранённо повествует о давних событиях, а даёт собственные оценочные суждения. Характеристика автора «Слова…» с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, понять, какие слова помогают представить созданные автором образы, написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: