В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным
Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В простом предложении:
Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение. Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное. Распространённое или нераспространённое Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются
Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого
Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org
Второстепенные члены предложения и их значимость
Прочитай. Найди основу предложения.
Сегодня папа купил спелый арбуз.
Правильно, папа купил – основа предложения.
А о чем еще говорится в предложении? Что купил папа? Когда купил?
Верно, папа купил арбуз, купил сегодня.
Давай разберемся, для чего нужны в предложении такие слова, которые нельзя назвать главными членами предложения.
Проверим, действительно второстепенные члены предложения нужны в русском языке. Для этого выполним задание.
Прочитай текст, пропуская вопросы в скобках.
Стоит (какая?) зима. (Где?) Лежит (какой?) снег. (Когда?) Трещат (какие?) морозы. (Какой?) Лед сковал (что?). Ребята надели (какие?) шубки и валенки и вышли кататься (на чем?).
Теперь прочитай текст еще раз, отвечая на вопросы и вставляя пропущенные слова. Если затрудняешься, используй слова для справок.
Слова для справок: Ночью, меховые, холодная, на санках, сильные, реку, крепкий, всюду, белый.
Сравни два получившихся текста. Чем они отличаются?
Правильно, во втором тексте есть второстепенные члены предложения, поэтому он более точно и красочно описывает события.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Посмотри на рисунки и схемы, соотнеси их. Какие предложения получились?
Получились предложения: Мальчик лепит. Девочка рисует.
Являются ли все слова в этих предложениях главными членами?
Да.
Рассмотри схему. С ее помощью расскажи, как находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Теперь, когда ты это знаешь, давай потренируемся находить подлежащее и сказуемое в предложениях.
Мама пришла домой.
Папа читает газету.
Сестра готовит блины.
Бабушка ласково улыбнулась.
Брат рисует машинку.
Дедушка сидит в кресле.
Проверь себя.
Число имен существительных.
В русском языке есть формаединственного числа (обозначает один предмет в ряду однородных предметов): стул, носок, мальчик;множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь
идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду
несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе.
Существительные, которые имеют только форму единственного числа:
- Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
- Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
- Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
- Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
- Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
- Слова: бремя, вымя, пламя, темя
Существительные, которые имеют только форму множественного числа:
- Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
- Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
- Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
- Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
- Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.
В предложении имя существительное может быть любым членом
Начальная форма – Им. пад., ед. ч.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
Примеры анализа сложного предложения
В том месте, где поднимается мокрая от дождя дорога, растут три сосны.
Декларативное, невосклицательное, сложное, союзное, сложное, придаточное предложение соединяется с простым подчинительным союзом «где»;
- простой, двойной, полный, простой, несложный;
- простой, двухчастный, полный, распространенный, осложненный отдельным определением, выраженный оборотом участников.
Сложноподчинённое предложение
Нам предстояло выяснить, что люди строили в глубине гор и зачем проникли в неповторимую красоту этого уголка земли.
Грамматических основ три: надо было узнать, люди построили, ввели, значит, предложение сложное.
, что () и почему ().
По цели высказывания предложение повествовательное. Предложение не имеет восклицательного тона. Строение предложения: сложное (состоит из трех предикативных основ), с однородным подчинением. Оба придаточных предложения зависят от указательного местоимения в главном предложении.
Главное предложение полное, единственное, безличное, с составным глагольным сказуемым, надо было разобраться, расширенное за счет прибавления в нем нас.
Первое придаточное предложение – что строили люди в глубине гор – присоединяется к союзному главному слову as (относительное местоимение) с усиливающей частицей. Предложение полное, двоякое, распространенное. Субъект люди выражается существительным во множественном числе в именительном падеже. Сказуемое — это простой глагол (составленный). Предложение расширяется прибавлением (относительное местоимение тот) и обстоятельство, выраженное неделимым словосочетанием (в глубине гор).
Второе придаточное предложение — что посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли — соединяется с союзным главным словом (ради чего) что (относительное местоимение с предлогом). Предложение полное, двоякое, распространенное. Подлежащее (они) выражается личным местоимением множественного числа в именительном падеже. Сказуемое представляет собой простой глагол (вмешательство).
Предложение расширяется дополнениями, выраженными относительным местоимением с предлогом (для чего), существительным в винительном падеже (для красоты) и неделимым словосочетанием (уголок земли); согласованные определения, связанные с дополнением: первое определение (уникальное) выражается прилагательным, второе (этого) указательным местоимением.
Главное предложение отделяется от придаточного запятой. Так как оба придаточных относятся к одному и тому же слову по существу (однородное подчинение) и связаны сочинительной связью, выраженной союзом, то и запятая между ними не ставится.
Сложносочинённое предложение
Сумрак опустился на землю, и грохот пушек стих.
Имеются две грамматические основы: сумерки опустились и грохот стих, а значит, предложение сложное. Схема:
, И .
По цели высказывания предложение повествовательное. Предложение не имеет восклицательного тона. Строение предложения: сложносочиненное (в него входят две предикативные основы), союзное, части соединены сочинительной связью с помощью сочинительного союза и в данном случае выражает одновременность событий. Части сложносочиненного предложения отделяются запятыми перед союзом и.
1.
Грамматическая основа: опустились сумерки. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражается существительным, сказуемое — одинарным глаголом), правильное (второстепенный член — обстоятельство в основе).
2.
Грамматическая основа: урчание стихло. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражается существительным, сказуемое — одиночным глаголом), регулярное (второстепенный член — сложение орудий).
Главные члены предложения
Давай вернемся к нашим предложениям:
О чем говорится во всех предложениях?
О грузовике.
А что одним словом говорится о нем?
Грузовик едет.
Можно ли убрать эту фразу из предложений так, чтобы смысл все равно был понятен?
Верно, нельзя, весь смысл предложений потеряется.
Тогда можно ли считать, что слова «грузовик едет» являются главными членами предложения?
Совершенно верно, можно.
Давай потренируемся находить основу предложения. Прочитай предложение.
Желтый листочек упал с березы.
Объясни, почему выделенные слова можно считать основой предложения.
Верно, в предложении говорится, что листочек упал – это его главная мысль.
Чтобы убедиться, что ты не ошибся, прочитай записи ниже, где скрыты оба главных члена и каждый из них по очереди. Проверь, понятен ли смысл прочитанного без этих слов?
Действительно, без главных членов предложения теряется весь смысл и предложение разваливается.
Найди главные члены в следующих предложениях:
Мальчики играли в снежки.
Осенью идут затяжные дожди.
К чаю бабушка испекла сладкий пирог.
Проверь себя:
Морфологический разбор имени существительного.
I. Часть речи. Общее значение.II. Морфологические признаки:1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.III. Синтаксическая роль.
Пояснение:
Существительное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит.
Если существительное употреблено с предлогом, предлог может быть
выписан вместе с существительным, однако его необходимо убрать в скобки,
так как предлог является не частью формы существительного, а
самостоятельным словом и отдельной частью речи. Начальной формой существительного является форма И. п. единственного
числа для существительных, изменяющихся по числам, и для существительных
только единственного числа. Начальной формой существительных только
множественного числа является, естественно, форма И. п. множественного
числа. Далее следует указать морфологические признаки существительного, разделив их на постоянные и непостоянные. К
постоянным признакам относятся разряд по значению, одушевлённость, род,
склонение, а для существительных, не изменяющихся по числам, и число.
Пример разбора:
От топота копыт пыль по полю летит.
(Чистоговорка)
(от) топота
1) имя существительное, обозначает предмет
начальная форма( далее Н.ф.) – (что?) топот;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.;
непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.;
3) летит (от чего?) от топота — дополнение
копыт
1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?)копыто;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.;
непостоянные признаки: мн.ч., Р.п.;
3) от топота (чего?) копыт — дополнение
пыль
1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?) пыль;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 3 скл.;
непостоянные признаки.: ед.ч., И.п.;
3) (что?) пыль — подлежащее
(по) полю
1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?) поле;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённая, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) летит (где?) по полю — обстоятельство
Задания для закрепления
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Второстепенные члены предложения
Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, рассмотрим высказывание:
Сначала определим главные члены предложения:
- (кто?) дети — это подлежащее;
- дети (что делают?) играют — это сказуемое.
В этом предложении, кроме главных членов, употребляются другие слова, которые поясняют их:
- дети (какие?) весёлые;
- играют (с чем?) с мячом;
- играют (где?) на площадке.
Слова «веселые», «с мячом», «на площадке» — это второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов, от которых к ним ставятся определенные вопросы.
Определение
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют главные и другие члены предложения.
В предложении различают второстепенные члены предложения:
- определения
- дополнения
- обстоятельства.
Что такое определение?
В рассматриваемом предложении слово «весёлые» поясняет подлежащее (дети), обозначает его признак и отвечает на вопрос какие? Это второстепенный член предложения определение.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определение чаще всего выражается именем прилагательным, но может быть обозначено местоимением (ваш дом), порядковым числительным (двадцатая страница), причастием (высохший лист), существительным (дом с колоннами).
В предложении определение подчёркивается волнистой линией.
Дополнение
Слово «с мячом» обозначает предмет, с которым выполняется действие, обозначенное сказуемым «играют». Это второстепенный член предложения дополнение.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
В отличие от подлежащего этот второстепенный член предложения обозначает предмет, на который направлено действие, зависит от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнение обычно выражено именем существительным или местоимением в форме любого падежа, кроме именительного.
Дополнение в предложении подчеркнем пунктирной линией.
Обстоятельство
В предложении от сказуемого «играют» зависят слова «на площадке», которые обозначают место действия и отвечают на вопрос где? Это второстепенный член предложения обстоятельство. В предложении обстоятельства обозначают время, место, способ, причину, условия действия и пр.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? зачем? и пр.
Обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах.
Обстоятельство подчеркивается линией «черточка-точка-черточка-точка».
В итоге подчеркнем второстепенные члены предложения соответствующими линиями:
Итак, в предложении второстепенные члены являются зависимыми словами. Определение зависит от подлежащего, а дополнение и обстоятельство — от сказуемого.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
Схемы сложных предложений
И вот мы, наконец, добрались до старшей школы. А теперь рассмотрим схемы сложных и сложноподчиненных предложений с примерами. И мы также обязательно проанализируем предложения с союзником, а также разные виды связи.
Начнем со сложносочиненного предложения: части одинаковые, поэтому на схеме их обозначаем одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении главное и придаточное четко разделены, поэтому главное предложение обозначаем квадратными скобками, а придаточное — круглыми. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному предложению: стоять перед ним или позади него, разрывать главное предложение.
Части теоремы о несоюзном комплексе эквивалентны, поэтому здесь для их обозначения на диаграмме также используются те же квадратные скобки.
Легко запутаться при создании структуры предложения с разными типами связи. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не наделать ошибок в будущем:
Особый случай — это сложное предложение с несколькими придаточными предложениями. Когда вы рисуете схемы придаточных терминов, их располагают не горизонтально, а вертикально. Последовательная подача:
Параллельное подчинение:
Однородная подача:
Распространенные и нераспространенные предложения
Прочитай текст. На какие две группы можно разделить предложения?
Прошло лето. Наступили прохладные деньки. Идут дожди. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетают на юг.
Проверь себя:
1 группа: Прошло лето. Идут дожди.
2 группа: Наступили прохладные деньки. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетают на юг.
Прочитай слова.
Пьют, блюдечка, пушистые, из, молоко, котята.
Составь из этих слов нераспространенное предложение, а затем – распространенное.
Как ты это сделал?
Правильно, когда ты нашел главные члены получилось нераспространенное предложение:
Котята пьют.
А когда добавил сюда остальные слова, подходящие по смыслу, получилось распространенное предложение:
Пушистые котята пьют молоко из блюдечка.
Отлично!
Распространение предложений с помощью второстепенных членов
А теперь добавь второстепенные члены в предложения так, чтобы они стали более точными.
Сидит ворона.
Идет дождь.
Возможно, у тебя получилось так:
На дереве сидит ворона.
За окном идет дождь.
Связь слов в предложении
Прочитай предложения, сравни их. Чем они похожи и чем различаются?
Верно, у них одинаковая грамматическая основа и сообщают оба предложения одну и ту же информацию. Но второе предложение распространенное, поэтому в нем информация более точная.
На какие вопросы отвечает каждое слово распространенного предложения?
Яблоки (что сделали?) созрели
Созрели (что?) яблоки
Яблоки (какие?) спелые
Созрели (где?) в саду
Убедимся в этом.
Посмотри на запись. Что здесь пропущено?
(Какой?) дом стоял (как?) на краю (чего?)
Здесь пропущены слова. Попробуй вставить их так, чтобы они отвечали на вопросы в скобках. Получилось ли у тебя предложение?
Старый дом одиноко стоял на краю деревни.
Верно, получилось предложение, ведь все слова связаны между собой вопросами и передают мысль.
Составление деформированных предложений
А теперь попробуй собрать из слов предложения:
- Лето, зиму, белка, все, запасы, делает, на.
- Пруду, живут, в, лягушки, старом.
- Творчества, Юле, для, набор, подарили.
- Дуб, у, растет, раскидистый, дома.
Чтобы было легче, прочитай алгоритм работы с деформированным предложением:
Проверь, какие предложения должны были получиться:
- Все лето белка делает запасы на зиму.
- В старом пруду живут лягушки.
- Юле подарили набор для творчества.
- У дома растет раскидистый дуб.
Отлично! Сегодня ты узнал, что такое грамматическая основа и главные члены предложения, чем они отличаются от второстепенных членов и как из нераспространенного предложения сделать распространенное.
Давай проверим, насколько хорошо ты это усвоил. Пройди тест, выбрав один или несколько вариантов ответа.
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Если сложное:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |