Художественные особенности слова о полку игореве 9 класс

10 интересных фактов о «слове о полку игореве» – важнейшем литературном произведении руси

Сочинение Художественные особенности Слова о полку Игореве

Главная особенность произведения – это его народность, тесная связь с устным народным творчеством. Это доказывает тот факт, что автор поэмы был человеком образованным. Их объединяет одинаковое отношение к природе. В народных думах, былинах, сказках, легендах природа одухотворяется. Она является непосредственным участником событий, помогает или предупреждает героев поэмы об опасностях.

Природа – один из действующих персонажей в поэме. Она предупреждает князя Игоря о поражении. Затмение солнца, стон ночи, кровавый рассвет. Когда дружина князя потерпела поражение, то и трава поникла, жалея погибших. Деревья от тоски наклонились. Игорь попал в плен, и речка Донец помогает ему, охраняет от опасности. При побеге и птицы, и звери, и трава — все были на стороне беглецов.

Разнообразие упоминаний названий зверей и птиц поражает читателя. Их насчитывается более восьмидесяти.

Как в народных сказках жена князя Ярославны обращается к силам природы. Три раза она просит помощи для Игоря: и у Днепра, и ветра, и у солнца. В своем плаче она обращается к ним как к живым существам.

В «Слове о полку Игореве » часто используется символика, которая корнями уходит в устное народное творчество. Автор поэмы использовал метафоризацию событий и людей, которые изображены в произведении. Рисуя преддверие поражения Игоревой дружины, автор пишет о том, что черные тучи с моря идут, хотят закрыть четыре солнца. Под солнцем подразумеваются четыре князя, которые принимали участие в походе. Иногда, согласно народной традиции, герои перевоплощались в зверей и птиц.

Объединяет поэму «Слово о полку Игореве» с народной поэзией и употребление характерных средств образности. А именно: постоянных эпитетов, гипербол, паралеллизмов, символов. Особенно характерны для произведения развернутые сравнения. Битва сравнивается с банкетом, с работой в поле. Или ж с процессов земледелия – пахотой и засеванием.

Очень интересные сравнения скрипа возниц с криком лебедей. А войско русичей — стая соколиная – противопоставляется галкам. Кончак бежит, как серый волк.

Характерна тавтология, т. е употребление однокоренные слов: трубы трубят.

Ярко использована гиперболизация в битве русичей с половцами. Дружина и князья сражались как сказочные богатыри. Прослеживаются в тексте поэмы и повторы и анафора.

Символическим образом кукушки автор поэмы изобразил печаль жены Ярославны. И всех жен русичей. Плач самой княгини напоминает народные плачи. А ворон выступает символом смерти.

Поэма «Слово о полку Игореве» написана в прозе, но отдельные наиболее эмоциональные эпизоды словно ритмизованные.

Таким образом, поэма «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник духовной культуры Киевской Руси.

Сочинение Художественные особенности Слова о полку Игореве

“Слово полку Игореве” — прекрасный образец монументальной литературы на русских землях. Это произведение является краеугольным камнем в зарождении литературы как ветви народного искусства.

Данная летопись — шикарный пример многообразия поэтического слова, которая перекликается с патриотическими и философскими мотивами. Благодаря наличию метафор, гипербол, олицетворений, эпитетов, оксиморонов читатели могут понять глубину переживаний героев, их душевное состояние в критических ситуациях.

В двенадцатом столетии главным для летописцев было соблюдение хронологии изложения материала. Зачастую текст был написан на непонятном для народа языке, использовался лишь в канцелярской сфере. Но автор героической поэмы смог изобразить патриотическую борьбу князей, которую смог бы объять простой народ.

Написание поэмы — это величайший задум творца произведения внести лучик света письменности в народ.

Хотя основную роль в поэме выполняют русские князья, автор уделяет особое внимание Русской земле. Литератор олицетворяет землю, показывает её страдание и отчаяние за судьбы князей

Описание рассказа происходит в разных пространственных площадях: одновременно “девицы поют на Дунае”, и “трубят трубы в Новгороде”. Автор знакомит читателей с разновидностями сюжета, их особенностям.

В поэме присутствуют особенности баллады: птицы и животные наделяются человеческим разумом, которые участвуют в жизни и судьбе героев.

Вся поэма построена на контрастах и конфликтах. Элементы народнопоэтического слова переплетаются с особенностями стиля написания.

Автор использует простую речь, которая для современников составляет несгораемый кладезь диалектизмов, историзмов, варваризмов.

Используется большое количество метафор, которые несут собой как негативную, так и позитивную характеристику героев. Слуховое и звуковое восприятие помогает читателям услышать плач девиц на Дунае, крик лебедей, иржание коней, звериный свист, стук сердца Игоря перед боем.

Ярко-красная кровь противопоставляется зелёной траве и мирному небу, контраст цветов помогает вырисовать зрительную четкость образов и символов в произведении.

В конечном итоге, автор смог превознести “Слово” на мировой арене письма, так что гении русской литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой высоко оценили безукоризненный стиль написания.

“Слово о полку Игореве” — пример высокой литературной поэмы, которая благодаря художественным средствам открыла перед читателями бездонный мир древнего, русского летописания.

9 класс

Вариант 2

Есть множество произведений повествующих нам о событиях прошлых лет, которые рассказывают нам о людях, которые жили в то время, об их быте, характерах, и так далее. Показательным в этом плане произведении послужит “Повесть о полку Игореве”, в котором нам рассказывают в поэтической форме, рассказывают о половецком налёте, князя Игоре и богатырях Руси.

Произведение характеризует себя как нечто новое в области древнерусской литературы. Оно как бы стоит на краю между литературой и народным фольклором, ведь в нём есть части и того и другого. Множество метафор, переплетений, игра словами, всё это характеризует произведение как литературную единицу, но особый стиль повествования может также определять произведение как часть русского фольклора. Потому произведение называют показательной вещью слияния сразу нескольких жанров.

Также в произведении происходит противопоставлении различных понятий, которое заставляет читателя размышлять о той или иной вещью, противопоставляя её другой в сравнении с первой. Это характеризует произведение как особой тип повествовательной литературы, которая может заставить читателя задуматься над той или иной проблемой. Также не стоит забывать что это, скорее всего, писалось просто, как летопись без какой либо цели сделать из неё общедоступное литературное произведение, из-за чего ещё произведение становиться ещё лучше.

Так или иначе, произведение является прекрасным примером отечественной летописи, которое с помощью различных литературных приёмов доносит до будущих поколений ту атмосферу, которая витала на Руси в то время, в этом также просматривается особенность произведения. По стилистике же оно является восхваляющим Русь, впрочем как и все произведения того времени. Я считаю, что всем надо познакомиться с данным произведением, так как оно является прекрасной литературной единицей достойной внимания, и не одного прочтения. Его стоит прочитать хотя бы для того чтобы знать историю своей родины.

Это моё субъективное мнение, которое может быть опровергнуто, или же вы можете не согласиться с ним.

Несколько интересных сочинений

  • Все мы знаем фразу «потерянное поколение», возникшее в 20-х годах прошедшего столетия в США. В нашей стране был подобный феномен ещё в 19 столетии. Возникала публика, обладавшая богатством, не требующая ничего и не имевшая

    1 стр., 499 слов

    Слово о полку Игореве. Две битвы князя Игоря с половцами

    … князей победой. Русские воины захватили много пленных, забрали множество ценностей. Очень устав после боя, они остановились в поле на ночлег. Описание утренней природы в поэме … они были вооружены и готовы к сражению. Я думаю, что молодым князем Игорем в походе руководил не только … добрался до Донца. Автор поэмы про две битвы Игоря с половцами настраивает общество против раздора князей и призывает к …

  • Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Одним из главных персонажей романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя.

  • Эта сказка рассказывает о добрых людях и чудесах, произошедших с ними. Один из главных героев сказки Бажова — одинокий старик Кокованя.

  • Сочинение по плану про героя Ревизора

Жанровая принадлежность

С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:

  1. Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм,
  2. Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам,
  3. Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.

Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.

Чему посвящено «Слово»?

Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.

Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.

Слово о полку Игореве затмение

Заключительный эпизод «Слова»

Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению. Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово. Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.

Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.

Художественные особенности

Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:

Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи

Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли. Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел

Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло, и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые. Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем. Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.

Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.

Слово о полку Игореве

Актуальность «Слова о полку Игореве» для современного читателя

«Слово о полку Игореве» является уникальным памятником древнерусской литературы, соединившим в себе традиции авторской литературы и фольклора. Произведение, написанное неизвестным автором в 12 веке, до сих пор вызывает интерес не только у ученых, но и у обычных читателей.

Современному человеку это произведение интересно в первую очередь своей глубочайшей патриотичностью. Автор «Слова о полку Игореве» сохраняет и всеми способами подчеркивает связь героев произведения с родной землей. Такая фольклорная традиция ему позволяет выделить основную мысль произведения – мысль о искренней любви к своей родине, о том, что необходимо заботиться о благе своей отчизны.

Слова ««О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» — рефрен произведения. Эти слова напоминают о том, что великие князья в первую очередь должны думать о благе родины и о том, что поход Игоря принесет его земле только разорение. Эти слова подчеркивают ужасающие итоги битвы с половцами.

Постепенно в процессе развития действия «Слова о полку Игореве» автор знакомит читателя с историей Руси, повествует о князьях, рассказывает о сложившейся в стране политической обстановке и т.д. Однако кроме этой масштабной картины авто произведения раскрывает и образы своих героев как индивидуальных личностей. Князь Игорь перед читателем предстает как молодой, неопытный, но крайне амбициозный, самоуверенный, эгоистичный человек. Читателю становится понятно, что князя интересует главным образом личная слава.

Князь Всеволод, брат Игоря, сильный, смелый воин. Но он еще и преданный брат, который всегда готов поддержать Игоря в его любых начинаниях.

Князь Святослав Киевский в произведении представлен как мудрый правитель, который в первую очередь думает о благе Руси. Святослав глубоко переживает из-за бесконечных княжеских междоусобиц, ослабляющих страну и позволяющих кочевникам совершать набеги и постоянно разорять Русь.

Княгиня Ярославна, супруга князя Игоря – образец женственности и искренней преданности мужу. Именно любовь Ярославны помогает Игорь спастись. Помогают ему и все силы природы, которые стремились освободить русского князя из плена половцев.

Автор практически с первых строк произведения показывает участие сил природы в жизни героев. На протяжении всего похода силы русской земли влияют на Игоря и его дружину. Например, предчувствуя поражение князя и ужасные последствия его похода, русская природа всякими способами пытается остановить самоуверенного князя/

Так же природа выступает и в роли предзнаменования поражения дружины Игоря. В тот день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…». Но при этом именно русская природа помогает князю освободиться из половецкого плена и вернуться домой. Игорю благодаря горячо любящей его супруге Ярославне, которая по языческим законам молила о помощи все природные силы – ветер, солнце, Днепр, удается бежать из плена. Ветер, трава, туман, Донец указывают князю верный путь.

Замечание 2

Таким образом, автор пытается передать, что невзирая ни на что, русская земля любит своего «блудного сына» прощает ему его ошибки.

«Слово о полку Игореве» для современного читателя актуально и интересно именно своей патриотической идеей. Судьба героев произведения тесно связана с самой Русью, с ее природой. Автор стремится донести до читателя, что родина всегда помогает своим сынам. Будто любящая мать, она всегда х прощает и желает только добра. Но те, в свою очередь, должны заботиться о благе родной земли.

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.

История создания

На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:

В 10 веке ее написал один просвещенный монах, который был в курсе описываемых событий. Тогда только обладатели духовного сана были достаточно грамотны для этого. По средневековым канонам автор не имел права подписывать свои работы, так как считал себя всего лишь средством для донесения божественной воли, поэтому работа анонимна. Безымянный священнослужитель был обеспокоен последствиями феодальной раздробленности, когда брат шел на брата из-за дележки власти и богатства. Он не смел давать наставления правителям, зато решился оставить послание их потомкам, где прямо указывал на необходимость единения перед лицом внешней угрозы. Со временем рукопись затерялась, но в 18 веке (в 1788 году) ее нашел дворянин Мусин-Пушкин в Ярославле. Он был ошеломлен масштабом находки и переписал содержимое древнего документа, дабы все могли оценить произведение, не повреждая оригинал. Он уже было собирался подарить шедевр императрице, как вдруг в усадьбе разгорелся пожар, и пламя уничтожило драгоценные свитки. От них остались лишь те переписанные варианты, которые сделал Мусин-Пушкин. В дальнейшем они были переведены с древнеславянского наречия на современный русский язык. Другая версия сообщает о том, что оригинал был передан на хранение представителям царской династии, но была уничтожена во время пожаров 1812 года.
Вторая версия гласит, что изложенная выше история создания произведения – выдумка Мусина-Пушкина, который написал «Слово о полку Игореве» самостоятельно. В его время было модно сетовать на отсутствие русской национальной культуры, а все знатные люди говорили на иностранных языках и стремились коверкать даже родную речь, чтобы она звучала с акцентом. Дворянина и патриота это задевало, он хотел вселить в своих соотечественников гордость за страну. Тогда-то он и замыслил «случайно найти» древнейшую книгу, которая поразит всех своим великолепием. Он был достаточно образован, чтобы написать историю о походе князя Игоря старославянским языком, да и подделать то, что никто, кроме него, не видел, тоже не составило труда. Потом он во всем винил пожар, в котором трагически решилась судьба рукописи. Историю его рассказа мы уже знаем: все с радостью согласились с тем, что на Руси был аутентичный эпос, а перед ними – его прекрасный образчик

В пользу этой консперологической теории говорит то, сообщение о нахождении такого важного документа окутано таинственностью пожравшего берестяные свитки пламени: никто, кроме самого открывателя, не видел первоисточника. Кроме того, книга написана в стиле, превосходящем манеру написания более поздних литературных изысканий

Например, та же самая «Задонщина», которая по логике должна была быть написана интереснее и лучше с точки зрения художественности, — сказка про белого бычка на фоне «Слова…». Таким образом, Мусин-Пушкин перестарался и написал то, что было бы уместно в его веке, но никак не в 10-ом.

В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).

Основано на реальных событиях: исторический контекст

Прежде чем собирать пазл давайте подготовим для этого рамку.

К чему вся эта ерунда, спросите вы. Ответ прост: рамка нужна не просто так. В нашем случае рамка — это исторический контекст произведения. 

Исторический контекст произведения — условия и события, в которых создается произведение или которые описаны в нем. 

Так что происходило на Древней Руси, когда писалось «Слово…»?

  1. Феодальная раздробленность. 

Феодальная раздробленность — период русской истории, когда происходит дробление земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя.

Проще говоря, русская земля разделена на отдельные части — княжества. Они не подчинялись одному единому правителю, а иногда принимали самостоятельные решения без ведома соседей (например, о военных походах). В каждом княжестве — своя власть. Древняя Русь слабела также  из-за междоусобиц.

Междуусобица — конфликт между частями одного государства (в случае Древней Руси — княжествами).

Понять и запомнить, что такое феодальная раздробленность поможет ассоциация с футбольной командой. Если каждый участник играет сам за себя, а внутри команды, к тому же, все ругаются, матч вряд ли пройдет успешно.

  1. Угроза от половцев

Половцы — кочевые племена из степи. У половцев были разные орды под управлением ханов. Они обладали достаточной самостоятельностью для совершения набегов. Племена совершали набеги на русские земли в XI-XII вв. Это были именно набеги с целью ограбить русские земли. Никаких глобальных идей захватить Русь у племен в начале не было.

Русские князья не воспринимали эту угрозу серьезно. Кочевые племена жили рядом с древнерусским государством всегда. Однако половцы осуществляли набеги во время раздробленности, поэтому ослабленная Русь получала большой урон.

На Руси все средства хороши: как русские князья обращались за помощью к врагам?Половцы совершали набеги на Русь не только по своей воле. Князья использовали половцев как оружие для междоусобиц. Например, Олег Святославич использует их для борьбы с Всеволодом Святославичем. Да, такое вот крысятничество! Кстати, за этот поступок Олега в «Слове о полку Игореве» автор называет Олегом Гориславичем.

Нападение русских на половецкие кочевья. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Все это очень увлекательно, но какое именно историческое событие ложится в основу «Слова…»?

В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает о походе князя Игоря Новгород-Северского с братом Всеволодом на половцев в 1185 году. 

Зачем он туда вообще пошел?

Князь Игорь с братом Всеволодом и другими князьями отправился в поход, находясь под впечатлением от побед киевских князей над половцами в 1183-1184 гг. Князь Игорь даже надеялся вернуть контроль над Тмутарканским княжеством, потерянный в 1094 году.

А теперь хронология:

Вот мы и собрали рамку нашего пазла, разобравшись с историческим контекстом. 

Автор «Слова о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Анализируя текст «Слова» ученые пришли к выводу, что он был не только поэтом, но образованейшим человеком, глубоко знавшим историю Руси, и скоре всего был свидетелем событий 1185 года.

Возможно автор «Слова», находясь при князе Святославе, провел это грозное лето 1185 года в стане русских войск между Каневом и Треполем, между Росью и Стугной, был свидетелем и приезда гонцов из осажденных городов, и рассылки гонцов за новыми «помочами», и трусливого вероломства Давыда под Треполем на Стугне… Ведь в этом разделе «Слова о полку Игореве» нет ни одного факта, который выходил бы за хронологические рамки тех нескольких месяцев, когда Святослав и Рюрик держали оборону на Днепре. Автор глубоко сожалел о гибели русских и не мог удержаться от горьких упреков в адрес Игоря. Игорь не герой «Слова», а лишь повод для написания патриотического призыва к единению

Исследователи «Слова о полку Игореве» предлагали в авторы его очень разных людей

  • Галицкого премудрого книжника XIII века Тимофея
  • Тимофея Рагуйловича
  • Словутного (галицкого) певца XIII век Дмитрия
  • Тысяцкого Рагуила Добрынича
  • Неведомого придворного певца киевской княгини Марии Васильковны
  • «милостника» великого князя Святослава Всеволодовича летописного Кочкаря
  • Беловолода Прословича — воеводы князя Игоря
  • Черниговского воеводу Ольстина Олексича
  • Сафрония-рязанца — автора «Задонщины» (повести о победе над Мамаем)

Но все кандидатуры были по тем или иным причинам отвергнуты

События истории Киевской Руси

Крещение Руси

История династии Рюриковичей

История произведения и особенности сюжета

Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.

Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.

Сюжет и идея произведения

Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:

Сборы князя в поход и дурные предзнаменования

Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды.
Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток. Захват всех князей в плен.
Обращение Святослава к Руси и ее правителям

Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.

Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве.
Побег Игоря и возвращение в Киев.

Вариант 2

Есть множество произведений повествующих нам о событиях прошлых лет, которые рассказывают нам о людях, которые жили в то время, об их быте, характерах, и так далее. Показательным в этом плане произведении послужит “Повесть о полку Игореве”, в котором нам рассказывают в поэтической форме, рассказывают о половецком налёте, князя Игоре и богатырях Руси.

Произведение характеризует себя как нечто новое в области древнерусской литературы. Оно как бы стоит на краю между литературой и народным фольклором, ведь в нём есть части и того и другого. Множество метафор, переплетений, игра словами, всё это характеризует произведение как литературную единицу, но особый стиль повествования может также определять произведение как часть русского фольклора. Потому произведение называют показательной вещью слияния сразу нескольких жанров.

Также в произведении происходит противопоставлении различных понятий, которое заставляет читателя размышлять о той или иной вещью, противопоставляя её другой в сравнении с первой. Это характеризует произведение как особой тип повествовательной литературы, которая может заставить читателя задуматься над той или иной проблемой. Также не стоит забывать что это, скорее всего, писалось просто, как летопись без какой либо цели сделать из неё общедоступное литературное произведение, из-за чего ещё произведение становиться ещё лучше.

Так или иначе, произведение является прекрасным примером отечественной летописи, которое с помощью различных литературных приёмов доносит до будущих поколений ту атмосферу, которая витала на Руси в то время, в этом также просматривается особенность произведения. По стилистике же оно является восхваляющим Русь, впрочем как и все произведения того времени. Я считаю, что всем надо познакомиться с данным произведением, так как оно является прекрасной литературной единицей достойной внимания, и не одного прочтения. Его стоит прочитать хотя бы для того чтобы знать историю своей родины.

Это моё субъективное мнение, которое может быть опровергнуто, или же вы можете не согласиться с ним.

Жанр

Не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах. Недаром ее предполагается исполнять под аккомпанемент гуслей. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д.

В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.

Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.

Язычество и христианство

Одним из самых животрепещущих вопросов остается вопрос, является ли «Слово» произведением языческим или христианским. Помимо многочисленных языческих идолов и божеств, упоминаемых автором, в песне возвышается фигура Бояна – песнотворца, сказывавшего про языческие предания княжеского рода и имевшего прозвище «Вещий», т.е. внук Велеса.

Кроме того, Ярославна, льющая слезы по Игорю в «Путивле на забрале», обращается сначала к ветру, потом к воде (Днепру), потом к Солнцу – трем языческим символам.

Противники языческой версии упрекают её сторонников в невнимательном чтении. Во-первых, автор начинает словами «пусть начнется же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна». Новые были – это уже христианская история. Во-вторых, автор говорит о языческих богах только когда Игорь находится на языческих землях половцев. А в отношении плача Ярославны принято вспоминать так называемую «беседу трех святителей», весьма популярную в XII веке.

В ней на вопрос, что есть высота небесная, широта земная, глубина морская, Иоанн отвечает: «Отец, сын и святой дух». Таким образом, Ярославна обращается к Троице. Кроме того, как полагают, Ярославна следует библейской истине: «Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен…». Эти строчки взяты из книги пророка Иеремии.

Плач Ярославны

Это один из заключительных эпизодов в «Слове о полку Игореве», который используется автором, чтобы усилить эмоциональную составляющую песни и вернуть читателей в реальность после воспоминаний о прошлых победах князей Руси.

Интересно! Плач Ярославны широко демонстрирует поклонение русичей природным силам и языческое прошлое.

Эпизод наделен большой эмоциональной нагрузкой – именно в нем автор выражает свое отношение к происходящему. Страдания Ярославны становятся воплощением страданий всех жен и матерей, всего народа, который страдает от происходящего. Патриотизм Ярославны также ярко выражен в тексте – это отличный пример ораторского искусства в литературе.

Девушка как бы заставляет природу и землю сочувствовать ей и спасти ее мужа. Жена князя Игоря становится непосредственным участником всех военных действий, отражением патриотического духа воинов.

Ярославна поет лирическую песню и спрашивает природу о судьбе своего мужа, ведь она в «Слове» изображается полноценным персонажем. Происходит диалог, который показывает всему миру отношение того, древнего человека к природе. Плач не только показывает отношение и скорбь самого автора, но и играет важную роль в общем сюжете.

Плач Ярославны

Князь Игорь и князь Владимир

В песне есть скрытое противопоставление князя Игоря князю Владимиру. Предположительно, речь идет о Владимире Мономахе, во времена правления которого начинается вражда его рода с родом Святославичей.

Мономах тоже предпринимает поход на половцев (1111 года), и его тоже сопровождает небесное знамение – огненный столб. Однако Мономах выступает в поход ради защиты своей земли, а не ради похищения славы, князь не заходит на языческую территорию «поганых» и получает благословление на поход, поэтому и одерживает победу. Игорь же выступает в поход исключительно по своей воле, к тому же в священный праздник – на Светлую седмицу.

общая информация

      СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ — памятник древнерусской литературы, в поэтической форме описывающий неудачный поход новгород-ceвepcкого князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Большинство ученых считает, что «Слово» создано на рубеже XII-XIII вв. Автор его неизвестен.
      «Слово» было обнаружено графом А.И. Мусиным-Пушкиным в составе сборника, датирующегося приблизительно XVI в. Этот сборник Мусин-Пушкин приобрел в 1788 г. у бывшего архимадрита упраздненного Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. С этой pукописи новый владелец в 1792 г. снял копию и, сопроводив переводом и комментариями, подарил Екатерине II. На основании этой копии и оригинала два ученых-архивиста А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш-Каменский подготовили первую редакцию «Слова», которая вышла в 1800 г. Во время московского пожара 1812 г. рукопись и большая часть тиража изданной книги сгорели вместе со всем собранием древних рукописей А.И. Мусина-Пушкина.
      Многие места «Слова о полку Игореве» не поддаются однозначному переводу, а некоторые просто непонятны, ибо мы не знаем значения отдельных слов («харалужные», «зегзица», «бусым», «хотию», «хоти», «стрикусы» и др.).
      Под пером автора простой рассказ о воинском походе превратился в яркое мифопоэтическое и историко-политическое полотно, художественные достоинства которого поражают и сегодня.
      Главный образ «Слова», объединяющий все повествование, — образ единой Русской земли. Горькими словами звучит призыв автора «Слова» к русским князьям прекратить междоусобицы и объединиться: «Ярославе и вси внуци Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дедней славе! Вы бо своими крамолами начнете наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи!»
      Несмотря на то что автор «Слова о полку Игореве», несомненно, был христианином (в его тексте имеются заимствования из Библии), «Слово» проникнуто языческой символикой и языческим мироощущением. В «Слове» упомянуты три языческих бога — Хорc, Стрибог и Даждьбог. Боян, с которым сравнивает себя автор, называется им «Велесовым внуком». Ветры именуются «Стрибожьими внуками». Некоторые исследователи даже считают, что под неким «Даждьбожим внуком», дважды упоминаемым в «Слове», подразумевается русский народ. Вместо историко-мифологических сюжетов, характерных для «Повести временных лет», в «Слове» широко представлены исторические сюжеты, связанные с Крымом, Причерноморьем и Подунавьем. Некоторые сюжеты и образы в нем напоминают «Троянские сказания». «Слово о полку Игореве» имеет близкие параллели с «Иудейской войной» Иосифа Флавия.

автор статьи C. Перевезенцев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: