Сочинение-описание картины волшебница-зима юона (3, 4 класс)

Краткое содержание тёма и жучка гарин-михайловский

Краткое содержание для читательского дневника

1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения? Краткое содержание

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» учит тому, что нельзя быть настолько жестоким к беззащитным существам.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главная мысль произведения «Тёма и Жучка» — не стоит отпускать своих любимых питомцев на самостоятельный выгул, неизвестно что с ними может случиться. Каждый хозяин, у которого есть животное должен понимать, что он в ответе за своего питомца и должен следить, чтобы ему никто не навредил (как в рассказе, скинув собаку в колодец).

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.

Рассказ «Тема и Жучка» очень поучительный и трогательный.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.

1 вариант

На картинах выдающегося русского мастера Константина Фёдоровича Юона увидеть зиму во всей ее великолепии — настоящее удовольствие. Яркие, светлые полотна переносят нас в мир зимней красоты, где снежные сугробы, укутанные снегом деревья и веселые дети, играющие на полянке, создают атмосферу волшебства.

На одной из картин Юона мы можем увидеть просто прогуливающихся людей, кто-то спешит по своим делам, а кто-то смело мчится на санях по снегу. Вдали виднеются дома, лесок и фигуры, скачущие на конях. Эти картины так ярко передают дух зимы, что становится тепло на душе и хочется присоединиться к детям, играющим на заснеженной полянке, или просто прогуляться и насладиться видом этой зимней сказки.

Картины Юона исполнены в светлых тонах, где много белого, синеватого и серого — именно такие оттенки так характерны зимнему времени. На фоне белоснежного простора фигуры людей и животных выглядят яркими и разноцветными. Эти яркие пятнышки создают ощущение жизни и движения на полотне, словно они оживают прямо перед нами.

Название одной из картин Юона — «Волшебница зима» — идеально описывает ее содержание. Здесь изображены все те детали, которые делают зиму по-настоящему волшебной и чудесной. Деревья, одетые в пушистый снежный мех, белое покрывало на земле, счастливые люди, наслаждающиеся зимой — все это художник передал с невероятной точностью и красочностью. Взгляни на эту картину, и сразу возникает желание окунуться в снег, бегать, прыгать и радоваться вместе со всеми, чтобы выразить благодарность зиме за такое волшебство, которое она приносит в нашу жизнь. Юон великолепно передает образы и эмоции, даря нам возможность наслаждаться зимней красотой и мечтать о новых приключениях на заснеженных просторах. Он умело сочетает яркость, свет и оттенки, чтобы передать нам всю прелесть зимних моментов, оставляя в нашей душе след непередаваемого восторга и вдохновения. Эти картины являются истинным произведением искусства и покажут нам всю красоту зимы, которую мы можем найти прямо перед собой, если научимся видеть и ценить мир вокруг нас.

3 вариант

Великолепный и удивительный зимний пейзаж, выполненный талантливым художником-пейзажистом К.Ф. Юоном, восхищает своим непревзойденным мастерством. На его холсте возникает произведение искусства, которое рассказывает о жизни русской деревни. Художественная картина «Волшебница зима» проникает глубоко в сущность деревенской жизни, принося радость и красоту в наш мир, и передавая гармонию между людьми и природой.

Константин Юон был восхитительным пейзажистом, которого вдохновляли русские деревни, церкви, народные костюмы и великолепная красота природы. Художник с радостью отправлялся в путешествия, восхищался окружающим миром, блуждал по деревенским дорогам, оставляя в своей душе и сердце прекрасные впечатления. Для него искусство было смыслом его существования, а деревня — одной из самых любимых тем. Он увлекался общением с местными жителями, собирал фольклор и превозносил самобытность крестьян.

Произведение искусства под названием «Волшебница зима» является поистине уникальным! Оно олицетворяет великолепие и праздничность, принося восторг и радость, и несет радостные новости. На картине виднеется церковь и деревенские избы. Люди возвращаются домой после церковной службы. Деревня огромна и просторна, полностью покрыта пушистым снегом. Женщины, одетые в полушубки и нарядные платки, беседуют, идя по заснеженной дороге. Дети весело играют в снежки и лепят снеговика. Они чрезвычайно радуются зиме!

Мимо проезжает мужчина на лошади. Все это создает ощущение праздника, духовной гармонии, светлого оптимизма и веры в счастье. Обычный день в деревне приносит радость, наполнен солнечным светом, любовью и земной добротой. Русская деревня живет и очаровывает своими буднями, а природа щедро дарит свою неповторимость! Удивительное сочетание этих факторов создает гармонию.

Художник талантливо передал в сюжете картины возвышенность и простор русской души, ее стремление к духовному, выразил поэзию природы, зимы и жизни с помощью красок. Картина «Волшебница зима» Константина Юона приносит спокойствие, снимает усталость и тревогу, вдохновляет и заряжает позитивом. При взгляде на это произведение поднимается настроение, благодаря белым зимним краскам ощущается легкость. Она доставляет прекрасные моменты и приятное созерцание. Зимняя сказка очаровывает и переносит в свои величественные хоромы. Картина просто восхитительна! В ней царит благодать божья, сочетающаяся с классической зимой, символизирующей бегущее время. Зима дарит свое совершенство!

Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Волшебница-зима»

Константин Юон написал картину «Волшебница-зима» в 1912 году. На картине изображена окраина села, то, как проводят зимние дни местные жители. В этот период жизни художник особо заинтересовался деревенской жизнью. Вся поэтичность картины связана с молодым возрастом художника, в котором он и написал эту картину. Картина представляет собой зимний пейзаж, в котором содержится несколько миниатюр. На переднем плане мы видим повозку с одной лошадью, везущую сельчанина. Справа от них четыре человека, тепло закутанных, кажется, что они спешат домой, чтобы согреться горячим душистым чаем.

Слева на картине небольшая роща деревьев, которые наклонились к земле от снега, выпавшего на их ветви. Между этими деревьями ребятишки собрались играть в зимние забавы. По их движениям легко угадать игру: они раскатали толщу льда, попросили воды из колодца и ждали, когда вода замёрзнет и станет катком. Вокруг катка собралась толпа зрителей, которые ждут своей очереди покататься. Ведь, когда много людей — становится мало места для разгона, да и лёд может дать трещины, которые испортят поверхность, помогающую скользить. Они точно не торопятся домой, потому что когда двигаешься, никогда не замёрзнешь. Рядом с ними, двое ребят с рыжей собакой, наблюдают, скорее всего, тоже скоро присоединятся к шумной игре.

В центре картины стоят две повозки с лошадями, которые едят. Они остановились передохнуть, но скоро продолжат свой путь.

На заднем плане несколько миниатюрных домиков, вокруг которых гуляют лошади. Кажется, что у них есть траектория, по которой они передвигаются.

Село от этой снежной полянки разделяет ухаб и высокие снежные деревья-исполины. Несколько домов стоят в стройном ряду, словно красуются. Два жеребца с наездниками скачут перед ними.

Небо затянуло розовым цветом эту деревню. Время суток — закат, но никто не собирается домой. Картина написана в светлых тонах: белом и голубом. При взгляде на картину появляется чувство ностальгии, настолько этот пейзаж родной. У каждого человека в душе такая деревня, забытое место детства, в которое хочется вернуться и прижаться к родным местам.

Сочинение-описание по картине А.К. Саврасова «Зима» Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» Сочинение-описание по картине А.А. Рылова «Зеленый шум» Сочинение-описание по картине В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

2 вариант

Автор не начинает произведение с описания природы, лишь во второй главе мы видим живописную деревню, в которую к своему заболевшему дяде приехал Евгений Онегин, он является центральным героем произведения. Идёт описание лугов, полей, сада. Пушкин немногословен, природа описывается кратко, но при этом читатель успевает прочувствовать весь пейзаж, представить картину. Большое место в романе уделяется описанию времени года, особенно зимы с её заснеженными лесами, полями, так как для иностранцев долгая русская зима является символом России. Помимо зимы подробно описывается весна, лето, осень. Остальные времена года помогают читателю понять то, как в романе всё быстротечно.

Также описание природы служит способом раскрытия образов главных персонажей. Евгений Онегин далёк от природы, в романе говорится, что он скучал в деревне у дяди, а живописные пейзажи ему наскучили уже на второй день, герой предпочитает жизнь в городе, не понимает людей, которым нравится жить в деревне. Татьяна Ларина же восхищается красотой природы, не может жить без неё. Москва и Санкт-Петербург не интересуют её, однако из-за обстоятельств ей надо туда уехать. Когда Татьяне приходиться прощаться с зимним пейзажем и покинуть деревню, она находится в печали, грустит. Владимир Ленский – поэт. Александр Сергеевич Пушкин подчёркивает, что поэт не может не восхищаться красотой природы, поэтому герой является её ценителем.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

https://www.youtube.com/watch?v=JkCfpcAzCEYhttps ://www.youtube.com/watch?v=-Do7uIhJuO4

Сочинение № 7 на тему «Такая разная зима»

В нашей стране зима не всегда бывает снежной. Чаще всего столбик термометра показывает температуру выше нуля. Может идти дождь, после чего дороги в сёлах размывает, долго стоит слякоть. Но бывает и солнечная погода. Тогда в окрестностях сухо, дороги чистые. Хорошо, если нет ветра. Тогда можно подолгу гулять на улице, наслаждаясь хорошей погодой.

Но бывает и совсем другая зима — белая, снежная, морозная, с вьюгами и метелями. В отдельные дни столбик уличного термометра может опускаться ниже двадцати градусов мороза. Это очень сложный период, особенно для бродячих животных и людей без определённого места жительства. Хорошо, что на время морозов в городах открывают для людей пункты обогрева.

Декабрь, январь, февраль… Каждый из этих месяцев может напоминать межсезонье, а может нести лютые морозы. Такая разная зима бывает в наших краях!

Сказки Пушкина

Свои сказки Пушкин написал в наивысший расцвет творчества. Сам поэт изначально создавал сказки вовсе не для детей. Но они сразу и довольно прочно укоренились в детской литературе. Это простые и понятные сказки. В них события сменяются калейдоскопом с бешеной скоростью, много линий, но дети совершенно точно и легко определяют главное в них.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вы ведь согласны, что нельзя быть такой злой и вредной, как старуха, хотеть слишком многого и незаслуженно обижать других? А таким как старик? Ведь в жизни важно уметь отказывать! Данная сказка – это как мини-энциклопедия жизни! Впрочем, как и все остальные

Образы в сказках Пушкина очень четкие, мораль всегда ясна. А какая чистая рифма и приятный слог!.. Дети очень любят слушать и читать сказки поэта (равно как и стихи Пушкина для детей) и всегда отлично запоминают их и выносят главную мысль произведения.

«У Лукоморья дуб зеленый» — любимая классика школьной программы и произведение для домашнего чтения.

У Лукоморья дуб зеленый

Сказки А.С.Пушкина — прекрасный материал для эстетического, нравственного воспитания детей. Сказки учат добру, пониманию, обличают человеческие пороки. Пусть сказок Пушкина не очень много, но они всегда воспринимаются детьми с огромным интересом.

Молодость Пушкина

И тут началась у поэта взрослая жизнь. Он активно участвовала во многих светских мероприятиях Петербурга, ходил в театры, общался с молодежью, состоявший в подпольных политических организациях. Он быстро влился в такую жизнь, но за свое вольнодумство, вылившееся в его стихотворениях, он был отправлен в ссылку на юг, где он задержится на 4 года, пройдя путь от Северного Кавказа до Пятигорска.

Но беспокойный нрав Пушкина, который легко переносил его первый начальник генерал И. Н. Инзов, пришелся не по нраву его сменщику графу Воронцову, который написал прошение об удалении Пушкина с юга. Его приговорили к очередной ссылке в родное имение «Михайловское», где он остался в компании любимой няни. Это была прекрасная пора для плодотворной работы, хотя поначалу поэту тяжело было без светских раутов и общения с друзьями. В селе он пробыл два года, после чего ему разрешили покинуть его.

Любовь в жизни А.С. Пушкина

О слабости Пушкина к красивым женщинам знали все. Он влюблялся бесчисленное число раз. Любовь была его вдохновением, она подстегивала его на новые творения. Но к 30 годам Пушкину захотелось остепениться.  В жены он выбирает 16-летнюю московскую красавицу Наталью Николаевну Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда.  Пушкин ждал согласия матушки Натальи три года.

Смерть поэта

Бесконечная любовь к Наталье и желание защитить ее и свою честь привели поэта к гибели.  За письмом, посланным отчиму Дантеса, последовал и вызов на Дуэль, где Пушкин был ранен в бедро и живот. И если сейчас медики смогли бы спасти человека после такого ранения, то тогда этого сделать было невозможно. Пушкин скончался 29 января, оставив после себя свои многочисленные произведения, благодаря которым он и получил славу великого русского поэта.

Если ваш ребенок лучше воспринимает аудиоинформацию, то посмотрите вместе с ним этот ролик. Кратко, емко и очень интересно для детей про А.С. Пушкина:

Вот так детям про Пушкина коротко мы и познакомились с жизнью и творчеством одного из величайших поэтов всех времен, с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Прочитав рекомендуемые произведения, вы поймете, почему он стал настолько известным и популярным. Он писал простым человеческим языком. Он воспевает любовь к родине, своим друзьям и близкими, делится вечными проблемами через своих стихотворения. Его произведения многогранны, они достают до сердца и до души. И нам очень повезло, что сохранилось так много его работ. Это гордость и достояние нашей страны!

В завершении такой позитивной и поэтической статьи, приглашаю к просмотру любимых мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина. Они уже давно стали символом и традицией детства:

https://youtube.com/watch?v=watch

Приятного вам знакомства и прочтения!

С любовью,

«Цветы жизни».

Сказка о мертвой царевне

Александр Сергеевич Пушкин — известный русский писатель, поэт и драматург. Он написал большое количество детских поучающих сказок, стихотворений и поэм. Одна из его работ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Автор показывает, как зло и зависть приносит беды всем людям вокруг.

Жестокая и злая царица, которая хочет быть самой красивой и милой на свете, пытается убить свою падчерицу. Она нанимает служанку, которая должна привязать девушку в темном лесу к дереву и оставить там на растерзание волкам. Но женщине становится жалко юное дитя, которое она знает с самого ее рождения, и она отпускает девушку, чтоб та убежала и таким образом спаслась от смерти. Царевна случайно находит большой дом посреди леса. В нем живут семь богатырей. Выслушав ее историю, они приютили бедную девушку и приняли в свою семью как родную сестру. В благодарность она выполняла дела по хозяйству, пока они ходили на охоту.

Снова спросив у зеркальца тот же вопрос, царица узнает что падчерица жива. Тогда она пытается во второй раз осуществить свой коварный план в облике старухи и ей это удается. Придя к дому, она предлагает царевне яблоко пропитанное ядом, укусив которое девушка засыпает мертвым сном. Для всех это становится большим горем. Богатыри кладут девушку в хрустальный гроб, который висит на цепях в пещере.

К счастью эта история закончилась хорошо, добро победило зло. Принц, который упорно искал царевну, спас ее, разбив гроб от печали. Царевна и царевич возвращаются в замок и играют свадьбу, а мачеха, снова понимая, что царевна прекраснее ее, умирает от злобы. Мне нравится эта сказка, она показывает, как отрицательные качества одного человека влияют на остальных людей. Нужно быть добрыми и не завистливыми, ведь многие неприятности происходят из-за плохих поступков.

Для 5 класса

Описание картины Волшебница зима Юона 3, 4 класс

Художник К. Юон, создатель картины «Волшебница-зима» нередко обращался к жанру пейзажа, чтобы выразить свое восхищение волшебной родной русской природой, деревенским бытом и наивной, но чистой и искренней простотой.

Перед нами картина, изображающая зимнее время года, мне кажется, здесь показан один из самых холодных и студеных месяцев – январь. Тона палитры светлые, от белоснежно-белого до нежного лазурного, голубого и синего.

День необычайно яркий, погожий, солнце высоко в небе играет лучами, переливаясь и отражаясь в белоснежном снежном покрове, сковавшем землю.

Кругом белым-бело. Безмолвные стройные деревья, одетые в атласные и шелковые снежные наряды, убранные инеем словно драгоценностями, безмолвны, они погружены в спячку до самой весны.

Но не все дремлет на этом полотне. Окраина деревеньки полна разного люда, не смотря на ледяной морозец. Наверняка этот волшебный солнечный денек выпал в праздник, так как улицы полны крестьянских ребятишек и их родителей.

В центре картины мальчишки-сорванцы катаются на коньках по льду маленького пруда, тут же неподалеку идут снежные битвы, и стоят наблюдатели. Чудесное время года зима! Она полна забав и шалостей, радости и веселья. Мерзнут щеки и ручки у детворы, но никто не спешит домой. Рядышком снуют пара барбосов, веселящихся в месте с детьми и дружелюбно махающих хвостами.

По улицах села также гонят рысью своих скакунов мужички, крепко восседающие в седлах, тут и там запряженные в сани с оглоблями мохнатые лошадки везут своих хозяев по скрипучему снежному насту. Женщины с детьми группками прогуливаются вдоль деревеньки, некоторые останавливаются и обсуждают и делятся последними новостями.

Стройные ряды разноцветных домиков покрытых пушистыми снежными сугробами похожи на сладкие имбирные пряники.

Дальний план почти размыт, подернут морозной туманной пеленой, едва можно разглядеть купол церквушки приютившейся меж ветвей деревьев.

Словно колдунья, очаровала зима землю и все вокруг, обратив в хрустальное царство. Хочется окунуться с головой в зимнюю сказку, изображенную на картине, почувствовать свежий, колючий морозный воздух, поиграть в снежки и покататься на коньках по гладкому замерзшему зеркалу пруда.

Творение К. Юона красочно и колоритно, оно дышит русским духом и атмосферой праздника, нет здесь и толики лишнего, все так естественно и гармонично в этом изумительном зимнем пейзаже, в этой людской деревенской жизни, полной простого человеческого счастья!

3 класс, 4 класс

О книге

Нельзя не согласиться с тем, что детская пора – это то время, которое наполнено приключениями и яркими эмоциями. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает

Литература для детей дает самое важное: через дух приключений дети учатся тому, что такое добро и зло, что идет во благо, а что нет

Важное место в литературе жанра детская художественная литература занимает книга «Тёма и Жучка» Гарин-Михайловский Николай Георгиевич. Произведение наполнено атмосферой детства, теплой и чарующей, которая так важна в этом возрасте. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети

Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.

Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка

Николай Гарин-Михайловский

Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.

Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею

Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца

Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.
Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву.

Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый.

Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

Читать дальше

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: