Развитие наглядно-образного мышления

Варианты окончаний предложного падежа

Отметим, что неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния харак­те­ри­зу­ют­ся вари­а­тив­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -у/-ю или -е:

  • най­ти в лес у — рас­спро­сить о лес е
  • рабо­тать на дом у — нахо­дить­ся в дом е
  • не стой на ветр у — на сквоз­ном ветр е
  • думать о ра е — нахо­дить­ся в ра ю

Выбор этих окон­ча­ний зави­сит от мно­гих условий:

  • сло­во име­ет объ­ект­ное или обсто­я­тель­ствен­ное значение;
  • исполь­зу­ют­ся пред­ло­ги «в», «на» или «о»;
  • сти­ли­сти­че­ский харак­тер сло­во­фор­мы (книж­ный, раз­го­вор­ный или разговорно-просторечный);
  • смысл кон­тек­ста;
  • вли­я­ние про­фес­си­о­наль­ной речи;
  • пря­мое или пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва и пр.

Существительные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -е име­ют книж­ный харак­тер. Они упо­треб­ля­ют­ся в объ­ект­ном зна­че­нии с пред­ло­гом «о». Слова с окон­ча­ни­ем -у/-ю при­над­ле­жат раз­го­вор­ной речи, чаще име­ют пред­ло­ги «в» и «на» и исполь­зу­ют­ся в обсто­я­тель­ствен­ном значении.

Сравним:

  • раз­мыш­лять (о чём?) о берег е — сидеть (где?) на берег у
  • напи­сать о сад е — поса­дить в сад у
  • забо­тить­ся о стро е — сто­ять в стро ю

Словоформы пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­гов «в» и «на» раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ски как лите­ра­тур­ные и разговорные:

  • нахо­дит­ся в отпуск е — быть в отпуск у
  • сто­ит в цех е — рабо­та­ет в цех у
  • день­ги на счёт е — быть на хоро­шем счет у

Если у суще­стви­тель­но­го име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ет­ся фор­ма пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -е.

🎥 Видео

Дательный падеж. Как определить дательный падеж?Скачать

Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Творительный падеж. Множественное число || Существительные. Падежи.Скачать

Дательный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать

Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать

Как определить падеж имени прилагательного?Скачать

«Здорово, Парамоша!» (отрывок из кинофильма «Бег»)Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Предложный падеж. Существительные. Часть 2 || ПадежиСкачать

Как определить падеж имени существительного?

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного — это форма именительного падежа единственного числа. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами

Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́. Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:. лиса, лисы, лисе, лису, лисой, (о) лисе

лиса, лисы, лисе, лису, лисой, (о) лисе.

Видео:Падеж и склонение имён существительных (6 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Признаки падежных форм имён существительных

Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
Обратите внимание на выделенные предлоги — они употребляются только с одним падежом.
В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Чтобы определить падеж других имён существительных, надо: а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа — для называния предмета, на который направлено действие

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет >день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. (А. Пушкин)

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле-: телебашня, . .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие. телефо́н телепереда́ча

телефо́н телепереда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку, нагнулась к земле, села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды.

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки.
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

Зябнет липа за окошком, Выпал иней поутру. Машет маленькой ладошкой Жёлтый листик на ветру. Перед самою зимой Он прощается со мной. (В. Орлов)

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером. 148

Прочитайте. Спишите

148. Прочитайте. Спишите.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

На горе шумит ветла, На ветле звенит пчела, Полосатая, как зебра. В роще — клёны и дубравы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик. (Ю. Мориц)

150. Прочитайте.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: