Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Урок русского языка
3 класс
Составитель: Киселева Т.Г.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ» с. Корткерос,
Республики Коми
Слайд 4 Скрипка, травинка, сердце, ученица, ложка.
Слайд 6 Скрипка, травинка, сердце, ученица, ложка.имена существительныепадеж
Слайд 7И ____________ (__________ )
кому? чему?Р ____________ (_____) о ком? о чём?Д ____________ (_____ ) кем? чем?В _____________ (_____ ) кого? чего?Т ______________ (________ ) кто? что?П ______________ (_______ ) кого? что?
менительный
существует
одительный
нет
ательный
дать
инительный
вижу
ворительный
доволен
редложный
думаю
Слайд 9Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний.
Мы приехали на вокзал вовремя. Недавно на вокзале установили новые кассы. Я вышел на улицу и, кружа между улочками, добрался до вокзала. Автобус остановился перед вокзалом.
(?.п.)
(?.п.)
(П.п.)
(Р.п.)
(Т.п.)
Слайд 10Тема урока:
«Именительный и винительный падежи»
Цель: узнать как определять
именительный и винительный падежи имён сущ., отвечающих на вопрос что?
Слайд 11Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний.
Мы приехали на вокзал вовремя. Недавно на вокзале установили новые кассы. Я вышел на улицу и, кружа между улочками, добрался до вокзала. Автобус остановился перед вокзалом.
(?.п.)
(?.п.)
(П.п.)
(Р.п.)
(Т.п.)
Слайд 121. В группе должен быть ответственный.2. Работать должен каждый на
общий результат.3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай
вежливо.5. Если не понял – переспроси.
Правила работы в группе.
Слайд 13Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. Мы приехали на
вокзал вовремя. Подъезжающие к городу пассажиры видятвокзал. Вокзал стоит на
окраине города
(И.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(И.п.)
а имя существительное в _____________ падеже — ________________ членом предложения.ВЫВОД
1:
именительном
подлежащим
винительном
второстепенным
Слайд 15Старый вокзал повидал тысячи встреч и расставаний. Мы приехали на
вокзал вовремя. Подъезжающие к городу пассажиры видятвокзал. Вокзал стоит на
окраине города
(И.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(И.п.)
Слайд 16Имена существительные в _____________ падеже употребляются как с ___________, так
____________
ВЫВОД 3:
именительном
без предлогов.
а имя существительное в _____________ падеже — ________________ членом предложения.Вывод
1:
именительном
подлежащим
винительном
второстепенным
Имена существительные в _____________ падеже употребляются как с ___________, так и без ___________
Вывод 2:
винительном
предлогами
предлогов.
Имена существительные в _____________ падеже употребляются ____________
Вывод 3:
именительном
без предлогов.
а имя существительное в _____________ падеже — ________________ членом предложения.Вывод
1:
именительном
подлежащим
винительном
второстепенным
Имена существительные в _____________ падеже употребляются как с ___________, так и без ___________
Вывод 2:
винительном
предлогами
предлогов.
Имена существительные в _____________ падеже употребляются ____________
Вывод 3:
именительном
без предлогов.
2. Город утопал в зелени. 3. На
город надвигалась гроза. 4. Я люблю свой милый городок. 5. «…Град на острове стоит…»
(В.п.)
(И.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(И.п.)
в ___________ зовут._________ с детства не люблю, С собою рядом не
терплю.Мои вопросы _________ –Ни с чем не спутает никто.А я – ___________ падеж,И я во всем виню невежд.Зато отличников люблю,Для них «пятерки» я ловлю.Кого позвать, во что играть,Готов ребятам подсказать!
именительный
подлежащее
Предлогов
кто? и что?
винительный
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№93 учебника 2011-2022 (стр. 52):
Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные в винительном падеже. Запишите стихотворение.
На свете всё
На всё похоже:
Змея —
На …
Из кожи;
Луна —
На круглый …
Огромный;
Журавль —
тощий
… подъёмный;
Кот полосатый —
На … ;
Я — на тебя,
А ты —
На маму.
Р. Сеф
Слова для справок: кран, пижама, ремешок, глаз.
Назовите другие предметы, которые можно сравнить между собой по какому-либо признаку.
№93 учебника 2023-2024 (стр. 51):
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. полдень». Как художнику удалось передать приближение весны и время суток — полдень?
- Расскажите, какими вы увидели деревенский пейзаж (часть дома, двор, домашних птиц, группу школьников), признаки весны (солнечный свет, снег, тени на снегу, деревья).
- Выскажите своё мнение об увиденном на картине.
- Составьте по картине текст. воспользуйтесь опорными словами.
Опорные слова: окраина деревни, снежная поляна, овраг; холмы, поросшие густым лесом; забор, поле́нница дров, солнечные лучи, стройные берёзы, зелёные ели, голубые тени по снегу, мягкий по́ристый снег, прота́лины, куры, красивый петух, группа лыжников.
Подготовьтесь рассказать и записать составленный по картине текст. Проверьте себя.
Подсказка
№93 учебника 2011-2022 (стр. 52):
В винительном падеже эти существительные отвечают на вопрос на что? — на кран, на ремешок, на глаз, на пижаму.
Ответ
№93 учебника 2011-2022 (стр. 52):
На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль —
тощий
кран подъёмный;
Кот полосатый —
На пижаму ;
Я — на тебя,
А ты —
На маму.
Солнце похоже на блин, пингвин похож на дирижёра во фраке, озеро прозрачное похоже на зеркало, ёж похож на игольницу бабушки.
№93 учебника 2023-2024 (стр. 51):
Приближение весны художник передал, изобразив ясное небо, рыхлый снег, проталины. На то, что на картине изображён полдень указывают тени деревьев.
Крыша дома ещё засыпана снегом, но он уже слежался и начал скатываться вниз, кажется, что он вот-вот упадёт. Двор ещё весь в снегу, но глубокие следы в снегу указывают на то, что снег стал рыхлым, что он подтаивает. Невысокий забор уже не засыпан снегом. Дрова, лежащие во дворе, тоже все видны и не покрыты сугробами. По двору прохаживаются куры и петух, они уже могут склевать старые зёрна, которые зимой были прикрыты снегом. Школьники бегут по оврагу на лыжах, стараясь успеть накататься до прихода весны. Солнечные лучи пригревают землю, снег становится мягким и пористым, кое-где показались проталины. Зелёные ели молчаливо стоят, не желая прощаться с зимой. А вот стройные высокие берёзки радостно тянуться ввысь, отбрасывая голубые тени на снежный покров.
Картина мне понравилась, потому что она жизнерадостная и жизнеутверждающая. Глядя на неё, понимаешь, что совсем скоро наступит весна, вернутся и защебечут пернатые, всё оживёт и расцветёт.
Сочинение
Картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» представляет собой деревенский пейзаж. Художник изобразил последние дни зимы.
Крыша низенького деревенского дома ещё засыпана снегом, но он уже слежался и начал скатываться вниз, кажется, что он вот-вот упадёт. Двор ещё весь в снегу, но глубокие следы в снегу указывают на то, что снег стал рыхлым, что он подтаивает. Невысокий забор уже не засыпан снегом. Дрова, лежащие во дворе, тоже все видны и не покрыты сугробами.
По двору прохаживаются куры и петух, они уже могут клевать старые зёрна, которые зимой были прикрыты снегом. Школьники бегут по оврагу на лыжах, стараясь успеть накататься до прихода весны. Солнечные лучи пригревают землю, снег становится мягким и пористым, кое-где показались проталины. Зелёные ели молчаливо стоят, не желая прощаться с зимой. А вот стройные высокие берёзки радостно тянуться ввысь, отбрасывая голубые тени на снежный покров.
Картина мне понравилась, потому что она жизнерадостная и жизнеутверждающая. Глядя на неё, понимаешь, что совсем скоро наступит весна, вернутся и защебечут пернатые, всё оживёт и расцветёт.
- ← Предыдущее
- Следующее →
РУССКИЙ ЯЗЫК
Винительный падеж Кого? Что?
86. Прочитайте словосочетания.
Купил (что?) творог; вижу (кого? что?) скворца, картину; слушаю (кого? что?) маму, музыку; рассказал (про кого?) про животных; увидел (сквозь что?) сквозь стекло; положил (на что?) на землю; положил (во что?) в портфель, в чай; сел (за что?) за руль; прыгнул (через что?) через бревно.
- Определите по вопросу падеж имён существительных.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
- Запишите словосочетания без вопросов. Подчеркните предлоги.
Добрый пёс на ветер не лает. |
87. Прочитайте.
1. Старик смотрел на море. 2. Море слегка разыгралось. 3. Вдали мы увидели море. 4. Уплыла рыбка в море.
- Определите падеж имени существительного море в каждом предложении.
- Запишите предложения, в которых имя существительное море употреблено в винительном падеже. Подчеркните главные члены предложения.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже. Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже. |
88. Прочитайте.
Молоко покрыла пеночка.
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка.
Подпевает ей овсянка.
(Я. Козловский)
Что обозначают омонимы пеночка, овсянка в каждом из предложений?
Спишите. Определите падеж выделенных имён существительных.
Объясните, как вы определяли падеж неодушевлённых имён существительных, отвечающих на вопрос что?
89. Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?
1. Коля колет колья. 2. Наш Полкан попал в капкан. 3. Мышки мыли миску мышке. 4. Соломы воз возница вёз.
- Объясните, как определить падеж выделенных имён существительных в данных предложениях.
- Запишите по памяти любую скороговорку. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания. Укажите падеж имён существительных.
соло́ма
90. Прочитайте.
Вижу (кого? что?) девочку, мальчика, лису, медведя, стол, кедр.
Нет (кого? чего?) девочки, мальчика, лисы, медведя, стола, кедра.
- В каких падежах употреблены имена существительные со словами вижу и нет?
- Назовите имена существительные, которые в данных падежах:
- имеют одинаковые окончания и отвечают на один и тот же вопрос;
- имеют разные окончания, но отвечают на один и тот же вопрос;
- имеют разные окончания и отвечают на разные вопросы.
Чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными именами существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными мужского рода в тех же падежах. Р. п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы). В этих падежах у данных имён существительных окончания различаются. |
91. Прочитайте. Вставьте в предложения слово конь, употребив его в нужном падеже.
1. Запряги …! 2. Не гони … кнутом. 3. Сними с … уздечку! 4. … легко дрессировать. 5. Возраст … определяют по зубам. 6. Расскажи мне про … .
- Скажите, легко или трудно определить падеж имени существительного конь в каждом предложении. Почему?
- Запишите предложения, вставляя пропущенное слово. Объясните, как вы определяли падеж имени существительного конь в каждом предложении.
92. Прочитайте слова и признаки трёх падежей.
-
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет.
Член предложения: подлежащее. -
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про. -
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из.
- Определите по признакам падеж. Поставьте каждое имя существительное в данные падежи. Каким членом предложения являются имена существительные в этих падежах?
- Составьте предложения с одним из имён существительных. Неодушевлённое имя существительное употребите сначала в винительном падеже, потом в именительном. А одушевлённое — сначала в родительном падеже, а затем в винительном.
- Запишите составленные предложения.
93. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные в винительном падеже. Запишите стихотворение.
Назовите другие предметы, которые можно сравнить между собой по какому-либо признаку.