Все существующие падежи русского языка
1) Именительный падеж — кто?, что?2) Родительный падеж — нет кого?, чего?3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.
Склонение существительных
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка,
относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа
. Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван
. У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие
.
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист
не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности
зависит от слова ехал
. Задаем вопрос: ехал (где?) по местности
. Это вопрос предложного падежа. Местность
— женский род, оканчивается на ь
, поэтому склонение третье.
Что такое падежи
Для начала, если вы забыли, мы напомним о том, что же вообще такое падежи, с какой целью они присутствуют в нашей речи и грамматике.
Падежи являются категорией частей речи, которая позволяет придать словам какую-либо семантическую либо синтаксическую роль. Именно за счет падежей мы понимаем, что в конкретном контексте может означать та или иная фраза, склоняя части речи, согласно существующим падежам.
Существует шесть падежей, которые, несмотря на прошедшие годы с момента окончания школы, пожалуй, и по сей день помнит большинство людей. Это:
- Именительный;
- Родительный;
- Дательный;
- Винительный;
- Творительный;
- Предложный.
Существительное как часть речи
Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.
Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.
Значения родительного падежа
Родительный падеж
. Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
- вещество, у которого обозначается мера: литр кваса
; - принадлежность: мамина обув
ь; - объект какого-либо действия: кипячение воды
; - отношения определения: красота полей
.
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка.
При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
- обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию
; - употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс
я и др.: добиваться (чего?) разрешения.
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года
.
Признаки падежных форм имён существительных
Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
Обратите внимание на выделенные предлоги — они употребляются только с одним падежом.
В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?
Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Чтобы определить падеж других имён существительных, надо: а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.
139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.
1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.
- Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
- Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.
140. Прочитайте.
Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.
Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа — для называния предмета, на который направлено действие
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет >день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. (А. Пушкин)
142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.
143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.
- Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
- Разберите пятое предложение по членам.
144. Прочитайте.
В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?
145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.
- Что обозначают слова телефон, телефонист?
- По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
- Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле-: телебашня, . .
Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие. телефо́н телепереда́ча
телефо́н телепереда́ча
146. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
2. Девочка побежала на полянку, нагнулась к земле, села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды.
- Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки.
- Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?
Зябнет липа за окошком, Выпал иней поутру. Машет маленькой ладошкой Жёлтый листик на ветру. Перед самою зимой Он прощается со мной. (В. Орлов)
Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером. 148
Прочитайте. Спишите
148. Прочитайте. Спишите.
- Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
- Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.
На горе шумит ветла, На ветле звенит пчела, Полосатая, как зебра. В роще — клёны и дубравы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик. (Ю. Мориц)
150. Прочитайте.
- Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
- Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.
Образец. Поют о Родине (П. п.).
Страничка для любознательных
Видео:Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК
Как определить падеж имени существительного?
135. Прочитайте.
В рощах птичье пение,
А в классе — тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется « весна ».
Склоняем вслух: «Весна, весны…
Весне, весну, весною, о весне…»
«Пришла ве-сна,
Дождись ве-сны…
Привет ве-сне,
Встречай ве-сну…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…»
(Я. Аким)
- Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
- Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.
Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.
136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Падежи |
Вспомогательные слова |
Вопросы |
Именительный |
есть (существует) |
кто? что? |
Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.
Обратите внимание! Начальная форма имени существительного — это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе. 137
Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́. Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов
137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́. Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.
И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи
Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей
Д. п.- — — — ••• — — — — — — ••• — — — — — -•••
Выделите окончания имён существительных.
Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:. лиса, лисы, лисе, лису, лисой, (о) лисе
лиса, лисы, лисе, лису, лисой, (о) лисе.
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,233
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Особенности родительного и винительного падежей
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
- на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
- в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
- в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
- на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
- в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
- в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.
1.
Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов
: мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой
:
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко
— мужской род
;моя жена, моя стена, моя ночь
— женский род
,моё окно, моё небо, моё животное
— средний род
.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу — мой подмастерье, мой дедушка
(мужской род); моя мать, моя сестра
(женский род).
2.
Род неизменяемых существительных
опреде-ляется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри. Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения:
цеце, иваси
— женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения:
кофе, пенальти, сирокко
(мужской род), авеню, салями
(женский род).
3.
Особую группу составляют существительные общего рода
, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха
! Какая ты неряха
!
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а
, -я
и относятся к 1-му склонению.
Неряха
, заводила
, запевала
, работяга
, грязнуля
, стиляга
, пьяница
, неженка
, соня
, плакса
.
Обратите внимание!
Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр
и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!
4.
Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
Ясли, макароны, брюки, вилы.
ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Значимые части слова. Упражнение №87
Тема текста: Тетёрка и её тетеревята. В тексте можно выделить 3 части:
1. Тетёрка с птенцами вышла на прогулку. Тетеревята разбежались по поляне. Мама следит за птенцами. Заботливая мама
На полянку вышла пёстрая курочка−тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен7ькие и пушистые. Они разбежались по поляне. Тетёрка нашла муравьиную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сбежались тетеревята и стали клевать вкусные муравьиные яйца. Тетёрка стояла в сторонке — поглядывала, не летит ли ястреб, не крадётся ли лисица. Скребицкий
Первой схеме соответствуют слова: тетерка, вкусные. Второй схеме соответствуют слова: пёстрая, поляне.
4 класс – это некая заключительная ступенька в «лестнице образования» на этапе начальной школы
Уже вскоре увеличится количество дисциплин, а значит текущую программу важно хорошо усвоить, чтобы потом не было сложностей с успеваемостью. Знания должны накапливаться, наслаиваясь тема за темой, словно снежный ком
Изучение дисциплин на этом этапе уже более углубленное, а поэтому не будет лишним сервис ГДЗ за 4 класс, решения с ответами по русскому языку в котором грамотно структурированы и понятно изложены. Никто не говорит все время списывать вслепую, но подготовиться по сложной теме или разобрать подробнее пропущенный или непонятый материал, решебник точно поможет.
Основные виды
Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
У некоторых падежей
вопросы совпадают
, и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
Какие бывают основные падежи в русском языке.
Именительный
Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
-
вопросы кто? — мама. Что? — рама
; - вспомогательное выражение «есть»;
- встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
- множественном: -ы, -и, -а, -я.
- Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
- Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
Родительный
Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
-
можно сопоставить его с выражением
«нет» кого? – отца. Чего? Дворца
; - употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
- окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
- во множественном: -ов, -ев, -ей.
- После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
- Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).
Дательный
Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
- определяет последнюю точку действия;
-
«дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
- предлоги: по, к;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
- во множественном: -ам, -ям.
- Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
- Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).
Винительный
Называет объект действия:
-
«вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
- предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
- окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
- во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
- Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
- А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).
Творительный
Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
-
«любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
- употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
- окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
- во множественном: -ами, -ями.
- Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
- С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
Предложный
Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
- чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
-
«мечтаю»
о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
- множественное число: -ах, -я.
- Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
-
При дворе росла
березовая роща
. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
- Ирина
- Родила
- Девчонку,
- Велела
- Тащить
- Пеленку.
Таблица — падежи.
Предлоги падежей и смысловые вопросы
Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?
Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?
Вывод
Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное
На данном уроке вы вспомните изученное о падежах имени существительного, усовершенствуете свои умения в определении падежа имени существительного, в том числе и в случаях употребления имени существительного с предлогом.
1. Вспоминаем изученное
Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж
является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.
Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей
:
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
.
2. Как определить падеж имени существительного?
Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Он верил другу
: верил
другу
— Д. п.
Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть
друг
— И. п.
Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением
Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) — В. п.
Шарик
улетел от Максима — шарик — И. п.
Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?). Я видел
друга
— В
п.;
Я видел
друга
— В. п.;
Здесь нет
друга
— Р. п.;
Я видел
фильм
— В.п.
В кинотеатре демонстрируется
фильм
— И.п.
Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Он посмотрел в книгу: посмотрел
в книгу
.
Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Он ссорился со своим другом: ссорился
с другом
.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2010.
- Russisch-fuer-kinder.de ().
- Опорная таблица ().
Домашнее задание
Упражнение 1
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________
. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______
и нога _________
дрожали у него от старость _____________
: несет ложка ______________
ко рот ___________
— и суп расплескивает.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________
и складывает что-то из щепочка__________________
.
Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуда ______________
полотенце _______________.
Коробочка ________________
, — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенька _________________,
я буду вас из деревянной коробочка_______________
кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________
и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________
за печь прятать, из деревянной миска __________
кормить.
Упражнение 2
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (_) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.
2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__) по лесу (__) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.