Конспект по литературному чтению «мир басен дедушки крылова»(«волк и журавль»)

Про волка — житков б.с.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Жадный Волк, как и его собратья, очень любил мясо и привык его есть вместе с костями.
  2. Однажды голодный зверь настолько увлёкся поглощением любимого блюда, что его настигла нежданная беда, – одна косточка застряла в волчьем горле.
  3. Волк испугался, ему тяжело дышалось, он боялся умереть.
  4. Неподалёку оказался Журавль, который согласился помочь несчастному хищнику и длинным клювом извлёк застрявшую кость.
  5. Когда Волку полегчало, Журавль спросил его об оплате за оказанную услугу.
  6. Хищник разозлился и прогнал своего спасителя, ведь волчья «благодарность» заключалась в том, что птица осталась жива.

Слушать Басню Крылова Волк и журавль

Читает И. Ильинский

«Волк и журавль»Выполнила студентка 232 группы Вильданова И.И.

Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.Слово «басня» произошло от басня – баять – баян ­ говорить.

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец ­ Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде

Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.3

Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.3

ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ НАЗВАНИЕ БАСНИДлинноногий, длинношеий,Длиннокрылый, телом серый,А затылок голый, красный.Бродит по болотам грязным.Ловит в них лягушек,Бестолковых попрыгушек.На овчарку он похож,Что ни зуб – то острый нож.Он бежит оскалив пасть,На овцу готов напасть.4

ПОДУМАЙТЕ, О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ В ЭТОЙ БАСНЕ?5

Басня Волк и журавльЧто волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой­как знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить. Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.Поди ж, приятель, убирайся,6Видеоролик

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно представить. Какая будет первой?­ Волк сидит и что­то ест. Кости грызёт.­ Что потом случилось с Волком?­ Он подавился.(Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился).­ Как об этом сказано в тексте?Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!­ А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)8

­ Кто же оказался рядом?По счастью близко тут журавль случился.(Случился – появился.)­ Волк мог позвать Журавля – что­то ему сказать или крикнуть? Что сказано в тексте?Вот кой­как знаками стал Волк его манить…(Кой­как – с большим трудом, еле­еле.)- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)­ Зачем Волк манить Журавля? Прочитайте следующую строчку.И просит горю пособить.(Пособить – помочь.)9

­ А как Волк просит? Он же говорить не может.(Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть показать.)­ Какую мы видим картину дальше?­ Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул. Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть…­ А что произошло потом?­ Журавль «кость вытащил и стал за труд просить».10

­ Что сделал Волк?­ Прогнал Журавля.­ Прочитаем, как об этом сказано в тексте.»Ты шутишь! ­ зверь вскричал коварный, ­Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной доброжелательностью.)11

Действующие лица- Волк- Журавль- Слова автора12

Вопросы для обсуждения­ Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил кость? Каким Волк стал потом?(Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать на Журавля).­ Правильно ли повёл себя Волк?(Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил).

ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ВОЛКА. КАКОЙ ОН?Выбери качества волка и объясни почему.НЕБЛАГОДАРНЫЙДОВЕРЧИВЫЙДОБРЫЙМУДРЫЙЗЛОЙКОВАРНЫЙЖАДНЫЙХОРОШИЙ

Басня Крылова «Волк и журавль» — отличный пример поучительного повествования, которое говорит нам, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Популярные сочинения

  • Художественный рассказ о жизни княжны Марьи из романа Война и мир В романе Толстого Л.Н. «Война и мир» все героини имеют свой характер. Марья Болконская одна из таких девушек на примере которых писатель показывает какие тогда могли быть девушки.
  • Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс) Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» узнаваема даже среди тех людей, которые мало интересуются живописью. Она считается ранним произведением художника, но принесла известность автору в его юные годы.
  • Бесприданница — сочинение по пьесе Островского Пьеса Бесприданница изображает капиталистическое общество, интересующееся лишь одним — деньгами. Внутри этого общества оказывается девушка с чистой душой, судьбой которой распоряжаются другие люди

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

«Знатоком человеческих душ» справедливо называли русского баснописца, поэта, публициста Ивана Андреевича Крылова. И не зря! Его цикл басней, кажется, не пропустил ни один человеческий и социальный порок, в лёгкой форме, иронично и хлёстко высмеивая все самые неприглядные и тёмные стороны жизни. Лень, жадность, горделивость, глупость, бахвальство, заносчивость, хвастовство, хитрость и т.д. – список этот можно продолжать бесконечно. И ещё не трудно заметить, что как много лет назад (а крыловским басням исполнилось уже в среднем 200 лет), ничего в социальной природе, как и в человеческой сути не меняется и современный мир болеет теми же «болезнями». Оттого и басни Крылова до сей поры актуальны, а популярность писателя по-прежнему феноменальная. Басни входят в школьную программу, экранизируются, публикуются многочисленными тиражами.

С басней «Волк и Журавль» впервые широкий круг читателей познакомился в 1816 году из сборника «Новые басни». Произведение относится к числу басен-подражателей. Басня написана на основе текста французского баснописца Лафонтена («Волк и Аист»), но и тот был не оригинален, позаимствовав сюжет у ранних авторов, Федра и Эзопа.

О чём рассказывает басня?

Поучительная история начинается с характеристики главного героя – Волка. Автор даёт нам небольшую «справочку»: волк, когда ест, даже костей не разбирает. Это пояснение уже многое говорит нам о герое, как о жадном, неразборчивом, импульсивном персонаже.

И вот, случилось как-то Волку подавиться костью – та застряла у него в горле, и Серый стал задыхаться. На его счастье мимо пролетал Журавль, и Волк знаками попросил помочь ему. С большим усилием, засунув голову в пасть своего естественного врага, добрый Журавль вытащил кость, которая, чуть было, не убила кровожадного Волка. После проделанной работы, Журавль надеялся услышать благодарность. Но злой Волк, напротив, разразился ругательствами и угрозами в адрес своего спасителя – пусть радуется, что цела осталась птица, после того, как засунула свою голову к нему в пасть. Заканчивается басня предостережением неблагодарного Волка, чтоб Журавль больше не попадался ему на пути.

Мораль басни

И взрослого, и совсем юного читателя обескураживает наглость и неблагодарность главного героя. Когда Волку требовалась помощь, он кинулся к Журавлю, но как только ситуация кардинально поменялась, вспомнил, что мог бы и съесть своего спасителя, и коль он этого не сделал, тот должен быть ему уже за это благодарен.

Но только ли о неблагодарности эта крыловская басня? Многие литературоведы подмечают и другую мораль в этом произведении – нужно делать добро бескорыстно, не ожидая за это благодарностей. Оказав помощь Волку, Журавль не просто улетел, а стал ожидать, что Серый его отблагодарит. Совершать благородные поступки нужно по велению душу, а не в надежде получить за это что-либо.

Также есть мнение, что произведение посвящено дружбе, согласии и их пользе. Ведь только в дружбе рождаются такие бессмертные понятия, как взаимопомощь, внимательность, благодарность, благородство и прочее. «Несчастие и вред» может случиться, если люди начнут пренебрегать своими священными обязанностями, такими как товарищество и дружба – говорят нам авторы книги «Крылов и его басни».

Подведём итог: совсем не о животных, а через их «говорящие образы», Крылов рассказывает нам о помощи и неблагодарности, мнимой дружбе, добре и корысти и… недальновидности. Ведь если в следующий раз Волку понадобиться помощь, то вряд ли он её получит. Да и сам Журавль захочет ли снова помогать кому-либо, столкнувшись с такой вопиющей неблагодарностью и хамством? К сожаленью, ответ очевиден!

Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид

На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной. Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Анализ / мораль басни «Кукушка и петух» Крылова

Произведение «Кукушка и петух» Ивана Андреевича Крылова было опубликовано за три года до смерти писателя в сборнике «Сто русских литераторов».

Создание басни относится к 1834 году. К этому времени ее автор находится в почтенном возрасте, имеет многолетний стаж библиотечной работы, получает приличную пенсию за заслуги в области русской словесности. Его произведения переведены на несколько языков, а некоторые положены на музыку. В жанровом отношении – басня, по размеру – вольный ямб со смежной рифмой. Лексика богатая, исконно русская, сюжет оригинальный, сатирический. Стрелы направлены против литературной братии, а именно – Н. Греча и Ф. Булгарина. Оба много писали и имели успех у публики, а последний неоднократно становился мишенью пушкинских эпиграмм

Поэт не выносил модного автора, высмеивал осторожность его критических статей и верноподданнический тон. За несколько лет до И

Крылова А

Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам

Крылова А. Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам.

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

Мораль басни Волк и журавль (09:13:00 29/06/2015):

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Добрый человек, а тем более настоящий товарищ и друг, как бы это для него самого трудно ни было («Волк и Журавль»), выручит из беды, хотя бы и с опасностью для своей жизни («Крестьянин и Работник»), и даже жизнь свою отдаст, спасая друга («Собака, Человек, Кошка и Сокол»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Часто люди ищут дружбы с другими только потому, что нуждаются в посторонней помощи; но как только помощь оказана, то друг не только не нужен, но даже не получает обещанной награды за свои услуги, подобно тому, как в баснях «Два мальчика» и «Волк и Журавль»; помогавший доставать каштаны не пользовался ими, а журавль даже чуть не поплатился жизнью за то, что потребовал себе награду за услугу.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл и мораль басни «Волк и журавль» (18:04:00 15/11/2016):

Своими словами, главная мысль и смысл в басне «Волк и журавль» можно выразить следующим образом – жадность всегда приводит к плохим последствиям, а тем, кто делает добро не стоит ждать благодарности от недостойных людей.

Русские народные пословицы, которые отражают суть басни Волк и журавль (15:11:00 16/04/2017):«Конь познается на горе, а друг в беде.» «Без друга в жизни туго.» «Верный друг — редкая птица.» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» «Неверный друг — опасный враг.» «Большая заслуга — выручить в беде друга.»

Анализ басни Волк и журавль (13:06:00 23/10/2017):

И.А.Крылов – известный русский баснописец, которого не зря прозвали «знатоком человеческих душ». Он как никто другой замечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придавать вымышленному образу черты настоящих людей, а через комичные ситуации показать мораль басни, актуально до наших дней. Человеческие пороки со временем не меняются и во многих героях И.А. Крылова можно легко узнать знакомых даже через много веков после создания басни.
Главным персонажем является волк, который с первых строк описывается как отрицательный герой. У баснописца он жадный, глотает все без разбору и не смотрит, что и откуда появилось. Конечно, такая безудержная жадность привела к тому, что волк поперхнулся. Тут и появляется второй герой басни – журавль.
Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль же стремится помочь, даже тому, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит о благодарности, а в ответ получает только угрозы и ругательства.
Журавль добр и сострадателен, но помощь стоит оказывать, не ожидая ничего в ответ, особенно от жадных и злых людей. Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить.

Мораль басни Волк и журавль (19:48:00 18/02/2018):

Мораль басни «Волк и Журавль» заключается в том, что настоящий друг помогает искренне и бескорыстно и не требует награды за свою помощь, потому что знает, что однажды и он может оказаться в беде. С другой стороны, из басни также можно сделать вывод: в трудной ситуации люди охотно прибегают к помощи окружающих и в этом нет ничего плохого; но плохо то, что после этого некоторые люди ведут себя неблагодарно и тут же забывают о том, кому они обязаны своим благополучием.

Популярные сочинения

Басня и ее альтернативные версии [ править ]

Кормящий волк застрял в горле маленькой костью и, испытывая ужасную боль, умолял других животных о помощи, обещая награду. Наконец Журавль согласился попробовать и, засунув длинный клюв Волку в горло, ослабил кость и вынул ее. Но когда Журавль попросил награду, Волк ответил: «Ты засунул голову в пасть волка и снова вынул ее в безопасности; это должно быть достаточной наградой для тебя». В ранних версиях, где у Федра есть журавль, у Бабрия есть цапля, но в обоих участвует волк.

История очень близко подробно к Javasakuna Jataka в буддийских писаниях

В этом случае это дятел, который выбивает кость из львиного горла, предварительно приняв меры предосторожности, открыв пасть палкой. Позже, испытав свою благодарность, дятел получает тот же ответ, что и волк, и размышляет.

От неблагородной надежды не получить
Должное вознаграждение за хорошо выполненную службу.

В еврейской версии мидраша , датируемой I веком нашей эры, рассказывается, как египетская куропатка извлекает шип из языка льва. Его награда аналогична другим пересказам. Одно из самых ранних применений этой басни относится к началу правления римского императора Адриана (117–138 гг. Н. Э.), Когда Иисус Навин бен Ханания умело использовал ее, чтобы помешать еврейскому народу восстать против Рима и снова погрузить свои головы в львиная пасть ( Бытие Рабба, lxiv., конец).

Искусство рикши из Бангладеш с изображением тигра и цапли

Примечательно, что обе восточные версии имеют политическое применение. Это в равной степени относится и к Jo Lydgate «s пятнадцатого века пересказа Isopes Fabule , под названием« Как волк обманул кран. Журавль описывается как хирург, нанятый для выполнения сложной операции, а затем обманутый из-за его гонорара. Лидгейт продолжает извлекать более широкий урок из того, как тираническая аристократия угнетает сельскую бедноту и не дает им вознаграждения за их службу.

Жан де ла Фонтен выражает свою социальную точку зрения с помощью сатиры . В « Le loup et la cigogne» (« Басни III.9») он также описывает действия крана как хирургическую услугу; но когда он просит обещанную зарплату, волк ругает его за неблагодарность. Готтхольд Эфраим Лессинг развивает сатиру еще дальше, ссылаясь на басню из своего продолжения «Больной волк». Хищник близок к смерти и, признавшись лисе, вспоминает случаи, когда он добровольно воздерживался от убийства овец. Сочувствующий лис отвечает: «Я припоминаю все подробности. Как раз в то время ты так сильно страдал от кости в горле »

В Ран БосилекВ болгарской адаптации «Удушающий медведь» аист, однажды обманутый, принимает меры предосторожности и вырывает медведю зубы, прежде чем снова лечить своего пациента, заставляя ее думать об альтернативной награде

Узнали

Он был совсем ручной, и знакомые, когда приходили, гладили его и трепали по спине, как простую собаку.

И вот раз сижу я в парке на скамейке. Меж коленями у меня уселся на земле волк и дышит жарким духом, свесив длинный язык через зубы.

Маленькие дети играли в песке, а няньки на скамейке лузгали семечки. Ребята стали подходить ко мне.

— Какая хорошая собака! Пушистая и язык красный. Не кусается?

— Нет, — говорю, — она смирная.

— Можно немножко погладить?

Я сказал волку «тубо»

Он уж это хорошо знал, и дети, кто посмелее, стали осторожно гладить

Я гладил заодно с ними, чтоб волк знал, что и моя рука тут. Няньки подходили, спрашивали:

— Не укусит?

Вдруг одна нянька подошла, глянет — да как заохает:

— Ой, матушки, волк!

Дети взвизгнули, прыгнули, как цыплята. Волк так перепугался, что волчком повернулся на месте, запрятал мне между колен свою морду и прижал уши.

Когда все немного успокоились, я сказал:

— Сами волка напугали. Видите, какой он смирный.

Но уж куда там! Няньки ребят за руку прочь тянут и оглядываться не велят. Только два мальчика, что без нянек были, подошли ко мне, стали на метр и говорят:

— Верно — волк?

— Верно, — говорю.

— Настоящий?

— Настоящий.

— Ага, — говорят, — то-то ты его себе к руке и привязал. Ну, дай еще погладить, настоящего-то.

Это было действительно так, я цепь от волка привязывал ремнем к левой руке: в случае дернется или бросится, уже от меня он не оторвется. Пусть я даже упаду с ног — все равно не уйдет.

Часть третья

Глава первая. Творцы огня

Во время очередной вылазки волчонок натыкается на странных существ, они кажутся ему очень сильными. Так произошла первая встреча с людьми, которые оказываются индейцами. В волчице индейцы узнают свою питомицу по кличке Кичи, которая сбежала из племени год назад. Индеец Серый Бобр оставляет волчицу с волчонком в племени и дает полукровке кличку Белый Клык.

Волчонку приходится привыкать к новым условиям жизни, которые не менее суровые, чем в дикой природе. Первая схватка Белого Клыка с собачьим щенком Лип-Липом заканчивается бегством волчонка. Огонь сильно обжигает любопытного малыша. Белый Клык внимательно наблюдает за людьми и считает их высшими существами.

Глава вторая. Неволя

Волчонок все больше убеждается во всемогуществе людей. Он отдает свою судьбу в чужие руки. Лип-Лип вновь затевает драку и побеждает Белого Клыка. Волчонок вынужден проявлять хитрость, чтобы раздобыть еду, он постепенно становится ловким вором. Кичи куда-то увозят, а неволя преподает Белому Клыку важный урок: никогда нельзя кусать Серого Бобра – хозяина и повелителя. Волчонок тоскует о матери.

Глава третья. Отщепенец

В индейском поселке Белый Клык прослыл пронырой, вором и зачинщиком всех драк. Охота за волчонком – любимое развлечение собак. Повинуйся сильному, угнетай слабого – вот закон, который руководит зверем. Стальные мускулы на гибком теле, быстрота, выносливость, беспощадность и ум – Белый Клык должен был стать таким, чтобы выжить.

Глава четвертая. Погоня за богами

Индейцы вышли на осеннюю охоту, и Белому Клыку представилась возможность улизнуть в лес. Однако неволя испортила волчонка: он разучился самостоятельно добывать пищу. Зависимость от людей лишила его дикой силы. Белый Клык теперь чувствует непреодолимую потребность в людском обществе и защите. Волчонок возвращается, но стоянка индейцев уже пуста. Он бежит изо всех сил, пытаясь догнать хозяев. На третьи сутки Белый Клык нападает на свежий след. Боясь наказания, он ползком приближается к костру. Серый Бобр принимает беглеца обратно и кормит. Зверь отдает всего себя воле богов.

Глава пятая. Договор

Белого Клыка запрягают в сани. Он усердно работает, слушается приказаний и подчиняется дисциплине. Лип-Лип тоже стал вожаком собачьей упряжки, и клыки его собратьев теперь направлены против него. Ни одна собака не решается забрать у волчонка его кусок мяса. Белый Клык поддерживает среди собратьев суровую дисциплину. Хозяин продолжает путешествие. В одном поселке Белый Клык разгоняет толпу мальчишек, которые набросились на сына хозяина. За этот поступок хозяин дает волку кусок мяса. Белый Клык усваивает закон, что собственность хозяина надо охранять. Преданность человеку становится смыслом жизни для Белого Клыка.

Глава шестая. Голод

Годовалый волчонок возвращается в старый поселок. Ему уже не страшны взрослые собаки. Старый седой пес Бэсик пытается отобрать у Белого Клыка кость, но получает достойный отпор. В конце поселка у нового вигвама Белый Клык встречает Кичи, но волчица не узнает подросшего малыша и отгоняет его. У Кичи появился новый выводок. Теперь мать и сын не нужны друг другу.

Когда Белому Клыку шел третий год, в поселке начался голод. Индейцы стали есть даже собак. Волку приходится убежать в лес, где он питается мелкими зверьками. Случайно Белый Клык встречает в лесу старого врага Лип-Липа и расправляется с ним. К лету Белый Клык приходит в поселок, где голод кончился. Хозяйка рада его возвращению и кормит свежей рыбой.

«Басни Крылова» — сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Прозевал

Аннушка так приучила волка, что он за ворота один ни за что. Подойдет к калитке, глядит на улицу, носом воздух тянет, нюхает, рычит на проходящих собак, но за порог лапой не переступает. Может быть, сам он боялся один выскакивать.

Вот я раз вернулся домой. Аннушка сидела во дворе, шила на солнышке под окном, а волк у ней в ногах клубком лежал — серая большая животина. Я окликнул; волк вскочил ко мне. И туг я вспомнил, что не купил папирос. А разносчик стоял в десяти шагах от ворот с лотком. Я выскочил из ворот; волк — за мной. Беру у разносчика сдачу и слышу сзади собачий лай, рявканье, склока. Оглянулся — ай, беда! Сидит мой волк, прижался в угол ворот, а две большие собаки набросились, приперли его, наступают. Волк головой крутит, глазищи горят, и зубы ляскают быстро, как выстрелы: хляст! хляст! Вправо, влево?

Собаки напирают, ищут местечка, где б ухватить, и лай такой стоит, что моего крика не слышно.

Я бросился к волку. Собаки, видно, поняли, что вот человек бежит им на помощь, и одна бросилась на волка.

Мигнуть не успел, как волк рванул ее за загривок и швырнул на мостовую. Она покатилась и с визгом пустилась прочь. Другая прыгнула за меня.

Волк ринулся, сбил меня с ног, но я успел ухватить его за ошейник, и он проволок меня шага два по мостовой. Лоточник с лотком — скорей в сторону. А волк рвется, я на спине барахтаюсь, но ошейника не отпускаю. Тут выбежала из ворот Аннушка. Она забежала спереди и уткнула волчью морду к себе в колени.

— Пускайте, — кричит, — я уж взяла!

Верно: Аннушка взяла волка за ошейник, и мы вдвоем увели его домой.

Когда я потом вышел за ворота, то увидел кровь.

Кровавая дорожка шла через площадь, куда побежала собака.

Я вспомнил, что на наш скандал собралось смотреть много народу, а из окон высунулись жильцы, и кто-то кричал:

— Бешеная! Бешеная!

Это кричала генеральша, что жила надо мной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: