Упражнение 97 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 2. страница 54

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.

В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:

Определение

Падеж — это грамматическая форма имени, указывающая на его отношение к другим словам в предложении.

А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:

Определение

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

С помощью грамматических форм слова́ связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.

Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.

В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом по смыслу или грамматически. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.

В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

Предлог

Вспомните!

Как пишутся предлоги с другими словами?

148 Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи помогала вам в этом?

Вернулся из (деревня), был на (прогулка), работает на (ферма), живёт в (город), сражаться в (воздух), бежит по (опушка), шёл по (улица), домик на (взморье), наклонился к (он), бросился к (я), прибавить к (пять), отнять от (шесть).

Возьмите на заметку!

Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами.

В своей речи мы часто пользуемся предлогами, без них не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять.

149 1. Прочитайте шутливое стихотворение Ильи Сельвйнского. Запишите текст, вставляя вместо пропусков окончания имён существительных. Какова начальная форма слова (на) завалинк..? Что означает это слово?

              ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в печк..,
Валенки на завалинк..?
Валенки в печк..,
На завалинк.. гречка?

Гречка в валенк..,
Печка на завалинк..?
Валенки в гречк..,
Завалинка в печк..?

2. Подсчитайте, сколько слов используется в данном тексте. Как же удалось автору создать целое стихотворение с таким небольшим количеством слов?

150 Умеете ли вы отличать предлоги от приставок? Проверьте себя. Для этого запишите тексты, раскрывая скобки.

1) Сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) берёзою,
сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) осиною.
И (под) каждой берёзой — гриб
                    (под)берёзовик,
и (под) каждой осиной — гриб
                    (под)осиновик!

                    (Н. Рубцов)

2) Солнце спряталось (за) бор,
Чьи глаза сверкают?
Кот (за) брался
                    на (за) бор —
(Перед) сном гуляет.

3) Тили-бом, тили-бом!
(За) горелся кошкин дом.
(По) какому (по́) воду
Кот (по) мчался (по́) воду?

                   (Я. Козловский)

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№97 учебника 2011-2022 (стр. 54):

Прочитайте.

  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу их падеж.
  • На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? С какими предлогами употребляются?
  • Запишите пословицы. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Подчеркните предлоги.

№97 учебника 2023-2024 (стр. 54):

Расскажите по таблице «Признаки падежей» об одном из падежей по плану.

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное в этом падеже?
  2. С какими предлогами употребляется?
  3. Каким членом предложения является?
  4. Приведите пример предложения с именем существительным в данном падеже и объясните, по каким признакам можно определить падеж существительного в предложении.

Подсказка

№97 учебника 2011-2022 (стр. 54):

Существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами.

№97 учебника 2023-2024 (стр. 54):

В ответе даны ответы по всем падежам, выбери из них описание одного.

Ответ

№97 учебника 2011-2022 (стр. 54):

     Вопросы:

тепло (при чём?) при солнце, добро (при ком?) при матери, ретив (в чём?) в словах, ленив (в чём?) в делах, медок (на чём?) на языке, ледок (на чём?) на сердце, говори (о ком?) об отце, говори (о ком?) о матери

     По вопросам (о чём? о ком?) определяем, что это предложный падеж. Он употребляется с предлогами при, в (во), на, о, об.

  При солнце тепло, при матери добро.

  В словах ретив, а в делах ленив.

  На языке медок, а на сердце ледок.

 Об отце и о матери говори с почтением.

№97 учебника 2023-2024 (стр. 54):

В именительном падеже существительное отвечает на вопросы кто? что? и не употребляется с предлогами. В предложении является подлежащим.

Щенок проснулся рано. (Щенок — И. п., кто?, подлежащее).

В родительном падеже существительное отвечает на вопросы кого? чего? и употребляется с предлогами без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг. В предложении является второстепенным членом.

Я приготовил еду для щенка. (для щенка — для кого?, предлог для — Р. п.).

В дательном падеже существительное отвечает на вопросы кому? чему? и употребляется с предлогами к, по. В предложении является второстепенным членом.

Я дал щенку лакомство. (щенку — кому? — Д. п.)

В винительном падеже существительное отвечает на вопросы кого? что? и употребляется с предлогами через, про, в, во, на, за, под. В предложении является второстепенным членом.

Я написал бабушке про щенка. (про щенка — про кого?, предлог про — В. п.)

В творительном падеже существительное отвечает на вопросы кем? чем? и употребляется с предлогами над, за, под, перед, с, со, между. В предложении является второстепенным членом.

Мне всегда весело с щенком. (с щенком — с кем? — Т.п.)

В предложном падеже существительное отвечает на вопросы о ком? о чём? и всегда употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во. В предложении является второстепенным членом.

О щенке я расскажу завтра в классе. (о щенке — о ком?, предлог о — П.п.)

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

РУССКИЙ ЯЗЫК

Предложный падеж О ком? О чём?

97. Прочитайте.

  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу их падеж.
  • На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? С какими предлогами употребляются?
  • Запишите пословицы. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Подчеркните предлоги.

Каждый трус о храбрости мечтает.
Мечтает (о чём?) о храбрости (П. п.).

Обратите внимание! Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. Поэтому этот падеж называется предложным

98. Прочитайте. Выпишите только словосочетания с именами существительными в предложном падеже.

Вышел из трамвая, работал на почте, ехал по шоссе, сказал при товарище, читал о космосе, угостил шоколадкой, пришёл в пальто.

99. Прочитайте. Назовите произведения.

Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка…
(А. Пушкин)

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

Толкования: головной убор, макушка (головы), царская корона, царский трон, изделия из золота, большая комната, тёплая женская кофта без рукавов.

Определите падеж выделенных имён существительных.

Спишите один из отрывков. Над именами существительными укажите падеж.

100. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится).

  1. Люди, белка, черепахи, чиж, листья, рыба, чучело, собака, чайник, лиса, шишка, ласточка, мыши, ….
  2. В дупле, в гнезде, в норе, в воде, в конуре, на дереве, в огороде, на кухне, на ёлке, в песке, в домах,
  • В каких предложениях вы употребили глагол живёт для обозначения действия неживого предмета?
  • Запишите три предложения. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже.
  • Составьте и запишите свои предложения на эту тему.

101. Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки.

Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним несся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

(К. Паустовский)

  • Почему кот рассердился на кур? Как он их наказал? Что чувствовал кот после победы?
  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Выделите в тексте части. Составьте план. Подготовьтесь написать изложение по составленному плану.

Говорите правильно!

Герб — герба́, гербу́, гербо́м, о гербе́,
бинт — бинта́, бинту́, бинто́м, о бинте́,
кран — кра́на, кра́ну, кра́ном, о кра́не.

Определение падежа существительного

Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:

  1. первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
  2. второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.

Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».

голос (кого?) бабушки (р. п.)

Люблю (кого?) бабушку (в. п.)

В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:

  • прислониться к (чему?) стене — д. п.;
  • висит на (чём?) стене — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошади — р. п.;
  • скакать на (ком?) лошади — п. п.

Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем , о том, как определить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На заметку!
А вы знали, что существовали ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?

Рубинчик Людмила Ивановна

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:

  • кто? — бабушка, мастер, отец;
  • что? — тишина, дом, счастье, радость.

Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.

Родительный падеж

Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки,  мастера, отца;
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:

нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.

Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки;
  • вымокнуть из-за дождя;
  • выйти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сделать ради детей.

Дательный падеж.

Дательный падеж существительного обозначает адресата и отвечает на вопросы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С дательным падежом употребляются предлоги:

к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.

  • Подойти к матери;
  • поступить согласно правилам;
  • идти навстречу ветру;
  • действовать наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
  • вижу (что?) тишину, дом, счастье, радость.

С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.

  • Вернуться спустя год;
  • рассказать про орла;
  • пройти сквозь пламя;
  • переступить через ступеньку;
  • выйти, несмотря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:

  • положить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой,  мастером, отцом;
  • любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:

с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с

  • приехать с другом;
  • парить над полем;
  • остановиться перед вокзалом;
  • посадить за домом;
  • действовать согласно с распоряжением;
  • я вместе с братом;
  • в связи с непогодой;
  • пройти между рядами. 

Предложный падеж

Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?

  • забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
  • расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:

при, в, на, о, об, по

Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:

  • остаться при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • поведать о путешествии;
  • скакать на лошади.

Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Предлог. Союз. Частица

146 1. Прочитайте текст. Кто быстрее найдёт в нём существительные (их семнадцать), прилагательные (их восемь), глаголы (их десять), наречия (их два)?

Наступила ночь.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается серебряный иней. В тёмном небе видимо-невидимо ярких зимних звёзд…

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка: это под деревьями пробежал заяц. Вот где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

2. Подумайте, почему текст без выделенных слов невозможен или будет хуже. Можно ли поставить вопрос к этим словам?

Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Подготовьтесь к ответу на вопрос: «Какие части речи и почему называют служебными?»

Слова, которые выделены в тексте предыдущего упражнения, тоже части речи. Их принято называть служебными.

Служебные части речи — это предлог, союз, частица. Они не имеют собственного значения, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, поэтому к ним нельзя поставить вопрос. Их основная роль — быть помощниками самостоятельных частей речи, служить им.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: