«кому на руси жить хорошо» н.а. некрасова

Некрасов н.а. кому на руси жить хорошо | произведения | теория | решутест. продвинутый тренажёр тестов

Пессимизм поэмы — кому же все-таки жить хорошо?

Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто — священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.

Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни — это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.

Единственный счастливый человек во всей поэме — это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.

Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.

Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.

Встречаются с разными людьми — поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.

Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.

У мужика своё счастье — это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.

Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.

Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.

Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

Образ помещиков

Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной — реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

Главные герои и их характеристика

Семеро мужиков-путников:

  1. Роман — в поэме о нём нет данных, характеристика отсутствует;
  2. Демьян — самый «образованный» из путников, может читать по слогам;
  3. Лука — глупый, бородатый мужичок;
  4. Иван Губин и его брат
  5. Митродор Губин — пьяницы, разбираются в лошадях;
  6. Старик Пахом — пчеловод, сметливый пожилой дядька;
  7. Пров — угрюмый мужик крепкого телосложения.
  • Матрёна Тимофеевна — жизнь Матрёны сложна, она рано потеряла родителей, пережила смерть сына. Она стойко встречает происки судьбы, но к счастливчикам её точно нельзя отнести.
  • Богатырь Савелий — о печальной судьбе Савелия путникам тоже поведала Матрёна.
  • Поп — священник с нелёгкой службой в деревенской церкви.
  • Ермил Гирин — молодой, умный, добрый и трудолюбивый крестьянин. Был бургомистром, но совершил оплошность и не смог с этим смириться.
  • Оболд Оболдуев — помещик, которому очень не хватает крепостного права.
  • Князь Утятин — старый князь, не признавший отмены крепостного права.
  • Гриша Добросклонов — 15-ти летний сын дьяка, умный и добрый малый, живущий в нищете, вынужденный постоянно голодать.

История создания

«Кому на Руси жить хорошо» — является одним из последних трудов Николая Алексеевича. Когда писатель начал работать над созданием поэмы, то был серьезно болен. Это и является причиной того, что он так и не успел его закончить. В дальнейшем произведение по крупицам собирали близкие товарищи поэта, которые расположили части произведения в произвольном порядке, не всегда угадывая логику писателя, которого к тому времени сломил смертельный недуг и постоянные боли. Хоть последние годы жизни были очень тяжелыми и мучительными, Некрасову все же удалось дать ответ на главный вопрос: Кому хорошо жить на Руси?

По его мнению, он сам входил в число счастливцев, поскольку на протяжении жизни продолжал преданно и самозабвенно служить интересам народа. Именно это служение народу и давало ему силы в последние годы борьбы со смертельной болезнью. 

Работать над произведением он начал в шестидесятых годах девятнадцатого столетия. В этот период времени Российская империя находилась на историческом перепутье, люди были воодушевлены и жаждали перемен. 

Тогда Некрасову пришла в голову потрясающая идея — он решил создать поэму, состоящую из 6-8 частей, в которой бы были затронуты все сферы жизни российского общества. 

В 1865 году первая часть книги была написана. 

Пролог произведения был опубликован в журнале «Современник», но поэту тут же пришлось столкнуться с цензурной травлей. На опубликованную часть произведения тут же набросились реакционные и проправительственные издания. Не отставали и цензурные органы, которые с огромным энтузиазмом принялись редактировать произведение. Некрасов, который и сам был редактором, начал очень много платить чиновникам, чтобы получить возможность выпустить в свет свое произведение. 

Поэту приходилось на постоянной основе организовывать обеды, охоту и другие увеселительные мероприятия, которые он оплачивал самостоятельно. Все это делалось для того, чтобы проверяющие закрыли глаза на некоторые моменты и дали возможность его произведению попасть в широкие массы. 

Благодаря своим коррупционным уловкам поэту удалось опубликовать не одно произведение, которое вызывало сомнения со стороны цензуры. 

Но даже при всех ухищрениях поэта, публикация фрагментов произведения растянулась на четыре года. С каждым днем Николаю Алексеевичу становилось все хуже. Все, что он запланировал сделать, постепенно начало казаться просто невыполнимым. 

Когда в 70-х годах были написаны еще несколько частей произведения, поэт понял, что на этом его силы иссякли. 

Чтобы работа была закончена по смыслу, он пишет Эпилог произведения — главу «Пир на весь мир». В этой части произведения автор подробным образом описывает образ единственного счастливца на Руси — семинариста Гриши Добросклонова. 

Но семерым странникам так и не удалось найти того, кого искали. Финал, который задумал Некрасов, получился весьма символичным: поэма не имеет окончания, путники так и не заметили своего счастливца, поскольку народ только начал привыкать к новым реалиям и еще так и не смог разобраться, где его настоящее счастье. 

Именно в этой заключительной части произведения автор выражает свою основную мысль относительно будущего России. Некрасов был уверен, что люди, подобные Добросклонову, смогут помочь его Родине, которая так сильно погрязла в нищете и несправедливости. 

Творческая история публикации поэмы «Кому на Руси жить хорошо» очередной раз говорит о том, что проблематика, поднятая Николаем Алексеевичем, реально существовали. 

Образ помещиков

Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной — реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэму Н.А. Некрасова можно с полным основанием считать эпопеей русской жизни середины прошлого века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал для нее собирал, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно остро поднимает Некрасов главный вопрос того времени – жизнь феодальной России и последствия ломки крепостнических устоев, судьба простого русского народа и историческая роль помещиков.

Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется «Помещик» Вот каким увидели его крестьяне:

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые длинные,

Ухватки молодецкие…

Помещика зовут Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев. На вопрос крестьян, счастлив ли он, барин искренне и долго смеется, а потом с сожалением вспоминает прошедшие годы, полные достатка, веселья, праздной жизни и полного самоуправства:

Летело время соколом,

Дышала грудь помещичья

Свободно и легко.

Во времена боярские,

В порядки древнерусские

Переносился дух!

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Но «все прошло! все минуло!…», реформа 1861г. отменила крепостное право, но она же наглядно показала, что не доведена до конца. В жизни крестьян мало что изменилось, но несколько иначе стали жить и помещики после отмены крепостничества:

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

И аккуратно сложены

В колонны кирпичи!

Обширный сад помещичий

Под топором крестьянина

Весь лег, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Однако даже произошедшие в жизни изменения не могут заставить Оболт-Оболдуева трудиться и уважать чужой труд:

Сословья благородные

У нас труду не учатся.

У нас чиновник плохонький

И тот полов не вымоет,

Не станет печь топить…

Помещик не собирается учиться чему-либо и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьян. Наверное, весь остаток жизни он будет вспоминать старые времена и тосковать по своей неограниченной власти, по праздному безделью.

Под стать ему и помещик Утятин, который «весь век чудил и дурил». «Да вдруг гроза и грянула», на Руси отменили крепостное право, а помещика с горя «хватил удар». Чтобы заполучить наследство, его дети, по сговору с крестьянами, разыгрывают перед Утятиным настоящий спектакль. Помещику внушают, что он не остался «без вотчины», а на Руси, по-прежнему, крепостничество:

Порядков новых, нонешних

Ему не перенесть.

Поберегите батюшку!

Помалчивайте, кланяйтесь

Да не перечте хворому…

Так и живет больной и поглупевший помещик в неведении:

Увидит в поле пахаря

И за его же полосу

Облает: и лентяи-то

И лежебоки мы!

Да невдомек Последышу

Что уж давно не барская,

А наша полоса…

Каждый день его бывшие крепостные крестьяне разыгрывают перед Утятиным «камедь», выслушивая, за вознаграждение, нелепые барские «приказы по вотчине» и от души смеются над помещиком, выжившим из ума.

У подобных господ нет будущего, и обличительная сатира Н.А.Некрасова наглядно показывает, что обновление общественного строя невозможно, пока у власти стоят подобные дворяне и князья.

Персонажи и их характеристика

Мне нравится15Не нравится3

Семеро крестьянских мужиков – Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом и Пров – являются главными героями поэмы Некрасова. Они объединены великой целью – найти человека, который живет счастливо на Руси. Эта группа мужиков символизирует русский народ в целом, и в рамках поэмы они представляют единое целое.

Герои поэмы обладают простой и неприхотливой натурой. Они являются работящими и трудолюбивыми людьми, которые отражают дух коренных “русских жителей”.

Краткие характеристики всех персонажей поэмы представлены в таблице ниже:

Персонаж Характеристика
Роман Считает, что лучше всех живут помещики.
Демьян Умный и образованный человек, считает, что хорошо живется чиновникам.
Лука Коренастый и бородатый мужик, говорливый и глуповатый. Считал, что попы живут счастливо, но понял, что это не так.
Братья Губины Любят пить и считают, что самая беззаботная жизнь у купцов.
Пахом Онисимыч Старик, который раньше торговал медом. Считает, что вельможи – бояре и министры – живут припеваючи.
Пров Угрюмый мужик, считает, что только царю живется вольно и хорошо.
Поп Изначально считался человеком, кому на Руси прекрасно живется, но мужики поняли, что это не так.
Вавило Пьяница, который потратил все деньги на ярмарке. Благодаря Павлуше Веретенникову получил помощь и вернулся домой.
Павлуша Помог Вавиле и получил прозвище “барин”.
Яким Нагой Работящий, но любящий выпить. Проиграл суд с барином и попал в тюрьму, после чего вернулся в родную деревню.
Бывший дьяк Худощавый мужчина, верит, что настоящее счастье – в чистоте души.
Старуха Рыжая старушка, считает себя счастливой из-за репы на своем огороде.
Солдат Старый вояка, счастлив тем, что остался жив после участия в двадцати боях.
Каменотес Радует себя тем, что зарабатывает 5 рублей в день благодаря своей силе.
Дворовый Счастье слуги – получать от хозяев вино и еду.
Гриша Добронравов Худощавый и бледный, семинарист, посвященная ему целая глава. Поклялся вести честную жизнь и сделать Родину счастливой.

Главные герои этой поэмы — семь временнообязаных

Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.

В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка — за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота — тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.

Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.

Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.

Цель поэмы

Цель анализа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в раскрытии замысла и особенностей данного произведения. Поэма, написанная Федором Ивановичем Тютчевым, родилась в эпоху романтизма и раскрывает тематику жизни на родной земле.

Замыслом поэмы является передача образа идеальной России, где каждый человек может найти свое место и счастье. Художественная форма произведения позволяет автору описать все прелести и прекрасные стороны русской природы, а также особенности национального характера.

Главной тематикой поэмы является жизнь на Руси, которая олицетворяется как идеальное место для существования человека

Автор акцентирует внимание на том, что только здесь, в родной стране, каждый человек может обрести истинное счастье и гармонию

Основные черты русской жизни, которые передаются в поэме, это любовь к своей земле, преданность традициям и культуре, глубокое понимание духовного мировосприятия русского человека. В поэме прослеживается национальная идентичность и уникальность нашего народа.

Социальная критика

Главной темой произведения является неразрешимый вопрос – кому на Руси хорошо жить. Грибоедов раскрывает сущность русской действительности, которая характеризуется социальным неравенством и несправедливостью. В поэме отчетливо прослеживается остроумная и саркастическая картина общества, где богатые и властные населяют благоденствующие поместья, а бедные и угнетенные вынуждены терпеть страдания.

Грибоедов с помощью сатиры и иронии критикует русское общество, его привычки и укоренившиеся установки. Поэт высмеивает праздность и бездействие помещиков, изображает их житие, над которым они сами постоянно шутят. Главным объектом насмешек становится герой поэмы, Молчалин, который олицетворяет тупость, лени и бездушность высшего сословия.

Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой резкую социально-критическую поэму, которая раскрывает и анализирует проблемы и недостатки русского общества. Грибоедов художественно передаёт реальность, затрагивая темы неравенства, неправедности и безразличия, а также призывает к изменению рода отношений с целью создания лучшего и справедливого общества.

Восхваление идеала

В поэме Александр Корнейчук описывает род Руси как идеальное место для жизни, где можно найти счастье и удовлетворение своих потребностей. Автор подчеркивает хорошие качества русских людей — их доброту, гостеприимство, простоту и трудолюбие.

С помощью живописных образов и ярких описаний, Корнейчук передает красоту русской природы, связывая ее с качествами и характером народа.

Одной из центральных тем произведения является идеализация сельской жизни. Поэт отмечает, что именно на селе человек может наслаждаться прекрасной природой, находить вдохновение и мир в душе. Высоко ценятся простые и честные трудовые усилия селян, их взаимопомощь и семейные ценности.

Таким образом, анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» позволяет увидеть ее главную идею — восхваление идеала счастливой жизни на родной земле, где ценятся простота, честность, трудолюбие и семейные ценности.

Поэтическое исследование жизни

Анализируя образ жизни на Руси, поэма подчеркивает ее величие и неповторимость. Это место, где каждый человек может найти свое место под солнцем и наслаждаться прекрасной природой, богатой культурой и духовными традициями. Произведение передает глубокое уважение к родной земле и гармоничному сосуществованию человека с природой.

Особенность поэмы заключается в том, что она сочетает красоту и гармонию русской природы с изображением тягот и лишений, которые испытывает русский народ. Проводя подробный анализ жизни на Руси, автор передает испытываемую боль и невзгоды, но в то же время дарит нам надежду на лучшее будущее.

Поэтическая форма произведения помогает создать особую атмосферу и передать разнообразие чувств и эмоций, связанных с проживанием на Руси. В каждой строке поэмы мы можем ощутить глубину и мощь русской души, ее великое и многогранное значение.

Тематика произведения показывает, что для правильной жизни и счастья необходимо прислушиваться к своим корням, уважать и беречь свою родину. В поэме передается идея, что только тот, кто умеет ценить и любить свою Русь, может по-настоящему открыть для себя все ее прекрасие и глубину.

Основная мысль

Показывая дорожную стычку семи странников, поэт поэт пытается показать спор, который длится веками. Он затрагивает абсолютно все слои русского общества того времени. Все главные герои произведения были призваны на мужицкий суд. Первый раз в жизни у мужиков появилась возможность судить самостоятельно. Прожив долгое время в рабстве и нищете, они не хотят возмездия. Они хотят одного — разобраться, как жить дальше? Это и является основной мыслью произведения. 

Собственное мнение на этот счет поэт передает через песни Гриши Добросклонова:

Хоть реформа, принятая в 1861 году и принесла негативные последствия, но автор свято верит в то, что впереди у России счастливое и светлое будущее. Перемены изначально всегда кажутся сложными, но после них наступает рассвет. Хоть поэт и не успел закончить свое произведение, но он успел высказать самую главную и важную мысль произведения:

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар
повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот
). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: