Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
- мальчик Алёша;
- курица по прозвищу Чернушка.
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
- мальчик Алёша;
- курица по прозвищу Чернушка.
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Развитие сюжета
Недостаточно ознакомиться с кратким содержанием «Черной
курицы, или Подземных жителей». Эту книгу непременно стоит прочитать, ведь она заключает в себе немало полезных идей, а ее
сюжет будет интересен каждому. Учитель старается больше не хвалить Алешу, а наоборот
, стремится образумить. И задает
ему выучить наизусть целых 20 страниц текста. Однако Алеша теряет волшебное зернышко
, и потому уже не может ответить на урок. Его запирают в спальне до тех пор, пока он не выполнит задание учителя. Но его обленившаяся память уже не может так быстро проделать эту работу
. Ночью вновь появляется Чернушка и возвращает ему драгоценный подарок подземного короля. Чернушка также просит его исправиться и еще
раз напоминает о том, что следует молчать о волшебном царстве. Алеша обещает выполнить и то, и другое.
На следующий день главный герой сказки «Черная
курица, или Подземные жители» Антония Погорельского
с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем
знакомстве с царством подземных жителей, их королем
и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной
курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.
Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?
Внимательно читаем Погорельского
Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.
Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.
Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.
Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.
подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерно
И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…
2 стр., 527 слов
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”
… “кладовой солнца”. Словно в сказке в произведении Пришвина предстают деревья и травы. Елочки в лесу похожи на людей. Они имеют чудные фигуры, могут … счастье там охотилась на зайца Травка. Она то и вытащила мальчика из болота. Более того, она признала в нем нового … болото за клюквой и разминулись по дороге. Митраша выбрал более тонкую, опасную дорогу, а Настя – широкую, проторенную. Митраша по дороге …
Разбираем задания по литературному чтению:
//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-nravilos-aleshe-v-okrujayuschih-ego-lyudyah/
- Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
- Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?
Образ главного героя произведения «Чёрная курица»
Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.
Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.
За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.
В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.
Образ главного героя произведения «Чёрная курица»
Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.
Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.
За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.
В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.
Популярные сегодня темы
На мой взгляд, Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и родине.
Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем
Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет
В произведении, созданном для высмеивания и порицания невежества, ярко выведены образы плохих учителей Митрофанушки.
Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.
Характеристика главных героев
Учащийся пансиона – десятилетний мальчик Алеша. Он тоскует по родным, проводит много времени за чтением. В начале повести это скромный, добрый, впечатлительный ребенок. Но, став обладателем волшебного конопляного зернышка, паренек постепенно меняется в худшую сторону: делается гордым, дерзким, заносчивым, легкомысленным, предает дружбу, доставляя своему другу неприятности и огорчения. Он не проходит испытание искушением, оказывается ему подвержен. Когда исчезает предмет, наделенный волшебной силой, Алеша снова превращается в мальчика доброго и дисциплинированного.
Курица Чернушка – министр королевства, находящегося под землей. Она благодарит Алешу за спасение и уводит его в их подземный мир. Чернушке не нравится лень мальчика, но она испытывает к нему благодарность за спасение и искреннюю привязанность как к другу. Когда мальчик раскрывает тайну подземного царства, Чернушку-министра заковывают в наручники, но она все равно приходит проститься с ним перед тем, как вместе со своим народом покинуть город.
Суть: о чем?
В повести-сказке нам показан мальчик Алеша, десяти лет от роду, который был отдан своими родителями в пансион для бастардов, так как сам являлся таковым. Он по ним сильно скучал. В свое свободное время он играл с курами, а иногда разнообразил свой день иными развлечениями – смотрел через дыры в заборе на улицы, созерцая свободу, которая царила за ним.
Ему довелось спасти свою любимицу, курицу по имени Чернушка. Из нее хотели приготовить обед, но паренек отдал за нее кухарке самую большую свою ценность – монету ценой в один империал.
Спасенная курица благодарит мальчика и проводит в свое королевство, находящееся под землей, а его король награждает Алешу волшебным зернышком. Это зернышко помогало ему с уроками. Теперь он всегда безукоризненно воспроизводил материал любого домашнего задания на занятиях, не прикладывая к его усвоению никаких усилий. Но все это не просто так, курочкой были выдвинуты и встречные условия – Алеша должен был держать язык за зубами, то есть никому не говорить о существовании их подземного королевства.
Через некоторое время поведение и характер героя испортились: у него повысилась самооценка, мальчик стал зазнаваться, шалить, мешать сверстникам, ведь благодаря зернышку он стал самым лучшим учеником в пансионе. Но потом Алеша потерял зернышко и, стараясь избежать порки, рассказал про подземный мир учителю, чтоб тот его не наказал.
Это приводит к тому, что подданные подземного короля вместе со своим властителем покидают любимый ими город, их королевство пустеет, а Чернушка оказывается в наручниках.
Парень же, тяжело переболев, становится таким, каким был прежде: доброжелательным, скромным, трудолюбивым.
Особенности стиля
Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.
Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер-вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под-6цостей быта Петербурга XVIII века.
Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.
Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.
«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус-таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп-ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер-нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно-му диалогу.
B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи
Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, —размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике»
Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.
«Чёрная курица» — небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.
История создания
Главный герой сказки назван в честь родственника самого писателя, его племянника, Алексеем. Да и сам Погорельский от роду наречен также Алексеем. Ему не повезло с рождения, он был бастардом, из-за чего жил отдельно от тех, кто приходились ему родственниками по крови. По этой причине он чувствовал себя одиноким и ненужным с самого своего детства. Таких, как он, обычно отправляли в школы-интернаты, где детям приходилось несладко, так как их происхождение давало о себе знать, а точнее, отношение к отпрыскам такого происхождения. Порой и учителя показывали худшее отношение к ним, по сравнению с теми учениками, которые являлись законными детьми, рожденными в браке. Таким образом, получалось, что бастарды считались некоей кастой второго сорта.
Именно пережитое в таких условиях детство, все эмоции, впечатления и переживания происшествий, показаны в «Черной курице».
По всей видимости, сам автор очень любил произведения Эрнста Гофмана, что нашло свое отражение уже в его творчестве в виде отсылок, и некоторых параллелей. К примеру, у Погорельского главными героями произведения выступают дети, имеется подземное королевство, как и в «Щелкунчике» Гофмана. В ту пору его творчество считалось модным и востребованным.
Кроме того, есть много отсылок на быт масонов – одного из самых скрытных сообществ той поры. Многое отсылает на сами символы этого общества, особо ярко это показывает ритуал, проводимый в тайне и неразглашаемый. Главный герой произведения тоже стал владеть тайнами, при помощи которых смог в чем-то стать лучше, удачливее.
Развитие сюжета
Недостаточно ознакомиться с кратким содержанием «Черной курицы, или Подземных жителей». Эту книгу непременно стоит прочитать, ведь она заключает в себе немало полезных идей, а ее сюжет будет интересен каждому. Учитель старается больше не хвалить Алешу, а наоборот , стремится образумить. И задает ему выучить наизусть целых 20 страниц текста. Однако Алеша теряет волшебное зернышко , и потому уже не может ответить на урок. Его запирают в спальне до тех пор, пока он не выполнит задание учителя. Но его обленившаяся память уже не может так быстро проделать эту работу . Ночью вновь появляется Чернушка и возвращает ему драгоценный подарок подземного короля. Чернушка также просит его исправиться и еще раз напоминает о том, что следует молчать о волшебном царстве. Алеша обещает выполнить и то, и другое.
На следующий день главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем знакомстве с царством подземных жителей, их королем и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.
Жанр и композиция
Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.
Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:
- Экспозицией в виде предыстории.
- Завязкой (главный герой спасает хохлушку).
- Кульминацией.
- Развязкой-эпилогом (разоблачение предательства со стороны мальчика).
Знакомство с подземным миром
Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.
3 стр., 1260 слов
Характер человека рассуждение
… известно, что каждый человек обладает индивидуальными чертами, которые есть только у него. Однако, несмотря на этот факт у людей имеются и одинаковые черты. К таким чертам как раз и относится характер человека. На … Картинка к сочинению Характер человека Популярные сегодня темы Филиппок был младший в семье, и когда брат Костя уходил в школу, ему становилось очень грустно и одиноко. Мальчик давно …
Тематика
В своем произведении Антоний Погорельский поднимает такие темы, как:
- Тщеславие. Автор на примере главного героя доносит до читателей, что популярность, слава или успех тоже являются испытанием на прочность для любого из нас. Ведь они могут отрицательно повлиять на человека, испортить его характер, сделать его горделивым, надменным, заносчивым, как и ученика пансиона Алешу.
- Порядочность. Погорельский говорит нам о том, что слово, данное нами, несмотря ни на что, нужно держать, как бы ни было трудно.
- Трудолюбие. Писатель учит своего читателя пониманию того, что всего в жизни нужно достигать собственным трудом и что приобретенное даром не всегда приносит человеку пользу, а может испортить его характер и жизнь.
Истинное лицо
Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.
Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.
Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.
Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.
Мораль повести: чему учит?
Повесть учит тому, что не нужно держать зло на людей, это видно из общения с преданной курицей. Даже после Алешиного предательства Чернушка не держит зла на своего друга и приходит с ним проститься.
Также книга учит тому, что важно всегда и везде творить добро, а также уметь быть благодарным за сотворенное добро, это видно из сцены с награждением мальчика. Еще автор показывает своим читателям то, что нужно ответственно относиться к тому, чем обладаешь, не быть легкомысленным, не зазнаваться
Это видно из ситуации с порчей героя. Он перестает быть послушным, мешает другим ученикам в подготовке домашних заданий, ведь они в отличие от Алеши честно трудятся, прикладывают свои усилия к овладению знаниями, а он надеется на волшебное зернышко
Еще автор показывает своим читателям то, что нужно ответственно относиться к тому, чем обладаешь, не быть легкомысленным, не зазнаваться. Это видно из ситуации с порчей героя. Он перестает быть послушным, мешает другим ученикам в подготовке домашних заданий, ведь они в отличие от Алеши честно трудятся, прикладывают свои усилия к овладению знаниями, а он надеется на волшебное зернышко.
Сама порча парня указывает на то, что любое превосходство бессмысленно, если оно – не во благо, если вселяет в человека гордыню, зазнайство, чванство и другие отрицательные качества личности.
Итог всему – произведение учит быть умным, добрым, скромным и трудолюбивым. Таковы мораль и основная мысль сказочной повести Погорельского.