Урок литературы по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» «Самые уязвимые»
Сухомлинский Детство — это такое время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.
А какие ассоциации у вас связаны со словом детство? Составим кластер В конце урока мы вернёмся к кластеру и обсудим его. Мы с вами живем в мирное время, а как же те ребята, чье детство пришлось на годы войны?
Что довелось им пережить? Какой след оставила война в их душах? Можно ли было облегчить их страдания? В годы войны тяжело было всем, но особенно беззащитными и уязвимыми становятся дети. Мы прочитали отрывок методом инсерта. Дома сделали пометки на полях. А сейчас, чтобы глубже вникнуть в содержание текста, ответим на вопросы к рассказу. Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном отрывке?
Андрей Соколов остается главным героем всего рассказа, однако в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка. Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? Маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки после дождя. Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец, у него нет дома, он голодает.
Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны? Ванюшка незащищенный, уязвимый. Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Ванюшка не первый раз отвечает на подобные вопросы. Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец?
Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент? Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? Мы представляем, как выглядит маленький герой, как он говорит
Что еще в тексте позволяет дополнить наше представление о нем? Обратите внимание на описание поведения поступков мальчика: у чайной, в машине Андрея Соколова в момент решающего объяснения, где жил Соколов, оставшийся один на попечение хозяйки — в момент вечернего разговора
Итак, подведем итог. Какую ведущую роль в образе Вани подчеркивает его внешность, переживание, речь, поступки. Внешность, переживание, речь, поступки мальчика подчеркивают его беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость. Запишем эту черту в тетради. Чьими глазами мы в первый раз видим Ванюшку? Глазами Андрея Соколова. Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Андрею Соколову? Мальчик также одинок, как и А. Как А. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!
Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? Три дня, на четвертый день произошло решающее событие. Найдите в тексте момент, где с уверенностью можно сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика. У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу.
Чего не смогла отнять у Соколова война? Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него самого главного — человечности, стремление к семейному единению с людьми. У Соколова появился мальчик, которому нужна забота, ласка, любовь.
В чем проявляется его забота о мальчике? Одинок ли Соколов в своей способности сострадать? И в этом Соколов не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом приемного сынишку, и принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой.
Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика? Сделаем вывод: Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке? Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа — Андрея Соколова. С появлением этого персонажа становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.
Почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации? Полностью противоположны впечатления, ассоциации. Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали бы вы что-нибудь, чтобы помочь ему облегчить его страдания? Письменно ответьте на эти вопросы.
Главные герои
Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.
Андрей Соколов
Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?
Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.
Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.
Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.
Ванюша
Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.
Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.
Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?
В первую очередь, герой не сломался, хотя потерял всех близких и прошел ад на земле. Да, его глаза «словно присыпаны пеплом», но он не сдается, он заботится о беспризорном мальчике Ване. Также герой всегда поступает по совести, ему не в чем себя упрекнуть: если ему и приходилось убивать, то только ради безопасности, предательства он себе не позволял, самообладания не терял. Феноменально, что у него нет страха смерти, когда речь идет о чести и защите родины. Но такой не один Соколов, таков народ несгибаемой воли.
1 стр., 425 слов
Сочинение мужество и героизм андрея соколова в рассказе судьба человека
… Снова и снова судьба, словно обухом бьет по голове мужественного и самоотверженного человека – Андрея Соколова. Семейную жизнь его сначала разрушает голод, а потом и ужасная беда – война. Новым испытанием для мужественного человека … дрожала. На полуслове обрывает свой рассказ Андрей, и у него что-то вроде как “клокочет и булькает в горле”. Но и здесь главный герой смог пересилить себя, справиться с …
Шолохов в одной судьбе описал волю к победе всего народа, который не сломался, не согнулся под натиском сурового врага. «Гвозди бы делать из этих людей» — так говорил коллега Шолохова Маяковский. Именно эту идею писатель воплощает в своем великом творении, которое до сих пор вдохновляет нас на свершения и подвиги. Волевая сила человеческого духа, русского духа, предстает перед нами во всем своем великолепии в образе Соколова.
Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы?
Герой прошел тяготы войны, плена, концлагеря, а что же помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? Дело в патриотизме героя, юморе и при этом воле. Он понимает, что его испытания не зря, он воюет против сильного врага за свою землю, которую не уступит. Соколов не может посрамить честь русского солдата, потому он не трусит, не перестает выполнять свой военный долг, а в плену продолжает держаться с достоинством. Один из примеров – вызов героя в концлагере к начальнику Мюллеру. Соколов откровенно высказался относительно лагерной выработки: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этом донесли начальству. Героя вынесли, чтоб допросить, ему грозил расстрел. Но герой не умоляет, не показывает своего страха врагу, не отказывается от своих слов. Мюллер предлагает выпить за победу немцев, но Соколов отклоняет предложение, зато за свою погибель готов выпить даже не одну, а три рюмки, не моргнув глазом. Стойкость героя так удивила фашиста, что «рус Иван» были помилован и награжден.
23 стр., 11117 слов
Платонов Андрей «Одухотворенные люди»
… него, справа, слева и позади, стремились вперед его товарищи, и сердца их бились в один лад … а прежде это был веселый, привлекательный, но трудный человек. И вот он лежит мертвый, он остался … устал, пока двоих кончил. А теперь мне ничего. Плохо, когда ранение бывает спервоначалу, когда только … вслед комиссару, пользуясь тишиною на этой еще не остывшей от огня смертной земле. Поликарпов заметил …
Актерский состав
Приступая к поискам актеров на главные роли, Бондарчук не знал, кто будет играть мальчика. С остальными актерами все было ясно еще на стадии замысла: помимо главной роли Андрея Соколова, которую должен был исполнить сам режиссер, другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. А вот с ролью Ванечки ничего не получилось. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, он ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай — в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришел туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребенка, режиссер получил согласие — и наконец можно было приступать к съемкам.
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в своем художественном фильме «Судьба человека» (1959)
Паша Борискин в роли Ванюшки и Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в художественном фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» (1959)
Зинаида Кириенко в роли Ирины в художественном фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» (1959)
Сочинение про Ванюшу
Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются и находят друг друга. Андрей Соколов, храбро сражавшийся в горниле войны, потерял в этой войне свою семью и Ванюшка, у которого отца убили на фронте, а мать погибла при бомбежке поезда. У них общая беда – война их осиротила. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял интерес к жизни, но маленький Ванюшка спас его от горькой судьбы.
Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.
Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война
А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя
Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.
Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.
Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.
Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.
В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.Сочинение на тему Что такое Нравственность — разум сердца
С самого детства нам всегда говорят, что за все отвечает мозг. Но увы, взрослые ошибались. Нравственность – это разум сердца, а не мозга. Конечно же, мозг решает делать ли ту или иную вещь, но в итоге сердце подсказывает верный путь.
Сочинение Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика
Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек
Система образов в произведении Слове о полку Игореве
Данное великолепное произведение можно назвать как историческим, так и народным, ведь оно одновременно содержит в себе элементные части этих направленностей.
В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.
Сочинение 2
Этот рассказ очень разнообразен трогательными и мужественными персонажами
Всё внимание автора обращено на главного героя Соколова Андрея. Его образ был бы не завершенным, если бы маленького и смелого ребенка – Ванюшки
Действие в произведении происходит от лица повествующего, а также от имени главного героя. Повествующий познакомился с Соколовым по чистой случайности. Он ожидал свою машину, и в этот же момент к нему подошел мужчина с маленьким мальчиком. Главный герой принял автора за своего товарища по работе, такого же обычного шофера, каким и сам является. Именно из-за этого диалог развивается слишком откровенно. Ребенок оказался тоже смелым, и по-приятельски протягивает ручонку, чтобы поздороваться. Рассказчик её пожал, и очень удивился, что рука холодная. Он пошутил, назвав мальчика словом «старик». Тот обнял Андрея за ноги и воскликнул, что он никакой не старик, а маленький мальчик.
В данном произведении характеристика Ванюшки не очень большая, но яркая. Как уже раньше говорилось, что ему приблизительно лет 5-6. Волосы у него кудрявые, а ручки холодные и розовенькие. Глаза у мальчика светлыми и какими-то завораживающими. Автор его охарактеризовал как символ наивности и чистоты. Этому ребенку удалось согреть душу и сердце Соколова, которые многое пережили за свой период жизни.
Андрей рассказал историю своей жизни: о том, как он жил в молодости, во время войны, и какова его жизнь на сегодняшний день. Когда началась Великая Отечественная, его призвали в армию. Естественно, пришлось оставить свою семью дома, которая была довольно большая. Она состояла из жены и троих детей. В первые годы ему было более-менее легче на войне. Но после он попал к немцам в плен, из которого долго и муторно, но выбрался.
После этого он узнает, что в его дом попала бомба, в котором находились некоторые члены его семьи. Его надежда не угасала на встречу с выжившим сыном, но и его позже убивают. Андрей остался совсем один, никого у него не осталось. Но тут он неожиданно встречает мальчика Ванюшку, который тоже остался один. Судьба ребенка взволновала Андрея, и поэтому с тех пор они всегда вместе.
Ванюшка не принимал активного участия в рассказе, но он был ярким объектом, делая произведение более трогательным.
Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?
Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.
Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.
Второстепенные герои
В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.
Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.
Тест по произведению
Ванюшка в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» является прообразом чистоты и наивности. В годы войны 1941 – 1945 гг. трагически умирают родители мальчика, отец на фронте, а мать в поезде от разорвавшейся бомбы. У Ванюшки ничего и никого не осталось, ни родных, ни крыши над головой. И тут на своем жизненном пути, а именно осенью 1945 г. в Урюпинске он встречает Андрея Соколова
Все внимание в данном рассказе сосредоточено именно на этом человеке. Но описание его образа было бы не полным без мальчика Ванюшки, маленького, но сильного
Когда Андрей Соколов встречает Ванюшку, на вид ребенку лет 5 – 6. Мальчуган был весь грязный, лохматый и голодный. Мужчина берет Ванюшку на воспитание и говорит ему, что он – его отец. Мальчишка радуется этой новости, возможно в глубине души понимая, что это ложь. Ванюшка соскучился по человеческой ласки и теплоте, поэтому и принимает Андрея Соколова как отца. Ребенок очень обрадовался такой встрече, целовал, обнимал Андрея, приговаривал, что ждал и верил в то, что он найдет его.
Мужчина любит Ванюшку как родного сына, ухаживает за ним. Сначала сводил в парикмахерскую, потом искупал, а когда Ванюшка уснул, побежал по магазинам. Купил ему рубашку, сандалии и картуз. Ванюшка скучал по Андрею Соколову, когда того не было дома. Эти двое – осиротевшие люди, нашедшие друг друга.
В рассказе «Судьба человека» автор не сразу дает портретную характеристику Ванюшки. Он делает это постепенно. Рассказ ведется от лица повествователя и главного героя. При встрече с Андреем Соколовым на пристани, рассказчик внимательно рассматривает Ванечку и в тоже время шутит с ним, называя «стариком». У мальчика кудрявые русые волосы, а ручки розовые и холодные. Больше всего запомнились Ванюшкины глаза – светлые и голубые.
Этот ребенок – маленькая, но сильная личность. Он уже столько всего пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути.
Рассказ «Судьба человека» — это произведение о победе над человеческой судьбой. Мальчик маленький, но сильный духом стал смыслом жизни для человека, у которого судьба отобрала все самое дорогое, ради чего стоит жить.
Краткая характеристика
Полное имя — Иван.
Возраст — 5-6 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать и отец погибли во время войны, приёмный отец — Андрей Соколов.
Социальное положение — беспризорный ребенок.
Происхождение — не указано.
Воспитание — никто не занимался воспитанием мальчика.
Образование — не получил образование в силу возраста.
Внешность — маленький светловолосый мальчик с голубыми глазами.
Характер — добрый, наивный, доверчивый, любящий, честный, искренний, эмоциональный, преданный.
Положительные черты — нежный, добрый, милый, искренний, эмоциональный, любящий, верный.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Судьба человека».
Второстепенные герои
В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.
Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.
Тест по произведению
М. А. Шолохов – один из талантливейших русских писателей. Он — мастер создания атмосферы, колорита. Его рассказы погружают нас полностью в жизнь и быт героев. Этот писатель о сложном пишет просто и понятно, не уходя в дебри художественных обобщений. Своеобразный талант его проявился и в эпопее «Тихий Дон», и в коротких рассказах. Одно из таких небольших произведений – рассказ «Судьба человека», посвященный Великой Отечественной войне.
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»? Почему, например, не «Судьба Андрея Соколова», а так обобщенно и опосредованно? Дело в том, что эта история – не описание жизни конкретного человека, а показ судьбы всего народа. Соколов жил обычно, как все: работа, жена, дети. Но его обыденную, простую и счастливую жизнь прервала война. Андрею пришлось быть героем, пришлось рисковать собой ради защиты родного дома, семьи от фашистов. И так поступили миллионы советских людей.