Краткое содержание романа «Плаха»
Читать роман не так уж и просто, поскольку он изначально рассказывает о жизни волков, которые проживают в заповеднике и не так давно обзавелись потомством. Вместе с волчатами в стае пара волков: Акбара и Ташчайнар.
Загнав сайгаков, волки попадают под прицел охотников, которые пытаются выполнить план по добыче мяса. Среди группы охотников – Авдий, внештатный корреспондент газеты.
Все волчата погибают, а из стаи остается в живых лишь пара волков, которые устали и измучены. Единственное, чего они хотят – вернуться в логово.
Тут рассказ полностью меняется и переходит на раскрытие персонажа Авдия. Он — сын священнослужителя, был выгнан из семинарии за специфический взгляд на веру в Бога.
Авдий устроился работать в газету, читателям нравились его рассуждения, которые можно назвать необычными. Авдий выполнял задание редакции — влился в среду гонцов, которые отправились в заповедник с целью сбора конопли.
Автор рассказывает о том, что Авдий с успехом выполняет задание: бегает по полю голый, собирает «пластилин» для человека, который руководит операцией. Но после знакомства с ним понимает, что не сможет переубедить Гришана бросить пагубное дело.
Все речи Авдия заканчиваются его избиением, подельники выкидывают напарника на ходу из поезда, и тот остается умирать в канаве.
Но смерть к Авдию не приходит, он просыпается с ясной головой в канаве, которую заполняет дождь. Потом отправляется на станцию, без денег и документов. Его забирает милиция, в камере он видит своих бывших подельников и пытается их вразумить речами о вере. Но ничего не выходит.
Выйдя на волю, Авдий понимает, что серьезно болен. Женщина на станции замечает это и взывает скорую помощь, врачи забирают больного и госпитализируют. Находясь в больнице, Авдий второй раз встречается с Ингой, которую видел ранее на мотоцикле: девушка подъезжала к нему и группе гонцов.
Молодые люди начинают общаться. После выписки Авдий отправляется в родной город и пишет статью о том, что с ним случилось.
Отличительной чертой персонажа стоит считать амбиции, которые он мечтает реализовать. Но вместо реализации получает непонимание со стороны коллег и нежелание редакции публиковать репортаж.
Отрадой для Авдия становится общение с Ингой. Он уезжает к ней, но дома не обнаруживает девушку. Инга уехала, оставив другу письмо на почте.
Тогда Авдий присоединяется на вокзале к группе погонщиков, которые охотятся на сайгаков в лесах заповедника. Убийство животных приводит сына священнослужителя в ужас, и он пытается вразумить маргиналов.
Рассказы о Боге и вере, проповеди Авдия смешат охотников, и они избивают его, а потом привязывают к дереву, распяв. Волки находят Авдия, привязанного к дереву, неподалеку от своего логова.
Акбара и Ташчайнар скрываются в зарослях камышей, там у них появляются волчата, но камыши не спасают волчью пару от цивилизации. В этом месте планируется проложить дорогу. Вновь волчата погибают, а животные уходят.
В следующей главе книга повествует о жизни Бостона и его врага – Базарбая, который навязывается проводить геологов в лес. За свою услугу Базарбай получает плату: бутылку водки и 25 рублей.
Не выдержав, он спускается к ручью и выпивает водку. В лесу слышит чей-то плач и находит в логове волчат. Это дети Акбары и Ташчайнара.
Базарбай извлекает волчат из норы, укладывает в сумку и уходит. Волки пытаются перекрыть ему путь, загнать в горы, но тот просится на подворье Бостона. Показывает жене недруга добычу и, развалившись на ковре, просит принести еще водки.
Утром Базарбай уходит, забрав с собой волчат. Бостон узнает о его визите, ночью слышит вой волков и приезжает в дом к врагу с целью уговорить его продать волчат. Бостон объясняет, что звери будут мстить за потомство, волчат нужно отдать матери. Но Базарбай так сильно ненавидит Бостона, что отказывает ему и выгоняет из дома.
Волки остаются в подворье, бродят по ночам и нарушают негласный закон природы: нападают на человека.
Бостон понимает серьезность ситуации и решает убить зверей, но волчица Акбара остается в живых. Ее жизнь утратила смысл, она больше не воет по ночам, только бродит вблизи подворья и вынюхивает, надеясь найти волчат.
Весной Бостон выгоняет скот, он собирается уехать, выпив чаю с сыном и женой. Акбара незаметно подкрадывается к ребенку, играющему во дворе, и уносит его на спине. Бостон пытается застрелить Акбару из ружья, но все время промахивается.
Прицелившись точнее, попадает в волчицу. Когда добегает до нее, обнаруживает Акбару еще живой, а сына – мертвым.
В горе Бостон хватает ружье, приезжает в дом к Базарбаю и расстреливает его в упор. Потом бросает оружие и идет сдаваться властям.
Содержание третьей части романа
Нойгутов возвращается домой, и, проходя мимо котлована, вдруг слышит какие-то странные и непонятные звуки. Они чем-то напоминали Базарбаю детский плач. Но пройдя еще немного, он обнаружил маленьких и слепых волчат. Их было четверо. Не задумываясь о том, какие могут быть последствия его поступка, он кладет малышей в свою сумку и уходит из этого места. Но Акбара и Ташчайнар пошли по его следу. Они хотели ему отрезать путь от людей.
Но Базарбай решил укрыться в домике кулака Бостона Уркунчиева. Он поговорил с женой колхозного передовика, немного поиграл с его сыном и даже дал ему поиграть с волчатами. А потом быстро ускакал в город, где много людей. А волки, чувствуя запах своих детей, так и остались возле дома. Бостон теперь каждую ночь слышал их вой. Он пытался помочь животным, просил Базарбая вернуть волчат, но тот отказал ему. Вскоре волки стали бродить по округе и нападать на людей. А Базарбай продал волчат, получив неплохой доход за них. Когда волчья пара опять вернулась к дому Бостона, тот решил убить их.
Но убить он смог только волка, а Акбара выжила и стала ждать того момента, когда она сможет отомстить. Летом ей удалось украсть сына Бостона, который играл на улице. Бостон долго не решался выстрелить, понимая, что может попасть в ребенка, но когда выстрелил, то понял, что случилась беда. Он подбежал к волчице, которая была еще жива, хотя и ранена, его сын был мертв. Понимая, что во всех этих бедах виноват Базарбай, он пошел к нему, убил, а затем добровольно сдался властям за то преступление, которое совершил.
Вариант 2
Замечательное произведение Айтматова “Плаха” как раз одно и тех, которое заставляет задуматься и поразмышлять своего читателя над той, или иной проблемой, которая, собственно, и представлена в произведении. Это может быть любая тема: от простого высмеивания любых человеческих пороков, до тяжёлых философских размышлений над смыслом жизни и бытием. В произведение же Айтматова эта тема природа, человека, и их взаимодействия.
В произведении “Плаха” задеваются вопросы о человеческой личности, её отвратительной меркантильной сущности, и алчной натуры. Человек по сути своей, как представлено в произведении, весьма и весьма отвратительное существо, которое не ценит ни себе подобных, ни окружающий мир в котором существует. Однако, как и любом феномене, существуют и исключения, но люди по натуре своей привыкли принижать всех, кто как-либо отличается от них, или же разрушает их стереотипы.
Автор показывает в произведении, что природа стремится найти компромисс с человеком, попытаться сосуществовать с ним в мире. Но, несмотря на все её усилия, наглый человек отвергает все её попытки решить всё миром, из-за чего автор показывает, что пока существует человек, природа и окружающий мир не могут находиться в равновесии и порядке, так как само существования человека подразумевает под собой дисбаланс и отсутствие порядка. Именно это и подчеркивается в произведении через взаимодействие человека и волков. Человек старается уничтожить их, хотя они даже, фактически, не вредят ему, но дабы себя обезопасить он совершает этот отвратительный акт насилия.
Также в произведении присутствует тема отчужденности людей, чей характер и модель поведения выходит за рамки дозволенные стереотипным мышлением устоявшегося общества, которое привыкло уничтожать всё, что выходит за рамки его понимания, и всё то, что якобы нарушает все законы морали, хотя на самом же деле является просто “глотком свежего воздуха” для того же общества. Однако, несмотря на это, общество старается уничтожать всё то, что считает непохожим или отличающимся от себя, что явно видно в произведении. Айтматов явно не доволен этим, но, несмотря на своё недовольство, ему приходиться мириться с данным фактом, так как общество всегда было устроено так, что если что-то выходит за рамки, им самим установленные, то оно сразу начинает отрицать любую причастность к тому, что за них выходит. Потому и данная проблема имеет немалый вес в произведении, ведь она довольна, актуальна даже для нашего времени, и будет актуальна в будущем.
В заключение можно сказать, что произведение Айтматова «Плаха» одно из самых показательных произведений поднимающих проблемы человечества и его взаимодействия с планетой, на которой оно обитает, поднимая темы, которые человечеству поднимать не хотелось бы. Потому Айтматова можно отчасти назвать революционером, так как он не побоялся осуждения со стороны этого общества, и показал всё, как оно есть.
Вариант 2
Роман “Плаха” Айтматова – это произведение, которое оставляет глубокий след в сердцах читателей. Оно рассказывает о жизни киргизской деревни, где люди живут в гармонии с природой и друг с другом. Главный герой романа – Алишер, молодой парень, который мечтает о свободе и приключениях. Однако его жизнь меняется, когда на деревню приходят новые люди, которые привносят в нее насилие и разрушение.
Айтматов в своем романе обращается к вечным темам человеческой жизни – любви, смерти, свободе
Он показывает, как важно сохранять традиции и культуру своего народа, чтобы не потерять свою идентичность. Роман “Плаха” – это не только история о жизни киргизской деревни, но и о том, как важно беречь свою родину и природу
Айтматов использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Он описывает природу Киргизии с такой точностью и красотой, что читатель ощущает себя частью этого мира. Роман “Плаха” – это не только литературное произведение, но и путешествие в мир красоты и гармонии.
Одной из главных тем романа является тема любви. Айтматов показывает, как любовь может изменить жизнь человека и даже спасти его. Герои романа – Алишер и Айгуль – влюбляются друг в друга, несмотря на все препятствия. Их любовь становится символом того, что даже в мире насилия и разрушения есть место для добра и красоты.
Роман “Плаха” – это также история о том, как важно беречь свою природу. Айтматов описывает Киргизию с такой любовью и уважением, что читатель начинает понимать, как важно сохранять этот уникальный уголок природы
Автор показывает, как человек может жить в гармонии с природой и как важно беречь ее для будущих поколений.
Роман “Плаха” – это также история о том, как важно сохранять свою культуру и традиции. Айтматов показывает, как важно помнить свои корни и не забывать свою историю
Он показывает, что только те народы, которые берегут свою культуру и традиции, могут выжить и сохранить свою идентичность.
В целом, роман “Плаха” Айтматова – это произведение, которое оставляет глубокий след в сердцах читателей
Оно показывает, как важно беречь свою культуру и природу, чтобы не потерять свою идентичность. Роман наполнен яркими образами и метафорами, которые передают чувства и мысли автора
Это произведение, которое стоит прочитать каждому, кто хочет понять смысл жизни и нашу связь с природой.
Слайд 7 В 1948 Айтматов окончил ветеринарный
техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953.
В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принесшая Айтматову мировую известность.
Годы учебы
Проблемы современного общества в романе Ч. Айтматова “Плаха”
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества.
Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.
Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов.
Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя.
Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой – к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека
физически слабым и больным.
Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу. Общество должно задуматься над этой проблемой и постараться решить ее силами много большими, чем сила одного человека. Однако нельзя сказать, что Авдий ничего не сделал. Он пытался показать людям, к какой катастрофе они могут прийти, и кто-то непременно поддержал бы его, если бы судьба не привела Авдия к гибели. Кто-то поддержал бы его стремление изменить жизнь к лучшему.
Показывая гибель Авдия, писатель словно объясняет нам, к чему мы все придем, если будем закрывать глаза и отворачиваться, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое. Люди, убившие Авдия, хуже животных, потому что животные убивают, чтобы жить, а они убили бездумно, просто от озлобленности. Эти, если разобраться, жалкие пьяницы в конечном итоге сами нравственно и физически медленно убивают себя.
Еще одна проблема – проблема экологии – в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. Писатель показывает, как сильно мы способны повлиять на жизнь живой природы. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди.
Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.
Самая главная и самая страшная, как мне кажется, – это проблема нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдно. Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить.
Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Однако этот поступок и его привел к гибели.
Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на “плахе”.
Плаха — анализ романа
Роман Айтманова «Плаха» начинается с волчьей сюжетной линии. Уже на этом уровне мы видим человеческую жестокость по отношению к другим живым существам. Люди оставляют волков без пропитания, убивают их волчат, устраивают пожар рядом с их логовом, затем начинают строительство железной дороги на этом месте.
Люди уничтожают естественную среду обитания животных, изгоняя их из родных мест. Автор не просто так показывает нам историю одной конкретной пары волков. Конечно, под ними подразумеваются все волки, да и не только волки, в целом, это типичный образ, однако конкретизация позволяет читателю сблизиться с хищниками, делает их трагедию максимально личной. Тем самым Айтманов изображает глобальную экологическую проблему, которая не прекращает своего существования и по сей день. Однако ещё более ужасающей является поднятая проблема человеческой жестокости, причём как по отношению к животным, так и относительно других людей.
Далее читатель знакомится с одним из героев романа, Авдием. Этот человек берётся исследовать проблему пристрастия молодёжи к употреблению наркотических веществ. Он внедряется к банде «гонцов», которые нелегально добывают коноплю. Находясь среди этих людей, он понимает, что дело не только в их личных причинах, но также и в общественных. Он чувствует на себе ответственность за этих несчастных подростков, пытается наставить их на истинный путь, однако молодые люди не слушают его и, в конце концов, лишь избивают Авдия, на ходу выкинув его из поезда. Однако впоследствии он не держит на них зла. Мужчина пытается выпустить свой репортаж, но власти против этого, они стараются замять правду, ведь Авдий обвиняет государство в этой социальной проблеме. Оказывается связан он и с волками: Авдий был одним из участников той охоты. Поняв, насколько жестоко они поступают, мужчина попытался прекратить её, но его жестоко убивают. И вот уже дважды видим мы страшную людскую жестокость по отношению теперь уже к человеку. И это не говоря уже о жестокости и равнодушия властей.
Ещё одними героями романа являются Бостон и Базарбай. Автор снова возвращает нас к паре волков, которые в последний раз вывели волчат. Однако детёнышей крадёт из логова Базарбай. Он приносит их в дом Бостона, куда по следу приходят и волки. Бостон пытается выкупить волчат, чтобы вернуть родителям, но него не выходит. Волки продолжаю выть по ночам, начинают даже нападать на людей. Тогда Бостон решает пристрелить их, но убивает лишь волка. Оставшаяся в живых волчица крадёт сына Бостона. Когда мальчик погибает, Бостон убивает виновника этой трагедии – Базарбая, а затем сдаётся властям.
Человеческая жестокость породила столько трагедий, затронув многие жизни, многие семьи. Этот роман является жестоким предупреждением автора о том, что людям стоило бы задуматься, ведь собственная жестокость даже по отношению к более слабым существам может вскоре обернуться против тебя самого.
Вариант 2
Замечательное произведение Айтматова “Плаха” как раз одно и тех, которое заставляет задуматься и поразмышлять своего читателя над той, или иной проблемой, которая, собственно, и представлена в произведении. Это может быть любая тема: от простого высмеивания любых человеческих пороков, до тяжёлых философских размышлений над смыслом жизни и бытием. В произведение же Айтматова эта тема природа, человека, и их взаимодействия.
В произведении “Плаха” задеваются вопросы о человеческой личности, её отвратительной меркантильной сущности, и алчной натуры. Человек по сути своей, как представлено в произведении, весьма и весьма отвратительное существо, которое не ценит ни себе подобных, ни окружающий мир в котором существует. Однако, как и любом феномене, существуют и исключения, но люди по натуре своей привыкли принижать всех, кто как-либо отличается от них, или же разрушает их стереотипы.
Автор показывает в произведении, что природа стремится найти компромисс с человеком, попытаться сосуществовать с ним в мире. Но, несмотря на все её усилия, наглый человек отвергает все её попытки решить всё миром, из-за чего автор показывает, что пока существует человек, природа и окружающий мир не могут находиться в равновесии и порядке, так как само существования человека подразумевает под собой дисбаланс и отсутствие порядка. Именно это и подчеркивается в произведении через взаимодействие человека и волков. Человек старается уничтожить их, хотя они даже, фактически, не вредят ему, но дабы себя обезопасить он совершает этот отвратительный акт насилия.
Также в произведении присутствует тема отчужденности людей, чей характер и модель поведения выходит за рамки дозволенные стереотипным мышлением устоявшегося общества, которое привыкло уничтожать всё, что выходит за рамки его понимания, и всё то, что якобы нарушает все законы морали, хотя на самом же деле является просто “глотком свежего воздуха” для того же общества. Однако, несмотря на это, общество старается уничтожать всё то, что считает непохожим или отличающимся от себя, что явно видно в произведении. Айтматов явно не доволен этим, но, несмотря на своё недовольство, ему приходиться мириться с данным фактом, так как общество всегда было устроено так, что если что-то выходит за рамки, им самим установленные, то оно сразу начинает отрицать любую причастность к тому, что за них выходит. Потому и данная проблема имеет немалый вес в произведении, ведь она довольна, актуальна даже для нашего времени, и будет актуальна в будущем.
В заключение можно сказать, что произведение Ай одно из самых показательных произведений поднимающих проблемы человечества и его взаимодействия с планетой, на которой оно обитает, поднимая темы, которые человечеству поднимать не хотелось бы. Потому Айтматова можно отчасти назвать революционером, так как он не побоялся осуждения со стороны этого общества, и показал всё, как оно есть.
Понятие «плаха» в романе
Автором задумывалось произведение как совместное с читателем рассуждение о пороках, которые разъедают современное ему общество. Однако и сегодня рассматриваемые вопросы сохраняют свою актуальность для каждого из нас.
Айтматов изначально предлагал два варианта смысла слова «плаха», которые было выбрано им в качестве названия романа:
- плаха как символ постоянной борьбы каждого человека с самим собой, когда на карту ставятся его личные, внутренние ценности и приоритеты. Ежедневная борьба с собой и окружающими сопровождает человека на каждом шагу. Моральный выбор зачастую вступает в конфронтацию с мнением окружающих;
- не менее важная тема – сосуществование с природой. Человек постепенно перестает чувствовать, что он является ее частью, и потому обязан жить и действовать в согласовании с ней. А позиция, когда человеческое сообщество ставит себя выше природы, старается ее лишь использовать, влечет за собой неотвратимую расплату в образе плахи. И в романе расплачивается за потребительское отношение к природе Бостон.
Автором рассматриваются серьезные и многогранные проблемы общества. Он, не боясь, выставляет их в своем романе на всеобщее рассмотрение и обсуждение.
Символичность образов в романе «Плаха»
Введение в число действующих лиц волчьего семейства дает возможность придать еще большую трагичность произведению. Автор сумел дать волкам такие качества, свойственные для человека, которые постепенно утрачиваются в современном человеческом сообществе: благородство, верность, стремление заботиться друг о друге.
Люди же в произведении «Плаха» показываются преимущественно как алчные, злобные создания, которые готовы ради наживы и личной выгоды предать, обмануть и даже уничтожить. Люди в романе противопоставляются автором диким зверям, которые на их фоне кажется более человечными и добрыми.
Благодаря умело прописанным образам главных героев и волчьего семейства каждый читатель при прочтении романа «Плаха» проникнется серьезными вопросами. Честность и лицемерие, стремление к быстрой наживе и бескорыстие, порядочность и подлость – всё емко и объемно прорисовывается автором и преподносится читателям на обозрение и последующий анализ.