Анализ стихотворения лермонтова «утес»

Сочинение по стихотворению лермонтова утес (6 класс)

Про стих «Утёс»

Если говорить о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, то моим любимым его стихотворением является знаменитый «Утёс», написанный поэтом в 1841 году, незадолго до гибели на дуэли. В печати оно впервые появилось спустя два года, его опубликовал журнал «Отечественные записки».

Короткое и лаконичное, данное стихотворение, по сути, является апофеозом одиночества, которое Лермонтов испытывал, находясь в разногласиях со своими сослуживцами. Стихотворение можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. Главная мысль, которой автор делится с читателями, — это мимолётность мгновений, из которых складывается человеческая жизнь. Поэт призывает людей «ловить момент» происходящего, пока им ещё можно насладиться.

В сюжете стихотворения два действующих персонажа: повидавший жизнь утёс и молодая тучка, которая стала золотым мгновеньем в однообразной жизни великана. Ночлег золотой тучки на его богатырской «груди» – это целое событие на фоне пустынного существования. Похоже, утёс никогда не задумывался о своей одинокой жизни, пока не состоялась эта нежданная встреча. Счастливая это встреча ли несчастная, судить не мне, а утёсу, который, похоже, никогда не задумывался о своей утёсьей жизни. Автор оставляет великанах в глубоких раздумьях со «следом в морщине». Почему же этот след влажный – уж не от набежавшей ли слезы? Наверняка это та самая скупая мужская слеза, вслед за которой осиротевший утёс уже не постеснялся дать волю чувствам. Лермонтову трудно признавать, что он сам в лице утёса чувствует себя старым и уставшим от одиночества человеком.

В своём произведении поэт использовал несколько видов художественных средств. Во-первых, эпитеты: «золотая», «влажный», «старый». Мысленная наполненность этих слов позволяет судить об эмоциональном состоянии автора. Немало в произведении олицетворений: тучка и утёс у Лермонтова живые. Счастливая молодая тучка прилетала к утёсу «ночевать», а по утру игриво «умчалась» по своим делам. Уставший от жизни утёс «задумался» и «плачет», как живой человек. Интересны метафоры «грудь утёса», «след в морщине».

Стихотворение «Утёс» навевает грустное настроение, поэт призывает читателя не ждать чуда от жизни, а дышать полной грудью и радоваться каждому дню. Между строк он так же призывает людей не прятаться друг от друга, а радоваться каждой, пусть даже короткой встрече, чтобы в один прекрасный миг не оказаться в «пустыне». Это стихотворение относится к разряду тех, которые хочется выучить наизусть.

Творчество автора

Труды писателя посвящены нравственности, правам свободного гражданина, отсутствию внутренних оков души. Ранняя лирика адресована романтике, противоречию пылкой героической натуры действительному положению в обществе. Зрелые творения наполнены чувством любви ко всей вселенной, чуждым миру желанием обрести единство с историей, природой. В этом периоде автор скупо выражает эмоции, анализирует точно, жестко и холодно.

В основном поэт реализовывал себя в рамках романтизма — направления, которое не обходит стороной тему одиночества. Творческим натурам часто приходится по душе «Парус», написанный в 1832 году

В лирических строках акцентируется внимание на изоляции, непринятии окружающего мира. Описанный пейзаж вызывает волнение, мечты о несбыточном, ставит вопросы о смысле жизни.

В пророческом произведении «Нет, я не Байрон…» (1832) Михаил Юрьевич сравнивает себя с человеком, который всегда был для него авторитетом. Он заявляет, что станет «гонимым странником». В скандальном «На смерть поэта» автор обвиняет общество в том, что оно погубило Пушкина. Эти стихи наполнены глубокими чувствами, поэтому затрагивают душу читателей.

Любовная лирика занимает немало места в творчестве классика. Будучи талантливым человеком с непростым характером, он изливал свои чувства и переживания на бумаге. В послании «Я не унижусь пред тобой» видно отчаянье лирического героя. В произведении «Нищий» он сравнивает свои чувства с ощущениями человека, который просит подаяние. По описанию двух ситуаций понятно, что объект обожания относится к нему жестоко.

Грусть и драматическое настроение пронизывают большинство тем стихов поэта — о природе, о море, о Родине, о войне и смерти. Позитивные ноты отражены в трудах, посвященных дружбе и Кавказу. Красота гор восхищала Михаила, что выражалось не только в литературном творчестве, но и в создании красивых картин.

Вариант 1

Мое любимое стихотворение Лермонтова – “Утес”. Это произведение наполнено глубокими мыслями и эмоциями, которые до сих пор не перестают волновать сердца читателей.

В первом стихотворении Лермонтов описывает утес, который стоит на берегу моря. Он говорит о том, что утес не боится волн, которые бьют о него, и что он не изменится никогда.

Во втором стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – сильным и неизменным. Он говорит о том, что жизнь полна испытаний, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным.

В третьем стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – несмотря на все трудности, он должен оставаться верным своим принципам и идеалам.

В четвертом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным.

В пятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным.

Анализ стихотворения «Утес»

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать. Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни .

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Оно наполнено романтикой и одухотворённостью, которыми автор нередко наделял живую природу. полагая, что многие люди разучились испытывать высокие и благородные чувства. Особенности лирики Лермонтова — её глубокий психологизм, умение найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, эмоциональность, простота, задушевность и музыкальность. Стихотворение «Утёс» написано пятистопным хореем.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан — немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

2 сочинение

Данное стихотворение Лермонтов создал незадолго до своей смерти на дуэли в 1841 году, но вероятно он ничего не чувствовал, ведь в произведение нет никаких признаков ощущения поэтом приближающийся смерти. Но, все же если проанализировать более глубже каждую строку произведения, складывается впечатление, что автор словно искал смерть, он хотел, чтоб ктото прервал его творчество. Стихотворение вышло в свет благодаря журналу «Отечественные записки», в котором оно было напечатано в 1843 году, получается, что через 2 года после смерти автора.

Главной темой произведения является одиночество, именно одиночество человека и вошло в основу данного стихотворения. Лермонтов в данном стихотворении пытается сказать, что люди лишь на определенный миг могут встретить человека и не только, а потом все остальное время находится в поиске, а именно в одиночестве. Если обобщить всю идею автора, то можно сказать, что любое счастье является лишь мигом в жизни.

Данное стихотворение является линейной композицией, в которой главный герой произведения ведет размышление о жизни

Герой обращает внимание на природные явления, именно в природе он пытается разглядеть и найти свое спокойствие, любовь, ведь по мнению автора люди уже давно позабыли о таких чувствах, поэтому искать это в людях не имеет смысла

Произведение Лермонтова можно отнести к такому замечательному жанру как пейзажно-философская лирика. Лермонтов в первой части стихотворения словно рисует пейзаж для своего читателя. Именно благодаря природе, Лермонтову удается сказать то, что он хочет, благодаря природе он может показать внутренний мир людей. Данное произведение по истине является разносторонним и по сути в нем есть несколько смыслов.

Данное стихотворение является довольно небольшим, но Лермонтову удалось насытить его множеством эпитетов, метафор и олицетворений. Например, «влажный след», «морщина утеса», а также «тучка умчалась» и это не все замечательные слова, использованные в стихотворении. Благодаря этим приемам стихотворение автора является довольно выразительным, а автор полностью раскрывает свой внутренний мир.

Сочинение: Мое любимое стихотворение Лермонтова — «Осень»

О Михаиле Юрьевиче Лермонтове чаще всего пишут, что он как антипод Пушкина, потому что они были Пушкин писал стихи в светлых тонах, приправленных радостью и идеализацией, а Лермонтов выражал свои чувства в более приглушенных и мрачных тонах

Ему было важно выцеживать из счастья грусть и боль, которая стоит за этим счастьем. Именно поэтому мне так нравится его лирика

А моим любимым стихотворением Лермонтова является «Осень».

Данное стихотворение можно представить как пейзаж, который показан через призму восприятия лирического героя. Как правило, осень — это буйство красных и желтых красок, как яркий закат перед тьмой. В этом же стихотворении радости как таковой нет. Здесь природа увядает, и единственным выжившим растением остается только ель. Они в назидание хранят свой мрачный вид и остаются зелеными даже после теплого лета.

Пахарь начинает потихоньку привыкать к тому, что работы мало и ему придется смириться с вынужденным бездельем. Этой зимой он будет питаться тем, что смог добыть летом. Даже животный мир не находятся в приподнятом настроении, потому что впереди у всех спячка. Такое ощущение, что зверь, как человек, осознает то, что все скоро закончится и придется снова ждать жаркого лета. Кульминацией стихотворения становится вечер, который предзнаменует скорейший конец рыжего буйства красок, и поэтому все становится серым и увядающим. Скоро зима. С точки зрения восприятия лирического героя осень – это не прекрасный праздник, а как раз конец всего живого. Это, пожалуй, одно из тех стихотворений, которые отражают манеру Лермонтова. Для него грусть и боль — источник вдохновения.

Перейду к анализу тропов стихотворения. В стихотворении «Осень» есть аллитерация, буква «ш» и «р» дают понять время года – осень, листья опали, мы с лирическим героем видим прекрасные мрачные пейзажи через звукопись — шуршание сухой листвы под ногами. В стихотворении немного эпитетов, но они по большей части придают объектам окраску и наполненность, нежели являются центром всего происходящего. Сравнения отсутствуют, но есть метафоры «Лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят». В этом случае здесь ели является чем-то живым и имеют какое-то особенное отношение. Стихотворный размер – хорей: «Зверь, отважный, поневоле…», рифма перекрестная.

Стихотворение «Осень» — прекрасный образчик лирики Лермонтова, который демонстрирует красоту увядания и грусти. Печаль в нем приобретает необыкновенную поэтическую форму, изящество которой навсегда запечатлелось в моем внутреннем мире.

Предыдущая

Сочинения

Тематическое эссе

Первое мини-сочинение эссе «Мой Лермонтов» ребята пишут в седьмом классе. К этому времени они проходят «Бородино», «Парус», «Утес», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Ашик Кериб», «Листок». Знакомство с творчеством классика позволяет составить собственное мнение, выразить которое можно в кратком повествовательном рассказе. С каждым годом знаний становится все больше, мысли и понимание — глубже, поэтому содержание усложняется.

Кратко эссе для учеников 7 класса можно написать по такому плану:

  • Лермонтов — русский классик.
  • Удивительная история любви — сказка «Ашик Кериб».
  • Рассуждения о трагической судьбе автора.

Изучив биографию поэта, я узнал, что слава пришла к нему после распространения в узких кругах стихотворения о гибели А. С. Пушкина. Следующий труд («Бородино») подтвердил талант автора и он стал регулярно печататься в журналах. Наиболее плодотворными для драматурга были месяцы, проведенные на Кавказе. Горы и целебный климат вдохновляли его, помогали максимально раскрыться.

В Тифлисе была написана сказка «Ашик Кериб». Вдохновением для нее стали местные легенды и фольклор. Теперь это произведение переведено на многие языки мира, его обожают дети и взрослые. Я читал ее два раза, представляя все, что описал классик — хрупкую Магуль-Мегери, ее счастливчика-возлюбленного, их чувства на фоне хрустально чистых рек и седых гор.

Изучая лермонтовскую поэзию и прозу, я все больше восхищаюсь автором. Ему была уготована короткая, но яркая, мистическая, наполненная внутренними метаниями жизнь. Своими искренними литературными трудами Лермонтов навеки прославил русскую литературу.

Тематическое сочинение — повод еще раз обратиться к творчеству великого классика. Созданные им герои спустя многие годы волнуют современных людей, побуждают задуматься о ценности и смысле происходящего вокруг.

Факты из биографии

Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно. Его жизнь была короткой, однако он успел создать много ярких поэтических и прозаических трудов. Поэт родился в 1814 году и воспитывался бабушкой — Елизаветой Александровной Арсеньевой. Его род восходил к Томасу Лермонту — полумифическому барду-пророку (персонажу кельтского фольклора XIII века). Своим шотландским корням впоследствии Михаил посвятил стих «Желание».

Благодаря бабушке юноша получил хорошее образование. Он окончил Московский университет, Школу гвардейских прапорщиков и кавалерских юнкеров, после чего стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. Будучи современником Александра Сергеевича Пушкина, очень тяжело пережил его гибель на дуэли, выразил эмоции в стихотворении «На смерть поэта». За это произведение он был отправлен в ссылку на Кавказ.

Впоследствии поездки в горный регион стали частыми. Возвращаясь домой, Лермонтов привозил много впечатлений, рисунков, поэтических работ. В 1841 году, во время отдыха в Пятигорске, он погиб на дуэли с майором в отставке Николаем Мартыновым. По словам очевидца событий, князя А. И. Васильчикова, в молодом мужчине уживались два разных человека. Один — добродушный, для узкого круга близких людей. Другой — заносчивый, для всех остальных знакомых. Задорный нрав и нетерпимость к чужим недостаткам сгубили вольнолюбивого поэта.

https://youtube.com/watch?v=ZnZGPCqezAA

Работа над сочинением

Перед написанием важно определиться с произведением, о котором хочется рассказать. У многих школьников есть свой любимый стих поэта

В случае сомнений следует рассмотреть основные темы стихотворений Лермонтова:

  • для детей — «Два великана», «Солнце осени»;
  • о любви — «Тамара», «Оправдание»;
  • о Кавказе — «Люблю я цепи синих гор», посвящение «Аул Бастунжи»;
  • про осень — «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Блистая, пробегают облака…»;
  • о свободе — «Узник», «Сосед»;
  • о войне — «Юнкерская молитва», «Бой»;
  • о жизни — «Мое грядущее в тумане…», «Листок»;
  • грустные — «Свиданье», «Воздушный корабль».

Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно

Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна

Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса

Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях

Вариант 2

Мое любимое стихотворение Лермонтова – “Утес”. Это произведение наполнено глубокими мыслями и эмоциями, которые до сих пор не перестают волновать сердца читателей. В первом стихотворении Лермонтов описывает утес, который стоит на берегу моря. Он говорит о том, что утес не боится волн, которые бьют о него, и что он не изменится никогда. Это символ силы и неизменности, который вдохновляет нас на преодоление трудностей и сохранение своих принципов.

Во втором стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – сильным и неизменным. Он говорит о том, что жизнь полна испытаний, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным

Это важное напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность

В третьем стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – несмотря на все трудности, он должен оставаться верным своим принципам и идеалам. Это напоминание о том, что мы должны следовать своим убеждениям и не отступать от них, даже если наш путь будет трудным и непростым.

В четвертом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В пятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В шестом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В седьмом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В восьмом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В девятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В десятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

Мой Лермонтов сочинение 9 класс

План 1.Лиризм поэзии Лермонтова 2.Лермонтов – мастер эпитета. 3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе. Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры. Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел». Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

Мой Лермонтов сочинение 10 класс

1.План Одиночество – удел гения. 2.Душевные терзания поэта. 3.Произведения Лермонтова бессмертны. У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир. Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает? Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни. Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

Анализ стихотворения Утес Лермонтова

Когда стихотворение «Утёс» появилось на свет, поэту оставалось всего ничего до трагической смерти. Он её предчувствовал, и более того – он искал её. Затевал ссоры с сослуживцами, надеясь, что кто-то вызовет его на дуэль и пристрелит. Как мы знаем, Лермонтову удалось добиться своего.

Но за свою короткую жизнь – поэт умер в 26 лет – ему удалось сделать хоть и немного, но след в литературе был оставлен. Много стихотворений и роман «Герой нашего времени» — портрет социопата, не имеющий аналогов в русской литературе XIX века. Лермонтова любят, им восхищаются.

Но потом возвращаются к своим обыденным делам. Заработать на хлеб насущный, обеспечить семью, поболтать с друзьями на отвлечённые темы, покричать на жену (или и с ней мило побеседовать). Не все люди способны на духовную жизнь, но эту способность можно развить.

Иногда духовное всё же касается зачерствевшей от быта души. Переночует там и уйдёт, а в душе останется след, и ей захочется ещё. Такое бывает. Это одна из трактовок стихотворения «Утёс», которое, как мы знаем, было написано поэтом почти перед смертью.

Но в стихотворении нет ничего мрачного или трагического. Да, в нём печаль, но не та, которая бывает перед смертью. Это печаль по уходу чего-то светлого и радующего душу, каким является духовное в жизни человека.

Сама зарисовка простая. Тучка золотая переночевала на груди утёса, а потом, с рассветом, умчалась в другие дали, весело играя лазурью. Но она оставила влажный след в морщине утёса. Утёс стоит, глубоко задумавшись, и тихо плачет – вода стекает.

Другая трактовка стихотворения – красавица побыла у пожилого и состоятельного человека, а потом ушла по своим делам. Красавице и в других местах хорошо, а вот мужчине без неё тяжко, и он плачет, потому что его впервые коснулась женская ласка.

Всё облечено во всё, и в природных явлениях можно найти немало метафор жизни. Так же и здесь: одна простая зарисовка может быть интерпретирована по-разному, и каждое объяснение верно.

Пробуждение духовной жизни, ночёвка красавицы у обделённого любовью человека или выход на природу, после которого снова хочется туда, и жалеешь, что живёшь в надоевшем мегаполисе – всё это одинаково подходит к стихотворению «Утёс».

Про стих «Утёс»

Если говорить о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, то моим любимым его стихотворением является знаменитый «Утёс», написанный поэтом в 1841 году, незадолго до гибели на дуэли. В печати оно впервые появилось спустя два года, его опубликовал журнал «Отечественные записки».

Короткое и лаконичное, данное стихотворение, по сути, является апофеозом одиночества, которое Лермонтов испытывал, находясь в разногласиях со своими сослуживцами. Стихотворение можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. Главная мысль, которой автор делится с читателями, — это мимолётность мгновений, из которых складывается человеческая жизнь. Поэт призывает людей «ловить момент» происходящего, пока им ещё можно насладиться.

В сюжете стихотворения два действующих персонажа: повидавший жизнь утёс и молодая тучка, которая стала золотым мгновеньем в однообразной жизни великана. Ночлег золотой тучки на его богатырской «груди» – это целое событие на фоне пустынного существования. Похоже, утёс никогда не задумывался о своей одинокой жизни, пока не состоялась эта нежданная встреча. Счастливая это встреча ли несчастная, судить не мне, а утёсу, который, похоже, никогда не задумывался о своей утёсьей жизни. Автор оставляет великанах в глубоких раздумьях со «следом в морщине». Почему же этот след влажный – уж не от набежавшей ли слезы? Наверняка это та самая скупая мужская слеза, вслед за которой осиротевший утёс уже не постеснялся дать волю чувствам. Лермонтову трудно признавать, что он сам в лице утёса чувствует себя старым и уставшим от одиночества человеком.

В своём произведении поэт использовал несколько видов художественных средств. Во-первых, эпитеты: «золотая», «влажный», «старый». Мысленная наполненность этих слов позволяет судить об эмоциональном состоянии автора. Немало в произведении олицетворений: тучка и утёс у Лермонтова живые. Счастливая молодая тучка прилетала к утёсу «ночевать», а по утру игриво «умчалась» по своим делам. Уставший от жизни утёс «задумался» и «плачет», как живой человек. Интересны метафоры «грудь утёса», «след в морщине».

Стихотворение «Утёс» навевает грустное настроение, поэт призывает читателя не ждать чуда от жизни, а дышать полной грудью и радоваться каждому дню. Между строк он так же призывает людей не прятаться друг от друга, а радоваться каждой, пусть даже короткой встрече, чтобы в один прекрасный миг не оказаться в «пустыне». Это стихотворение относится к разряду тех, которые хочется выучить наизусть.

«Утес», анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: